Особенности проявления дисграфий у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталостью
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1. Этиология и патогенез нарушения письменной речи 8
1.2. Симптоматика и классификация дисграфий 19
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся 3-го
класса с легкой умственной отсталостью 29
1.4. Особенности письменной речи обучающихся 3-го класса с легкой
умственной отсталостью 39
Выводы по I главе 51
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИСГРАФИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 53
2.1. Методы и организация исследования 53
2.2. Анализ результатов исследования нарушений письма у обучающихся 3 -
го класса с легкой умственной отсталостью 57
2.3. Методические рекомендации по преодолению особенностей нарушения
письма у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталостью 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 104
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1. Этиология и патогенез нарушения письменной речи 8
1.2. Симптоматика и классификация дисграфий 19
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся 3-го
класса с легкой умственной отсталостью 29
1.4. Особенности письменной речи обучающихся 3-го класса с легкой
умственной отсталостью 39
Выводы по I главе 51
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИСГРАФИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 53
2.1. Методы и организация исследования 53
2.2. Анализ результатов исследования нарушений письма у обучающихся 3 -
го класса с легкой умственной отсталостью 57
2.3. Методические рекомендации по преодолению особенностей нарушения
письма у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталостью 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 104
Актуальность исследования. В настоящее время специальная педагогика находится на этапе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта специального образования, совершенствования стандарта начального образования. Среди детской популяции возрастает число детей имеющих нарушения интеллектуального развития. Психическое недоразвитие, проявляется в нарушениях всех высших психических функций, то есть мышления, памяти, внимания, речи и др., и влечет за собой нарушение функционирования базовых психических процессов, влияющих на состояние основных учебных навыков, в том числе на формирование навыка письма. Такие школьники образуют ведущую группу риска по школьной неуспеваемости, что ярко заметно в процессе овладения письмом и чтением. Успешность школьного обучения ребенка во многом определена особенностями его овладения письмом. Для младших школьников с умственной отсталостью решение данной проблемы имеет важнейшее значение.
В функциональной системе письма задействованы различные структурные компоненты, каждый из которых, входя в состав других психических процессов, вносит специфический вклад и формирования определенных операций письма. Первичное недоразвитие любого из структурных компонентов устной речи ( операции по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации, серийная организация движений, избирательная активация и т.д.) закономерно отражает не только на самом письме, но и на ряде других высших психических процессов, в состав которых данный компонент входит, указывая на их тесную взаимосвязь (Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарева, Е.В. Крупская, А.В. Курганский, Р.И. Мачинская, О.В. Семенова и др.).
Наиболее полный подход к изучению дисграфии у школьников с умственной отсталостью представлен в работах Е.М. Гопиченко, Г.А. Игониной, Р.И. Лалаева, И.М. Плоткиной, Е.Ф. Соботович, Н.А. Щуренковой и др.
Психолого-педагогическая работа по преодолению нарушений процесса письма у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями может быть ориентирована на индивидуально-
психологические особенности ребенка и построена с их учетом - это одно из ведущих направлений в психолого-педагогическом сопровождении детей с умственной отсталостью. Решение данной проблемы обеспечивает подготовку школьников с данным нарушением к успешной социальной адаптации в обществе.
Для достижения наибольшего результата психолого-педагогического сопровождения по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью необходимо своевременно продиагностировать и изучить особенности проявления дисграфии у учащихся начальных классов с умственной отсталостью.
Таким образом, тема исследования: «Особенности проявления дисграфий у обучающихся 3-го класса легкой умственной отсталостью» является актуальной.
Объект исследования: дисграфии у обучающихся 3-го класса с умственной отсталостью.
Предмет исследования: проявления дисграфий у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: выявить формы дисграфий у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталостью и разработать методические рекомендации для их коррекции.
Гипотезой исследования: служит следующие предположение:
-у обучающихся третьего класса с легкой умственной отсталостью будут выявлены смешенные формы дисграфий.
Достижение выдвинутой цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы нарушения письма у обучающихся третьего класса с легкой умственной отсталости.
2. Подобрать методики, провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей нарушений письма у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталости.
Методологической основой исследования явились научные теории о психофизиологических механизмах и психологической структуре процесса письма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р Лурия и другие); психолингвистические теории, объясняющие причины дисграфий как следствие несформированности отдельных языковых операций, недостаточной сформированности процессов интеграции различных компонентов языковой системы (Р. Лалаева); концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина); психолого-педагогические концепции и теории деятельностного подхода в развитии и формировании человека (Б.Г. Ананьев, В.Г. Афанасьев, А.А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э.Г. Юдин и др.); теория о поэтапном формировании речевой деятельности и коррекции нарушений речи (П. Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической, лингвистической и психолингвистической литературы по проблеме дисграфий; изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению нарушений письма у младших школьников; эмпирические - педагогический эксперимент; наблюдение, анализ продуктов деятельности (письменных работ учащихся 3-го класса по русскому языку).
Этапы работы:
Первый этап. (декабрь-январь 2018-2019 г.). Изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, задач и гипотезы исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
Второй этап. (февраль-март 2019г.). Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов.
Третий этап. (апрель 2019г.). Разработка методических рекомендаций у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени.
База исследования Исследование проводилось в г. Красноярск на базе КГБОУ «Красноярская школа №5». В исследовании приняли участие обучающиеся 3-го класса (10 человек).
Практическая значимость исследования: разработка методических рекомендаций, подбор диагностического материала.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В функциональной системе письма задействованы различные структурные компоненты, каждый из которых, входя в состав других психических процессов, вносит специфический вклад и формирования определенных операций письма. Первичное недоразвитие любого из структурных компонентов устной речи ( операции по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации, серийная организация движений, избирательная активация и т.д.) закономерно отражает не только на самом письме, но и на ряде других высших психических процессов, в состав которых данный компонент входит, указывая на их тесную взаимосвязь (Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарева, Е.В. Крупская, А.В. Курганский, Р.И. Мачинская, О.В. Семенова и др.).
Наиболее полный подход к изучению дисграфии у школьников с умственной отсталостью представлен в работах Е.М. Гопиченко, Г.А. Игониной, Р.И. Лалаева, И.М. Плоткиной, Е.Ф. Соботович, Н.А. Щуренковой и др.
Психолого-педагогическая работа по преодолению нарушений процесса письма у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями может быть ориентирована на индивидуально-
психологические особенности ребенка и построена с их учетом - это одно из ведущих направлений в психолого-педагогическом сопровождении детей с умственной отсталостью. Решение данной проблемы обеспечивает подготовку школьников с данным нарушением к успешной социальной адаптации в обществе.
Для достижения наибольшего результата психолого-педагогического сопровождения по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью необходимо своевременно продиагностировать и изучить особенности проявления дисграфии у учащихся начальных классов с умственной отсталостью.
Таким образом, тема исследования: «Особенности проявления дисграфий у обучающихся 3-го класса легкой умственной отсталостью» является актуальной.
Объект исследования: дисграфии у обучающихся 3-го класса с умственной отсталостью.
Предмет исследования: проявления дисграфий у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: выявить формы дисграфий у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталостью и разработать методические рекомендации для их коррекции.
Гипотезой исследования: служит следующие предположение:
-у обучающихся третьего класса с легкой умственной отсталостью будут выявлены смешенные формы дисграфий.
Достижение выдвинутой цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы нарушения письма у обучающихся третьего класса с легкой умственной отсталости.
2. Подобрать методики, провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей нарушений письма у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталости.
Методологической основой исследования явились научные теории о психофизиологических механизмах и психологической структуре процесса письма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р Лурия и другие); психолингвистические теории, объясняющие причины дисграфий как следствие несформированности отдельных языковых операций, недостаточной сформированности процессов интеграции различных компонентов языковой системы (Р. Лалаева); концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина); психолого-педагогические концепции и теории деятельностного подхода в развитии и формировании человека (Б.Г. Ананьев, В.Г. Афанасьев, А.А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э.Г. Юдин и др.); теория о поэтапном формировании речевой деятельности и коррекции нарушений речи (П. Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической, лингвистической и психолингвистической литературы по проблеме дисграфий; изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению нарушений письма у младших школьников; эмпирические - педагогический эксперимент; наблюдение, анализ продуктов деятельности (письменных работ учащихся 3-го класса по русскому языку).
Этапы работы:
Первый этап. (декабрь-январь 2018-2019 г.). Изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, задач и гипотезы исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
Второй этап. (февраль-март 2019г.). Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов.
Третий этап. (апрель 2019г.). Разработка методических рекомендаций у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени.
База исследования Исследование проводилось в г. Красноярск на базе КГБОУ «Красноярская школа №5». В исследовании приняли участие обучающиеся 3-го класса (10 человек).
Практическая значимость исследования: разработка методических рекомендаций, подбор диагностического материала.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В ходе выполненного нами исследования была проведена теоретическая и экспериментальная работа по психолого-педагогическому сопровождению детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью в преодолений нарушений письма.
В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы расстройств письма у младших школьников с нарушением интеллекта;
2. Подобрать и апробировать серию методик для изучения особенностей письменной речи младших школьников с нарушением интеллекта;
3. Определить содержание психолого-педагогического сопровождения по преодолению дисграфии у Я младших классов с нарушением интеллекта и разработать календарно-тематическое планирование с конспектами занятий, проверить эффективность предложенного коррекционного воздействия.
Проведённая работа подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и практического решения изучаемой проблемы.
В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в специальной педагогике и психологии, уточнен понятийный аппарат исследования:
1. Под дисграфией понимается нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма;
2. Была проанализирована литература по формированию письменной речи в онтогенезе;
3. В работе была определена симптоматика, патогенез и классификации нарушения письма;
4. Была проанализирована литература по проблеме нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и выявлены специфические особенности
5. Определена сущность понятия «Психолого-педагогическое сопровождение», которое понимается нами, как совместная деятельность специалистов образования и родителей, направленная на создание системы педагогических, социально-психологических условий, способствующих развитию ребенка в процессе обучения; определено значение психолого-педагогического сопровождения в преодолении дисграфий у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Эксперимент проводился в г. Красноярск -на базе КГБОУ «Красноярская школа №5». -
В исследовании принимали участие обучающиеся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости.
По итогам проведенного исследования состояния письменной речи нами было выявлено, что данная категория детей нуждаются в помощи по преодолению дисграфии.
К условиям эффективности процесса коррекции дисграфий у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости были отнесены:
- развитие процесса саморегуляции,
- развитие мотивационно-потребностной сферы,
- удовлетворение потребностей учащихся в общении,
- стимулирование активности учащихся на занятии,
- формирование навыков планирования, реализации и контроля деятельности.
Таким образом, в процессе занятий осуществляется постепенный переход от полного принятия инструкции и выполнения задания по строго заданной логопедом схеме к совместной с логопедом деятельности, а затем и к самостоятельному созданию программы деятельности, самостоятельной реализации и самостоятельному контролю над своей учебной деятельностью.
Считаем, что такой подход к проектированию логопедической работы по коррекции дисграфий у I'младших школьников с легкой степенью умственной отсталости должен обеспечить эффективность данного процесса.
Перспективным направлением дальнейшего исследования представляется работа по изучению взаимосвязи (влияния) уровня сформированности психических процессов на проявление дисграфий в младшем школьном возрасте с легкой степенью умственной отсталости.
В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы расстройств письма у младших школьников с нарушением интеллекта;
2. Подобрать и апробировать серию методик для изучения особенностей письменной речи младших школьников с нарушением интеллекта;
3. Определить содержание психолого-педагогического сопровождения по преодолению дисграфии у Я младших классов с нарушением интеллекта и разработать календарно-тематическое планирование с конспектами занятий, проверить эффективность предложенного коррекционного воздействия.
Проведённая работа подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и практического решения изучаемой проблемы.
В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в специальной педагогике и психологии, уточнен понятийный аппарат исследования:
1. Под дисграфией понимается нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма;
2. Была проанализирована литература по формированию письменной речи в онтогенезе;
3. В работе была определена симптоматика, патогенез и классификации нарушения письма;
4. Была проанализирована литература по проблеме нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и выявлены специфические особенности
5. Определена сущность понятия «Психолого-педагогическое сопровождение», которое понимается нами, как совместная деятельность специалистов образования и родителей, направленная на создание системы педагогических, социально-психологических условий, способствующих развитию ребенка в процессе обучения; определено значение психолого-педагогического сопровождения в преодолении дисграфий у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Эксперимент проводился в г. Красноярск -на базе КГБОУ «Красноярская школа №5». -
В исследовании принимали участие обучающиеся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости.
По итогам проведенного исследования состояния письменной речи нами было выявлено, что данная категория детей нуждаются в помощи по преодолению дисграфии.
К условиям эффективности процесса коррекции дисграфий у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости были отнесены:
- развитие процесса саморегуляции,
- развитие мотивационно-потребностной сферы,
- удовлетворение потребностей учащихся в общении,
- стимулирование активности учащихся на занятии,
- формирование навыков планирования, реализации и контроля деятельности.
Таким образом, в процессе занятий осуществляется постепенный переход от полного принятия инструкции и выполнения задания по строго заданной логопедом схеме к совместной с логопедом деятельности, а затем и к самостоятельному созданию программы деятельности, самостоятельной реализации и самостоятельному контролю над своей учебной деятельностью.
Считаем, что такой подход к проектированию логопедической работы по коррекции дисграфий у I'младших школьников с легкой степенью умственной отсталости должен обеспечить эффективность данного процесса.
Перспективным направлением дальнейшего исследования представляется работа по изучению взаимосвязи (влияния) уровня сформированности психических процессов на проявление дисграфий в младшем школьном возрасте с легкой степенью умственной отсталости.
Подобные работы
- Проявления оптической дисграфии у учащихся первого класса
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Проявление нарушений письменной речи учащихся третьего класса общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016



