Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №156696

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы развития универсальных учебных действий у младших
школьников 7
1.1 Виды универсальных учебных действий у младших школьников 7
1.2 Особенности развития логических универсальных учебных действий в практике начальных классов 14
1.3 Методы и приемы развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики 18
Вывод по главе 1 24
Глава 2. Экспериментальное исследование развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики 26
2.1. Исследование уровня развития логических универсальных учебных действий у младших
школьников 26
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 30
2.3. Специально подобранные задания, направленные на развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников 35
Вывод по главе II 43
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложения 52

Современное общество стремительно меняется, развиваются наука и техника, постоянно появляются новые информационные технологии, что, бесспорно, отражается на образе жизни населения. Эти изменения затрагивают также сферу образования, что находит отражение Федеральных государственных образовательных стандартах, диктуют содержание обучения и критерии его успешности. Так, главной задачей образовательного процесса в начальной школе является необходимость «научить учиться», то есть помочь младшему школьнику эффективно сотрудничать как с учителем, налаживать контакт со сверстниками, вести диалог, оказывать взаимопомощь. Эта цель может быть достигнута путем формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.
Проблему развития универсальных учебных действий изучали многие отечественные и зарубежные исследователи. Концепция развития универсальных учебных действий в научной психолого-педагогической литературе на основе системно-деятельностного подхода представлена в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и многих других. Среди метапредметных универсальных учебных действий, на наш взгляд особое значение для младших школьников имеют познавательные универсальные учебные действия, т.к. именно от их становления результативность всего последующего образования человека [1].
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Логические универсальные действия:
—анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
—выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
В настоящее время перед учителями стоит проблема освоения способов и приемов с целью формирования и развития познавательных логических действий младших школьников в учебном процессе. Выявленная проблема и наши попытки изучить возможности уроков математики в развитии у младших школьников познавательных универсальных учебных действиях одновременно с освоением учащимися содержания начального курса математики привели к выбору в качестве темы квалификационной работы: «Особенности развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики».
Объект: процесс развития логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Предмет: актуальное состояние развития логических универсальных учебных действий у младших школьников и способы его изменения.
Цель: выявить уровень развития логических универсальных учебных действий у младших школьников и подобрать задания, направленные на его повышение на уроках математики.
Гипотеза исследования: развитие логических универсальных учебных действий характеризуется: выделением существенных признаков, умением синтезировать, умением обобщать, которые у учащихся 1 класса находятся преимущественно на низком и среднем уровнях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу.
2. Выделить критерии и уровни развития логических универсальных учебных действий.
3. Подобрать методики для определения актуального уровня развития логических универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Провести констатирующий этап эксперимента.
5. Подобрать задания по математике для начальных классов с учетом развития логических универсальных учебных действий.
Метод исследования:
1. Теоретические - это метод теоретического анализа и синтеза, анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические - констатирующий эксперимент.
База исследования: учащиеся 1 класса МБОУ СШ №8 г. Ачинска, в количестве 25 человек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев теоретические аспекты развития логического мышления младших школьников, а также проведя экспериментальное исследование, мы установили, что развитие логических действий будет полноценным, если систематически и целенаправленно производить работу на уроке, с применением логических заданий, которые будут направлены на изменение уровня развития логического мышления младших школьников.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами были рассмотрены следующие понятия: «познавательные универсальные учебные действия», «логические универсальные учебные действия», «анализ», «синтез», «обобщение».
Мы рассмотрели основные особенности развития логического мышления младших школьников, а также подобрали методики, направленные на такие логические действия как анализ, синтез, обобщение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописывается, что в результате освоения базовой программы учащиеся должны овладеть познавательными учебными действиями, в частности логическими.
Недостаточное развитие логических универсальных учебных действий зачастую является причиной трудностей, возникающих у учащихся при обучении в школе.
Рассмотрели методы и приемы развития логических универсальных учебных действий.
Для того, чтобы определить уровень развития логических универсальных учебных действий нами были выбраны методики: «Выделение существенных признаков» А.Г. Асмолов, «Чтение схем слов», «Запиши задачу» автор Н.В.Нечаева.
Проведя диагностическую работу, пришли к выводу, что 83% учеников имеют средний и низкий уровни развития логических универсальных учебных действий, таких как анализ, синтез, обобщение.
Таким образом, проведя эксперимент, мы считаем, что процент учеников с низким уровнем логических универсальных учебных действий для его уменьшения и перехода учеников на более высокий уровень.
В ходе исследования нами подтвердилась выдвинутая гипотеза.



1. Андреева, Г.А, ^яликов, Г.С, Тютькова уИ.А. Краткий рпедагогический словарь — М.: рДрофа, - 2017. - С.27
2. Асмолов, А.Г. Как впроектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От [действия 1«к мысли: [пособие (для [(учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская - Просвещение, 2015.
3. Белошистая, А.В. Методика ^обучения „математике нв начальной школе: Учеб. пособие для студентов „вузов - М: ВладосА1972. - С.52
4. Беляева, Т.А. Формирование «универсальных учебных (действий („в начальной школе / Т.А Беляева // Фестиваль «педагогических «идей «Открытый урок».- 2017.-№34.-С. 20-22.
5. Гальперин, П.Я. Введение „в психологию / П.Я. Гальперин. - М.: нНаука, 2007. - 323 с.
6. Гладилина, (И. Развитие (математических („способностей в учебно-воспитательной деятельности / И.Гладилина // Воспитание школьников. -
2016. - №9. - С. 14-17.
7. Горленко, Н.М. Структура универсальных учебных действий д условия ших формирования / Н.М. Горленко // Народное образование ж рос. обществ.- пед. журн./М-во образования („и науки РФ; („РАО. - М.: ((Народное „образование, 2012. - № 4. - С. 15.
8. Давыдов, |В.В. Виды обобщения в обучении. — М.: ^Педагогика, -1972. - С.424.
9. Демидова, Д.Е., Козлова, С.А., Тонких, А.П. Математика уч-к, 2 класс, 2ч.
2017.
10. Дубровина, И. В. Психология / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2013.
11. Егорова, уТ.Ю. Познавательные [способности „младших школьников / Т.Ю. Егорова. - М.: уНаука, 2009. - 142 с.
12. Ефремова, Т.Ф. Новый Исловарь русского Жязыка. Толково¬
словообразовательный М.: русский Уязык, 2011.
13. Иванова, Е.В. Развитие логического мышления зна уроках математики / Е.В. Иванова // Начальная цшкола плюс до и после. - 2016. - №6. - С. 21.
14. Иванова, С.В. Деятельность учителя нпо формированию дознавательных универсальных иучебных действий.- 2016.
15. Истомина, Н.Б. Активизация (учащихся на уроках математики (в начальных классах / Н.Б. Истомина. - М.: Просвещение, 2015. - 247 с.
16. Ковалева, ЙО. Б Планируемые ^результаты начального Идбщего
образования - М. : ^Просвещение, 2009.
17. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. - М.: Академия, 2011. - 289 с.
18. Колягин, Ю.М. Методика ^преподавания математики/ Ю.М. Колягин. - М.: Просвещение, 2010. - 284 с.
19. Кондакова, ИрА.М. Концепция ^(федеральных государственных
образовательных стандартов общего (образования: проект / Рос. акад. образования; (под (ред. А. М. Кондакова, (А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
20. Конева, С.А. Как развивать (познавательные (способности (детей (на уроках математики /С.А. Конева // Начальная школа плюс до и после. - 2013.
- №10. - C. 36-40.
21. Кордемский, рБ.А. Увлечь школьников математикой / Б.А. Кордемский. - М.: Просвещение, 2007. - 229 с.
22. Крутецкий, ,В.А. Психология математических способностей ^школьников / В.А. Крутецкий. - М.: МОДЭК, 2006. - 416 с.
23. Крюкова, Н.Д. О развитии математических способностей/ Н.Д. Крюкова // Начальная школа. - 2014. - № 7. - С. 30-31.
24. Кравченко, А.И. Психология ми педагогика: (учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: ЩИЦ РИОР, 2010. - 112 с.
25. Маклаков, Д. Г. Общая психология: [Учебник [для вузов. — СПб.: Питер, -2008. - С. 37.
26. Мальгина, 1О.Л. Формирование «универсальных (учебных действий ly- детей старшего [дошкольного «возраста как «залог успешного школьного обучения // гуманитарные „научные исследования. -2013. - №11. - С. 11.
27. Мельникова, тТ.Л. и др. Математика. Развитие (логического мышления. 1
- 4 классы: комплекс упражнений и задач - 2-е мизд. Волгоград: Учитель. - 131 с.
28. Меркулова, Т.В. Чему учить уи как пучить? // Начальная ,школа мплюс до и после. - 2018. - №5. - С.76.
29. Михеева, [цЮ.В. В [чем Есуть изменений 1с введением ^Федерального государственного Ищобразовательного Истандарта Иначального Ицобщего образования / Ю.В. Тимофеев // Научно - практический Ижурнал «Академический двестник».-2017. - №1(3). - С. 54.
30. цТ.Л., Новикова, [С.Н. Формируем универсальные учебные действия дна уроках Мишакина математики 2 класс / — М.: шЮвента, 2017. - 48 с - 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.
33. Прокаева, £.С. Развиваю ^математические способности / С. С. Прокаева // Начальная школа. - 2014. - № 7. - С. 28-29.
34. Прохоров, Л.М. Большой ^энциклопедический Шеловарь /Л. М.Прохоров. - 2-е изд., перераб. и 1доп . - М.: ^Большая Российская энциклопедия, 2000.
35. Прохорова, рС.Ю. Методические условия формирования универсальных учебных действий у младших школьников//Управление ыначальной ышколой.
- 2013. - №8. - С. 43
36. Ревина, Е. Г. Педагогические условия развития логического мышления младших школьников: Монография / Е. Г. Ревина. Саратов: «Научная книга», - 2006. - С.152.
37. Савин, Д.П. Энциклопедический „словарь юного Математика /А.П. Савин.
- М.: Педагогика, 2010. - 244. - С. 42.
38. Столяр, ДА., Дроздов, нВ.Л. Методика циачального обучения математике.
- Минск: рВысшая школа, 2013. - 52 с.
39. Ступакова, ИцТ.А. Логические Изадачи и попытка ^систематизации ^существующих классификационных ^рубрик / Т.А. Ступакова //Sci - Article.- №26 (октябрь) 2018.
40. Талызина, Н.Ф. Формирование Дознавательной деятельности дмладших школьников / Н.Ф. Талызина. - М.: Дросвещение,1998. - 175 с.
41. Тарасова Л.Е. Общая „психология — М.: „Феникс, -2009. - С.128.
42. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь срусского языка: мВ 4 т. / Под Дед. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; ,Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался „в 1947-1948 гг.); Репринтное ^издание: „М., 1995; М., 2000.)
43. Федеральный государственный ^Иобразовательный ^Ицстандарт.
Зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785 06
октября 2009 T.N373. Об мутверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта Иначального Иобщего „образования.
44. Фролов, Д.Т. Философский словарь. — М.: -1991. -C. 559.
46. Шапарь, Д.Б. Новейший ^психологический уловарь / В.Б. Шапарь, уВ.Е. Рассоха, пО.В. Шапарь; под общей редакцией „бВ.Б. Шапаря. - Изд. 4-е — Ростов ща Дону. Феникс.: - 2009. - C.806.
47. Щукина, |Д.И, Активация [Дознавательной деятельности [учащихся Ев учебном „процессе /Г.И. Щукина. — М.: „Просвещение, 2012.
48. Щукина, ДИ. Педагогические проблемы формирования ^познавательных „интересов учащихся. М.: (Педагогика, 2014.
49. Электронный ресурс — Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy- sad/matematika/2015/02/01/formirovanie-u-doshkolnikov-predstavleniy-o- velichine-predmeta(Дата обращения: 3.12.2018 г.).
50. Электронный ресурс - Режим доступа:https://infourok.ru/aktualniy-uroven-
sformirovannosti-obscheuchebnih-poznavatelnih-universalnih-uchebnih-deystviy-na-urokah-matematiki-u-mladshih-sh-3642412.html (Дата обращения 15.12.2019)
51. Якиманская, И.С. Знания и мышления школьника / И. С. Якиманская. - М.: Дросвещение, 2008. - 217 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ