Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ КАТЕГОРИИ РОДА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В 3 КЛАССЕ ТУВИНСКОЙ ШКОЛЫ

Работа №15668

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
976
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I . Теоретические основы обучения категории рода имен существительных в условиях тувинско-русского двуязычия
1.1. Обучение категории рода имен существительных как психолого-педагогическая проблема в условиях тувинско-русского двуязычия 7
1.2. Теоретические основы обучения категории рода имен существительных в условиях тувинско-русского двуязычия 12
1.3. Методические средства в обучении категории рода имен существительных в начальных классах 23
Выводы по 1 главе 32
Глава II. Практическое значение методических средств в обучении категории рода имени существительного на уроках русского языка на базе общеобразовательной школы
2.1. Определение уровня знаний, умений и навыков учащихся 3 класса определять род имени существительного (констатирующий эксперимент)..33
2.2. Обучающий учебный процесс в формировании умений и навыков правильного употребления имени существительного разного рода у учащихся 3 класса на уроках русского языка (формирующий эксперимент).35
2.3. Диагностика знаний и умений учащихся по определению рода имени существительного в 3 классе (контрольный эксперимент) 39
Выводы по 2 главе 42
Заключение 43
Список литературы 46
Приложение 52


Категория рода присуща всем именным классам слов: в полной мере - классу существительных , в несколько более ограниченной степени - местоимений, с еще большими ограничениями - классу числительных и прилагательных, а также некоторым грамматическим формам глагола (прошедшему времени, причастиям).
У имен существительных имеются формальные родовые признаки - родовые окончания для существительных мужского, женского и среднего рода, внутри которых есть различия в зависимости от твердой или мягкой основы существительного (один музей, один день - одна квартира, одна семья - одно письмо, одно платье). Однако этот формальный признак не является единственным выразителем категории рода, так как не охватывает всех случаев распределения существительных по родам (например: (районо, ЭВМ, домище, забияка)).
Наиболее существенным признаком, выражающим категорию рода в русском языке является связь согласования. Но при обучении русскому языку нерусских учащихся такой информации явно недостаточно. Это подтверждает актуальность исследования. Необходимость специального внимания к обучению категории рода русских имен существительных в условиях тувинско-русского двуязычия диктуется также и тем, что в тувинском языке грамматическая категория рода вообще отсутствует, что создает определенные методические трудности.
Анализ методической литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время учителя тувинских школ не располагают научно¬обоснованной системой обучения категории рода имени существительного в условиях двуязычия. Не обозначены методические средства в обучении категории рода. Все это отрицательно сказывается как на процессе обучения роду имени существительного, так и на развитии русской речи учащихся тувинской школы в целом.
Цель дипломной работы - рассмотреть и определить педагогические и методические средства при обучении категории рода имени существительного.
Объектом исследования является категория рода имен существительных.
Предмет исследования является методические средства при формировании умений и навыков правильного употребления имен существительных разного рода.
Гипотеза:
Обучение категории рода имени существительного на уроках русского языка будет более эффективным, если:
1) осуществлять обучение категории рода имени существительного с учетом отсутствия данной категории в тувинском языке с использованием на материале специально разработанную систему упражнений;
2) перевести обучение в системно-деятельностную систему (организация проектной деятельности).
Задачи работы:
1. Проанализировать методическую литературу по теоретическим основам обучения категории рода.
2. Изучить педагогические и методические средства при обучении категории рода имен существительных в начальных классах.
3. Выявить уровни знаний, умений и навыков учащихся определять род имени существительного в экспериментах (констатирующем, контрольном).
4. Обобщить данные.
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение методологических основ данной проблемы; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;
-эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий и контрольный этапы);
-интерпретационные: количественная обработка результатов исследования (обработка цифровых данных, построение таблиц и диаграмм); качественная обработка результатов исследования (дифференциация полученного материала по группам и уровням).
Методологической основой явились методические положения::
- о применении системы упражнений (Е.С. Антонова, С.В. Боброва, М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, О.В. Сосновской и др.);
- о применении проектной деятельности в учебном процессе (В.В. Калмыкова, С.В. Харитонова, Д.Р. Вознюк, Г.С. Ляпина, С.П. Ахтырский, Н.Н. Мулярчик).
Практическая значимость исследования заключается в подготовке методических рекомендаций и практических материалов для учителей начальных классов и студентов-бакалавров педагогического образования по проблеме обучения категории рода имен существительных.
Базой исследования явился МБОУ СОШ № 2 г. Шагонара.
Структура работы:
Работа состоит из Введения, 2 глав, Заключения, Списка литературы и Приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для решения главной цели выпускной работы, а именно определения средств обучения категории рода имени существительного в условиях тувинско-русского двуязычия ставились следующие задачи:
2. Изучить педагогические и методические средства при обучении категории рода имен существительных в начальных классах. 3. Выявить уровни знаний, умений и навыков учащихся определять род имени существительного в экспериментах (констатирующем, контрольном). 4. Обобщить данные. Основополагающими стали методические принципы:
- принцип учета особенностей родного языка. В школьном преподавании русского языка как неродного учет сопоставительного критерия реализуется в продуманной и последовательной системе отбора языкового материала, когда основное внимание уделяется тем явлениям русского языка, которые отсутствуют или расходятся с русским в родном языке учащихся и потому вызывают наибольшие трудности, а также в подборе упражнений и заданий, способствующих преодолению трудностей;
- принцип коммуникативной направленности обучения, предполагающий в качестве цели обучения речевую деятельность на изучаемом языке. Применительно к нашему исследованию это значит, что русские имена существительные разной родовой отнесенности должны быть представлены таким образом, чтобы они обслуживали процессы речевой деятельности, обеспечивали правильность, адекватность ее языковой формы.
Для реализации основной цели и задач проведено исследование в 3 классе на базе общеобразовательного учреждения № 2 г. Шагонара. Для определения уровня умений и навыков правильного употребления имени существительного разного рода у учащихся 3 класса была разработана и проведена контрольная работа по русскому языку. В констатирующем эксперименте участвовали 30 учащихся, где 10 % учащихся получили 5 баллов, 20 % учащихся - 4 балла, 30 % учащихся - 3 балла, 23 % учащихся - 2 балла и 17 % учащихся - 1 балл. Знания, умения и навыки по теме «Категория имени существительного у учащихся 3 класса показал невысокий уровень.
Для реализации Федерального государственного образовательного стандарта Начального общего образования в процессе обучающего эксперимента были проведены уроки русского языка в 3 классе на базе общеобразовательного учреждения № 2 г. Шагонара.
Основным условием эксперимента являлась вовлечённость ученика в системную деятельность, повышение уровня знаний, умений и навыков учащихся 3 класса по теме «Категория рода имени существительного». На уроках учитывались отсутствие данной категории в тувинском языке, психолого-педагогические особенности учащихся.
Использовалась специально разработанная система упражнений исследовательского характера. Использованы методики проведения уроков и системы упражнений методистов Е.С. Антоновой, С.В. Бобровой, М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, О.В. Сосновской, Г.М. Селиверстовой, Ф.Т. Манзановой и др.; методика использования проектной деятельности в учебном процессе (В.В. Калмыкова, С.В. Харитонова, Д.Р. Вознюк, Г.С. Ляпина, С.П. Ахтырский, Н.Н. Мулярчик).
В контрольном эксперименте участвовали 2 группы учащихся. Из 15 учащихся контрольной группы 20 % учащихся получили 5 баллов, 47 % учащихся - 4 балла, 27 % учащихся - 3 балла, 6 % учащихся - 2 балла и 0 % учащихся - 1 балл.
Из 15 учащихся экспериментальной группы 33 % учащихся получили 5 баллов, 53 % учащихся - 4 балла, 14 % учащихся 3 балла, 0 % учащихся - 2 балла, 0 % учащихся - 1 балл.
Знания, умения и навыки учащихся экспериментальной группы показали более высокий уровень, контрольной группы.
Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что обучение категории рода имени существительного на уроках русского языка будет более эффективным, если:
1) осуществлять обучение категории рода имени существительного с учетом отсутствия данной категории в тувинском языке с использованием на материале специально разработанную систему упражнений;
2) перевести обучение в системно-деятельностную систему (организация проектной деятельности).



1. Анайбан З.В. Проблема билингвизма в Туве // Башкы. - 1993. - №3. - С. 14-17.
2. Анайбан З.В. Тувинско-русское двуязычие: Итоги и перспективы развития / З.В. Анайбан // Русский язык в Туве: сб. статей. - Кызыл: Типография Госкомиздата Тувинской АССР, 1985. - С. 16-28.
3. Антонова Е.С . Методика преподования русского языка (начальные классы): учебник для студ. сред. проф. учеб, заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 448 с.
4. Axзыpский С.П . Содержательные acпекты проектной деятельности в начальной школе // Инновационная наука. - 2015.- № 4. - С. 77-81.
5. Бoгoявланский Д.Н . Психология усвоения орфографии : Учебник.- М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
6. Багайооол В : [Об изменении тывинского языка] // Тувинская правда. - 1988. - 4 мая.
7. Бгpанoв МЕТ. Cлoваpнo-тeматичеcкaя работа на уроках py^^ro языка в 5-8 классах // РЯШ. - 1965. - № 6. - С. 23-34.
8. Бетии Р.Р . Актуальныа проблемы преподавания и изучения русского языка в тувинских школах / Р.Р. Бегзи // Русский язык в Туве: сб. статей. - Кызыла: Типография Госкомиздата Тувинской АССР, 1985. - С. 31-50.
9. Бетии Р.Р . - 199. . - №3 . - С . 17-23.
10. Бичллдйй К.А. средство взaимoпoнимания // Тувинская правда. - 1988. - 24 мая.
12. Виноградов В.В . Русский язык: Учебник / Под ред. Г.А. Заготовой. - М.: Русский язык, 2001. - 720 с.
13. Вознюк Д.Р Проектная деятельность обучающихся начальной школы // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2013. - № 5 (13). - С. 287-289.
14. Голанова И.Г. Морфология современного русского языка: Учебник. - М.: Высш. школа, 1962. - 262 с.
15. Гез Н.И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков // ИЯШ. - 1969. - № 6. - С. 29-40.
16. Деменьтев А.А . О женских соответствиях к мужским наименованием действующих лиц // РЯШ. - 1954. - № 6. - С. 12-15.
17. Добромыгслов В. А . Развитие речи в связи с изучением грамматики. Морфология: Учебник. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1954. - 64 с.
18. Калмыкова В.В. Можно ли организовать проектную деятельность на уроке? /В.В Калмыкова., Г.Р Жафарова. // Начальная школа.. - 2012. - № 9. - С. 61-64.
19. Капитонова Т.И. Современные методы обучения русскому языку иностранцев: Учебное пособие: Т.И Капитонова., А.Н. Щукин - 2-е изд. перераб. и доп - М.: Просвещение, 1988 - 156 с.
20. Крючкова О.В. Комплексная информатизация образования / О.В. Крючкова. - Минск: Красико-Принт, 2006. - 176 с.
21. Картоев М.У Почему «кофе» мужского рода? // РЯШ. - 1994. - № 4. - С. 71-72.
22. Лукин М.Ф. Морфология современного русского языка: Учеб. Пособие. - М.: Просвещение, 1973. - 232 с.
23. Луценко Н.А. О роде существительных с начальным компонентом пол // РЯШ. - 1995. - № 5. - С. 83-86.
24. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / М.Р. Львов,
В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр, - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.
25. Ляпина Г.С. Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО // Гуманитарные и экономические науки. - 2016. - № 1 (7). - С. 34-36.
26. Максимов В.И. Об одном типе существительных общего рода // РЯШ. - 1971. - № 5. - С. 68-70.
27. Марусьева И. В. Педагогика: Учебное пособие/ И. В. Марусьева, М. И. Коваленко - СПб.: ИВЭСЭП Знание, 2006. - 324 с.
28. Медведева А.Я. К изучению рода существительных // РЯШ. - 1981. - № 2. - С. 40-43.
29. Методика начального обучения русскому языку в национальной школе: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ / Под ред. И. В. Баранникова, А. И. Грекул. - Л.: Просвещение, 1984.-312 с.
30. Методика в средней школе: Учебник / Гез Н.И., Ляховский М.В., Миролюбов А.А. и др. - М.: Высш. школа, 1982. - 373 с.
31. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 5 кл.: Кн. для учителя / Сост. А.Ю. Купалова. - М.: Просвещение, 1992. - 143 с.
32. (Мирецкий А.Л. О соотношении род-пол уличных имён существительных // РЯНШ. - 1987. - № 4. - С. 7-10.
33. МунгушД.П. Проблемы изучения языка в Туве / Д.А. Монгуш, Б.И. Татаринцев // Русский язык в Туве: сб. статей. - Кызыл: Типография Госкомиздата Тувинской АССР, 1985. - С. 3¬
14.
34. Мулярчик Н.Н. Организация проектной деятельности на уроках русского языка // Начальная школа. - 2013. - № 2. - С. 28-31.
35. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учеб, для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.
36. Панова Г.И. Морфологические категории в современном русском языке: Аспекты формального выражения глагольного вида и рода существительных. - Абакан: Изд. ХГУ, 1996. - 164 с.
37. Панова Г.И. Морфология: Словарь-справочник. - Абакан: Изд. ХГУ, 2001. - 192 с.
38. Панова Г.И. Общие вопросы русской морфологии: Учеб, пособие. - Красноярск: Изд. КГПИ, 1991 - 104 с. Прошина Е.Ю. О некоторых вопросах использования ИКТ на уроках русского языка // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2009. - № 4. - С. 60-65.
39. Психологический атлас человека / под ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 651, [5] с.
40. Рамазанова В.Б. Формирование познавательной активности на уроках русского языка как неродного средствами игровых технологий // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 2. - С. 115-119.
41. Рожкова Г.И. Очерки практической грамматики русского языка: Учеб, пособие. - М.: Высш. школа, 1987. - 160 с.
42. Русский язык в национальной школе. Проблемы лингводидактики. / Под ред. Н.М. Шанского, Н.З. Бакеевой. - М.: «Педагогика», 1977. - 248 с.
43. Сегленмей С.Ф. К проблеме билингвизма в Туве / Русский язык в Туве: Материалы республиканской научно-практической конференции (22-23 ноября 2007 года, г. Кызыл) / Отв.ред. к.ф.н., доцент: Ондар Б.К. - Кызыл: ТывГУ РИО, 2007. - 138 с.
44. Семашко Н.И. Изучение категории рода имён существительных // РЯНШ. - 1977. - № 4. - С. 39-43.
45. Семенова Ю.Л. Технология организации проектной деятельности на диалоге культур на уроках английского языка // Педагогическое образование в России. - 2007. - № 1. - С. 176-182.
46. Сидоренко Е.Н. Материалы по морфологии современного русского языка. - Симферополь: Изд. СГУ, 1978. - 110 с.
47. Скаткин Н.М. Проблемы современной дидактики: Учеб.
пособие. - М.: Педагогика, 1984. - 95 с.
48. Современный русский язык:Учеб, пособие / Под ред.Н.С.
Волгиной.- М.: Логос, 2001. - 528 с.
49. Современный русский язык:Учеб, пособие / Под ред.А.П.
Леканта. - М.: Дрофа, 2000. - 558 с.
50. Современный русский язык:Учеб, пособие / Под ред.В.А.Белошапковой. - М.: Азбуковник, 1999. - 926 с.
51. Тарасенко Р.В. Об употреблении существительных общего рода в предложении // РЯШ. - 1977. - № 6. - С. 98-100.
52. Тарасенко Р.В. Слова общего рода и их лексико-семантическая особенность // РЯШ. - 1980. - № 4. - С. 75-79.
53. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пос. / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; под. ред. Р.Б. Сабаткоева. - 3¬е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2008. - 336 с.
54. Томилова Т.П. О двуязычии детей-дошкольников в Туве // Русский язык в Туве. - 2014. - № 2 (7). - С.31-32.
55. Томилова Т.П. Проблемы функционирования русского языка в условиях тувинско-русского билингвизма // Психодидактика высшего и среднего образования: в 2 ч. - Барнаул: Алт. ГПА, 2014. - Часть 2. - С. 305¬307.
56. Томилова Т.П. Тувинско-русское двуязычие // Вестник Тувинского университета. - Педагогические науки. - 2014. - Выпуск 4. - С. 136-142.
57. Улуханов И.С. Грамматический род и словообразование // Вопросы языкознания. - 1988. - № 5. - С. 108-119.
58. Федоренко Г.А. Принципы обучения русскому языку: Учеб, пособие. - М.: Просвещение, 1973. - 160 с
59. Шанская Т.В. О родовой принадлежности слов с суффиксами субъективной оценки // РЯШ. - 1961. - № 5. - С. 13-17.
60. Широкова А.В. Сопоставительная типология разноструктурных языков: Учеб, пособие. - М.: Добросвет, 2000 - 200 с.
61. Федеральный lынв'/^а^)нз'веllllый образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
62. Харитонова С.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе / С.В. Харитонова // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАОУ-ЮГРЫ, НВГУ: статья в сборнике трудов Всероссийской научно-практической конференции - Нижневартовск: Изд. НГУ. - 2014. - С. 119-123.
63. Черноруудова Е.П . Boамoмнсocти использовнния русских народных пословиц на уроках // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 29-32.
64. Чистяков М.В. Методика преподавания русского языка в школах народов тюркоязычной группы: Уч. пособие. - М.: Просвещение, 1964. - 428 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ