Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности связной устной речи младших школьников

Работа №156678

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы33
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1
Развитие связной устной речи у младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.1 Определение связной устной речи. Речь и язык, качества связной устной
речи 6
1.2 Этапы овладения связной речью. Условия речевого развития в младшем
школьном возрасте 10
1.3 Основные направления в развитии связной устной речи младших
школьников 12
Глава 2
Изучение актуального уровня в обучении связной устной речи у
младших школьников 16
2.1 Диагностическая программа определения актуального уровня развития
связной устной речи у младших школьников 16
2.2 Основные нарушения (особенности) связной устной речи младших
школьников по результатам эксперимента 20
2.3. Комплекс упражнений, направленный развитие связной устной речи
младших школьников 26
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения

Научить детей правильной и красивой речи - сложная задача, требующая комплексного подхода. От успешности ее решения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным исследований от 20% до 40% учащихся начальных классов испытывают затруднения в развитии речи. Проблема развития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Она всегда находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: педагогики, психологии и филологии. [8. C.86]
Теоретические вопросы развития речи находят отражение в работах выдающихся лингвистов, методистов и учителей-практиков: К.Д. Ушинского, А.А. Леонтьева, Т.А. Ладыженской, Л.В. Занкова, Р.С. Немова, Н.И. Жинкина, Л.С. Выготского, М.Р. Львова, Е.И. Никитина и др.
В настоящее время в центре внимания находится целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности. Одно из решающих условий этой задачи - хорошо развитая речь - важнейший пласт всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познавательной деятельности.
Таким образом, развитие связной устной речи учащихся - это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами - формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, разными текстообразующими средствами, словообразовательными моделями, а также формирование навыка для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.
Объект нашего исследования - процесс развития связной устной речи младших школьников.
Предмет исследования - актуальный уровень развития связной устной речи младших школьников.
Цель исследования - на основании экспериментального изучения актуального уровня развития связной речи младших школьников подобрать задания с использованием пересказа, направленные на развитие связной речи младших школьников.
Гипотеза: связная устная речь младших школьников развита на среднем уровне, что проявляется в нарушениях смысловой целостности, интонационной выразительности, последовательности речи и в нерегулярности соблюдения грамматических связей между словами и предложениями.
Задачи:
•проанализировать литературу по изучаемой теме;
•раскрыть сущность основных понятий исследования: речь, связная речь, виды речи;
•рассмотреть основные этапы и условия развития связной устной речи младших школьников;
•охарактеризовать основные направления в развитии связной устной речи младших школьников;
•составить диагностическую программу для определения актуального уровня развития связной устной речи у младших школьников;
•провести констатирующий эксперимент по определению актуального уровня развития связной устной речи младших школьников;
•составить комплекс упражнений с использованием пересказа, направленных на развитие связной устной речи у младших школьников.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Новониколаевская СОШ №9» Иланского района Красноярского края. Работа включает в себя введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение, список литературы и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитая речь для школьника служит средством успешного обучения в школе. Изучив психолого-педагогическую и теоретическую литературу по теме исследования мы выяснили, что развитие связной устной речи школьников - одно из стержневых направлений в методике преподавания литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Речь младшего школьника имеет свои особенности. К моменту поступления в школу дети могут свободно выражать свои мысли, вступая в диалог с другими людьми, но при этом их речь несовершенна, чаще невыразительна и сжата.
Работа по развитию связной устной речи в начальной школе проводится в основном на материале текстов. Она нацелена на формирование практических речевых умений и навыков.
Пересказ текстов считается эффективным средством развития связной устной речи. В методике выделяют следующие виды: подробный пересказ; сжатый; выборочный; творческий. Подробный пересказ - это вид пересказа, при котором прочитанное (или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранить композицию, логику, синтаксис, лексику.
Проведя исследование по выявлению актуального уровня развития связной устной речи учащихся младших школьников, мы выяснили, что 30% учащихся имеют средний уровень развития связной устной речи, 23% - высокий уровень и 46% - низкий уровень развития связной устной речи занимает. Работать нужно над умением соблюдать последовательность смысловых частей при пересказе текста и интонационной выразительностью. При пересказе текста «Горошины» испытуемыми было допущено много ошибок, таких как: перестановки предложений местами; несоблюдение требования (подробный пересказ); долгие паузы между словами и предложениями; множество повторов; аграмматизмы («тама»); использование в речи слов-паразитов.
В результате нам стало ясно, что для дальнейшего успешного развития связной устной речи младших школьников необходимо обучать младших школьников прежде всего:
- соблюдению логической последовательности в речи;
- использованию средств интонационной выразительности (мелодики, темпа, правильной расстановке логических ударений и пауз).
Исходя из полученных данных, мы составили комплекс упражнений, в который включены следующие виды упражнений:
•Упражнения на умение соблюдать последовательность , упражнения с планом пересказа ,
•Упражнения на восстановление деформированного плана, в котором нарушена последовательность, и последующим подробным пересказом, •Упражнения на отработку интонационной выразительности делятся на: постановку логического ударения; тренировку разных интонационных конструкций,



1. Антонова, Е. С. Как я воспитываю интерес к книге / Е. С Антонова //Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 12. - 27 - 28 с.
2. Архипова, Е. В. Об уроке развития речи в начальной школе / Е. Архипова. Начальная школа, 2000. - № 4. - 35 - 39 с.
3. Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся : Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. Архипова. - Рязань: Издательство РГПУ, 1999. - 134 с.
4. Бронникова, Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников /Бронникова Ю. О. // Начальная школа. - 2003. - №10. - 41- 44 с.
5. Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка / Ф.И. Буслаев. М.: Просвещение, 1992.
6. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. Выготский. - М, 1956. - 54 с.
7. Демидова, Н. И. Тексты и задания для развития речи младших школьников / Н. Демидова. - Рязань: РГПИ, 1992. - 106 с.
8. Духовняк, Е. В. Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка [Электронный ресурс] Е. В. Духовняк // Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/598981.
9. Жинкин, Н. И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе / Н. Жинкин. - М.: Знание, 1969. - 204 с.
10. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. Жинкин. - М.: Просвещение, 2004. - 198 с.
11. Запорожец, И. В. Культура речи / Запорожец И. В. // Начальная школа. - 2003. - №5. - 38 - 39 с.
12. Казаева, Н.Д. Развитие речи младшего школьника / Н.Д. Казаева // Начальная школа. - 2007. - №6.
13. Казакова, М.Н. К проблеме речевого развития младших школьников / М.Н. Казакова // Начальная школа. - 2007. - №1.
14. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи Т. Ладыженская. - М, 1991. - 317 с.
15. Ладыженская, Т. А. Программа нового курса «Речь и культура общения» для четырехлетней начальной школы / Ладыженская Т. А. // Начальная школа. - 1990. - № 8. - 21 - 23 с.
16. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1975. - 256 с.
17. Ладыженская, Т. А. Характеристика связной речи детей / Т. Ладыженская.
- М.: Педагогика, 1980. - 210 с.
18. Ларина, Г.К. Обогащение речи - важнейший фактор воспитания учащихся / Г.К.Ларина - М.: Издательство Просвещение, 2004 - 314 с.
19. Липкина, А.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения / А.И. Липкина, М.И.Оморокова. - М.: Просвещение, 1985. - 81 с.
20. Лурия, А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка / А. Лурия. — М., 1927.
21. Львов, М. Р. Методика развития речи / Львов. М. Р. // 2000. - 401 с.
22. Львов М.Р. Методика развития речи / Львов М.Р., Рамзаева Т.Г.., М. - 2000. - С.401.
23. Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Львов. - М. : Педагогика, 2000. - 218 с.
24. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя / М. Львов. - М.: Просвещение, 2012. - 205 с.
25. Музыка, Л. А. Интерес к чтению: как его побудить / Музыка Л. А //Начальная школа. - 2007. - № 6. - 73 с.
26. Неусыпова, Н.М. Развитие речи младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы . / Н.М.Неусыпова - М. : Издательство Просвещение, 2003 - 186 с.
27. Нечаева, Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности учащихся/ Н.В. Нечаева - М., 2001.
28. Никушина, Л.Н. Нетрадиционные приемы развития устной речи / Л.Н.Никушина// Начальная школа. - 2004. - № 9. С. 32-35.
29. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей / Н. Новоторцева. - М.: 1995. - 32 с.
30. Овсянникова, С. А. Изучение связной речи младших школьников
[Электронный ресурс] С. А. Овсянникова // - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-svyaznoy-rechi-mladshih-shkolnikov.
31. Песняева, Н. А. Эффективность речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге / Песняева Н. А. // Начальная школа. -2005. - № 5. - 54 с.
32. Политова, Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. / Н.И.Политова - М. : Издательство Просвещение, 2004 - 146 с
33. Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения / М. Рыбникова - 3-е изд. М., 1963.
34. Сиварева, Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева - Мн.: Совр. школа, 2010.
35. Синицын, В. А. Современные подходы к развитию речи младших школьников / Синицын В. А. // Начальная школа. - 2003. - № 13 - 72 с.
36. Сосновская, О. В. Методика преподавания чтения / Сосновская О. В. // Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М, 2000. - 155 с.
37. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. Стародубова. - Академия. : М, 2006. - 5, 189 с.
38. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. Тихеева. - М, 1985. - 15 с. Тихомирова, Н. И. Речь и речевое общение в группе детей раннего возраста / Н. Тихомирова. - М, 2008. - 46 с.
39. Устименко И.А.Речевой урок в начальных классах. / И.А.Устименко // Начальная школа. - 2005. - № 9. С.14-16.
40. Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи. / Л.П.Федоренко - М.: Издательство Просвещение, 2004 - 334 с.
41. Федорова, И. В. Проблема подбора текстов для обучения написания изложения [Текст] / Федорова И. В. // Начальная школа. - 2007. - № 12. - 38¬40 с.
42. Фомина, И.В., Щербакова И.В Развитие устной речи / И.В. Фомина - Издательство Учитель, 2009.
43. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Электронный ресурс] Т. А. Фотекова // - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5800120.
44. Хлыбова, Н. С. Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс] Н. С. Хлыбова // - Режим доступа:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/11/27/razvitie-rechina- urokakh-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy.
45. Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. Пособие для учителей / С. Цейтлин. - М.: Просвещение, 1982. - 143 с.
46. Шишкина, Т. В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи: 2 класс / Шишкина, Т. В. // Начальная школа. - 2006. - № 9. - 44 - 47 с.
47. Шуваева, А.В. Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом/ А.В. Шуваева - М. Аркти 2002.
48. Якубова Н.Б. Развитие речи учащихся / Н.Б.Якубова // Начальная школа. - 2004.- № 3. С.26-28.
49. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей / В. Яшина. - М.: Академия, 2006. - 42 - 43 с.
50. Якушина, Н.А.Тихомирова Н.И. Речь и речевое общение в группе детей раннего возраста // с.46.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ