Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта в психологической науке 8
1.1. Подходы к изучению эмоционального интеллекта в психологической
науке 8
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта младших
школьников с СДВГ 18
1.3. Психолого-педагогические методы и приемы развития эмоционального интеллекта у младших школьников с СДВГ 27
Выводы по Главе 1 34
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей эмоционального интеллекта у младших школьников с проявлениями СДВГ 36
2.1. Методическая организация исследования 36
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3. Программа развития эмоционального интеллекта у младших
школьников с проявлениями СДВГ 60
Выводы по Главе 2 68
Заключение 70
Список используемых источников 72
Приложение А 82
Приложение Б 85
Приложение В 135
В последнее время число детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) растет. Согласно данным разных авторов, а также данным российского психологического центра изучения и коррекции поведенческих реакций около 20% детей в стране страдают СДВГ [49]. Данную статистику нельзя назвать точной, так как выявить данный диагноз сложно, из-за чего многие люди живут и не знают, что страдают им.
Изучением детей с СДВГ занимались такие ученые, как: А. Баркли, Т. Воланьчик, А. Колаковский, А. Крейтон, А. Рассель, М. Скотницкая, Р.Р. Баширова, И.П. Брязгунов, Н.Н. Заваденко, Е.В. Касатикова, Л.П. Кочина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.В. Максакова, Г.Б. Монина, Л.С. Чутко, А.Л. Сиротюк и другие.
В младшем школьном возрасте у детей, недавно переживших кризис, начинает меняться эмоционально-волевая сфера из-за высокой социальной активности. Так у них развивается способность к произвольности и самоконтролю. У детей с СДВГ в эмоциональной сфере преобладает инверсия, с произвольностью есть проблемы: у них недостаточно развита способность контролировать свои эмоции (самоконтроль) и произвольная регуляция.
В наше время большое внимание уделяется воспитанию в человеке эмоционального интеллекта, который позволяет понимать свои эмоции и эмоции других людей, влияет на производительность труда, продуктивность в учебе и на школьную успеваемость, успешность построения межличностных взаимоотношений. Считается, что эмоциональный интеллект важнее умственного интеллекта.
По мнению Д. Гоулмана эмоциональный интеллект включает в себя «такие способности, как способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться» [21].
Изучением данного феномена ученые и психологи начали заниматься относительно недавно. Роль эмоционального интеллекта, каким мы его сейчас понимаем, рассмотрена в 1872 году Ч. Дарвином в его труде «Выражение эмоций у людей и животных». В данной работе ученый описывал влияние эмоций и их внешних проявлений на адаптацию и выживание доисторического человека [17].
В 20-х годах прошлого века Э. Торндайк ввел понятие «социального интеллекта» [51]. В это же время Л.С. Выготский рассуждает о связи аффекта и интеллекта в своей работе «Мышление и речь» [11]. В 1980-х годах Р. Бар-Он вводит понятие эмоционального коэффициента (EQ), а через два года П. Сэловэй и Дж. Майер вводят термин «эмоциональный интеллект» [3]. Изучением эмоционального интеллекта также занимались такие ученые, как: Д. Карузо, Н. Холл, И.Н. Андреева, О.И. Власова, Н.В. Коврига, Д.В. Люсин и другие. В вопросах формирования эмоционального интеллекта у детей специализируются такие ученые, как: А.В. Алешина, Е.П. Ильин, Д.В. Ушаков, Д.Б. Эльконин, И.С. Степанов, И.Н. Мещерякова и другие.
Детям с СДВГ уделяется недостаточно внимания в вопросе развития их эмоционального интеллекта, вследствие чего растет процент людей, которые имеют трудности в некоторых сферах жизни. При СДВГ детям свойственно испытывать трудности в управлении своими эмоциями, взаимодействии с окружающими и понимании чужих эмоций. Поэтому важно сделать уклон на развитие эмоционального интеллекта у детей с СДВГ, чтобы помочь им научиться управлять своими эмоциями, понимать свои и чужие чувства, а также эффективнее взаимодействовать с людьми. Это приведет к улучшению отношений в семье, учебной успеваемости и социальной адаптации детей с СДВГ.
Противоречие, обуславливающее актуальность исследования заключается в том, что в современном мире подчеркивается важность развития эмоционального интеллекта у детей, однако у детей с СДВГ возникают сложности с его развитием, решение которых требует понимания особенностей эмоционального интеллекта детей этой группы.
Проблему исследования можно определить так: каковы особенности и способы развития эмоционального интеллекта у младших школьников с проявлениями СДВГ.
Цель исследования: на основе изучения особенностей развития эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ, разработать программу, направленную на развитие эмоционального интеллекта у младших школьников с проявлениями СДВГ.
Объект исследования: эмоциональная сфера младших школьников с проявлениями СДВГ.
Предмет исследования: особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что:
1) в младшем школьном возрасте у детей с проявлениями СДВГ эмоциональный интеллект находится преимущественно на низком уровне развития;
2) эмоциональный интеллект младших школьников с проявлениями СДВГ отличается низкой способностью к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к контролю эмоций, к рефлексивности, к работе в группе;
3) реализация программы по развитию понимания своих и чужих эмоций, регуляции эмоций, рефлексивности, эмпатии будет способствовать более эффективному развитию эмоционального интеллекта у младших школьников с проявлениями СДВГ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать, систематизировать и обобщить научную литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ.
3. Провести исследование, направленное на изучение особенностей развития эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ.
4. Описать особенности эмоционального интеллекта младших
школьников с проявлениями СДВГ.
5. Проследить различия в уровнях развития эмоционального интеллекта нормативно развивающихся детей и обучающихся с проявлениями СДВГ.
6. Проанализировать различия в уровнях развития эмоционального интеллекта нормативно развивающихся детей и обучающихся с проявлениями СДВГ и описать характерные особенности актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ.
7. Составить программу по развитию эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ.
8. Оформить выводы.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, сравнение, обобщение.
2. Метод тестирования.
3. Количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МАОУ СШ №158 г. Красноярска. Всего в исследовании приняло участие 45 школьников в возрасте 8-10 лет. Выборку исследования составляли следующие группы: 30 детей, в том числе 17 девочек и 13 мальчиков, которые относятся к группе нормативно развивающихся школьников (на базе 3 —З1 класса), и 15 детей, в том числе 14 мальчиков и 1 девочка, относящихся к группе младших школьников с проявлениями СДВГ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXV
Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Актуальность изучения эмоционального интеллекта обусловлена высокой значимостью эмоционального интеллекта в обществе, в образовании и в профессиональной деятельности.
Мы изучили и проанализировали научную литература по теме исследования «эмоциональный интеллект», а также изучили подходы к исследованию данного феномена, особенности развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста, в особенности у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Для проведения эксперимента был подобран диагностический комплекс методик на определение уровня эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ, в который входили следующие методики:
1. Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой.
2. Методика «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» Е.И. Изотова.
3. Методика «Тест лицевой экспрессии» Е.С. Иванова.
4. Методика «Эмоционального интеллекта» Н. Холл.
5. Методика «Что - почему - как» М.А. Нгуен.
В результате исследования мы выявили преобладающий уровень развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с проявлениями СДВГ - низкий уровень (80%). Также 20% обучающихся с проявлениями СДВГ имеют средний уровень развития эмоционального интеллекта.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что для младшего школьника с проявлениями СДВГ характерны следующие особенности: трудности в понимании своих эмоций и эмоций окружающих людей, низкий контроль и регуляция эмоций, низкая способность к рефлексивности. У него быстро пропадает мотивация к выполнению той или иной деятельности.
Гипотеза, выдвигаемая нами в работе, подтвердилась, что открывает дальнейшие перспективы в изучении данного вопроса. Также, важно отметить, что необходимо на ранних этапах работы определить уровень развития эмоционального интеллекта младшего школьника с проявлениями СДВГ, чтобы в случае низкого уровня развития начать над этим работать. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта характеризует его, как способного понимать свои эмоции и эмоции окружающих, контролировать и регулировать эмоции, рефлексировать, эффективно распределять нагрузку, уверенного в себе.
Результаты, полученные в ходе исследования, легли в основу составления программы развития эмоционального интеллекта у младших школьников с проявлениями СДВГ, которая состоит из двух блоков - индивидуальных и групповых занятий.
Составленные нами программа и результат констатирующего эксперимента могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием эмоционального интеллекта младших школьников с проявлениями СДВГ, а также родителями.
1. Алешина А. В. Эмоциональный интеллект для достижения успеха / А. В. Алешина, С.Т. Шабанов. Санкт-Петербург: Речь, 2012. 336 с.
2. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. М: Издательский центр «Академия», 2004, 160 с.
3. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. №5. С. 57-65.
4. Белопольская А. А. Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект). Электронный ресурс // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 381-383.
5. Булыгина А.С. Релаксационные игры для детей младших классов. Электронный ресурс // Мультиурок - проект для учителей. 2017. URL: Релаксационные игры для детей младших классов (multiurok.ru)(дата обращения: 30.04.2024)
6. Валиева А. Ф. Игра как способ развития эмоционального
интеллекта (из опыта работы). Электронный ресурс // Молодой ученый. 2017. № 24 (158). С. 391-396. URL: https://moluch.ru/archive/158/44643/
(дата обращения: 30.04.2024).
7. Власовец Ю. М. Методы развития эмоционального интеллекта в начальной школе. Электронный ресурс // Молодой ученый. 2022. № 6 (401). С. 45-47. URL: https://moluch.ru/archive/401/88753/(дата обращения: 29.04.2024).
8. Водяха Ю.Е. Психология младшего школьника. / Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. Электронный ресурс // Урал.гос. пед. ун-т. 2018. URL: Психология детей младшего школьного возраста (uspu.ru)(дата обращения: 31.05.2023)
9. Воробьева Е.А. Двигательные игры-разминки. Электронный
ресурс // Первое сентября. 2005. URL:Воробьева Е. | Двигательные игры-разминки | Журнал «Школьный психолог» № 18/2005 (1sept.ru)(дата
обращения: 29.04.2024)
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4./ Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь / Изд. 5, испр. М.:
Лабиринт, 1999. 352 с.
12. Выготский Л.С. Учение об эмоциях / Собр. Соч. Т.4.
М.,1984. 318 с.
13. Гилфорд Дж.П. Три стороны интеллекта // American
Psychologist. 1959. № 14.
14. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста :
учебное пособие // Москва : Флинта: Наука, 2014. 271 с.
15. Гоулман Д. С чего начинается лидер / Пер. с англ. М.: АльпинаПаблишер, 2023. 188 с.
16. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 с.
17. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Лондон, Великобритания. 1872.
18. Депутат И.С. Психоэмоциональные особенности детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (краткий обзор)/ И.С. Депутат, Ю.С. Джос, Л.Ф. Старцева, М.Н. Панков, Н.Н. Рысина, Е.Ю. Сидорова // Журнал медико-биологических исследований. 2013. №3.
19. Деркачева Л.В. Особенности развития эмоционально¬волевой сферы личности ребенка. 2020. Электронный ресурс // ГБУ ЦДК
Санкт-Петербурга. URL: Osobennosti-razvitiia-emotcionalno-volevoi-
sfery.pdf (gmpmpk.ru)(дата обращения: 26.04.2024)
20. Елагина Н.Е. Игры с карточками на эмоции. Электронный ресурс // НСПортал. 2021. URL:игры с карточками на эмоции |Методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа): |Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)(дата обращения: 26.04.2024)
21. Енидорцев М.В. Особенности эмоциональной сферы у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и пути его коррекции. Электронный ресурс // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2015. URL:ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙСФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДИФИЦИТАВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ПУТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ -Студенческий научный форум (scienceforum.ru)(дата обращения: 02.03.2023)
22. Еремина О.В. Как развивать эмоционально-волевую сферу ребенка дошкольного возраста. Электронный ресурс // МБОУ «Начальная школа-детский сад №8». 2023. URL:Как развивать эмоционально-волевуюсферу ребенка дошкольного возраста? (gosuslugi.ru)(дата обращения: 25.04.2024)
23. Захарова Е. И., Карабанова О.А. Кинотерапия:
современный взгляд на возможности применения. Электронный ресурс // Национальный психологический журнал. 2018. №2 (30). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kinoterapiya-sovremennyy-vzglyad-na- vozmozhnosti-primeneniya(дата обращения: 29.04.2024)
24. Изотова Е. И. Психологическая служба в системе образования : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / 3-е изд., испр. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2012. 304 с.
25. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.
26. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е издание // Питер, 2011. 783 с.
27. Каримова В.М. Статья "Формирование эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте". Электронный ресурс // Официальный сайт ООО «Инфоурок». 2021. URL:Статья "Формированиеэмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте"(infourok.ru)(дата обращения: 30.05.2023)
28. Карпова Н.В. Методика Н. Холла на определение уровня Эмоционального Интеллекта. Электронный ресурс // Официальный сайт ООО «Инфоурок». 2017. URL:Методика Н.Холла на определение уровняЭмоционального Интеллекта. (infourok.ru)(дата обращения: 30.05.2023)
29. Конева С.С. Способы и приемы формирования
эмоционального интеллекта у ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / С.С. Конева, Е.С. Дорохова. Электронный ресурс // Издательский дом «Среда». 2022. URL: Action10377-101815.pdf
(phsreda.com)(дата обращения: 31.05.2023)
30. Копытин А. И. Арттерапия в общеобразовательной школе / СПб.: 2015. 176 с.
31. Коткова Н.Н. Релаксационные упражнения для детей
младшего школьного возраста. Электронный ресурс // НСПортал. 2016. URL:релаксационные упражнения для детей младшего школьноговозраста | Материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему: | Образовательная
социальная сеть (nsportal.ru)(дата обращения: 26.04.2024)
32. Кочетова О.Ю. 3. блок «Понимание эмоций других людей». Электронный ресурс // ГИМ ЦРО. 2023. URL:kochetova z1.pdf (gimcro- murmansk.ru)(дата обращения: 26.04.2024)
33. Кузнецова К.С. Педагогическое сопровождение младших
школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта. Электронный ресурс // Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Саратов, 2012. URL:
https://www.sgu.ru/sites/default/fLles/dissnews/old/synopsis/Kuznetsova K.S.PDF 0.pdf(дата обращения 31.05.2023)
34. Кузнецова Ю.В. Психологический тренинг «В мире эмоций». Электронный ресурс // НСПортал. 2013. URL:психологическийтренинг "в мире эмоций" | Методическая разработка по теме: |Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)(дата обращения: 27.04.2024)
35. Кураев Г.А. Возрастная психология: Курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. // Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. 146 с.
36. Лисакович А.В. «Физминутка для детей младшего возраста». Электронный ресурс // Multiurok.ru. 2018. URL:Физминуткидля детей младшего возраста (multiurok.ru)(дата обращения: 27.04.2024)
37. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования.Сер. «Труды Института психологии РАН» Институт психологии РАН; под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. Москва, 2004. С. 29-36.
38. Люсин Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования.Сер. «Труды Института психологии РАН» Институт психологии РАН; под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. Москва. 2004. С. 129-140.
39. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.
40. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей:
Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. Лютова, Г. Монина. СПб.: ООО Издательство «Речь», «ТЦ Сфера», 2002. 192 с.
41. Максакова Л. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Л. В. Максакова, Р. Р. Баширова, Л. П. Кочина // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). Москва: Буки-Веди, 2017. С. 115-118.
42. Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта
будущих педагогов. Псков, ПГПИ, 2004.
43. Мельников Н.С. Эмоционально-волевая сфера: понятие,
сущность, особенности развития. Электронный ресурс // Официальный сайт ООО «Инфоурок». 2023. URL:Статья на тему: Эмоционально¬волевая сфера: понятие, сущность, особенности развития (infourok.ru)
(дата обращения: 26.04.2024)
44. Мокрушенко Н.С. Картотека игр Идентификации и понятие эмоций. Электронный ресурс // НСПортал. 2022. URL:картотека игридентификация и понятие эмоций | Картотека по коррекционнойпедагогике (старшая группа): | Образовательная социальная сеть(nsportal.ru)(дата обращения: 27.04.2024)
45. Мудрая Д.Ю. «Игры и упражнения по развитию
коммуникативных навыков младших школьников». Электронный ресурс // Multiurok.ru. 2018. URL: «Игры и упражнения по развитию
коммуникативных навыков младших школьников» (multiurok.ru)(дата обращения: 27.04.2024)
46. Нгуен М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника // Ребенок в детском саду. 2008. № 1. С. 83—85.
47. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М.: «КСП+». 2003. 268 с.
48. Пискарева Т. Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушением
интеллекта // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической
конференции. СПб., 1998. С. 199—200.
49. Пятакова К.О. Теория эмоционального интеллекта как основа риск-менеджмента. Электронный ресурс // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2017. Том 9. Выпуск 3. С. 46-6-7. URL:raw.php (msu.ru)(дата обращения: 13.03.2023)
50. Рекомендации по релаксации для детей с СДВГ. Электронный ресурс // Azov-rcpmss.ru. 2024. URL:РЕКОМЕНДАЦИИПО РЕЛАКСАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СДВГ (azov-rcpmss.ru)(дата обращения: 29.04.2024)
51. Репкина Н.В. Эмоциональный интеллект как предмет психологического исследования // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2022.
52. Романов А.М., Фесенко Ю.А. Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Электронный ресурс // КиберЛенинка. 2010. URL:Особенности эмоциональной сферы детеймладшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицитавнимания и гиперактивности - тема научной статьи по психологическимнаукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы вэлектронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru)(дата обращения: 02.03.2023)
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер,
2002, 720 с.
54. Садыртдинова Э.М. Картотека психологических игр и упражнений. Электронный ресурс // НСПортал. 2020. URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2020/10/04/kartote ka-psihologicheskih-igr-i-uprazhneniy(Дата обращения 29.04.2024).
55. Самыгин С.И. Психология развития и возрастная психология / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, В.А. Буряк, Н.А. Лысенко, В.Ф. Богуславская, Н.О. Белоусова, И.В. Макарова // Ростов н/Д: Фенмкс, 2022. 316 с.
56. Сергеева О.Л. Полезная релаксация для гиперактивных детей. Электронный ресурс // Официальный сайт ООО «Инфоурок». 2018. URL:Полезная релаксация для гиперактивных детей (infourok.ru)(дата обращения: 29.04.2024)
57. Сергиенко Е.А. Эмоциональный интеллект: модель,
структура теста (MSCEIT V2.0), русскоязычная адаптация / Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова // Сборник «Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям» Сер. "Интеграция академической и университетской науки" Под редакцией Д.В. Люсина и Д.В. Ушакова. Москва, 2009. С. 308-331.
58. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам // М.: Сфера, 2002. 128 с.
59. Сугундукова Е.С. Дидактическая игра «Колесо эмоций». Электронный ресурс // Международный педагогический портал «Солнечный свет». 2023. URL:Дидактическая игра "Колесо эмоций" -скачать | Сугундукова Евгения Сергеевна. Работа №319461 (solncesvet.ru)(дата обращения: 29.04.2024)
60. Сухарева И.А. Картотека упражнений по психогимнастике. Электронный ресурс // НСПортал. 2018. URL:картотека упражнений попсихогимнастике | Картотека на тему: | Образовательная социальная сеть(nsportal.ru)(дата обращения: 29.04.2024)
61. Тарасенко Т.В Развитие эмоционального интеллекта младших школьников. Электронный ресурс // Официальный сайт ООО «Инфоурок». 2022. URL:Статья "Развитие эмоционального интеллекта умладших школьников"(infourok.ru)(дата обращения: 02.03.2023)
62. Торндайк Э.Л. Процесс учения у человека / М. : Учпедгиз, 1995. 160 с.
63. Турчанинова З.Т. Эмоциональная идентификация. Методики. Электронный ресурс // Мультиурок - проект для учителей. 2019. URL:Эмоциональная идентификация. Методики (multiurok.ru)(дата обращения: 30.05.2023)
64. Чуприкова Н.В. Игры и упражнения на развитие эмпатии. Электронный ресурс // Мультиурок - проект для учителей. 2018. URL: https://multiurok.ru/fLles/ighry-i-uprazhnieniia-na-razvitiieempatii.html(Дата обращения: 29.04.2024)
65. Шергина Т. А., Попов М. М. Использование приемов
театрализации для развития творческих способностей у младших школьников. Электронный ресурс // Киберленинка. 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priemov-teatralizatsii-dlya- razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-u-mladshih-shkolnikov-1 (дата
обращения: 29.04.2024)
66. Шомуродов О.И. Медиа в современном мире. Электронный ресурс // КиберЛенинка. 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/media- v-sovremennom-mire(дата обращения: 29.04.2024)
67. Шутова А.И. Картотека игр для релаксации с гиперактивным ребенком. Электронный ресурс // НСПортал. 2020. URL: картотека игр для релаксации с гиперактивным ребенком | Картотека: |Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)(дата обращения: 29.04.2024)
68. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4
69. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto. Canada: Multi-HealthSystems. 1997.
70. Gray J. A The psychology of fear and stress. - N.Y, 1971.
71. Mayer J. D. What is Emotional Intelligence? // UNH Personality Lab. 8., 2004. Р 3-5.
72. Mayer J.D. A field guide to emotional intelligence // Ciarrochi J.P., Forgas J.P., Mayer J.D. (eds). Emotional intelligence in everyday life. Philadelphia, P.A.: Psychology Press, 2001. P. 3— 24.
73. Mayer J.D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence, 1993. P. 433— 442.
74. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press, 2000. P. 396-422.
75. Rogers O.R. Empatic: an unappreciated way of being
// The Counseling Psychologist. 1975. V. 5, N 2. P. 2—10.