ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУЛЛИНГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Сущность и содержание понятия «буллинг» в психологической и
педагогической науках 6
1.2. Психолого-педагогические особенности участников буллинга в младшем
школьном возрасте 16
1.3 Педагогические методы, способы, приемы, применяемые в начальной школе, для диагностики и профилактики буллинга 24
Выводы по первой главе 30
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ)
БУЛЛИНГА В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Методическая организация исследования по выявлению наличия (отсутствия) буллинга в коллективе младших школьников 32
2.2. Описание результатов организации и проведения экспериментального исследования по выявлению буллинга в колективе младших школьников 41
2.3. Описание сборника методических рекомендаций, направленного на диагностику и профилактику буллинга в начальной школе 54
Выводы по второй 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУЛЛИНГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Сущность и содержание понятия «буллинг» в психологической и
педагогической науках 6
1.2. Психолого-педагогические особенности участников буллинга в младшем
школьном возрасте 16
1.3 Педагогические методы, способы, приемы, применяемые в начальной школе, для диагностики и профилактики буллинга 24
Выводы по первой главе 30
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ)
БУЛЛИНГА В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Методическая организация исследования по выявлению наличия (отсутствия) буллинга в коллективе младших школьников 32
2.2. Описание результатов организации и проведения экспериментального исследования по выявлению буллинга в колективе младших школьников 41
2.3. Описание сборника методических рекомендаций, направленного на диагностику и профилактику буллинга в начальной школе 54
Выводы по второй 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение
Длительное систематическое физическое или психологической насилие, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, в современной литературе принято называть «буллингом». Этот новомодный термин нам подарили исследования таких скандинавских ученых, как: Д. Олвеуса, П.П. Хайнеманна, А. Пикаса, Е. Роланда. Они в числе первых обратили пристальное внимание на проблему насилия, враждебного поведения и травли среди детей младшего школьного возраста. Сейчас предмет их внимания стал одной из наиболее социально-значимых проблем для системы начального общего образования. Распространенность буллинга в Российской Федерации растет. Согласно результатам Р!8А, в России число детей, которые становятся жертвами школьной травли, увеличилось с 2018 по 2023 г. на 10% и составило 37% всех учеников.
Разрушительное влияние буллинга затрагивает все сферы жизни юного школьника, ставит под угрозу физическую и психологическую безопасность учащихся. Травля может стать причиной психоэмоциональной напряженности в школьной среде, а также привести к таким последствиям, как: снижение успеваемости, повышение уровня тревожности, формирование различных страхов, мотивационные, социальные и поведенческие нарушения.
Причин развития и «процветания» буллинга достаточно много, но главная из них - неосведомленность педагогического состава о сложившейся ситуации насилия в школе. Зачастую учителя не только не могут справиться с результатами травли, но и не в силах вовремя выявить и предотвратить ее возникновение. Они не замечают явное наличие буллинга в классе. Казанским федеральным университетом в 2022 году было организовано исследование, результаты показали, что учителя либо не могут распознать буллинг и считают его нормальным явлением, либо попросту не акцентируют внимание на взаимоотношениях между учениками. По 10-бальной шкале преподаватели оценили уровень травли на 3-4 балла, в то время дети оценивают уровень травли и агрессии в школах на 7-8 баллов. Профессиональная компетентность педагога в этом вопросе поможет своевременно оказать необходимую помощь и поддержку детям, ставшим жертвами буллинга, а также и их обидчикам.
Актуальность профилактики буллинга в начальной школе можно обосновать тем, что ФГОС НОО отводит особое место развитию у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умению не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Ведущая роль в реализации этого результата, несомненно, отдана педагогу, ведь ему по силам повлиять на взаимоотношения среди учащихся и изменить атмосферу, царящую в детском коллективе. Высокая эффективность будет достигнута при должном изучении личности младшего школьника, его жизни в школе, частью которой нередко становится феномен буллинга, что подтверждается проведенным нами исследованием.
Нами было исследовано наличие буллинга среди учеников 4 класса. На базе МБОУ БСШ №1 им. Е.К. Зырянова, пгт. Березовка был проведен констатирующий эксперимент для выявления наличия буллинга в коллективе младших школьников.
Объект исследования: явление буллинга в начальной школе.
Предмет исследования: методические рекомендации для учителей по диагностике и профилактике буллинга в начальной школе.
Цель исследования: на основе исследования особенностей протекания буллинга в коллективе младших школьников разработать сборник методических рекомендаций, предназначенный для повышения осведомлённости всех участников образовательного процесса о природе буллинга, способах его диагностики и профилактики в начальной школе.
Гипотезы исследования: проявление буллинга в коллективе младших школьников определяется низким уровнем комфортности, неблагоприятным психологическим климатом в классе и наличием буллинг-структуры.
Задачи исследования:
1. проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме буллинга в начальной школе;
2. рассмотреть различные научные подходы к понятию «буллинг», изучить его содержание и сущностные характеристики;
3. определить психолого-педагогические особенности участников буллинга в младшем школьном возрасте;
4. проанализировать диагностические и профилактические меры, применяемые в начальной школе для борьбы с буллингом;
5. выявить наличие (отсутствие) буллинга в коллективе младших школьников с помощью констатирующего эксперимента, провести статистическую обработку его результатов;
6. описать и объяснить результаты эмпирического изучения буллинга в коллективе младших школьников;
7. описать структуру и содержание методических рекомендаций для учителей по диагностике и профилактике буллинга в начальной школе.
8. Разработать сборник методических рекомендаций для учителей по диагностике и профилактике буллинга в начальной школе.
Методы исследования:
теоретический: анализ и синтез;
эмпирический: констатирующий эксперимент (тестирование).
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
База исследования: учащиеся 4 класса МБОУ БСШ №1 им. Е.К. Зырянова, пгт. Березовка.
Разрушительное влияние буллинга затрагивает все сферы жизни юного школьника, ставит под угрозу физическую и психологическую безопасность учащихся. Травля может стать причиной психоэмоциональной напряженности в школьной среде, а также привести к таким последствиям, как: снижение успеваемости, повышение уровня тревожности, формирование различных страхов, мотивационные, социальные и поведенческие нарушения.
Причин развития и «процветания» буллинга достаточно много, но главная из них - неосведомленность педагогического состава о сложившейся ситуации насилия в школе. Зачастую учителя не только не могут справиться с результатами травли, но и не в силах вовремя выявить и предотвратить ее возникновение. Они не замечают явное наличие буллинга в классе. Казанским федеральным университетом в 2022 году было организовано исследование, результаты показали, что учителя либо не могут распознать буллинг и считают его нормальным явлением, либо попросту не акцентируют внимание на взаимоотношениях между учениками. По 10-бальной шкале преподаватели оценили уровень травли на 3-4 балла, в то время дети оценивают уровень травли и агрессии в школах на 7-8 баллов. Профессиональная компетентность педагога в этом вопросе поможет своевременно оказать необходимую помощь и поддержку детям, ставшим жертвами буллинга, а также и их обидчикам.
Актуальность профилактики буллинга в начальной школе можно обосновать тем, что ФГОС НОО отводит особое место развитию у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умению не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Ведущая роль в реализации этого результата, несомненно, отдана педагогу, ведь ему по силам повлиять на взаимоотношения среди учащихся и изменить атмосферу, царящую в детском коллективе. Высокая эффективность будет достигнута при должном изучении личности младшего школьника, его жизни в школе, частью которой нередко становится феномен буллинга, что подтверждается проведенным нами исследованием.
Нами было исследовано наличие буллинга среди учеников 4 класса. На базе МБОУ БСШ №1 им. Е.К. Зырянова, пгт. Березовка был проведен констатирующий эксперимент для выявления наличия буллинга в коллективе младших школьников.
Объект исследования: явление буллинга в начальной школе.
Предмет исследования: методические рекомендации для учителей по диагностике и профилактике буллинга в начальной школе.
Цель исследования: на основе исследования особенностей протекания буллинга в коллективе младших школьников разработать сборник методических рекомендаций, предназначенный для повышения осведомлённости всех участников образовательного процесса о природе буллинга, способах его диагностики и профилактики в начальной школе.
Гипотезы исследования: проявление буллинга в коллективе младших школьников определяется низким уровнем комфортности, неблагоприятным психологическим климатом в классе и наличием буллинг-структуры.
Задачи исследования:
1. проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме буллинга в начальной школе;
2. рассмотреть различные научные подходы к понятию «буллинг», изучить его содержание и сущностные характеристики;
3. определить психолого-педагогические особенности участников буллинга в младшем школьном возрасте;
4. проанализировать диагностические и профилактические меры, применяемые в начальной школе для борьбы с буллингом;
5. выявить наличие (отсутствие) буллинга в коллективе младших школьников с помощью констатирующего эксперимента, провести статистическую обработку его результатов;
6. описать и объяснить результаты эмпирического изучения буллинга в коллективе младших школьников;
7. описать структуру и содержание методических рекомендаций для учителей по диагностике и профилактике буллинга в начальной школе.
8. Разработать сборник методических рекомендаций для учителей по диагностике и профилактике буллинга в начальной школе.
Методы исследования:
теоретический: анализ и синтез;
эмпирический: констатирующий эксперимент (тестирование).
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
База исследования: учащиеся 4 класса МБОУ БСШ №1 им. Е.К. Зырянова, пгт. Березовка.
В данной квалификационной работе мы подробно изучили теоретические аспекты проблемы буллинга у младших школьников и рассмотрели основные направления деятельности педагога по профилактике травли среди младших школьников.
Буллинг является сложноорганизованным явлением, он представлен целой совокупностью форм его проявления, что составляет основу для многоплановой работы в области профилактического воздействия. Работа с учащимися, вовлеченными в буллинг, должна быть организована на основании изученных возрастных особенностей поведения младших школьников Определенные возрастные характеристики, психоэмоциональная составляющая личности позволяют выявить конкретные формы взаимодействия с детьми, разработать тактику профилактической работы. Буллинг - в основном латентный для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжелым последствиям, и не имеет значения, имел место физический буллинг или психологический. Предотвращение случаев школьного насилия является важнейшей задачей учителя, поскольку жестокое отношение к ребенку неминуемо приводит к негативным последствиям
В результате проведенной исследовательской работы, были разработаны рекомендации для педагогов по предотвращению ситуации буллинга в образовательной среде школы. Основной стратегией программы предотвращения буллинга в образовательном учреждении является привлечение педагогов, учеников к решению этой проблемы, повышение их осведомленности относительно ситуации буллинга в школе. На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема подготовки будущих учителей к работе по предупреждению проявлений буллинга в начальной школе. В результате работы с методическими рекомендациями, предложенными в нашей работе, специалист сможет осознанно распознавать ситуации буллинга, конструктивно на них реагировать и грамотно проектировать систему профилактических мер в классе или в школе
Предупреждение буллинга в образовательной среде требует комплексного, систематического подхода к рассмотрению данной проблемы и реализации определенных профилактических методов, которые могут значительно снизить количество случаев травли среди младших школьников. Изучение и знакомство с основными аспектами буллинга в начальной школе позволяет не только определить основные мероприятия по предупреждению травли, но и способствует грамотному созданию благоприятной среды в классном коллективе, необходимых условий для полноценного развития личности учащихся.
Буллинг является сложноорганизованным явлением, он представлен целой совокупностью форм его проявления, что составляет основу для многоплановой работы в области профилактического воздействия. Работа с учащимися, вовлеченными в буллинг, должна быть организована на основании изученных возрастных особенностей поведения младших школьников Определенные возрастные характеристики, психоэмоциональная составляющая личности позволяют выявить конкретные формы взаимодействия с детьми, разработать тактику профилактической работы. Буллинг - в основном латентный для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжелым последствиям, и не имеет значения, имел место физический буллинг или психологический. Предотвращение случаев школьного насилия является важнейшей задачей учителя, поскольку жестокое отношение к ребенку неминуемо приводит к негативным последствиям
В результате проведенной исследовательской работы, были разработаны рекомендации для педагогов по предотвращению ситуации буллинга в образовательной среде школы. Основной стратегией программы предотвращения буллинга в образовательном учреждении является привлечение педагогов, учеников к решению этой проблемы, повышение их осведомленности относительно ситуации буллинга в школе. На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема подготовки будущих учителей к работе по предупреждению проявлений буллинга в начальной школе. В результате работы с методическими рекомендациями, предложенными в нашей работе, специалист сможет осознанно распознавать ситуации буллинга, конструктивно на них реагировать и грамотно проектировать систему профилактических мер в классе или в школе
Предупреждение буллинга в образовательной среде требует комплексного, систематического подхода к рассмотрению данной проблемы и реализации определенных профилактических методов, которые могут значительно снизить количество случаев травли среди младших школьников. Изучение и знакомство с основными аспектами буллинга в начальной школе позволяет не только определить основные мероприятия по предупреждению травли, но и способствует грамотному созданию благоприятной среды в классном коллективе, необходимых условий для полноценного развития личности учащихся.
Подобные работы
- Деятельность педагога-психолога по профилактике буллинга в начальной школе с особыми образовательными потребностями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА В ГРУППАХ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Профилактика школьного буллинга как направление социальной работы
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА,
СКЛОННОГО К ПРОЯВЛЕНИЮ БУЛЛИНГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ПРЕДИКТОРЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУЛЛИНГА И СПОСОБЫ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018 - Социально- педагогическая деятельность по профилактике буллинга у младших подростков (Российский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Особенности развития коммуникативных умений младших школьников на основе использования сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



