Особенности связной устной речи младших школьников
|
Введение 3
Глава 1
Развитие связной устной речи у младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.1 Определение связной устной речи. Речь и язык, качества связной устной
речи 6
1.2 Этапы овладения связной речью. Условия речевого развития в младшем
школьном возрасте 10
1.3 Основные направления в развитии связной устной речи младших
школьников 12
Глава 2
Изучение актуального уровня в обучении связной устной речи у
младших школьников 16
2.1 Диагностическая программа определения актуального уровня развития
связной устной речи у младших школьников 16
2.2 Основные нарушения (особенности) связной устной речи младших
школьников по результатам эксперимента 20
2.3. Комплекс упражнений, направленный развитие связной устной речи
младших школьников 26
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения
Глава 1
Развитие связной устной речи у младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.1 Определение связной устной речи. Речь и язык, качества связной устной
речи 6
1.2 Этапы овладения связной речью. Условия речевого развития в младшем
школьном возрасте 10
1.3 Основные направления в развитии связной устной речи младших
школьников 12
Глава 2
Изучение актуального уровня в обучении связной устной речи у
младших школьников 16
2.1 Диагностическая программа определения актуального уровня развития
связной устной речи у младших школьников 16
2.2 Основные нарушения (особенности) связной устной речи младших
школьников по результатам эксперимента 20
2.3. Комплекс упражнений, направленный развитие связной устной речи
младших школьников 26
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения
Научить детей правильной и красивой речи - сложная задача, требующая комплексного подхода. От успешности ее решения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным исследований от 20% до 40% учащихся начальных классов испытывают затруднения в развитии речи. Проблема развития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Она всегда находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: педагогики, психологии и филологии. [8. C.86]
Теоретические вопросы развития речи находят отражение в работах выдающихся лингвистов, методистов и учителей-практиков: К.Д. Ушинского, А.А. Леонтьева, Т.А. Ладыженской, Л.В. Занкова, Р.С. Немова, Н.И. Жинкина, Л.С. Выготского, М.Р. Львова, Е.И. Никитина и др.
В настоящее время в центре внимания находится целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности. Одно из решающих условий этой задачи - хорошо развитая речь - важнейший пласт всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познавательной деятельности.
Таким образом, развитие связной устной речи учащихся - это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами - формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, разными текстообразующими средствами, словообразовательными моделями, а также формирование навыка для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.
Объект нашего исследования - процесс развития связной устной речи младших школьников.
Предмет исследования - актуальный уровень развития связной устной речи младших школьников.
Цель исследования - на основании экспериментального изучения актуального уровня развития связной речи младших школьников подобрать задания с использованием пересказа, направленные на развитие связной речи младших школьников.
Гипотеза: связная устная речь младших школьников развита на среднем уровне, что проявляется в нарушениях смысловой целостности, интонационной выразительности, последовательности речи и в нерегулярности соблюдения грамматических связей между словами и предложениями.
Задачи:
•проанализировать литературу по изучаемой теме;
•раскрыть сущность основных понятий исследования: речь, связная речь, виды речи;
•рассмотреть основные этапы и условия развития связной устной речи младших школьников;
•охарактеризовать основные направления в развитии связной устной речи младших школьников;
•составить диагностическую программу для определения актуального уровня развития связной устной речи у младших школьников;
•провести констатирующий эксперимент по определению актуального уровня развития связной устной речи младших школьников;
•составить комплекс упражнений с использованием пересказа, направленных на развитие связной устной речи у младших школьников.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Новониколаевская СОШ №9» Иланского района Красноярского края. Работа включает в себя введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение, список литературы и приложение.
Теоретические вопросы развития речи находят отражение в работах выдающихся лингвистов, методистов и учителей-практиков: К.Д. Ушинского, А.А. Леонтьева, Т.А. Ладыженской, Л.В. Занкова, Р.С. Немова, Н.И. Жинкина, Л.С. Выготского, М.Р. Львова, Е.И. Никитина и др.
В настоящее время в центре внимания находится целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности. Одно из решающих условий этой задачи - хорошо развитая речь - важнейший пласт всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познавательной деятельности.
Таким образом, развитие связной устной речи учащихся - это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами - формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, разными текстообразующими средствами, словообразовательными моделями, а также формирование навыка для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.
Объект нашего исследования - процесс развития связной устной речи младших школьников.
Предмет исследования - актуальный уровень развития связной устной речи младших школьников.
Цель исследования - на основании экспериментального изучения актуального уровня развития связной речи младших школьников подобрать задания с использованием пересказа, направленные на развитие связной речи младших школьников.
Гипотеза: связная устная речь младших школьников развита на среднем уровне, что проявляется в нарушениях смысловой целостности, интонационной выразительности, последовательности речи и в нерегулярности соблюдения грамматических связей между словами и предложениями.
Задачи:
•проанализировать литературу по изучаемой теме;
•раскрыть сущность основных понятий исследования: речь, связная речь, виды речи;
•рассмотреть основные этапы и условия развития связной устной речи младших школьников;
•охарактеризовать основные направления в развитии связной устной речи младших школьников;
•составить диагностическую программу для определения актуального уровня развития связной устной речи у младших школьников;
•провести констатирующий эксперимент по определению актуального уровня развития связной устной речи младших школьников;
•составить комплекс упражнений с использованием пересказа, направленных на развитие связной устной речи у младших школьников.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Новониколаевская СОШ №9» Иланского района Красноярского края. Работа включает в себя введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение, список литературы и приложение.
Развитая речь для школьника служит средством успешного обучения в школе. Изучив психолого-педагогическую и теоретическую литературу по теме исследования мы выяснили, что развитие связной устной речи школьников - одно из стержневых направлений в методике преподавания литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Речь младшего школьника имеет свои особенности. К моменту поступления в школу дети могут свободно выражать свои мысли, вступая в диалог с другими людьми, но при этом их речь несовершенна, чаще невыразительна и сжата.
Работа по развитию связной устной речи в начальной школе проводится в основном на материале текстов. Она нацелена на формирование практических речевых умений и навыков.
Пересказ текстов считается эффективным средством развития связной устной речи. В методике выделяют следующие виды: подробный пересказ; сжатый; выборочный; творческий. Подробный пересказ - это вид пересказа, при котором прочитанное (или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранить композицию, логику, синтаксис, лексику.
Проведя исследование по выявлению актуального уровня развития связной устной речи учащихся младших школьников, мы выяснили, что 30% учащихся имеют средний уровень развития связной устной речи, 23% - высокий уровень и 46% - низкий уровень развития связной устной речи занимает. Работать нужно над умением соблюдать последовательность смысловых частей при пересказе текста и интонационной выразительностью. При пересказе текста «Горошины» испытуемыми было допущено много ошибок, таких как: перестановки предложений местами; несоблюдение требования (подробный пересказ); долгие паузы между словами и предложениями; множество повторов; аграмматизмы («тама»); использование в речи слов-паразитов.
В результате нам стало ясно, что для дальнейшего успешного развития связной устной речи младших школьников необходимо обучать младших школьников прежде всего:
- соблюдению логической последовательности в речи;
- использованию средств интонационной выразительности (мелодики, темпа, правильной расстановке логических ударений и пауз).
Исходя из полученных данных, мы составили комплекс упражнений, в который включены следующие виды упражнений:
•Упражнения на умение соблюдать последовательность , упражнения с планом пересказа ,
•Упражнения на восстановление деформированного плана, в котором нарушена последовательность, и последующим подробным пересказом, •Упражнения на отработку интонационной выразительности делятся на: постановку логического ударения; тренировку разных интонационных конструкций,
Речь младшего школьника имеет свои особенности. К моменту поступления в школу дети могут свободно выражать свои мысли, вступая в диалог с другими людьми, но при этом их речь несовершенна, чаще невыразительна и сжата.
Работа по развитию связной устной речи в начальной школе проводится в основном на материале текстов. Она нацелена на формирование практических речевых умений и навыков.
Пересказ текстов считается эффективным средством развития связной устной речи. В методике выделяют следующие виды: подробный пересказ; сжатый; выборочный; творческий. Подробный пересказ - это вид пересказа, при котором прочитанное (или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранить композицию, логику, синтаксис, лексику.
Проведя исследование по выявлению актуального уровня развития связной устной речи учащихся младших школьников, мы выяснили, что 30% учащихся имеют средний уровень развития связной устной речи, 23% - высокий уровень и 46% - низкий уровень развития связной устной речи занимает. Работать нужно над умением соблюдать последовательность смысловых частей при пересказе текста и интонационной выразительностью. При пересказе текста «Горошины» испытуемыми было допущено много ошибок, таких как: перестановки предложений местами; несоблюдение требования (подробный пересказ); долгие паузы между словами и предложениями; множество повторов; аграмматизмы («тама»); использование в речи слов-паразитов.
В результате нам стало ясно, что для дальнейшего успешного развития связной устной речи младших школьников необходимо обучать младших школьников прежде всего:
- соблюдению логической последовательности в речи;
- использованию средств интонационной выразительности (мелодики, темпа, правильной расстановке логических ударений и пауз).
Исходя из полученных данных, мы составили комплекс упражнений, в который включены следующие виды упражнений:
•Упражнения на умение соблюдать последовательность , упражнения с планом пересказа ,
•Упражнения на восстановление деформированного плана, в котором нарушена последовательность, и последующим подробным пересказом, •Упражнения на отработку интонационной выразительности делятся на: постановку логического ударения; тренировку разных интонационных конструкций,
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ НАД ПЕРЕСКАЗОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - Актуальное состояние развития устной речи младших школьников различных нозологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018



