ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1. Этиология и патогенез нарушения письменной речи 8
1.2. Симптоматика и классификация дисграфий 19
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся 3-го
класса с легкой умственной отсталостью 29
1.4. Особенности письменной речи обучающихся 3-го класса с легкой
умственной отсталостью 39
Выводы по I главе 51
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИСГРАФИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 53
2.1. Методы и организация исследования 53
2.2. Анализ результатов исследования нарушений письма у обучающихся 3 -
го класса с легкой умственной отсталостью 57
2.3. Методические рекомендации по преодолению особенностей нарушения
письма у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталостью 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 104
Актуальность исследования. В настоящее время специальная педагогика находится на этапе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта специального образования, совершенствования стандарта начального образования. Среди детской популяции возрастает число детей имеющих нарушения интеллектуального развития. Психическое недоразвитие, проявляется в нарушениях всех высших психических функций, то есть мышления, памяти, внимания, речи и др., и влечет за собой нарушение функционирования базовых психических процессов, влияющих на состояние основных учебных навыков, в том числе на формирование навыка письма. Такие школьники образуют ведущую группу риска по школьной неуспеваемости, что ярко заметно в процессе овладения письмом и чтением. Успешность школьного обучения ребенка во многом определена особенностями его овладения письмом. Для младших школьников с умственной отсталостью решение данной проблемы имеет важнейшее значение.
В функциональной системе письма задействованы различные структурные компоненты, каждый из которых, входя в состав других психических процессов, вносит специфический вклад и формирования определенных операций письма. Первичное недоразвитие любого из структурных компонентов устной речи ( операции по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации, серийная организация движений, избирательная активация и т.д.) закономерно отражает не только на самом письме, но и на ряде других высших психических процессов, в состав которых данный компонент входит, указывая на их тесную взаимосвязь (Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарева, Е.В. Крупская, А.В. Курганский, Р.И. Мачинская, О.В. Семенова и др.).
Наиболее полный подход к изучению дисграфии у школьников с умственной отсталостью представлен в работах Е.М. Гопиченко, Г.А. Игониной, Р.И. Лалаева, И.М. Плоткиной, Е.Ф. Соботович, Н.А. Щуренковой и др.
Психолого-педагогическая работа по преодолению нарушений процесса письма у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями может быть ориентирована на индивидуально-
психологические особенности ребенка и построена с их учетом - это одно из ведущих направлений в психолого-педагогическом сопровождении детей с умственной отсталостью. Решение данной проблемы обеспечивает подготовку школьников с данным нарушением к успешной социальной адаптации в обществе.
Для достижения наибольшего результата психолого-педагогического сопровождения по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью необходимо своевременно продиагностировать и изучить особенности проявления дисграфии у учащихся начальных классов с умственной отсталостью.
Таким образом, тема исследования: «Особенности проявления дисграфий у обучающихся 3-го класса легкой умственной отсталостью» является актуальной.
Объект исследования: дисграфии у обучающихся 3-го класса с умственной отсталостью.
Предмет исследования: проявления дисграфий у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: выявить формы дисграфий у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталостью и разработать методические рекомендации для их коррекции.
Гипотезой исследования: служит следующие предположение:
-у обучающихся третьего класса с легкой умственной отсталостью будут выявлены смешенные формы дисграфий.
Достижение выдвинутой цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы нарушения письма у обучающихся третьего класса с легкой умственной отсталости.
2. Подобрать методики, провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей нарушений письма у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталости.
Методологической основой исследования явились научные теории о психофизиологических механизмах и психологической структуре процесса письма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р Лурия и другие); психолингвистические теории, объясняющие причины дисграфий как следствие несформированности отдельных языковых операций, недостаточной сформированности процессов интеграции различных компонентов языковой системы (Р. Лалаева); концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина); психолого-педагогические концепции и теории деятельностного подхода в развитии и формировании человека (Б.Г. Ананьев, В.Г. Афанасьев, А.А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э.Г. Юдин и др.); теория о поэтапном формировании речевой деятельности и коррекции нарушений речи (П. Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической, лингвистической и психолингвистической литературы по проблеме дисграфий; изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению нарушений письма у младших школьников; эмпирические - педагогический эксперимент; наблюдение, анализ продуктов деятельности (письменных работ учащихся 3-го класса по русскому языку).
Этапы работы:
Первый этап. (декабрь-январь 2018-2019 г.). Изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, задач и гипотезы исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
Второй этап. (февраль-март 2019г.). Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов.
Третий этап. (апрель 2019г.). Разработка методических рекомендаций у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени.
База исследования Исследование проводилось в г. Красноярск на базе КГБОУ «Красноярская школа №5». В исследовании приняли участие обучающиеся 3-го класса (10 человек).
Практическая значимость исследования: разработка методических рекомендаций, подбор диагностического материала.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В ходе выполненного нами исследования была проведена теоретическая и экспериментальная работа по психолого-педагогическому сопровождению детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью в преодолений нарушений письма.
В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы расстройств письма у младших школьников с нарушением интеллекта;
2. Подобрать и апробировать серию методик для изучения особенностей письменной речи младших школьников с нарушением интеллекта;
3. Определить содержание психолого-педагогического сопровождения по преодолению дисграфии у Я младших классов с нарушением интеллекта и разработать календарно-тематическое планирование с конспектами занятий, проверить эффективность предложенного коррекционного воздействия.
Проведённая работа подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и практического решения изучаемой проблемы.
В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в специальной педагогике и психологии, уточнен понятийный аппарат исследования:
1. Под дисграфией понимается нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма;
2. Была проанализирована литература по формированию письменной речи в онтогенезе;
3. В работе была определена симптоматика, патогенез и классификации нарушения письма;
4. Была проанализирована литература по проблеме нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и выявлены специфические особенности
5. Определена сущность понятия «Психолого-педагогическое сопровождение», которое понимается нами, как совместная деятельность специалистов образования и родителей, направленная на создание системы педагогических, социально-психологических условий, способствующих развитию ребенка в процессе обучения; определено значение психолого-педагогического сопровождения в преодолении дисграфий у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Эксперимент проводился в г. Красноярск -на базе КГБОУ «Красноярская школа №5». -
В исследовании принимали участие обучающиеся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости.
По итогам проведенного исследования состояния письменной речи нами было выявлено, что данная категория детей нуждаются в помощи по преодолению дисграфии.
К условиям эффективности процесса коррекции дисграфий у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости были отнесены:
- развитие процесса саморегуляции,
- развитие мотивационно-потребностной сферы,
- удовлетворение потребностей учащихся в общении,
- стимулирование активности учащихся на занятии,
- формирование навыков планирования, реализации и контроля деятельности.
Таким образом, в процессе занятий осуществляется постепенный переход от полного принятия инструкции и выполнения задания по строго заданной логопедом схеме к совместной с логопедом деятельности, а затем и к самостоятельному созданию программы деятельности, самостоятельной реализации и самостоятельному контролю над своей учебной деятельностью.
Считаем, что такой подход к проектированию логопедической работы по коррекции дисграфий у I'младших школьников с легкой степенью умственной отсталости должен обеспечить эффективность данного процесса.
Перспективным направлением дальнейшего исследования представляется работа по изучению взаимосвязи (влияния) уровня сформированности психических процессов на проявление дисграфий в младшем школьном возрасте с легкой степенью умственной отсталости.
1. Айнетдинова, И.Г. Особенности механизмов письменной речи у детей/ И.Г.Айнетдинова, Н.М.Трубникова//Специальное образование, 2008. -№ 12.- С.9-17.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л. С. Цветкова. - М. - Воронеж, «МОДЭК», 2006. - 296 с.
3. Азова, О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.03/ Азова Ольга Ивановна.-М.-2006. - 220с. '
4. Ахутина,Т.В. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. Индивидуальный подход / Т.В. Ахутина., И.О. Камардина, Н.М. Пылаева. - М.: В.Секачев, 2014.-56с.
5. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика /Т. В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. - М.: МПСИ, 2001.-С.7 - 20
6. Ахутина,Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму// Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Изд-во С.-Петрб. ун-та, 2001. - С. 195-213. ;
7. Ахутина,Т.В. Преодоление трудностей учения: Нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. '- М.:Академия,2015.-288с.
8. Безруких, М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная библиотека / М.М. В Безруких. '- 2002. -№ 1.-С. 68-77.
9. Безруких, М.М. Психофизиологические критерии трудностей обучения письма и чтению у школьников младших классов / М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко // Актуальные проблемы логопедической практики. - СПб., 2004. - С.247-253.
10. Буковцова, Н. И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением операций анализа и синтеза у учащихся с интеллектуальной недостаточностью: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03/ Буковцова Нина Ивановна.- Самара.- 2001.-202 с. "
11. Буковцова, Н. И. Овладение системой фонем языка учащимися с задержкой психического развития на подготовительном этапе коррекционно - логопедической работы при дисграфии / Н. И. Буковцова, И. Н. ''Макарова // Логопедия, 2004.- №1.- С.32 - 36.
12. Вартапетова, Г. М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных
классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Вартапетова Галина Михайловна.-
Екатеринбург.- 2002 .-242 с.
13. Волкова, Л.С. Вопросы дифференциальной комплексной диагностики и коррекции аномального речевого развития/ Л.С. 'Волкова // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление: Межвуз. сб. науч. тр. / РГПУ им. А.И. Герцена. '- СПб.: Образование, 1992. - С. 27-29.
14. Волоскова, Н. Н.Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов: дис ... канд. пед. наук: 13.00.03/ Волоскова Наталья Николаевна. - М.- 1996. - 158 с.
15. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования/ Л.С. Выготский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519с.
16. Выготский, 'Л. 'С. 'Мышление 'и 'речь/ Л. 'С. Выготский - 'М., 1956. — С. 267.
17. Выготский, 'Л. 'С. 'Собр. 'соч. / Л. 'С. Выготский — М., 1982. —Т.2.
— С. 211.
18. Гинжул, И. Ю. Формирование навыков звукового и слогового анализа у младших школьников с нарушениями чтения и письма / И. Ю. Гинжул //Школьный логопед, 2004. - №2.- С. 30 - 34.
19. Глозман, Ж.М. Луриевская концепция функциональных блоков мозга в коррекции дисграфии и дислексии / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. - Вып.2 под ред. В.А. Москвина. - Белгород, 2007. - С.103-113.
20. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие / О.Е. Грибова - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
21. Гуадзе, Т. В. Приемы работы с ребенком, страдающим дисграфией, на пропедевтическом этапе логопедической работы / Т. В. Гуадзе // Школьный логопед, - 2006. - № 2. - С.25 - 32.
22. Дети с задержкой психического развития / Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина. - М.: Педагогика, 1984. - 284с.
23. Добрынина Э.Г.Коррекция нарушений письменной речи младших
школьников: учебно-методическое пособие/ Э.Г. Добрынина.-
Кемерово,2015.- 48с.
24. Домишкевич,С.А. Функционально-уровневый подход в психодиагностике, '■■■■■■■■■■■ коррекционно-развивающей работе и психологическом консультировании. Монография. Часть 1. Функционально-уровневый подход в психолого - педагогической диагностике / С.А. Домишкевич. - Иркутск, 2002. - 40 с.
25. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов/ Л. Н. Ефименкова .- М.: ВЛАДОС, 2008. - 335с. -
26. Ефименкова, Л. Н., Садовникова, И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей/ Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова.- М.: Просвещение, 1972. - 206с.
27. Иваненко, С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект) / С.Ф. Иваненко // Дефектология, 1994. - №1. - С.52-55. -
28. Иншакова, О.Б. В- Иншакова, А.Г. Проблемные вопросы изучения
нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ/ О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия, 2003. - № 1-2 (4-5). - С.37-41. -
29. Киселёва, В.А. Выявление предпосылок нарушений письменной речи у
дошкольников с ЗПР / В.А. Киселёва//Дефектология, 2005 .-№6.-С.41 - 47.
30. Корнев, А.М. Нарушения чтения и письма у детей/ А.М. 'Корнев. • - СПб.: Речь,2003.-330с.
31. Клейменова, О.А. Особенности работы логопеда по преодолению нарушений письма у младших школьников // Логопед. - 2014. -№5. - С. 88-101.
32. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. - 2-е изд. - СПб.: Гиппократ, 2005. - 224 с.
33. Криницына, Г.М. Педагогическая технология формирования
самоконтроля речевой деятельности как одно из средств преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Криницына Галина Михайловна.- Екатеринбург.- 2009.- 244 с.: ил. '
34. Кузичева, Е. С.Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Кузичева Екатерина Сергеевна. - СПб.- 2013. - 308 с.
35. Лалаева, Р.И. Венедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб.: «Союз», 2007. - 179с. '
36. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева.-М.:ВЛАДОС, 1999.-224с.
37. Лалаева, Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР/ Р. И. Лалаева, Н.В.Серебрякова, С.В.Зорина. - М.: ВЛАДОС, 2004.-303с.
38. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное
пособие / В.В. Лебединский.- М.: Издательство Московского университета, 1985.- 88 с.
39. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е Левина.-М.:изд Академии пед наук РСФСР,1961.-312с.
40. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления икоррекции у младших школьников с задержкой психического развития/ Е. А. Логинова.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 208 с.
41. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
42. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р.Лурия . -М.: МГУ,1962.-431с.
43. Лурия, А.Р. 'Очерки психофизиологии письма/ А.Р.Лурия. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-352с.
44. Лурия, А. Р.Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ А.Р.Лурия.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
45. Мальцева, Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.03 / Мальцева Екатерина Васильевна. - М.-1991. - 23с.
46. Микфельд, Я.О. Диагностика и коррекция предпосылок оптической дисграфии и дислексии у детей от 5 до 7 лет / Я.О. Микфельд // Логопедия, 2004. - №3. - С. 39 - 46.
47. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей / Л.Г. Милостивенко.- СПб: Стройлеспечать, 1990.-64с.
48. Мисаренко, Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г.Г. Мисаренко // Логопед, 2004. - №2. - С. 4-14.
49. Никашина, Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у
младших школьников / Н. А. Никашина // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы/ под ред. Левиной Р.Е. - М.: Просвещение, 1965. - 189с. '
50. Обследование речи младших школьников: методические рекомендации/ под ред. А.В. Мамаевой.- КГПУ им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2015.-118с.
51. Обухова, Н. А. Некоторые особенности психического развития детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения чтения и письма / Н. А. Обухова // Школьный логопед, 2011.- № 2. - С.41-44.
52. Парамонова, Л. Г. 'Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л. Г. 'Парамонова. - СПб., 2006.- 128с.
53. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей/ Л. Г. - Парамонова. - Спб.: Лениздат; Издательство "Союз", 2001. - 286с.
54. Письмо и чтение: Трудности обучения и коррекция: учебное пособие /Под ред. О.Б.Иншаковой - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.- 240 с.
55. Правдина, О. В. Логопедия. / Учеб.пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб./ О. В.Правдина. -М.: "Просвещение", 1973. - 272с.
56. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://минобрнауки.рф/документы/5133, свободный. - Яз. рус., англ. -
57. Разживина, Н. В.Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Разживина Наталья Вячеславовна. - - С¬Пб.- 2008. - 311 с. -
58. Разживина, Н. В. Развитие внимания в процессе логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников / Н. В. - Разживина // - Практическая психология и логопедия, 2006.- № 6. - С.52 - 57.
59. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников./ И.Н. Садовникова. - М.:ВЛАДОС, 2008. - 296с. -
60. Салахова, В.Я. Формирование контроля и самоконтроля как средство коррекции звукопроизношения и письма у младших школьников с
задержкой психического развития: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03 /
Салахова 'Валентина Яковлевна.- Екатеринбург.- 1997.- 200 с. '
61. Сиротюк М.В. Смешанная дисграфия - миф или реальность?/ М.В. | Сиротюк '//Дефектология, 2006.- №2.- С.26-30.
62. Словарь Л. С. Выготского/ под редакцией Леонтьева А.А.,- М.:Смысл, 2014.-119с.
63. Тараканова, А.А. Логопедическая работа по формированию мыслительных операций в системе коррекции дисграфии у младших школьников: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Тараканова Алла Алексеевна. - Лен. гос. обл.ун-т. - СПб.- 2001. - 19 с.
64. Тараканова, А. Г. Формирование мыслительной операции сравнения у младших школьников с дисграфией в процессе коррекционно - логопедической работы / Тараканова А.А. // Школьный логопед, 2005.- №5- 6.- С. 98 - 104.
65. Торопова, Т. Н. Программа коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - С. 193-199.
66. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). / О.А. Токарева // Расстройства речи у детей и подростков. / Под.ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С.190-212.
67. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Тригер, Р.Д. — СПб.: Питер, 2008. — 192с.
68. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов по спец. Педагогика и психология / Т.Б. Филичева, Н.А.Чевелева, 'Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989. —223 с.
69. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина.— М.: АРКТИ, 2009. — 136с.
70. Хватцев, М. Е. Аграфия и дисграфия // Хрестоматия по логопедии / М. Е. Хватцев.- М., 1997. - С.113-120.
71. Хоршева, Н.А.Особенности взаимосвязи некоторых компонентов
сенсомоторики с коммуникативной функцией речи у младших школьников с задержкой психического развития : автореферат дис. ... канд псих. наук : 19.00.10 / Хоршева Наталья Александровна. - Нижний
Новгород.- 2010. - 26 с.
72. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. 'Цветкова. '- М.: "Юристь", 2001. - 256с.
73. Шипицына, Л. М. Психолого - педагогическое сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Л. М. Шипицына, Е. И.Казакова, М. А. Жданова.- М.,2003.-528с.
74. Щукин, А. В. Интеллектуально-личностные особенности детей с
дисграфией в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13 / Щукин Антон 'Владимирович.- СПб.- 2006.- 150c.
75. Шурыгина, И.А. Коррекция нарушений письма у учащихся младших классов с недоразвитием произвольной психической деятельности в общеобразовательной школе: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Шурыгина И.А.- Екатеринбург.- 2003.- 206 с. '
76. Яковлева, Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи [Электронный ресурс] / Н.Н. Яковлева. - СПб.: КАРО, 2011. - 160 с. - (ЭБС «IPRbooks»). - Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/19456'
77. Яковлев, С.Б. К вопросу об аграмматизмах на письме у школьников с тяжелыми нарушениями речи / С.Б. Яковлев // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л.: Луч, 1997. - С. 66-74.
78. Яковлев, С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.03. - СПб., 1988. - 20 с.
79. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся
общеобразовательной школы/А.В.Ястребова.- М.:Просвещение,1984.- 159с. '
80. Яструбинская, Е. А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста / Яструбинская Е. А. // Логопедия, 2004.-№ 2.- С.60 - 70.