Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития и коррекции экспрессивной речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития 5
1.1. Клинические и психолого-педагогические аспекты развития экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития 5
1.2 Характеристика речи детей раннего возраста с задержкой речевого
развития 10
1.3 Анализ современных методик по развитию экспрессивной речи у детей
раннего возраста с задержкой речевого развития 15
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 20
2.1 Цель, задачи и методики исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.3 Методические рекомендации по развитию и коррекции речи у детей
раннего возраста с задержкой речевого развития 32
Выводы по главе 2 39
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложения 50
Актуальность исследования. На современном этапе педагогики тема раннего развития детей является популярной, поскольку доказано, что наиболее благоприятным периодом для формирования психических функций является возраст до трех лет [38]. Актуальной продолжает оставаться проблема раннего речевого развития, основой которого является увеличение количества детей, в анамнезе которых отмечается диагноз задержка речевого развития [22]. В связи с этим актуальным является определение содержания ранней диагностики состояния экспрессивной речи детей с задержкой речевого развития и коррекционно-развивающего воздействия для повышения эффективности в становлении речи у детей раннего возраста [60].
Противоречия: большинство детей до 3-х лет не посещают дошкольные образовательные организации, а медицинские учреждения не оказывают детям коррекционно-развивающую помощь, но в то же время необходимым является создание условий для эффективного становления речи детей с задержкой речевого развития. Исходя из данного противоречия, можно определить проблему исследования [58].
Проблема исследования: поскольку увеличивается количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития, появляется необходимость в изучении особенностей и коррекции экспрессивной речи у детей данной категории.
Объектом исследования является экспрессивная речь у детей с задержкой речевого развития.
Предметом исследования являются особенности нарушений и развитие экспрессивной речи у детей с задержкой речевого развития.
Целью данной работы является эмпирическое изучение состояния экспрессивной речи и подбор методических рекомендаций для коррекции речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Для реализации указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования;
2. Осуществить подбор диагностического инструментария с целью изучения экспрессивной речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития;
3. Изучить состояние экспрессивной речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития;
4. Проанализировать результаты исследования экспрессивной речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития;
5. Подобрать методические рекомендации по развитию и коррекции речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Контингент - дети раннего возраста (2,5-2,9 лет) с ЗРР.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования.
- Эмпирические: констатирующий эксперимент и его анализ.
- Метод обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: Краевое государственное бюджетное учреждение г. Красноярск.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций по развитию экспрессивной речи, определению направлений и подборе специальных игр и упражнений для логопедической работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Актуальность исследования заключалась в необходимости определения содержания ранней диагностики состояния экспрессивной речи детей с задержкой речевого развития и коррекционно-развивающего воздействия для повышения эффективности в становлении речи у детей раннего возраста.
В первой главе рассмотрены причины и факторы, ведущие к задержке речевого развития, описаны психологические особенности детей данной категории, дана характеристика речи детей с задержкой речевого развития по возрастным периодам, проведен анализ диагностических методик по исследованию состояния экспрессивной речи у детей данной категории.
Во второй главе рассмотрены вопросы ранней диагностики состояния экспрессивной речи, подобраны методики исследования экспрессивной стороны речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития, проведен констатирующий эксперимент, проанализированы полученные результаты. Выделенные характерные особенности в лексическом и грамматическом строе у детей данной категории определили направления методических рекомендаций: развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи. На основе полученных данных разработаны методические рекомендации, направленные на эффективность в становлении речи детей с задержкой речевого развития.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что речевое развитие является важным звеном в развитии личности ребенка в целом. От него зависит возможность в познании мира, успешность в обучении, социализация ребенка. Поэтому крайне важно, чтобы коррекционные мероприятия, в случае обнаружения задержанного речевого развития у ребенка, проводились как можно раньше, в первые годы и даже месяцы жизни ребенка.
В работе ставилась цель: эмпирическое изучение состояния экспрессивной речи и подбор методических рекомендаций для коррекции экспрессивной речи детей раннего возраста с задержкой развития речи.
Реализованы теоретический, практический методы, а также метод обработки данных.
В ходе работы задачи были решены, цель достигнута.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева - М: Центр «Академия», 2017.
2. Анкетирование [Электронный ресурс] - URL:
https://www.psychologos.ru/articles/view/anketirovanie(Дата обращения
12.12.2020)
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие / Е.Ф. Архипова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016 г. - 256 с.
4. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов службы ранней помощи детям и родителям. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012. - 160 с.
5. Афонькина Ю.А. Урунтаева Г.А. Методы исследования развития
словаря у детей раннего возраста [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/metodi-issledovaniya-razvitiya-slovarya-u-detey- mladshego-doshkolnogo-vozrasta-3918886.html (Дата обращения
13.12.2020)
6. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 384 с.
7. Бенилова С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) [Текст] : монография / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ун-т (МПСУ). - Москва : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2014. - 530 с. : ил.
8. Бонди Э. Под подозрением: мифы и заблуждения, относительно системы
PECS [Электронный ресурс] // Specialtranslations.ru: страница
волонтерской группы переводчиков «Особые переводы». - М.: 2014 -
2017. URL: http://specialtranslations.ru/the-unusual-suspects/(дата
обращения: 10.03.2021)
9. Волкова Г.А Методика выявления уровня развития грамматического
строя речи [Электронный ресурс] - URL:
https://урок.рф/library/metodika_viyavleniya_urovnya_razvitiya_grammaticheskogo_113906.html (Дата обращения 15.12.2020)
10. Волосовец Т.В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. ФГОС ДО / Т.В. Волосовец, О.А. Зыкова. - М.: Русское слово, 2016. - 216 с.
11. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учебник для вузов / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 323 с.
12. Григорьева Г.Г. Кроха: методические рекомендации к программе воспитания и развития детей в условиях ДОУ - Изд. 2-е, стереотип. / Г.Г. Григорьева, Е.В. Зворыгина, Н.П. Кочетова. - М.: Просвещение, 2013. - 205 с.
13. Григорьева Л.П., Толстова В.А., Рожкова Л.А. Дети со сложными нарушениями развития: Психофизиологические исследования / Л.П. Григорьева, В.А. Толстова, Л.А. Рожкова и др. ; под ред. Л.П. Григорьевой. М.: Экзамен, 2016. - 369 с.
14. Громова, О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей / О.Е. Громова // Дефектология. 2019. №2. С. 66-69.
15. Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам. - М.: Просвещение, 2012. - 112 с.
16. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
17. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего
возраста с задержкой речевого развития. СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
18. Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии [Текст] : научно-методическое пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - Санкт-Петербург : КАРО, 2013. - 330 с.
19. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта./ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева - М.: Просвещение, 2018. - 272 с.
20. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога - дефектолога /Т.Б. Епифанцева. Ростов н /Д: Феникс, 2016. - 576 с.
21. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Просвещение,
2018. -198 с
22. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
23. Жулина Е.В. Система ранней помощи детям с задержкой речевого развития: Монография. - Н.Новгород: НГПУ, 2018. - 143 с.
24. Жулина Е.В., Страхова М.А. Логопедическая помощь детям раннего возраста с задержкой речевого развития на основе коммуникативной системы PECS // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №15 2017.
25. Журба, Л.Н. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни [Текст] / Л.Н. Журба, Е.М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 1981.
26. Карелина И.Б. Комплексная реабилитация неговорящих детей раннего возраста с нарушениями онтогенетического развития / И.Б. Карелина // Логопедия. 2015. - №3. С. 19-34.
27. Козырева, О. А. Задержка речевого развития детей раннего возраста : учебное пособие для вузов / О. А. Козырева, А. О. Быкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 80 с. — (Высшее образование).
— ISBN 978-5-534-14410-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/477546(дата обращения: 21.03.2021)
28. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2006. - 380 с: ил.
29. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений /под. ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой/ - М.: Мозаика-Синтез, 2012 г. - 142 с.
30. Ладыженская, Т.А. Характеристика экспрессивной речи детей. — М.: Педагогика, 2018. - 210 с.
31. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушения речи у аномальных детей - Ленинград, 2017.
32. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2009. - 365 с.
33. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 2009. - 114 с.
34. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А.Г. Московкиной. - М.: Классике Стиль, 2003. - 320 с.
35. Методы исследования развития словаря у детей младшего дошкольного
возраста [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/metodi-
issledovaniya-razvitiya-slovarya-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta- 3918886.html (Дата обращения 15.12.2020)
36. Михалик М. Нейролингвистические основы логопедической диагностики и коррекции при ранних повреждениях центральной нервной системы / М. Михалик // Дефектология. - 2016. - с. 60-68.
37. Наблюдение [Электронный ресурс] - URL:
https://gufo.me/dict/philosophy/НАБЛЮДЕНИЕ (Дата обращения
12.12.2020)
38. Нищева Н.В. Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений
у детей раннего и младшего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической
конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. 149 с.
39. Новоселова, С.Л. Развитие мышления детей раннего возраста [Текст] / С.Л. Новоселова. - М. : Педагогика, 1978.
40. Основные принципы логопедической работы [Электронный ресурс] -
URL: https: //dys graphia.j imdofree.com/главная/основные-принципы-
логопедической-работы/ (Дата обращения 12.12.2020)
41. Пантюхина, Г.В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни [Текст] / Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. - М., 1979.
42. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М., 1986.
43. Разенкова Ю.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Ю.А. Разенкова. - М. 1997. - 169 с.
44. Разенкова Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития. Монография / Ю.А. Разенкова. - М.: Карапуз, 2012 г. - 144 с.
45. Разенкова Ю.А. Трансформация терминов «раннее вмешательство» и «ранняя помощь» в отечественной науке, практике и социальной политике / Ю.А. Разенкова // Дефектология. - 2016. - №3 С. 49-54.
46. Семенова Т. Н. Использование потешек в системе ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2017. № 3(95). C.151-158.
47. Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. - М: Каро, 2014. - 64 с.
48. Скуратовская М.Л., Климкина Е.А. Малые фольклорные формы в логопедической работе по коррекции задержки речевого развития у детей раннего возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. Мозаика-Синтез. - Москва. 2017. №6. - 14 с.
49. Скуратовская М.Л., Климкина Е.А. Сущностные характеристики малых фольклорных форм как средства развития речи детей раннего возраста // Культура. Наука. Интеграция. ЮФУ (Ростов-на-Дону). 2016. №2. - 53 с.
50. Сотникова Я.Э. Исследование вербальных и невербальных средств общения у детей раннего возраста / Я.Э. Сотникова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2020. С. 114-116.
51. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. - М.: Мозаика-Синтез, 2016 г. - 200 с.
52. Стребелева Е.А. Серия заданий, направленных на обследование уровня
развития предметного и глагольного словаря [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/metodi-issledovaniya-razvitiya-slovarya-u-detey-
mladshego-doshkolnogo-vozrasta-3918886.html (Дата обращения
15.12.2020)
53. Сырвачева Л.А. Особенности родительского отношения и его влияние на психическое развитие детей трех лет с перинатальным поражением ЦНС. Диагностика и коррекция: монография. - изд. 2-е перераб. и доп. / Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - 352 с.]
54. Титова Т.А. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста: научно-методическое пособие / Т.А. Титова, О.В. Елецкая, М.И. Матвеева, Н.С. Куликова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2016. - 192 с.
55. Филичева Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М., 1989.
56. Фомичева М.Ф. Основы логопедии с практикумом по
звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр
«Академия», 2012. - 200с.
57. Фрост Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов / Фрост Лори, Бонди Энди. - М.: Теревинф, 2012. - 416 с.
58. Шемякина О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ / О.В. Шемякина. - М.: Издательство ГНОМ, 2014.
59. Югова Е.В., Бузунова Л.А. Развитие подражательности как средства активизации речи детей раннего возраста в условиях дома ребенка // Социальное партнерство как условие модернизации профессиональной помощи людям, нуждающимся в особой заботе государства [Текст] : материалы Региональной научно-практической конференции (Бийск, 18-19 апреля 2013 г.) / Отв. ред. Н.А. Першина. - Бийск : ФГБОУ ВПО «АГАО», 2013. - 227 с. - 500 экз.
60. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить: развитие речи детей 1,5-3 лет. / Е.А. Янушко. — М.: Эскимо, 2016 - 424 с.