Особенности проявления эмпатии у младших школьников
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проявления чувства эмпатии у младших школьников 6
1.1. Проблема изучения эмпатии в психологии 6
1.2. Возрастные особенности проявления эмпатии у младшего
школьников 17
1.3. Способы и приёмы развития эмпатии у младших школьников 30
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявление особенностей проявления эмпатии 40
2.1. Методическая организация исследования 40
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 42
2.3. Программа развития эмпатии младших школьников 56
Выводы по Главе 2 61
Заключение 63
Список используемых источников 68
Приложения
Глава 1. Теоретические основы проявления чувства эмпатии у младших школьников 6
1.1. Проблема изучения эмпатии в психологии 6
1.2. Возрастные особенности проявления эмпатии у младшего
школьников 17
1.3. Способы и приёмы развития эмпатии у младших школьников 30
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявление особенностей проявления эмпатии 40
2.1. Методическая организация исследования 40
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 42
2.3. Программа развития эмпатии младших школьников 56
Выводы по Главе 2 61
Заключение 63
Список используемых источников 68
Приложения
Эмпатия в современном мире - очень актуальная проблема для изучения. Неугасаемый на протяжении многих десятилетий широкий интерес к изучению этой проблемы продиктован огромной важностью этого процесса. Эмпатия занимает одно из главных мест в социальных эмоциях и является «ядерным» формированием личности, играющим важную роль в жизни ребёнка. Эта проблема приобретает особое значение в свете усвоения ребёнком духовно-нравственных ценностей, которые трансформируются в личностные черты и проявляются во взаимоотношениях с другими людьми.
В разное время к вопросу об особенностях эмпатии обращались зарубежные учёные (А. Валлон, Л. Мерфи, М. Хоффман, К. Роджерс, Э. Титченер) и отечественные специалисты (Т.П. Гаврилова, Н. И. Лысенко, Л.А. Сивицкая, В.П. Кузьмина, И.М. Юсупов). Феномен эмпатии занимает очень важное место в понимании человеком другого человека.
Эмпатия понимается как способность человека давать эмоциональный ответ на переживание других людей, как понимание чувств другого.
Эмпатия занимает важное место в понимании человеком другого человека, социальной природы человека, является неотъемлемой частью общения. На протяжении всей жизни личность формируется, осознает, даёт оценку окружающему миру.
Главной ценностью является человек и его жизнь, также развитие в нем культуры, частью которой является эмоциональность, сопереживание, духовная зрелость, умение понять мотивы поведения другого человека, сочувствие другому человеку, умение порадоваться за него, понять и выслушать. Но все эти нравственные качества характерны для взрослого человека и не даны ребенку от рождения. Они появляются и формируются со временем [1].
Младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для развития многих процессов, в том числе и эмпатии. В этом возрасте у детей начинают формироваться нравственные ценности, возникают новые чувства и эмоции, закладываются основы школьной дружбы. Дети ещё не совсем точно и не всегда правильно умеют осознавать свои эмоциональные состояния и и часто ситуативно могут понимать и проявлять поддержку к эмоциональным состояниям других.
Многие исследователи изучают, как происходит развитие и становление эмпатии, как она влияет на формирование личности и на взаимодействие индивидов в процессе общения. Но существует незначительное количество исследовании направленных на выявления особенностей проявления эмпатии в младшем школьном возрасте. В связи с этим, выбранная нами тема является актуальной.
Цель работы - изучить, выявить особенностей проявления чувства эмпатии у младших школьников и разработать программу, направленную на развития эмпатии младших школьников.
Объект исследования - эмпатия младших школьников.
Предмет исследования - особенности проявления чувства эмпатии у младших школьников.
Гипотеза исследования:
- для младшего школьника характерна способность к эмоциональному отклику;
- младшие школьники способны поставить себя на место другого и понять эмоции другого;
- у детей в младшем школьном возрасте эмпатия находится на уровне становления и активного развития;
Для достижения цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность понятия эмпатии, опираясь на анализ научной литературы.
Рассмотреть особенности проявления чувства эмпатии у младших школьников.
Рассмотреть способы формирования и развития у младших школьников.
Провести диагностические методики и сделать на их основе выводы.
Выявить критерии и методики для проведения констатирующего эксперимента.
Выявить особенности проявления эмпатии у младших школьников.
Разработать программу, направленную на развитие эмпатии у младших школьников.
Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме, диагностические методики, методы качественной и количественной обработки данных.
Базой исследования послужила МАОУ «Гимназия № 5» г. Красноярск. В исследовании приняли участие 30 человек - 2 класса и 24 человека - 3 класса.
В разное время к вопросу об особенностях эмпатии обращались зарубежные учёные (А. Валлон, Л. Мерфи, М. Хоффман, К. Роджерс, Э. Титченер) и отечественные специалисты (Т.П. Гаврилова, Н. И. Лысенко, Л.А. Сивицкая, В.П. Кузьмина, И.М. Юсупов). Феномен эмпатии занимает очень важное место в понимании человеком другого человека.
Эмпатия понимается как способность человека давать эмоциональный ответ на переживание других людей, как понимание чувств другого.
Эмпатия занимает важное место в понимании человеком другого человека, социальной природы человека, является неотъемлемой частью общения. На протяжении всей жизни личность формируется, осознает, даёт оценку окружающему миру.
Главной ценностью является человек и его жизнь, также развитие в нем культуры, частью которой является эмоциональность, сопереживание, духовная зрелость, умение понять мотивы поведения другого человека, сочувствие другому человеку, умение порадоваться за него, понять и выслушать. Но все эти нравственные качества характерны для взрослого человека и не даны ребенку от рождения. Они появляются и формируются со временем [1].
Младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для развития многих процессов, в том числе и эмпатии. В этом возрасте у детей начинают формироваться нравственные ценности, возникают новые чувства и эмоции, закладываются основы школьной дружбы. Дети ещё не совсем точно и не всегда правильно умеют осознавать свои эмоциональные состояния и и часто ситуативно могут понимать и проявлять поддержку к эмоциональным состояниям других.
Многие исследователи изучают, как происходит развитие и становление эмпатии, как она влияет на формирование личности и на взаимодействие индивидов в процессе общения. Но существует незначительное количество исследовании направленных на выявления особенностей проявления эмпатии в младшем школьном возрасте. В связи с этим, выбранная нами тема является актуальной.
Цель работы - изучить, выявить особенностей проявления чувства эмпатии у младших школьников и разработать программу, направленную на развития эмпатии младших школьников.
Объект исследования - эмпатия младших школьников.
Предмет исследования - особенности проявления чувства эмпатии у младших школьников.
Гипотеза исследования:
- для младшего школьника характерна способность к эмоциональному отклику;
- младшие школьники способны поставить себя на место другого и понять эмоции другого;
- у детей в младшем школьном возрасте эмпатия находится на уровне становления и активного развития;
Для достижения цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность понятия эмпатии, опираясь на анализ научной литературы.
Рассмотреть особенности проявления чувства эмпатии у младших школьников.
Рассмотреть способы формирования и развития у младших школьников.
Провести диагностические методики и сделать на их основе выводы.
Выявить критерии и методики для проведения констатирующего эксперимента.
Выявить особенности проявления эмпатии у младших школьников.
Разработать программу, направленную на развитие эмпатии у младших школьников.
Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме, диагностические методики, методы качественной и количественной обработки данных.
Базой исследования послужила МАОУ «Гимназия № 5» г. Красноярск. В исследовании приняли участие 30 человек - 2 класса и 24 человека - 3 класса.
Эмпатия как психологический процесс имеет очень обширную историю изучения в зарубежной и отечественной психологии. В отечественной психологии из - за не столь длительного исследования эмпатии появляется множество разночтений и разнообразных понятий эмпатии.
Так Т.П. Гаврилова, которая изучала эмпатию младших школьников и подростков, эмпатию определяет, как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого человека, животного и т.д.
В современной психологии имеются несколько форм эмпатии, но отечественные исследователи, несмотря на различное названия, сводят все проявления к эмоциональному отклику (сочувствие) и к способности осознать эмоциональные состояния другого (сопереживание).
Рассмотрение нескольких работ различных авторов дают нам основание выделить в структуре эмпатии следующие компоненты:
эмоциональный - способность распознавать и понимать эмоциональные состояния другого;
когнитивный - способность поставить себя на место другого, понять причины, которые могли вызвать то, или иное эмоциональное состояние другого;
действенный - способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.
И. М. Юсупов выделяют следующие функции эмпатии:
Отражательно - оценочная (отношение личности к миру вокруг нее),
Регулятивная (нравственное совершенствование индивида),
Коммуникативная (обеспечивает совместную деятельность людей).
Мы выяснили, что основными механизмами эмпатийного реагирования в межличностном взаимодействии, являются: идентификация, децентрация и эмоциональное заражение.
Эмоции являются важным звеном в жизни каждого человека, особенно в жизни ребенка. А.В. Запорожец подчеркивал важность эмоциональных переживаний ребенка во взаимодействии с социумом для его личностного становления.
Эмоциональный мир младших школьников очень разнообразен. С начала обучения в школе у ребенка формируются и развиваются высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные), становясь глубокими и осознанными. Проблема развития эмпатии приобретает особый смысл в свете усвоения ребенком духовных, нравственных и моральных ценностей, которые трансформируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми.
Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций и является "ядерным" образованием личности, она играя важнейшую роль в жизни ребёнка. Из - за смены социальной ситуации развития школьный возраст, как и все возраста, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет.
Во время кризиса происходит серьезная развития эмоциональной сферы младшего школьника. Ребенок научается сдерживать свои эмоции, начинает осмысленно ориентироваться в своих эмоция. В общении со сверстниками и педагогом он сдерживает свое волнения, гнев и т.д. Он стремится получить определенную социальную позицию - позицию школьника.
Для выявления особенностей проявления эмпатии в младшем школьном возрасте нам нужно было провести эксперимент. Для его организации нами были выделены следующие критерии: эмоциональный, когнитивный, поведенческий.
Мы провели эмпирическое исследование по выявлению особенностей развития эмпатии у младших школьников, используя следующий диагностический комплект:
Опросник «Шкала эмоционального отклика» (А. А. Меграбян и Н. С. Эпштейн);
Методика «Неоконченные рассказы» (Т.П. Гаврилова);
Диагностика уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко).
В итоге мы получили следующие результаты.
Исследуя эмоциональный компонент, мы выявили, что младшие школьники эмоциональны, чаще плачут, более альтруистичны, и могут открыто говорить о своих эмоциях, близко к сердцу принимают проблемы своих друзей и близких. В межличностных отношениях учащиеся 2-ого класса более склонны доверять своим впечатлениям, а учащиеся 3-ого класса склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. В обоих классах учащиеся склонны откликаться на зов другого, стремятся оказать помощь своим одноклассникам и родным.
Исследуя когнитивный компонент, мы выявили, что учащиеся 2 - ого и 3-ого класса более склонны к гуманистической направленности эмпатии. Это значит, что что большинство учащихся младшего школьного возраста, не сосредоточены только на собственных ощущениях, переживаниях, интересах, они обладают способностью принимать и учитывать информацию, исходящую от других людей, принимать сложные нравственные решения и обосновывать их, что указывает на высокий уровень ее развития, преобладания гуманизма и альтруизма в поведении детей. Так же, мы заметили, что во обоих классах есть дети с эгоцентрической направленностью, что является нормальным для младшего школьного возраста.
Исследования поведенческого компонента, показало, что в целом уровень развития эмпатии находится на низком уровне, но развитость отдельных параметров, говорит о том, что эмпатия находится в состояние развития.
В 3-ем классе у учащихся на среднем и высоком уровне развиты «эмоциональный», «интуитивный», «идентификация», то есть дети способны к отзывчивости, сопереживанию и сочувствию по отношению к Другим, они опираются на свою интуицию и могут предугадать действия партнера.
Во 2-ом классе у учащихся на среднем и высоком уровне развиты «рациональный», «эмоциональный», то есть дети так же способны к сопереживанию и сочувствию, дети более внимательны к своим близким и к себе, менее к незнакомцам, они могут направлять свое внимание на свои проблемы и проблемы окружающих.
В целом учащиеся способны проявлять интерес к состоянию другого, сопереживать и сочувствовать, а также могут сосредоточить все внимание на себе. При этом они испытывают трудности в понимании чувств других и создании атмосферы открытости при общении с ними, стараются избегать контактов и не проявлять любопытство к другим, им неуютно в большой компании, они плохо умеют понимать и переносить на себя эмоции других людей.
Таким образом, мы сделали вывод о том, что у большинства учащихся отмечается средний уровень выраженности исследуемых компонентов. Они умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживать, отвечать адекватными чувствами и действиями на эмоциональные переживания другого, понимают эмоциональное состояние другого, могут мысленно поставить себя на его место, стремятся оказать помощь. Поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизации общительности, регулированию эмоционального состояния детей.
В нашей работе, мы выделили следующие приемы, способствующие развитию эмпатии: работа с художественными произведениями; анализ нравственных проблемных ситуаций; прием организации игрового взаимодействия, различные тренинги и д. т.
С учётом полученных результатов констатирующего эксперимента, мы разработали программу групповых занятий с детьми, целью которой послужило развитие эмпатии младших школьников. Программа содержит упражнения, направленные на развитие трех компонентов эмпатии: эмоционального, когнитивного, действенного.
Мы считаем, что это будет способствовать созданию благоприятной, доверительной атмосферы в коллективе детей, развитию способностей к сочувствию и сопереживанию, оказанию адекватной помощи и поддержки. Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям, психологам, и родителям, а также всем тем, кто интересуется данной проблемой.
Так Т.П. Гаврилова, которая изучала эмпатию младших школьников и подростков, эмпатию определяет, как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого человека, животного и т.д.
В современной психологии имеются несколько форм эмпатии, но отечественные исследователи, несмотря на различное названия, сводят все проявления к эмоциональному отклику (сочувствие) и к способности осознать эмоциональные состояния другого (сопереживание).
Рассмотрение нескольких работ различных авторов дают нам основание выделить в структуре эмпатии следующие компоненты:
эмоциональный - способность распознавать и понимать эмоциональные состояния другого;
когнитивный - способность поставить себя на место другого, понять причины, которые могли вызвать то, или иное эмоциональное состояние другого;
действенный - способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.
И. М. Юсупов выделяют следующие функции эмпатии:
Отражательно - оценочная (отношение личности к миру вокруг нее),
Регулятивная (нравственное совершенствование индивида),
Коммуникативная (обеспечивает совместную деятельность людей).
Мы выяснили, что основными механизмами эмпатийного реагирования в межличностном взаимодействии, являются: идентификация, децентрация и эмоциональное заражение.
Эмоции являются важным звеном в жизни каждого человека, особенно в жизни ребенка. А.В. Запорожец подчеркивал важность эмоциональных переживаний ребенка во взаимодействии с социумом для его личностного становления.
Эмоциональный мир младших школьников очень разнообразен. С начала обучения в школе у ребенка формируются и развиваются высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные), становясь глубокими и осознанными. Проблема развития эмпатии приобретает особый смысл в свете усвоения ребенком духовных, нравственных и моральных ценностей, которые трансформируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми.
Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций и является "ядерным" образованием личности, она играя важнейшую роль в жизни ребёнка. Из - за смены социальной ситуации развития школьный возраст, как и все возраста, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет.
Во время кризиса происходит серьезная развития эмоциональной сферы младшего школьника. Ребенок научается сдерживать свои эмоции, начинает осмысленно ориентироваться в своих эмоция. В общении со сверстниками и педагогом он сдерживает свое волнения, гнев и т.д. Он стремится получить определенную социальную позицию - позицию школьника.
Для выявления особенностей проявления эмпатии в младшем школьном возрасте нам нужно было провести эксперимент. Для его организации нами были выделены следующие критерии: эмоциональный, когнитивный, поведенческий.
Мы провели эмпирическое исследование по выявлению особенностей развития эмпатии у младших школьников, используя следующий диагностический комплект:
Опросник «Шкала эмоционального отклика» (А. А. Меграбян и Н. С. Эпштейн);
Методика «Неоконченные рассказы» (Т.П. Гаврилова);
Диагностика уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко).
В итоге мы получили следующие результаты.
Исследуя эмоциональный компонент, мы выявили, что младшие школьники эмоциональны, чаще плачут, более альтруистичны, и могут открыто говорить о своих эмоциях, близко к сердцу принимают проблемы своих друзей и близких. В межличностных отношениях учащиеся 2-ого класса более склонны доверять своим впечатлениям, а учащиеся 3-ого класса склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. В обоих классах учащиеся склонны откликаться на зов другого, стремятся оказать помощь своим одноклассникам и родным.
Исследуя когнитивный компонент, мы выявили, что учащиеся 2 - ого и 3-ого класса более склонны к гуманистической направленности эмпатии. Это значит, что что большинство учащихся младшего школьного возраста, не сосредоточены только на собственных ощущениях, переживаниях, интересах, они обладают способностью принимать и учитывать информацию, исходящую от других людей, принимать сложные нравственные решения и обосновывать их, что указывает на высокий уровень ее развития, преобладания гуманизма и альтруизма в поведении детей. Так же, мы заметили, что во обоих классах есть дети с эгоцентрической направленностью, что является нормальным для младшего школьного возраста.
Исследования поведенческого компонента, показало, что в целом уровень развития эмпатии находится на низком уровне, но развитость отдельных параметров, говорит о том, что эмпатия находится в состояние развития.
В 3-ем классе у учащихся на среднем и высоком уровне развиты «эмоциональный», «интуитивный», «идентификация», то есть дети способны к отзывчивости, сопереживанию и сочувствию по отношению к Другим, они опираются на свою интуицию и могут предугадать действия партнера.
Во 2-ом классе у учащихся на среднем и высоком уровне развиты «рациональный», «эмоциональный», то есть дети так же способны к сопереживанию и сочувствию, дети более внимательны к своим близким и к себе, менее к незнакомцам, они могут направлять свое внимание на свои проблемы и проблемы окружающих.
В целом учащиеся способны проявлять интерес к состоянию другого, сопереживать и сочувствовать, а также могут сосредоточить все внимание на себе. При этом они испытывают трудности в понимании чувств других и создании атмосферы открытости при общении с ними, стараются избегать контактов и не проявлять любопытство к другим, им неуютно в большой компании, они плохо умеют понимать и переносить на себя эмоции других людей.
Таким образом, мы сделали вывод о том, что у большинства учащихся отмечается средний уровень выраженности исследуемых компонентов. Они умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживать, отвечать адекватными чувствами и действиями на эмоциональные переживания другого, понимают эмоциональное состояние другого, могут мысленно поставить себя на его место, стремятся оказать помощь. Поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизации общительности, регулированию эмоционального состояния детей.
В нашей работе, мы выделили следующие приемы, способствующие развитию эмпатии: работа с художественными произведениями; анализ нравственных проблемных ситуаций; прием организации игрового взаимодействия, различные тренинги и д. т.
С учётом полученных результатов констатирующего эксперимента, мы разработали программу групповых занятий с детьми, целью которой послужило развитие эмпатии младших школьников. Программа содержит упражнения, направленные на развитие трех компонентов эмпатии: эмоционального, когнитивного, действенного.
Мы считаем, что это будет способствовать созданию благоприятной, доверительной атмосферы в коллективе детей, развитию способностей к сочувствию и сопереживанию, оказанию адекватной помощи и поддержки. Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям, психологам, и родителям, а также всем тем, кто интересуется данной проблемой.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ «ТЕАТР ДОБРЫХ СЕРДЕЦ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Гендерные особенности проявления эмпатии у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ «ЮНЫЙ ЛИДЕР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ДОБРОТЫ КАК ЛИЧНОСТНОГО
КАЧЕСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2015 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭГОИЗМА У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2016



