ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ПРОБЛЕМЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1 Формирование грамматического строя речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития навыка словоизменения при задержке
психического развития 15
1.3. Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и развития
навыка словоизменения 18
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
НАВЫКА СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬИХ КЛАССОВ С ЗАДРЕЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
2.3. Методические рекомендации развитию навыка словоизменения у
обучающихся третьих классов с задержкой психического развития 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность. Овладение грамматическим строем языка — одно из обязательных условий для формирования полноценного речевого общения. Оно помогает ребенку, по мере своего развития, определять является то или иное высказывание верным.
Исследователи давно отмечают недостаточную сформированность грамматического строя у детей с задержкой психического развития. Страдает как синтаксическая сторона речи, так и морфологические сторона речи (словообразование и словоизменение). Так как у детей с задержкой психического развития овладение грамматическим строем речи, и словоизменением в частности, происходит в замедленном темпе, то к концу дошкольного возраста не все дети грамотно владеют в полной мере словоизменением.
Изучению особенностей грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи уделяли внимание ряд авторов, например - А.Н. Гвоздев [8], А.Н. Леонтьев [19], Т.Б. Филичева [34-35], М.Р. Львов и др. Данные полученные этими исследователями могут не отражать реального состояния конкретного вопроса из-за давности проведения этих исследований. Это доказывает необходимость проведения регулярных исследований этого направления.
У детей с задержкой психического развития страдают все стороны речевой деятельности. А согласно нормативно-правовым документам, регулирующим образование школьников с задержкой психического развития, развитие грамматического строя речи определяется как одно из приоритетных направлений.
Недостаточная сформированность морфологической стороны речи мешает овладению школьной программой. Так как при написании письменных работ дети испытывают трудности в подборе разнообразных форм слов и их сочетаний. Это привело нас к необходимости проведения специального исследования, направленного на выявление уровня сформированности навыков словоизменения у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития с целью определения дифференцированного содержания коррекционной работы.
Объект исследования: грамматическая сторона речи.
Предмет исследования: особенности навыка словоизменения у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития.
Цель исследования: выявление особенностей и уровня сформированности навыка словоизменения у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития, и разработка дифференцированных методических рекомендаций по развитию навыка словообразования существительных, прилагательных и глаголов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
❖ у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития имеются особенности сформированности грамматической стороны речи, проявляющиеся в ошибках неправильного словоизменения;
❖ выявленные особенности и уровни сформированности позволят составить дифференцированные методические рекомендации по грамматической стороне речи (словоизменения в частности) у обучающихся с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме развития навыка словоизменения у нормально развивающихся детей и у детей с задержкой психического развития.
2. Выявить особенности и уровни сформированности навыка словоизменения у детей данной категории.
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по развитию навыка словоизменения у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии:
❖ о поэтапном развитии грамматического строя речи (А.Н. Гвоздев [8]);
❖ о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о потенциальных возможностях развития ребенка (Л.С. Выготский [7], Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова);
❖ о деятельностном подходе к формированию возрастных новообразований (А.Н. Леонтьев [19], Л.С. Цветкова).
Методы исследования определились в соответствии с целью, задачами, гипотезой исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и практические методы. К числу первых относится анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации, констатирующего эксперимента, а так же количественный и качественный анализ полученных данных.
Организация исследования проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №65». В эксперименте приняло участие 10 детей 8-9 лет с задержкой психического развития.
Исследование проводилось с октября 2019 по апрель 2020 года и проходило в три этапа:
1. Первый этап (октябрь 2019): изучение и анализ литературы,
формулировка цели и задачи исследования, определение объекта, предмета и базы для проведения исследования, подбор участников.
2. Второй этап (ноябрь - декабрь 2019): проведение констатирующего эксперимента, анализ результатов констатирующего эксперимента.
3. Третий этап (февраль - апрель 2020): составление методических рекомендаций, обобщение и оформление результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе сформированности навыка словоизменения у обучающихся с задержкой психического развития.
Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке дифференцированных методических рекомендаций, направленных на развитие навыка словоизменения у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития, которые могут быть использованы педагогами, работающими с детьми данной категории.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, и приложения. Работа включает 14 гистограмм и 6 таблиц.
Проанализировав психолого-педагогическую, лингвистическую, логопедическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу о том, что словоизменение в том или ином виде появляется достаточно рано. Сначала осваиваются более частые в использовании флексии, постепенно ребенок усваивает и менее продуктивные варианты флексий.
Обучающиеся с задержкой психического развития испытывают трудности при овладении навыком словоизменения, что проявляется в грубых аграмматизмах.
Учет результатов обследования словоизменения поможет улучшить результаты коррекционной работы над грамматическим строем в целом. Так с помощью констатирующего эксперимента мы смогли выявить многообразие в сформированности морфологической стороны речи у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития.
Нами организован и проведён констатирующий эксперимент на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №65». В эксперименте приняли участие обучающиеся третьих классов с задержкой психического развития. Возраст обучающихся 8-9 лет.
Констатирующий эксперимент включал в себя 3 блока в каждом блоке 2-4 раздела, в каждом разделе 5-6 серий. В результате констатирующего эксперимента были выявлены особенности словоизменения у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития .
Таким образом, на основе результатов констатирующего эксперимента и анализа литературы, нами условно выделены две группы обучающихся: с более благоприятной перспективой (обучающиеся, показавшие уровень успешности выше среднего и средний) и менее благоприятной перспективой (обучающиеся, показавшие средний и низкий уровень успешности).
Для детей с более благоприятной перспективой рекомендуется работа над словоизменением существительных (раздел 2, серии заданий А, Б; раздел 3 серии заданий Б, В) и прилагательных (раздел 1; раздел 3; раздел 4).
А для детей с менее благоприятной перспективой над словоизменением существительных, прилагательных и глаголов.
С учетом результатов констатирующего эксперимента нами предложены методические рекомендации, которые включают в себя описание принципов и этапов работы, а также виды игр и упражнений.
В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация предложенных нами методических рекомендаций для обучающихся третьих классов с задержкой психического развития.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.
1. Архипова, Е.Ф.Стертая дизартрия у детей М.: АСТ: Астрель, 2007.
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста: учебное пособие / Е.Ф Архипова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 256 с.
3. Ахметзянова А.И. Патология речи: Учебное пособие / А.И. Ахметзянова. Казань: КФУ, 2015. - 167 с.
4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
6. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов
дефектол. фак. пед. вузов М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2009. - 415 с.
8. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1940. Ч. II. - с. 85-86.
9. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. -- М.: Айрис-пресс, 2005. - 96.
10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.
11. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. - организация и методы
коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. -
М., «Просвещение», 1991г
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 288 с.
13. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение // Русский медицифнский журнал, 2016. - С. 362-366.
14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.—М.: «БУК- МАСТЕР», 1993.- 191 с: ил.
15. Косинова Е.М. Грамматические тетради.
16. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования
нарушений устной речи у детей. 2004.
17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития
речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).
СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2004_— 303 с. — (Коррекционная педагогика).
19. Леонтьев, А. А. Психологическая структура значения //
Семантическая структура слова. — М., 1971.
20. Литвинова О.Э. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Словарь. Звуковая сторона речи. Грамматический строй речи. Связная речь: конспекты занятий. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 с.
21. Логинова Е.А. кандидат педагогических наук, доцент М.А. Киргинцева студентка III курса факультета дефектологии и социальной работы Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития.
22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. — Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.
23. Меженцева, Г. Н. Особенности лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития / Г. Н. Меженцева, Ю. И. Яковлева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый.
24. Новикова Е. В. - Секреты предлогов и падежей. - М., «Гном и Д», 2007г
25. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития / одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgosreestr.ru/wp-
content/uploads/2015/12/primernaja-adaptirovannaja-osnovnaja-obshcheobrazovatelnaja-pro gramma-nachalno go-obshche go-obrazovanija-obuchajushchihsja-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitija.pdf
26. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница. - Минск: Аверсэв, 2006. - 103 с.
27. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с патологией нервной системы / Под ред. Н.Н. Володина, В.М. Шкловского. - М.: РНИМУ им. Пирогова, 2015. - 35с.
28. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - 11-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 448 с.
29. Современный русский язык /Под ред. Лекант П.А., Клобуков Е.В., Маркелова Т.В., Монина Т.С., Самсонов Н.Б.. - М., 2001.
30. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико- грамматических представлений. - СПб.: детство - Пресс, 1999.
31. Усольцева Е.В., Сабирова М.В. Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой учёный. 2018. №47. С. 385-387.
32. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического
развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598.
34. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника: метод. Пособие / Т.Б. Филичева, В. Соболева. - М.: Эксмо, 2015. - 122с.
35. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у
детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. -- М.:
Профессиональное образование, 1993. - 232с.
36. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002. — 136 с: ил. - (Библиотека практикующего логопеда)
37. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ, 2002. - 136 с.
38. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей спец. Школ. М.: Учпедгиз, 1959. - 476 с.
39. Цейтлин С.Н.Ц32 Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2000. - 240 с.
40. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред.. М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
41. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2016 г.
42. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. —— М.: Генезис, 2003. — 96 с.
43. Эльконин Д. Б. Э53 Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998. — 112
44. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы: Пособие для учителей-логопедов. - М.: Просвещение, 1980. - 104 с.