Введение
Глава 1. Теоретические основы развития универсальных учебных действий у младших
школьников 7
1.1 Виды универсальных учебных действий у младших школьников 7
1.2 Особенности развития логических универсальных учебных действий в практике начальных классов 14
1.3 Методы и приемы развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики 18
Вывод по главе 1 24
Глава 2. Экспериментальное исследование развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики 26
2.1. Исследование уровня развития логических универсальных учебных действий у младших
школьников 26
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 30
2.3. Специально подобранные задания, направленные на развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников 35
Вывод по главе II 43
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложения 52
Современное общество стремительно меняется, развиваются наука и техника, постоянно появляются новые информационные технологии, что, бесспорно, отражается на образе жизни населения. Эти изменения затрагивают также сферу образования, что находит отражение Федеральных государственных образовательных стандартах, диктуют содержание обучения и критерии его успешности. Так, главной задачей образовательного процесса в начальной школе является необходимость «научить учиться», то есть помочь младшему школьнику эффективно сотрудничать как с учителем, налаживать контакт со сверстниками, вести диалог, оказывать взаимопомощь. Эта цель может быть достигнута путем формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.
Проблему развития универсальных учебных действий изучали многие отечественные и зарубежные исследователи. Концепция развития универсальных учебных действий в научной психолого-педагогической литературе на основе системно-деятельностного подхода представлена в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и многих других. Среди метапредметных универсальных учебных действий, на наш взгляд особое значение для младших школьников имеют познавательные универсальные учебные действия, т.к. именно от их становления результативность всего последующего образования человека [1].
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Логические универсальные действия:
—анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
—выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
В настоящее время перед учителями стоит проблема освоения способов и приемов с целью формирования и развития познавательных логических действий младших школьников в учебном процессе. Выявленная проблема и наши попытки изучить возможности уроков математики в развитии у младших школьников познавательных универсальных учебных действиях одновременно с освоением учащимися содержания начального курса математики привели к выбору в качестве темы квалификационной работы: «Особенности развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики».
Объект: процесс развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Предмет: актуальное состояние развития логических универсальных учебных действий у младших школьников и способы его изменения.
Цель: выявить уровень развития логических универсальных учебных действий у младших школьников и подобрать задания, направленные на его повышение на уроках математики.
Гипотеза исследования: развитие логических универсальных учебных действий характеризуется: выделением существенных признаков, умением синтезировать, умением обобщать, которые у учащихся 1 класса находятся преимущественно на низком и среднем уровнях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.
2. Выделить критерии и уровни развития логических универсальных учебных действий.
3. Подобрать методики для определения актуального уровня развития логических универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Провести констатирующий этап эксперимента.
5. Подобрать задания по математике для начальных классов с учетом развития логических универсальных учебных действий.
Метод исследования:
1. Теоретические - это метод теоретического анализа и синтеза, анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические - констатирующий эксперимент.
База исследования: учащиеся 1 класса МБОУ СШ №8 г. Ачинска, в количестве 25 человек.
Рассмотрев теоретические аспекты развития логического мышления младших школьников, а также проведя экспериментальное исследование, мы установили, что развитие логических действий будет полноценным, если систематически и целенаправленно производить работу на уроке, с применением логических заданий, которые будут направлены на изменение уровня развития логического мышления младших школьников.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами были рассмотрены следующие понятия: «познавательные универсальные учебные действия», «логические универсальные учебные действия», «анализ», «синтез», «обобщение».
Мы рассмотрели основные особенности развития логического мышления младших школьников, а также подобрали методики, направленные на такие логические действия как анализ, синтез, обобщение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописывается, что в результате освоения базовой программы учащиеся должны овладеть познавательными учебными действиями, в частности логическими.
Недостаточное развитие логических универсальных учебных действий зачастую является причиной трудностей, возникающих у учащихся при обучении в школе.
Рассмотрели методы и приемы развития логических универсальных учебных действий.
Для того, чтобы определить уровень развития логических универсальных учебных действий нами были выбраны методики: «Выделение существенных признаков» А.Г. Асмолов, «Чтение схем слов», «Запиши задачу» автор Н.В.Нечаева.
Проведя диагностическую работу, пришли к выводу, что 83% учеников имеют средний и низкий уровни развития логических универсальных учебных действий, таких как анализ, синтез, обобщение.
Таким образом, проведя эксперимент, мы считаем, что процент учеников с низким уровнем логических универсальных учебных действий для его уменьшения и перехода учеников на более высокий уровень.
В ходе исследования нами подтвердилась выдвинутая гипотеза.
1. Андреева, Г.А, ^яликов, Г.С, Тютькова уИ.А. Краткий рпедагогический словарь — М.: рДрофа, - 2017. - С.27
2. Асмолов, А.Г. Как впроектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От [действия 1«к мысли: [пособие (для [(учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская - Просвещение, 2015.
3. Белошистая, А.В. Методика ^обучения „математике нв начальной школе: Учеб. пособие для студентов „вузов - М: ВладосА1972. - С.52
4. Беляева, Т.А. Формирование «универсальных учебных (действий („в начальной школе / Т.А Беляева // Фестиваль «педагогических «идей «Открытый урок».- 2017.-№34.-С. 20-22.
5. Гальперин, П.Я. Введение „в психологию / П.Я. Гальперин. - М.: нНаука, 2007. - 323 с.
6. Гладилина, (И. Развитие (математических („способностей в учебно-воспитательной деятельности / И.Гладилина // Воспитание школьников. -
2016. - №9. - С. 14-17.
7. Горленко, Н.М. Структура универсальных учебных действий д условия ших формирования / Н.М. Горленко // Народное образование ж рос. обществ.- пед. журн./М-во образования („и науки РФ; („РАО. - М.: ((Народное „образование, 2012. - № 4. - С. 15.
8. Давыдов, |В.В. Виды обобщения в обучении. — М.: ^Педагогика, -1972. - С.424.
9. Демидова, Д.Е., Козлова, С.А., Тонких, А.П. Математика уч-к, 2 класс, 2ч.
2017.
10. Дубровина, И. В. Психология / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2013.
11. Егорова, уТ.Ю. Познавательные [способности „младших школьников / Т.Ю. Егорова. - М.: уНаука, 2009. - 142 с.
12. Ефремова, Т.Ф. Новый Исловарь русского Жязыка. Толково¬
словообразовательный М.: русский Уязык, 2011.
13. Иванова, Е.В. Развитие логического мышления зна уроках математики / Е.В. Иванова // Начальная цшкола плюс до и после. - 2016. - №6. - С. 21.
14. Иванова, С.В. Деятельность учителя нпо формированию дознавательных универсальных иучебных действий.- 2016.
15. Истомина, Н.Б. Активизация (учащихся на уроках математики (в начальных классах / Н.Б. Истомина. - М.: Просвещение, 2015. - 247 с.
16. Ковалева, ЙО. Б Планируемые ^результаты начального Идбщего
образования - М. : ^Просвещение, 2009.
17. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. - М.: Академия, 2011. - 289 с.
18. Колягин, Ю.М. Методика ^преподавания математики/ Ю.М. Колягин. - М.: Просвещение, 2010. - 284 с.
19. Кондакова, ИрА.М. Концепция ^(федеральных государственных
образовательных стандартов общего (образования: проект / Рос. акад. образования; (под (ред. А. М. Кондакова, (А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
20. Конева, С.А. Как развивать (познавательные (способности (детей (на уроках математики /С.А. Конева // Начальная школа плюс до и после. - 2013.
- №10. - C. 36-40.
21. Кордемский, рБ.А. Увлечь школьников математикой / Б.А. Кордемский. - М.: Просвещение, 2007. - 229 с.
22. Крутецкий, ,В.А. Психология математических способностей ^школьников / В.А. Крутецкий. - М.: МОДЭК, 2006. - 416 с.
23. Крюкова, Н.Д. О развитии математических способностей/ Н.Д. Крюкова // Начальная школа. - 2014. - № 7. - С. 30-31.
24. Кравченко, А.И. Психология ми педагогика: (учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: ЩИЦ РИОР, 2010. - 112 с.
25. Маклаков, Д. Г. Общая психология: [Учебник [для вузов. — СПб.: Питер, -2008. - С. 37.
26. Мальгина, 1О.Л. Формирование «универсальных (учебных действий ly- детей старшего [дошкольного «возраста как «залог успешного школьного обучения // гуманитарные „научные исследования. -2013. - №11. - С. 11.
27. Мельникова, тТ.Л. и др. Математика. Развитие (логического мышления. 1
- 4 классы: комплекс упражнений и задач - 2-е мизд. Волгоград: Учитель. - 131 с.
28. Меркулова, Т.В. Чему учить уи как пучить? // Начальная ,школа мплюс до и после. - 2018. - №5. - С.76.
29. Михеева, [цЮ.В. В [чем Есуть изменений 1с введением ^Федерального государственного Ищобразовательного Истандарта Иначального Ицобщего образования / Ю.В. Тимофеев // Научно - практический Ижурнал «Академический двестник».-2017. - №1(3). - С. 54.
30. цТ.Л., Новикова, [С.Н. Формируем универсальные учебные действия дна уроках Мишакина математики 2 класс / — М.: шЮвента, 2017. - 48 с - 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.
33. Прокаева, £.С. Развиваю ^математические способности / С. С. Прокаева // Начальная школа. - 2014. - № 7. - С. 28-29.
34. Прохоров, Л.М. Большой ^энциклопедический Шеловарь /Л. М.Прохоров. - 2-е изд., перераб. и 1доп . - М.: ^Большая Российская энциклопедия, 2000.
35. Прохорова, рС.Ю. Методические условия формирования универсальных учебных действий у младших школьников//Управление ыначальной ышколой.
- 2013. - №8. - С. 43
36. Ревина, Е. Г. Педагогические условия развития логического мышления младших школьников: Монография / Е. Г. Ревина. Саратов: «Научная книга», - 2006. - С.152.
37. Савин, Д.П. Энциклопедический „словарь юного Математика /А.П. Савин.
- М.: Педагогика, 2010. - 244. - С. 42.
38. Столяр, ДА., Дроздов, нВ.Л. Методика циачального обучения математике.
- Минск: рВысшая школа, 2013. - 52 с.
39. Ступакова, ИцТ.А. Логические Изадачи и попытка ^систематизации ^существующих классификационных ^рубрик / Т.А. Ступакова //Sci - Article.- №26 (октябрь) 2018.
40. Талызина, Н.Ф. Формирование Дознавательной деятельности дмладших школьников / Н.Ф. Талызина. - М.: Дросвещение,1998. - 175 с.
41. Тарасова Л.Е. Общая „психология — М.: „Феникс, -2009. - С.128.
42. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь срусского языка: мВ 4 т. / Под Дед. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; ,Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался „в 1947-1948 гг.); Репринтное ^издание: „М., 1995; М., 2000.)
43. Федеральный государственный ^Иобразовательный ^Ицстандарт.
Зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785 06
октября 2009 T.N373. Об мутверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта Иначального Иобщего „образования.
44. Фролов, Д.Т. Философский словарь. — М.: -1991. -C. 559.
46. Шапарь, Д.Б. Новейший ^психологический уловарь / В.Б. Шапарь, уВ.Е. Рассоха, пО.В. Шапарь; под общей редакцией „бВ.Б. Шапаря. - Изд. 4-е — Ростов ща Дону. Феникс.: - 2009. - C.806.
47. Щукина, |Д.И, Активация [Дознавательной деятельности [учащихся Ев учебном „процессе /Г.И. Щукина. — М.: „Просвещение, 2012.
48. Щукина, ДИ. Педагогические проблемы формирования ^познавательных „интересов учащихся. М.: (Педагогика, 2014.
49. Электронный ресурс — Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy- sad/matematika/2015/02/01/formirovanie-u-doshkolnikov-predstavleniy-o- velichine-predmeta(Дата обращения: 3.12.2018 г.).
50. Электронный ресурс - Режим доступа:https://infourok.ru/aktualniy-uroven-
sformirovannosti-obscheuchebnih-poznavatelnih-universalnih-uchebnih-deystviy-na-urokah-matematiki-u-mladshih-sh-3642412.html (Дата обращения 15.12.2019)
51. Якиманская, И.С. Знания и мышления школьника / И. С. Якиманская. - М.: Дросвещение, 2008. - 217 с.