Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки факультативного курса по
решению «Уравнений и неравенств» 8
1.1. Факультативный курс для обучения математике в основной школе.
8
1.2. Анализ содержательной линии «Уравнений и неравенств» в
современных учебниках 14
1.3. Дидактические условия факультативного курса «Уравнения и
неравенства» 20
Глава 2. Прикладные аспекты факультативного курса по решению «Уравнений и неравенств» 26
2.1. Содержание факультативного курса «Уравнения и неравенства».26
2.2 Фрагменты заданий факультативного курса «Уравнения и неравенства» для обучающихся 7-9 классов 32
3.2. Результаты апробации факультативного курса «Линия уравнений
и неравенств» в 7-9 классах 42
Заключение 53
Библиографический список 54
Актуальность. Основная задача нынешней школы состоит в том, чтобы помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность и раскрыть свой творческий потенциал.
Для того чтобы человек был успешным и соответствовал современным стандартам, необходимо обладать, как профессиональными, так и некоторыми личностными качествами такими, как усидчивость, целеустремленность, мобильность, внимательность, многофункциональность и т.д. Конечно же, математика влияет на развитие этих и других качеств. Один из главных показателей эффективности обучения заключается в том, как обеспечивается в процессе обучения развитие личности учащегося. Нужно отметить, что процесс изучения математики должен приводить к умению логически, доказательно мыслить, умению творчески, а не стереотипно, подходить к решению любой задачи.
Современное среднее образование регламентируется одним из нормативных документов - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в котором определены требования к трем группам образовательных результатов (предметным, метапредметным и личностным).
Современное образование активно развивается и видоизменяется на разных уровнях обучения. В данный момент образование начальных классов преимущественно является развивающим. Однако заметим, что нельзя сказать того же о средней и старшей школе. В данный момент нет конкретных программ образования для средних и старших классов. В этом и есть суть одной из проблемы современного школьного образования: на начальном этапе в школе обучающиеся занимаются по развивающим программам, их обучают самостоятельно добывать новые знания и находить новые способы действий. А затем в средней школе, их возвращают, как правило, к традиционной системе обучения, где знания предлагаются учителем уже в готовом виде. [25]
Обучающимся при таком переходе довольно сложно перестроиться. И в итоге все знания, которые были получены в начальной школе, все приложенные усилия оказываются напрасными. Многие умения и навыки, которые были сформированы забываются, и предполагаемые результаты образования не достигаются. Однако заметим, что современное среднее образование регламентируется одним из нормативных документов - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), в котором обозначены требования к результатам образования обучающихся [24]. Их называют универсальными учебными действиями. Учитывая ФГОС процесс образования должен оставаться развивающим и в средней школе. Но, к сожалению, реализация уроков таким образом в школе встречается редко.
На наш взгляд, это в некоторой мере связано с тем, что около 40 % педагогов по статистике старше 50 лет. А значит, что изменение современных требований к образованию может быть воспринято и реализовано ими не в полной мере. Это связано с тем, что они привыкли работать по традиционной система, а опыт работы рамках ФГОС крайне мал. К тому же учителя отличаются друг от друга, у них разный уровень адаптации к новым требованиям. Все эти проблемы напрямую связаны с организацией образовательного процесса, но, однако заметим, что существует ряд проблем, связанных с содержанием обучения. В каждой школьной дисциплине существует ряд нюансов в содержании, которые нужно учитывать при реализации процесса обучения. Мы будем говорить об одной из основных дисциплин - математике.
...
В современном мире общеобразовательные учреждения не преследуют цель передать знания учащимся. Главной целью школ на сегодняшний день - научить детей заниматься самообразованием. Что это значит? А это значит помочь детям разобраться в большой информационной сфере доступ к которой имеет каждый. Из обширного объема информации выбирать самое главное, что нужно именно ребенку.
Также можно отметить не маловажный факт того, что нынешние дети абсолютно отличаются от прошлого поколения детей, которые учились по традиционным программам образования. Отличительная черта состоит не столь в интересах, сколько в совершенно другом процессе мышления. Сейчас это поколение называют - поколение Z.
Дети данного поколения обладают суперактивностью, замкнутостью, большинство детей интроверты и предпочитают виртуальное общение нежели реальное.
Отсюда можно сделать вывод о том, что обучать поколение Z с помощью устаревших стандартов невозможно. Поэтому образование в Российской Федерации не стоит на месте, а развивается с каждым годом.
Приобрели высокую популярность факультативные курсы. Данные занятия осуществляются строго на добровольной основе обучающихся. Главной задачей факультативных занятий повторение и углубление пройденного материала в школьном курсе, а также изучение нового материала для дальнейшего применения его на практике.
В данной работе были рассмотрены исторические аспекты факультативных курсов. Проведен логико-дидактический анализ содержания учебников трех авторов за 7-9 класс, подробный разбор всех определений и теорем по теме «Уравнения и неравенства». Разработана программа факультативного занятия, была проведена опытно - экспериментальная работа, которая показала положительное влияние на повышение уровня мотивации и интереса к математике у обучающихся.
Изложенное выше, позволяет утверждать, что методические разработки по проведению факультативных занятий, будет целесообразно использовать учителям математики и педагогом дополнительного образования.
Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены, гипотеза исследования экспериментально подтверждена.
1. Акимова С. Занимательная математика. СПб.: Тритон, 2012. 608 с.
2. Альхова З. Н. Внеклассная работа по математике [Текст] / З. Н. Альхова, А. В. Макеева. - Саратов: Лицей, 2001. - 288 с.
3. Афанасьев С. П. Сто отрядных дел [Текст] / С. П. Афанасьев, С. В. Коморин. - Кострома: МЦ Вариант, 2000. - 112 с.
4. Алгебра. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: угл. уровень / [Ю. Н. Мокарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков и др.]. - М.: Просвещение, 2018. - 304 с.
5. Алгебра. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: угл. уровень / [Ю. Н. Мокарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков и др.]. - М.: Просвещение, 2018. - 351 с.
6. Алгебра. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: угл. уровень / [Ю. Н. Мокарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков и др.]. - М.: Просвещение, 2018. - 400 с.
7. Алгебра : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных
организаций / А.Г. Мерзляк, В.М. Поляков. - 3-е изд., стереотип. - М. : Вентана- Граф, 2019. - 285, [3] с.
8. Алгебра : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных
организаций / А.Г. Мерзляк, В.М. Поляков. - 2-е изд., стереотип. - М. : Вентана- Граф, 2019. - 384 с.
9. Алгебра : 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных
организаций / А.Г. Мерзляк, В.М. Поляков. - 3-е изд., стереотип. - М. : Вентана- Граф, 2019. - 393 с.
10. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А45 [С. М.
Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин.]. - М.:
Просвещение, 2013. - 287 с.
11. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А45 [С. М.
Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин.]. - М.:
Просвещение, 2014. - 301с.
12. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А45 [С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин.]. - М.: Просвещение, 2014. - 335 с.
13. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математический факультатив вчера, сегодня, завтра // Математика в школе. 2015. №5. С.14-17.
14. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков: пособие для учителей. Просвещение, 2013. с 462.
15. Бутакова М.В. Педагогические условия дифференцированного обучения в общеобразовательной школе: Автореф, диссер. канд. пед. наук. Вологда, 2014.
... всего 37 источников