Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВА ЮМОРА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №156713

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Развитие чувства юмора как психолого-педагогическая проблема.. ..7
1.1. Сущность понятия «чувство юмора» 7
1.2. Особенности чувства юмора в младшем школьном возрасте 18
1.3. Психолого-педагогические приемы работы, направленные на развитие
чувства юмора 28
Выводы по Главе 1 33
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей чувства юмора у младших школьников 36
2.1. Методическая организация исследования 36
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3. Методические рекомендации по развитию чувства юмора в начальной
школе 59
Выводы по Главе 2 68
Заключение 70
Список используемых источников 73
Приложения


Изучение потенциала личности в последнее время привлекает все большее внимание исследователей, рассматривающих ресурсы развития, творческой и профессионально-трудовой деятельности. Их наличие расширяет возможности человека, повышает его ценность в глазах окружающих, делает его более сильным, успешным, продуктивным, стойким.
Одним из существенных ресурсов в совладании с трудными ситуациями, выступает юмор.
Юмор - особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным, в некоторой мере даже оправдание объекта юмора (в отличие от сатиры или иронии).
Юмор это значимое чувство в жизни каждого человека. Он сопровождает все типы социальных взаимодействий, и хотя юмор, по мнению Р Мартина, это форма игры, он выполняет множество «серьёзных» социальных, когнитивных и эмоциональных функций, основными из которых являются улучшение отношений между людьми и снятие стресса через смех над угрожающими вещами. Уже дети и подростки используют юмор для снятия напряжения, улучшения настроения, для борьбы с неуверенностью и стрессом.
Данной проблемой занимались такие отечественные и зарубежные исследователи как: Ш.А. Амонашвили А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М. Аргайл, М. Мартин, Д. Берлайн и другие. Они придавали большое значение юмору, а именно, формированию установки на веселье, радость, его применения в воспитании и обучении, поощрении эффективных шуток, проявлении находчивости, обучения ребенка смотреть на мир с улыбкой, развития чувства юмора.
Младший школьный возраст - это лучшее время для становления образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих базу творческой деятельности. В.А. Сухомлинский именовал юмор оборотной стороной мышления, а его проявление - радостное изумление, которое стимулирует творчество, необыкновенное видение мира вокруг нас. Потребность ребенка в смехе он видел в существовании юмора, который активизирует умственные способности малыша. Через добрую улыбку и смех в сердце ребенка входит понятие человечности, любви и благополучия.
Эта проблема предстает интересным предметом изучения и актуальной проблемой для психологии, но, несмотря на это в данной области очень слабо разработана диагностика развития чувства юмора и для того, чтобы создать ее, нужно четко разобраться в теории, критериях и уровнях проявления чувства юмора.
Актуальность исследования. Актуальность проблемы развития чувства юмора в младшем школьном возрасте продиктована итогами исследования социальной стороны юмора. Они говорят о положительном эффекте юмора, ослабляющем стресс, укрепляющем самочувствие человека и социальные взаимосвязи, позволяющем оптимистично принимать возникающие проблемы, повышающем удовлетворенность деятельностью и ее результативностью.
Цель исследования: выявить особенности проявления чувства юмора в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: феномен «чувство юмора».
Предмет исследования: особенности проявления чувства юмора у младших школьников.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что в младшем школьном возрасте чувство юмора проявляется в следующих особенностях: расширение ситуаций, позволяющих использовать юмор, использование речевых оборотов в юморе, присутствие в речи таких категорий чувства юмора, как сарказм, сатира, частое отсутствие самоиронии.
Мы предполагаем, что художественные произведения, средства изобразительного искусства, мультфильмы, игры способны развивать чувство юмора, если осуществлять следующую работу:
1. Привлекать внимание учащихся к объектам, содержащим в себе юмор.
2. Использовать в работе с младшими школьниками следующие формы организации деятельности:
• Наглядные (наблюдение, рассматривание юмористических произведений искусства, просмотр мультфильмов);
• Словесные (прочтение юмористической художественной литературы, обязательные беседы после прочтения произведения или просмотра мультфильмов, объяснение);
• Практические (использование дидактических, подвижных и словесных игр).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические научные подходы к проблеме исследования.
2. Рассмотреть сущность понятия «чувства юмора», его основные функции.
3. Описать особенности проявления чувства юмора в младшем школьном возрасте.
4. Рассмотреть критерии, уровни проявления чувства юмора и подобрать диагностический комплекс для изучения особенностей чувства юмора младших школьников.
5. Провести констатирующий срез и проанализировать полученные результаты.
6. Составить программу психолого-педагогической помощи младшим школьникам в развитии чувства юмора.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опросные методы, тестирование, методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе четвертых классов Средней общеобразовательной школы №10 им. Ю.А. Овчинникова г. Красноярска. В исследовании участие принимало 52 ребенка, из них 29 мальчиков и 23 девочки, также было опрошено 54 взрослых.
Структура работы включает: введение, 2 главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результатом ускоренного темпа развития общества становятся изменения во всех сферах жизни, влияние которых сказалось на современных детях. Сегодня фиксируются сниженный уровень детской любознательности, воображения; все больше становится детей с эмоциональными проблемами. Психика ребенка стала более уязвимой. Поэтому изучение, работа с чувством юмора у младших школьников является актуальной проблемой.
Трактовок к определению чувства юмора множество, но в своей работе мы придерживались определения, которое ввел австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа - Зигмунд Фрейд. Он считал, что чувство юмора - это интеллектуальная способность человека оперировать одновременно несколькими взглядами на реальность, умение субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире и оценивать их с комической точки зрения.
В работе были рассмотрены различные научные подходы к проблеме исследования следующих авторов: Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.Аргайл, Д. Викберг, Р.Мартин, О'Коннелл, З.Фрейд и множество других.
Были выявлены когнитивные, социальные и эмоциональные функции чувства юмора: улучшение отношений между людьми, снятие стресса, помогает сконцентрироваться на положительных сторонах жизни, изменить взгляд на события, переоценить их с новой, менее угрожающей позиции, более эффективно подстраиваться под требования окружающей среды и расценивать вызовы и трудности как новые возможности, а не как угрозы и проблемы, тем самым открывая возможности творчески подходить к решению проблем, держаться открытого стиля общения.
Основные формы работы и приемы, способствующие воспитанию чувства юмора у младших школьников, таковы:
- детская литература: чтение детских юмористических произведений, их обсуждение;
- изобразительное искусство: рассматривание и самостоятельное рисование шаржей и карикатур;
- просмотр мульт- и видеофильмов юмористического содержания;
- дидактические игры, направленные на развитие чувства юмора, развитие творческого мышления и пр.
Существуют и иные средства, и приемы воспитания чувства юмора детей, однако выделенные направления работы с младшими школьниками кажутся нам наиболее эффективными.
Мы организовали исследование, состоящее из трех этапов:
1. Мы определили методики для диагностики уровня чувства юмора детей младшего школьного возраста (методика «Шкала совладания юмором» (Р.Мартин и Лефкорт, адаптация Т.В.Артемьевой); тест «Уровень и тип чувства юмора» (И.С.Домбровская), Опросник стилей юмора (Мартин), Методика «Незаконченные предложения»), а также критерии его проявления (когнитивный, поведенческий, эмоционально-оценочный). Также была отобрана анкета для педагогов и родителей «Юмор в длинных и коротких штанишках».
2. Диагностика показала, что в группе младших школьников доминирует средний уровень развития чувства юмора; при этом:
- когнитивные характеристики проявления чувства юмора у младших школьников находятся на высоком уровне: у детей собственно четкое представление о чувстве юмора; присутствует дифференциация ситуаций проявления чувства юмора и т.д.;
- поведенческие характеристики проявления чувства юмора у младших школьников находятся на среднем уровне: у детей выявлена различная реакция на юмор, одни дети способны шутить, понимать юмор, другие - нет; не все дети могут посмеяться над собой;
- эмоционально-оценочные характеристики проявления чувства юмора у младших школьников находятся на среднем уровне: дети в различной степени используют юмор в повседневной жизни, а также в стрессовых ситуациях.
Анализ результатов анкетирования педагогов и родителей по изучаемой проблеме показал, что представления у чувстве юмора детей и возможностях его развития поверхностные, не подкрепленные знаниями о природе юмора и его специфике у детей. Педагоги и родители, как правило, не учитывают психолого-педагогические условия, важные для целесообразного, грамотного и комфортного использования юмора в общении с детьми.
3. Нами разработана программа развития уровня чувства юмора детей младшего школьного возраста (десять занятий, включающих в себя дискуссии, рассматривание картинок, рисование шаржей, чтение юмористических рассказов и их обсуждение, просмотр юмористических видеофильмов и их обсуждение, участие в играх, направленных на развитие творческой активности детей, их воображения, восприятия и пр.). Также были разработаны краткие методические рекомендации, имеющие целью вовлечение взрослых в процесс формирования чувства юмора.
Проделанная работа показалась нам очень продуктивной.



1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996.
2. Аргайл М. Психология счастья. - М.: Прогресс, 2009. - 229с.
3. Аргайл М. Психология юмора: Пер. с англ. - М., 2008. - 274с.
4. Берлайн Д. Юмор и его Семья (1972) , с. 156.
5. Викберг .Д. Чувство юмора: личность и смех в современной Америке, 1998.
6. Вольфенштейн, M. Детский юмор: психологический анализ, 1999.
7. Герасимова Г. В. Изучение и развитие чувства юмора у младших школьников в норме и с нарушением интеллекта // Коррекционная педагогика. - 2011. - N 2/3 (март-июнь). - С. 38-43.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2011.- 414с.
9. Голдстейн Д. Х. Психология юмора: теоретические перспективы и эмпирические проблемы. Оксфорд, Англия: Академическое издание, 1972. - с. 193.
10. Гордон У О. «Становление: основные положения психологии личности» (1955) - с. 176.
11. Грибовская А.А. Юмор в изобразительном творчестве детей.- М.: Педагогическое общество России, 2011.- 216с.
12. Денисова 3.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. - М., 2001. - 362 с.
13. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания. - 2011.- №2.- С.40-48.
14. Диксон Н.Ф. Юмор: познавательная альтернатива напряжению? - 1980. - издание 7 - с. 281- 289.
15. Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки. - М., 2006. - 321с.
16. Закаблук А. Г. Возрастные особенности понимания эмоциональных состояний как основа для их прогнозирования //Личность и прогнозирование: Межвуз. сб. науч. трудов. Л.: ЛГПИ. - 1985.
17. Зелезинская, Л.А. Роль юмора в формировании личности / МНКО. - 2013. - №3 (40).
18. Иванов-Гай, И.С. Развитие чувства юмора средствами карикатуры / И.С. Иванов-Гай // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». - 2014. - № 1. - С. 636-640.
19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства, СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
20. Карелин А.А. Психологические тесты: В 2 т.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- Т.1.- 312с.
21. Кондрашова Н.П. Комическое как средство общения ребенка с взрослым и сверстниками. Журнал «Психолог в детском саду», 2004. - № 1. -С. 76 - 87.
22. Копылкова Е.А. Анекдот как средство переживания национальной идентичности. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/191325/
23. Котова, А.А. Чувство юмора у детей младшего школьного возраста // Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/ sites/mn2013/thesis/s113/s113- 003.pdf.
24. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2011. - 992с.
25. Крэйк К. Х., , Нельсон А. Чувство юмора и стили повседневного юмористического поведения// Юмор - международный журнал исследования юмора. - 1996. - Т. 9. - №. 3-4. - С. 273-302.
26. Куипер. Н., Мартин Р Смех и напряжение в повседневной жизни: положительное и отрицательное влияние // Мотивация и эмоции, 1998. - с.133¬153.
27. Куликов Л.В. Психология настроения. - СПб., 2010.- 102с.
28. Лебедева М. Азбука развития эмоций ребенка.- М.: Речь, 2011.- 82с.
29. Лезер Ф. Психология личности и деятельности младшего школьника. -М.: София, 2005. - 362с.
30. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А.Г -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
31. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. - М.: Искусство, 2000.- 174с.
32. Лыкова И.А., Лыскова И.В. Развиваем чувство юмора у детей // Менеджмент 2014, №9 - с. 12- 20.
33. Макаренко А. С. О воспитании. - Политиздат, 1990.
34. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса //Собр. соч. - 1983. - Т. 5.
35. Мартин Р Психология юмора. - СПб.: Питер, 2009. - 480 с.
36. Мартин Р А., Лефорт Х. М. Чувство юмора и физическое здоровье: Теоретические проблемы, недавние результаты и будущие направления //Юмор. - 2004. - Т. 17. - №. 1/2. - С. 1-20.
37. Неверова, А.А. Особенности развития поведенческого компонента восприятия дошкольниками сюжетов из киножурнала «Ералаш» / А.А. Неверова // Вестник КемГУ. - 2013. - №4 (56).
38. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.: Педагогика, 1995.- 360с.
39. Оксфордский русско-английский словарь. Режим доступа:
http://translate.academic.ru.
40. О'Коннелл, В. E. Адаптивные функции остроумия и юмора. // Журнал социальная психология, 1960, № 61, С. - 263-270.
41. Петровский А.В.. Краткий психологический словарь. -М.: Просвещение.- 2008. - 230с.
42. Пол МакГи. Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно, 2013, - с. 83- 87.
43. Попова, О.М. Особенности развития когнитивного компонента восприятия сюжетов киножурнала «Ералаш» детьми дошкольного возраста / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - № 4.
44. Прокопенко В.И. Учитель, улыбнись! //Советская педагогика. 1989. №11. С. 82-85.
45. Рач В., Хель Ф. Дж. Модель с двумя способами оценки юмора: Его отношение к эстетической оценке // чувство юмора: Исследования индивидуальных особенностей . - 1998. - Т. 3. - С. 109.
46. Рач В., Келер Г. Связь темперамента и юмора // Чувство юмора: исследование индивидуальных особенностей - 1998. - С. 203-230.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 564с.
48. Сафронова М.П. Особенности развития чувства юмора в детском возрасте / М.П. Сафронова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2014. - № 3. - С. 53-56.
49. Свебэк С. Распространенность чувства юмора в отношении с возрастом, полом и некоторыми медицинскими индикаторами //Юмор. - 2004. - Т. 17. - №. 1/2. - С. 121-134.
50. Старовойтенко, Н.В. Воспитание чувства юмора у старших дошкольников и младших школьников - Киев, 2000. - 17 с.
51. Сулс Д. M. Познавательные процессы в оценке юмора, 1983. с - 173.
52. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - Рад. Школа, 1975.
53. Сычев А.А. Природа смеха или Философия комического. М., 2003.
54. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. - М., 1981. - 367с.
55. Тимошенко Г. В., Леоненко Е. А.Как общаться с ребенком, чтобы он рос счастливым, и как оставаться счастливым, общаясь с ним. - М.: Эксмо, 2010.- 223с.
56. Фейнголд А., Маззелла Р Предварительная валидация многомерной модели остроумия //Журнал личности. - 1993. - Т. 61. - №. 3. - С. 439¬456.
57. Фрейд З. "Остроумие и его отношение к бессознательному", 1905г,- с. 203-221.
58. Хазова С. А. «Юмор как ресурс совладающего поведения» // Сибирский педагогический журнал №3, 2012г. С.177-182.
59. Цицулина А.В., Капкокова Л.Г. Развиваем способности ребенка. Эмоции.- М.: Олма-Пресс, 2010.- 32с.
60. Чуковский К. От двух до пяти. - Гос. учебно-педагог. изд-во, 1959.
61. Шаграевой О.А., Козловой С.А. Эмоциональное развитие младших школьников // Журнал «Дошкольное образование», 2006.- №2.- С.34-37.
62. Шамионов Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности // Современные проблемы общей и социальной психологии. Сборник научных статей.- Ярославль, 1996.- 212с.
63. Швыров, А. В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней / А. В. Швыров. - СПб. : Тип. П. Ф. Пантелеева, 1903. - 368 с.
64. Эльконин Д.Б. Развитие высших психических функций. Екатеринбург. Деловая книга,- 2004. - 346с.
65. Эммануйлова О.Н. Профилактика эмоционального напряжения у младших школьников.- Интернет-источник:http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/profilaktika-emotsionalnogo-napryazheniya-u-doshkolnikov


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ