Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФРУСТРАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №156711

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы153
Год сдачи2019
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА:, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРУСТРАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Фрустрация как психолого - педагогический феномен 7
1.2. Особенности проявления фрустрации у младших школьников.. 15
1.3. Методические приёмы, способы преодоления фрустрации 20
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРУСТРАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬ НОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1. Выявление актуального уровня фрустрации у детей, анализ и
интерпретация констатирующего эксперимента 27
2.2. Разработка внеурочной деятельности для учеников младших классов
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
Библиографический список 61
Приложения

Актуальность данной темы обусловлена изменяющимися условиями образования в государстве, постулируемыми Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ПРИКАЗ Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), который призван модернизировать образование, преобразить школу для формирования личности подрастающего поколения [49].
Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В процессе обучения у младшего школьника происходит смена деятельности, что уже указывает на неизбежность фрустрации в данном возрасте и при определенных условиях препятствия выполняют в формировании личности ребенка конструктивную функцию, вызывая активность субъекта, мобилизацию внутренних ресурсов, развивая механизмы саморегуляции, тем самым повышая положительный потенциал личности и способствуя её успешности, что призвано по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Однако формирующиеся способы преодоления трудностей у детей не всегда оказываются успешными, нередко они ведут к усилению негативных эмоций и возникновению фрустраций. Если ребенок в своем опыте будет постоянно использовать неконструктивные способы преодоления фрустрирующих ситуаций, то, закрепившись, они могут стать устойчивыми специфическими личностными образованиями.
Ребёнок вступает в новую «социальную ситуацию развития», изменяется его место в системе социальных отношений, осваивается новая социальная роль и новая для него деятельность - учебная. Эмоциональные
переживания ребёнка происходят на фоне сложных изменений, поскольку школьная жизнь и новые социальные ситуации с каждым годом нередко вызывают у него состояние психологического затруднения, что приводит к фрустрированной ситуации.
Знание такого понятия, как фрустрация, преодоления её с каждым годом обучения в младшем школьном возрасте является сегодня совершенно актуальным и необходимым условием формирования нашего мировоззрения и профессионализма.
Особенностями возникновения фрустрации занимались такие видные ученые как: Н.Д. Левитов, Ф.Е. Василюк (теория психологического переживания трудных ситуаций, применительно к детям младшего школьного возраста), Л.М. Митина, П.М. Якобсон, Г.М. Бреслав (эмоциональные особенности формирования личности в детстве). Данной тематики касались в своих работах так же такие видные исследователи, как Левин К., М.С. Неймарк, Б.Г. Ананьев (волевые и эмоциональные моменты в деятельности школьника) и многие другие.
Методологической основой для написания работы стали труды, концепции, теории известных авторов Грановская Р. М., И.М. Никольская, Василюк Ф. Е.
Цель исследования: изучить особенности проявления фрустрации в младшем возрасте и определить пути формирования конструктивных способов преодоления фрустрирующих ситуаций в школе, разработав игру для младших школьников.
Объект исследования: фрустрация у младших школьников.
Предмет исследования: особенности проявления фрустрации у младших школьников.
Гипотеза: фрустрация младших школьников к различным ситуациям в школе характеризуется такими особенностями, как:
1. Повышение уровня фрустрации к слабо выраженной или сильно выраженной вызывает у младших школьников не только затруднения, но и неконструктивные способы разрешения ситуаций.
2. Низкая устойчивость учащихся к фрустрирующим воздействиям в различных ситуациях, возникающих в новой для них учебной деятельности, нередко ведёт к усилению негативных эмоций, агрессии и возникновению сильно выраженной фрустрации.
3. Способы преодоления фрустрации, реально используемые младшими школьниками в трудных учебных ситуациях, могут не совпадать с понимаемыми, называемыми.
4. Освоение младшими школьниками когнитивных, поведенческих, эмоциональных приёмов в преодолении трудных ситуаций можно обеспечить путем их управляемого поэтапного формирования, что в целом будет способствовать повышению толерантности учащихся к фрустрирующему воздействию в трудных ситуациях.
Данной цели соответствуют поставленные задачи:
1. дать общее понятие термина «фрустрация» в современной психологии, рассмотреть причины появления, признаки, уровни фрустрации.
2. изучить особенности фрустрации как психического состояния у младших школьников.
3. проанализировать пути и способы преодоления состояния фрустрации;
4. выделить критерии, подобрать методики для констатирующего эксперимента.
5. провести констатирующий эксперимент и осуществить количественную и качественную обработку его результатов.
6. разработать внеурочную деятельность для учеников младших классов с целью снижения эмоционального напряжения во время возникновения фрустрирующих ситуаций и разнообразить конструктивные способы разрешения фрустрации у учеников младших классов.
Методы исследования: в ходе нашего исследовании была использована комплексная методика, включающая в себя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, методы количественного и качественного анализа. При этом были использованы следующие методики:
а) проективная методика М.А. Панфиловой «Кактус»;
б) методика Э. Вагнера «Hand-test» (тест рука);
в) методика "индикатор копинг-стратегий" адаптированная для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995);
г) методика "неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации отечественного психолога А.Б.Орлова.
База исследования проводилась в МАОУ «Средней общеобразовательной школы № 3», которая расположена в Тюменской области г. Когалыма. В круг исследования были включены 98 детей, 7-11-летнего возраста, с 1 - 4 класс.
Новизна работы: недостаточная изученность и слабая представленность научных обоснований, форм и методов психолого¬педагогической работы по формированию у младших школьников конструктивных способов преодоления фрустраций в учебных ситуациях на эмоциональном, когнитивном, поведенческом критериях с применением игры в образовательном процессе.
В структуру выпускной квалификационной работы входит: введение, две главы, два вывода, заключение, библиографический список, приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Фрустрация у детей - негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью решения специфических задач возрастного развития.
Фрустрации должна занять свое место не только в общей, но и в детской и педагогической психологии. Жизненный путь ребенка не проходит без противоречий и борьбы, особенно в младшем школьном возрасте, где происходит смена деятельности, где ребёнок, ещё, плохо дифференцирует внутреннюю/внешнюю жизнь. Педагог обязан помочь в предупреждение состояния фрустрации, и, если они возникают, регулировать их; избегать в учебно-воспитательном воздействии фрустраторов; развивать у детей правильное понимание трудностей, чтобы дети не принимали вполне преодолимые трудности за непреодолимые барьеры: воспитывая волевые черты характера, большое внимание уделять воспитанию выносливости и самообладания.
Этому всему в подтверждение выступают результаты исследования, которые показали, что лишь немногие из исследуемых нами младших школьников в ситуациях в разных критериях: эмоциональном, поведенческом, когнитивном, демонстрируют способность к разрешению фрустрации:
1. Когнитивный критерий - процесс учёбы с 1-4 класс, у учащихся выражается в страхе перед самостоятельными, контрольными работами, ВПР, вопросами учителя, эмоциональным состоянием, т.е. познавательные процессы фактически блокированы отрицательными эмоциями, что говорит о сильно выраженном фрустрационном состоянии детей. Из-за высокой требовательности учителей, родителей, а также оценивания других людей (особенно одноклассников), переживаний по поводу учёбы, фрустрационные ситуации в когнитивном критерии неизбежны.
2.Эмоциональный критерий - фрустрирующие ситуации вызывают у детей агрессивное поведение, тягу к домашней защите на протяжение 4-х лет учёбы. Дети нуждаются в защите, в похвале от родителей.
З. Поведенческий критерий - многие из учеников прибегают к сублимации, а также стараются избежать контакта с окружающей действительностью, уйти от решения проблем. Ситуация в итоге не разрешается, а остаётся неразрешённой, что может приводить к фрустрированности.
В ходе работы были достигнуты поставленные задачи: мы изучили основные понятия по теме исследования посредством обзора информации из различных источников; определили причины, влияющие на появления фрустрации; выделили критерии, подобрали методики для проведения констатирующего эксперимента; осуществили количественную и качественную обработку результатов эксперимента, сделали выводы.
Полученные результаты указали на необходимость проведения с детьми работы, направленной на формирование конструктивных способов преодоления фрустраций как значимых составляющих личностного развития младшего школьника.
Нами было разработано календарно-тематическое планирование в ходе которого создаётся игра, где основной целью будет являться оказание помощи детям младшего школьного возраста в преодолении возникшей фрустрации в позитивном ключе, во время внеурочной деятельности учеников младших классов.
Гипотеза подтверждена, цель нашего исследования достигнута.



1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. И. М.: Педагогика, 1980. - С. 128-267.
2. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня. Сомнения и переживания самых младших школьников. - СПб. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1998. - 197 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Издательство Московского университета, 1984. - 200 с.
6. Венгер A.JL, Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 160 с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. - 582 с.
8. Грановская P.M., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. - СПб: «Речь», 2000. - 348 с.
9. Генинг Г.Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности: Автореф. дис. канд психол. наук, Казань, 1997. - 19 с.
10. Дрокина О.В. Развитие когнитивной и эмоционально-волевой саморегуляции деятельности младших школьников и младших подростков: Дис. . канд. психол. наук, М., 1999. - 207 С.
11. Дьяченко К.И. Эмоционально-волевая регуляция учебной деятельности младшего подростка: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1999 - 19 с.
12. Захаренко Т. С., Мосина Н. А. Особенности агрессивного поведения подростков // Молодой ученый. - 2016. - №27. - С. 783-786. - URL https://moluch.ru/archive/131/36560/(дата обращения: 19.06.2019).
13. Иванова М.В. Эмоциональная регуляция решения мыслительных задач в младшем школьном возрасте: Дис. канд. психол. наук. Иркутск, 1998. - 201с.
14. Изард К. Эмоции человека. М.: Издательство Московского университета, 1980. - 439 с.
15. Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. СПб: Издательство "Питер", 2000. - 288 с.
16. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Фрустрация / Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб: Издательство «Питер», 2000. - С. 388-393.
17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М., 2003. - С. 165
18. Кузьмина Е.И. Исследование детерминант свободы несвободы от фрустрации // Вопросы психологии. 1997 № 4 С. 86 - 94
19. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1962. - 126 с.
20. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. - № 6. - С. 118-129.
21. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
22. Мерлин, В.С. Хрестоматия
по психологии: Проблемыэкспериментальной психологии личности 1977 г. - С. 36.
23. Методика разработана Д. Амирханом и предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. 1990
24. Методика "неоконченные предложения" М. Ньюттена в модификации А.Б. Орлова
25. Митина Л.М. Экспериментальное изучение фрустрационной толерантности учителя // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990. № 2. - С. 44-48.
26. Митина М.А. Формирование интеллектуально-произвольных действий младших школьников как фактор развития их волевой активности: Дис. канд. психол. наук. Рязань, 2000. - 157 с.
27. Мосина Н.А. Особенности проявления эмоционально¬ценностного отношения к себе соматически больных младших школьников / Н.А.Мосина // Личность в современных исследованиях: Сб. тезисов межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы развития личности». Выпуск 7 - Рязань, 2004. - С. 206-209 (авторский вклад - 0,3 п.л.).
28. Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
29. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе: Дис. . .канд. психол. наук. М., 1962.
30. Петрановская Л.В. Что делать если... // Под ред. Чемякиной. М.: Аванта + , 2013.
31. Панфилова А.П. Графическая методика «Кактус» //Обруч, № 5, 2002, с. 12-13
32. Проективная методика исследования личности -«Hand-test» 1961 году Э. Вагнером, Б. Брайклином, 3. Пиотровским.
33. Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995) методика
"индикатор копинг-стратегий" адаптированная для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995)
34. Уткина Н.С. Типологические различия влияния педагогической оценки на некоторые свойства внимания / Типологические исследования по психологии личности и психологии труда. - Пермь, 1964. С. 113-149.
35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
36. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966. Якунин В.А. О связи психических состояний и свойств личности / Психические состояния. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1981. - С. 17-23.
37. Адлер А. Понять природу человека. - СПб.: Академический проект, 1997. - 256 с.
38. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1967.
39. Изард К. Эмоции человека. М.: Издательство Московского университета, 1980. - 439 с.
40. Левин К. Поведение и развитие ребенка как функция от ситуации в целом / Левин К. Динамическая психология: Избранные трудны. М.: Смысл, 2001. - С. 372-424.
41. Маслоу А. «Теория человеческой мотивации» (цит. по: Маслоу А.Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. -С. 77-105)
42. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. - 144 С.
43. Штерн У. Л. Личность и вещь. 1906-1924.
44. Dollard, John, Leonard W. Doob, Neal E. Miller, Orval H. Mowrer and Robert R. Sears. Frustration and Aggression. New Haven: Yale University Press, 1939.
45. Rosenzweig S. The Picture-assotiation method and its application in a study of reactions to frustration of personality, 1945.
46. https://www.labirint.ru/games/524580/- Лабиринт, Петрановская Л.: Психологическая игра для детей. Дата обращения: 20.12.2018
47. http://vocabulary.ru/- Национальная психологическая энциклопедия. Дата обращения: 03.04.2019
48. How to Reduce Frustration in Your Life Tasha Rube, LMSW.2019
49. https://fgos.ru/- ФГОС НОО. Дата обращения: 02.12.2017
50. Du S. A Computational Model of the Production and Perception of Facial Expressions of Basic and Compound Emotions. // The Ohio State University, 2014 127p.
51. Jack R. E., Garrod O. G. B., Hui Yu, Caldara R., Schyns Ph. G. Facial expressions of emotion are not culturally universal. [Электронный ресурс] / Jack R. E., Garrod O. G. B., Hui Yu, Caldara R., Schyns Ph. G.- Режим доступа: http:// www.pnas.org/content/109/19/7241. 08.06.2016

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ