ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие дисграфии, её симптоматика и классификации 9
1.2. Особенности письменной речи детей с ОНР III уровня 17
1.3. Обзор методик по выявлению нарушений письменной речи
детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня 24
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 30
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов обследования особенностей проявлений и
механизмов дисграфических ошибок на пропуски, замены и перестановки букв у обучающихся 2-3 - х классов с ОНР III уровня 43
2.3. Методические рекомендации по преодолению дисграфических ошибок у обучающихся 2-3 - х классов с ОНР III уровня 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), который утвержден приказом 1598 Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года, коррекция нарушений устной речи, а также коррекция и профилактика нарушений чтения и письма является одним из требований к осуществлению коррекционной работы с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) [51].
Младшие школьники с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют значительную часть обучающихся общеобразовательных школ. Проявления речевой недостаточности у таких детей приводят к сложностям в усвоении школьной программы, а особенно программы по русскому языку.
Отечественными исследователями достаточно глубоко изучена и подробно описана речевая симптоматика детей ОНР. Однако особенности неречевых процессов детей данной категории изучены недостаточно.
Опираясь на принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р.Е., 1968) [40], отметим, что для детей с ОНР характерно недостаточная устойчивость и распределение внимания, низкая продуктивность запоминания, для многих характерна ригидность мышления, недостаточная сформированность навыков самоконтроля и регуляции деятельности. Все перечисленные особенности снижают качество учебной деятельности детей с ОНР и письма в том числе.
Трудности в овладении письмом детьми с ОНР рассматривались в работах О.Е. Грибовой, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной, С. Б. Яковлевой, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, И.К. Колповской и др [19, 23, 27, 37, 47, 61, 68, 81 ].
В научных трудах А.Н. Корнева, Е.И. Кириченко, В.В. Ковалева, В.А. Ковшикова [24, 25, 26] упоминается, что нарушение письма у детей с ОНР часто сопровождается рядом особенностей: психофизический инфантилизм, выраженная неравномерность психического развития и недостаточность психических функций в целом. Дети данной категории имеют все предпосылки к проявлению недостаточности регуляторных процессов.
Исследованием процесса письма с точки зрения нейропсихологического подхода занимались такие ученые как: А.С. Лурия, Т.В. Ахутина, Т.А.Фотекова, А.Н. Корнев, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович и др [5, 29, 43, 58, 75].
Однако особенности проявлений регуляторной дисграфии именно у младших школьников с общим недоразвитием речи изучены не достаточно. По нашему мнению, необходимо комплексное сопоставительное исследование особенностей речевой и неречевой симптоматики при таком виде отклоняющегося развития как ОНР. Для продуктивной и целенаправленной коррекционной работы по преодолению дисграфии на основе дисфункции третьего блока мозга у детей данной категории необходимо поэтапно изучить все характерные черты и механизмы образования дисграфических ошибок. Это подчеркивает актуальность проблемы, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Исходя из вышесказанного, проблема исследования состоит в недостаточной разработанности научно-практических материалов по преодолению регуляторной дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на основе комплексного подхода с учетом механизма ошибок на письме и компонентов познавательной деятельности.
Объект исследования: письменная речь обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
Предмет исследования: симптоматика и механизмы дисграфических ошибок у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
Гипотеза:
1. Под регуляторной дисграфией мы понимаем нарушение письменной речи, связанное с дисфункцией 3 блока мозга и обусловленное недостаточностью произвольной регуляции действий, а именно функций программирования и контроля.
2. Мы предполагаем, что несформированность речевых и неречевых предпосылок процесса письма имеют непосредственное влияние на проявление дисграфических ошибок на замены, пропуски и перестановки букв у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
3. Выявленная взаимосвязь, позволит нам составить методические рекомендации для логопедической работы по преодолению дисграфии у данной категории детей.
Цель исследования: определить особенности проявления и механизмы дисграфических ошибок на пропуски, замены и перестановки букв у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
В соответствии с поставленной проблемой, целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические источники по проблеме исследования.
2. Уточнить симптоматику дисграфических ошибок у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
3. Выявить особенности звукопроизношения, дифференциации фонем, звукового анализа и синтеза, мотивационно-энергетического и регулятивного компонентов у обучающихся данной категории.
4. Проанализировать взаимосвязь дисграфических ошибок с несформированностью речевых предпосылок процесса письма, с одной стороны, и неречевых психических процессов, с другой стороны.
5. Составить методические рекомендации по преодолению дисграфии у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня, с учетом симптоматики и механизмов проявления дисграфических ошибок на письме.
Методологической базой и теоретической основой исследования являются:
— положения Л.С. Выготского и А.Р. Лурия о системном строении высших психических функций;
— представление о трех функциональных блоках мозга, учение о мозговой организации и самоадаптации человека, методы клинической нейропсихологической диагностики (А.Р. Лурия);
— положение о поэтапном формировании умственных действий П.Я. Гальперина;
— положение о системно-динамической локализации психических функций (А.Н. Леонтьев);
— положение о психологическом базисе письма и его развитии в процессе онтогенеза (Р.Е. Левина);
— положение о взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (А.Н. Корнев).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования:
1. Теоретические методы:
— теоретический анализ научно-педагогической, психологической и
специальной литературы;
2. Эмпирические методы:
— изучение документации обследуемых детей (анализ личных дел,
медицинских карт, заключений психолого-медико-педагогической комиссии, протоколов учителя-логопеда, письменных работ по русскому языку),
— беседы с родителями и учителями,
— наблюдение на уроках и во вне учебной деятельности,
— констатирующий эксперимент,
— количественный и качественный анализ результатов исследования.
Научная новизна. Уточнена симптоматика и механизмы проявления дисграфических ошибок на пропуски, замены и перестановки, и определена взаимосвязь между недостатками на письме и неречевыми психическими процессами у обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
Теоретическая значимость. В работе уточнены и дополнены имеющиеся теоретические сведения о симптоматике, механизмах проявления дисграфических ошибок у детей с ОНР.
Практическая значимость исследования. Учитывая выявленную симптоматику и механизмы проявления дисграфических ошибок на языковой анализ и синтез, на дифференциацию фонем, и недостаточное развитие компонентов познавательной деятельности, составлены методические рекомендации для обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня. Эти рекомендации могут быть использованы учителем-логопедом в логопедической работе по преодолению дисграфии у обучающихся 2 -3-х классов с ОНР III уровня, а также разработанные методические рекомендации могут быть применены в работе учителя начальных классов обучающихся 2-3-х классов с ОНР III уровня.
Достоверность результатов обусловлена применением теоретически обоснованных методов обследования, достаточным объемом выборки.
Организация исследования. Констатирующий эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней школы № 30 Красноярска с 05.12.2016 по 16.12.2016 года. Была отобрана группа детей для проведения исследования в составе 15 человек с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи III уровня (ОНР III уровня). Согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), детям данной категории рекомендованы занятия с учителем - логопедом. В процессе проведения исследования на основе анализа результатов предварительного этапа экспериментальную группу сформировали 12 человек с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи III уровня (ОНР III уровня).
Эксперимент проводился в период с 2015 по 2017 г.
Исследование проходило в 3 периода:
1. 2015-ноябрь 2016г. - определение теоретической и методологической основы исследования, анализ литературных источников по теме исследования, формулировка цели и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, подборка диагностического материала.
2. Декабрь 2016 г. - проведение констатирующего эксперимента.
3. Декабрь 2016 - октябрь 2017 г. - проведение качественного и количественного анализа результатов исследования, разработка методических рекомендаций, оформление диссертационного исследования.
Апробация результатов исследования:
1. Участие и выступление на VIII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». (Красноярск, 2016.г.);
2. Участие и выступление в научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология и практика». (Красноярск, 2017 г.).
3. Структура и объем работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературных источников в количестве 84 источника, из них 12 диссертационных исследований, 14 статей из периодических изданий, 2 источника на иностранном языке, 1 приказ Минобрнауки России, 1 Федеральный закон, 12 приложений. Также в работу вошли 1 схема, 14 таблиц и 7 гистограмм.
Нарушения письма у детей с ОНР изучаются достаточно давно, но и на данный момент это одна из самых актуальных проблем логопедии, ведь нарушения письма являются одной из самых распространенных форм речевой патологии у младших школьников с ОНР.
Данное исследование было направлено на изучение особенностей проявления и механизмов дисграфических ошибок на пропуски, замены и перестановки у обучающихся 2-3 классов с ОНР III уровня.
Анализ теоретических данных по проблеме исследования, показал, что:
— при проведении исследования письма следует учитывать анализ соотношения специфических ошибок разных типов;
— для определения механизмов дисграфических ошибок необходимо изучение взаимосвязи нарушений устной, письменной речи, и других психических функций;
— для детей с ОНР свойственны особенности развития психических процессов, вследствие которых на письме довольно часто встречаются ошибки, связанные с дисфункцией первого и третьего блока, со слабостью функций программирования и контроля.
Проанализировав литературные источники по теме исследования, нами была адаптирована методика исследования, бальная оценка к некоторым пробам, подобран диагностический материал и организован констатирующий эксперимент, включающий в себя четыре этапа. На I предварительном этапе проанализированы и классифицированы специфические ошибки на пропуски, замены и перестановки букв у обучающихся 2-3 классов с ОНР III уровня. На II этапе (Анализ письменных работ на специально подобранном материале) уточнена симптоматика дисграфических ошибок на специально подобранном материале. Сопоставив I и II этапы, мы определили, что большинство испытуемых экспериментальной группы допускают ошибки на языковой анализ и синтез. На III этапе (Обследование устной речи) определена взаимосвязь между специфическими ошибками на письме и нарушениями звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, дифференциации фонем. На IV этапе (Обследование неречевых психических процессов) определена взаимосвязь между ошибками на письме и недостаточной сформированностью регулятивного и мотивационно¬энергетического компонентов. С целью уточнения механизмов дисграфических ошибок мы проанализировали уровни успешности IV этапа (обследование неречевых психических процессов), регулятивного и мотивационно - энергетического компонентов у испытуемых, а также допущенные ошибки на дифференциацию фонем, языковой анализ и синтез по результатам II этапа (анализ письменных работ на специально подобранном материале) констатирующего эксперимента. Сравнив уровни успешности и допущенные ошибки, нами выявлено:
4. Регуляторная дисграфия выявлена у 25% (3 человек) испытуемых, которая имеет смешанный тип (ошибки на дифференциацию фонем и на языковой анализ и синтез)
5. Дисграфия, обусловленная недостаточностью мотивационно-энергетического компонента, выявлена у 58,3% (7 человек), которая проявляется как в ошибках исключительно на языковой анализ и синтез - 16,7% (2ребенка), 41,7% (5 детей) - имеют смешанный тип.
6. Дисграфия, обусловленная несформированностью исключительно языковых операций, выявлена смешанная дисграфия у 16,7% (2 детей).
По результатам проведенного эксперимента были составлены дифференцированные методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы по преодолению дисграфии у обучающихся 2 -3 - х классов с ОНР III уровня с учетом механизмов проявления специфических ошибок.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена. В качестве дальнейшей перспективы исследования предполагается апробация предложенных методических рекомендаций.
1. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 279с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
2. Антипова Ж.В. Формирование словаря у дошкольников с общим
недоразвитием речи: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Антипова Ж.В.- Москва.- 1998.- 174 с.
3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей - М.: Астрель, 2007 г., 319с.
4. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: "Российское психологическое общество", 1998. С.289-298
5. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учебное пособие / под общ. редакцией кандидата педагогических наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М., Воронеж, 2001;
6. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. учеб. пособие. - М.: «Академия», 2015. - 288с.
7. Белова-Давид Р. А. К вопросу о систематизации речевых расстройств у детей // Нарушения речи у дошкольников / сост. Р. А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. М.: просвещение. 1969.-е. 10-46.
8. Бернштейн И.З. Интеллектуальные возможности детей, страдающих речевой патологией // Шестая научная сессия по дефектологии. М. 1971. - с. 57-58.
9. Бессонова Т.П., Спирова Л.Ф. К вопросу организации и методики проведения самоподготовки в школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи, с. 51// Дефектология. 1987. № 4.
10. Василева Н.Ц. Особенности невербального и вербального мышления у подростков с общим недоразвитием речи: Дис. канд. психол. наук. -М., 1991.-160 с.
11. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М.: Педагогика, 1990. —184 с.
12. Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи, с. 3// Дефектология. 1988. № 4.
13. Воронова А.П. Нарушение зрительного гнозиса у детей с речевой патологией // Дефектология, 1993. № 1. - с. 47-51.
14. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Издательство акад. пед. наук. - 1960. - 500 с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1983. С. 641.
16. Гальперин П.Я. К теории программированного обучения. - М.: Знание, 1967. - 44 с.
17. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Дисс. канд. пед. наук: М., 1987.- 187с.
18. Грибова О.Е. Проблемы реализации коммуникативного подхода в
обучении детей с тяжелой речевой патологией, с. 12. // Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 2
19. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования : Метод. пособие / О. Е. Грибова. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
20. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников / М.С. Грушевская: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1982. 24 с.
21. Домишкевич С.А. Функционально-уровневый подход в
психодиагностике, коррекционно-развивающей работе и психологическом консультировании. Монография. Часть 1. Функционально-уровневый подход в психолого - педагогической диагностике / С.А. Домишкевич. - Иркутск, 2002. - 40 с.
22. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Второе издание, М., Просвещение, 1990.
23. Каше Г.А. Недостатки произношения звуков у учащихся массовой школы / Г.А. Каше // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Издательство «Просвещение», 1965 г. - с. 85 - 98.
24. Кириченко Е.И. Недоразвитие речи у детей. М., 1977. 12 с.
25. Ковалев В.В., Кириченко Е.И. К вопросу о динамике речевых и психических нарушений у детей и подростков с синдромом моторной алалии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1970. - вып. 10. - с. 1561-1565.
26. Ковшиков В.А. Особенности артикуляционного механизма на разных уровнях его деятельности у детей с экспрессивной алалией // Нервно-психические и речевые нарушения. Сб. Науч. Тр. Л.: 1982. - с. 42-61.
27. Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма / И.К. Колповская // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специального обучения) / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. - с. 72 - 88.
28. Колповская И.К. Характеристика нарушений письма и чтения / И.К. Колповская, Л.Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.И. Левиной. - М.: «Просвещение», 1968. - с. 166 - 190.
29. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. - М.: СПБ, 1995.
30. Корнев А.Н. Методика раннего выявления предрасположенности к дислексии / А.Н. Корнев. - М.: Просвещение, 1997.
31. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПБ.: МИМ, 1997. - 286 с.
32. Лалаева Р.И. Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 2000. - № 4 . - с. 23-27.
33. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. - М.: Издательство московского социально-гуманитарного института, 2004. - с. 132 -140.
34. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. - М., 1989; (про
классификацию герцена)
35. Лалаева Р.И Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. - с. 112-129
36. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебно-методическое пособие. - СПБ.: Изд-во "Союз", 2001.
37. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М: Изд- во АПН РСФСР, 1961. - 312 с.
38. Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с ОНР / Р.Е. Левина // Вопросы логопедии. Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. - с. 207 - 253 с.
39. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). М.: Учпедгиз, 1951,- 120 с.
40. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
41. Левина Р.Е. О нарушениях письма у учащихся массовой школы, стр. 3// Дефектология. 1971. № 5
42. Логинова Е.А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации её диагностики и коррекции / Е.А. логинова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. - М.: Изд-во МСГИ, 2004. - с. 167 - 174.
43. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. // Лурия А. Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования. - М.: Издательство «Академия», 2002. - с. 10 - 76.
44. Ляпидевский С.С., Гриншпун Б.М. О классификации речевых расстройств // Расстройства речи у детей и подростков / Общ. ред. С.С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1968. - с. 40-59.
45. Мастюкова Е. М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1972. -№ 5 . - с. 12-17.
46. Мнухин С.С. О врожденной алексин и аграфии // Сов. невропат., пси-хиатр. и психогигиена. 1934, т.3, вып.2/3, с. 193-203.
47. Никашина Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников / Н.А. Никашина // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Издательство «Просвещение», 1965. - с. 46 - 66.
48. Обследование младших школьников: метод. Рекомендации / [А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Е.В. Насонова и др.]; Под ред, А.В. Мамаевой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2015.-118с.
49. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии / Л.Г. Парамонова. - СПБ.: Академия, 2001. - 285 с.
50. Переслени Л.И., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. 1993. -№ 5 с.2-6.
51. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/5132, свободный. - Яз. рус., англ.
52. Прищепова И.В., Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Прищепова И.В.,.- Санкт-Петербкрг.-1993.-297 с.
53. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е.Н. Российская. - М.: Издательство Айрис-Пресс, 2005. - 240 с.
54. Российская Е.Н. Формирование готовности к овладению самостоятельной письменной речью учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Е.Н. Российская: Автореферат дис. канд. пед. наук. - М., 1999. - 22 с.
55. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников / И. Н. Садовникова. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1995. - 256 с.
56. Садовникова И.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений письма в системе начального обучения учащихся / И.Н. Садовникова: Автореферат дисс. канд. пед. наук. - М., 1979. - 20 с.
57. Семаго Н.Я. Психологические характеристики особенностей формирования базовых составляющих познавательной деятельности у детей с отклоняющимся развитием: автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2001. -23 с.
58. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 2002;
59. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.
60. Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. - Киев, 1981.
61. Спирова Л.Ф. Графические ошибки при нарушениях письма у детей с недоразвитием речи / Л.Ф. Спирова // Проблемы психического развития аномального ребёнка. - М.: Просвещение, 1966. - с.53 - 54.
62. Спирова Л.Ф. Дифференцированный подход к проявлению нарушений письма и чтения учащихся общеобразовательной школы / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Дефектология. - 1988. - №5. - с.3 - 9.
63. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1965. - с.33-45.
64. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) / О. А. Токарева // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997. - т. 2. - с. 456 - 469.
65. Туманова, Т. В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи : Дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Туманова Т. В. - Москва, 1997. - 175 с.
66. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации», [электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/2974, свободный. - Яз. рус., англ.
67. Филичева Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста // Дефектология / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 1985.
68. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду // Дефектология. 1985. № 6.
69. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т. В. Ахутина. - М.: Аркти, 2002. - 136с.
70. Фотекова Т.А. Роль факторов среды в формировании высших психических функций в дошкольном и младшем возрасте: монография [Текст] / Т. А. Фотекова. - Абакан: Бригантина, 2015. - 204 с.
71. Фотекова Т.А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: нейропсихологический анализ: автореф. дис. доктор психол. наук: 19.00.04 / Фотекова Т.А.,.- Москва.-2003.-382 с.
72. Фомина С.О. Анализ методик по выявлению нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / С.О. Фомина, Мамаева А.В. // Молодежь и наука XXI века: XVII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Современные технологии коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: сборник материалов научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Красноярск, 27 апреля 2016 г. / отв. ред. О.А. Козырева; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - С 101 - 106.
73. Фомина С.О. Особенности проявлений регуляторной дисграфии у обучающихся 2-3-х классов с общим недоразвитием речи III уровня / Фомина С.О., Мамаева А.В. // Молодежь и наука XXI века: XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященный 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева. Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 21 апреля 2017 г. / отв. ред. И.Ю. Жуковин; ред. кол.; Электрон. дан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - Систем. требования: РС не ниже класса Pentium I ADM,
Intel от 600 MHz, 100 Мб HDD, 128 Мб RAM; Windows, Linux; Adobe Acrobat Reader. - Загл. с экрана. - С 112 - 114.
74. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей спец. школ. - М.: Учпедгиз, 1959. - 476 с.
75. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
76. Чаладзе Е.А. Формирование текстообразования у дошкольников с экспрессивной алалией в процессе логопедической работы: Дис. канд. пед. Наук: 13.00.03 / Чаладзе Е.А..-Самара.-2001.-172с.
77. Шакалина В.В. Особенности проявления и механизмы дисграфии у учащихся 3-х классов с задержкой психического развития: магистерская дисс., 44.04.03/ Шакалина В.В.,- Красноярск.-2017.-113 с.
78. Шаховская С.Н. алалия // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.
79. Шипицина Л.М., Волкова Л.С., Крутикова Э.Г. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией // Дефектология. — 1991. № 2. - с. 16-2.
80. Шурыгина И.А. Коррекция нарушений письма у учащихся младших классов с недоразвитием произвольной психической деятельности в общеобразовательной школе / И.А. Шурыгина: Дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2003. - 205 с
81. Яковлева С. Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов на уровне связных текстов в письме детей с тяжелыми нарушениями речи // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. - СПБ., 1994.
82. Ястребова А.В. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. - М.: Когито-центр, 1996 - 47 с.
83. Kracke I. Perception of rhythmic sequences by receptive aphasic and deaf children // British journal of disorders of communication.- 1975,- v. 10. P. 4351.
84. Wuke M., Asso d. Perception and memory for spatial relations in children with developmental dysphasia // Neuropsychologia. 1979. - v. 17. - p. 231-239.