Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности словоизменения и словообразования у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью

Работа №156684

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1. Развитие грамматического строя речи у детей в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития грамматического строя у детей с легкой
умственной отсталостью 16
1.3. Обзор методик логопедической работы по диагностике и
коррекции нарушений грамматического строя речи 24
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 32
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 32
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
2.3. Методические рекомендации по развитию словоизменения у
обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью 56
Заключение 74
Список используемых источников 77
Приложение 84

Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время остается актуальной проблема обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Одним из важнейших инструментов социализации ребенка с умственной отсталостью является достаточно развитая, полноценная речь, которая служит средством повышения познавательной деятельности ребенка, его коммуникативной компетентности, личностного развития, и как следствие достижения успешной социальной адаптации.
Как показали исследования многих авторов (М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф и другие), у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости наблюдается системное недоразвитие речи, которое выражается в нарушении всех ее компонентов: звукопроизношения, лексики, грамматического строя, связной речи. Отмечается недоразвитие как импрессивной, так и экспрессивной речи.
Одной из важнейших задач в речевом развитии детей является формирование и развитие грамматического строя речи.
Отечественные ученые (М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова, М.Ф. Феофанов, А.П. Федченко, Р.И. Лалаева) отмечают, что у школьников с умственной отсталостью легкой степени наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения. Проявления нарушений грамматического строя речи наблюдаются у детей с умственной отсталостью даже в старших классах. Данный факт говорит о необходимости формирования грамматического строя речи у обучающихся рассматриваемой категории. 
Поэтому проблема изучения особенностей грамматического строя речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью с целью планирования коррекционной работы приобретает особую актуальность.
Объект исследования: грамматический строй речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования: особенности сформированности навыков словоизменения и словообразования у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: выявить особенности и уровни сформированности словоизменения и словообразования у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью и составить методические рекомендации на основе выявленных особенностей.
Задачи:
1. Провести анализ состояния проблемы изучения грамматического строя у обучающихся с легкой умственной отсталостью;
2. Выявить специфические и типологические особенности и уровни сформированности словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью;
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по развитию навыков словоизменения и словообразования у обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии:
- о поэтапном развитии грамматического строя речи (А.Н. Гвоздев)
- о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Р.М. Власова и др.)
- о понимании речи как сложной системы, структурные компоненты которой тесно взаимосвязаны (Р.Е.Левина и др.)
- о понимании импрессивной речи как базовой предпосылки для возникновения активной речи (Г.Л. Розенгарт-Пупко, К.Л. Якубовская).
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что:
1. Сформированность грамматического строя речи предполагает сформированность навыков понимания и употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей;
2. Особенности словоизменения и словообразования у обучающихся 3 - 4 классов с легкой умственной отсталостью представлены различными экспрессивными и импрессивными нарушениями морфологической системы;
3. Выявленные особенности и уровни сформированности позволят составить дифференцированные методические рекомендации по развитию навыков словообразования и словоизменения у данной категории детей.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
• Эмпирические: изучение медицинской и психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении представлений об особенностях словоизменения обучающихся с умственной отсталостью легкой степени, а также об особенностях логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы логопедами, педагогами-практиками, работающими с данной категорией детей, в целях выявления особенностей словоизменения и словообразования обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью легкой степени, а также при работе по коррекции нарушений словоизменения и словообразования у детей данной категории.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе КГБОУ «Красноярская школа № 5», МБОУ «Средняя школа № 72 с углубленным изучением предметов имени М.Н. Толстихина» города Красноярска. Для проведения исследования были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошло 10 обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью легкой степени (клинический диагноз F 70). В контрольную группу вошло 10 обучающихся третьих классов с нормой интеллектуального развития.
Этапы проведения исследования:
1 этап (сентябрь - ноябрь 2018 г.). Изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, задач и гипотезы исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
2 этап (апрель 2019 г.). Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов.
3 этап (апрель - май 2019 г.). Разработка методических рекомендаций по развитию навыка словоизменения и словообразования у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени.
Структура и объем.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение, проиллюстрирована 2 рисунками и 1 таблицей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучению проблемы развития грамматического строя у детей с легкой степенью умственной отсталости посвящены исследования А.К. Аксеновой, Н.М. Барской, В.В. Воронковой, М.Ф. Гнездилова, Л.Н. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, В.Г. Петровой, И.Н. Садовниковой, Л.А. Соботович, М.Ф. Феофанова, М.П. Федченко и других ученых. Авторы отмечают, что у умственно отсталых школьников наблюдается существенное недоразвитие грамматического строя речи.
В становлении грамматической стороны речи у детей с легкой степенью умственной отсталости отечественные и зарубежные исследователи отмечают как общие с детьми с нормальным интеллектом закономерности, так и специфические особенности. Нарушения грамматического строя речи у данной категории детей проявляются в нарушении процессов словообразования, словоизменения, а также в недоразвитии синтаксической структуры предложения.
Большинство авторов при развитии грамматического строя речи у школьников с умственной отсталостью легкой степени предлагают учитывать результаты диагностики особенностей и уровня сформированности грамматической стороны речи, а также опираться на этапы развития грамматического строя в онтогенезе.
С целью выявления особенностей и уровней сформированности словоизменения и словообразования у обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью легкой степени нами проведен констатирующий эксперимент на базе КГБОУ «Красноярская школа № 5», МБОУ «Средняя школа № 72 с углубленным изучением предметов имени М.Н. Толстихина» города Красноярска. Для проведения исследования были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошло 10 обучающихся 3 - 4 классов с умственной отсталостью легкой степени (клинический диагноз F 70). В контрольную группу вошло 10 обучающихся третьих классов с нормой интеллектуального развития.
В ходе диагностики мы использовали методики Р.И. Лалаевой и Г.В. Чиркиной. Нами был подобран наглядный материал к предлагаемым пробам. В ходе обследования мы использовали материал, предложенный Е.А. Стребелевой и О.Б. Иншаковой.
В результате обследования все дети с нормой интеллекта показали высокий уровень сформированности словоизменения и словообразования.
В то время как обучающиеся 3 - 4 классов с умственной отсталостью легкой степени показали средний, ниже среднего и низкий уровни сформированности словоизменения.
Навыки словообразования у экспериментальной группы находились на уровне ниже среднего и низком.
В ходе констатирующего эксперимента нами были выявлены особенности словоизменения у обучающихся с умственной отсталостью: более поздние сроки усвоения падежных окончаний, нежели у детей в норме; не правильное употребление падежных окончаний и окончаний существительного множественного числа; смешения окончаний между падежами; наибольшие трудности при усвоении падежных окончаний множественного числа, нежели падежных окончаний единственного числа; не правильное согласование прилагательных с существительными.
Что касаемо особенностей словообразования, то они проявлялись в следующем: ограниченное понимание грамматических категорий, наибольшие трудности при понимании приставочных глаголов и относительных прилагательных; использование при словообразовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов хорошо знакомые и усвоенные путем частого повторения и применения суффиксы: -ик, -чик, -ёныш; низкий уровень усвоения словообразовательных суффиксов: -ек, -ышк, -чек, -це; замены гласных в корне образуемых слов; низкий уровень усвоения правил чередования согласных ч-к в корне слова; замена сложных приставок при образовании приставочных глаголов на более знакомые и часто применяемые; замена глаголов с приставками на бесприставочные; низкий уровень усвоения умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные суффиксальным способом.
Все обучающиеся были разделены на две группы: первая - с наиболее благоприятной перспективой развития, вторая - с менее благоприятной. В зависимости от выявленной симптоматики определены направления работы, дифференцированные между первой группой и второй.
На основе результатов констатирующего эксперимента нами разработаны дифференцированные методические рекомендации по развитию словоизменения и словообразования у обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью легкой степени, которые отражают следующие принципы этиопатогенетический и онтогенетический принципы, принцип сознательности, комплексности, активности, наглядности, системности, развития, дифференцированного подхода. А также опирающиеся на требования, направления и содержание логопедической работы.
При составлении методических рекомендаций мы опирались на работы Т.В. Александровой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, В.Г. Петровой, Т.В. Тумановой, Н.В. Серебряковой.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, полученные экспериментальные данные не противоречат выдвинутой гипотезе.



1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксенова. - М.: Владос, 2004. - 316 с.
2. Александрова, Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 48 с.
3. Аносова, Л.Р. Онтогенез синтаксиса и формирование языковой способности / Л.Р. Аносова // Психолингвистические исследования. - М. - 1978. - С. 79-90.
4. Арушанова, А.Г. Дошкольный возраст: формирование
грамматического строя речи / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 1993. - №9. - с. 58.
5. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. - М.: АРКТИ, 2002. - 136 с
6. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи/ Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. - Минск : Адукацыя i выхаванне, 2010. - 151 с.
7. Богоявленский, Д.Н. Психология освоения орфографии / Д.Н.
Богоявленский. - М.: Издательство академии педагогических наук
РСФСР, 1957. - 416 с.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 1961. - 471 с.
9. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 2000. - с. 260-274.
10. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
11. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: РГПУ им. Герцена,
2001. - 240 с.
12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. Для логопеда.-2е изд., перераб. / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
13. Ефименкова, Л.Н. Формирование связной речи у детей- олигофренов: Пособие для логопедов и учителей вспомогательной школы / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. - М.: Просвещение, 1970. - 205 с.
14. Жукова, Н.С. Преодоление ОНР у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1999. - 320 с.
15. Заимцян, Д.Р. Синтаксические правила языка и их использование в речевой продукции детей с недоразвитием речи / Д.Р. Заимцян // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - №4 - С.182-185.
16. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века: Приложение: Дневник Е.К. Грачевой. - М., 1995. - 323-351 с.
17. Захарова, А.В. К вопросу о развитии грамматического строя речи детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.В. Захарова. - М., 1955. - 16 с.
18. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2005 - 297 с.
19. Конина, М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 2000. - С. 283-290.
20. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. - М.: Владос, 2004. - 223 с.
21. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. - М.: Айрис- пресс, 2004. - 72 с.
22. Лалаева, Р.И. Особенности проявлений взаимосвязи интеллекта и языковой способности в речевом развитии детей при нормальном и нарушенном онтогенезе / Р.И. Лалаева // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2008. - №3 С.145-157.
23. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи /Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Речь, 2001. - 215 с.
24. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 1998. - 680 с.
25. Лурия, А.Р. Умственно отсталый ребенок / А.Р. Лурия. - М.: Просвещение, 1960. - 309 с.
26. Обследование речи младших школьников:
метод.рекомендации / [А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Е.В. Насонова и др.]; под ред. А.В. Мамаевой; Краснояр.гос.пед.ун-т им.В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - 118 с.
27. Орлова, А.М. Развиваем связную речь у дошкольников в общении. - М.: Белый ветер, 2014. - 116 с.
28. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др./ Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Владос,
2002. - 401 с.
29. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
30. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В.Г. Петрова. - М.: Педагогика, 1977. - 200 с.
31. Попова, М.И. К вопросу об овладении грамматическими элементами языка детьми преддошкольного возраста (овладение согласованием в роде): Автореф. канд. дис./ М.И. Попова. - М., 1956.
32. Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
33. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» /[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с.
34. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин. - М.: Владос, 2011. - 305 с.
35. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1995. - 192 с.
36. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. Перевод с английского Е.И. Негневицкой / Под общей редакцией и с предисловием А.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1976. - 336 с.
37. Смирнова, З.Н. Понимание и употребление прилагательных учащимися вспомогательной школы и развитие их речи в связи с изучением данной грамматической категории: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / З.Н. Смирнова. - М., 1964. - 21 с.
38. Соботович, Е.Ф Речевое недоразвитие у детей и пути их коррекции / Е.Ф. Соботович. - М.: Владос, 2003. - 209 с.
39. Сохин, Ф.А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.00 / Ф.А. Сохин. - М., 1955. - 15 с.
40. Сохин, Ф.А. К проблеме онтогенеза правил словообразования / Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, А.М. Шахнарович // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. - М., 1978. - С. 35-52.
41. Тамбовцева, А.Г. Формирование грамматического строя речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. - М., 1984. - С. 105-123.
42. Тамбовцева, А.Г. Формирование способов
словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду / А.Г. Тамбовцева. - М., 1983. - 24 с.
43. Тенкачева, Т.Р. Онтогенез формирования грамматической стороны речи у дошкольников / Т.Р. Тенкачева // Специальное образование. - 2013. - № 4. - С.66-71.
44. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Дефектология № 4. - М., - 2001. - С. 69-75.
45. Ушакова, Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного
языка / Т.Н. Ушакова // Материалы 3-го симпозиума по
психолингвистике. - М., 1970. - С. 121-126.
46. Федченко, А.П. Формирование синтаксического строя письменной речи у учащихся старших классов вспомогательной школы: (На материале сложного предложения): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03/ А.П. Федченко. - М., 1984. - 166 с.
47. Феофанов, М.П. Очерки психологии усвоения русского языка учащимися вспомогательной школы / М.П. Феофанов. - М.: АПН РСФСР, 1955. - 126 с.
48. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография/ Т.Б. Филичева.- М., 2000. - 314 с.
49. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ, 2002. — 136 с.
50. Хохлова, А.А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 - СПб., 1999. - 310 с.
51. Цейтлин С.Н. Обратное словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку / Под ред. А.М. Шахнаровича. - М., 1978. - С. 61-67.
52. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений/ С.Н. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
53. Чигинцева, Е.Г. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Алалия» для студентов, получающих специальность: 031800 «Логопедия» / Авт.- сост. Е.Г. Чигинцева. - Магнитогорск: МаГУ, 2006.
54. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений/ Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
55. Чуковский, К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. - М.: Просвещение, 1990. - 384 с.
56. Шахнарович, А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики: Лексика. Семантика. Грамматика / А.М. Шахнарович. - М.: Ин-т языкознания РАН, 1999. - 165 с.
57. Шахнарович, А.М. Семантика детской речи, психолингвистический анализ: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / А.М. Шахнарович. - М., 1985. - 40 с.
58. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1958. - 116 с.
59. Эльконин, Д.Б. Развитие словаря и грамматического строя речи / Д.Б. Эльконин // Психология детей дошкольного возраста. - М., 1964. - с. 134-147
60. Bates E., MacWhinney B. Functionalist approach to grammar // E.Manner, L.Gleitman (eds). Language Acquisition: The State of the Art. Cambridge, 1982. - P.140-173.
61. Brown. R. Bellugill. Three processes in the child's acquisition of syntax. / n: Lennebery E.N.(Ed.). New direction in the study of language. Cambridge, 1964. - P.131-162.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ