Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Работа №156706

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы125
Год сдачи2018
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 10
1.1. Феномен синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: сущность
понятия, причины возникновения, основные характеристики 10
1.2. Особенности психического развития детей с синдромом дефицита
внимания и гиперактивностью 18
1.3. Современное состояние изученности проблемы психического развития
детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 27
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей младшего школьного возраста с СДВГ 36
2.1. Организация, методы и методики исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования 45
Выводы по второй главе 55
Глава 3. Психологическая коррекция особенностей психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 57
3.1. Научно-методологические основы коррекции психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 57
3.2. Специфика педагогической и коррекционной работы с младшими
школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 65
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 84
Выводы по третьей главе 93
Заключение 95
Список использованной литературы 98
Приложение


Актуальность исследования. Проблемы, связанные с недостаточной сформированностью позиции ученика у младших школьников и их социальной незрелостью в последние годы, занимают ведущее место среди причин школьной неуспешности на начальном этапе образования. Проявляется данная проблема у младших школьников, в основном, в наличии нарушений саморегуляции поведения и произвольного внимания. В свою очередь, проблемы регуляции произвольной деятельности (в том числе учебы и поведения) в этом возрасте опосредованы, как правило, различными вариантами функциональной незрелости ЦНС (Васильева А.А., 2013). Среди этих вариантов ведущее место занимает синдром дефицита внимания и гиперактивности (И.П. Брязгунов, Т.В. Волокитина, Е.А. Гусева, А.В. Гриханов, Касатикова Е.В., Подоплекин Д.Н.).
В качестве проявлений синдрома выступают несвойственные для нормальных возрастных показателей двигательная гиперактивность, дефекты концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, импульсивность поведения, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Распространенность СДВГ на сегодняшний день весьма высока - им страдают около 5% детей школьного возраста. При этом отмечается, что мальчики более подвержены развитию данного патологического состояния в сравнении с девочками (Габдракипова В.И., 2009). Длительные проявления указанных ведущих признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью нередко приводят к формированию девиантных форм поведения и социальной дезадаптации (Донской Д.И., Егорова М.С. Захаров А.И., КондрашенкоВ.Т.).
Младший школьный возраст характеризуется педагогами и психологами развитием важных фундаментальных качеств ребенка, в это время вырисовываются первые контуры характера, складывается привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Также данный период отличается развитием произвольной сферы детей, которая позволяет им усваивать знания, формировать навыки и умения, столь необходимые для дальнейшего развития и социальной адаптации (Гамезо М.В., Петрова Е.В., Орлова Л.М., 2015). При этом ведущая роль отводится вниманию как психическому процессу, процессу контроля действий (Башаева Т.В., Гальперин П.Я., Васильева Н.Н., Клюева Н.В.) В этот период дети осваивают правила межличностного поведения и их эффективную трансляцию в реальную жизнь (Лисина М.И.). Развитие перечисленных процессов может быть затруднено из-за наличия у ребенка проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (Исаев Д.Н., 2011). Когнитивный дефицит у детей с СДВГ приводит к нарушениям развития речи, что в конечном итоге нарушает их способности к обучению, и приводит к школьной и социальной дезадаптации.
Актуальность исследуемой проблематики заключается в своевременной диагностике особенностей психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с целью предотвращения возникновения ситуаций дезадаптации на начальной ступени обучения и формирования эффективного социального взаимодействия детей со сверстниками, значимыми взрослыми и родителями. С уверенностью можно утверждать, что данная проблема является одной из фундаментальных в системе наук о человеке и развитии его личности. Современные представления о структуре и генезисе индивидуальности определяют межпредметный характер исследуемой проблемы и непосредственную связь исследований в этой области с целым рядом проблем педагогической, общей и прикладной психологии, а также другими областями человекознания. Объединяя себе результаты эмпирических и теоретических исследований в области психологии и в смежных науках, данная проблема вместе с тем отражает целостную природу индивидуального развития ребенка как объекта и активного субъекта образования.
Проблема исследования. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, а также изучение практического опыта работы педагогов позволяет выявить наличие противоречия между необходимостью своевременной диагностики особенностей психического развития детей 7-8 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и недостаточным уровнем теоретической и практической разработанности данной проблематики в психолого-педагогической литературе.
Цель исследования: выявить особенности психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и разработать психолого-педагогические методы и средства по их своевременной коррекции.
Объект исследования: психическое развитие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью являются следующие: недостаточный для детей данного возраста уровень общей осведомленности, недостаточный уровень сформированности мотивации к обучению и «внутренней позиции школьника», низкие показатели процессов внимания, словесно-логического мышления и речи. Психическое развитие у данных детей может быть улучшено при условии использования разработанной нами программы.
В соответствии с поставленной целью сформулированы основные задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической
литературы определить степень разработанности проблемы исследования, ее современное состояние.
2. Изучить особенности психического развития младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы по коррекции особенностей психического развития младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Методологию исследования составили: концепция о системной и динамической локализации высших психических функций (ВПФ), о прижизненном формировании ВПФ, их социогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); концепция А.Р. Лурии о нейропсихологическом синдроме, симптоме и факторе, дополненная и развитая его последователями (Л.И. Вассерман, Н.К. Корсакова, Л.И. Московичуте, Л.С. Цветкова); теоретические положения о видах отклоняющегося развития (Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, В.И. Лубовский, В.М. Сорокин, Г.Е. Сухарева).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, планирование;
- эмпирические: психодиагностические методы, качественный и количественный анализ полученных результатов, методы статистической обработки данных.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
- Методика «Беседа об отношении к школе и учению» Т.А. Нежновой.
- Методика исследования мотивации учения у младших школьников М.Р. Гинзбурга.
- «Диагностика мышления» Э. Ф. Замбацявичене.
- «Корректурная проба» Б. Бурдона.
- Диагностика уровня развития речи А.А. Реан.
Организация исследования. Базой исследования явилось муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» (МБОУ СШ № 36) г. Красноярска. В эксперименте участвовало 30 учеников вторых классов, из них 18 мальчиков и 12 девочек. Возраст испытуемых 7 - 8 лет с диагнозом «СДВГ».
Исследование проводилось в период с 2016 г. по 2018 г. и осуществлялось в три этапа:
Первый этап - теоретический. Предполагает анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение разнообразных аспектов исследуемой проблематики; формулировку целей, задач и гипотезы исследования; планирование исследования; определение методологической основы исследования.
Второй этап - опытно-практический. В рамках реализации данного этапа исследования осуществлялось выявление особенностей психического развития младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, разрабатывалась программа по коррекции психического развития детей младшего школьного возраста с СДВГ.
Третий этап - обобщающий. Предполагает обработку результатов формирующего эксперимента, систематизацию и обобщение результатов исследования, формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении и систематизации научных представлений о психическом развитии младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Практическая значимость исследования определяется тем, что данные, полученные в ходе экспериментальной работы и их качественная интерпретация, могут выступать в качестве основы для разработки и внедрения в практическую работу новых развивающих и психокоррекционных технологий для детей группы риска по СДВГ. Полученные результаты могут быть использованы с целью психологической диагностики и коррекции психического развития детей группы риска по СДВГ.
Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей психического развития младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Рассмотрен метод гиперкапнических тренировок на дыхательном тренажере в контексте коррекции психического развития детей с СДВГ.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 99 источников, 11 приложений, включает 5 таблиц и 12 гистограмм.
Структура магистерской диссертации включает следующие компоненты:
Введение, содержание которого отражает актуальность выбранной для исследования темы, состояние разработанности темы на основе обзора литературы, формулировку проблемы исследования, объект и предмет изучения. В рамках введения осуществлена постановка цели и задач исследования, сформулирована гипотеза, отражена научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. Кроме того, во введении отражаются основные научные подходы к методологии исследования, методы исследования, описаны этапы внедрения материалов исследования.
Основная часть состоит из трех глав: теоретической, практической и коррекционной. В теоретической части обобщены различные взгляды на проблему влияния СДВГ на психическое развитие детей, конкретизируется понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: выявляется сущность понятия, причины возникновения, основные характеристики, анализируются и обобщаются особенности психического развития младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. В практической части изучены эмпирическим путем особенности психического развития детей 7-8 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
В коррекционной части представлены научно-методологические основы коррекции СДВГ, предложены рекомендации по коррекции психического развития детей младшего школьного возраста с СДВГ
В заключении изложены основные теоретические и практические результаты исследования в соответствии с его целью и задачами, поставленными во введении, определена степень подтверждения гипотезы.
Список использованной литературы содержит информацию о литературных источниках, которые использовались при написании работы в количестве 99 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и медицинской литературы, а также результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы:
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - это патологическое состояние ребенка, характеризующееся нарушением способностей ребенка осуществлять контроль и регуляцию своего поведения, выражающееся в двигательной гиперактивности, нарушении процессов внимания и проявлениях импульсивности. Первые проявления СДВГ обычно отмечаются с 3-4-летнего возраста. Но когда ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают дополнительные сложности, поскольку начало школьного обучения предъявляет новые, более высокие требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям. Именно в школьные годы становятся очевидными нарушения внимания, а также трудности освоения школьной программы и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка.
Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Помимо того, что дети с СДВГ плохо себя ведут и слабо учатся в школе, становясь старше, они могут оказаться в группе риска по формированию девиантных и антисоциальных форм поведения, алкоголизма, наркоманий. Раннее выявление СДВГ и своевременное проведение терапевтических и коррекционных мероприятий с использованием имеющихся современных методов позволяет преодолеть имеющиеся трудности и достичь положительных результатов. В качестве необходимых условиях для эффективного достижения положительной динамики выступают последовательность, своевременность и необходимая продолжительность оказываемой помощи.
Для экспериментального изучения особенностей психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью было отобрано 30 учащихся. Среди них, 18 мальчиков и 12 девочек с наличием в анамнезе диагноза «СДВГ». Биологический возраст испытуемых на момент исследования составил от 7 до 8 лет. В ходе экспериментального изучения особенностей психического развития младших школьников лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью нами были получены следующие результаты:
У преобладающего большинства детей выявлено наличие среднего уровня сформированности внутренней позиции школьника, который характеризуется наличием положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности. Мотивационная готовность детей к обучению в данной группе испытуемых в большинстве своем не сформирована. Внимание всех испытуемых характеризуется недостаточным для возрастной нормы объёмом, недостаточной устойчивостью и сосредоточенностью (концентрацию) внимания. Логическое мышление в данной группе испытуемых сформировано преимущественно на низком и среднем уровнях. Речевое развитие детей данной группы испытуемых характеризуется в основном средним уровнем сформированности речевых навыков и умений. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу. В связи с этим нами предложены направления психологической коррекции особенностей психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
В настоящее время существует множество методов лечения и коррекции синдрома дефицита внимания у детей, способных максимально эффективно скорректировать состояние ребенка. Коррекционная помощь в данной связи должна отличаться комплексным характером, объединяя разнообразные подходы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также, при необходимости, медикаментозное лечение. Следует отметить, что выбор метода и способа лечения должен быть строго индивидуален. Наиболее эффективной при СДВГ является комплексная помощь, при которой объединяются усилия врачей, психологов, педагогов, работающих с ребенком, и его семьи. Лечение СДВГ должны быть своевременным и обязательно включать помощь семье ребенка с СДВГ; выработку у родителей навыков воспитания детей с СДВГ; просветительскую работу с учителями и коррекцию плана школьного обучения; психотерапию детей и подростков с СДВГ, преодоление трудностей и формирование навыков эффективного общения у детей с СДВГ в ходе специальных коррекционных занятий; лекарственную терапию и диету.
Все выше изложенное свидетельствует о том, что эффективных результатов коррекции психического развития у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью можно достичь, оптимально сочетая медикаментозные и немедикаментозные методы, к каким относят психолого-педагогические и нейропсихологические коррекционные программы



1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. — М: «Академия», 2009. — 208с.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие// Под ред. Л.С. Цветковой. — 2-е изд,испр. — М.:«МПСИ», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. — 296с.
3. Андрющенко Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет./Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. М: «Академия», 2004. — 96с.
4. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебн. для студентов средн. и высш. пед. учебн. заведений./Под ред. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисаровой, Т.А. Добровольской. — М.: «Академия», 2001. — 248с.
5. Балашова Ю.В. Основные проявления СДВГ и практические рекомендации родителям и педагогам по его коррекции/ Ю.В. Балашова/ Психологическая служба в образовательном пространстве Ворошиловского района. Ростов-на-Дону: Изд-во «Булат», 2004. С. 138-142.
6. Белехов Ю.Н., Давиденко Н.В. Комплексная психолого-педагогическая помощь ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью// актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии №1(6). - М.: МПСИ, 2008.
7. Безруких М.М. Дети, которых не понимают взрослые //Дошкольное воспитание. - 2002. - №5.
8. Безруких М.М., Логинова Е.С. Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет с дефицитом внимания и гиперактивностью // Экология человека. 2010. № 11. С. 40-46.
9. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов/ В.М. Блейхер, С.Н. Боков, И.В. Крук. — 2-е изд., испр. и доп. — М. «МПСИ»; НПО «МОДЭК», 2006. — 624с.
10. Бизюк А.П.Основы нейропсихологии: учебное пособие для вузов. — СПб.:«Речь», 2010. — 293с.
11. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или Все о гиперактивных детях/ И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. М.: Изд-во «Психотерапия», 2008. - 208 с.
12. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М., 2002. - 128 с.
13. Бухтояров И., Куташов В.А., Шульга А.С. Современный подход клечению СДВГ // Центральный научный вестник. 2016. Т. 1. № 17. С. 3¬7.
14. Васильева А.А. Психолого-педагогические механизмы формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с СДВГ/ А.А. Васильева // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. 2013. № 1(26). С. 61-54.
15. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова / Под ред. Б.С. Волкова. М.: Изд-во АПО, 2007. 152 с.
16. Воронин Н.А. Особенности памяти у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 6-8 лет // Спец. психология. 2008. № 2(16). С. 53-61.
17. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан,
В. В. Зацепин. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
18. Выготский Л.С. Развитие трудного ребенка и его изучение/Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 5. М., 2004. С. 175-180.
19. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте/ Л.С. Выготский / Хрестоматия по вниманию. М., 2004. С. 186.
20. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (с учетом их половых различий): программа, методические рекомендации / В.И. Габдракипова, Э.Г. Эйдемиллер. М.: УЦ «Перспектива», 2009. 44 с.
21. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. М.: Изд-во Педагогического общества России, 2015.
22. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / П. Альтхерр, Л.Берг, А. Вёльфль и др. / Под ред. М. Пассольта. Пер. с нем. В.Т. Алтухова. М.:Изд-ий центр «Академия», 2004. 160 с.
23. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике/ Глуханюк Н.С.,
Дьяченко Е.В., Семёнова С.Л. —4-е изд.,стер. — М.: «МПСИ»;
Воронеж: НПО «МОДЕК», 2009. — 208с.
24. Григоренко Е.Л. Генетические основы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)/ Е.Л. Григоренко / Когнитивные исследования: сборник научных трудов / Под ред. В.Д. Соловьев, Ю.И. Александров. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2010. Вып. 4. С. 100-118.
25. Гордиевич М.И. Особенности психического развития детей с синдромомдефицита внимания и гиперактивности и их реабилитация по системеинтенсивной нейрофизиологической реабилитации В.И. Козявкина // Коллекция гуманитарных исследований. 2016. № 3 (3). С. 43-50.
26. Давиденко Н. В. Психолого-педагогическая помощь семье ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Образование и семья: проблемы сопровождения. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общ ред. И.А. Хоменко, СПб. - 2008.
27. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учебное пособие — 2-е изд.,стер. — М.: «Академия», 2008. — 176с.
28. Детский практический психолог: программы и методические материалы./Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. — М: «Академия», 2001. — 256с.
29. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь /Под ред. М.М.Безруких. - М.: Изд-во Моск. Психолого-пед. института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. - 248 с.
30. Депутат И.С. Характерные особенности структуры интеллекта у детей сс СДВГ в младшем школьном возрасте // Вестник Северного(Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. 2014. № 1. С. 13-21.
31. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания [Текст] / А.О. Дробинская // Дефектология. 2006. № 3. С. 72-74.
32. Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманит. вузов. — 2-е изд. — СПб: «Питер», 2006. — 176с.
33. Егорова Т.И. Клиническая гетерогенность и возможность терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности.// Т.И. Егорова, Л.С. Чутко, С.Ю. Сурушкина.// Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2009 (9), N1. — c. 110-116.
34. Евсеева Ю.В., Смирнова М.В., Канбекова Р.И., Гребнева Н.Н. Нарушения высших психических функций и их коррекция у детей ссиндромом дефицита внимания // Сборник научных трудов поматериалам международной научно-практической конференции. 2010. Т. 33. № 4. С. 12-17.
35. Желобова Е.А. Нарушения психического развития и адаптации у детеймладшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания игиперактивностью (СДВГ) // Известия Российского государственногопедагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 132. С. 326¬331.
36. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Заваденко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 274 с.
37. Заваденко Н.Н. Факторы риска при формировании дефицита внимания и гиперактивности у детей - Мир психологии, 2000. - №1.
38. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М.: «Школа-Пресс», 2001. — 112с.
39. Залевский Г.В. «Дети индиго»: психологическая реальность или психологический миф? Между одарённостью и СДВГ/ Г.В. Залевский, Ю.В. Кузьмина //Сибирский психологический журнал №31 — 2009, стр. 73-76.
40. Запятая О. В. Формирование социальных умений младших школьников в образовательной среде школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук:13.00.01 / Запятая Ольга Валентиновна. - Пенза, 2011. - 22 с.
41. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для вузов / Д.Н. Исаев. СПб: Изд-во Спец. лит., 2011. 463 с.
42. Истратова О.Н. Практикум по детской психологии: игры, упражнения, техники. — 5-е изд. — СПб.: «Феникс», 2011. —349с.
43. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Под ред. Ж.М.Глозман. —М.: «М.В. Секачёв», 2006. —96с.
44. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. — 4-е изд. — СПб.:«Питер», 2008. — 1312 с.
45. Клиническая психология/Под ред. М. Перре, У. Бауманна. — СПб: «Питер», 2006. — 176с.
46. Крайг Г. Психология развития. - 9-е изд. — СПб: «Питер», 2010. — 944с.
47. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии/ Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. С. 6-7.
48. Карампур Р. Речевые нарушения у детей с синдромом дефицитавнимания и гиперактивности // Вестник РГГУ. Серия: Психология.Педагогика. Образование. 2012. № 15 (95). С. 240-246.
49. Касатикова Е.В., Брязгунов И.П. Характеристика детей с синдромомдефицита внимания и гиперактивности // Педиатрия. Журнал им. Г.Н.Сперанского. 2001. Т. 80. № 2. С. 40-42.
50. Кинтанар Л. Анализ зрительно-пространственной деятельности у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания/ Л.Кинтанар, Ю.Соловьёва, Р.Бонилла//Физиология человека.-2006-Т.32,№1.-с.45-48.
51. Куликов В.П. Устройство для создания дозированной гипоксической гиперкапнии / В.П. Куликов, А.Г. Беспалов // II объединенная научная сессия Сибирского отделения РАН и Сибирского отделения РАМН «Новые технологии в медицине». Новосибирск, 2002. С. 85.
52. Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания. — Спб.: Элби,2005. — 148с.
53. Крупская Е.В. Особенности организации внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (аналитический обзор) //Журнал высшей нервной деятельности. —2006, Т.56.-№6. — с.731-741.
54. Кузнецова И.В. Многоосевой аспект коррекции психомоторного развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности//Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2009 (9), N1. — с. 105-110.
55. Кулагина И.Ю. Возрастная психология//Кулагина И.Ю., Колюцкий Н.В. —М.: Академ.проект: «Трикста», 2011— 432с.
56. Лебеденский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. — 5-е изд., стер. — М: «Академия»,2008. — 144с.
57. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. / М.И. Лисина - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
58. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — 5-е изд., стер. — М: «Академия»,2009. — 511с.
59. Локанова Н.П. Школьная неуспевемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие/1-е изд. М.: «Академия», 2009.
60. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: «Питер» 2010., 320с.
61. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие — 7-е изд. — М.: «Академия», 2009. — 384с.
62. Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых : Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина — М.: «Генезис», 2005. — 192с.
63. Мамайчук И.И. Психокоррекционые технологии для детей с проблемами в развитии. — М: «Генезис», 2010. — 400с.
64. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
65. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте: классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ - 10. Научная ред. И предисл. А.Н. Моховикова. Перевод с английского: учебное пособие. — 2-е изд, испр. — М.: «Академия», 2008. — 408с.
66. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. М.: Изд-во «Просвещение», 2005. 239 с.
67. Обухова Е.Ю. Нарушения внимания у детей с особенностями развития/ Е.Ю. Обухова, Т.А. Строганова, В.В. Грачёв // Вопросы психологии — 2008, №3. — стр.61-71.
68. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования/ Р.В. Овчарова. М., 2010.
69. Очерки сенсомоторной деятельности ребенка с СДВГ: моногр. / А.В. Грибанов, А.В. Канжин, Д.Н. Подоплёкин. Архангельск, 2006. 118 с.
70. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет./Осипова А.А., Малашинская Л.И. — М.: ТЦ «Сфера», 2004. — 104с.
71. Основы специальной психологии. Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: «Академия», 2007. — 480с.
72. Павлова М. Гиперактивный ребенок/ М. Павлова // Дошкольное воспитание. 2012. № 11.
73. Перепада О.М. Особенности психодиагностического процессадислексии у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицитавнимания и гиперактивностью // Научный потенциал. 2013. № 2 (11). С. 82-87.
74. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб., 2005. 208 с.
75. Поварнин Н.И. Внимание и его роль в простейших психических процессах/ Н.И. Поварнин. СПб.: Изд-во «Нева», 2010.
76. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Пер. с укр. - М.: Генезис, 2010. - 336 с.
77. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога/ Е.И. Рогов. М., 2000.
78. Рунова М.А., Мусаева С.Н. Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет / М.А. Рунова, С.Н. Мусаева // Ребенок в детском саду.
2006. № 4. С. 36-40.
79. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика: учебно-практическое пособие / Н.А. Рычкова. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2010. 96 с.
80. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. М., 2000.
81. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст/ Семаго Н.Я, Семаго М.М. —СПб.: «Речь», 2010. — 384с.
82. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: учебное пособие /Романцова Е.Б., Бабцева А.Ф., Молчанова И.Н., Фомина А.Г., Чупак Э.Л., Шанова О.В., Арутюнян К.А., Бойченко Т.Е. - Благовещенск, 2009. - 21 с.
83. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей/А.В. Грибанов, Т.В. Волокитина, Е.А. Гусева, Д.Н. Подоплекин / Под общ.ред.А.В. Грибанов. М.: Изд-во «Академический проект», 2004. 144 с. (Руководство практического психолога).
84. Сиротюк А. Детская гиперактивность: причины, рекомендации / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. 2007. № 8. С. 44-50.
85. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология/ Л.Д. Столяренко. Ростов- на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. 544 с.
86. Сухотина Н.К., Егорова Т.И. Оценочные шкалы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью/ Н.К. Сухотина, Т.И. Егорова // Социальная и клиническая психиатрия. 2008. № 4. Т. 18. С. 15-21.
87. Семенова О.А., Кошельков Д.А., Мачинская Р.И. Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте // Культурно-историческая психология.
2007. №4. - C. 39-49.
88. Труфанова Г.К., Нугаева О.Г. Проблемы социальной адаптации детей ссиндромом дефицита внимания и гиперактивностью в младшемшкольном возрасте // Педагогическое образование в России. 2015. № 7.
С. 219-224.
89. Уэндер П. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью/ Уэндер П., Шейдер Р. /Психиатрия. — М.: «МЕДпресс», 2008. — с.374-403.
90. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учебное пособие. — М.: «Академия», 2007. — 175с.
91. Хузеева, Г.Р., Быковская, Е.В., Трошина, А.А. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста / Г.Р. Хузеева, Е.В. Быковская, А.А. Трошина. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 80 с.
92. Чудимов В.Ф., Куликов В.П., Куропятник Н.И., Бойко Е.А. Применение гипоксически-гиперкапнических тренировок у детей с синдромом дефицита внимания для коррекции проблем школьной дезадаптации // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2011. - № 3. - С. 36-39.
93. Чудимов В.Ф., Беспалов А.Г., Бойко Е.А, Гусарова Л.Г., Ульянова Л.Г., Серебрякова Н.П. Применение гипоксически-гиперкапнических тренировок на дыхательном тренажере «Карбоник» у школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью для улучшения успеваемости и коррекции школьной дезадаптации: метод.пособие / В.Ф. Чудимов, А.Г. Беспалов, Е.А. Бойко, Л.Г. Гусарова, Л.Г. Ульянова. - Барнаул, 2011. - 25 с.
94. Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Клиническая типология и подходы к лечению//Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского. —2009-Т.87, №2 — с.78-81.
95. Чутко Л.С. Школьная дезадаптация в клинической практике детского невропатолога/ Л.С. Чутко. СПб., 2005. 53 с.
96. Чутко Л. С., Кропотов Ю.Д., Пальчик А. Б. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004. С. 15.
97. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом: практическое руководство для врачей, психологов и педагогов / Ю.С. Шевченко. М.: Изд-во «Вита-Пресс», 2007. 52 с.
98. Яковлева М.Б. Исследование высших психических функций у младших школьников. // Качество науки - качество жизни: Сборник материалов 4¬й международной научно-практической конференции: 26-27 февраля 2011. Тамбов: Издательство Тамбовпринт, 2011. С. 421-423.
99. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: теория и методика: учеб.пособие для студентов вузов / В. Р. Ясницкая. - М. : Академия, 2014. - 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ