Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проявления чувства эмпатии у младших школьников 6
1.1. Проблема изучения эмпатии в психологии 6
1.2. Возрастные особенности проявления эмпатии у младшего
школьников 17
1.3. Способы и приёмы развития эмпатии у младших школьников 30
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявление особенностей проявления эмпатии 40
2.1. Методическая организация исследования 40
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 42
2.3. Программа развития эмпатии младших школьников 56
Выводы по Главе 2 61
Заключение 63
Список используемых источников 68
Приложения
Эмпатия в современном мире - очень актуальная проблема для изучения. Неугасаемый на протяжении многих десятилетий широкий интерес к изучению этой проблемы продиктован огромной важностью этого процесса. Эмпатия занимает одно из главных мест в социальных эмоциях и является «ядерным» формированием личности, играющим важную роль в жизни ребёнка. Эта проблема приобретает особое значение в свете усвоения ребёнком духовно-нравственных ценностей, которые трансформируются в личностные черты и проявляются во взаимоотношениях с другими людьми.
В разное время к вопросу об особенностях эмпатии обращались зарубежные учёные (А. Валлон, Л. Мерфи, М. Хоффман, К. Роджерс, Э. Титченер) и отечественные специалисты (Т.П. Гаврилова, Н. И. Лысенко, Л.А. Сивицкая, В.П. Кузьмина, И.М. Юсупов). Феномен эмпатии занимает очень важное место в понимании человеком другого человека.
Эмпатия понимается как способность человека давать эмоциональный ответ на переживание других людей, как понимание чувств другого.
Эмпатия занимает важное место в понимании человеком другого человека, социальной природы человека, является неотъемлемой частью общения. На протяжении всей жизни личность формируется, осознает, даёт оценку окружающему миру.
Главной ценностью является человек и его жизнь, также развитие в нем культуры, частью которой является эмоциональность, сопереживание, духовная зрелость, умение понять мотивы поведения другого человека, сочувствие другому человеку, умение порадоваться за него, понять и выслушать. Но все эти нравственные качества характерны для взрослого человека и не даны ребенку от рождения. Они появляются и формируются со временем [1].
Младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для развития многих процессов, в том числе и эмпатии. В этом возрасте у детей начинают формироваться нравственные ценности, возникают новые чувства и эмоции, закладываются основы школьной дружбы. Дети ещё не совсем точно и не всегда правильно умеют осознавать свои эмоциональные состояния и и часто ситуативно могут понимать и проявлять поддержку к эмоциональным состояниям других.
Многие исследователи изучают, как происходит развитие и становление эмпатии, как она влияет на формирование личности и на взаимодействие индивидов в процессе общения. Но существует незначительное количество исследовании направленных на выявления особенностей проявления эмпатии в младшем школьном возрасте. В связи с этим, выбранная нами тема является актуальной.
Цель работы - изучить, выявить особенностей проявления чувства эмпатии у младших школьников и разработать программу, направленную на развития эмпатии младших школьников.
Объект исследования - эмпатия младших школьников.
Предмет исследования - особенности проявления чувства эмпатии у младших школьников.
Гипотеза исследования:
- для младшего школьника характерна способность к эмоциональному отклику;
- младшие школьники способны поставить себя на место другого и понять эмоции другого;
- у детей в младшем школьном возрасте эмпатия находится на уровне становления и активного развития;
Для достижения цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность понятия эмпатии, опираясь на анализ научной литературы.
Рассмотреть особенности проявления чувства эмпатии у младших школьников.
Рассмотреть способы формирования и развития у младших школьников.
Провести диагностические методики и сделать на их основе выводы.
Выявить критерии и методики для проведения констатирующего эксперимента.
Выявить особенности проявления эмпатии у младших школьников.
Разработать программу, направленную на развитие эмпатии у младших школьников.
Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме, диагностические методики, методы качественной и количественной обработки данных.
Базой исследования послужила МАОУ «Гимназия № 5» г. Красноярск. В исследовании приняли участие 30 человек - 2 класса и 24 человека - 3 класса.
Эмпатия как психологический процесс имеет очень обширную историю изучения в зарубежной и отечественной психологии. В отечественной психологии из - за не столь длительного исследования эмпатии появляется множество разночтений и разнообразных понятий эмпатии.
Так Т.П. Гаврилова, которая изучала эмпатию младших школьников и подростков, эмпатию определяет, как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого человека, животного и т.д.
В современной психологии имеются несколько форм эмпатии, но отечественные исследователи, несмотря на различное названия, сводят все проявления к эмоциональному отклику (сочувствие) и к способности осознать эмоциональные состояния другого (сопереживание).
Рассмотрение нескольких работ различных авторов дают нам основание выделить в структуре эмпатии следующие компоненты:
эмоциональный - способность распознавать и понимать эмоциональные состояния другого;
когнитивный - способность поставить себя на место другого, понять причины, которые могли вызвать то, или иное эмоциональное состояние другого;
действенный - способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.
И. М. Юсупов выделяют следующие функции эмпатии:
Отражательно - оценочная (отношение личности к миру вокруг нее),
Регулятивная (нравственное совершенствование индивида),
Коммуникативная (обеспечивает совместную деятельность людей).
Мы выяснили, что основными механизмами эмпатийного реагирования в межличностном взаимодействии, являются: идентификация, децентрация и эмоциональное заражение.
Эмоции являются важным звеном в жизни каждого человека, особенно в жизни ребенка. А.В. Запорожец подчеркивал важность эмоциональных переживаний ребенка во взаимодействии с социумом для его личностного становления.
Эмоциональный мир младших школьников очень разнообразен. С начала обучения в школе у ребенка формируются и развиваются высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные), становясь глубокими и осознанными. Проблема развития эмпатии приобретает особый смысл в свете усвоения ребенком духовных, нравственных и моральных ценностей, которые трансформируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми.
Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций и является "ядерным" образованием личности, она играя важнейшую роль в жизни ребёнка. Из - за смены социальной ситуации развития школьный возраст, как и все возраста, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет.
Во время кризиса происходит серьезная развития эмоциональной сферы младшего школьника. Ребенок научается сдерживать свои эмоции, начинает осмысленно ориентироваться в своих эмоция. В общении со сверстниками и педагогом он сдерживает свое волнения, гнев и т.д. Он стремится получить определенную социальную позицию - позицию школьника.
Для выявления особенностей проявления эмпатии в младшем школьном возрасте нам нужно было провести эксперимент. Для его организации нами были выделены следующие критерии: эмоциональный, когнитивный, поведенческий.
Мы провели эмпирическое исследование по выявлению особенностей развития эмпатии у младших школьников, используя следующий диагностический комплект:
Опросник «Шкала эмоционального отклика» (А. А. Меграбян и Н. С. Эпштейн);
Методика «Неоконченные рассказы» (Т.П. Гаврилова);
Диагностика уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко).
В итоге мы получили следующие результаты.
Исследуя эмоциональный компонент, мы выявили, что младшие школьники эмоциональны, чаще плачут, более альтруистичны, и могут открыто говорить о своих эмоциях, близко к сердцу принимают проблемы своих друзей и близких. В межличностных отношениях учащиеся 2-ого класса более склонны доверять своим впечатлениям, а учащиеся 3-ого класса склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. В обоих классах учащиеся склонны откликаться на зов другого, стремятся оказать помощь своим одноклассникам и родным.
Исследуя когнитивный компонент, мы выявили, что учащиеся 2 - ого и 3-ого класса более склонны к гуманистической направленности эмпатии. Это значит, что что большинство учащихся младшего школьного возраста, не сосредоточены только на собственных ощущениях, переживаниях, интересах, они обладают способностью принимать и учитывать информацию, исходящую от других людей, принимать сложные нравственные решения и обосновывать их, что указывает на высокий уровень ее развития, преобладания гуманизма и альтруизма в поведении детей. Так же, мы заметили, что во обоих классах есть дети с эгоцентрической направленностью, что является нормальным для младшего школьного возраста.
Исследования поведенческого компонента, показало, что в целом уровень развития эмпатии находится на низком уровне, но развитость отдельных параметров, говорит о том, что эмпатия находится в состояние развития.
В 3-ем классе у учащихся на среднем и высоком уровне развиты «эмоциональный», «интуитивный», «идентификация», то есть дети способны к отзывчивости, сопереживанию и сочувствию по отношению к Другим, они опираются на свою интуицию и могут предугадать действия партнера.
Во 2-ом классе у учащихся на среднем и высоком уровне развиты «рациональный», «эмоциональный», то есть дети так же способны к сопереживанию и сочувствию, дети более внимательны к своим близким и к себе, менее к незнакомцам, они могут направлять свое внимание на свои проблемы и проблемы окружающих.
В целом учащиеся способны проявлять интерес к состоянию другого, сопереживать и сочувствовать, а также могут сосредоточить все внимание на себе. При этом они испытывают трудности в понимании чувств других и создании атмосферы открытости при общении с ними, стараются избегать контактов и не проявлять любопытство к другим, им неуютно в большой компании, они плохо умеют понимать и переносить на себя эмоции других людей.
Таким образом, мы сделали вывод о том, что у большинства учащихся отмечается средний уровень выраженности исследуемых компонентов. Они умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживать, отвечать адекватными чувствами и действиями на эмоциональные переживания другого, понимают эмоциональное состояние другого, могут мысленно поставить себя на его место, стремятся оказать помощь. Поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизации общительности, регулированию эмоционального состояния детей.
В нашей работе, мы выделили следующие приемы, способствующие развитию эмпатии: работа с художественными произведениями; анализ нравственных проблемных ситуаций; прием организации игрового взаимодействия, различные тренинги и д. т.
С учётом полученных результатов констатирующего эксперимента, мы разработали программу групповых занятий с детьми, целью которой послужило развитие эмпатии младших школьников. Программа содержит упражнения, направленные на развитие трех компонентов эмпатии: эмоционального, когнитивного, действенного.
Мы считаем, что это будет способствовать созданию благоприятной, доверительной атмосферы в коллективе детей, развитию способностей к сочувствию и сопереживанию, оказанию адекватной помощи и поддержки. Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям, психологам, и родителям, а также всем тем, кто интересуется данной проблемой.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., Аст-Пресс - Екатеринбург, 2000.
2. Баранов А. А. Методы изучения личности школьника: метод, рекомендации к пед. практике / А. А. Баранов, С. Г. Бутолин. - Ижевск : Издво УдГУ, 2008
3. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова // Молодой учёный. - 2012. - №8.
4. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. - М.: Академия, 2009.
5. Бодалев, А. А. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии / Труды Ленинградского НИПИ им. Бехтерева. - Л. 1975.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СП.Б.: Питер Пресс. 2009.
7. Борисенко, С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии / С.Б. Борисенко. - Л.: Лениздат, 2010.
8. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г. М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990.
9. Бусиловский, Л.С. Музыкотерапия, в кн.: Руководство по психотерапии / Л.С. Бусиловский. - Ташкент: Арнзи, 1979.
10. Валлон, А. Психическое развитие ребёнка / А. Валлон; пер. с фр. Л. И. Анцыферовой. - СПб. и др. - М.: Питер, 2001.
11. Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников / Л.П. Выговская // Психологический журнал. - 2009. - № 4.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 2006.
13. Васильева Е.Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2006. - №1.
14. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Собр. Соч. в 6т. - М.: Педагогика, 1984.
15. Выготский, Л. С. Кризис семи лет / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1984.
16. Гаврилова, Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Гаврилова Татьяна Павловна - М.: АПН Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии., 1977.
17. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975.
18. Гаврилова, Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Т. П. Гаврилова // Психология межличностного познания: [Сб. статей] / АПН СССР; Под ред. А. А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1981.
19. Гаврилова Т П. О воспитании нравственных чувств.//Педагогика и психология.1984.- №7.
20. Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппенрейтер [и др.] // Вопросы психологии. - 1993. - №4.
21. Гончаренко, Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности: На материале исследования детей 7-8 лет / Е.С. Гончаренко. - Краснодар, 2009.
22. Глоба, Н. В. К проблеме методов исследования эмпатии у детей младшего школьного возраста / Н. В. Глоба // Вестник РГГУ. Серия «Психология». - 2008. - № 3.
23. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1979.
24. Елеференко И.О. Синергетическая составляющая эмпатии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008.
25. Запорожец, А. В. Взаимосвязь развития когнитивных и эмоциональных процессов у ребёнка / А. В. Запорожец // Вопросы психологии. - 1974. - № 6.
26.Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками/ Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2008.
27. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
28. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии / Т. Д. Карягина. - М.
29. Ковалев, А. Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой / А. Г. Ковалев // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар: КГПИ, 1975.
30. Ковалев, А.Г. Воспитание чувств / А.Г. Ковалев. - М.: Академия, 2011.
31. Кузьмина. В.П. Теоретический аспект проблемы изучения эмпатии как актуальная проблема современной психологии / Кузьмина В.П. // Вестник ВятГУ.2007. №17.
32. Кузьмина, В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье / В.П. Кузьмина дис. канд. псих.наук. - Н. Новгород, 1999.
33. Кузьмин, Е. С. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально - психологических понятий / Е. С. Кузьмин, В. Е. Семёнов. - Л.: Лениздат. - 1987.
34. Кудина, Г. Н. Развитие понимания школьниками внутреннего мира человека / Г. Н. Кудина // Психологическая наука и образование. - 1996.- №1.
35. Леонтьев, А. П. Проблемы развития психики / А. П. Леонтьев. - 4-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1981.
36. Михальченко, Г.Ф. Формирование эмпатии у младших школьников / Г.Ф. Михальченко. - Гродно, 2006.
37. Никитина Н. Н. Приемы активизации нравственного развития
школьников.// Классный руководитель. - 2004.- №4.
38. Орлов, А. Б. Феномены эмпатии и конгруэнтности / А. Б. Орлов, М. А. Хазанова // Вопросы психологии. - 1993. - №4
39. Размыслов П.И. Эмоции млaдших школьников // Психoлoгия младшего школьника М.,1960.
40. Стрелкова, Л. Творческое воображение : эмоции и ребенок / Л. Стрелкова // Обруч. - 1996. - N 4.
41. Соконина А. А. Особенности эмоционального развития младших школьников // Начальная школа. - 2013. - №6.
42. Сопиков, А.П. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания / А.П. Сопиков. - Краснодар: Изд-во Кубан. ун¬та, 1977.
43. Теплов, Б.М. Способности и одаренность: психология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
44. Федорова И. В., Лукьянова Н. Н. Развитие эмпатии у младших школьников на уроках литературного чтения // научно-методический журнал «Сибирский учитель». - 2017. - № 4.
45.Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст] / М. И. Чистякова; под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвящение, 1990.
46. Шнайдер М. И. Эмпатия как форма отражения другого человека // Гуманизация образования. 2016. №2
47. Шамухаметова Елена Сафиулловна Особенности межличностного
эмпатического взаимодействия младших школьников // Вестник
Костромского государственного университета. Серия: Педагогика.
Психология. Социокинетика. 2015. №1.
48.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника - М. 1974.
49. Юсупов, И. М. Психология эмпатии: (Теоретические и прикладные аспекты): дис. ...д-ра психол. наук: 19.00.01 / Юсупов Ильдар Масгудович. - СПб., 1995.
50. Якобсон М.Я. Эмоциональная жизнь школьника - М. 1966.