Формирование алгоритмов действий обучающихся 8-х классов в чрезвычайных ситуациях с помощью интерактивных тренажеров.
|
Введение 3
Глава 1 . Теоретические аспекты разработки и использования интерактивных заданий-тренажёров по поведению в чрезвычайных ситуациях 6
1.1. Требования нормативных документов в области поведения в
чрезвычайных ситуациях в образовательных учреждениях 6
1.2. Требования к интерактивным заданиям-тренажёрам 16
1.3. Сервисы для создания интерактивных заданий-тренажёров.
Особенности и порядок создания интерактивных заданий-тренажёров на различных платформах 23
Глава 2 . Использование интерактивных заданий-тренажёров для формирования алгоритмов поведения в ЧС у учащихся 8-х классов общеобразовательной школы 30
Интерактивные задания-тренажёры по поведению в чрезвычайных ситуациях 30
2.1. Методические рекомендации по использованию интерактивных заданий-тренажёров для формирования у учащихся 8-х классов
алгоритмов поведения в ЧС 40
2.2. Результаты апробации интерактивных заданий-тренажёров 43
Выводы 46
Список используемых источников 48
Приложения 51
Глава 1 . Теоретические аспекты разработки и использования интерактивных заданий-тренажёров по поведению в чрезвычайных ситуациях 6
1.1. Требования нормативных документов в области поведения в
чрезвычайных ситуациях в образовательных учреждениях 6
1.2. Требования к интерактивным заданиям-тренажёрам 16
1.3. Сервисы для создания интерактивных заданий-тренажёров.
Особенности и порядок создания интерактивных заданий-тренажёров на различных платформах 23
Глава 2 . Использование интерактивных заданий-тренажёров для формирования алгоритмов поведения в ЧС у учащихся 8-х классов общеобразовательной школы 30
Интерактивные задания-тренажёры по поведению в чрезвычайных ситуациях 30
2.1. Методические рекомендации по использованию интерактивных заданий-тренажёров для формирования у учащихся 8-х классов
алгоритмов поведения в ЧС 40
2.2. Результаты апробации интерактивных заданий-тренажёров 43
Выводы 46
Список используемых источников 48
Приложения 51
Актуальность данной темы обусловлена ролью человека в обеспечении его собственной безопасности, значение которой в современном мире резко возросла. Человек сам несёт ответственность за свою безопасность, она зависит от его готовности своевременно и разумно оценить ситуацию, способную навредить человеку, и способности находить выход из сложившейся небезопасной ситуации.
Во время обучения в школе ученик может случайно оказаться в различных опасных ситуациях, которые обычно сопровождаются большим скоплением людей (учащихся школы и сотрудников), и самое главное в данной ситуации - не допустить паники. Как правило, ученик привыкает в школе к однообразному дню, когда за уроком начинается новый урок, и он не ожидает какой-либо экстренной ситуации. А может случиться такое, что ученик дома и остался один в момент опасности, ему нужно адекватно оценить ситуацию и применить знания алгоритмов поведения в ЧС. Необходимо повысить уровень формирования алгоритмов поведения учащихся средней школы в чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение не только своей, но и безопасности окружающих зависит, как правило, в большей степени от правильных действий и поступков во время опасных происшествий. Именно правильное, соответствующее поведение, как в повседневных, так и в опасных ситуациях является определителем степени защищенности людей и уровня культуры в области, связанной с безопасностью жизнедеятельности.
Изучение предмета ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности») направлено на овладение выпускниками общеобразовательных школ такими знаниями, которые будут востребованными в обычной жизни. Это важно, ведь такие умения позволяют разумно воспринимать окружающее, развивают способность предугадывать чрезвычайные ситуации и учат правильным действиям в случае наступления ЧС.
Предмет ОБЖ можно охарактеризовать как базовый, системообразующий. Предмет ОБЖ за руку обеспечивает непрерывность обучения по многим вопросам, связанным с безопасностью жизнедеятельности, на протяжении всего общего образования. Помимо того, предмет помогает усвоению материала, программ по этому направлению в послешкольных, профессионально-образовательных учреждениях [18].
Умелое использование многообразных форм учебно-воспитательной работы является тем элементом, от которого зависит ее успех и эффективность. И вряд ли можно будет рассчитывать на успешное осуществление заданной цели — формирование гармонично и всесторонне развитой личности, которая способна на самореализацию в условиях постоянно меняющейся действительности — без содержания образования, являющегося научно обоснованным и правильно подобранным.
Но зачастую смоделировать реальные ситуации во время урока крайне затруднительно, а постоянно проводить учебные эвакуации или нажатия тревожной кнопки, может свести на нет, весь образовательный процесс.
Цель исследования: Разработка и проверка на практике интерактивных заданий - тренажёров для отработки у учащихся 8-х классов общеобразовательной школы алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть нормативные документы, регламентирующие поведение в чрезвычайных ситуациях в условиях образовательного учреждения;
2. Разработать интерактивные задания-тренажёры по поведению в чрезвычайных ситуациях для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы и методические рекомендации по использованию интерактивных заданий-тренажёров для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы;
3. Провести апробацию разработанных заданий-тренажёров.
...
Во время обучения в школе ученик может случайно оказаться в различных опасных ситуациях, которые обычно сопровождаются большим скоплением людей (учащихся школы и сотрудников), и самое главное в данной ситуации - не допустить паники. Как правило, ученик привыкает в школе к однообразному дню, когда за уроком начинается новый урок, и он не ожидает какой-либо экстренной ситуации. А может случиться такое, что ученик дома и остался один в момент опасности, ему нужно адекватно оценить ситуацию и применить знания алгоритмов поведения в ЧС. Необходимо повысить уровень формирования алгоритмов поведения учащихся средней школы в чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение не только своей, но и безопасности окружающих зависит, как правило, в большей степени от правильных действий и поступков во время опасных происшествий. Именно правильное, соответствующее поведение, как в повседневных, так и в опасных ситуациях является определителем степени защищенности людей и уровня культуры в области, связанной с безопасностью жизнедеятельности.
Изучение предмета ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности») направлено на овладение выпускниками общеобразовательных школ такими знаниями, которые будут востребованными в обычной жизни. Это важно, ведь такие умения позволяют разумно воспринимать окружающее, развивают способность предугадывать чрезвычайные ситуации и учат правильным действиям в случае наступления ЧС.
Предмет ОБЖ можно охарактеризовать как базовый, системообразующий. Предмет ОБЖ за руку обеспечивает непрерывность обучения по многим вопросам, связанным с безопасностью жизнедеятельности, на протяжении всего общего образования. Помимо того, предмет помогает усвоению материала, программ по этому направлению в послешкольных, профессионально-образовательных учреждениях [18].
Умелое использование многообразных форм учебно-воспитательной работы является тем элементом, от которого зависит ее успех и эффективность. И вряд ли можно будет рассчитывать на успешное осуществление заданной цели — формирование гармонично и всесторонне развитой личности, которая способна на самореализацию в условиях постоянно меняющейся действительности — без содержания образования, являющегося научно обоснованным и правильно подобранным.
Но зачастую смоделировать реальные ситуации во время урока крайне затруднительно, а постоянно проводить учебные эвакуации или нажатия тревожной кнопки, может свести на нет, весь образовательный процесс.
Цель исследования: Разработка и проверка на практике интерактивных заданий - тренажёров для отработки у учащихся 8-х классов общеобразовательной школы алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть нормативные документы, регламентирующие поведение в чрезвычайных ситуациях в условиях образовательного учреждения;
2. Разработать интерактивные задания-тренажёры по поведению в чрезвычайных ситуациях для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы и методические рекомендации по использованию интерактивных заданий-тренажёров для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы;
3. Провести апробацию разработанных заданий-тренажёров.
...
При изучении алгоритмов поведения при ЧС, когда ученик после знакомства с теорией начинает сам додумывать своё поведение он может пройти задания-тренажёры, в которых есть возможность проверить ответ, или повторить теорию. Ученик работает в своем темпе, у него нет ограничения по времени, и только освоив одно задание, перейдёт к другому. Форма организации обучения представляет собой индивидуальную работу с варьируемой степенью самостоятельности. Ученик знакомый с технологией работы на компьютере может работать и без учителя.
В зависимости от цели обучения рассматриваются следующие виды учебной деятельности и применение различных видов тестирования.
Первый уровень обучения - воспроизведение знаний с подсказкой (осознал, запомнил, воспроизвел). В данном случае при не правильном ответе на вопрос, ученик сразу видит правильный ответ и может его запомнить;
Второй уровень - воспроизведение знаний по готовому образцу в привычной для ученика ситуации, но без подсказки;
Третий уровень - применение знаний в непривычной или малознакомой ситуации, без чёткого алгоритма решения;
Четвёртый уровень - действия, для которых характерна проверка умений и навыков в конце обучения; итоговый тест в режиме экзамена.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать задания-тренажёры в режиме онлайн, дистанционном обучение и в виде других способов.
Таким образом, творческий подход к преподаванию алгоритмов поведения при возникновении ЧС позволяет максимально эффективно использовать богатый инструментарий, предоставляемый современными компьютерными технологиями. Уроки, в которых будут использоваться задания-тренажёры, повышают учебную мотивацию и интерес к проводимому у обучающихся занятию, что немаловажно, так как знания правил поведения при возникновении ЧС воспитывает культуру безопасного 4
поведения, учат действовать в нестандартных ситуациях.
По результатам данной работы мы:
1. Рассмотрели нормативные документы, регламентирующие поведение в чрезвычайных ситуациях в условиях образовательного учреждения, что было указано в разделе 1.1; на основе анализа возрастных особенностей детей 13-15 лет мы определили требования к заданиям-тренажёрам и описали их в разделе 1.2; проанализировав существующие тренажеры по отработке алгоритмов поведения в ЧС для учащихся основной школы и доступные платформы для создания интерактивных заданий- тренажёров, мы подготовили краткий вывод по каждому из рассматриваемых сервисов и описали их в разделе 1.3 ;
2. Разработали интерактивные задания-тренажёры по поведению в чрезвычайных ситуациях для учащихся 8-ых классов общеобразовательной школы и описали в разделе 2.1; в разделе 2.2 мы разработали методические рекомендации для учителей по использованию интерактивных заданий-тренажёров для учащихся 8х классов общеобразовательной школы;
3. Провели апробацию разработанных заданий-тренажёров и результаты апробации были описаны в разделе 2.3.
Гипотеза подтвердилась.
Цель нашего исследования достигнута и раскрыта, через задачи, которые мы перед собой ставили.
В зависимости от цели обучения рассматриваются следующие виды учебной деятельности и применение различных видов тестирования.
Первый уровень обучения - воспроизведение знаний с подсказкой (осознал, запомнил, воспроизвел). В данном случае при не правильном ответе на вопрос, ученик сразу видит правильный ответ и может его запомнить;
Второй уровень - воспроизведение знаний по готовому образцу в привычной для ученика ситуации, но без подсказки;
Третий уровень - применение знаний в непривычной или малознакомой ситуации, без чёткого алгоритма решения;
Четвёртый уровень - действия, для которых характерна проверка умений и навыков в конце обучения; итоговый тест в режиме экзамена.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать задания-тренажёры в режиме онлайн, дистанционном обучение и в виде других способов.
Таким образом, творческий подход к преподаванию алгоритмов поведения при возникновении ЧС позволяет максимально эффективно использовать богатый инструментарий, предоставляемый современными компьютерными технологиями. Уроки, в которых будут использоваться задания-тренажёры, повышают учебную мотивацию и интерес к проводимому у обучающихся занятию, что немаловажно, так как знания правил поведения при возникновении ЧС воспитывает культуру безопасного 4
поведения, учат действовать в нестандартных ситуациях.
По результатам данной работы мы:
1. Рассмотрели нормативные документы, регламентирующие поведение в чрезвычайных ситуациях в условиях образовательного учреждения, что было указано в разделе 1.1; на основе анализа возрастных особенностей детей 13-15 лет мы определили требования к заданиям-тренажёрам и описали их в разделе 1.2; проанализировав существующие тренажеры по отработке алгоритмов поведения в ЧС для учащихся основной школы и доступные платформы для создания интерактивных заданий- тренажёров, мы подготовили краткий вывод по каждому из рассматриваемых сервисов и описали их в разделе 1.3 ;
2. Разработали интерактивные задания-тренажёры по поведению в чрезвычайных ситуациях для учащихся 8-ых классов общеобразовательной школы и описали в разделе 2.1; в разделе 2.2 мы разработали методические рекомендации для учителей по использованию интерактивных заданий-тренажёров для учащихся 8х классов общеобразовательной школы;
3. Провели апробацию разработанных заданий-тренажёров и результаты апробации были описаны в разделе 2.3.
Гипотеза подтвердилась.
Цель нашего исследования достигнута и раскрыта, через задачи, которые мы перед собой ставили.





