Введение 3
Глава 1. Развитие чувства юмора как психолого-педагогическая проблема.. ..7
1.1. Сущность понятия «чувство юмора» 7
1.2. Особенности чувства юмора в младшем школьном возрасте 18
1.3. Психолого-педагогические приемы работы, направленные на развитие
чувства юмора 28
Выводы по Главе 1 33
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей чувства юмора у младших школьников 36
2.1. Методическая организация исследования 36
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3. Методические рекомендации по развитию чувства юмора в начальной
школе 59
Выводы по Главе 2 68
Заключение 70
Список используемых источников 73
Приложения
Изучение потенциала личности в последнее время привлекает все большее внимание исследователей, рассматривающих ресурсы развития, творческой и профессионально-трудовой деятельности. Их наличие расширяет возможности человека, повышает его ценность в глазах окружающих, делает его более сильным, успешным, продуктивным, стойким.
Одним из существенных ресурсов в совладании с трудными ситуациями, выступает юмор.
Юмор - особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным, в некоторой мере даже оправдание объекта юмора (в отличие от сатиры или иронии).
Юмор это значимое чувство в жизни каждого человека. Он сопровождает все типы социальных взаимодействий, и хотя юмор, по мнению Р Мартина, это форма игры, он выполняет множество «серьёзных» социальных, когнитивных и эмоциональных функций, основными из которых являются улучшение отношений между людьми и снятие стресса через смех над угрожающими вещами. Уже дети и подростки используют юмор для снятия напряжения, улучшения настроения, для борьбы с неуверенностью и стрессом.
Данной проблемой занимались такие отечественные и зарубежные исследователи как: Ш.А. Амонашвили А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М. Аргайл, М. Мартин, Д. Берлайн и другие. Они придавали большое значение юмору, а именно, формированию установки на веселье, радость, его применения в воспитании и обучении, поощрении эффективных шуток, проявлении находчивости, обучения ребенка смотреть на мир с улыбкой, развития чувства юмора.
Младший школьный возраст - это лучшее время для становления образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих базу творческой деятельности. В.А. Сухомлинский именовал юмор оборотной стороной мышления, а его проявление - радостное изумление, которое стимулирует творчество, необыкновенное видение мира вокруг нас. Потребность ребенка в смехе он видел в существовании юмора, который активизирует умственные способности малыша. Через добрую улыбку и смех в сердце ребенка входит понятие человечности, любви и благополучия.
Эта проблема предстает интересным предметом изучения и актуальной проблемой для психологии, но, несмотря на это в данной области очень слабо разработана диагностика развития чувства юмора и для того, чтобы создать ее, нужно четко разобраться в теории, критериях и уровнях проявления чувства юмора.
Актуальность исследования. Актуальность проблемы развития чувства юмора в младшем школьном возрасте продиктована итогами исследования социальной стороны юмора. Они говорят о положительном эффекте юмора, ослабляющем стресс, укрепляющем самочувствие человека и социальные взаимосвязи, позволяющем оптимистично принимать возникающие проблемы, повышающем удовлетворенность деятельностью и ее результативностью.
Цель исследования: выявить особенности проявления чувства юмора в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: феномен «чувство юмора».
Предмет исследования: особенности проявления чувства юмора у младших школьников.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что в младшем школьном возрасте чувство юмора проявляется в следующих особенностях: расширение ситуаций, позволяющих использовать юмор, использование речевых оборотов в юморе, присутствие в речи таких категорий чувства юмора, как сарказм, сатира, частое отсутствие самоиронии.
Мы предполагаем, что художественные произведения, средства изобразительного искусства, мультфильмы, игры способны развивать чувство юмора, если осуществлять следующую работу:
1. Привлекать внимание учащихся к объектам, содержащим в себе юмор.
2. Использовать в работе с младшими школьниками следующие формы организации деятельности:
• Наглядные (наблюдение, рассматривание юмористических произведений искусства, просмотр мультфильмов);
• Словесные (прочтение юмористической художественной литературы, обязательные беседы после прочтения произведения или просмотра мультфильмов, объяснение);
• Практические (использование дидактических, подвижных и словесных игр).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические научные подходы к проблеме исследования.
2. Рассмотреть сущность понятия «чувства юмора», его основные функции.
3. Описать особенности проявления чувства юмора в младшем школьном возрасте.
4. Рассмотреть критерии, уровни проявления чувства юмора и подобрать диагностический комплекс для изучения особенностей чувства юмора младших школьников.
5. Провести констатирующий срез и проанализировать полученные результаты.
6. Составить программу психолого-педагогической помощи младшим школьникам в развитии чувства юмора.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опросные методы, тестирование, методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе четвертых классов Средней общеобразовательной школы №10 им. Ю.А. Овчинникова г. Красноярска. В исследовании участие принимало 52 ребенка, из них 29 мальчиков и 23 девочки, также было опрошено 54 взрослых.
Структура работы включает: введение, 2 главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
Результатом ускоренного темпа развития общества становятся изменения во всех сферах жизни, влияние которых сказалось на современных детях. Сегодня фиксируются сниженный уровень детской любознательности, воображения; все больше становится детей с эмоциональными проблемами. Психика ребенка стала более уязвимой. Поэтому изучение, работа с чувством юмора у младших школьников является актуальной проблемой.
Трактовок к определению чувства юмора множество, но в своей работе мы придерживались определения, которое ввел австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа - Зигмунд Фрейд. Он считал, что чувство юмора - это интеллектуальная способность человека оперировать одновременно несколькими взглядами на реальность, умение субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире и оценивать их с комической точки зрения.
В работе были рассмотрены различные научные подходы к проблеме исследования следующих авторов: Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.Аргайл, Д. Викберг, Р.Мартин, О'Коннелл, З.Фрейд и множество других.
Были выявлены когнитивные, социальные и эмоциональные функции чувства юмора: улучшение отношений между людьми, снятие стресса, помогает сконцентрироваться на положительных сторонах жизни, изменить взгляд на события, переоценить их с новой, менее угрожающей позиции, более эффективно подстраиваться под требования окружающей среды и расценивать вызовы и трудности как новые возможности, а не как угрозы и проблемы, тем самым открывая возможности творчески подходить к решению проблем, держаться открытого стиля общения.
Основные формы работы и приемы, способствующие воспитанию чувства юмора у младших школьников, таковы:
- детская литература: чтение детских юмористических произведений, их обсуждение;
- изобразительное искусство: рассматривание и самостоятельное рисование шаржей и карикатур;
- просмотр мульт- и видеофильмов юмористического содержания;
- дидактические игры, направленные на развитие чувства юмора, развитие творческого мышления и пр.
Существуют и иные средства, и приемы воспитания чувства юмора детей, однако выделенные направления работы с младшими школьниками кажутся нам наиболее эффективными.
Мы организовали исследование, состоящее из трех этапов:
1. Мы определили методики для диагностики уровня чувства юмора детей младшего школьного возраста (методика «Шкала совладания юмором» (Р.Мартин и Лефкорт, адаптация Т.В.Артемьевой); тест «Уровень и тип чувства юмора» (И.С.Домбровская), Опросник стилей юмора (Мартин), Методика «Незаконченные предложения»), а также критерии его проявления (когнитивный, поведенческий, эмоционально-оценочный). Также была отобрана анкета для педагогов и родителей «Юмор в длинных и коротких штанишках».
2. Диагностика показала, что в группе младших школьников доминирует средний уровень развития чувства юмора; при этом:
- когнитивные характеристики проявления чувства юмора у младших школьников находятся на высоком уровне: у детей собственно четкое представление о чувстве юмора; присутствует дифференциация ситуаций проявления чувства юмора и т.д.;
- поведенческие характеристики проявления чувства юмора у младших школьников находятся на среднем уровне: у детей выявлена различная реакция на юмор, одни дети способны шутить, понимать юмор, другие - нет; не все дети могут посмеяться над собой;
- эмоционально-оценочные характеристики проявления чувства юмора у младших школьников находятся на среднем уровне: дети в различной степени используют юмор в повседневной жизни, а также в стрессовых ситуациях.
Анализ результатов анкетирования педагогов и родителей по изучаемой проблеме показал, что представления у чувстве юмора детей и возможностях его развития поверхностные, не подкрепленные знаниями о природе юмора и его специфике у детей. Педагоги и родители, как правило, не учитывают психолого-педагогические условия, важные для целесообразного, грамотного и комфортного использования юмора в общении с детьми.
3. Нами разработана программа развития уровня чувства юмора детей младшего школьного возраста (десять занятий, включающих в себя дискуссии, рассматривание картинок, рисование шаржей, чтение юмористических рассказов и их обсуждение, просмотр юмористических видеофильмов и их обсуждение, участие в играх, направленных на развитие творческой активности детей, их воображения, восприятия и пр.). Также были разработаны краткие методические рекомендации, имеющие целью вовлечение взрослых в процесс формирования чувства юмора.
Проделанная работа показалась нам очень продуктивной.
1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996.
2. Аргайл М. Психология счастья. - М.: Прогресс, 2009. - 229с.
3. Аргайл М. Психология юмора: Пер. с англ. - М., 2008. - 274с.
4. Берлайн Д. Юмор и его Семья (1972) , с. 156.
5. Викберг .Д. Чувство юмора: личность и смех в современной Америке, 1998.
6. Вольфенштейн, M. Детский юмор: психологический анализ, 1999.
7. Герасимова Г. В. Изучение и развитие чувства юмора у младших школьников в норме и с нарушением интеллекта // Коррекционная педагогика. - 2011. - N 2/3 (март-июнь). - С. 38-43.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2011.- 414с.
9. Голдстейн Д. Х. Психология юмора: теоретические перспективы и эмпирические проблемы. Оксфорд, Англия: Академическое издание, 1972. - с. 193.
10. Гордон У О. «Становление: основные положения психологии личности» (1955) - с. 176.
11. Грибовская А.А. Юмор в изобразительном творчестве детей.- М.: Педагогическое общество России, 2011.- 216с.
12. Денисова 3.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. - М., 2001. - 362 с.
13. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания. - 2011.- №2.- С.40-48.
14. Диксон Н.Ф. Юмор: познавательная альтернатива напряжению? - 1980. - издание 7 - с. 281- 289.
15. Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки. - М., 2006. - 321с.
16. Закаблук А. Г. Возрастные особенности понимания эмоциональных состояний как основа для их прогнозирования //Личность и прогнозирование: Межвуз. сб. науч. трудов. Л.: ЛГПИ. - 1985.
17. Зелезинская, Л.А. Роль юмора в формировании личности / МНКО. - 2013. - №3 (40).
18. Иванов-Гай, И.С. Развитие чувства юмора средствами карикатуры / И.С. Иванов-Гай // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». - 2014. - № 1. - С. 636-640.
19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства, СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
20. Карелин А.А. Психологические тесты: В 2 т.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- Т.1.- 312с.
21. Кондрашова Н.П. Комическое как средство общения ребенка с взрослым и сверстниками. Журнал «Психолог в детском саду», 2004. - № 1. -С. 76 - 87.
22. Копылкова Е.А. Анекдот как средство переживания национальной идентичности. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/191325/
23. Котова, А.А. Чувство юмора у детей младшего школьного возраста // Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/ sites/mn2013/thesis/s113/s113- 003.pdf.
24. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2011. - 992с.
25. Крэйк К. Х., , Нельсон А. Чувство юмора и стили повседневного юмористического поведения// Юмор - международный журнал исследования юмора. - 1996. - Т. 9. - №. 3-4. - С. 273-302.
26. Куипер. Н., Мартин Р Смех и напряжение в повседневной жизни: положительное и отрицательное влияние // Мотивация и эмоции, 1998. - с.133¬153.
27. Куликов Л.В. Психология настроения. - СПб., 2010.- 102с.
28. Лебедева М. Азбука развития эмоций ребенка.- М.: Речь, 2011.- 82с.
29. Лезер Ф. Психология личности и деятельности младшего школьника. -М.: София, 2005. - 362с.
30. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А.Г -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
31. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. - М.: Искусство, 2000.- 174с.
32. Лыкова И.А., Лыскова И.В. Развиваем чувство юмора у детей // Менеджмент 2014, №9 - с. 12- 20.
33. Макаренко А. С. О воспитании. - Политиздат, 1990.
34. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса //Собр. соч. - 1983. - Т. 5.
35. Мартин Р Психология юмора. - СПб.: Питер, 2009. - 480 с.
36. Мартин Р А., Лефорт Х. М. Чувство юмора и физическое здоровье: Теоретические проблемы, недавние результаты и будущие направления //Юмор. - 2004. - Т. 17. - №. 1/2. - С. 1-20.
37. Неверова, А.А. Особенности развития поведенческого компонента восприятия дошкольниками сюжетов из киножурнала «Ералаш» / А.А. Неверова // Вестник КемГУ. - 2013. - №4 (56).
38. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.: Педагогика, 1995.- 360с.
39. Оксфордский русско-английский словарь. Режим доступа:
http://translate.academic.ru.
40. О'Коннелл, В. E. Адаптивные функции остроумия и юмора. // Журнал социальная психология, 1960, № 61, С. - 263-270.
41. Петровский А.В.. Краткий психологический словарь. -М.: Просвещение.- 2008. - 230с.
42. Пол МакГи. Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно, 2013, - с. 83- 87.
43. Попова, О.М. Особенности развития когнитивного компонента восприятия сюжетов киножурнала «Ералаш» детьми дошкольного возраста / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - № 4.
44. Прокопенко В.И. Учитель, улыбнись! //Советская педагогика. 1989. №11. С. 82-85.
45. Рач В., Хель Ф. Дж. Модель с двумя способами оценки юмора: Его отношение к эстетической оценке // чувство юмора: Исследования индивидуальных особенностей . - 1998. - Т. 3. - С. 109.
46. Рач В., Келер Г. Связь темперамента и юмора // Чувство юмора: исследование индивидуальных особенностей - 1998. - С. 203-230.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 564с.
48. Сафронова М.П. Особенности развития чувства юмора в детском возрасте / М.П. Сафронова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2014. - № 3. - С. 53-56.
49. Свебэк С. Распространенность чувства юмора в отношении с возрастом, полом и некоторыми медицинскими индикаторами //Юмор. - 2004. - Т. 17. - №. 1/2. - С. 121-134.
50. Старовойтенко, Н.В. Воспитание чувства юмора у старших дошкольников и младших школьников - Киев, 2000. - 17 с.
51. Сулс Д. M. Познавательные процессы в оценке юмора, 1983. с - 173.
52. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - Рад. Школа, 1975.
53. Сычев А.А. Природа смеха или Философия комического. М., 2003.
54. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. - М., 1981. - 367с.
55. Тимошенко Г. В., Леоненко Е. А.Как общаться с ребенком, чтобы он рос счастливым, и как оставаться счастливым, общаясь с ним. - М.: Эксмо, 2010.- 223с.
56. Фейнголд А., Маззелла Р Предварительная валидация многомерной модели остроумия //Журнал личности. - 1993. - Т. 61. - №. 3. - С. 439¬456.
57. Фрейд З. "Остроумие и его отношение к бессознательному", 1905г,- с. 203-221.
58. Хазова С. А. «Юмор как ресурс совладающего поведения» // Сибирский педагогический журнал №3, 2012г. С.177-182.
59. Цицулина А.В., Капкокова Л.Г. Развиваем способности ребенка. Эмоции.- М.: Олма-Пресс, 2010.- 32с.
60. Чуковский К. От двух до пяти. - Гос. учебно-педагог. изд-во, 1959.
61. Шаграевой О.А., Козловой С.А. Эмоциональное развитие младших школьников // Журнал «Дошкольное образование», 2006.- №2.- С.34-37.
62. Шамионов Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности // Современные проблемы общей и социальной психологии. Сборник научных статей.- Ярославль, 1996.- 212с.
63. Швыров, А. В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней / А. В. Швыров. - СПб. : Тип. П. Ф. Пантелеева, 1903. - 368 с.
64. Эльконин Д.Б. Развитие высших психических функций. Екатеринбург. Деловая книга,- 2004. - 346с.
65. Эммануйлова О.Н. Профилактика эмоционального напряжения у младших школьников.- Интернет-источник:http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/profilaktika-emotsionalnogo-napryazheniya-u-doshkolnikov