ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ РЕГУЛЯТОРНОЙ ДИСГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3-Х КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие дисграфии, её симптоматика и классификации 9
1.2. Особенности письменной речи детей с ОНР III уровня 17
1.3. Обзор методик по выявлению нарушений письменной речи
детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня 24
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 30
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов обследования особенностей проявлений и
механизмов дисграфических ошибок на пропуски, замены и перестановки букв у обучающихся 2-3 - х классов с ОНР III уровня 43
2.3. Методические рекомендации по преодолению дисграфических ошибок у обучающихся 2-3 - х классов с ОНР III уровня 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие дисграфии, её симптоматика и классификации 9
1.2. Особенности письменной речи детей с ОНР III уровня 17
1.3. Обзор методик по выявлению нарушений письменной речи
детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня 24
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 30
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов обследования особенностей проявлений и
механизмов дисграфических ошибок на пропуски, замены и перестановки букв у обучающихся 2-3 - х классов с ОНР III уровня 43
2.3. Методические рекомендации по преодолению дисграфических ошибок у обучающихся 2-3 - х классов с ОНР III уровня 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), который утвержден приказом 1598 Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года, коррекция нарушений устной речи, а также коррекция и профилактика нарушений чтения и письма является одним из требований к осуществлению коррекционной работы с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) [51].
Младшие школьники с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют значительную часть обучающихся общеобразовательных школ. Проявления речевой недостаточности у таких детей приводят к сложностям в усвоении школьной программы, а особенно программы по русскому языку.
Отечественными исследователями достаточно глубоко изучена и подробно описана речевая симптоматика детей ОНР. Однако особенности неречевых процессов детей данной категории изучены недостаточно.
Опираясь на принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р.Е., 1968) [40], отметим, что для детей с ОНР характерно недостаточная устойчивость и распределение внимания, низкая продуктивность запоминания, для многих характерна ригидность мышления, недостаточная сформированность навыков самоконтроля и регуляции деятельности. Все перечисленные особенности снижают качество учебной деятельности детей с ОНР и письма в том числе.
Трудности в овладении письмом детьми с ОНР рассматривались в работах О.Е. Грибовой, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной, С. Б. Яковлевой, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, И.К. Колповской и др [19, 23, 27, 37, 47, 61, 68, 81 ].
В научных трудах А.Н. Корнева, Е.И. Кириченко, В.В. Ковалева, В.А. Ковшикова [24, 25, 26] упоминается, что нарушение письма у детей с ОНР часто сопровождается рядом особенностей: психофизический инфантилизм, выраженная неравномерность психического развития и недостаточность психических функций в целом. Дети данной категории имеют все предпосылки к проявлению недостаточности регуляторных процессов.
Исследованием процесса письма с точки зрения нейропсихологического подхода занимались такие ученые как: А.С. Лурия, Т.В. Ахутина, Т.А.Фотекова, А.Н. Корнев, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович и др [5, 29, 43, 58, 75].
Однако особенности проявлений регуляторной дисграфии именно у младших школьников с общим недоразвитием речи изучены не достаточно. По нашему мнению, необходимо комплексное сопоставительное исследование особенностей речевой и неречевой симптоматики при таком виде отклоняющегося развития как ОНР. Для продуктивной и целенаправленной коррекционной работы по преодолению дисграфии на основе дисфункции третьего блока мозга у детей данной категории необходимо поэтапно изучить все характерные черты и механизмы образования дисграфических ошибок. Это подчеркивает актуальность проблемы, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Исходя из вышесказанного, проблема исследования состоит в недостаточной разработанности научно-практических материалов по преодолению регуляторной дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на основе комплексного подхода с учетом механизма ошибок на письме и компонентов познавательной деятельности.
Объект исследования: письменная речь обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
Предмет исследования: симптоматика и механизмы дисграфических ошибок у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
Гипотеза:
1. Под регуляторной дисграфией мы понимаем нарушение письменной речи, связанное с дисфункцией 3 блока мозга и обусловленное недостаточностью произвольной регуляции действий, а именно функций программирования и контроля.
2. Мы предполагаем, что несформированность речевых и неречевых предпосылок процесса письма имеют непосредственное влияние на проявление дисграфических ошибок на замены, пропуски и перестановки букв у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
3. Выявленная взаимосвязь, позволит нам составить методические рекомендации для логопедической работы по преодолению дисграфии у данной категории детей.
Цель исследования: определить особенности проявления и механизмы дисграфических ошибок на пропуски, замены и перестановки букв у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
В соответствии с поставленной проблемой, целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические источники по проблеме исследования.
2. Уточнить симптоматику дисграфических ошибок у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
3. Выявить особенности звукопроизношения, дифференциации фонем, звукового анализа и синтеза, мотивационно-энергетического и регулятивного компонентов у обучающихся данной категории.
4. Проанализировать взаимосвязь дисграфических ошибок с несформированностью речевых предпосылок процесса письма, с одной стороны, и неречевых психических процессов, с другой стороны.
5. Составить методические рекомендации по преодолению дисграфии у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня, с учетом симптоматики и механизмов проявления дисграфических ошибок на письме.
Методологической базой и теоретической основой исследования являются:
— положения Л.С. Выготского и А.Р. Лурия о системном строении высших психических функций;
— представление о трех функциональных блоках мозга, учение о мозговой организации и самоадаптации человека, методы клинической нейропсихологической диагностики (А.Р. Лурия);
— положение о поэтапном формировании умственных действий П.Я. Гальперина;
— положение о системно-динамической локализации психических функций (А.Н. Леонтьев);
— положение о психологическом базисе письма и его развитии в процессе онтогенеза (Р.Е. Левина);
— положение о взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (А.Н. Корнев).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования:
1. Теоретические методы:
— теоретический анализ научно-педагогической, психологической и
специальной литературы;
2. Эмпирические методы:
— изучение документации обследуемых детей (анализ личных дел,
медицинских карт, заключений психолого-медико-педагогической комиссии, протоколов учителя-логопеда, письменных работ по русскому языку),
— беседы с родителями и учителями,
— наблюдение на уроках и во вне учебной деятельности,
— констатирующий эксперимент,
— количественный и качественный анализ результатов исследования.
Научная новизна. Уточнена симптоматика и механизмы проявления дисграфических ошибок на пропуски, замены и перестановки, и определена взаимосвязь между недостатками на письме и неречевыми психическими процессами у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
Теоретическая значимость. В работе уточнены и дополнены имеющиеся теоретические сведения о симптоматике, механизмах проявления дисграфических ошибок у детей с ОНР.
Практическая значимость исследования. Учитывая выявленную симптоматику и механизмы проявления дисграфических ошибок на языковой анализ и синтез, на дифференциацию фонем, и недостаточное развитие компонентов познавательной деятельности, составлены методические рекомендации для обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня. Эти рекомендации могут быть использованы учителем-логопедом в логопедической работе по преодолению дисграфии у обучающихся 2 -3-х классов с ОНР III уровня, а также разработанные методические рекомендации могут быть применены в работе учителя начальных классов обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
Достоверность результатов обусловлена применением теоретически обоснованных методов обследования, достаточным объемом выборки.
Организация исследования. Констатирующий эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней школы № 30 Красноярска с 05.12.2016 по 16.12.2016 года. Была отобрана группа детей для проведения исследования в составе 15 человек с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи III уровня (ОНР III уровня). Согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), детям данной категории рекомендованы занятия с учителем - логопедом. В процессе проведения исследования на основе анализа результатов предварительного этапа экспериментальную группу сформировали 12 человек с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи III уровня (ОНР III уровня).
Эксперимент проводился в период с 2015 по 2017 г.
Исследование проходило в 3 периода:
1. 2015-ноябрь 2016г. - определение теоретической и методологической основы исследования, анализ литературных источников по теме исследования, формулировка цели и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, подборка диагностического материала.
2. Декабрь 2016 г. - проведение констатирующего эксперимента.
3. Декабрь 2016 - октябрь 2017 г. - проведение качественного и количественного анализа результатов исследования, разработка методических рекомендаций, оформление диссертационного исследования.
Апробация результатов исследования:
1. Участие и выступление на VIII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». (Красноярск, 2016.г.);
2. Участие и выступление в научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология и практика». (Красноярск, 2017 г.).
3. Структура и объем работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературных источников в количестве 84 источника, из них 12 диссертационных исследований, 14 статей из периодических изданий, 2 источника на иностранном языке, 1 приказ Минобрнауки России, 1 Федеральный закон, 12 приложений. Также в работу вошли 1 схема, 14 таблиц и 7 гистограмм.
Младшие школьники с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют значительную часть обучающихся общеобразовательных школ. Проявления речевой недостаточности у таких детей приводят к сложностям в усвоении школьной программы, а особенно программы по русскому языку.
Отечественными исследователями достаточно глубоко изучена и подробно описана речевая симптоматика детей ОНР. Однако особенности неречевых процессов детей данной категории изучены недостаточно.
Опираясь на принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р.Е., 1968) [40], отметим, что для детей с ОНР характерно недостаточная устойчивость и распределение внимания, низкая продуктивность запоминания, для многих характерна ригидность мышления, недостаточная сформированность навыков самоконтроля и регуляции деятельности. Все перечисленные особенности снижают качество учебной деятельности детей с ОНР и письма в том числе.
Трудности в овладении письмом детьми с ОНР рассматривались в работах О.Е. Грибовой, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной, С. Б. Яковлевой, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, И.К. Колповской и др [19, 23, 27, 37, 47, 61, 68, 81 ].
В научных трудах А.Н. Корнева, Е.И. Кириченко, В.В. Ковалева, В.А. Ковшикова [24, 25, 26] упоминается, что нарушение письма у детей с ОНР часто сопровождается рядом особенностей: психофизический инфантилизм, выраженная неравномерность психического развития и недостаточность психических функций в целом. Дети данной категории имеют все предпосылки к проявлению недостаточности регуляторных процессов.
Исследованием процесса письма с точки зрения нейропсихологического подхода занимались такие ученые как: А.С. Лурия, Т.В. Ахутина, Т.А.Фотекова, А.Н. Корнев, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович и др [5, 29, 43, 58, 75].
Однако особенности проявлений регуляторной дисграфии именно у младших школьников с общим недоразвитием речи изучены не достаточно. По нашему мнению, необходимо комплексное сопоставительное исследование особенностей речевой и неречевой симптоматики при таком виде отклоняющегося развития как ОНР. Для продуктивной и целенаправленной коррекционной работы по преодолению дисграфии на основе дисфункции третьего блока мозга у детей данной категории необходимо поэтапно изучить все характерные черты и механизмы образования дисграфических ошибок. Это подчеркивает актуальность проблемы, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Исходя из вышесказанного, проблема исследования состоит в недостаточной разработанности научно-практических материалов по преодолению регуляторной дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на основе комплексного подхода с учетом механизма ошибок на письме и компонентов познавательной деятельности.
Объект исследования: письменная речь обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
Предмет исследования: симптоматика и механизмы дисграфических ошибок у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
Гипотеза:
1. Под регуляторной дисграфией мы понимаем нарушение письменной речи, связанное с дисфункцией 3 блока мозга и обусловленное недостаточностью произвольной регуляции действий, а именно функций программирования и контроля.
2. Мы предполагаем, что несформированность речевых и неречевых предпосылок процесса письма имеют непосредственное влияние на проявление дисграфических ошибок на замены, пропуски и перестановки букв у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
3. Выявленная взаимосвязь, позволит нам составить методические рекомендации для логопедической работы по преодолению дисграфии у данной категории детей.
Цель исследования: определить особенности проявления и механизмы дисграфических ошибок на пропуски, замены и перестановки букв у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
В соответствии с поставленной проблемой, целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические источники по проблеме исследования.
2. Уточнить симптоматику дисграфических ошибок у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
3. Выявить особенности звукопроизношения, дифференциации фонем, звукового анализа и синтеза, мотивационно-энергетического и регулятивного компонентов у обучающихся данной категории.
4. Проанализировать взаимосвязь дисграфических ошибок с несформированностью речевых предпосылок процесса письма, с одной стороны, и неречевых психических процессов, с другой стороны.
5. Составить методические рекомендации по преодолению дисграфии у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня, с учетом симптоматики и механизмов проявления дисграфических ошибок на письме.
Методологической базой и теоретической основой исследования являются:
— положения Л.С. Выготского и А.Р. Лурия о системном строении высших психических функций;
— представление о трех функциональных блоках мозга, учение о мозговой организации и самоадаптации человека, методы клинической нейропсихологической диагностики (А.Р. Лурия);
— положение о поэтапном формировании умственных действий П.Я. Гальперина;
— положение о системно-динамической локализации психических функций (А.Н. Леонтьев);
— положение о психологическом базисе письма и его развитии в процессе онтогенеза (Р.Е. Левина);
— положение о взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (А.Н. Корнев).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования:
1. Теоретические методы:
— теоретический анализ научно-педагогической, психологической и
специальной литературы;
2. Эмпирические методы:
— изучение документации обследуемых детей (анализ личных дел,
медицинских карт, заключений психолого-медико-педагогической комиссии, протоколов учителя-логопеда, письменных работ по русскому языку),
— беседы с родителями и учителями,
— наблюдение на уроках и во вне учебной деятельности,
— констатирующий эксперимент,
— количественный и качественный анализ результатов исследования.
Научная новизна. Уточнена симптоматика и механизмы проявления дисграфических ошибок на пропуски, замены и перестановки, и определена взаимосвязь между недостатками на письме и неречевыми психическими процессами у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
Теоретическая значимость. В работе уточнены и дополнены имеющиеся теоретические сведения о симптоматике, механизмах проявления дисграфических ошибок у детей с ОНР.
Практическая значимость исследования. Учитывая выявленную симптоматику и механизмы проявления дисграфических ошибок на языковой анализ и синтез, на дифференциацию фонем, и недостаточное развитие компонентов познавательной деятельности, составлены методические рекомендации для обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня. Эти рекомендации могут быть использованы учителем-логопедом в логопедической работе по преодолению дисграфии у обучающихся 2 -3-х классов с ОНР III уровня, а также разработанные методические рекомендации могут быть применены в работе учителя начальных классов обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
Достоверность результатов обусловлена применением теоретически обоснованных методов обследования, достаточным объемом выборки.
Организация исследования. Констатирующий эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней школы № 30 Красноярска с 05.12.2016 по 16.12.2016 года. Была отобрана группа детей для проведения исследования в составе 15 человек с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи III уровня (ОНР III уровня). Согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), детям данной категории рекомендованы занятия с учителем - логопедом. В процессе проведения исследования на основе анализа результатов предварительного этапа экспериментальную группу сформировали 12 человек с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи III уровня (ОНР III уровня).
Эксперимент проводился в период с 2015 по 2017 г.
Исследование проходило в 3 периода:
1. 2015-ноябрь 2016г. - определение теоретической и методологической основы исследования, анализ литературных источников по теме исследования, формулировка цели и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, подборка диагностического материала.
2. Декабрь 2016 г. - проведение констатирующего эксперимента.
3. Декабрь 2016 - октябрь 2017 г. - проведение качественного и количественного анализа результатов исследования, разработка методических рекомендаций, оформление диссертационного исследования.
Апробация результатов исследования:
1. Участие и выступление на VIII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». (Красноярск, 2016.г.);
2. Участие и выступление в научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология и практика». (Красноярск, 2017 г.).
3. Структура и объем работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературных источников в количестве 84 источника, из них 12 диссертационных исследований, 14 статей из периодических изданий, 2 источника на иностранном языке, 1 приказ Минобрнауки России, 1 Федеральный закон, 12 приложений. Также в работу вошли 1 схема, 14 таблиц и 7 гистограмм.
Нарушения письма у детей с ОНР изучаются достаточно давно, но и на данный момент это одна из самых актуальных проблем логопедии, ведь нарушения письма являются одной из самых распространенных форм речевой патологии у младших школьников с ОНР.
Данное исследование было направлено на изучение особенностей проявления и механизмов дисграфических ошибок на пропуски, замены и перестановки у обучающихся 2-3 классов с ОНР III уровня.
Анализ теоретических данных по проблеме исследования, показал, что:
— при проведении исследования письма следует учитывать анализ соотношения специфических ошибок разных типов;
— для определения механизмов дисграфических ошибок необходимо изучение взаимосвязи нарушений устной, письменной речи, и других психических функций;
— для детей с ОНР свойственны особенности развития психических процессов, вследствие которых на письме довольно часто встречаются ошибки, связанные с дисфункцией первого и третьего блока, со слабостью функций программирования и контроля.
Проанализировав литературные источники по теме исследования, нами была адаптирована методика исследования, бальная оценка к некоторым пробам, подобран диагностический материал и организован констатирующий эксперимент, включающий в себя четыре этапа. На I предварительном этапе проанализированы и классифицированы специфические ошибки на пропуски, замены и перестановки букв у обучающихся 2-3 классов с ОНР III уровня. На II этапе (Анализ письменных работ на специально подобранном материале) уточнена симптоматика дисграфических ошибок на специально подобранном материале. Сопоставив I и II этапы, мы определили, что большинство испытуемых экспериментальной группы допускают ошибки на языковой анализ и синтез. На III этапе (Обследование устной речи) определена взаимосвязь между специфическими ошибками на письме и нарушениями звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, дифференциации фонем. На IV этапе (Обследование неречевых психических процессов) определена взаимосвязь между ошибками на письме и недостаточной сформированностью регулятивного и мотивационно¬энергетического компонентов. С целью уточнения механизмов дисграфических ошибок мы проанализировали уровни успешности IV этапа (обследование неречевых психических процессов), регулятивного и мотивационно - энергетического компонентов у испытуемых, а также допущенные ошибки на дифференциацию фонем, языковой анализ и синтез по результатам II этапа (анализ письменных работ на специально подобранном материале) констатирующего эксперимента. Сравнив уровни успешности и допущенные ошибки, нами выявлено:
4. Регуляторная дисграфия выявлена у 25% (3 человек) испытуемых, которая имеет смешанный тип (ошибки на дифференциацию фонем и на языковой анализ и синтез)
5. Дисграфия, обусловленная недостаточностью мотивационно-энергетического компонента, выявлена у 58,3% (7 человек), которая проявляется как в ошибках исключительно на языковой анализ и синтез - 16,7% (2ребенка), 41,7% (5 детей) - имеют смешанный тип.
6. Дисграфия, обусловленная несформированностью исключительно языковых операций, выявлена смешанная дисграфия у 16,7% (2 детей).
По результатам проведенного эксперимента были составлены дифференцированные методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы по преодолению дисграфии у обучающихся 2 -3 - х классов с ОНР III уровня с учетом механизмов проявления специфических ошибок.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена. В качестве дальнейшей перспективы исследования предполагается апробация предложенных методических рекомендаций.
Данное исследование было направлено на изучение особенностей проявления и механизмов дисграфических ошибок на пропуски, замены и перестановки у обучающихся 2-3 классов с ОНР III уровня.
Анализ теоретических данных по проблеме исследования, показал, что:
— при проведении исследования письма следует учитывать анализ соотношения специфических ошибок разных типов;
— для определения механизмов дисграфических ошибок необходимо изучение взаимосвязи нарушений устной, письменной речи, и других психических функций;
— для детей с ОНР свойственны особенности развития психических процессов, вследствие которых на письме довольно часто встречаются ошибки, связанные с дисфункцией первого и третьего блока, со слабостью функций программирования и контроля.
Проанализировав литературные источники по теме исследования, нами была адаптирована методика исследования, бальная оценка к некоторым пробам, подобран диагностический материал и организован констатирующий эксперимент, включающий в себя четыре этапа. На I предварительном этапе проанализированы и классифицированы специфические ошибки на пропуски, замены и перестановки букв у обучающихся 2-3 классов с ОНР III уровня. На II этапе (Анализ письменных работ на специально подобранном материале) уточнена симптоматика дисграфических ошибок на специально подобранном материале. Сопоставив I и II этапы, мы определили, что большинство испытуемых экспериментальной группы допускают ошибки на языковой анализ и синтез. На III этапе (Обследование устной речи) определена взаимосвязь между специфическими ошибками на письме и нарушениями звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, дифференциации фонем. На IV этапе (Обследование неречевых психических процессов) определена взаимосвязь между ошибками на письме и недостаточной сформированностью регулятивного и мотивационно¬энергетического компонентов. С целью уточнения механизмов дисграфических ошибок мы проанализировали уровни успешности IV этапа (обследование неречевых психических процессов), регулятивного и мотивационно - энергетического компонентов у испытуемых, а также допущенные ошибки на дифференциацию фонем, языковой анализ и синтез по результатам II этапа (анализ письменных работ на специально подобранном материале) констатирующего эксперимента. Сравнив уровни успешности и допущенные ошибки, нами выявлено:
4. Регуляторная дисграфия выявлена у 25% (3 человек) испытуемых, которая имеет смешанный тип (ошибки на дифференциацию фонем и на языковой анализ и синтез)
5. Дисграфия, обусловленная недостаточностью мотивационно-энергетического компонента, выявлена у 58,3% (7 человек), которая проявляется как в ошибках исключительно на языковой анализ и синтез - 16,7% (2ребенка), 41,7% (5 детей) - имеют смешанный тип.
6. Дисграфия, обусловленная несформированностью исключительно языковых операций, выявлена смешанная дисграфия у 16,7% (2 детей).
По результатам проведенного эксперимента были составлены дифференцированные методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы по преодолению дисграфии у обучающихся 2 -3 - х классов с ОНР III уровня с учетом механизмов проявления специфических ошибок.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена. В качестве дальнейшей перспективы исследования предполагается апробация предложенных методических рекомендаций.
Подобные работы
- Особенности проявления и механизмы дисграфии у учащихся 3-х классов с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ И ДИСЛЕКСИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ И ДИСЛЕКСИЕЙ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017



