ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФРУСТРАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА:, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРУСТРАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Фрустрация как психолого - педагогический феномен 7
1.2. Особенности проявления фрустрации у младших школьников.. 15
1.3. Методические приёмы, способы преодоления фрустрации 20
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРУСТРАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬ НОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1. Выявление актуального уровня фрустрации у детей, анализ и
интерпретация констатирующего эксперимента 27
2.2. Разработка внеурочной деятельности для учеников младших классов
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
Библиографический список 61
Приложения
ГЛАВА:, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРУСТРАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Фрустрация как психолого - педагогический феномен 7
1.2. Особенности проявления фрустрации у младших школьников.. 15
1.3. Методические приёмы, способы преодоления фрустрации 20
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРУСТРАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬ НОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1. Выявление актуального уровня фрустрации у детей, анализ и
интерпретация констатирующего эксперимента 27
2.2. Разработка внеурочной деятельности для учеников младших классов
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
Библиографический список 61
Приложения
Актуальность данной темы обусловлена изменяющимися условиями образования в государстве, постулируемыми Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ПРИКАЗ Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), который призван модернизировать образование, преобразить школу для формирования личности подрастающего поколения [49].
Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В процессе обучения у младшего школьника происходит смена деятельности, что уже указывает на неизбежность фрустрации в данном возрасте и при определенных условиях препятствия выполняют в формировании личности ребенка конструктивную функцию, вызывая активность субъекта, мобилизацию внутренних ресурсов, развивая механизмы саморегуляции, тем самым повышая положительный потенциал личности и способствуя её успешности, что призвано по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Однако формирующиеся способы преодоления трудностей у детей не всегда оказываются успешными, нередко они ведут к усилению негативных эмоций и возникновению фрустраций. Если ребенок в своем опыте будет постоянно использовать неконструктивные способы преодоления фрустрирующих ситуаций, то, закрепившись, они могут стать устойчивыми специфическими личностными образованиями.
Ребёнок вступает в новую «социальную ситуацию развития», изменяется его место в системе социальных отношений, осваивается новая социальная роль и новая для него деятельность - учебная. Эмоциональные
переживания ребёнка происходят на фоне сложных изменений, поскольку школьная жизнь и новые социальные ситуации с каждым годом нередко вызывают у него состояние психологического затруднения, что приводит к фрустрированной ситуации.
Знание такого понятия, как фрустрация, преодоления её с каждым годом обучения в младшем школьном возрасте является сегодня совершенно актуальным и необходимым условием формирования нашего мировоззрения и профессионализма.
Особенностями возникновения фрустрации занимались такие видные ученые как: Н.Д. Левитов, Ф.Е. Василюк (теория психологического переживания трудных ситуаций, применительно к детям младшего школьного возраста), Л.М. Митина, П.М. Якобсон, Г.М. Бреслав (эмоциональные особенности формирования личности в детстве). Данной тематики касались в своих работах так же такие видные исследователи, как Левин К., М.С. Неймарк, Б.Г. Ананьев (волевые и эмоциональные моменты в деятельности школьника) и многие другие.
Методологической основой для написания работы стали труды, концепции, теории известных авторов Грановская Р. М., И.М. Никольская, Василюк Ф. Е.
Цель исследования: изучить особенности проявления фрустрации в младшем возрасте и определить пути формирования конструктивных способов преодоления фрустрирующих ситуаций в школе, разработав игру для младших школьников.
Объект исследования: фрустрация у младших школьников.
Предмет исследования: особенности проявления фрустрации у младших школьников.
Гипотеза: фрустрация младших школьников к различным ситуациям в школе характеризуется такими особенностями, как:
1. Повышение уровня фрустрации к слабо выраженной или сильно выраженной вызывает у младших школьников не только затруднения, но и неконструктивные способы разрешения ситуаций.
2. Низкая устойчивость учащихся к фрустрирующим воздействиям в различных ситуациях, возникающих в новой для них учебной деятельности, нередко ведёт к усилению негативных эмоций, агрессии и возникновению сильно выраженной фрустрации.
3. Способы преодоления фрустрации, реально используемые младшими школьниками в трудных учебных ситуациях, могут не совпадать с понимаемыми, называемыми.
4. Освоение младшими школьниками когнитивных, поведенческих, эмоциональных приёмов в преодолении трудных ситуаций можно обеспечить путем их управляемого поэтапного формирования, что в целом будет способствовать повышению толерантности учащихся к фрустрирующему воздействию в трудных ситуациях.
Данной цели соответствуют поставленные задачи:
1. дать общее понятие термина «фрустрация» в современной психологии, рассмотреть причины появления, признаки, уровни фрустрации.
2. изучить особенности фрустрации как психического состояния у младших школьников.
3. проанализировать пути и способы преодоления состояния фрустрации;
4. выделить критерии, подобрать методики для констатирующего эксперимента.
5. провести констатирующий эксперимент и осуществить количественную и качественную обработку его результатов.
6. разработать внеурочную деятельность для учеников младших классов с целью снижения эмоционального напряжения во время возникновения фрустрирующих ситуаций и разнообразить конструктивные способы разрешения фрустрации у учеников младших классов.
Методы исследования: в ходе нашего исследовании была использована комплексная методика, включающая в себя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, методы количественного и качественного анализа. При этом были использованы следующие методики:
а) проективная методика М.А. Панфиловой «Кактус»;
б) методика Э. Вагнера «Hand-test» (тест рука);
в) методика "индикатор копинг-стратегий" адаптированная для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995);
г) методика "неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации отечественного психолога А.Б.Орлова.
База исследования проводилась в МАОУ «Средней общеобразовательной школы № 3», которая расположена в Тюменской области г. Когалыма. В круг исследования были включены 98 детей, 7-11-летнего возраста, с 1 - 4 класс.
Новизна работы: недостаточная изученность и слабая представленность научных обоснований, форм и методов психолого¬педагогической работы по формированию у младших школьников конструктивных способов преодоления фрустраций в учебных ситуациях на эмоциональном, когнитивном, поведенческом критериях с применением игры в образовательном процессе.
В структуру выпускной квалификационной работы входит: введение, две главы, два вывода, заключение, библиографический список, приложения
Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В процессе обучения у младшего школьника происходит смена деятельности, что уже указывает на неизбежность фрустрации в данном возрасте и при определенных условиях препятствия выполняют в формировании личности ребенка конструктивную функцию, вызывая активность субъекта, мобилизацию внутренних ресурсов, развивая механизмы саморегуляции, тем самым повышая положительный потенциал личности и способствуя её успешности, что призвано по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Однако формирующиеся способы преодоления трудностей у детей не всегда оказываются успешными, нередко они ведут к усилению негативных эмоций и возникновению фрустраций. Если ребенок в своем опыте будет постоянно использовать неконструктивные способы преодоления фрустрирующих ситуаций, то, закрепившись, они могут стать устойчивыми специфическими личностными образованиями.
Ребёнок вступает в новую «социальную ситуацию развития», изменяется его место в системе социальных отношений, осваивается новая социальная роль и новая для него деятельность - учебная. Эмоциональные
переживания ребёнка происходят на фоне сложных изменений, поскольку школьная жизнь и новые социальные ситуации с каждым годом нередко вызывают у него состояние психологического затруднения, что приводит к фрустрированной ситуации.
Знание такого понятия, как фрустрация, преодоления её с каждым годом обучения в младшем школьном возрасте является сегодня совершенно актуальным и необходимым условием формирования нашего мировоззрения и профессионализма.
Особенностями возникновения фрустрации занимались такие видные ученые как: Н.Д. Левитов, Ф.Е. Василюк (теория психологического переживания трудных ситуаций, применительно к детям младшего школьного возраста), Л.М. Митина, П.М. Якобсон, Г.М. Бреслав (эмоциональные особенности формирования личности в детстве). Данной тематики касались в своих работах так же такие видные исследователи, как Левин К., М.С. Неймарк, Б.Г. Ананьев (волевые и эмоциональные моменты в деятельности школьника) и многие другие.
Методологической основой для написания работы стали труды, концепции, теории известных авторов Грановская Р. М., И.М. Никольская, Василюк Ф. Е.
Цель исследования: изучить особенности проявления фрустрации в младшем возрасте и определить пути формирования конструктивных способов преодоления фрустрирующих ситуаций в школе, разработав игру для младших школьников.
Объект исследования: фрустрация у младших школьников.
Предмет исследования: особенности проявления фрустрации у младших школьников.
Гипотеза: фрустрация младших школьников к различным ситуациям в школе характеризуется такими особенностями, как:
1. Повышение уровня фрустрации к слабо выраженной или сильно выраженной вызывает у младших школьников не только затруднения, но и неконструктивные способы разрешения ситуаций.
2. Низкая устойчивость учащихся к фрустрирующим воздействиям в различных ситуациях, возникающих в новой для них учебной деятельности, нередко ведёт к усилению негативных эмоций, агрессии и возникновению сильно выраженной фрустрации.
3. Способы преодоления фрустрации, реально используемые младшими школьниками в трудных учебных ситуациях, могут не совпадать с понимаемыми, называемыми.
4. Освоение младшими школьниками когнитивных, поведенческих, эмоциональных приёмов в преодолении трудных ситуаций можно обеспечить путем их управляемого поэтапного формирования, что в целом будет способствовать повышению толерантности учащихся к фрустрирующему воздействию в трудных ситуациях.
Данной цели соответствуют поставленные задачи:
1. дать общее понятие термина «фрустрация» в современной психологии, рассмотреть причины появления, признаки, уровни фрустрации.
2. изучить особенности фрустрации как психического состояния у младших школьников.
3. проанализировать пути и способы преодоления состояния фрустрации;
4. выделить критерии, подобрать методики для констатирующего эксперимента.
5. провести констатирующий эксперимент и осуществить количественную и качественную обработку его результатов.
6. разработать внеурочную деятельность для учеников младших классов с целью снижения эмоционального напряжения во время возникновения фрустрирующих ситуаций и разнообразить конструктивные способы разрешения фрустрации у учеников младших классов.
Методы исследования: в ходе нашего исследовании была использована комплексная методика, включающая в себя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, методы количественного и качественного анализа. При этом были использованы следующие методики:
а) проективная методика М.А. Панфиловой «Кактус»;
б) методика Э. Вагнера «Hand-test» (тест рука);
в) методика "индикатор копинг-стратегий" адаптированная для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995);
г) методика "неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации отечественного психолога А.Б.Орлова.
База исследования проводилась в МАОУ «Средней общеобразовательной школы № 3», которая расположена в Тюменской области г. Когалыма. В круг исследования были включены 98 детей, 7-11-летнего возраста, с 1 - 4 класс.
Новизна работы: недостаточная изученность и слабая представленность научных обоснований, форм и методов психолого¬педагогической работы по формированию у младших школьников конструктивных способов преодоления фрустраций в учебных ситуациях на эмоциональном, когнитивном, поведенческом критериях с применением игры в образовательном процессе.
В структуру выпускной квалификационной работы входит: введение, две главы, два вывода, заключение, библиографический список, приложения
Фрустрация у детей - негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью решения специфических задач возрастного развития.
Фрустрации должна занять свое место не только в общей, но и в детской и педагогической психологии. Жизненный путь ребенка не проходит без противоречий и борьбы, особенно в младшем школьном возрасте, где происходит смена деятельности, где ребёнок, ещё, плохо дифференцирует внутреннюю/внешнюю жизнь. Педагог обязан помочь в предупреждение состояния фрустрации, и, если они возникают, регулировать их; избегать в учебно-воспитательном воздействии фрустраторов; развивать у детей правильное понимание трудностей, чтобы дети не принимали вполне преодолимые трудности за непреодолимые барьеры: воспитывая волевые черты характера, большое внимание уделять воспитанию выносливости и самообладания.
Этому всему в подтверждение выступают результаты исследования, которые показали, что лишь немногие из исследуемых нами младших школьников в ситуациях в разных критериях: эмоциональном, поведенческом, когнитивном, демонстрируют способность к разрешению фрустрации:
1. Когнитивный критерий - процесс учёбы с 1-4 класс, у учащихся выражается в страхе перед самостоятельными, контрольными работами, ВПР, вопросами учителя, эмоциональным состоянием, т.е. познавательные процессы фактически блокированы отрицательными эмоциями, что говорит о сильно выраженном фрустрационном состоянии детей. Из-за высокой требовательности учителей, родителей, а также оценивания других людей (особенно одноклассников), переживаний по поводу учёбы, фрустрационные ситуации в когнитивном критерии неизбежны.
2.Эмоциональный критерий - фрустрирующие ситуации вызывают у детей агрессивное поведение, тягу к домашней защите на протяжение 4-х лет учёбы. Дети нуждаются в защите, в похвале от родителей.
З. Поведенческий критерий - многие из учеников прибегают к сублимации, а также стараются избежать контакта с окружающей действительностью, уйти от решения проблем. Ситуация в итоге не разрешается, а остаётся неразрешённой, что может приводить к фрустрированности.
В ходе работы были достигнуты поставленные задачи: мы изучили основные понятия по теме исследования посредством обзора информации из различных источников; определили причины, влияющие на появления фрустрации; выделили критерии, подобрали методики для проведения констатирующего эксперимента; осуществили количественную и качественную обработку результатов эксперимента, сделали выводы.
Полученные результаты указали на необходимость проведения с детьми работы, направленной на формирование конструктивных способов преодоления фрустраций как значимых составляющих личностного развития младшего школьника.
Нами было разработано календарно-тематическое планирование в ходе которого создаётся игра, где основной целью будет являться оказание помощи детям младшего школьного возраста в преодолении возникшей фрустрации в позитивном ключе, во время внеурочной деятельности учеников младших классов.
Гипотеза подтверждена, цель нашего исследования достигнута.
Фрустрации должна занять свое место не только в общей, но и в детской и педагогической психологии. Жизненный путь ребенка не проходит без противоречий и борьбы, особенно в младшем школьном возрасте, где происходит смена деятельности, где ребёнок, ещё, плохо дифференцирует внутреннюю/внешнюю жизнь. Педагог обязан помочь в предупреждение состояния фрустрации, и, если они возникают, регулировать их; избегать в учебно-воспитательном воздействии фрустраторов; развивать у детей правильное понимание трудностей, чтобы дети не принимали вполне преодолимые трудности за непреодолимые барьеры: воспитывая волевые черты характера, большое внимание уделять воспитанию выносливости и самообладания.
Этому всему в подтверждение выступают результаты исследования, которые показали, что лишь немногие из исследуемых нами младших школьников в ситуациях в разных критериях: эмоциональном, поведенческом, когнитивном, демонстрируют способность к разрешению фрустрации:
1. Когнитивный критерий - процесс учёбы с 1-4 класс, у учащихся выражается в страхе перед самостоятельными, контрольными работами, ВПР, вопросами учителя, эмоциональным состоянием, т.е. познавательные процессы фактически блокированы отрицательными эмоциями, что говорит о сильно выраженном фрустрационном состоянии детей. Из-за высокой требовательности учителей, родителей, а также оценивания других людей (особенно одноклассников), переживаний по поводу учёбы, фрустрационные ситуации в когнитивном критерии неизбежны.
2.Эмоциональный критерий - фрустрирующие ситуации вызывают у детей агрессивное поведение, тягу к домашней защите на протяжение 4-х лет учёбы. Дети нуждаются в защите, в похвале от родителей.
З. Поведенческий критерий - многие из учеников прибегают к сублимации, а также стараются избежать контакта с окружающей действительностью, уйти от решения проблем. Ситуация в итоге не разрешается, а остаётся неразрешённой, что может приводить к фрустрированности.
В ходе работы были достигнуты поставленные задачи: мы изучили основные понятия по теме исследования посредством обзора информации из различных источников; определили причины, влияющие на появления фрустрации; выделили критерии, подобрали методики для проведения констатирующего эксперимента; осуществили количественную и качественную обработку результатов эксперимента, сделали выводы.
Полученные результаты указали на необходимость проведения с детьми работы, направленной на формирование конструктивных способов преодоления фрустраций как значимых составляющих личностного развития младшего школьника.
Нами было разработано календарно-тематическое планирование в ходе которого создаётся игра, где основной целью будет являться оказание помощи детям младшего школьного возраста в преодолении возникшей фрустрации в позитивном ключе, во время внеурочной деятельности учеников младших классов.
Гипотеза подтверждена, цель нашего исследования достигнута.
Подобные работы
- Тревожность в младшем школьном возрасте (Московский педагогический государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБИДЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста с психосоматическими расстройствами
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая программа коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018



