Метафора как средство создания комического эффекта в рассказах А. П. Чехова (Государственный Университет Просвещения)
|
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТАФОРЫ КАК СТИЛИСТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ЧЕХОВА 6
1.1 Понятие и функции комического в художественной литературе 6
1.2 Проблема определения и классификации стилистических приемов 11
1.3 Метафора как стилистический приём. Комическое в метафоре 14
1.4 Жизненный и творческий путь А.П. Чехова 18
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МЕТАФОР С КОМИЧЕСКИМ ЭФФЕКТОМ В ЮМОРИСТИЧЕСКИХ РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА 21
2.1 Метафоры-пейоративы в юмористических рассказах А. П. Чехова 21
2.2 Метафоры-мелиоративы в юмористических рассказах А. П. Чехова 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТАФОРЫ КАК СТИЛИСТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ЧЕХОВА 6
1.1 Понятие и функции комического в художественной литературе 6
1.2 Проблема определения и классификации стилистических приемов 11
1.3 Метафора как стилистический приём. Комическое в метафоре 14
1.4 Жизненный и творческий путь А.П. Чехова 18
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МЕТАФОР С КОМИЧЕСКИМ ЭФФЕКТОМ В ЮМОРИСТИЧЕСКИХ РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА 21
2.1 Метафоры-пейоративы в юмористических рассказах А. П. Чехова 21
2.2 Метафоры-мелиоративы в юмористических рассказах А. П. Чехова 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Использование стилистических приемов в художественной литературе является неотъемлемой частью творческого процесса, способствуя созданию ярких и запоминающихся образов, передаче глубоких смыслов и эмоций. Одним из таких приемов, применяющегося для создания комического эффекта в русской художественной прозе, является метафора.
Употребление метафоры в русской художественной прозе позволяет авторам создавать живые и запоминающиеся образы, вызывая у читателей смех и удивление. Комический эффект достигается за счет неожиданного столкновения разных смысловых планов, которые обычно не сочетаются друг с другом. Это создает яркий контраст и нарушает привычные ожидания читателя, заставляя его переосмыслить прочитанное и увидеть в нем новые, неожиданные грани.
Писатели могут использовать метафоры с различными целями: для создания юмористических ситуаций, высмеивания стереотипов и клише, передачи особенностей речи персонажей или для придания тексту игривого и легкого тона. Данный прием позволяет им экспериментировать с языком, играть со словами и их значениями, создавая неожиданные и остроумные сочетания.
В свою очередь, творчество А. П. Чехова – одно из ярких и сложных явлений конца XIX – начала XX века, свидетельствующее о переходе от реализма к модернизму. А. П. Чехов был продолжателем лучших традиций русской классической литературы и, вместе с тем, искал новые пути выражения в искусстве.
Исходя из вышеуказанного, целью работы выступает изучение метафоры как средства создания комического эффекта в рассказах А.П. Чехова.
Задачи исследования включают следующие:
1. Охарактеризовать понятие и функции комического в художественной литературе;
2. Рассмотреть проблему определения и классификации стилистических приемов;
3. Описать метафору как стилистический приём. Определить комическое в метафоре;
4. Обобщить данные о жизненном и творческом пути А.П. Чехова;
4. Проанализировать реализацию метафоры как комического средства (метафоры-пейоративы и метафоры-мелиоративы) в юмористических рассказах А. П. Чехова.
Объект исследования ‒ метафора как основа создания комического.
Предмет ‒ метафора как стилистический приём создания комического в рассказах А. П. Чехова.
Среди методов исследования были применены следующие:
‒ дефинитивный анализ основных понятий;
‒ обобщение данных по изучаемой теме;
‒ сплошная выборка примеров;
‒ таксономический анализ и описание примеров;
‒ квантитативный метод.
Материалом исследования послужило собрание юмористических рассказов А. П. Чехова.
Новизна работы определяется детализацией и конкретизацией метафоры как стилистического средства и обобщением разрозненных теоретических положений. Предпринята попытка всестороннего анализа метафоры как основы создания комического эффекта в русской художественной прозе с рассмотрением её количественных данных и частотности. Синтезируя накопленные знания, исследование раскрывает качественный и количественный аспекты функционирования двух типов комической метафоры в литературе на русском языке.
Теоретическая значимость работы объясняется созданием фундаментальной базы для дальнейшего изучения комической метафоры и ее роли в художественном дискурсе. Анализ юмористической природы и других характеристик данного стилистического средства призван внести ясность в терминологический аппарат лингвистических дисциплин.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий и курсов по стилистике, риторике и художественному анализу текста. Проанализированная фактическая база, включающая иллюстрации из произведения выдающегося русского писателя, А. П. Чехова, а также подробное рассмотрение функционального аспекта метафоры, открывают возможности для более детальной интерпретации особенностей данного приема и возможностей его применения в письменной речи.
Употребление метафоры в русской художественной прозе позволяет авторам создавать живые и запоминающиеся образы, вызывая у читателей смех и удивление. Комический эффект достигается за счет неожиданного столкновения разных смысловых планов, которые обычно не сочетаются друг с другом. Это создает яркий контраст и нарушает привычные ожидания читателя, заставляя его переосмыслить прочитанное и увидеть в нем новые, неожиданные грани.
Писатели могут использовать метафоры с различными целями: для создания юмористических ситуаций, высмеивания стереотипов и клише, передачи особенностей речи персонажей или для придания тексту игривого и легкого тона. Данный прием позволяет им экспериментировать с языком, играть со словами и их значениями, создавая неожиданные и остроумные сочетания.
В свою очередь, творчество А. П. Чехова – одно из ярких и сложных явлений конца XIX – начала XX века, свидетельствующее о переходе от реализма к модернизму. А. П. Чехов был продолжателем лучших традиций русской классической литературы и, вместе с тем, искал новые пути выражения в искусстве.
Исходя из вышеуказанного, целью работы выступает изучение метафоры как средства создания комического эффекта в рассказах А.П. Чехова.
Задачи исследования включают следующие:
1. Охарактеризовать понятие и функции комического в художественной литературе;
2. Рассмотреть проблему определения и классификации стилистических приемов;
3. Описать метафору как стилистический приём. Определить комическое в метафоре;
4. Обобщить данные о жизненном и творческом пути А.П. Чехова;
4. Проанализировать реализацию метафоры как комического средства (метафоры-пейоративы и метафоры-мелиоративы) в юмористических рассказах А. П. Чехова.
Объект исследования ‒ метафора как основа создания комического.
Предмет ‒ метафора как стилистический приём создания комического в рассказах А. П. Чехова.
Среди методов исследования были применены следующие:
‒ дефинитивный анализ основных понятий;
‒ обобщение данных по изучаемой теме;
‒ сплошная выборка примеров;
‒ таксономический анализ и описание примеров;
‒ квантитативный метод.
Материалом исследования послужило собрание юмористических рассказов А. П. Чехова.
Новизна работы определяется детализацией и конкретизацией метафоры как стилистического средства и обобщением разрозненных теоретических положений. Предпринята попытка всестороннего анализа метафоры как основы создания комического эффекта в русской художественной прозе с рассмотрением её количественных данных и частотности. Синтезируя накопленные знания, исследование раскрывает качественный и количественный аспекты функционирования двух типов комической метафоры в литературе на русском языке.
Теоретическая значимость работы объясняется созданием фундаментальной базы для дальнейшего изучения комической метафоры и ее роли в художественном дискурсе. Анализ юмористической природы и других характеристик данного стилистического средства призван внести ясность в терминологический аппарат лингвистических дисциплин.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий и курсов по стилистике, риторике и художественному анализу текста. Проанализированная фактическая база, включающая иллюстрации из произведения выдающегося русского писателя, А. П. Чехова, а также подробное рассмотрение функционального аспекта метафоры, открывают возможности для более детальной интерпретации особенностей данного приема и возможностей его применения в письменной речи.
На основе проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам.
Природа комического многогранна и неоднозначна. Комическое существовало на протяжении многих веков и адаптировалось к новым реалиям, но при этом не имеет однозначного определения и четких границ в научном дискурсе. Комический эффект достигается с помощью различных стилистических приемов, в том числе метафоры ‒ одного из самых распространенных тропов.
Метафора переносит признаки и характеристики с одного предмета или явления на другое по принципу сходства. Комический эффект метафоры заключается в логичном, но неожиданном употреблении слов и выражений в новых языковых ситуациях, что раскрывает их скрытые возможности. Природа метафорического комизма основана на установлении дальних, субъективных ассоциативных связей.
Антон Павлович Чехов часто использовал метафоры и другие стилистические средства для создания комического эффекта в своих произведениях. Писатель внимательно наблюдал за изменениями в обществе и человеческой душе, что нашло отражение в его творчестве. Яркий юмор и тонкая ирония сочетались в его рассказах и пьесах с глубокими философскими размышлениями о смысле жизни, судьбах людей и страны.
Несмотря на тяжелую болезнь, Чехов вел активную творческую и общественную деятельность до последних дней жизни. Его наследие, проникнутое уникальным чеховским юмором и метафоричностью, является ценнейшим вкладом в русскую и мировую литературу
На основе анализа юмористических рассказов А. П. Чехова можно сделать вывод, что метафора является одним из ключевых стилистических средств, используемых писателем для создания комического эффекта. Писатель виртуозно оперирует метафорами, варьируя их типы и функции.
Особое место в его творчестве занимают метафоры-пейоративы (25 примеров ‒ 78%), которые существенно преобладают над метафорами-мелиоративами (7 примеров ‒ 22%). Метафоры-пейоративы позволяют писателю высветить комические стороны обыденной жизни, заставляя читателя взглянуть на привычные явления под новым углом. А. П. Чехов использует разнообразные приемы, такие как ирония, гротеск, парадокс, для придания метафорам негативной оценочной окраски. Яркие, образные сравнения героев с животными, предметами или природными объектами раскрывают слабости человеческой натуры, ее странности и причуды.
В то же время метафоры-мелиоративы, хоть и встречаются реже, играют важную роль в создании комического контраста. Писатель использует возвышенную лексику, олицетворение, гиперболы, чтобы придать метафорам комично преувеличенный, напыщенный оттенок. Нередко метафоры-мелиоративы выступают в резком противоречии с повседневной реальностью, в которой пребывают персонажи, высвечивая абсурдность их притязаний.
Наконец, метафора в юмористических рассказах Чехова выступает не только как средство создания комического эффекта, но и как инструмент глубокого проникновения в человеческую природу. Способность выявлять противоречия между романтическими идеалами и прозаической действительностью, высмеивать слабости и одновременно демонстрировать понимание человеческой натуры делает метафоры в произведениях писателя яркими, оригинальными и запоминающимися.
Природа комического многогранна и неоднозначна. Комическое существовало на протяжении многих веков и адаптировалось к новым реалиям, но при этом не имеет однозначного определения и четких границ в научном дискурсе. Комический эффект достигается с помощью различных стилистических приемов, в том числе метафоры ‒ одного из самых распространенных тропов.
Метафора переносит признаки и характеристики с одного предмета или явления на другое по принципу сходства. Комический эффект метафоры заключается в логичном, но неожиданном употреблении слов и выражений в новых языковых ситуациях, что раскрывает их скрытые возможности. Природа метафорического комизма основана на установлении дальних, субъективных ассоциативных связей.
Антон Павлович Чехов часто использовал метафоры и другие стилистические средства для создания комического эффекта в своих произведениях. Писатель внимательно наблюдал за изменениями в обществе и человеческой душе, что нашло отражение в его творчестве. Яркий юмор и тонкая ирония сочетались в его рассказах и пьесах с глубокими философскими размышлениями о смысле жизни, судьбах людей и страны.
Несмотря на тяжелую болезнь, Чехов вел активную творческую и общественную деятельность до последних дней жизни. Его наследие, проникнутое уникальным чеховским юмором и метафоричностью, является ценнейшим вкладом в русскую и мировую литературу
На основе анализа юмористических рассказов А. П. Чехова можно сделать вывод, что метафора является одним из ключевых стилистических средств, используемых писателем для создания комического эффекта. Писатель виртуозно оперирует метафорами, варьируя их типы и функции.
Особое место в его творчестве занимают метафоры-пейоративы (25 примеров ‒ 78%), которые существенно преобладают над метафорами-мелиоративами (7 примеров ‒ 22%). Метафоры-пейоративы позволяют писателю высветить комические стороны обыденной жизни, заставляя читателя взглянуть на привычные явления под новым углом. А. П. Чехов использует разнообразные приемы, такие как ирония, гротеск, парадокс, для придания метафорам негативной оценочной окраски. Яркие, образные сравнения героев с животными, предметами или природными объектами раскрывают слабости человеческой натуры, ее странности и причуды.
В то же время метафоры-мелиоративы, хоть и встречаются реже, играют важную роль в создании комического контраста. Писатель использует возвышенную лексику, олицетворение, гиперболы, чтобы придать метафорам комично преувеличенный, напыщенный оттенок. Нередко метафоры-мелиоративы выступают в резком противоречии с повседневной реальностью, в которой пребывают персонажи, высвечивая абсурдность их притязаний.
Наконец, метафора в юмористических рассказах Чехова выступает не только как средство создания комического эффекта, но и как инструмент глубокого проникновения в человеческую природу. Способность выявлять противоречия между романтическими идеалами и прозаической действительностью, высмеивать слабости и одновременно демонстрировать понимание человеческой натуры делает метафоры в произведениях писателя яркими, оригинальными и запоминающимися.
Подобные работы
- Антропонимический словарь А.П. Чехова
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - ЖАНР СТРАШНОГО РАССКАЗА В ЛИТЕРАТУРЕ АМЕРИКАНСКОГО РОМАНТИЗМА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПОЭТИКА ТВОРЧЕСТВА В. НАБОКОВА ФРАНЦУЗСКОГО ПЕРИОДА (1937-1940)
Диссертации (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022



