ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУЛЛИНГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Сущность и содержание понятия «буллинг» в психологической и
педагогической науках 6
1.2. Психолого-педагогические особенности участников буллинга в младшем
школьном возрасте 16
1.3 Педагогические методы, способы, приемы, применяемые в начальной школе, для диагностики и профилактики буллинга 24
Выводы по первой главе 30
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ)
БУЛЛИНГА В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Методическая организация исследования по выявлению наличия (отсутствия) буллинга в коллективе младших школьников 32
2.2. Описание результатов организации и проведения экспериментального исследования по выявлению буллинга в колективе младших школьников 41
2.3. Описание сборника методических рекомендаций, направленного на диагностику и профилактику буллинга в начальной школе 54
Выводы по второй 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение
Длительное систематическое физическое или психологической насилие, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, в современной литературе принято называть «буллингом». Этот новомодный термин нам подарили исследования таких скандинавских ученых, как: Д. Олвеуса, П.П. Хайнеманна, А. Пикаса, Е. Роланда. Они в числе первых обратили пристальное внимание на проблему насилия, враждебного поведения и травли среди детей младшего школьного возраста. Сейчас предмет их внимания стал одной из наиболее социально-значимых проблем для системы начального общего образования. Распространенность буллинга в Российской Федерации растет. Согласно результатам Р!8А, в России число детей, которые становятся жертвами школьной травли, увеличилось с 2018 по 2023 г. на 10% и составило 37% всех учеников.
Разрушительное влияние буллинга затрагивает все сферы жизни юного школьника, ставит под угрозу физическую и психологическую безопасность учащихся. Травля может стать причиной психоэмоциональной напряженности в школьной среде, а также привести к таким последствиям, как: снижение успеваемости, повышение уровня тревожности, формирование различных страхов, мотивационные, социальные и поведенческие нарушения.
Причин развития и «процветания» буллинга достаточно много, но главная из них - неосведомленность педагогического состава о сложившейся ситуации насилия в школе. Зачастую учителя не только не могут справиться с результатами травли, но и не в силах вовремя выявить и предотвратить ее возникновение. Они не замечают явное наличие буллинга в классе. Казанским федеральным университетом в 2022 году было организовано исследование, результаты показали, что учителя либо не могут распознать буллинг и считают его нормальным явлением, либо попросту не акцентируют внимание на взаимоотношениях между учениками. По 10-бальной шкале преподаватели оценили уровень травли на 3-4 балла, в то время дети оценивают уровень травли и агрессии в школах на 7-8 баллов. Профессиональная компетентность педагога в этом вопросе поможет своевременно оказать необходимую помощь и поддержку детям, ставшим жертвами буллинга, а также и их обидчикам.
Актуальность профилактики буллинга в начальной школе можно обосновать тем, что ФГОС НОО отводит особое место развитию у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умению не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Ведущая роль в реализации этого результата, несомненно, отдана педагогу, ведь ему по силам повлиять на взаимоотношения среди учащихся и изменить атмосферу, царящую в детском коллективе. Высокая эффективность будет достигнута при должном изучении личности младшего школьника, его жизни в школе, частью которой нередко становится феномен буллинга, что подтверждается проведенным нами исследованием.
Нами было исследовано наличие буллинга среди учеников 4 класса. На базе МБОУ БСШ №1 им. Е.К. Зырянова, пгт. Березовка был проведен констатирующий эксперимент для выявления наличия буллинга в коллективе младших школьников.
Объект исследования: явление буллинга в начальной школе.
Предмет исследования: методические рекомендации для учителей по диагностике и профилактике буллинга в начальной школе.
Цель исследования: на основе исследования особенностей протекания буллинга в коллективе младших школьников разработать сборник методических рекомендаций, предназначенный для повышения осведомлённости всех участников образовательного процесса о природе буллинга, способах его диагностики и профилактики в начальной школе.
Гипотезы исследования: проявление буллинга в коллективе младших школьников определяется низким уровнем комфортности, неблагоприятным психологическим климатом в классе и наличием буллинг-структуры.
Задачи исследования:
1. проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме буллинга в начальной школе;
2. рассмотреть различные научные подходы к понятию «буллинг», изучить его содержание и сущностные характеристики;
3. определить психолого-педагогические особенности участников буллинга в младшем школьном возрасте;
4. проанализировать диагностические и профилактические меры, применяемые в начальной школе для борьбы с буллингом;
5. выявить наличие (отсутствие) буллинга в коллективе младших школьников с помощью констатирующего эксперимента, провести статистическую обработку его результатов;
6. описать и объяснить результаты эмпирического изучения буллинга в коллективе младших школьников;
7. описать структуру и содержание методических рекомендаций для учителей по диагностике и профилактике буллинга в начальной школе.
8. Разработать сборник методических рекомендаций для учителей по диагностике и профилактике буллинга в начальной школе.
Методы исследования:
теоретический: анализ и синтез;
эмпирический: констатирующий эксперимент (тестирование).
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
База исследования: учащиеся 4 класса МБОУ БСШ №1 им. Е.К. Зырянова, пгт. Березовка.
В данной квалификационной работе мы подробно изучили теоретические аспекты проблемы буллинга у младших школьников и рассмотрели основные направления деятельности педагога по профилактике травли среди младших школьников.
Буллинг является сложноорганизованным явлением, он представлен целой совокупностью форм его проявления, что составляет основу для многоплановой работы в области профилактического воздействия. Работа с учащимися, вовлеченными в буллинг, должна быть организована на основании изученных возрастных особенностей поведения младших школьников Определенные возрастные характеристики, психоэмоциональная составляющая личности позволяют выявить конкретные формы взаимодействия с детьми, разработать тактику профилактической работы. Буллинг - в основном латентный для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжелым последствиям, и не имеет значения, имел место физический буллинг или психологический. Предотвращение случаев школьного насилия является важнейшей задачей учителя, поскольку жестокое отношение к ребенку неминуемо приводит к негативным последствиям
В результате проведенной исследовательской работы, были разработаны рекомендации для педагогов по предотвращению ситуации буллинга в образовательной среде школы. Основной стратегией программы предотвращения буллинга в образовательном учреждении является привлечение педагогов, учеников к решению этой проблемы, повышение их осведомленности относительно ситуации буллинга в школе. На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема подготовки будущих учителей к работе по предупреждению проявлений буллинга в начальной школе. В результате работы с методическими рекомендациями, предложенными в нашей работе, специалист сможет осознанно распознавать ситуации буллинга, конструктивно на них реагировать и грамотно проектировать систему профилактических мер в классе или в школе
Предупреждение буллинга в образовательной среде требует комплексного, систематического подхода к рассмотрению данной проблемы и реализации определенных профилактических методов, которые могут значительно снизить количество случаев травли среди младших школьников. Изучение и знакомство с основными аспектами буллинга в начальной школе позволяет не только определить основные мероприятия по предупреждению травли, но и способствует грамотному созданию благоприятной среды в классном коллективе, необходимых условий для полноценного развития личности учащихся.
1. Аверьянов А. И. Буллинг как вызов современной школе // Педагогика, психология и социология. - 2013. - № 18. - С. 45-50.
2. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Издательство «Ось-89», 2003. - С. 45¬87.
3. Баева И.А. Школьная травля (буллинг) в образовательной среде [Электронный ресурс]/ Баева И.А., Петросянц В.Р. - Режим доступа: http: //nrcnn.ru/lang/activity/study.html?id=149
4. Белеева И.Д. Панкратова Л.Э. Титова Н.Б. Буллинг как социальная проблема в образовательном учреждении // Педагогическое образование в России. - 2019. - №8. - С. 144-148.
5. Бердышев И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. -2005. - № 18. - С. 3.
6. Бердышев И.С., Нечаев М.Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики: Практическое пособие для врачей и социальных работников / СанктПетербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный цент «Семья». 2005. [Электронный ресурс]. URL:http://old.homekid.ru/bullying/contens.html
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995. - С. 213- 227.
8. Болдина М.А. Никонов Ю.С. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению // Гаудеамус. - 2016. - №2
9. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - №3. - С. 149-159.
10. Буллинг — травля детей. Что делать? // Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям
"Региональный центр "Семья": [сайт]. - Спб., [1995 — 2012]. - Режим
доступа:http: //homekid.ru/bullying/bullyingPart 1. html
11. Бурмистрова В.В. Факторы возникновения буллинга и способы его психологической коррекции в подростковой среде: дис. канд. псих. наук: 37.04.01. - Тольятти, 2018. - 105 с.
12. Бутовская М.Л., Луценко Е.Л., Ткачук К.Е. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников // Этнографическое обозрение. - 2012. - №5. - С. 139-150.
13. Власова М.А. Буллинг в современной образовательной среде // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - №3
14. Воликова С.В., Нифонтова А.В., Холмогорова А.Б. Школьное насилие и суицидальное поведение детей и подростков / Вопросы пихологии. - 2013. - № 2. - С. 25-30.
15. Волкова Е. Н., Волкова И. В. Социально-психологические и личностные особенности подростков - свидетелей буллинга // Вестник Мининского университета. - 2020. - №4. - С. 1-14.
16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М., 1997. - 224 с. 44
17. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.
18. Гришина Т.Г. Социально-психологические условия
формирования виктимности у подростков в ситуации школьной травли // Психология. Историко- критические обзоры и современные исследования. - 2019. - №8. - С. 320-333.
19. Губанова С.В. Школьный буллинг - что это? [Электронный
ресурс] / С. В. Губанова. - Режим доступа:
http://svetgeorg.Com/2010/11/11/shkolnyybulling-chto-eto.html
20. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967.
21. Дэвид А. Лейн. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под редакцией Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. — СПб.: Питер. - 2001. — С. 240—274.
22. Емолаева М.В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения. - 2-е изд. - М.: Московский психолго-социальный институт; Воронеж, Издательство ИПО «МОДЭК», 2006. - С. 206 - 241
23. Ениколопов С.Н. Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма) // Материалы проекта «Образование благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». 2010. [Электронный ресурс]. URL:http: //psyj ournals.ru/edu economy wellbeing
24. Ермолова Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994—2014) // «Современная зарубежная психология». - 2015. - №1. - С. 65- 90.
25. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. - 1993-4. - № 3-4. - С. 34-43.
26. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления / 2-е издание, дополненное: Питер; Спб.; 2008. - 178 с.
27. Коврова А. Обзор исследований возрастных и гендерных особенностей феномена «жертвы» // Психологические науки. - 2019. - №9. - С. 76-79.
28. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // «Семья и школа». - 2006. - № 11. - С.15-18.
29. Кон И.С. Мальчик - отец мужчины. М.: Время. - 2009. - 704 с.
30. Кривцова С. В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных / С. В. Кривцова. - М.: Федеральный Институт развития образования, центр развития психологической службы, 2011.
31. Кривцова, С. В. Буллинг в школах: как травля может довести ребенка до суицида и убийства / С. В. Кривцова. - 2018. - № 11. - С. 143 - 151.
32. Купченко В.Е. Особенности самоотношения подростков - 45 участников буллинга в образовательной среде / В.Е. Купченко, И.Н. Ляшенко // Психология обучения. - 2014. - № 7. - С.78-86
33. Кутузова Д. Проблема травли детей в школе [Электронный ресурс] / Д. Кутузова. - Режим доступа:http: //pro-psixology.ru/prakticheskaya-psixologiyanauchno-metodicheskij/1094-problema-travli-detej-v-shkole-obzor-zarubezhnyx.html
34. Кутузова Д.А. Нарративный подход в работе психолога образования // Вестник Практической Психологии Образования. - 2007. - № 3. - С. 109-112.
35. Мамбетова Л. М. Буллинг в образовательной среде // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №51. - С. 344-351.
36. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить
жестокости и агрессии? / Т.Мерцалова // Директор школы. - 2000. - № 3. - С. 25-32.
37. Мухаметов Д.А. Социальная профилактика // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». - 2019. - №4
38. Новикова М.А., Реан А.А., Коновалов И.А. Буллинг в российских
школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных
особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования/Еduсаtiоnаl
39. Ожиева Е. Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг. [Электронный ресурс] / Е. Н. Ожиева. - Режим доступа: http: //www.rusnauka. com/3 3 NIEK 2008/Psihologia/37294.doc.htm
40. Ольвеус, Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать / Д. Ольвеус. - Москва, 1993. - 315 с.
41. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Московский психолого-педагогический институт, 2005. - С. 201-220.
42. Паплик В.М Особенности проявления буллинга у девочек - подростков // Меридиан. - 2020. - №6
43. Петросянц В. Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6. - С. 151-154.
44. Пилипёнок М. Ф. Возрастные и гендерные особенности участников буллинга // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст. - 2021. - С. 552-555.
45. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Издат. центр, 2000. - С. 14-38.
46. Пронина Е.Н. Детская жестокость: причины и следствия // Психологическая служба. - 2008. - № 5. - С. 20-23.
47. Психология подростка. Хрестоматия / Составитель Фролов Ю.И. // Издательство: Российское педагогическое агенств, 1997. - С. 313-320.
48. Реан А.А., Новикова М.А., Коновалов И.А., Молчанова Д.В. Руководство для родителей про буллинг: что делать, если ваш ребенок вовлечен? - М., 2019: РАО А.А. Реана, 47 с.
49. Селиванова О.А., Шевцова Т.С. Профилактика агрессивности и
46 жестокости в образовательном учреждении: монография. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. - 232 с.
50. Собкин В.С., Смысловая М.М. Жертвы школьной травли: влияние социальных факторов // Труды по социологии образования. Т.ХУ1. Вып. XXVIII. М.: Ин-т социология образования РАО, 2012. С. 130-136.
51. Соловьев Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста. [Электронный ресурс] / Д. Н. Соловьева. - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n7model-profilaktiki-bullinga-sredishkolnikov-podrostkovogo-vozrasta
52. Соловьёв Д.Н. Потенциал первичного коллектива в профилактике буллинга среди подростков // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №4. - С. 44-47.
53. Сорокина М.В. Психологическая помощь жертве буллинга // Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого Тула, Росси. - 2012.
54. Тарасова С.Ю., Осницкий А.К., Ениколопов С.Н Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности // Психологическая наука и образование. - 2016. - №4. - С. 102-116.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования //Начальное образование. - 2022. - №. 1. - С. 108.
56. Фомина А.В. Молчанова Л.Н. Современные представления о школьном буллинге в россии и за рубежом // Коллекция гуманитарных исследований. - 2020. - №2. - С. 6-12.
57. Фортова Л.К., Романова Е.Н. Буллинг, или школьная травля //
Материалы международной заочно-практической конфиренции «Отклоняющееся поведение человека в современном мире». Проблемы и решения. Владимир: ВлГУ, 2010 [Электронный ресурс]. URL:
http://deviation2010.vlsu.ru/index.php?1
58. Хаидов С.К., Шалагинова К.С. Учет социально-психологических особенностей личности подростков как одно из условий нивелирования ситуации буллинга // Психологические науки. - 2021. - №11. - С. 76-79.
59. Хломов, К. Психология подросткового возраста: проблема буллинга. О травле в школе, причинах буллинга и характерных чертах жертв и агрессоров / К. Хломов. - 2017. - № 2. - С. 25 - 30.
60. ШалагиноваК. С., КуликоваТ. И., ЗалыгаеваС. А. Гендерные особенности буллинга в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. - 2019. - №4. - С. 62-71.
61. Шалагинова К. С., Куликова Т. И., Залыгаева С. А.
Половозрастные особенности школьников как предикторы риска буллинга // Вестник Московского государственного областного университета. - 2019. - №3. - С. 126-138.
62. Шалагинова К. С., Куликова Т. И., Залыгаева С. А. Учет половозрастных особенностей потенциальных участников буллинга при планировании работы психолога по его профилактике // Известия Иркутского государственного университета. - 2019. - С. 91-104.
63. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - С. 241-261.
64. Шишарина К.А. Психолого-педагогические условия
профилактики буллинга у младших школьников в инклюзивном образовании // Кайо et №1ига. - 2020. - №2
65. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов 2007, Академия ИЦ Серия «Высшее профессиональное образование».
66. Ярмина А.Н. Периодизация изучения феномена буллинга // Исследователь/Кезеагсйег. - 2018. - №1-2. - С.