ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ СИБЛИНГОВОЙ ПОЗИЦИЕЙ
|
Введение 3
Глава 1. Самооценка как психолого-педагогическая проблема в младшем школьном возрасте и влияние сиблинговой позиции на неё 8
1.1. Теоретические подходы в определении понятия «самооценка» в
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Особенности самооценки у младших школьников и влияние
сиблинговой позиции на нее 16
1.3 Методы и приемы развития адекватной самооценки младших
школьников с разной сиблинговой позицией в процессе обучения 26
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей самооценки детей младшего школьного возраста с разной сиблинговой позицией 34
2.1. Методическая организация исследования уровня самооценки младших
школьников с разной сиблинговой позицией 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 37
2.3. Программа занятий на формирование адекватной самооценки
у младших школьников с разной сиблинговой позицией 58
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Список используемых источников 69
Приложения 75
Глава 1. Самооценка как психолого-педагогическая проблема в младшем школьном возрасте и влияние сиблинговой позиции на неё 8
1.1. Теоретические подходы в определении понятия «самооценка» в
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Особенности самооценки у младших школьников и влияние
сиблинговой позиции на нее 16
1.3 Методы и приемы развития адекватной самооценки младших
школьников с разной сиблинговой позицией в процессе обучения 26
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей самооценки детей младшего школьного возраста с разной сиблинговой позицией 34
2.1. Методическая организация исследования уровня самооценки младших
школьников с разной сиблинговой позицией 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 37
2.3. Программа занятий на формирование адекватной самооценки
у младших школьников с разной сиблинговой позицией 58
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Список используемых источников 69
Приложения 75
В современном обществе внимание к психологическому развитию детей занимает центральное место в связи с его важностью для формирования здоровой и сбалансированной личности. В этом контексте, изучение различных аспектов развития детей, включая их самооценку, является предметом повышенного интереса исследователей и практикующих психологов.
Исследование самооценки младшего школьника остается одной из самых значимых проблем в психологической науке. Данный вопрос подробно освещается в трудах таких отечественных психологов как: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Захаровой, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, И.И. Чесноковой и других, а также в работах зарубежных психологов Р. Бернса, У. Джемса, Ю. Келли и других.
Наиболее точным является определение самооценки, сформулированное ученым В.С. Агаповым, который в своей работе придерживается данной позиции: «самооценка это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает» [1]. Автор приводит мнение Л.В. Бороздиной о том, что самооценка - «это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей... По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия» [17].
Профессор И. В. Маркова выделяла виды самооценки по данным параметрам:
1) уровень (высокая самооценка, средняя самооценка, низкая самооценка);
2) соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная самооценки, завышенная и заниженная самооценки) [26].
Особенности самооценки детей младшего школьного возраста можно обусловить новым периодом в жизни ребенка, ведь в возрасте 6-7 лет ребенок впервые идет в школу. Он начинает учиться, становится членом школьного коллектива, меняется его система отношений со взрослыми, появляются новые обязанности. В такой ситуации самооценка становится важным элементом в формирующейся личности младшего школьника, так как оказывает влияние на его способность учиться, изучать и осваивать новый материал, а также на развитие его умений и навыков и на уверенность в себе.
Одним из важных аспектов психологического развития детей является влияние семейного окружения и, в частности, сиблинговой позиции на формирование самооценки ребенка. Сиблинговая позиция, то есть положение ребенка в семейной структуре по отношению к другим детям, может оказывать значительное влияние на психологическое развитие и самооценку младших школьников. В современной науке проблема сиблинговых отношений также является актуальной и перспективной в психологии. Само по себе наличие сиблинга в семье, является важным фактором, влияющим на психическое развитие ребенка [28].
Одним из первых, кто начал изучать эффекты порядка рождения, был Альфред Адлер. Австрийский психолог рассматривал данный вопрос в рамках созданной им системы индивидуальной психологии и утверждал, что порядок рождения - это важный фактор личностного развития, определяющий личностные характеристики человека, как в детстве, так и во взрослом возрасте [3].
Также изучением сиблинговых отношений занимался автор Вальтер Томан. Он анализировал влияние семейных позиций сиблингов на их личностные особенности и будущую супружескую жизнь. В своей книге "Созвездие семьи: его влияние на личность и социальное поведение" он рассматривал различные семейные конфигурации с учетом порядка рождения и пола детей. Согласно В. Томану, сиблинговые позиции характеризуются количеством детей в семье, их полом, очерёдностью рождения, промежутками между рождениями [51].
Проблему исследования можно определить так: каковы особенности и способы коррекции самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией.
С целью оптимизации самооценки нами составлена программа по коррекции самооценки младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить особенности самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией и разработать программу, направленную на развитие адекватной самооценки младших школьников.
Объект исследования: самооценка младших школьников.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника с разной сиблинговой позицией.
Гипотеза исследования: самооценка младшего школьника с разной сиблинговой позицией имеет свои особенности:
1. Самооценка старшего сиблинга младшего школьного возраста склонна к высокому уровню особенно по когнитивному и эмоциональному критериям.
2. Самооценка младшего сиблинга младшего школьного возраста склонна к низкому уровню особенно по эмоциональному и поведенческому критериям.
3. Самооценка среднего сиблинга младшего школьного возраста склонна к высокому уровню особенно по эмоциональному критерию.
4. Самооценка младшего школьника, который является единственным ребенком в семье склонна к высокому уровню особенно по поведенческому критерию.
Задачи исследования:
1. Изучить и рассмотреть понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить особенности самооценки и ее взаимосвязь с сиблинговой позицией у младших школьников;
3. Подобрать диагностический комплекс для изучения самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией;
4. Провести исследование, направленное на изучение особенностей самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией;
5. Описать особенности самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией;
6. Проанализировать различия в уровнях самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией;
7. Составить программу по коррекции самооценки младшего школьника с разной сиблинговой позицией.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
2. Анкетирование;
3. Эмпирические методы исследования:
• «Методика диагностики самооценки» Дембо-Рубинштейн;
• «Определение эмоционального уровня самооценки» А.В. Захарова;
• «Дерево с человечками» Д.Лампен адаптация Л.П. Пономаренко.
4. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Экспериментальная база: Исследование проводилось на базе МАОУ СШ №157 г. Красноярска среди 2-х классов. В исследовании приняли участие всего 48 обучающихся: 2 «Р» класс - 21 чел., 2 «Ю» - 27 чел.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в г. Красноярске. По теме исследования имеется публикация.
Исследование самооценки младшего школьника остается одной из самых значимых проблем в психологической науке. Данный вопрос подробно освещается в трудах таких отечественных психологов как: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Захаровой, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, И.И. Чесноковой и других, а также в работах зарубежных психологов Р. Бернса, У. Джемса, Ю. Келли и других.
Наиболее точным является определение самооценки, сформулированное ученым В.С. Агаповым, который в своей работе придерживается данной позиции: «самооценка это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает» [1]. Автор приводит мнение Л.В. Бороздиной о том, что самооценка - «это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей... По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия» [17].
Профессор И. В. Маркова выделяла виды самооценки по данным параметрам:
1) уровень (высокая самооценка, средняя самооценка, низкая самооценка);
2) соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная самооценки, завышенная и заниженная самооценки) [26].
Особенности самооценки детей младшего школьного возраста можно обусловить новым периодом в жизни ребенка, ведь в возрасте 6-7 лет ребенок впервые идет в школу. Он начинает учиться, становится членом школьного коллектива, меняется его система отношений со взрослыми, появляются новые обязанности. В такой ситуации самооценка становится важным элементом в формирующейся личности младшего школьника, так как оказывает влияние на его способность учиться, изучать и осваивать новый материал, а также на развитие его умений и навыков и на уверенность в себе.
Одним из важных аспектов психологического развития детей является влияние семейного окружения и, в частности, сиблинговой позиции на формирование самооценки ребенка. Сиблинговая позиция, то есть положение ребенка в семейной структуре по отношению к другим детям, может оказывать значительное влияние на психологическое развитие и самооценку младших школьников. В современной науке проблема сиблинговых отношений также является актуальной и перспективной в психологии. Само по себе наличие сиблинга в семье, является важным фактором, влияющим на психическое развитие ребенка [28].
Одним из первых, кто начал изучать эффекты порядка рождения, был Альфред Адлер. Австрийский психолог рассматривал данный вопрос в рамках созданной им системы индивидуальной психологии и утверждал, что порядок рождения - это важный фактор личностного развития, определяющий личностные характеристики человека, как в детстве, так и во взрослом возрасте [3].
Также изучением сиблинговых отношений занимался автор Вальтер Томан. Он анализировал влияние семейных позиций сиблингов на их личностные особенности и будущую супружескую жизнь. В своей книге "Созвездие семьи: его влияние на личность и социальное поведение" он рассматривал различные семейные конфигурации с учетом порядка рождения и пола детей. Согласно В. Томану, сиблинговые позиции характеризуются количеством детей в семье, их полом, очерёдностью рождения, промежутками между рождениями [51].
Проблему исследования можно определить так: каковы особенности и способы коррекции самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией.
С целью оптимизации самооценки нами составлена программа по коррекции самооценки младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить особенности самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией и разработать программу, направленную на развитие адекватной самооценки младших школьников.
Объект исследования: самооценка младших школьников.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника с разной сиблинговой позицией.
Гипотеза исследования: самооценка младшего школьника с разной сиблинговой позицией имеет свои особенности:
1. Самооценка старшего сиблинга младшего школьного возраста склонна к высокому уровню особенно по когнитивному и эмоциональному критериям.
2. Самооценка младшего сиблинга младшего школьного возраста склонна к низкому уровню особенно по эмоциональному и поведенческому критериям.
3. Самооценка среднего сиблинга младшего школьного возраста склонна к высокому уровню особенно по эмоциональному критерию.
4. Самооценка младшего школьника, который является единственным ребенком в семье склонна к высокому уровню особенно по поведенческому критерию.
Задачи исследования:
1. Изучить и рассмотреть понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить особенности самооценки и ее взаимосвязь с сиблинговой позицией у младших школьников;
3. Подобрать диагностический комплекс для изучения самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией;
4. Провести исследование, направленное на изучение особенностей самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией;
5. Описать особенности самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией;
6. Проанализировать различия в уровнях самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией;
7. Составить программу по коррекции самооценки младшего школьника с разной сиблинговой позицией.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
2. Анкетирование;
3. Эмпирические методы исследования:
• «Методика диагностики самооценки» Дембо-Рубинштейн;
• «Определение эмоционального уровня самооценки» А.В. Захарова;
• «Дерево с человечками» Д.Лампен адаптация Л.П. Пономаренко.
4. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Экспериментальная база: Исследование проводилось на базе МАОУ СШ №157 г. Красноярска среди 2-х классов. В исследовании приняли участие всего 48 обучающихся: 2 «Р» класс - 21 чел., 2 «Ю» - 27 чел.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в г. Красноярске. По теме исследования имеется публикация.
Выпускная квалификационная работа посвящена теоретическому обобщению и практическому решению проблемы содержания деятельности педагога-психолога по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста с разной сиблинговой позицией, что нашло отражение в теоретическом обосновании и разработке программы.
Цель нашей выпускной квалификационной работы заключалась в исследовании особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с разной сиблинговой позицией.
В современном обществе внимание к психологическому развитию детей занимает центральное место в связи с его важностью для формирования здоровой и сбалансированной личности. В этом контексте, изучение различных аспектов развития детей, включая их самооценку, является предметом повышенного интереса исследователей и практикующих психологов.
По мнению А.И. Липкиной самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Особенности самооценки у детей младшего школьного возраста с разной сиблинговой позицией были изучены в соответствии с выделенными критериями.
Для проведения исследования был подобран диагностический
комплекс:
• «Методика диагностики самооценки» Дембо-Рубинштейн
• «Определение эмоционального уровня самооценки» А.В. Захарова
• «Дерево с человечками» Д.Лампен адаптация Л.П. Пономаренко.
Анализ результатов экспериментального исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. У старших детей в семье оказалась завышенная самооценка по когнитивному критерию (они обладают позитивным самооценочным мышлением, а также имеют положительное восприятие о себе и своих возможностях, они уверены в своих способностях) и эмоциональному критериям (могут испытывать чрезмерное чувство уверенности и самодовольства, что может проявляться в улучшеном настроении и оптимизме. Однако, в то же время, они могут стать более склонными к гневу или раздражению, если их высокое мнение о себе подвергается сомнению или критике).
2. У младших детей в семье оказалась заниженная самооценка по эмоциональному (могут проявлять определенные эмоциональные черты, связанные с их негативным восприятием себя. Они часто могут страдать от чувства недостаточности, неуверенности и самоуничижения. Они могут быть склонны к испытыванию чувства вины, стыда и даже депрессивных состояний) и поведенческому критериям (могут часто уклоняться от принятия решений из-за страха совершить ошибку или оказаться неправильными. Они могут быть склонны к самокритике и излишне критично относиться к своим поступкам)
3. У средних детей оказалась завышенная самооценка по эмоциональному критерию (могут испытывать чрезмерное чувство уверенности и самодовольства, что может проявляться в улучшеном настроении и оптимизме. Но, в то же время, они могут стать более склонными к гневу или раздражению, если их высокое мнение о себе подвергается сомнению или критике)
4. У единственных детей в семье оказалась завышенная самооценка по поведенческому критерию (чрезмерное самомнение, непомерную уверенность в собственных способностях и отсутствие готовности прислушиваться к мнению других людей).
Цель исследования достигнута, задачи реализованы в полном объеме.
Таким образом, гипотеза, выдвигаемая нами в работе, была подтверждена.
Полученные результаты явились основой составления программы групповых занятий, целью которой послужило формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста с разной сиблинговой позицией.
Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой.
Цель нашей выпускной квалификационной работы заключалась в исследовании особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с разной сиблинговой позицией.
В современном обществе внимание к психологическому развитию детей занимает центральное место в связи с его важностью для формирования здоровой и сбалансированной личности. В этом контексте, изучение различных аспектов развития детей, включая их самооценку, является предметом повышенного интереса исследователей и практикующих психологов.
По мнению А.И. Липкиной самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Особенности самооценки у детей младшего школьного возраста с разной сиблинговой позицией были изучены в соответствии с выделенными критериями.
Для проведения исследования был подобран диагностический
комплекс:
• «Методика диагностики самооценки» Дембо-Рубинштейн
• «Определение эмоционального уровня самооценки» А.В. Захарова
• «Дерево с человечками» Д.Лампен адаптация Л.П. Пономаренко.
Анализ результатов экспериментального исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. У старших детей в семье оказалась завышенная самооценка по когнитивному критерию (они обладают позитивным самооценочным мышлением, а также имеют положительное восприятие о себе и своих возможностях, они уверены в своих способностях) и эмоциональному критериям (могут испытывать чрезмерное чувство уверенности и самодовольства, что может проявляться в улучшеном настроении и оптимизме. Однако, в то же время, они могут стать более склонными к гневу или раздражению, если их высокое мнение о себе подвергается сомнению или критике).
2. У младших детей в семье оказалась заниженная самооценка по эмоциональному (могут проявлять определенные эмоциональные черты, связанные с их негативным восприятием себя. Они часто могут страдать от чувства недостаточности, неуверенности и самоуничижения. Они могут быть склонны к испытыванию чувства вины, стыда и даже депрессивных состояний) и поведенческому критериям (могут часто уклоняться от принятия решений из-за страха совершить ошибку или оказаться неправильными. Они могут быть склонны к самокритике и излишне критично относиться к своим поступкам)
3. У средних детей оказалась завышенная самооценка по эмоциональному критерию (могут испытывать чрезмерное чувство уверенности и самодовольства, что может проявляться в улучшеном настроении и оптимизме. Но, в то же время, они могут стать более склонными к гневу или раздражению, если их высокое мнение о себе подвергается сомнению или критике)
4. У единственных детей в семье оказалась завышенная самооценка по поведенческому критерию (чрезмерное самомнение, непомерную уверенность в собственных способностях и отсутствие готовности прислушиваться к мнению других людей).
Цель исследования достигнута, задачи реализованы в полном объеме.
Таким образом, гипотеза, выдвигаемая нами в работе, была подтверждена.
Полученные результаты явились основой составления программы групповых занятий, целью которой послужило формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста с разной сиблинговой позицией.
Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой.
Подобные работы
- Различия в характеристиках личности подростков с разной сиблинговой позицией в семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - «Различия в показателях эмоционально-волевой и коммуникативной
сфер младших школьников с разной сиблинговой позицией»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Характеристики коммуникативной сферы младших школьников, занимающих позицию старшего и младшего ребенка в семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - Характеристики коммуникативной сферы младших школьников, занимающих позицию старшего и младшего ребенка в семье
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Сиблинговые отношения в контексте характеристик семейной системы
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2020 - Особенности взаимоотношений сиблингов в двухдетных и многодетных семьях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019



