ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 7
1.1 Обучение произношению как раздел коррекционной работы с
дошкольниками с нарушениями слуха 6
1.2 Особенности произносительной стороны речи у детей, имеющих
нарушения слуха 14
1.3 Подходы к коррекции произношения слов у дошкольников с нарушениями
слуха 17
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ПРОИЗНОШЕНИЯ СЛОВ ДОШКОЛЬНИКАМИ 4-5 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 24
2.1 Организация констатирующего эксперимента и методика обследования
навыка произношения слов детьми с нарушениями слуха 24
2.2 Количественный и качественный анализ результатов констатирующего
эксперимента 28
2.3 Методические рекомендации по коррекции навыка произношения слов у
детей 4-5 лет с нарушениями слуха 38
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность исследования связана со значительным увеличением детей с нарушениями слуха. Отечественная и зарубежная статистика показывают, что число таких детей с каждым годом все увеличивается.
Также актуальность рассматриваемой проблемы связана с тем, что снижение слуха негативно сказывается на развитии и формировании речи. Так как роль слуха в речевом развитии детей является решающей, то его недостаток является препятствием для становления и формирования речи. У ребенка с нарушением слуха наблюдаются трудности в произношении. Чем значительнее нарушение слуха, тем сильнее это сказывается на состоянии речи. При недоразвитии речи или ее отсутствии у ребенка возникают трудности в общении, во взаимодействии с окружающими людьми. Детям с нарушением слуха сложно общаться с окружающими их людьми в связи с тем, что у них либо вообще отсутствует речь, либо имеются трудности в произношении слов.
Развитие произносительных навыков у дошкольников с нарушениями слуха является важным, так как, именно, устная речь является средством общения и познания окружающей действительности.
Проблему сформированности произношения слов у дошкольников с нарушениями слуха рассматривали многие ученые, такие, как Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, Т.И. Обухова, К.А. Волкова, Л.П. Назарова, Л.А. Головчиц, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и другие.
Исследователи Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина и Н.Д. Шматко говорят о важности влияния произносительной стороны речи детей на взаимодействие с окружающими их людьми.
Т.И. Обухова говорит о том, что работа над словом является важной в общей системе развития речи.
Ученые К.Г. Коровин, И.М. Гилевич и Н.Ю. Донская утверждают, что неполноценность слухового восприятия у слабослышащих детей влияет на их произношение, которое становится недостаточно членораздельным, и это в свою очередь не позволяет таким детям в необходимой мере использовать устную речь как базу для овладения языком.
По мнению Л.А. Головчиц, в процессе занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению происходит формирование навыков слухо-зрительного восприятия речевого материала, что имеет важное значение для улучшения произносительной стороны речи.
Таким образом, сформированность произносительной стороны речи дошкольников с нарушениями слуха является актуальной проблемой.
Проблема исследования: поиск методов, приемов и средств коррекционной работы, которые могли бы помочь сформировать произношение у дошкольников с нарушениями слуха.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по коррекции произносительной стороны речи на материале слов в соответствии с выявленными особенностями у дошкольников 4-5 лет с нарушениями слуха.
Объект исследования: произносительная сторона речи.
Предмет исследования: особенности произношения слов у детей 4-5 лет с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у дошкольников 4-5 лет с нарушениями слуха будут выявлены некоторые особенности произношения слов. Данные особенности могут проявится в:
• Нарушении разборчивости речи и ее слитности;
• Недостаточном развитии речевого дыхания;
• Нарушении звуко-слоговой структуры слов;
• Неправильной постановки ударения в словах.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования нами решались такие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) Провести констатирующий эксперимент по выявлению у детей 4-5 лет с нарушениями слуха особенностей произношения слов;
3) Составить методические рекомендации по коррекции выявленных особенностей в произношении слов у дошкольников 4 -5 лет с нарушениями слуха.
Методы исследования определялись исходя из поставленных задач. Нами использовались такие методы: библиографический (психолого-педагогический анализ литературы); констатирующий эксперимент с использованием методики Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской по развитию слухового восприятия и обучения произношению и альбома для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской; количественный и качественный анализ. Исследование проводилось на базе МБДОУ города Красноярска. В экспериментальном исследовании участвовали пять детей в возрасте 4 -5 лет. У данной группы детей имеются нарушения слуха, а именно, тугоухость. У некоторых детей сенсоневральная, а у некоторых нейросенсорная тугоухость, 3 или 4 степени.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней предложены методические рекомендации по коррекции навыка произношения слов у детей 4-5 лет с нарушениями слуха, а также дидактический материал, которые могут быть использованы педагогами в реализации воспитательно-образовательного процесса дошкольной образовательной организации.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя шесть параграфов, а также заключения, источников литературы в количестве 67 и 5 приложений.
Обучение произношению является важной составляющей в работе над развитием речи дошкольников с нарушениями слуха. Изучив литературу по проблеме нашего исследования, мы выяснили, что произносительные навыки дошкольников с нарушениями слуха имеют определенные особенности и что без специально организованной и систематической работы, устная речь детей с нарушениями слуха не может улучшаться и быть средством общения с другими людьми.
Наше исследование было направлено на изучение особенностей навыка произношения слов детьми дошкольного возраста 4-5 лет с нарушениями слуха, составление методических рекомендаций, разработку дидактических игр и дидактического материала по данному направлению.
Разработанные нами дидактические игры вызывают у детей интерес к занятиям, стимулируют их мыслительную деятельность, способствуют более быстрому усвоению материала, что способствует развитию навыка произношения у детей с нарушениями слуха.
Разработав методику экспериментального изучения произносительных навыков, мы провели констатирующий эксперимент, с помощью которого выявили особенности произношения детей среднего дошкольного возраста с нарушением слуха.
В процессе коррекционной работы дети должны овладеть навыками слитного произношения слов с правильным воспроизведением всех звуков, с соблюдением ударения и требований орфоэпии [55].
У детей с нарушениями слуха имеются такие особенности как сравнительно медленный темп речи, не точное и с некоторыми ошибками произношение звуков и их сочетаний, ошибки в ударении.
Цель и задачи, которые были нами поставлены, достигнуты. Данные, которые мы получили подтвердили нашу гипотезу о том, что дошкольники с нарушениями слуха имеют некоторые особенности в развитии произносительной стороны речи, а разработка дидактических материалов и подборка эффективных методов, приемов и средств может повысить эффективность коррекционной работы.
1. Аксенова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Беляков Л.И. и др.; Под ред. Назаровой Н.М. 2-е изд., стереотип. - М., 2001. 394 с.
2. Словарь-справочник по специальному образованию [Текст]: / авторы-сост. Алексеев О.Л., Коркунов В.В., Филатова И.А. - Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. 192 с.
3. Андреева Е.И. Психологическое основы обучения глухих детей произношению. Л., 1997. 367 с.
4. Андреева Л.В. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений / Андреева Л.В.; Под науч. ред. Назаровой Н.М., Богдановой Т.Г. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 576 с.
5. Антипова Ж.В., Давидович Л.Р., Дианова О.Н. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников. Учебник. Под. Ред. Микляевой Н.В. - М.: ИНФРА-М, 2016. 313 с.
6. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / Арушанова А.Г. - М., 2005. 120 с.
7. Беляева О.Л., Давыдова О.Г. Теория и практика современной дошкольной сурдопедагогики: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. 232 с.
8. Беляева О.Л., Карпова Г.А. Современная сурдопедагогика: из прошлого в настоящее. Учебное пособие. Издание 2-е, дополненное и исправленное. Красноярск, 2016. 232 с.
9. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.
240 с.
10. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. 2 -е изд. — М.: Просвещение, 1988. 128 с.
11. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. — М.: Советский спорт, 2004. 304 с: ил. — (Золотые страницы сурдопедагогики).
12. Вакуленко Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи: Психология детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие. Жанр: Разное. Издательство: Инфра-М, Форум, 2015. 272 с.
13. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с.
14. Волкова К.А. Методика обучения глухих детей произношению: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. - Москва: ВЛАДОС, 2008. 224 с.
15. Волкова К.А. Формирование у глухих учащихся навыка самоконтроля над произношением / Вопросы сурдопедагогики. - М., 1972. 85-98 с.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. Матюшкина А.М. - М.: Педагогика, 1983. 368 с.
17. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. 654 с.
18. Развиваем речь у детей 3 - 4 лет. Произношение звуков, грамматический строй речи, словарный запас, связная речь / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.; худож. Афоничева Е.А. — Ярославль: Академия развития, 2008. 64 с.
19. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - М.: Акцидент, 1995. 64 с.
20. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
21. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. (4-5 лет) Средняя группа. ФГОС. - М.: Мозаика Синтез, 2014.
22. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 304 с. -
(Коррекционная педагогика)
23. Денисова O.A. Учет особенностей произношения глухих детей дошкольного возраста с целью реализации дифференцированного подхода в формировании устной речи / Российская оториноларингология. 2006. 76-79 с.
24. Денисова О.А., Кобрина Л.М. Основы сурдопедагогики: учебное пособие. - М., 2005.
25. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Носковой Л.П. - М.: Просвещение, 1993.
26. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. 486 с.
27. Ермакова Т.П., Головешкина Ю.Л., Салугина Я.Л. Развитие речи и движений у детей 4-7 лет: игры и упражнения - М.: ТЦ Сфера, 2018. 64 с.
28. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - Москва: «Просвещение», 1973. 80 с.
29. Развитие речи / Психология детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 1964. 53 с.
30. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом / Науч. ред. проф. Королева И.В. - СПб: Умная Маша, 2010. 200 с.
31. Карпова Г.А. Основы сурдопедагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Карпова Г.А. - Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. 354 с.
32. Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение рус. яз., чтению, произношению / Коровин К.Г., Гилевич И.М., Донская Н.Ю. и др.; Под ред. Коровина К.Г. - М.: Просвещение, 1995. 160 с.
33. Королева И.В. Учимся слушать и говорить, играя: Сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с нарушенным слухом / И.В. Королева. - СПб.: КАРО, 2014. 56 с.
34. Королева И.В., Янн П.А. Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей и педагогов. СПб.: КАРО, 2011. 240 с.
35. Корсунская Б.Д. Методика обучения словесной речи глухих дошкольников. - М.: Просвещение, 1968. 149 с.
36. Кузьмичева Е.П. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З.; под ред. Назаровой Н.М. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. 336 с.
37. Кузьмичева Е.П., Яхина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования; под ред. Назаровой Н.М. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. 336 с.
38. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. М: Просвещение, 1971. 348 с.
39. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М., 1991. 186 с.
40. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. Пед. Учеб. Заведений / Лямина Г.М.; сост. Алексеева М.М., Яшина В.И. - Москва.: Академия, 2000. 400 с.
41. Актуальные проблемы обучение и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Сборник статей; под ред. Микшиной Е.П. - СПб.: ООО «Арт бук», 2011. 96 с.
42. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для вузов - М.: Феникс, 2006. 382 с.
43. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. - СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. 80 с.
44. Новикова О.О. Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом / Новикова О.О., Новицкая И.П., Шматко Н.Д. / Дефектология, 1994. №2. С. 42-47.
45. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. Учебное пособие. Издание 4-е, переработанное и дополненное. СПб.: КАРО, 2006. 144 с.
46. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. М.: ВЛАДОС, 2004. 344 с.
47. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программы (для специальных дошкольных учреждений). Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение», 1991.
48. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Носкова Л.П., Соколова Н.Д., Гаврилушкина О.П. и др.; Под ред. Носковой Л.П. — М.: Просвещение, 1993. 224 с.
49. Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Учеб. метод. пособие. — Мн.: БГПУ, 2005. 48 с.
50. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 224 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).
51. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д., Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом. - М.: Советский спорт, 2004. 39 с.
52. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Методические рекомендации к альбому для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом. - М.: Советский спорт, 2004. 28 с.
53. Петрова О.А. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха - СПб.: Речь, 2008. 50 с.
54. Рау Ф.Ф. Устное слово. Методическое пособие по развитию устной речи и обучению грамоте детей с нарушенным слухом. - М.: Советский спорт, 2004. 120 с.
55. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. 191 с.
56. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / [Багрова И.Г. и др.]; под ред. Речицкой Е.Г. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 655 с.
57. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. Селиверстова В.И. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 400 с.
58. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Сохин Ф.А. - Москва: Просвещение, 1984. 75 с.
59. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / [Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. и др.]; под ред. Стребелевой Е.А. - 5-е изд. — М.: Просвещение, 2014. 182 с. + Прил. (248 с.: ил.).
60. Специальная дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Баенская Е.Р., Басилова Т.А., Венгер А.Л. и др.]; под ред. Стребелевой Е.А. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. 352 с.
61. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. — М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. 256 с.
62. Феклистова С.Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: Учеб. метод. пособие. - Мн.: БГПУ, 2008. 67 с.
63. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. - М.: Просвещение, 1989. 223 с.
64. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М.: Профессиональное образование, 1993. 232 с.
65. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». — М.: Просвещение, 1989. 239 с.
66. Шматко Н.Д. Если малыш не слышит...: Пособие для учителя / Шматко Н.Д., Пелымская Т.В.; Предисл. и послесл. Корсунской Э.А. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2003. 204 с.
67. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Яшина В.И., Алексеева М.М.; под общ. ред. Яшиной В.И. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. 448 с.