Введение 3
Глава 1. Самооценка как психолого-педагогическая проблема в младшем школьном возрасте и влияние сиблинговой позиции на неё 8
1.1. Теоретические подходы в определении понятия «самооценка» в
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Особенности самооценки у младших школьников и влияние
сиблинговой позиции на нее 16
1.3 Методы и приемы развития адекватной самооценки младших
школьников с разной сиблинговой позицией в процессе обучения 26
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей самооценки детей младшего школьного возраста с разной сиблинговой позицией 34
2.1. Методическая организация исследования уровня самооценки младших
школьников с разной сиблинговой позицией 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 37
2.3. Программа занятий на формирование адекватной самооценки
у младших школьников с разной сиблинговой позицией 58
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Список используемых источников 69
Приложения 75
В современном обществе внимание к психологическому развитию детей занимает центральное место в связи с его важностью для формирования здоровой и сбалансированной личности. В этом контексте, изучение различных аспектов развития детей, включая их самооценку, является предметом повышенного интереса исследователей и практикующих психологов.
Исследование самооценки младшего школьника остается одной из самых значимых проблем в психологической науке. Данный вопрос подробно освещается в трудах таких отечественных психологов как: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Захаровой, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, И.И. Чесноковой и других, а также в работах зарубежных психологов Р. Бернса, У. Джемса, Ю. Келли и других.
Наиболее точным является определение самооценки, сформулированное ученым В.С. Агаповым, который в своей работе придерживается данной позиции: «самооценка это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает» [1]. Автор приводит мнение Л.В. Бороздиной о том, что самооценка - «это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей... По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия» [17].
Профессор И. В. Маркова выделяла виды самооценки по данным параметрам:
1) уровень (высокая самооценка, средняя самооценка, низкая самооценка);
2) соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная самооценки, завышенная и заниженная самооценки) [26].
Особенности самооценки детей младшего школьного возраста можно обусловить новым периодом в жизни ребенка, ведь в возрасте 6-7 лет ребенок впервые идет в школу. Он начинает учиться, становится членом школьного коллектива, меняется его система отношений со взрослыми, появляются новые обязанности. В такой ситуации самооценка становится важным элементом в формирующейся личности младшего школьника, так как оказывает влияние на его способность учиться, изучать и осваивать новый материал, а также на развитие его умений и навыков и на уверенность в себе.
Одним из важных аспектов психологического развития детей является влияние семейного окружения и, в частности, сиблинговой позиции на формирование самооценки ребенка. Сиблинговая позиция, то есть положение ребенка в семейной структуре по отношению к другим детям, может оказывать значительное влияние на психологическое развитие и самооценку младших школьников. В современной науке проблема сиблинговых отношений также является актуальной и перспективной в психологии. Само по себе наличие сиблинга в семье, является важным фактором, влияющим на психическое развитие ребенка [28].
Одним из первых, кто начал изучать эффекты порядка рождения, был Альфред Адлер. Австрийский психолог рассматривал данный вопрос в рамках созданной им системы индивидуальной психологии и утверждал, что порядок рождения - это важный фактор личностного развития, определяющий личностные характеристики человека, как в детстве, так и во взрослом возрасте [3].
Также изучением сиблинговых отношений занимался автор Вальтер Томан. Он анализировал влияние семейных позиций сиблингов на их личностные особенности и будущую супружескую жизнь. В своей книге "Созвездие семьи: его влияние на личность и социальное поведение" он рассматривал различные семейные конфигурации с учетом порядка рождения и пола детей. Согласно В. Томану, сиблинговые позиции характеризуются количеством детей в семье, их полом, очерёдностью рождения, промежутками между рождениями [51].
Проблему исследования можно определить так: каковы особенности и способы коррекции самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией.
С целью оптимизации самооценки нами составлена программа по коррекции самооценки младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить особенности самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией и разработать программу, направленную на развитие адекватной самооценки младших школьников.
Объект исследования: самооценка младших школьников.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника с разной сиблинговой позицией.
Гипотеза исследования: самооценка младшего школьника с разной сиблинговой позицией имеет свои особенности:
1. Самооценка старшего сиблинга младшего школьного возраста склонна к высокому уровню особенно по когнитивному и эмоциональному критериям.
2. Самооценка младшего сиблинга младшего школьного возраста склонна к низкому уровню особенно по эмоциональному и поведенческому критериям.
3. Самооценка среднего сиблинга младшего школьного возраста склонна к высокому уровню особенно по эмоциональному критерию.
4. Самооценка младшего школьника, который является единственным ребенком в семье склонна к высокому уровню особенно по поведенческому критерию.
Задачи исследования:
1. Изучить и рассмотреть понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить особенности самооценки и ее взаимосвязь с сиблинговой позицией у младших школьников;
3. Подобрать диагностический комплекс для изучения самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией;
4. Провести исследование, направленное на изучение особенностей самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией;
5. Описать особенности самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией;
6. Проанализировать различия в уровнях самооценки младших школьников с разной сиблинговой позицией;
7. Составить программу по коррекции самооценки младшего школьника с разной сиблинговой позицией.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
2. Анкетирование;
3. Эмпирические методы исследования:
• «Методика диагностики самооценки» Дембо-Рубинштейн;
• «Определение эмоционального уровня самооценки» А.В. Захарова;
• «Дерево с человечками» Д.Лампен адаптация Л.П. Пономаренко.
4. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Экспериментальная база: Исследование проводилось на базе МАОУ СШ №157 г. Красноярска среди 2-х классов. В исследовании приняли участие всего 48 обучающихся: 2 «Р» класс - 21 чел., 2 «Ю» - 27 чел.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в г. Красноярске. По теме исследования имеется публикация.
Выпускная квалификационная работа посвящена теоретическому обобщению и практическому решению проблемы содержания деятельности педагога-психолога по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста с разной сиблинговой позицией, что нашло отражение в теоретическом обосновании и разработке программы.
Цель нашей выпускной квалификационной работы заключалась в исследовании особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с разной сиблинговой позицией.
В современном обществе внимание к психологическому развитию детей занимает центральное место в связи с его важностью для формирования здоровой и сбалансированной личности. В этом контексте, изучение различных аспектов развития детей, включая их самооценку, является предметом повышенного интереса исследователей и практикующих психологов.
По мнению А.И. Липкиной самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Особенности самооценки у детей младшего школьного возраста с разной сиблинговой позицией были изучены в соответствии с выделенными критериями.
Для проведения исследования был подобран диагностический
комплекс:
• «Методика диагностики самооценки» Дембо-Рубинштейн
• «Определение эмоционального уровня самооценки» А.В. Захарова
• «Дерево с человечками» Д.Лампен адаптация Л.П. Пономаренко.
Анализ результатов экспериментального исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. У старших детей в семье оказалась завышенная самооценка по когнитивному критерию (они обладают позитивным самооценочным мышлением, а также имеют положительное восприятие о себе и своих возможностях, они уверены в своих способностях) и эмоциональному критериям (могут испытывать чрезмерное чувство уверенности и самодовольства, что может проявляться в улучшеном настроении и оптимизме. Однако, в то же время, они могут стать более склонными к гневу или раздражению, если их высокое мнение о себе подвергается сомнению или критике).
2. У младших детей в семье оказалась заниженная самооценка по эмоциональному (могут проявлять определенные эмоциональные черты, связанные с их негативным восприятием себя. Они часто могут страдать от чувства недостаточности, неуверенности и самоуничижения. Они могут быть склонны к испытыванию чувства вины, стыда и даже депрессивных состояний) и поведенческому критериям (могут часто уклоняться от принятия решений из-за страха совершить ошибку или оказаться неправильными. Они могут быть склонны к самокритике и излишне критично относиться к своим поступкам)
3. У средних детей оказалась завышенная самооценка по эмоциональному критерию (могут испытывать чрезмерное чувство уверенности и самодовольства, что может проявляться в улучшеном настроении и оптимизме. Но, в то же время, они могут стать более склонными к гневу или раздражению, если их высокое мнение о себе подвергается сомнению или критике)
4. У единственных детей в семье оказалась завышенная самооценка по поведенческому критерию (чрезмерное самомнение, непомерную уверенность в собственных способностях и отсутствие готовности прислушиваться к мнению других людей).
Цель исследования достигнута, задачи реализованы в полном объеме.
Таким образом, гипотеза, выдвигаемая нами в работе, была подтверждена.
Полученные результаты явились основой составления программы групповых занятий, целью которой послужило формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста с разной сиблинговой позицией.
Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой.
1. Агапов В. С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей. - М: ООО "ПКЦ Альтекс", 2012. 495 с.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов: пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 448 с.
3. Адлер А. Наука жить. СПб.: Питер, 2021. 240 с.
4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М: Академический Проект, 2007. 240 с.
5. Алексеева О.С. Порядок рождения и когнитивное развитие сиблингов // Психологические исследования . 2008. № 2 .
6. Алибегашвили Н.М. Проблема братско-сестринских взаимоотношений в психологии // Современные технологии в образовании. 2018 . № 18 . С . 11-15 .
7. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы познания человека. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 382 с.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб: Питер, 2018. 288 с.
9. Архиреева, Т. В. Самооценка академической компетентности
младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: Электронный журнал 2009 №.2. URL:
http://www/prognosis.ru/int_correspondent.html(дата обращения: 15.09.2023).
10. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток: Практ. руководство для отчаявшихся родителей / Роберт Т. Байярд, Джин Байярд; Перевод с англ. А. Б. Орлова. М: Просвещение, 2023. 223с.
11. Барсукова А.Е. Возрастная периодизация психического развития по Даниилу Борисовичу Эльконину // Современные научные исследования и инноваци. 2020. №6 (110). С. 42.
12. Баскаева О.В. Основные направления сиблинговых исследований // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021. № 2. С. 96-115.
13. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 420 с.
14. Боговская К. О. Изучение Я-концепции в Отечественной психологии // Сборник научных статей. М.: Инфинити, 2020. С. 147-151.
15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
16. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
17. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я - концепцией // Вестн. Московского ун-та. Сер. 14: Психология. 2011. № 1. С. 54-65.
18. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: Проект-Ф, 2001. 204 с.
19. Булыгина М.В. Сиблинговые отношения и их роль в жизни человека // «Современная зарубежная психология». 2021. №4. С. 147-156.
20. Васильева С. М. , Шамаева В. С. Самооценка сиблингов и особенности взаимоотношения в семье // Вестник современных исследований . 2018. № 12 . С . 57-59.
21. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
22. Гадаборшева З.И., Гакаева А.Х.А., Гакаева М.Х.А. Проблема самооценки младших школьников в зарубежной и отечественной психологии // Шаг в науку Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции с участием студентов. Грозный: Чеченский государственный педагогический университет; АЛЕФ, 2021. С. 49-52.
23. Гридяева Л. Н. , Манжурина А. А. Особенности самооценки детей дошкольного возраста с разной сиблинговой позицией // Психологические проблемы современной семьи . 2018 . С . 774-778.
24. Гусева А.П. сущность понятия «самооценка» в научной литературе // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2021. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна" , 2021. С. 239-242.
25. Дитенберг Д. А. Формирование адекватной самооценки у старшеклассников // Сборник научных трудов. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 2022. С. 52-72.
26. Едиханова Ю.М. Проблема самооценки детей в психолого-педагогической литературе // Современный научный вестник. 2017. №8. С. 11-23.
27. Захарова А.В. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. 1980. № 4. С.90-99.
28. Зырянова Н. М. Ранние сиблинговые исследования //
Психологические исследования . 2008. № 2 . С . 38-56.
29. Казаков В.Г. Познай себя: Самооценка и направленность личности: Метод. пособие / Казаков В. Г. М: Изд-во ИПКИПРНОМО, 1993
30. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 512 с.
31. Козлова Л. Е. , Лукьянченко Н . В . Влияние сиблинговой позиции детства на характеристики семейной жизни взрослого человека // Школа и личность . 2014 . С . 14-15 .
32. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самоконтроля. Хрестоматия по социальной психологии поведения / Под ред. Д.Я. Райгородский. Самара: «БАХРАХ-М», 2021. С. 45-96.
33. Левак Ю.В., Сапожников М.А., Лаврова Л.И. Изучение Понятия самооценки в психологии // Молодёжная Наука сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза), 2023. С. 176-178.
34. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2¬х т. М.: Педагогика, 1983. 320 с.
35. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Смысл. 2020. 880 с.
36. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знания, 1976. 64 с.
37. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; Под ред. Рузской А. Г.; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол. -соц. ин-т. М: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. 383 с.
38. Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн
// Инфоурок URL: https://infourok.ru/metodika-samoocenki-i-urovnya-
prityazanij-dembo-rubinshtejn-6166212.html(дата обращения: 09.09.2023).
39. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М., 1995. - 400 с.
40. Определение эмоционального уровня самооценки (А.В.
Захарова) // dporcchap.r URL: https://dporcchap.ru/wp-
content/uploads/2024/05/a.v.-zaharova-metodika-opredelenie-emoczionalnogo-urovnya-samooczenki.pdf(дата обращения: 09.09.2023).
41. Паркаев П.О., Семенова Л.Э. Личностные особенности молодых людей с разной сиблинговой позицией // Нижегородский психологический альманах. 2021. №1. С. 120-130.
42. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика: монография / Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. М.: МПГУ, 2022. 524 с.
43. Рогова Е.Е. Особенности проявления агрессии у подростков с разным уровнем самооценки // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. №12. С. 360-363.
44. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М: ИОИ, 2017. 240 с.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 2023. 720 с.
46. Степанова К.С. Особенности самооценки детей младшего
школьного возраста // Вестник магистратуры. 2022. №3-2(126). С. 126¬
132.
47. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.
48. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие для студ. вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 672с.
49. Тест «Дерево» // goctt.grodno.by URL:https:// goctt. grodno.by/wp-content/uploads/2020/11/TEST-DEREVO.pdf(дата обращения: 09.09.2023).
50. Тихая А.А. Особенности сиблинговых отношений в замещающих семьях, воспитывающих детей с особенностями развития // Семья в современном мире. Курск: Курский государственный медицинский университет , 2017. С. 344-351.
51. Томан В. Family Constellation as a Character and Marriage Deter-minant // Int. J. Psychoanal. 1959. N 40. P. 316-319.
52. Фатуллаева, А. Т. Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте [Текст]: дис. канд. педаг. наук : 13.00.01 / Фатуллаева А.Т.; Дагестан. гос. пед. ун-т.- Махачкала, 2009;
53. Фрейд 3. Психология бессознательного М.: Питер. 2019. 448 с.
54. Холодняк О.А. Исследование особенностей самоотношения у студентов педагогического вуза // Сборник трудов конференции. Ростов -
на-Дону: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2023. С. 207-212.
55. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова. Москва: Наука, 1977. 144 с.
56. Човдырова Г.С Рассмотрение самооценки как копинг-ресурса личности в контексте трудов некоторых зарубежных ученых // Матрица научного познания. 2021. №10-1. С. 205-219.
57. Чуб Д. А. Влияние родительских установок на самооценку детей дошкольного возраста // Материалы и методы инновационных научно-практических исследований и разработок. Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований" (Уфа), 2023. С. 64-67.
58. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 2008.
59. Яковлева М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 151-155.