Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ГАДЖЕТЫ

Работа №156703

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2020
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Развитие процесса восприятия у детей и влияние научно-технического прогресса на детство 6
1.1 Сущность процесса восприятия 6
1.2 Развитие восприятия в детском возрасте и влияние гаджетов на
современное детство 15
1.3 Обоснование эффективности использования игр в развитии восприятия 28
Выводы по 1 главе 39
Глава 2 Экспериментальная часть 41
2.1 Организация проведения эксперимента 41
2.2 Результаты исследования восприятия детей, использующих гаджеты 47
2.3. Комплекс игр для развития свойств восприятия у младших школьников, использующих гаджеты
Выводы по 2 главе 60
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложения

Актуальность исследования. Восприятие - это процесс, который формирует в структурах психики образ предметов и явлений окружающего мира. Восприятие является синонимом перцепции, поэтому образ объекта формируется восприятием первичных ощущений, определенных знаний, желаний, ожиданий, воображения и настроения. Восприятие помогает нам правильно воспринимать мир. Поэтому важно развивать восприятие с раннего возраста.
Но в современном мире редко увидишь ребенка, который бы не пользовался современными электронными устройствами. Многие дети с первых лет жизни сталкиваются с компьютером, телевизором и другими девайсами. Известно, что в раннем возрасте у ребенка высокий уровень познавательной активности, как только он знакомиться с гаджетами, они начинают ему нравиться. Потому что в них много ярких цветов, в любой момент можно сменить картинку, присутствует анимация - все это привлекает детей, они начинаю ими пользоваться все чаще, если родители не против такого увлечения ребенка. Но любой вид деятельности оказывает влияние на развитие ребенка. Ученые разных областей науки считают, что гаджеты способны вызвать у ребенка зависимость, например, в эксперименте Е. Мурашовой, взрослым было тяжело отказаться от электронных устройств, можно представить, как тяжело ребенку. Также гаджеты влияют на настроение и интерес ребенка, он становится нервным, у него снижается интерес к обычным игрушкам. Родители таких детей зачастую сами позволяют ребенку проводить свое время вместе с гаджетом, чтобы у них было время отдохнуть. Несомненно, электронные устройства облегчают жизнь человека, могут оказывать благотворное влияние на развитие ребенка, существует достаточно много различных развивающих программ, их можно использовать с помощью электронных устройств. Но если родители не следят за временем, которое проводит их ребенок с планшетом или телефоном, не интересуются, что именно ребенок там смотрит, во что играет, то это может повлиять на ребенка негативно. Возможно, у него снизится интерес к общению со сверстниками, изменится восприятие мира, он станет рассеянным, на протяжении школьной жизни возникнут трудности.
Если в школу придет такой ученик, необходимо как-то воздействовать на него и помогать адаптироваться в социальной среде.
В психологии существует ряд авторов, занимающихся проблемами слухового восприятия, зрительного восприятия, осязательного восприятия (А.Р. Лурия), константности восприятия, восприятия фигуры и фона (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе,), восприятие формы (В.Н. Дружинин, С.Л. Рубинштейн), восприятия движения (А.Г. Маклаков, С.Л. Рубинштейн,), восприятия глубины, движения (Д.Э. Майерс), восприятия времени и пространства (В.Н. Дружинин, Р. Крачфилд, Д. Креч, Н. Ливсон, А.Р. Лурия, А.Г. Маклаков, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе).
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития процесса восприятия у детей младшего школьного возраста, использующих гаджеты, и разработать программу для развития восприятия у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития восприятия в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: процесс развития восприятия младших школьников, использующих гаджеты.
Гипотеза исследования: восприятие детей, использующих гаджеты, характеризуется слабой дифференцированностью восприятия, плохим восприятием информации на слух, средним уровнем осмысленности восприятия. Преобладает визуальный канал восприятия. Восприятие ребенка находится на среднем уровне.
Задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической науки
охарактеризовать понятия: процесс восприятия, гаджет, современный ребенок;
2) раскрыть особенности развития восприятия у ребенка в раннем детстве, дошкольном детстве, младшем школьном возрасте;
3) определить критерии для исследования восприятия у детей младшего школьного возраста и подобрать соответствующие диагностические методики;
4) провести констатирующий эксперимент по исследованию особенностей восприятия у детей, использующих гаджеты и проанализировать полученные данные;
5) разработать методические рекомендации по развитию восприятия у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, метод опроса, тестирование.
База исследования: СОШ №27 г. Красноярска, учащиеся 2 «А» класса в количестве 25 детей.
Структура выпускной квалификационной работы состоит их введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Гаджет- это небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека.
Современный ребенок - это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени.
2. В раннем детстве формируется новый тип зрительного восприятия, когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других. В 2—2,5 года для ребенка становится доступным зрительный подбор по образцу, когда из двух предметов разной формы или величины он может по просьбе взрослого подобрать такой, как образец. Следует подчеркнуть, что зрительный выбор по образцу - гораздо более сложная задача, чем простое узнавание или примеривание. Причем сначала дети выбирают предметы одинаковые по форме, потом по величине и лишь потом - по цвету. В дошкольном возрасте уже к пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства. Если в три -четыре года для ребенка точкой отсчета является свое тело, то к шести-семи годам дети научаются ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета. У младших школьников восприятие уже хорошо развито. Они не только различают цвет, форму, величину предметов и их положение в пространстве, но и могут правильно назвать предлагаемые формы и цвета, правильно соотнести предметы по их величине. Они могут изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет. Однако в первом и в начале второго класса восприятие еще весьма несовершенно и поверхностно. Дети допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию и произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Часто выделяют случайные детали, а существенное и важное не воспринимают. Таким образом, они не умеют еще хорошо рассматривать предметы.
3. Для исследования восприятия у детей младшего школьного возраста были выделены следующие критерии:
Целостность- это отражение всего образа объекта, а не отдельных свойств.
Константность - это относительное постоянство некоторого свойства объектов в изменяющихся условиях.
Осмысленность - это мысленно называть его, то есть относить предмет, который мы воспринимаем к определенной группе, классу объектов, обобщать это словом.
Модальность - это ведущий канал восприятия.
4. 4. После проведения констатирующего эксперимента, мы получили следующие результаты: осмысленность восприятия развито хуже, чем другие свойства. Итоговый уровень имеет следующие результат: низкий уровень у 48% детей и всего 8% детей, которые имеют высокий уровень, используют гаджеты менее часа, что говорит о том, что использование гаджетов влияет на развитие осмысленности восприятия, что значительная часть обучающихся 2 «А» класса, а именно, 92 % имеют средний уровень. Это значит, что у детей хорошо развито зрительное восприятие, но существуют некоторые затруднения в выделении предмета или слова из некого множества, различие предмета в измененных условиях, а также осознание и объяснение неправильного изображения предмета. Оставшиеся 8 % детей имеют высокий уровень зрительного восприятия, они способны в короткое время выполнить поставленную задачу, объяснить несоответствие изображенных предметов, а также узнавать предмет в незнакомых ситуациях, делая при этом минимальное количество ошибок.
5. Полученные данные способствовали разработки комплекса игр, которые можно использовать в урочной и внеурочной деятельности. В комплексе развивается не только, восприятие, но и внимание, мышление, память, воображение, пополняется словарный запас. Восприятие сложный динамичный процесс, который развивается в деятельности. Он тесно взаимосвязан с другими познавательными процессами и личностью в целом, проходит отдельные стадии развития и обеспечивает условия для интеллектуального развития.



1. Абраменкова В.В. Воспитание игрой. / М: Лепта, 2008. — 98 с.
2. Безруких М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов. / М.М Безруких, Л.В.Морозова-М:Новая школа,1996. — 48с
3. Белоусова, М.В. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста // КиберЛенинка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru. (дата обращения 29.12.2018)
4. Борцова, М.В. Личностные особенности дошкольников, относящихся к использованию электронных гаджетов // КиберЛенинка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru.(дата обращения 13.03.2017)
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 2 : Проблемы общей психологии / Под. ред. В. В. Давыдова. — 1982. — 504 с.
6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка — М.: Смысл, 2003. —348 с
7. Выготский Л.С. Лекции по психологии. — СПб: Союз, 1997. —144 с.
8. Газман О. С. Игра и ее роль в развитии личности школьника. М.: МГУ, 2001 — 208с
9. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология/ М.В.Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова - М: Педагогическое общество России,2009.-508с.
10. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие. М.: Флинта, 2015. — 300 с.
11. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка:пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе/ Л.П. Григорьева, М.Э.Бернадская. -М.: Школа- пресс,2001.-117с
12. Давыдов, В.В. Педагогические взгляды и деятельность/ Н.К. Крупская В.В. Давыдов. - М. : Просвещение, 2008. - 306 с.
13. Дружинина Л.А «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения / Л.А Дружинина, Л.И.Плаксина // elib.cspu [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// elib.cspu.- 2011
14. Ефимкина Р.П. Психология развития. Методические указания. - Новосиб.: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2004.¬48с.
15. Ефремцева С. тест аудиал, визуал, кинестетик.
Диагностика доминирующей перцептивной модальности/
С.Ефремцева//Психология счастливой жизни [Электронныйресурс].- Режим доступа https://psycabi.net/testy/289-test-audial-vizual-kinestetik- diagnostika-dominiruyushchej-pertseptivnoj-modalnosti-s-efremtseva.(дата обращения 2.02.2019)
16. Жанназарова Г. К., Талипова Р. Н. Научно¬технический прогресс— положительные и отрицательные стороны // Молодой ученый.— 2016. — С. 16-19
17. Карпова Е.В. Детская игра: теория, практика,
дидактические материалы/монография/под научн. ред. Е.В.Карповой. - Ярославль:ЯГПУ, 2013.-565с.
18. Карпов А.В. Системогенез игровой деятельности: постановка проблемы и подход к изучению//Вестник ЯрГУ.Гуманитарные науки.-2015.-№4.-С.31-45
19. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов : [Более 4500 слов и выражений].- М. : ЭКСМО, 2006. - 669 с
20. Кондакова, Н.А. Развитие восприятия пространства в старшем дошкольном возрасте// КиберЛенинка [Электронный ресурс] .-Режим доступа: https://cyberleninka.ru.- (дата обращения 14.04.2020)
21. Крейг Г. Психология развития/Г. Крейг, Д. Бокум - М: Питер,2008. - 939с.
22. Кудинова Е. Б. Влияние гаджетов на современных школьников // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 464-465.
23. Ксензова М.Р. Дидактические игры на уроках
окружающего мира как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников// КиберЛенинка [Электронный ресурс].— Режим доступа:
https://cyberleninka.ru(дата обращения 21.03.2018)
24. Ларченко Н.А. Учебный словарь по психологии. - М: ООО Феникс,2012.-215с.
25. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2010. - 583 с
26. Марцинковская Т. Д. Психология развития: Учеб. для студентов. высш. психол. учеб. заведений/ Под ред. Т. Д. Марцинковской.- 3-е изд / Т. Марцинковская, Т. Марютина, Ю. Микадзе и др. — М.: Академия, 2007. — 528с.
27. Матыцин В.П Будь ещё умнее. Атлас психологического тренинга дошкольника.— Тверь : РИФ, 1993. —111 с.
28. Морозова Л.В. диссертация: Психофизиологические закономерности зрительного восприятия детей 6-8 лет/ доктор биологических наук, ГОУВПО «Поморский государственный университет», Архангельск 2008г
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М: Издательский центр «Академия», 2003. - 456с.
30. Найбауэр А.В., Мама - рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития/ А.В., Найбауэр О.В Куракина—М: «Мозаика»; 2017 — 80 с.
31. Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3кн. - М.: Владос, 1999.- Кн.2 : Психология образования. - С.86-90.
32. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - С.140.
33. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- М: Азбуковник, 2001.-944с
34. Пашков А.Г. Личность в условиях информационной
цивилизации: куда ведут человека«гаджеты»?//Вестник
кострамского университета[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-v-usloviyah-informatsionnoy- tsivilizatsii-kuda-vedut-cheloveka-elektronnye-gadzhety. (дата обращения 21.03.2018)
35. Петровский, А.В. Психология /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — 9-е изд. — М.: Академия, 2009. — 512с.
36. Пиюкова С.Тест Мюнсберга: изучаем избирательность
внимания у детей/С. Пиюкова//Школа моей мечты [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://shkolabuduschego.ru/shkola/test-
myunsterberga-na- vnimanie.html#i-5. (дата обращения 2.02.2019)
37. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования-- М: Владос, 2008- 86с.
38. Пожидаева Т.Ф. Игра как технология личностного развития младшего школьника: Автореф. дис, канд. психол. наук. - Ростов-на- Дону., 2006 . — 26 с.
39. Пыркин И.В.Влияние научно-технического прогресса на развитие личности и психическое здоровье человека /И.В. Пыркин,
Морозов В.Ф.//СиБАК [Электронный ресурс].- Режим доступа:
https://sibac.info/studconf7hum/iv/29197(дата обращения 5.03.2018)
40. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти/А.А.Реан, В.А.Аверин,А.А.Деркач - 3-е издание.— М:Олма- пресс 2005. - 411с.
41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. — Санкт- Петербург [и др.] : Питер, 2015. - 705с
42. Сгибнева Е.П., Классные часы в 10-11-х классах/Е.П. Сгибнева, Солдатова Т.Б.- 2-е издание- - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 384 с.
43. Семаго Н. Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст/ Семаго Н. Я. Семаго М. М. —М:Аркти, 2016. - 66 с.
44. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3¬е изд., перераб.— СПб.: Питер. 2009. — 304 с.
45. Столяренко, Л. Д. Общая психология : учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 355 с.
46. Табурца В. А. Влияние гаджетов на психику ребенка: маркеры проблемы, спектр последствий // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://e-koncept.ru/2016/96284.htm.(дата обращения 5.03.2018)
47. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения : дис. канд. пед. наук. — Омск, 2003. - 42 с
48. Титова Ю.О. Играть с ребенком. Как? Развитие восприятия, памяти, мышления, речи у детей 1 - 5 лет/ Ю.О. Титова, О.С Фролова, Л. М Винникова. - М.: Эксмо-пресс, 2009. - 96 с.
49. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
50. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. — М.: Генезис, 2003. — 96 с.
51. Шемякин Ф. Н., Некоторые теоретические проблемы
исследования пространственных восприятий и представлений/Ф.Н
Шемякин//Вопросы психологии: 2014 /ред. А.А.Смирнов, В.Н,Колбановский.- 1968.-с.18-29
52. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога.— Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. — 320 с.
53. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
54. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Просвещение, 1999. —304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ