Особенности словоизменения и словообразования у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1. Развитие грамматического строя речи у детей в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития грамматического строя у детей с легкой
умственной отсталостью 16
1.3. Обзор методик логопедической работы по диагностике и
коррекции нарушений грамматического строя речи 24
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 32
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 32
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
2.3. Методические рекомендации по развитию словоизменения у
обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью 56
Заключение 74
Список используемых источников 77
Приложение 84
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1. Развитие грамматического строя речи у детей в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития грамматического строя у детей с легкой
умственной отсталостью 16
1.3. Обзор методик логопедической работы по диагностике и
коррекции нарушений грамматического строя речи 24
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 32
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 32
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
2.3. Методические рекомендации по развитию словоизменения у
обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью 56
Заключение 74
Список используемых источников 77
Приложение 84
Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время остается актуальной проблема обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Одним из важнейших инструментов социализации ребенка с умственной отсталостью является достаточно развитая, полноценная речь, которая служит средством повышения познавательной деятельности ребенка, его коммуникативной компетентности, личностного развития, и как следствие достижения успешной социальной адаптации.
Как показали исследования многих авторов (М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф и другие), у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости наблюдается системное недоразвитие речи, которое выражается в нарушении всех ее компонентов: звукопроизношения, лексики, грамматического строя, связной речи. Отмечается недоразвитие как импрессивной, так и экспрессивной речи.
Одной из важнейших задач в речевом развитии детей является формирование и развитие грамматического строя речи.
Отечественные ученые (М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова, М.Ф. Феофанов, А.П. Федченко, Р.И. Лалаева) отмечают, что у школьников с умственной отсталостью легкой степени наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения. Проявления нарушений грамматического строя речи наблюдаются у детей с умственной отсталостью даже в старших классах. Данный факт говорит о необходимости формирования грамматического строя речи у обучающихся рассматриваемой категории.
Поэтому проблема изучения особенностей грамматического строя речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью с целью планирования коррекционной работы приобретает особую актуальность.
Объект исследования: грамматический строй речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования: особенности сформированности навыков словоизменения и словообразования у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: выявить особенности и уровни сформированности словоизменения и словообразования у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью и составить методические рекомендации на основе выявленных особенностей.
Задачи:
1. Провести анализ состояния проблемы изучения грамматического строя у обучающихся с легкой умственной отсталостью;
2. Выявить специфические и типологические особенности и уровни сформированности словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью;
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по развитию навыков словоизменения и словообразования у обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии:
- о поэтапном развитии грамматического строя речи (А.Н. Гвоздев)
- о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Р.М. Власова и др.)
- о понимании речи как сложной системы, структурные компоненты которой тесно взаимосвязаны (Р.Е.Левина и др.)
- о понимании импрессивной речи как базовой предпосылки для возникновения активной речи (Г.Л. Розенгарт-Пупко, К.Л. Якубовская).
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что:
1. Сформированность грамматического строя речи предполагает сформированность навыков понимания и употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей;
2. Особенности словоизменения и словообразования у обучающихся 3 - 4 классов с легкой умственной отсталостью представлены различными экспрессивными и импрессивными нарушениями морфологической системы;
3. Выявленные особенности и уровни сформированности позволят составить дифференцированные методические рекомендации по развитию навыков словообразования и словоизменения у данной категории детей.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
• Эмпирические: изучение медицинской и психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении представлений об особенностях словоизменения обучающихся с умственной отсталостью легкой степени, а также об особенностях логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы логопедами, педагогами-практиками, работающими с данной категорией детей, в целях выявления особенностей словоизменения и словообразования обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью легкой степени, а также при работе по коррекции нарушений словоизменения и словообразования у детей данной категории.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе КГБОУ «Красноярская школа № 5», МБОУ «Средняя школа № 72 с углубленным изучением предметов имени М.Н. Толстихина» города Красноярска. Для проведения исследования были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошло 10 обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью легкой степени (клинический диагноз F 70). В контрольную группу вошло 10 обучающихся третьих классов с нормой интеллектуального развития.
Этапы проведения исследования:
1 этап (сентябрь - ноябрь 2018 г.). Изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, задач и гипотезы исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
2 этап (апрель 2019 г.). Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов.
3 этап (апрель - май 2019 г.). Разработка методических рекомендаций по развитию навыка словоизменения и словообразования у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени.
Структура и объем.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение, проиллюстрирована 2 рисунками и 1 таблицей.
Как показали исследования многих авторов (М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф и другие), у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости наблюдается системное недоразвитие речи, которое выражается в нарушении всех ее компонентов: звукопроизношения, лексики, грамматического строя, связной речи. Отмечается недоразвитие как импрессивной, так и экспрессивной речи.
Одной из важнейших задач в речевом развитии детей является формирование и развитие грамматического строя речи.
Отечественные ученые (М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова, М.Ф. Феофанов, А.П. Федченко, Р.И. Лалаева) отмечают, что у школьников с умственной отсталостью легкой степени наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения. Проявления нарушений грамматического строя речи наблюдаются у детей с умственной отсталостью даже в старших классах. Данный факт говорит о необходимости формирования грамматического строя речи у обучающихся рассматриваемой категории.
Поэтому проблема изучения особенностей грамматического строя речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью с целью планирования коррекционной работы приобретает особую актуальность.
Объект исследования: грамматический строй речи у обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Предмет исследования: особенности сформированности навыков словоизменения и словообразования у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: выявить особенности и уровни сформированности словоизменения и словообразования у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью и составить методические рекомендации на основе выявленных особенностей.
Задачи:
1. Провести анализ состояния проблемы изучения грамматического строя у обучающихся с легкой умственной отсталостью;
2. Выявить специфические и типологические особенности и уровни сформированности словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью;
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по развитию навыков словоизменения и словообразования у обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии:
- о поэтапном развитии грамматического строя речи (А.Н. Гвоздев)
- о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Р.М. Власова и др.)
- о понимании речи как сложной системы, структурные компоненты которой тесно взаимосвязаны (Р.Е.Левина и др.)
- о понимании импрессивной речи как базовой предпосылки для возникновения активной речи (Г.Л. Розенгарт-Пупко, К.Л. Якубовская).
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что:
1. Сформированность грамматического строя речи предполагает сформированность навыков понимания и употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей;
2. Особенности словоизменения и словообразования у обучающихся 3 - 4 классов с легкой умственной отсталостью представлены различными экспрессивными и импрессивными нарушениями морфологической системы;
3. Выявленные особенности и уровни сформированности позволят составить дифференцированные методические рекомендации по развитию навыков словообразования и словоизменения у данной категории детей.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
• Эмпирические: изучение медицинской и психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении представлений об особенностях словоизменения обучающихся с умственной отсталостью легкой степени, а также об особенностях логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы логопедами, педагогами-практиками, работающими с данной категорией детей, в целях выявления особенностей словоизменения и словообразования обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью легкой степени, а также при работе по коррекции нарушений словоизменения и словообразования у детей данной категории.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе КГБОУ «Красноярская школа № 5», МБОУ «Средняя школа № 72 с углубленным изучением предметов имени М.Н. Толстихина» города Красноярска. Для проведения исследования были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошло 10 обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью легкой степени (клинический диагноз F 70). В контрольную группу вошло 10 обучающихся третьих классов с нормой интеллектуального развития.
Этапы проведения исследования:
1 этап (сентябрь - ноябрь 2018 г.). Изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, задач и гипотезы исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
2 этап (апрель 2019 г.). Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов.
3 этап (апрель - май 2019 г.). Разработка методических рекомендаций по развитию навыка словоизменения и словообразования у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени.
Структура и объем.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение, проиллюстрирована 2 рисунками и 1 таблицей.
Изучению проблемы развития грамматического строя у детей с легкой степенью умственной отсталости посвящены исследования А.К. Аксеновой, Н.М. Барской, В.В. Воронковой, М.Ф. Гнездилова, Л.Н. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, В.Г. Петровой, И.Н. Садовниковой, Л.А. Соботович, М.Ф. Феофанова, М.П. Федченко и других ученых. Авторы отмечают, что у умственно отсталых школьников наблюдается существенное недоразвитие грамматического строя речи.
В становлении грамматической стороны речи у детей с легкой степенью умственной отсталости отечественные и зарубежные исследователи отмечают как общие с детьми с нормальным интеллектом закономерности, так и специфические особенности. Нарушения грамматического строя речи у данной категории детей проявляются в нарушении процессов словообразования, словоизменения, а также в недоразвитии синтаксической структуры предложения.
Большинство авторов при развитии грамматического строя речи у школьников с умственной отсталостью легкой степени предлагают учитывать результаты диагностики особенностей и уровня сформированности грамматической стороны речи, а также опираться на этапы развития грамматического строя в онтогенезе.
С целью выявления особенностей и уровней сформированности словоизменения и словообразования у обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью легкой степени нами проведен констатирующий эксперимент на базе КГБОУ «Красноярская школа № 5», МБОУ «Средняя школа № 72 с углубленным изучением предметов имени М.Н. Толстихина» города Красноярска. Для проведения исследования были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошло 10 обучающихся 3 - 4 классов с умственной отсталостью легкой степени (клинический диагноз F 70). В контрольную группу вошло 10 обучающихся третьих классов с нормой интеллектуального развития.
В ходе диагностики мы использовали методики Р.И. Лалаевой и Г.В. Чиркиной. Нами был подобран наглядный материал к предлагаемым пробам. В ходе обследования мы использовали материал, предложенный Е.А. Стребелевой и О.Б. Иншаковой.
В результате обследования все дети с нормой интеллекта показали высокий уровень сформированности словоизменения и словообразования.
В то время как обучающиеся 3 - 4 классов с умственной отсталостью легкой степени показали средний, ниже среднего и низкий уровни сформированности словоизменения.
Навыки словообразования у экспериментальной группы находились на уровне ниже среднего и низком.
В ходе констатирующего эксперимента нами были выявлены особенности словоизменения у обучающихся с умственной отсталостью: более поздние сроки усвоения падежных окончаний, нежели у детей в норме; не правильное употребление падежных окончаний и окончаний существительного множественного числа; смешения окончаний между падежами; наибольшие трудности при усвоении падежных окончаний множественного числа, нежели падежных окончаний единственного числа; не правильное согласование прилагательных с существительными.
Что касаемо особенностей словообразования, то они проявлялись в следующем: ограниченное понимание грамматических категорий, наибольшие трудности при понимании приставочных глаголов и относительных прилагательных; использование при словообразовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов хорошо знакомые и усвоенные путем частого повторения и применения суффиксы: -ик, -чик, -ёныш; низкий уровень усвоения словообразовательных суффиксов: -ек, -ышк, -чек, -це; замены гласных в корне образуемых слов; низкий уровень усвоения правил чередования согласных ч-к в корне слова; замена сложных приставок при образовании приставочных глаголов на более знакомые и часто применяемые; замена глаголов с приставками на бесприставочные; низкий уровень усвоения умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные суффиксальным способом.
Все обучающиеся были разделены на две группы: первая - с наиболее благоприятной перспективой развития, вторая - с менее благоприятной. В зависимости от выявленной симптоматики определены направления работы, дифференцированные между первой группой и второй.
На основе результатов констатирующего эксперимента нами разработаны дифференцированные методические рекомендации по развитию словоизменения и словообразования у обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью легкой степени, которые отражают следующие принципы этиопатогенетический и онтогенетический принципы, принцип сознательности, комплексности, активности, наглядности, системности, развития, дифференцированного подхода. А также опирающиеся на требования, направления и содержание логопедической работы.
При составлении методических рекомендаций мы опирались на работы Т.В. Александровой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, В.Г. Петровой, Т.В. Тумановой, Н.В. Серебряковой.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, полученные экспериментальные данные не противоречат выдвинутой гипотезе.
В становлении грамматической стороны речи у детей с легкой степенью умственной отсталости отечественные и зарубежные исследователи отмечают как общие с детьми с нормальным интеллектом закономерности, так и специфические особенности. Нарушения грамматического строя речи у данной категории детей проявляются в нарушении процессов словообразования, словоизменения, а также в недоразвитии синтаксической структуры предложения.
Большинство авторов при развитии грамматического строя речи у школьников с умственной отсталостью легкой степени предлагают учитывать результаты диагностики особенностей и уровня сформированности грамматической стороны речи, а также опираться на этапы развития грамматического строя в онтогенезе.
С целью выявления особенностей и уровней сформированности словоизменения и словообразования у обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью легкой степени нами проведен констатирующий эксперимент на базе КГБОУ «Красноярская школа № 5», МБОУ «Средняя школа № 72 с углубленным изучением предметов имени М.Н. Толстихина» города Красноярска. Для проведения исследования были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошло 10 обучающихся 3 - 4 классов с умственной отсталостью легкой степени (клинический диагноз F 70). В контрольную группу вошло 10 обучающихся третьих классов с нормой интеллектуального развития.
В ходе диагностики мы использовали методики Р.И. Лалаевой и Г.В. Чиркиной. Нами был подобран наглядный материал к предлагаемым пробам. В ходе обследования мы использовали материал, предложенный Е.А. Стребелевой и О.Б. Иншаковой.
В результате обследования все дети с нормой интеллекта показали высокий уровень сформированности словоизменения и словообразования.
В то время как обучающиеся 3 - 4 классов с умственной отсталостью легкой степени показали средний, ниже среднего и низкий уровни сформированности словоизменения.
Навыки словообразования у экспериментальной группы находились на уровне ниже среднего и низком.
В ходе констатирующего эксперимента нами были выявлены особенности словоизменения у обучающихся с умственной отсталостью: более поздние сроки усвоения падежных окончаний, нежели у детей в норме; не правильное употребление падежных окончаний и окончаний существительного множественного числа; смешения окончаний между падежами; наибольшие трудности при усвоении падежных окончаний множественного числа, нежели падежных окончаний единственного числа; не правильное согласование прилагательных с существительными.
Что касаемо особенностей словообразования, то они проявлялись в следующем: ограниченное понимание грамматических категорий, наибольшие трудности при понимании приставочных глаголов и относительных прилагательных; использование при словообразовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов хорошо знакомые и усвоенные путем частого повторения и применения суффиксы: -ик, -чик, -ёныш; низкий уровень усвоения словообразовательных суффиксов: -ек, -ышк, -чек, -це; замены гласных в корне образуемых слов; низкий уровень усвоения правил чередования согласных ч-к в корне слова; замена сложных приставок при образовании приставочных глаголов на более знакомые и часто применяемые; замена глаголов с приставками на бесприставочные; низкий уровень усвоения умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные суффиксальным способом.
Все обучающиеся были разделены на две группы: первая - с наиболее благоприятной перспективой развития, вторая - с менее благоприятной. В зависимости от выявленной симптоматики определены направления работы, дифференцированные между первой группой и второй.
На основе результатов констатирующего эксперимента нами разработаны дифференцированные методические рекомендации по развитию словоизменения и словообразования у обучающихся 3-4 классов с умственной отсталостью легкой степени, которые отражают следующие принципы этиопатогенетический и онтогенетический принципы, принцип сознательности, комплексности, активности, наглядности, системности, развития, дифференцированного подхода. А также опирающиеся на требования, направления и содержание логопедической работы.
При составлении методических рекомендаций мы опирались на работы Т.В. Александровой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, В.Г. Петровой, Т.В. Тумановой, Н.В. Серебряковой.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, полученные экспериментальные данные не противоречат выдвинутой гипотезе.
Подобные работы
- Сформированность пространственной лексики у обучающихся 2 класса с легкой умственной отсталостью
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2020 - НАРУШЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ-ШЕСТЫХ КЛАССОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Сравнительное исследование сформированности глагольного словаря у первоклассников с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2021 - Формирование навыка осознанного чтения у четвероклассников с легкой умственной отсталостью средствами описательных рассказов
Магистерская диссертация, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование умений словоизменения и словообразования у пятиклассников с лёгкой умственной отсталостью
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Сформированность навыков словообразования приставочных глаголов у обучающихся 5 классов с легкой умственной отсталостью
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция нарушений грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушений грамматического строя речи у
обучающихся младшего школьного возраста, имеющих
интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование предикативной лексики у младших школьников с интеллектуальными нарушениями и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021



