Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Работа №156705

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ . 6
1.1. Сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные
действия» 6
1.2. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных
учебных действий в младшем школьном возрасте 12
1.3. Роль творческих заданий в развитии коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения (на примере работы со сказками) 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 28
ГЛАВА II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Методическая организация исследования 30
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3. Программа развития коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
Приложение 58


1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО). ФГОС нового поколения ориентирует нас на главный результат образования - становление личностных характеристик выпускника. В частности подчеркивается, что «выпускник начальной школы должен быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение» [49].
Формирование личности младшего школьника в системе начального общего образования (НОО) невозможно без развития коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), являющихся в соответствии с ФГОС НОО основой организации делового общения учащихся друг с другом и с учителем в течение всего образовательно-воспитательного процесса.
Согласно новому ФГОС НОО - развитие коммуникативных УУД - один из приоритетов содержания начального общего образования [49]. Одним из основных средств в решении данной проблемы выступает урок литературного чтения. Чтение помогает развивать связную речь, воспитывает культуру речи, расширяет, уточняет, активизирует словарь учащихся, способствует развитию коммуникативных умений и навыков.
Проблема формирования коммуникативных УУД нашла отражение в исследованиях А. Г. Асмолова, А. Ф. Ануфриева, В. В. Давыдова, Е. В. Коротяева, С. Н. Костроминой, О. А. Яшнова и других. Различные аспекты данной проблемы в начальной школе получили освещение в работах: С. П. Баранова, Л. И. Буровой, И. А. Гришановой, А. Ж. Овчинниковой, Г. А. Цукерман и др.
Цель исследования - разработать программу на основе изучения актуального уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, направленную на развитие у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий посредством творческих заданий на уроках литературного чтения.
Объект исследования - коммуникативные универсальные учебные действия у младших школьников.
Предмет исследования - актуальное состояние развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики для изучения особенностей коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на особенности изучения коммуникативных универсальных учебных действий.
4. Описать актуальный уровень коммуникативных универсальных учебных действий.
5. Разработать комплекс уроков по литературному чтению, направленный на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников посредством творческих заданий.
Гипотеза исследования: в младшем школьном возрасте группы коммуникативных УУД (1. Коммуникация как взаимодействие; 2. Коммуникация как кооперация, сотрудничество; 3. Коммуникация как условие интериоризации) характеризуются низким уровнем развития. А также, что развитию коммуникативных УУД на уроках литературного чтения будет способствовать включение творческих заданий при соблюдении следующих условий:
- осуществляются коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности;
- коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности;
- речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.
Методы исследования: анализ литературы, эксперимент (констатирующий), программа формирующего эксперимента.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка использованной литературы, приложения.
База исследования: Гляденская ООШ МБОУ Холмогорской СОШ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, уметь определять цель предстоящей деятельности и планировать ее, владеть самоконтролем.
Все эти компоненты присутствуют в концепции универсальных учебных действий.
Термин «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1)личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Существуют три базовых аспекта коммуникативной деятельности: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как кооперация, коммуникация как условие интериоризации.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что уровень развития коммуникативных УУД у младших школьников находится на низком и среднем уровне, поэтому требует совершенствования. Нами предложена программа, которая может способствовать повышению коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.



1. Агафонова И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений / Агафонова И.Н.// Управление начальной школой. 2010.-№9 -С.31¬35
2. Апатова Е.А. Использование творческих заданий на уроках литературного чтения как средство развития творческой активности младших школьников. // Актуальные проблемы методики начального обучения и эстетического воспитания учащихся, материалы IV республиканской научно-практической конференции. 2017. С. 101-104.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
4. Бабкина М. В., Баранова Е. А. Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Создание и использование буктрейлера на уроках литературного чтения // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 7-9. — URL https://moluch.ru/archive/109/26972/(дата обращения: 21.03.2018).
5. Баранова А.С. Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе // Символ науки. - 2015. - № 9-2. - С. 147-148.
6. Божович Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / Е.Д. Божович. - М.: МПСИ, 1999. - 226 С.
7. Бордачёва Н.А. Драматизация на уроках литературного чтения как средство творческого развития младших школьников. // Информация и образование: границы коммуникаций. 2016. № 8 (16). С. 248-249
8. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца// Начальная школа. - 2011. - № 6. - С. 53-56.
9. Вакуленко Е.А. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения/ Е.А. Вакуленко// Начальная школа. - 2012. - № 5. - С. 44-46.
10. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос-ПресС. 2007. - 159 С.
11. Гарифулина Г. М., Минюк Т. В., Талапчук Г. И. Методические
приемы для формирования УУД на уроках литературного чтения // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 27-29. — URL
https://moluch.ru/archive/109/26980/(дата обращения: 11.03.2018).
12. Гришанова И.А. Возможности формирования коммуникативной успешности у обучаемых в условиях учебного общения [Текст]: Образование и наука без границ: материалы II междунар. науч.-практ. конф / И. А. Гришанова. -- Днепропетровск: Наука и образование, 2006. - 432С.
13. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития
коммуникативных свойств личности // Начальная школа - 2008. - №11.
14. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л.Я. Желтовская// Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 50-57.
15. Жуковина Ю. В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 78-80.
16. Игумнова Е.А. Формирование у учащихся умения задавать вопросы, стимулирующие мышление / Е.А. Игумнова // Биология в школе. - 2011. -№ 3. - С. 33-39.67
17. Карабанова, O.A. Возрастная психология / O.A. Карабанова. М.: Айрис-пресс, 2005.- С.240
18. Климанова Н.С. Коммуникативные универсальные учебные
действия // Доклад на методическом объединении учителей начальных классов. - 2016. [Электронный ресурс]. URL:
nsportal.ru/...mo/.../kommunikativnye-universalnye-uchebnye-deystviya
19. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 50-51.
20. Кошелева Н.В. Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников на современном этапе // Н.В. Кошелева. - 2016. [Электронный ресурс]. URL:
wiki.tgl.net.ru/images/6/64/Koscheleva. doc
21. Крайнева Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий/ Т.А. Крайнева// Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 24-30.
22. Кузнецова И.В. Почему нужно работать в группах? // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 11.
23. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е.В. Леонова, А.В. Плотникова// Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91-96.
24. Летова Ю.В., Алёхина Л.В. Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения при изучении русских народных пословиц и поговорок. // Проблемы филологического образования, межвузовский сборник научных трудов. 2017. С. 96-101.
25. Линникова И.А. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных действий в начальной и средней школе и условия их развития // Формирование УУД в основной школе от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителей. Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - С. 159
26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. М.: Педагогика, 1997. - С. 148
27. Литературное чтение. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений./ О. В. Кубасова.- Смоленск: Ассоциация ХХ! век, 2012 г.
28. Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении/ И.Ю. Локтионова// Начальная школа. - 2010. - № 12. - С. 4-9.
29. Мали Л.Д. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе/ Л.Д. Мали// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 8. - С. 76-80.
30. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие/ М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. - Волгоград.: Перемена, 2005. - С.215
31. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. - Псков, 2005.
32. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: автореферат диС. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Моск. пед. ун-т. - Москва, 1992.
- С.17
33. Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
- М: Азъ, 2003. - 944 С.
34. Олкер Х.Р. Волшебные сказки, трагедии и способы изложения мировой истории //Язык и моделирование социального взаимодействия. Общ. ред. В.В. Петрова. М., 1997. - С. 408-441
35. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX! века (история, классификация, поэтика): автореферат. диС. канд. филол. наук: 10.01.09 / Л.В. Овчинникова. - Москва, 2001. - С. 387
36. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М.: Наука, 1998. - С. 192
37. Сафиуллина С.А. Творческие работы на уроках литературного чтения в начальной школе.// Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки, сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 6 частях. 2017. С. 159-162.
38. Семёнова М.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в исследовательской деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2013.
39. Смирнова Ж.В. Развитие коммуникативных УУД на уроках
литературного чтения на основе использования нестандартных приемов обучения. // Компетентностный подход: инновационная практика
образовательных организаций в реализации ФГОС. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.А. Сморгуновой, С.Л. Коротковой. 2016. С. 197.
40. Технология группового взаимодействия: из опыта работы
учителей начальных классов Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга. - СПб., 2004.
41. Тивикова С.К. Творческие виды работы на уроках литературного чтения.// Педагогическое обозрение. 2003. № 3. С. 185-188.
42. Трунова М. Сказки? Сказки! // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 7. - С. 117-122
43. Трунцева Т.Н. Школьное сочинение как опыт творческого литературного чтения.// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 3. С. 83-91.
44. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности // С.А. Тюрикова // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Институт Государственного управления, Выпуск 3, май - июнь 2014. - 2014. [Электронный ресурс]. URL: http: //publ. naukovedenie.ru
45. Учебно-методический комплекс «Школа России» /под ред. А.
Плешакова. - М.: Просвещение. Режим доступа - URL: http://school-
russia.prosv.ru
46. Учебно-методический комплекс «Перспектива»./ под ред. Л.Ф.
Климановой. - М.: Просвещение. Режим доступа - URL:
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
47. Учебно-методический комплекс «Школа 2100»./ под ред. Л.Г.
Петерсон. - М.: Издательство «Баласс». Режим доступа - URL:
http: //www.school2100.ru/
48. Учебно-методический комплекс «Планета знаний»./ под ред. И.А.
Петрова. - М.: Издательство «Астрель». Режим доступа - URL:
http: //planetaznaniy.astrel .ru/
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РоС. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - С.31
50. Хомякова И.С. Особенности творческих заданий на уроках литературного чтения.// Начальное образование. 2018. Т. 6. № 4. С. 24-29.
51. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 2005. - С.268
52. Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий/ О.В. Чиндилова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6.
53. Чумакова С.П. Творческие задания по литературному чтению.// Пачатковая школа. 2009. № 5 (209). С. 17-19.
54. Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества/ Г.В. Шакина// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 5. - С. 17-22.
55. Шаршов И.А., Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования УУД. / И.А. Шаршов, М.И. Субботкина // Вестник ТГУ. 2012. - № 12 (116).
56. Шестопалова Т.С. Методические приёмы организации творческих работ по литературному чтению во внеурочной деятельности младших школьников. // Научно-методический журнал Педагогический поиск. 2017. № 5. С. 17-21.
57. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности/ Н.А. Шкуричева// Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 4-10.
58. Шуклин В.В. Русский мифологический словарь. Екатеринбург: Уральское издательство, 2001. - С. 384
59. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. - 1990. - №2.
60. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия возрастной психологии / сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. С. 26 - 31.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ