Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 40 студентов младших и старших курсов.
Есть приложения.
Введение 3
1. Теоретический анализ проявления альтруистической и эгоистической направленности личности 7
1.1 Понятие и основные подходы к исследованию альтруизма и эгоизма 7
1.2 Особенности личностной установки альтруизм-эгоизм у студентов. 12
2 Организация исследования 17
2.1 Описание выборки 17
2.2 Методы организации исследования 18
3. Анализ личностных установок альтруизма и эгоизма у студентов-психологов 1 и 5 курсов 20
3.1 Сравнительный анализ личностных установок альтруизма и эгоизма у студентов-психологов 1 курса и 5 курса 20
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение 31
Актуальность темы. Находясь в процессе непрерывного взаимодействия со средой, личность постоянно подвергается воздействию немалого количества разнообразных раздражителей, которые, независимо от уровня осознания человеком их сущности, побуждают его к определенному типу реагирования. Тип реакции зависит не только от особенностей стимула, но и от условий текущей ситуации и внутренних характеристик человека. Именно поэтому изучение особенностей поведения любого индивида предполагает необходимость учета не обычной совокупности, а целостной системы взаимосвязанных факторов.
Общеизвестным является тот факт, что в молодом возрасте перед относительно сложившейся личностью раскрывается практически неизвестный горизонт жизнедеятельности, который связан с необходимостью выбирать будущую профессию, адаптироваться к незнакомым условиям в новой социальной среде, принимать новые социальные роли, а также новые обязанности и возможности. Следует отметить, что такая ситуация требует от молодого человека максимальной мобилизации личностного потенциала, от которого зависит дальнейший процесс его личностного становления. Большое значение для дальнейшей эффективной социализации молодого человека имеет склонность к альтруистическому поведению, сущность которого заключается в реализации деятельности в пользу других людей и содействии удовлетворению их потребностей за счет специфического самоотречения. По нашему мнению, данный феномен функционирует, как правило, по принципу социальной силы притяжения, поскольку позволяет личности успешно налаживать контакты с окружающими и небезосновательно вызывать симпатию с их стороны.
Результаты ряда исследований (И. М. Багмет [2], Е. П. Ильин [7]) свидетельствуют о том, что лицам молодого возраста в большей степени присущ низкий уровень альтруизма, то есть их поведение направлено преимущественно на удовлетворение собственных интересов, что может быть следствием активного пропагандирования идей индивидуалистической культуры, а также жизненных обстоятельств, поскольку подавляющее большинство молодых людей проживает с родителями и получает от них необходимые ресурсы для удовлетворения собственных потребностей, именно поэтому, возможно, забота о благополучии других людей играет довольно слабую роль в структуре мотивационной сферы лиц данной возрастной группы.
Итак, исходя из вышеизложенного, становится понятным, что проблема исследования особенностей проявления альтруизма и эгоизма у студенческой молодежи с разным уровнем альтруизма является не только актуальной с теоретической точки зрения, но и характеризуется большой практической значимостью. Особенно это касается студентов-психологов, поскольку наличие альтруизма является профессионально важным качеством, что и обуславливает необходимость создания оптимальных условий для ее благополучного становления.
Объект исследования: студенты-психологи, обучающиеся на 1 и 5 курсах.
Предмет исследования: Особенности проявления личностной установки «альтруизм - эгоизм» у студентов-психологов.
Цель исследования: исследовать особенности проявления личностной установки «альтруизм - эгоизм» у студентов- психологов младших и старших курсов.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
1) рассмотреть понятие альтруизма и основные подходы к его исследованию;
2) раскрыть особенности проявления альтруизма и эгоизма в поведении и личностных ориентациях студентов;
3) определить факторы, влияющие на уровень альтруизма и склонность к агрессивному поведению;
4) организовать и провести эмпирическое исследование особенностей проявления альтруистической и эгоистической направленности среди студентов- психологов.
Гипотезу исследования составили предположение, что студенты выпускных курсов характеризуются более высоким уровнем альтруизма, нежели студенты младших курсов.
Феномен альтруизма исследовали как зарубежные, так и отечественные исследователи, в частности П. М. Ван Ланж, Е. Н. Болотникова, О. Конт,
Р. В. Малиношевский, С. Линденберг, А. Б. Фельдман и другие.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования, нами были применены следующие теоретические методы исследования: теоретико-методологический анализ, систематизация и обобщение научной литературы, связанной с проблемой исследования. В качестве психодиагностического инструментария были использованы: методика выявления альтруизма (авторы Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов); тест «альтруизм-эгоизм» (автор Е. П. Ильин).
Полученные в ходе исследования данные подвергались математико-статистическим методам обработки с последующим качественным обоснованием и обобщением.
Экспериментальная база исследования. Выборка исследования состоит из 40 студентов 1 и 5 курсов специальностей «психология».
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных подходов к освещению феноменов альтруизма и эгоизма в психологической науке.
Практическая значимость исследования предполагает возможность применения полученных результатов эмпирического исследования психологами, социальными работниками и педагогами в процессе разработки тренингов и лекционных программ, посвященных развитию альтруизма как профессионально важного качества будущих психологов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
На основании теоретического анализа литературных источников, а также в ходе эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Альтруизм представляет собой сложный биосоциопсихологический феномен, сущность которого заключается в реализации деятельности в пользу других людей, содействии удовлетворению их потребностей за счет специфического самоотречения. Обычно конкретное проявление альтруистического поведения представляет собой амбивалентное полиэтическое явление, которое не всегда можно однозначно оценить с позиции фиксированной морали, то есть альтруистический поступок может иметь как просоциальный, так и асоциальный характер, однако при любых обстоятельствах он будет оставаться проявлением альтруистического поведения.
2. Исследование феномена эгоизма показало, что он является определением отношения к преследованию субъектом исключительно внешних личных интересов, не учитывая при этом интересы других людей или действуя им в ущерб.
3. В результате эмпирического исследования было установлено, что студенты 1 курса характеризуются более высоким уровнем эгоизма и в меньшей степени альтруистичны, нежели студенты 5 курса.
Таким образом, на основании анализа результатов эмпирического исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза нашего исследования,которая утверждает, что студенты-психологи выпускных курсов характеризуются более высоким уровнем альтруизма, нежели студенты младших курсов.
Альтруизм относится к просоциальному поведению, которое направлено на благо другого человека или сообщества, следовательно, данное качество является очень важным для будущих психологов, поэтому стоит уделить его развитию значительное внимание.
Перспектива дальнейших исследований заключается в более тщательном исследовании освещенной проблемы, в частности в определении личностных особенностей проявления альтруизма и эгоизма у студентов-психологов, а также в разработке социально-психологического тренинга, направленного на формирование альтруистического поведения.
1. Андреев П.В. Развитие представлений об альтруизме и взаимопомощи в зарубежной и отечественной психологии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2017. – № 3. – С. 57-60.
2. Багмет. И. М. Индивидуальные и гендерные различия альтруизма-эгоизма личности. Автореф. дис.канд. психол. наук: 19.00.01. Одесский нац. ун-т им. И. И. Мечникова. Одесса, 2004. – 18 с.
3. Белякова. Е.Г. Психология: учебное пособие. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2014 – 264 с.
4. Березников Д.В., Казакова Е.В. Мотивация помогающего поведения студентов-психологов младших курсов // В сборнике: Психология и современный мир. Сборник материалов Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Высшая школа педагогики, психологии и физической культуры. RUS, 2023. – С. 82-86.
5. Болотникова Е.Н. Забота о себе: между эгоизмом и альтруизмом // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2015. – Т. 3. – № 6 (28). – С. 15–19.
6. Жиганшина А.И. Взаимосвязь мотивации власти и альтруизма у студентов-психологов // В сборнике: V Машеровские чтения.Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. 2011. – С. 271-272.
7. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.
8. Казанцева Т.В. Альтруизм: феномен и операционализация // Петербургский психологический журнал. – 2016. – № 14. – С. 1–20.
9. Карпова Е. В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07 / Карпова Елена Викторовна; ГОУВПО Ярославск. гос. пед. ун-т. – Ярославль, 2009. – 51 с.
10. Козубовский В. М. Общая психология. Методология, сознание, деятельность. – Мн.: Амалфея, 2017. – 256 с.
11. Колосунин И. А. Роль эмпатических способностей в профессиональном становлении личности / И. А. Колосунин, М. Г. Савочкина, О. В. Родин, Н. Г. Токарева // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – Т. 19. – №12. – С. 141-143.
12. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
13. Лаверычева И.Г. Основные подходы к пониманию сущности эгоизма и альтруизма (исторический аспект) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2019. – Т. 1. – № 4. – С. 198–207.
14. Левит Л.З., Шевалдышева Е.З. Эгоизм и альтруизм: «антагонисты» или 2братья»? // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 4 (333). – С. 62–78.
15. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2021 – 592 с.
16. Малиношевский Р. В. Особенности формирования альтруизма как социально значимого качества у младших подростков // Теоретико-методологические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи. – 2014. – Вып.18(1). – С. 431-439.
17. Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психологический журнал. – 2020. – № 2. – С. 27-38.
18. Новикова П.М. Разумная грань между эгоизмом и альтруизмом // Старт в науку: актуальные вопросы техники и технологий // Сборник материалов III Ежегодной научной конференции студентов среднего профессионального образования Технологического университета. 2018. – С. 228-234.
19. Поручкина С.М. Особенности ценностных ориентаций личности студентов-психологов разных курсов обучения / С.М. Поручкина, И.М. Лебедев, Е.А. Пахомова //Человеческий капитал. – 2023. – № 3 (171). – С. 246-253.
20. Субботина Н.Д. Естественные и социальные составляющие эмпатии и альтруизма // Гуманитарный вектор. – 2011. – № 2 (26). – С. 58–66.
21. Фельдман А. Б. Альтруистическая составляющая экологической этики // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №6. – С. 126-129.
22. Цахаева А.А., Аминова Д.К. Альтруизм как условие профессиональной деятельности психологов // В сборнике: Развитие правового сознания в образовательном пространстве. МАТЕРИАЛЫ 6-й Международной научно-практической конференции, в 4 -х частях. Ответственный редактор Даудова Д.М., 2019. С. – 396-401.
23. Щербатых И.В. Обучение исходя из особенностей типов восприятия информации (из опыта работы) / И.В. Щербатых // Молодой ученый. – 2021. – № 9 (351). – С. 224-227.
24. Lindenberg S. Social Rationality Versus Rational Egoism // Handbook of sociological theory / ed. by J. Turner. N.Y.: Kluwer Academic/Plenum, 2021. – P. 635-668.
25. Van Lange P.M. Does Empathy Trigger Only Altruistic Motivation? How About Selflessness or Justice? // Emotion. – 2018. – V. 8. – № 6. – P. 766-774.