ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ СДВГ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта в психологической науке 8
1.1. Подходы к изучению эмоционального интеллекта в психологической
науке 8
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта младших
школьников с СДВГ 18
1.3. Психолого-педагогические методы и приемы развития эмоционального интеллекта у младших школьников с СДВГ 27
Выводы по Главе 1 34
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей эмоционального интеллекта у младших школьников с проявлениями СДВГ 36
2.1. Методическая организация исследования 36
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3. Программа развития эмоционального интеллекта у младших
школьников с проявлениями СДВГ 60
Выводы по Главе 2 68
Заключение 70
Список используемых источников 72
Приложение А 82
Приложение Б 85
Приложение В 135
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта в психологической науке 8
1.1. Подходы к изучению эмоционального интеллекта в психологической
науке 8
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта младших
школьников с СДВГ 18
1.3. Психолого-педагогические методы и приемы развития эмоционального интеллекта у младших школьников с СДВГ 27
Выводы по Главе 1 34
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей эмоционального интеллекта у младших школьников с проявлениями СДВГ 36
2.1. Методическая организация исследования 36
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3. Программа развития эмоционального интеллекта у младших
школьников с проявлениями СДВГ 60
Выводы по Главе 2 68
Заключение 70
Список используемых источников 72
Приложение А 82
Приложение Б 85
Приложение В 135
В последнее время число детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) растет. Согласно данным разных авторов, а также данным российского психологического центра изучения и коррекции поведенческих реакций около 20% детей в стране страдают СДВГ [49]. Данную статистику нельзя назвать точной, так как выявить данный диагноз сложно, из-за чего многие люди живут и не знают, что страдают им.
Изучением детей с СДВГ занимались такие ученые, как: А. Баркли, Т. Воланьчик, А. Колаковский, А. Крейтон, А. Рассель, М. Скотницкая, Р.Р. Баширова, И.П. Брязгунов, Н.Н. Заваденко, Е.В. Касатикова, Л.П. Кочина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.В. Максакова, Г.Б. Монина, Л.С. Чутко, А.Л. Сиротюк и другие.
В младшем школьном возрасте у детей, недавно переживших кризис, начинает меняться эмоционально-волевая сфера из-за высокой социальной активности. Так у них развивается способность к произвольности и самоконтролю. У детей с СДВГ в эмоциональной сфере преобладает инверсия, с произвольностью есть проблемы: у них недостаточно развита способность контролировать свои эмоции (самоконтроль) и произвольная регуляция.
В наше время большое внимание уделяется воспитанию в человеке эмоционального интеллекта, который позволяет понимать свои эмоции и эмоции других людей, влияет на производительность труда, продуктивность в учебе и на школьную успеваемость, успешность построения межличностных взаимоотношений. Считается, что эмоциональный интеллект важнее умственного интеллекта.
По мнению Д. Гоулмана эмоциональный интеллект включает в себя «такие способности, как способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться» [21].
Изучением данного феномена ученые и психологи начали заниматься относительно недавно. Роль эмоционального интеллекта, каким мы его сейчас понимаем, рассмотрена в 1872 году Ч. Дарвином в его труде «Выражение эмоций у людей и животных». В данной работе ученый описывал влияние эмоций и их внешних проявлений на адаптацию и выживание доисторического человека [17].
В 20-х годах прошлого века Э. Торндайк ввел понятие «социального интеллекта» [51]. В это же время Л.С. Выготский рассуждает о связи аффекта и интеллекта в своей работе «Мышление и речь» [11]. В 1980-х годах Р. Бар-Он вводит понятие эмоционального коэффициента (EQ), а через два года П. Сэловэй и Дж. Майер вводят термин «эмоциональный интеллект» [3]. Изучением эмоционального интеллекта также занимались такие ученые, как: Д. Карузо, Н. Холл, И.Н. Андреева, О.И. Власова, Н.В. Коврига, Д.В. Люсин и другие. В вопросах формирования эмоционального интеллекта у детей специализируются такие ученые, как: А.В. Алешина, Е.П. Ильин, Д.В. Ушаков, Д.Б. Эльконин, И.С. Степанов, И.Н. Мещерякова и другие.
Детям с СДВГ уделяется недостаточно внимания в вопросе развития их эмоционального интеллекта, вследствие чего растет процент людей, которые имеют трудности в некоторых сферах жизни. При СДВГ детям свойственно испытывать трудности в управлении своими эмоциями, взаимодействии с окружающими и понимании чужих эмоций. Поэтому важно сделать уклон на развитие эмоционального интеллекта у детей с СДВГ, чтобы помочь им научиться управлять своими эмоциями, понимать свои и чужие чувства, а также эффективнее взаимодействовать с людьми. Это приведет к улучшению отношений в семье, учебной успеваемости и социальной адаптации детей с СДВГ.
Противоречие, обуславливающее актуальность исследования заключается в том, что в современном мире подчеркивается важность развития эмоционального интеллекта у детей, однако у детей с СДВГ возникают сложности с его развитием, решение которых требует понимания особенностей эмоционального интеллекта детей этой группы.
Проблему исследования можно определить так: каковы особенности и способы развития эмоционального интеллекта у младших школьников с проявлениями СДВГ.
Цель исследования: на основе изучения особенностей развития эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ, разработать программу, направленную на развитие эмоционального интеллекта у младших школьников с проявлениями СДВГ.
Объект исследования: эмоциональная сфера младших школьников с проявлениями СДВГ.
Предмет исследования: особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что:
1) в младшем школьном возрасте у детей с проявлениями СДВГ эмоциональный интеллект находится преимущественно на низком уровне развития;
2) эмоциональный интеллект младших школьников с проявлениями СДВГ отличается низкой способностью к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к контролю эмоций, к рефлексивности, к работе в группе;
3) реализация программы по развитию понимания своих и чужих эмоций, регуляции эмоций, рефлексивности, эмпатии будет способствовать более эффективному развитию эмоционального интеллекта у младших школьников с проявлениями СДВГ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать, систематизировать и обобщить научную литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ.
3. Провести исследование, направленное на изучение особенностей развития эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ.
4. Описать особенности эмоционального интеллекта младших
школьников с проявлениями СДВГ.
5. Проследить различия в уровнях развития эмоционального интеллекта нормативно развивающихся детей и обучающихся с проявлениями СДВГ.
6. Проанализировать различия в уровнях развития эмоционального интеллекта нормативно развивающихся детей и обучающихся с проявлениями СДВГ и описать характерные особенности актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ.
7. Составить программу по развитию эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ.
8. Оформить выводы.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, сравнение, обобщение.
2. Метод тестирования.
3. Количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МАОУ СШ №158 г. Красноярска. Всего в исследовании приняло участие 45 школьников в возрасте 8-10 лет. Выборку исследования составляли следующие группы: 30 детей, в том числе 17 девочек и 13 мальчиков, которые относятся к группе нормативно развивающихся школьников (на базе 3 —З1 класса), и 15 детей, в том числе 14 мальчиков и 1 девочка, относящихся к группе младших школьников с проявлениями СДВГ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXV
Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Изучением детей с СДВГ занимались такие ученые, как: А. Баркли, Т. Воланьчик, А. Колаковский, А. Крейтон, А. Рассель, М. Скотницкая, Р.Р. Баширова, И.П. Брязгунов, Н.Н. Заваденко, Е.В. Касатикова, Л.П. Кочина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.В. Максакова, Г.Б. Монина, Л.С. Чутко, А.Л. Сиротюк и другие.
В младшем школьном возрасте у детей, недавно переживших кризис, начинает меняться эмоционально-волевая сфера из-за высокой социальной активности. Так у них развивается способность к произвольности и самоконтролю. У детей с СДВГ в эмоциональной сфере преобладает инверсия, с произвольностью есть проблемы: у них недостаточно развита способность контролировать свои эмоции (самоконтроль) и произвольная регуляция.
В наше время большое внимание уделяется воспитанию в человеке эмоционального интеллекта, который позволяет понимать свои эмоции и эмоции других людей, влияет на производительность труда, продуктивность в учебе и на школьную успеваемость, успешность построения межличностных взаимоотношений. Считается, что эмоциональный интеллект важнее умственного интеллекта.
По мнению Д. Гоулмана эмоциональный интеллект включает в себя «такие способности, как способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться» [21].
Изучением данного феномена ученые и психологи начали заниматься относительно недавно. Роль эмоционального интеллекта, каким мы его сейчас понимаем, рассмотрена в 1872 году Ч. Дарвином в его труде «Выражение эмоций у людей и животных». В данной работе ученый описывал влияние эмоций и их внешних проявлений на адаптацию и выживание доисторического человека [17].
В 20-х годах прошлого века Э. Торндайк ввел понятие «социального интеллекта» [51]. В это же время Л.С. Выготский рассуждает о связи аффекта и интеллекта в своей работе «Мышление и речь» [11]. В 1980-х годах Р. Бар-Он вводит понятие эмоционального коэффициента (EQ), а через два года П. Сэловэй и Дж. Майер вводят термин «эмоциональный интеллект» [3]. Изучением эмоционального интеллекта также занимались такие ученые, как: Д. Карузо, Н. Холл, И.Н. Андреева, О.И. Власова, Н.В. Коврига, Д.В. Люсин и другие. В вопросах формирования эмоционального интеллекта у детей специализируются такие ученые, как: А.В. Алешина, Е.П. Ильин, Д.В. Ушаков, Д.Б. Эльконин, И.С. Степанов, И.Н. Мещерякова и другие.
Детям с СДВГ уделяется недостаточно внимания в вопросе развития их эмоционального интеллекта, вследствие чего растет процент людей, которые имеют трудности в некоторых сферах жизни. При СДВГ детям свойственно испытывать трудности в управлении своими эмоциями, взаимодействии с окружающими и понимании чужих эмоций. Поэтому важно сделать уклон на развитие эмоционального интеллекта у детей с СДВГ, чтобы помочь им научиться управлять своими эмоциями, понимать свои и чужие чувства, а также эффективнее взаимодействовать с людьми. Это приведет к улучшению отношений в семье, учебной успеваемости и социальной адаптации детей с СДВГ.
Противоречие, обуславливающее актуальность исследования заключается в том, что в современном мире подчеркивается важность развития эмоционального интеллекта у детей, однако у детей с СДВГ возникают сложности с его развитием, решение которых требует понимания особенностей эмоционального интеллекта детей этой группы.
Проблему исследования можно определить так: каковы особенности и способы развития эмоционального интеллекта у младших школьников с проявлениями СДВГ.
Цель исследования: на основе изучения особенностей развития эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ, разработать программу, направленную на развитие эмоционального интеллекта у младших школьников с проявлениями СДВГ.
Объект исследования: эмоциональная сфера младших школьников с проявлениями СДВГ.
Предмет исследования: особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что:
1) в младшем школьном возрасте у детей с проявлениями СДВГ эмоциональный интеллект находится преимущественно на низком уровне развития;
2) эмоциональный интеллект младших школьников с проявлениями СДВГ отличается низкой способностью к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к контролю эмоций, к рефлексивности, к работе в группе;
3) реализация программы по развитию понимания своих и чужих эмоций, регуляции эмоций, рефлексивности, эмпатии будет способствовать более эффективному развитию эмоционального интеллекта у младших школьников с проявлениями СДВГ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать, систематизировать и обобщить научную литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ.
3. Провести исследование, направленное на изучение особенностей развития эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ.
4. Описать особенности эмоционального интеллекта младших
школьников с проявлениями СДВГ.
5. Проследить различия в уровнях развития эмоционального интеллекта нормативно развивающихся детей и обучающихся с проявлениями СДВГ.
6. Проанализировать различия в уровнях развития эмоционального интеллекта нормативно развивающихся детей и обучающихся с проявлениями СДВГ и описать характерные особенности актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ.
7. Составить программу по развитию эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ.
8. Оформить выводы.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, сравнение, обобщение.
2. Метод тестирования.
3. Количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МАОУ СШ №158 г. Красноярска. Всего в исследовании приняло участие 45 школьников в возрасте 8-10 лет. Выборку исследования составляли следующие группы: 30 детей, в том числе 17 девочек и 13 мальчиков, которые относятся к группе нормативно развивающихся школьников (на базе 3 —З1 класса), и 15 детей, в том числе 14 мальчиков и 1 девочка, относящихся к группе младших школьников с проявлениями СДВГ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXV
Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Актуальность изучения эмоционального интеллекта обусловлена высокой значимостью эмоционального интеллекта в обществе, в образовании и в профессиональной деятельности.
Мы изучили и проанализировали научную литература по теме исследования «эмоциональный интеллект», а также изучили подходы к исследованию данного феномена, особенности развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста, в особенности у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Для проведения эксперимента был подобран диагностический комплекс методик на определение уровня эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ, в который входили следующие методики:
1. Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой.
2. Методика «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» Е.И. Изотова.
3. Методика «Тест лицевой экспрессии» Е.С. Иванова.
4. Методика «Эмоционального интеллекта» Н. Холл.
5. Методика «Что - почему - как» М.А. Нгуен.
В результате исследования мы выявили преобладающий уровень развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с проявлениями СДВГ - низкий уровень (80%). Также 20% обучающихся с проявлениями СДВГ имеют средний уровень развития эмоционального интеллекта.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что для младшего школьника с проявлениями СДВГ характерны следующие особенности: трудности в понимании своих эмоций и эмоций окружающих людей, низкий контроль и регуляция эмоций, низкая способность к рефлексивности. У него быстро пропадает мотивация к выполнению той или иной деятельности.
Гипотеза, выдвигаемая нами в работе, подтвердилась, что открывает дальнейшие перспективы в изучении данного вопроса. Также, важно отметить, что необходимо на ранних этапах работы определить уровень развития эмоционального интеллекта младшего школьника с проявлениями СДВГ, чтобы в случае низкого уровня развития начать над этим работать. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта характеризует его, как способного понимать свои эмоции и эмоции окружающих, контролировать и регулировать эмоции, рефлексировать, эффективно распределять нагрузку, уверенного в себе.
Результаты, полученные в ходе исследования, легли в основу составления программы развития эмоционального интеллекта у младших школьников с проявлениями СДВГ, которая состоит из двух блоков - индивидуальных и групповых занятий.
Составленные нами программа и результат констатирующего эксперимента могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ, а также родителями.
Мы изучили и проанализировали научную литература по теме исследования «эмоциональный интеллект», а также изучили подходы к исследованию данного феномена, особенности развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста, в особенности у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Для проведения эксперимента был подобран диагностический комплекс методик на определение уровня эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ, в который входили следующие методики:
1. Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой.
2. Методика «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» Е.И. Изотова.
3. Методика «Тест лицевой экспрессии» Е.С. Иванова.
4. Методика «Эмоционального интеллекта» Н. Холл.
5. Методика «Что - почему - как» М.А. Нгуен.
В результате исследования мы выявили преобладающий уровень развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с проявлениями СДВГ - низкий уровень (80%). Также 20% обучающихся с проявлениями СДВГ имеют средний уровень развития эмоционального интеллекта.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что для младшего школьника с проявлениями СДВГ характерны следующие особенности: трудности в понимании своих эмоций и эмоций окружающих людей, низкий контроль и регуляция эмоций, низкая способность к рефлексивности. У него быстро пропадает мотивация к выполнению той или иной деятельности.
Гипотеза, выдвигаемая нами в работе, подтвердилась, что открывает дальнейшие перспективы в изучении данного вопроса. Также, важно отметить, что необходимо на ранних этапах работы определить уровень развития эмоционального интеллекта младшего школьника с проявлениями СДВГ, чтобы в случае низкого уровня развития начать над этим работать. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта характеризует его, как способного понимать свои эмоции и эмоции окружающих, контролировать и регулировать эмоции, рефлексировать, эффективно распределять нагрузку, уверенного в себе.
Результаты, полученные в ходе исследования, легли в основу составления программы развития эмоционального интеллекта у младших школьников с проявлениями СДВГ, которая состоит из двух блоков - индивидуальных и групповых занятий.
Составленные нами программа и результат констатирующего эксперимента могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ, а также родителями.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Изучение социометрического статуса и характеристик общения у младших школьников с гиперактивным поведением
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ГИПЕРАКТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



