ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 6 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Психолого - педагогические аспекты формирования soft skills обучающихся 5 - 6 классов средствами предметной области «Математика» в условиях дистанционного обучения 7
1. 1 Soft skills как образовательный результат 7
1. 2 Дистанционное обучение математике как новая реальность 15
1. 3 Формирование soft skills в процессе обучения математике как методическая проблема 22
ГЛАВА 2. Методические аспекты формирования soft skills обучающихся 5 - 6 классов в условиях дистанционного обучения математике 29
2.1 Содержание обучения математике, ориентированное на формирование
soft skills обучающихся 5-6 классов 29
2.2 Организация дистанционного обучения, ориентированного на
формирование soft skills обучающихся 41
2.3 Описание и результаты опытно-экспериментальной работы 52
Библиографический список 73
Приложение А 76
Приложение Б 90
Приложение В 102
Приложение Г 107
Приложение Д 111
Приложение Е 112
ГЛАВА 1. Психолого - педагогические аспекты формирования soft skills обучающихся 5 - 6 классов средствами предметной области «Математика» в условиях дистанционного обучения 7
1. 1 Soft skills как образовательный результат 7
1. 2 Дистанционное обучение математике как новая реальность 15
1. 3 Формирование soft skills в процессе обучения математике как методическая проблема 22
ГЛАВА 2. Методические аспекты формирования soft skills обучающихся 5 - 6 классов в условиях дистанционного обучения математике 29
2.1 Содержание обучения математике, ориентированное на формирование
soft skills обучающихся 5-6 классов 29
2.2 Организация дистанционного обучения, ориентированного на
формирование soft skills обучающихся 41
2.3 Описание и результаты опытно-экспериментальной работы 52
Библиографический список 73
Приложение А 76
Приложение Б 90
Приложение В 102
Приложение Г 107
Приложение Д 111
Приложение Е 112
Актуальность. В настоящее время происходит становление новой парадигмы образования, подразумевающей конверсию новой школы как переход развития образовательной сферы к новым функциям, целям и результатам, отражением которых является новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) от 31 мая 2021 года. Современное общество со всеми социально-экономическими и политическими изменениями предъявляет все больше требований к выпускникам школ, которые должны иметь не просто знания, а навыки, необходимые для своего собственного развития и продуктивной работы в целом.
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 16 апреля 2022 года, общее образование должно быть направлено «на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для человека в обществе» [11]. Речь идет о необходимости формирования средствами различных предметных областей «гибких навыков», обеспечивающих успешность личности в современном обществе.
На сегодняшний день многие исследователи активно занимаются проблемой формирования и развития soft skills обучающегося, которые представляют собой те "надпрофессиональные" навыки, которые необходимы каждому индивиду, желающему добиться жизненного успеха.
Основные положения, связанные с феноменом понятия soft skills, описаны в исследованиях О.А. Абашкиной, В.Г. Давидовой, Н.В. Жадько, О.А. Сосницкой, Д.К. Татаурщиковой, М.А. Чуркиной, В.В. Шипиловым. Изучением отдельных аспектов формирования soft skills обучающихся в образовательном процессе занимались такие исследователи как А.А. Гин, П.М. Горев, В.К. Ильясова, Ж.Г. Каплунова, В.П. Карежин, А.О. Кононова, А.А. Курпатов, П.П. Рябых, К.А. Черниговская и др.
В 2020 - 2022 годах, прежде всего, в связи с санитарно -
эпидемиологическими ограничениями, вызванными коронавирусной инфекцией, значительно возросла роль дистанционной формы обучения школьников, что актуалзировало необходимость разработки соответствующего методического обеспечения. Вопросам организации дистанционного обучения в общеобразовательной школе посвящены работы А.А. Андреевой, Д.А. Богдановой, В.П. Демкина, И.Б. Львова, И.А. Морева, Е.С. Полат, Ю.Б. Рубина, Л.А. Сардак, В.И. Солдаткина, Б.Е. Стариченко, С.Л. Тимкина, Л.Г. Титарева, А.Г. Фалалеева и д.р. Несмотря на теоретическую и практическую значимость результатов исследований, следует отметить, что в отечественной науке недостаточно внимания уделено проблеме формирования soft skills в условиях дистанционного обучения. В процессе дистанционного обучения отсутствует «живой» контакт между учителем и обучающимися, возникают сложности в полноценном вовлечении обучающихся в образовательный процесс, кроме того существующие методы формирования, применимые в условиях дистанционного образования, не всегда результативны.
Таким образом, изучение теоретических предпосылок формирования soft skills и анализ реальной школьной практики в образовательных организациях позволил выделить ряд противоречий:
• между заказом современного общества и государства на подготовку выпускников школ, владеющих soft skills, и слабо выраженной ориентированностью процесса обучения математике на данную подготовку;
• между потенциалом предметной области «Математика» в условиях дистанционного обучения в контексте формирования soft skills обучающихся и недостаточной разработанностью методических аспектов данного направления на практическом уровне;
• между необходимостью при формировании soft skills в организации различного взаимодействия всех субъектов процесса обучения и традиционно индивидуально - ориентированном подходе к организации дистанционного обучения.
...
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 16 апреля 2022 года, общее образование должно быть направлено «на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для человека в обществе» [11]. Речь идет о необходимости формирования средствами различных предметных областей «гибких навыков», обеспечивающих успешность личности в современном обществе.
На сегодняшний день многие исследователи активно занимаются проблемой формирования и развития soft skills обучающегося, которые представляют собой те "надпрофессиональные" навыки, которые необходимы каждому индивиду, желающему добиться жизненного успеха.
Основные положения, связанные с феноменом понятия soft skills, описаны в исследованиях О.А. Абашкиной, В.Г. Давидовой, Н.В. Жадько, О.А. Сосницкой, Д.К. Татаурщиковой, М.А. Чуркиной, В.В. Шипиловым. Изучением отдельных аспектов формирования soft skills обучающихся в образовательном процессе занимались такие исследователи как А.А. Гин, П.М. Горев, В.К. Ильясова, Ж.Г. Каплунова, В.П. Карежин, А.О. Кононова, А.А. Курпатов, П.П. Рябых, К.А. Черниговская и др.
В 2020 - 2022 годах, прежде всего, в связи с санитарно -
эпидемиологическими ограничениями, вызванными коронавирусной инфекцией, значительно возросла роль дистанционной формы обучения школьников, что актуалзировало необходимость разработки соответствующего методического обеспечения. Вопросам организации дистанционного обучения в общеобразовательной школе посвящены работы А.А. Андреевой, Д.А. Богдановой, В.П. Демкина, И.Б. Львова, И.А. Морева, Е.С. Полат, Ю.Б. Рубина, Л.А. Сардак, В.И. Солдаткина, Б.Е. Стариченко, С.Л. Тимкина, Л.Г. Титарева, А.Г. Фалалеева и д.р. Несмотря на теоретическую и практическую значимость результатов исследований, следует отметить, что в отечественной науке недостаточно внимания уделено проблеме формирования soft skills в условиях дистанционного обучения. В процессе дистанционного обучения отсутствует «живой» контакт между учителем и обучающимися, возникают сложности в полноценном вовлечении обучающихся в образовательный процесс, кроме того существующие методы формирования, применимые в условиях дистанционного образования, не всегда результативны.
Таким образом, изучение теоретических предпосылок формирования soft skills и анализ реальной школьной практики в образовательных организациях позволил выделить ряд противоречий:
• между заказом современного общества и государства на подготовку выпускников школ, владеющих soft skills, и слабо выраженной ориентированностью процесса обучения математике на данную подготовку;
• между потенциалом предметной области «Математика» в условиях дистанционного обучения в контексте формирования soft skills обучающихся и недостаточной разработанностью методических аспектов данного направления на практическом уровне;
• между необходимостью при формировании soft skills в организации различного взаимодействия всех субъектов процесса обучения и традиционно индивидуально - ориентированном подходе к организации дистанционного обучения.
...
На основе теоретического анализа научно - педагогической и методической литературы нами были охарактеризованы soft skills, которые рассматриваются как комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами, необходимых для реализации в современном мире.
Также было рассмотрено дистанционное обучение математике 5-6 классов в контексте потенциала формирования soft skills средствами предметной области «Математика» и выделены его основные возможности: расширение диапазона интерактивного общения, грамотное использование каналов восприятия в процессе представления учебной информации, оперативная обратная и внутригрупповая связь, внедрение различных интерактивных средств обучения, способствующих формированию soft skills.
Были выявлены проблемы формирования soft skills: недостаточный уровень компетентности учителей, скудное количество инструментов мониторинга, недостаточно разработано методическое обеспечение процесса формирования, слабая техническая оснащенность учителя и обучающихся.
В ходе теоретического исследования и педагогического эксперимента были разработаны методические рекомендации по проектированию содержания и процессуально - технологического компонентов процесса обучения математике, способствующих формирования soft skills обучающихся в условиях дистанционного обучения. Сформулированы требования к заданиям, ориентированным на формирование soft skills, на основе которых были разработаны задания по математике для обучающихся 5 - 6 классов. Отобраны перспективные для формирования soft skills сервисы: LearningApps.org, Edpuzzle.com, H5P.org, Onlinetestpad.com, Mindomo.com и другие.
Результативность разработанных методических рекомендаций, способствующих формирования soft skills обучающихся 5 - 6 классов в условиях дистанционного обучения, была проверена в ходе экспериментальной работы, которая была проведена в три этапа: констатирующий, формирующий, контролирующий. Экспериментальной базой являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коммунаровсая средняя школа № 2» с. Коммунар, Ширинского района, Республики Хакасия, среди обучающихся 5 «Б» (6 «Б») класса.
Результаты экспериментальной работы подтвердили результативность разработанных рекомендаций по проектированию содержания и организации обучения математике, ориентированных на формирование soft skills обучающихся в условиях дистанционного обучения.
Таким образом, все задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования достигнута.
Перспективой нашего исследования может стать разработка содержательных и процессуально-технологических аспектов математического образования, направленного на формирование soft skills обучающихся средствами предметной области «Математика» в условиях дистанционного обучения, для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы.
Практическая ценность данной работы состоит в том, что предложенные подходы к проектированию содержания обучения, рекомендации по использованию РЭШ, Zoom, Microsoft teams и других платформ при организации образовательной деятельности на уроках математики, ориентированные на формирование мягких навыков обучающихся в условиях дистанционного обучения, могут быть использованы в реальном процессе обучения математике 5 - 6 классов, а также могут быть использованы учителем математики старших классов для разработки уроков, адаптированных для обучающихся 7 - 9, а так же 10 - 11 классов.
Также было рассмотрено дистанционное обучение математике 5-6 классов в контексте потенциала формирования soft skills средствами предметной области «Математика» и выделены его основные возможности: расширение диапазона интерактивного общения, грамотное использование каналов восприятия в процессе представления учебной информации, оперативная обратная и внутригрупповая связь, внедрение различных интерактивных средств обучения, способствующих формированию soft skills.
Были выявлены проблемы формирования soft skills: недостаточный уровень компетентности учителей, скудное количество инструментов мониторинга, недостаточно разработано методическое обеспечение процесса формирования, слабая техническая оснащенность учителя и обучающихся.
В ходе теоретического исследования и педагогического эксперимента были разработаны методические рекомендации по проектированию содержания и процессуально - технологического компонентов процесса обучения математике, способствующих формирования soft skills обучающихся в условиях дистанционного обучения. Сформулированы требования к заданиям, ориентированным на формирование soft skills, на основе которых были разработаны задания по математике для обучающихся 5 - 6 классов. Отобраны перспективные для формирования soft skills сервисы: LearningApps.org, Edpuzzle.com, H5P.org, Onlinetestpad.com, Mindomo.com и другие.
Результативность разработанных методических рекомендаций, способствующих формирования soft skills обучающихся 5 - 6 классов в условиях дистанционного обучения, была проверена в ходе экспериментальной работы, которая была проведена в три этапа: констатирующий, формирующий, контролирующий. Экспериментальной базой являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коммунаровсая средняя школа № 2» с. Коммунар, Ширинского района, Республики Хакасия, среди обучающихся 5 «Б» (6 «Б») класса.
Результаты экспериментальной работы подтвердили результативность разработанных рекомендаций по проектированию содержания и организации обучения математике, ориентированных на формирование soft skills обучающихся в условиях дистанционного обучения.
Таким образом, все задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования достигнута.
Перспективой нашего исследования может стать разработка содержательных и процессуально-технологических аспектов математического образования, направленного на формирование soft skills обучающихся средствами предметной области «Математика» в условиях дистанционного обучения, для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы.
Практическая ценность данной работы состоит в том, что предложенные подходы к проектированию содержания обучения, рекомендации по использованию РЭШ, Zoom, Microsoft teams и других платформ при организации образовательной деятельности на уроках математики, ориентированные на формирование мягких навыков обучающихся в условиях дистанционного обучения, могут быть использованы в реальном процессе обучения математике 5 - 6 классов, а также могут быть использованы учителем математики старших классов для разработки уроков, адаптированных для обучающихся 7 - 9, а так же 10 - 11 классов.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИВНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017





