Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №156752

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы180
Год сдачи2021
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения профессионального развития младших школьников 7
1.1. Подходы к пониманию профессионального развития и
профессионального самоопределения 7
1.2. Особенности профессионального развития и профессионального
самоопределения младших школьников 27
1.3. Способы содействия профессиональному развитию младшего
школьника 35
Выводы по Главе 1 43
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению профессионального развития младших школьников 45
2.1. Методическая организация исследования 45
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 52
2.3. Программа занятий, направленных на профессиональное развитие младших школьников 81
Выводы по Главе 2 94
Заключение 96
Список используемых источников 98
Приложения

«Все профессии важны, все профессии нужны», - написано в одном стихотворении. И сейчас, в наше время стремительного изменения мира и ритма жизни, тема профессий и их выбора стоит очень остро. Ведь с самого детства мы видим вокруг огромный выбор абсолютно разных профессий - от педагога до садовника — и все они приносят пользу человечеству. Каких-то несколько десятков лет назад были популярны совсем другие профессии, чем сейчас. Появлению большего разнообразия профессий в настоящее время послужил интернет, к которому современные дети имеют полный доступ. И очень важно рассмотреть влияние этих профессий на профессиональное самоопределение и развитие будущих взрослых.
Выбор профессии, профессиональное самоопределение и знания о теме «профессия» важны для любого человека. Очень часто люди меняют свою профессию несколько раз в жизни, а некоторые совсем не работают по своей специальности. По данным исследования Федеральной службы государственной статистики (Росстат) 2012 года, в России 87% трудоспособного населения имеют профессию, подтвержденную дипломом или другим документом, но почти 60% россиян работают не по специальности [50]. Многие психологи и учёные рассматривали эту тему в своих работах. Из отечественных психологов можно выделить Э.Ф Зеера, Е.А. Климова, А.К. Маркову, Н.С Пряжникова, Л.Б. Шнейдер. Они рассматривают стадии профессионального развития, основываясь на разных понятиях (например, профессиональная идентичность или уровень профессионализма личности.), выделяют понятия (например, профессиональное самоопределение, профессиональная направленность и др.), разрабатывают классификации профессий и их характеристики.
Так же этой темой занимались и зарубежные психологи, такие как Э. Гинзберг, Д. Сьюпер, Д. Холланд. Они также выделяют стадии профессионального развития (на основе Я-концепции, компромисса с реальностью и др.), классифицируют профессии.
Анализ научной литературы показал, что существует много работ, посвященных рассмотрению профессионального самоопределения и развития подростков и юношей. Но работ по рассмотрению этих же явлений относительно младших школьников в разы меньше, и именно это послужило основанием для выбора темы, т.к. мы считаем, что этот период жизни очень важен для человека в его профессиональном развитии и в его будущем выборе профессии, и его необходимо изучать.
Цель исследования — на основе изучения особенностей профессионального развития разработать программу по повышению уровня профессионального развития младших школьников.
Объект исследования - процесс профессионального развития личности.
Предмет исследования - особенности профессионального развития в младшем школьном возрасте.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что профессиональное развитие современных младших школьников:
1) характеризуется преимущественно средним уровнем развития, который проявляется в частичном понимании своих способностей, особенностей, являющихся основой для предпочтения будущей профессии, в положительном отношении к труду, сформированности начальных представлений о мире профессий;
2) отличается предпочтением профессий, связанных с технологиями и работой в сети Интернет;
3) может быть активизировано в процессе реализации программы внеурочной деятельности, направленной на помощь младшему школьнику в исследовании своих способностей применительно к рассматриваемой профессии, формирование положительного отношения к труду, расширение представлений младшего школьника о мире профессий.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научную литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить подходы к пониманию понятий «профессиональное развитие» и «профессиональное самоопределение».
3. Проанализировать особенности профессионального
самоопределения и профессионального развития современных школьников в начальной школе.
4. Подобрать методы для диагностики профессионального развития младших школьников.
5. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей профессионального развития в младшем школьном возрасте.
6. Описать особенности профессионального развития в младшем школьном возрасте.
7. Составить программу внеурочной деятельности, направленную на повышение уровня профессионального развития младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, сравнение, обобщение.
2. Опросные методы (анкета).
3. Тестирование.
4. Метод свободных ассоциаций.
5. Метод незаконченных предложений.
6. Количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база: исследование проходило на базе МБОУ
СШ №98 города Красноярска. В эксперименте принимали участие обучающиеся 4 классов в возрасте 9-10 лет, всего 42 человека.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХI века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема профессионального самоопределения и профессионального развития сейчас очень актуальна как никогда. Начиная с начала XX века, многие психологи и педагоги занимаются исследованием этой темы и продолжают это делать.
Мы рассмотрели понятия, которые связанны с профессиональным развитием; подходы к пониманию «профессионального развития» и его периодизации; какие факторы влияют на профессиональное развитие человека; из каких компонентов состоит профессиональное развитие и что развивается у младших школьников; как можно диагностировать изменения компонентов профессионального развития у младших школьников.
Для проведения эксперимента был подобран диагностический комплекс для определения уровня профессионального развития младших школьников.
В результате было выявлено следующее: большинство младших школьников относятся к труду положительно, знают свои способности и особенности, могут их соотносить с выбором будущей профессии; у обучающихся присутствуют такие ценностные ориентации, как дружба, помощь другим, направление на себя, семья; учащиеся 4-х классов считают, что профессия и труд должны приносить человеку удовольствие, нравиться ему.
Исходя из результатов исследования можно сделать вывод о том, что большинство младших школьников имеют средний уровень профессионального развития, самыми предпочитаемыми профессиями являются профессии, связанные с технологиями и интернетом и профессии, связанные с хорошей физической подготовкой, служению государству .
Очень важно рассматривать профессиональное развитие человека, особенно младшего школьника, чтобы помочь ему в дальнейшем выборе действительно нужной и комфортной для него профессии, в которой он мог бы задействовать все свои способности, силы, интересы, ценности и принес бы максимальную пользу обществу.
Так же очень важна поддержка родителей и педагогов в этом вопросе, важна их помощь в формировании представлений ребёнка о себе, о своих способностях и интересах, представлений о труде и огромном мире профессий, в котором каждый может найти то, что ему понравится.
Полученные результаты явились основой составления программы занятий, целью которой является повышение уровня профессионального развития младшего школьника на основе расширения представлений о мире профессий.
Результаты исследования могут быть полезны учителям, родителям, студентам, интересующимся этой проблемой.



1. Абдурахманов Р.А. Возрастная психология (в четырёх частях). Часть 2: Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте. Рабочий учебник для ВУЗов. М.: Современный Гуманитарный Университет, 1999. 280 с.
2. Абульханова-Славская А.К. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 230с.
3. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности //
Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. 219 с.
4. Антонова М. В., Максимкина О. И. Педагогическое
сопровождение процесса социально-профессиональной ориентации младших школьников // Вестник Московского государственного педагогического университета. Педагогика и психология. 2017. № 2 (40). С. 76-82.
5. Барышева В.И., Сергей Н.П., Лобашева Е.В.
Профориентационная работа в начальной школе // Вопросы науки и образования. 2019. №9 (55)
6. Блинов В. Блог Василия Блинова. Новый список самых популярных профессий в интернете 2020 года [Электронный ресурс] URL: https://iklife.ru/internet-professii/novyj-spisok-vse-samye-vostrebovannye.html(Дата обращения 26.05.2021)
7. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности : учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Per Se, 2006. 511 с.
8. Бодров В. А., Сыркин Л. Д. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психологический журнал. 2003. № 1. С. 73-81.
9. Буйлова, Л. Н. Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности // Молодой ученый. 2015. № 16 (96). С. 403-408.
10. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. №2.
11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3.
12. Деркач А.А., Назаров С. А. Профессиональное самоопределение: сущность, структура, содержание // Акмеология. 2018. №1 (65).
13. Елькина О. Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьниковв //Начальнач школа плюс До и После. 2004. № 4. С. 38-42.
14. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Программы
общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно методический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной
деятельности в начальной школе. М.: Астрель, 2012. 190 с.
15. Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2012. №5.
16. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга,
2003. 336 с.
17. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2006. 240 с.
18. Землянская Е. Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников // Начальная школа. 2002. № 12. С.40-43.
19. Каверина Р.Д. Мир профессий: Человек - техника. М.: Молодая гвардия, 1988. 335 с.
20. Каверина Р.Д. Мир профессий: Человек - человек. М.: Молодая гвардия, 1986. 300 с.
21. Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное
становление студента. Мн.: Изд-во БГУ, 1983. 111 с.
22. Квашина С.Ю.,Борисейко В.А. Социальное проектирование в ранней профориентации школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 1. С. 63-66.
23. Киселёва Т.В. Профессиональное становление педагога в инновационной образовательной среде общеобразовательной школы. Дис. канд. пед. наук. М.: 2003. 217 с.
24. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004. 336 с.
25. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400с.
26. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений М.: Издательский центр «Академия», 2005. 304 с.
27. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы
профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. С. 102.
28. Климов Е.А. Психология труда, как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопросы психологии, 1983. №1. С. 102—108.
29. Колганова Т.А. Возрастные особенности и специфика организации профориентационной работы среди детей младшего школьного возраста // Профессиональная ориентация. 2019. №1.
30. Котельникова, Г. Н. Формирование интереса к трудовой деятельности у младших школьников в процессе выполнения профессиональных проб : монография // Ханты-Мансийск : РИО Ин-та развития образования, 2008. 200 с.
31. Котухов А. Н., Моисеев А.А. Профессиональная направленность: сущность и структура. // Молодой ученый. 2017. № 12 (146)
32. Крупина И.В. Роль семьи в профориентации и подготовке детей к труду // Школа. 2001. № 2. С.7-9.
33. Кручинин В.А., Комарова Н.Ф. Психология развития и возрастная психология; Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. 219 с.
34. Кузьмина Н.В., Деркач, А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. 140 с.
35. Левиева С. Н. Мир профессий: Человек - природа. М.: Молодая гвардия, 1985. 383 с.
36. Левиева С. Н., Шнейдеров В. С. Мир профессий: Человек - знаковая система. М.: Молодая гвардия, 1988. 351 с.
37. Лыбашева Л.Н. Примерные требования к содержанию и оформлению рабочей программы курса внеурочной деятельности (ФГОС ОО) [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/articles/684003
38. Мальцева Л.В. Теоретические подходы к изучению сущности профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Курганского государственного университета. 2008. №2 (12).
39. Маркова А.К. Психология профессионализма М.: «Знание», 1996. 308с.
40. Невзоров В.П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровневого университетского образования в регионе. Дис. канд. пед. наук. М., 2003
41. Понамарева Е.В. Особенности профориентации младших школьников: мат-лы. Междунар. науч.-практ. Конф. (Кемерово, 11 апреля
2018 г.) // Департамент образования и науки Кемеровской области,
Отделение профессионального образования Российской академии образования, Академия педагогических наук Казахстана, ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет». Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2018 С. 197-199.
42. Пец О.И. Профессиональная направленность личности // Современная наука. 2014. №1.
43. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание
профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 159 с.
44. Поварёнков Ю.П. Психологическая характеристика
профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества // Сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПУ, 2003. С. 154-163.
45. Попова Е.В. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: методические рекомендации // Творожникова. Сыктывкар: ГАУ РК «РИЦОКО», 2011. 66 с.
46. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Инс-т практ.психол., 1997. 304с.
47. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: «Академия», 2007.503 с.
48. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 287 с.
49. Пряжников Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и
человеческого достоинства: Учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по направлению и спец. «Психология». М.: Акад., 2003. 476 с.
50. РИА Новости Почти 60% россиян работают не по специальности. Росстат. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20120813/722231749.html(Дата обращения: 10.06.2020)
51. Седых А.Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию профессий и карьеры (к 90-летию со дня рождения известного учёного) // Южно-российский журнал социальных наук. 2009. №4.
52. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников: Введение в мир профессий // Начальная школа. 2007. 16-31 января (№ 2). С.23-41.
53. Семенова Т.Д. Методическая разработка по теме
Профессиональная ориентация младшего школьника. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-
rabota/2013/12/19/professionalnaya-orientatsiya-mladshego-shkolnika (Дата
обращения: 10.06.2020)
54. Смирнов А. И. Мир профессий: Человек - художественный образ. М.: Молодая гвардия, 1987. 383 с.
55. Теория профессионального развития Д. Сьюпера. [Электронный
ресурс] URL:
https://studme.org/46972/psihologiya/teoriya_professionalnogo_razvitiya_syupera(Дата обращения: 10.06.2020)
56. Трудовое воспитание, задачи, содержание и методы
[Электронный ресурс] URL: https://studfile.net/preview/2381241/ (Дата
обращения: 01.12.2020)
57. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/(Дата обращения 26.05.2021)
58. Хитрич Н.А. Профориентация младших школьников
[Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/proforientaciya-mladshih- shkolnikov-3347563.html (Дата обращения 26.05.2021)
59. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Критерии и
показатели готовности обучающихся к профессиональному
самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 9. С. 10-16.
60. Шляпникова, О. А. Профессиональное развитие личности: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2012. 132 с.
61. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учебное пособие. М. : Рос. акад. образования, Моск. психолого-социал. ин-т, 2004. С. 354 - 599.
62. Эмильбекова А.Э. Профессиональное становление и динамика профессиональной идентичности на разных этапах формирования личности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. №1 (790).
63. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
[Электронный ресурс] URL:
https://psychology_pedagogy.academic.ru/13775/профессиональное_развитие (Дата обращения: 10.06.2020)
64. Holland, J.L. Making vocational choices: A theory of vocation personalities and work environments. 3rd Edition. Eutz, FE: Psychological Assessment Resources, 1997. 303 p.
65. Super D. E. The psychology of careers. N.Y.: Harper & Brothers, 1957. 187 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ