Особенности психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 10
1.1. Феномен синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: сущность
понятия, причины возникновения, основные характеристики 10
1.2. Особенности психического развития детей с синдромом дефицита
внимания и гиперактивностью 18
1.3. Современное состояние изученности проблемы психического развития
детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 27
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей младшего школьного возраста с СДВГ 36
2.1. Организация, методы и методики исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования 45
Выводы по второй главе 55
Глава 3. Психологическая коррекция особенностей психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 57
3.1. Научно-методологические основы коррекции психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 57
3.2. Специфика педагогической и коррекционной работы с младшими
школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 65
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 84
Выводы по третьей главе 93
Заключение 95
Список использованной литературы 98
Приложение
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 10
1.1. Феномен синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: сущность
понятия, причины возникновения, основные характеристики 10
1.2. Особенности психического развития детей с синдромом дефицита
внимания и гиперактивностью 18
1.3. Современное состояние изученности проблемы психического развития
детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 27
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психического развития детей младшего школьного возраста с СДВГ 36
2.1. Организация, методы и методики исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования 45
Выводы по второй главе 55
Глава 3. Психологическая коррекция особенностей психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 57
3.1. Научно-методологические основы коррекции психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 57
3.2. Специфика педагогической и коррекционной работы с младшими
школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 65
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 84
Выводы по третьей главе 93
Заключение 95
Список использованной литературы 98
Приложение
Актуальность исследования. Проблемы, связанные с недостаточной сформированностью позиции ученика у младших школьников и их социальной незрелостью в последние годы, занимают ведущее место среди причин школьной неуспешности на начальном этапе образования. Проявляется данная проблема у младших школьников, в основном, в наличии нарушений саморегуляции поведения и произвольного внимания. В свою очередь, проблемы регуляции произвольной деятельности (в том числе учебы и поведения) в этом возрасте опосредованы, как правило, различными вариантами функциональной незрелости ЦНС (Васильева А.А., 2013). Среди этих вариантов ведущее место занимает синдром дефицита внимания и гиперактивности (И.П. Брязгунов, Т.В. Волокитина, Е.А. Гусева, А.В. Гриханов, Касатикова Е.В., Подоплекин Д.Н.).
В качестве проявлений синдрома выступают несвойственные для нормальных возрастных показателей двигательная гиперактивность, дефекты концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, импульсивность поведения, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Распространенность СДВГ на сегодняшний день весьма высока - им страдают около 5% детей школьного возраста. При этом отмечается, что мальчики более подвержены развитию данного патологического состояния в сравнении с девочками (Габдракипова В.И., 2009). Длительные проявления указанных ведущих признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью нередко приводят к формированию девиантных форм поведения и социальной дезадаптации (Донской Д.И., Егорова М.С. Захаров А.И., КондрашенкоВ.Т.).
Младший школьный возраст характеризуется педагогами и психологами развитием важных фундаментальных качеств ребенка, в это время вырисовываются первые контуры характера, складывается привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Также данный период отличается развитием произвольной сферы детей, которая позволяет им усваивать знания, формировать навыки и умения, столь необходимые для дальнейшего развития и социальной адаптации (Гамезо М.В., Петрова Е.В., Орлова Л.М., 2015). При этом ведущая роль отводится вниманию как психическому процессу, процессу контроля действий (Башаева Т.В., Гальперин П.Я., Васильева Н.Н., Клюева Н.В.) В этот период дети осваивают правила межличностного поведения и их эффективную трансляцию в реальную жизнь (Лисина М.И.). Развитие перечисленных процессов может быть затруднено из-за наличия у ребенка проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (Исаев Д.Н., 2011). Когнитивный дефицит у детей с СДВГ приводит к нарушениям развития речи, что в конечном итоге нарушает их способности к обучению, и приводит к школьной и социальной дезадаптации.
Актуальность исследуемой проблематики заключается в своевременной диагностике особенностей психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с целью предотвращения возникновения ситуаций дезадаптации на начальной ступени обучения и формирования эффективного социального взаимодействия детей со сверстниками, значимыми взрослыми и родителями. С уверенностью можно утверждать, что данная проблема является одной из фундаментальных в системе наук о человеке и развитии его личности. Современные представления о структуре и генезисе индивидуальности определяют межпредметный характер исследуемой проблемы и непосредственную связь исследований в этой области с целым рядом проблем педагогической, общей и прикладной психологии, а также другими областями человекознания. Объединяя себе результаты эмпирических и теоретических исследований в области психологии и в смежных науках, данная проблема вместе с тем отражает целостную природу индивидуального развития ребенка как объекта и активного субъекта образования.
Проблема исследования. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, а также изучение практического опыта работы педагогов позволяет выявить наличие противоречия между необходимостью своевременной диагностики особенностей психического развития детей 7-8 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и недостаточным уровнем теоретической и практической разработанности данной проблематики в психолого-педагогической литературе.
Цель исследования: выявить особенности психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и разработать психолого-педагогические методы и средства по их своевременной коррекции.
Объект исследования: психическое развитие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью являются следующие: недостаточный для детей данного возраста уровень общей осведомленности, недостаточный уровень сформированности мотивации к обучению и «внутренней позиции школьника», низкие показатели процессов внимания, словесно-логического мышления и речи. Психическое развитие у данных детей может быть улучшено при условии использования разработанной нами программы.
В соответствии с поставленной целью сформулированы основные задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической
литературы определить степень разработанности проблемы исследования, ее современное состояние.
2. Изучить особенности психического развития младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы по коррекции особенностей психического развития младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Методологию исследования составили: концепция о системной и динамической локализации высших психических функций (ВПФ), о прижизненном формировании ВПФ, их социогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); концепция А.Р. Лурии о нейропсихологическом синдроме, симптоме и факторе, дополненная и развитая его последователями (Л.И. Вассерман, Н.К. Корсакова, Л.И. Московичуте, Л.С. Цветкова); теоретические положения о видах отклоняющегося развития (Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, В.И. Лубовский, В.М. Сорокин, Г.Е. Сухарева).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, планирование;
- эмпирические: психодиагностические методы, качественный и количественный анализ полученных результатов, методы статистической обработки данных.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
- Методика «Беседа об отношении к школе и учению» Т.А. Нежновой.
- Методика исследования мотивации учения у младших школьников М.Р. Гинзбурга.
- «Диагностика мышления» Э. Ф. Замбацявичене.
- «Корректурная проба» Б. Бурдона.
- Диагностика уровня развития речи А.А. Реан.
Организация исследования. Базой исследования явилось муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» (МБОУ СШ № 36) г. Красноярска. В эксперименте участвовало 30 учеников вторых классов, из них 18 мальчиков и 12 девочек. Возраст испытуемых 7 - 8 лет с диагнозом «СДВГ».
Исследование проводилось в период с 2016 г. по 2018 г. и осуществлялось в три этапа:
Первый этап - теоретический. Предполагает анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение разнообразных аспектов исследуемой проблематики; формулировку целей, задач и гипотезы исследования; планирование исследования; определение методологической основы исследования.
Второй этап - опытно-практический. В рамках реализации данного этапа исследования осуществлялось выявление особенностей психического развития младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, разрабатывалась программа по коррекции психического развития детей младшего школьного возраста с СДВГ.
Третий этап - обобщающий. Предполагает обработку результатов формирующего эксперимента, систематизацию и обобщение результатов исследования, формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении и систематизации научных представлений о психическом развитии младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Практическая значимость исследования определяется тем, что данные, полученные в ходе экспериментальной работы и их качественная интерпретация, могут выступать в качестве основы для разработки и внедрения в практическую работу новых развивающих и психокоррекционных технологий для детей группы риска по СДВГ. Полученные результаты могут быть использованы с целью психологической диагностики и коррекции психического развития детей группы риска по СДВГ.
Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей психического развития младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Рассмотрен метод гиперкапнических тренировок на дыхательном тренажере в контексте коррекции психического развития детей с СДВГ.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 99 источников, 11 приложений, включает 5 таблиц и 12 гистограмм.
Структура магистерской диссертации включает следующие компоненты:
Введение, содержание которого отражает актуальность выбранной для исследования темы, состояние разработанности темы на основе обзора литературы, формулировку проблемы исследования, объект и предмет изучения. В рамках введения осуществлена постановка цели и задач исследования, сформулирована гипотеза, отражена научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. Кроме того, во введении отражаются основные научные подходы к методологии исследования, методы исследования, описаны этапы внедрения материалов исследования.
Основная часть состоит из трех глав: теоретической, практической и коррекционной. В теоретической части обобщены различные взгляды на проблему влияния СДВГ на психическое развитие детей, конкретизируется понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: выявляется сущность понятия, причины возникновения, основные характеристики, анализируются и обобщаются особенности психического развития младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. В практической части изучены эмпирическим путем особенности психического развития детей 7-8 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
В коррекционной части представлены научно-методологические основы коррекции СДВГ, предложены рекомендации по коррекции психического развития детей младшего школьного возраста с СДВГ
В заключении изложены основные теоретические и практические результаты исследования в соответствии с его целью и задачами, поставленными во введении, определена степень подтверждения гипотезы.
Список использованной литературы содержит информацию о литературных источниках, которые использовались при написании работы в количестве 99 источников.
В качестве проявлений синдрома выступают несвойственные для нормальных возрастных показателей двигательная гиперактивность, дефекты концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, импульсивность поведения, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Распространенность СДВГ на сегодняшний день весьма высока - им страдают около 5% детей школьного возраста. При этом отмечается, что мальчики более подвержены развитию данного патологического состояния в сравнении с девочками (Габдракипова В.И., 2009). Длительные проявления указанных ведущих признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью нередко приводят к формированию девиантных форм поведения и социальной дезадаптации (Донской Д.И., Егорова М.С. Захаров А.И., КондрашенкоВ.Т.).
Младший школьный возраст характеризуется педагогами и психологами развитием важных фундаментальных качеств ребенка, в это время вырисовываются первые контуры характера, складывается привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Также данный период отличается развитием произвольной сферы детей, которая позволяет им усваивать знания, формировать навыки и умения, столь необходимые для дальнейшего развития и социальной адаптации (Гамезо М.В., Петрова Е.В., Орлова Л.М., 2015). При этом ведущая роль отводится вниманию как психическому процессу, процессу контроля действий (Башаева Т.В., Гальперин П.Я., Васильева Н.Н., Клюева Н.В.) В этот период дети осваивают правила межличностного поведения и их эффективную трансляцию в реальную жизнь (Лисина М.И.). Развитие перечисленных процессов может быть затруднено из-за наличия у ребенка проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (Исаев Д.Н., 2011). Когнитивный дефицит у детей с СДВГ приводит к нарушениям развития речи, что в конечном итоге нарушает их способности к обучению, и приводит к школьной и социальной дезадаптации.
Актуальность исследуемой проблематики заключается в своевременной диагностике особенностей психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с целью предотвращения возникновения ситуаций дезадаптации на начальной ступени обучения и формирования эффективного социального взаимодействия детей со сверстниками, значимыми взрослыми и родителями. С уверенностью можно утверждать, что данная проблема является одной из фундаментальных в системе наук о человеке и развитии его личности. Современные представления о структуре и генезисе индивидуальности определяют межпредметный характер исследуемой проблемы и непосредственную связь исследований в этой области с целым рядом проблем педагогической, общей и прикладной психологии, а также другими областями человекознания. Объединяя себе результаты эмпирических и теоретических исследований в области психологии и в смежных науках, данная проблема вместе с тем отражает целостную природу индивидуального развития ребенка как объекта и активного субъекта образования.
Проблема исследования. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, а также изучение практического опыта работы педагогов позволяет выявить наличие противоречия между необходимостью своевременной диагностики особенностей психического развития детей 7-8 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и недостаточным уровнем теоретической и практической разработанности данной проблематики в психолого-педагогической литературе.
Цель исследования: выявить особенности психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и разработать психолого-педагогические методы и средства по их своевременной коррекции.
Объект исследования: психическое развитие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью являются следующие: недостаточный для детей данного возраста уровень общей осведомленности, недостаточный уровень сформированности мотивации к обучению и «внутренней позиции школьника», низкие показатели процессов внимания, словесно-логического мышления и речи. Психическое развитие у данных детей может быть улучшено при условии использования разработанной нами программы.
В соответствии с поставленной целью сформулированы основные задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической
литературы определить степень разработанности проблемы исследования, ее современное состояние.
2. Изучить особенности психического развития младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы по коррекции особенностей психического развития младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Методологию исследования составили: концепция о системной и динамической локализации высших психических функций (ВПФ), о прижизненном формировании ВПФ, их социогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); концепция А.Р. Лурии о нейропсихологическом синдроме, симптоме и факторе, дополненная и развитая его последователями (Л.И. Вассерман, Н.К. Корсакова, Л.И. Московичуте, Л.С. Цветкова); теоретические положения о видах отклоняющегося развития (Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, В.И. Лубовский, В.М. Сорокин, Г.Е. Сухарева).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, планирование;
- эмпирические: психодиагностические методы, качественный и количественный анализ полученных результатов, методы статистической обработки данных.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
- Методика «Беседа об отношении к школе и учению» Т.А. Нежновой.
- Методика исследования мотивации учения у младших школьников М.Р. Гинзбурга.
- «Диагностика мышления» Э. Ф. Замбацявичене.
- «Корректурная проба» Б. Бурдона.
- Диагностика уровня развития речи А.А. Реан.
Организация исследования. Базой исследования явилось муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36» (МБОУ СШ № 36) г. Красноярска. В эксперименте участвовало 30 учеников вторых классов, из них 18 мальчиков и 12 девочек. Возраст испытуемых 7 - 8 лет с диагнозом «СДВГ».
Исследование проводилось в период с 2016 г. по 2018 г. и осуществлялось в три этапа:
Первый этап - теоретический. Предполагает анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение разнообразных аспектов исследуемой проблематики; формулировку целей, задач и гипотезы исследования; планирование исследования; определение методологической основы исследования.
Второй этап - опытно-практический. В рамках реализации данного этапа исследования осуществлялось выявление особенностей психического развития младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, разрабатывалась программа по коррекции психического развития детей младшего школьного возраста с СДВГ.
Третий этап - обобщающий. Предполагает обработку результатов формирующего эксперимента, систематизацию и обобщение результатов исследования, формулирование выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении и систематизации научных представлений о психическом развитии младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Практическая значимость исследования определяется тем, что данные, полученные в ходе экспериментальной работы и их качественная интерпретация, могут выступать в качестве основы для разработки и внедрения в практическую работу новых развивающих и психокоррекционных технологий для детей группы риска по СДВГ. Полученные результаты могут быть использованы с целью психологической диагностики и коррекции психического развития детей группы риска по СДВГ.
Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей психического развития младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Рассмотрен метод гиперкапнических тренировок на дыхательном тренажере в контексте коррекции психического развития детей с СДВГ.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 99 источников, 11 приложений, включает 5 таблиц и 12 гистограмм.
Структура магистерской диссертации включает следующие компоненты:
Введение, содержание которого отражает актуальность выбранной для исследования темы, состояние разработанности темы на основе обзора литературы, формулировку проблемы исследования, объект и предмет изучения. В рамках введения осуществлена постановка цели и задач исследования, сформулирована гипотеза, отражена научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. Кроме того, во введении отражаются основные научные подходы к методологии исследования, методы исследования, описаны этапы внедрения материалов исследования.
Основная часть состоит из трех глав: теоретической, практической и коррекционной. В теоретической части обобщены различные взгляды на проблему влияния СДВГ на психическое развитие детей, конкретизируется понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: выявляется сущность понятия, причины возникновения, основные характеристики, анализируются и обобщаются особенности психического развития младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. В практической части изучены эмпирическим путем особенности психического развития детей 7-8 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
В коррекционной части представлены научно-методологические основы коррекции СДВГ, предложены рекомендации по коррекции психического развития детей младшего школьного возраста с СДВГ
В заключении изложены основные теоретические и практические результаты исследования в соответствии с его целью и задачами, поставленными во введении, определена степень подтверждения гипотезы.
Список использованной литературы содержит информацию о литературных источниках, которые использовались при написании работы в количестве 99 источников.
Анализ психолого-педагогической и медицинской литературы, а также результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы:
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - это патологическое состояние ребенка, характеризующееся нарушением способностей ребенка осуществлять контроль и регуляцию своего поведения, выражающееся в двигательной гиперактивности, нарушении процессов внимания и проявлениях импульсивности. Первые проявления СДВГ обычно отмечаются с 3-4-летнего возраста. Но когда ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают дополнительные сложности, поскольку начало школьного обучения предъявляет новые, более высокие требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям. Именно в школьные годы становятся очевидными нарушения внимания, а также трудности освоения школьной программы и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка.
Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Помимо того, что дети с СДВГ плохо себя ведут и слабо учатся в школе, становясь старше, они могут оказаться в группе риска по формированию девиантных и антисоциальных форм поведения, алкоголизма, наркоманий. Раннее выявление СДВГ и своевременное проведение терапевтических и коррекционных мероприятий с использованием имеющихся современных методов позволяет преодолеть имеющиеся трудности и достичь положительных результатов. В качестве необходимых условиях для эффективного достижения положительной динамики выступают последовательность, своевременность и необходимая продолжительность оказываемой помощи.
Для экспериментального изучения особенностей психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью было отобрано 30 учащихся. Среди них, 18 мальчиков и 12 девочек с наличием в анамнезе диагноза «СДВГ». Биологический возраст испытуемых на момент исследования составил от 7 до 8 лет. В ходе экспериментального изучения особенностей психического развития младших школьников лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью нами были получены следующие результаты:
У преобладающего большинства детей выявлено наличие среднего уровня сформированности внутренней позиции школьника, который характеризуется наличием положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности. Мотивационная готовность детей к обучению в данной группе испытуемых в большинстве своем не сформирована. Внимание всех испытуемых характеризуется недостаточным для возрастной нормы объёмом, недостаточной устойчивостью и сосредоточенностью (концентрацию) внимания. Логическое мышление в данной группе испытуемых сформировано преимущественно на низком и среднем уровнях. Речевое развитие детей данной группы испытуемых характеризуется в основном средним уровнем сформированности речевых навыков и умений. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу. В связи с этим нами предложены направления психологической коррекции особенностей психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
В настоящее время существует множество методов лечения и коррекции синдрома дефицита внимания у детей, способных максимально эффективно скорректировать состояние ребенка. Коррекционная помощь в данной связи должна отличаться комплексным характером, объединяя разнообразные подходы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также, при необходимости, медикаментозное лечение. Следует отметить, что выбор метода и способа лечения должен быть строго индивидуален. Наиболее эффективной при СДВГ является комплексная помощь, при которой объединяются усилия врачей, психологов, педагогов, работающих с ребенком, и его семьи. Лечение СДВГ должны быть своевременным и обязательно включать помощь семье ребенка с СДВГ; выработку у родителей навыков воспитания детей с СДВГ; просветительскую работу с учителями и коррекцию плана школьного обучения; психотерапию детей и подростков с СДВГ, преодоление трудностей и формирование навыков эффективного общения у детей с СДВГ в ходе специальных коррекционных занятий; лекарственную терапию и диету.
Все выше изложенное свидетельствует о том, что эффективных результатов коррекции психического развития у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью можно достичь, оптимально сочетая медикаментозные и немедикаментозные методы, к каким относят психолого-педагогические и нейропсихологические коррекционные программы
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - это патологическое состояние ребенка, характеризующееся нарушением способностей ребенка осуществлять контроль и регуляцию своего поведения, выражающееся в двигательной гиперактивности, нарушении процессов внимания и проявлениях импульсивности. Первые проявления СДВГ обычно отмечаются с 3-4-летнего возраста. Но когда ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают дополнительные сложности, поскольку начало школьного обучения предъявляет новые, более высокие требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям. Именно в школьные годы становятся очевидными нарушения внимания, а также трудности освоения школьной программы и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка.
Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Помимо того, что дети с СДВГ плохо себя ведут и слабо учатся в школе, становясь старше, они могут оказаться в группе риска по формированию девиантных и антисоциальных форм поведения, алкоголизма, наркоманий. Раннее выявление СДВГ и своевременное проведение терапевтических и коррекционных мероприятий с использованием имеющихся современных методов позволяет преодолеть имеющиеся трудности и достичь положительных результатов. В качестве необходимых условиях для эффективного достижения положительной динамики выступают последовательность, своевременность и необходимая продолжительность оказываемой помощи.
Для экспериментального изучения особенностей психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью было отобрано 30 учащихся. Среди них, 18 мальчиков и 12 девочек с наличием в анамнезе диагноза «СДВГ». Биологический возраст испытуемых на момент исследования составил от 7 до 8 лет. В ходе экспериментального изучения особенностей психического развития младших школьников лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью нами были получены следующие результаты:
У преобладающего большинства детей выявлено наличие среднего уровня сформированности внутренней позиции школьника, который характеризуется наличием положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности. Мотивационная готовность детей к обучению в данной группе испытуемых в большинстве своем не сформирована. Внимание всех испытуемых характеризуется недостаточным для возрастной нормы объёмом, недостаточной устойчивостью и сосредоточенностью (концентрацию) внимания. Логическое мышление в данной группе испытуемых сформировано преимущественно на низком и среднем уровнях. Речевое развитие детей данной группы испытуемых характеризуется в основном средним уровнем сформированности речевых навыков и умений. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу. В связи с этим нами предложены направления психологической коррекции особенностей психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
В настоящее время существует множество методов лечения и коррекции синдрома дефицита внимания у детей, способных максимально эффективно скорректировать состояние ребенка. Коррекционная помощь в данной связи должна отличаться комплексным характером, объединяя разнообразные подходы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также, при необходимости, медикаментозное лечение. Следует отметить, что выбор метода и способа лечения должен быть строго индивидуален. Наиболее эффективной при СДВГ является комплексная помощь, при которой объединяются усилия врачей, психологов, педагогов, работающих с ребенком, и его семьи. Лечение СДВГ должны быть своевременным и обязательно включать помощь семье ребенка с СДВГ; выработку у родителей навыков воспитания детей с СДВГ; просветительскую работу с учителями и коррекцию плана школьного обучения; психотерапию детей и подростков с СДВГ, преодоление трудностей и формирование навыков эффективного общения у детей с СДВГ в ходе специальных коррекционных занятий; лекарственную терапию и диету.
Все выше изложенное свидетельствует о том, что эффективных результатов коррекции психического развития у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью можно достичь, оптимально сочетая медикаментозные и немедикаментозные методы, к каким относят психолого-педагогические и нейропсихологические коррекционные программы
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция влияния семейных взаимоотношений с ребенком с синдромом дефицита внимания и гиперактивности старшего дошкольного возраста посредством группового консультирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция свойств произвольного внимания
учащихся младшего школьного возраста с синдромом дефицита
внимания и гиперактивности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И
ГИПЕРАКТИВНОСТИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных навыков у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Преодоление агрессивности в поведении детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью методом сенсорной интеграции в процессе психолого - педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Оптимизация общения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения их в инклюзивной среде
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022



