ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СТРАХОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Страх: понятие, виды, причины возникновения 6
1.2. Специфика проявления ситуативных страхов в дошкольном возрасте .. 14
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИТУАТИВНЫХ
СТРАХОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Описание методик, исследования страхов детей дошкольного возраста 23
2.2. Результаты исследования ситуативных страхов детей дошкольного
возраста 26
2.3. Психолого-педагогическая программа по коррекции ситуативных
страхов детей младшего дошкольного возраста 31
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Актуальность исследовательских изысканий по проблеме ситуативных страхов дошкольников обуславливается тем, что, вместе со взрослением у детей изменяется мотивация поведения, взаимоотношение с внешним миром, старшими, ровесниками. Именно от того, получится ли у родителей и педагогов увидеть и понять эти метаморфозы, происходящие с ребенком, и, согласно этому скорректировать свое поведение по отношению к нему, будет зависеть положительность эмоционального взаимодействия, которая является гарантом благополучия нервно-психического здоровья ребенка.
Психологическое здоровье детей находится в прямой зависимости от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и множества иных факторов. Именно до семи лет у ребенка устанавливается характер и формируется личность.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалев, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребенок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространенными явлениями являются социальные страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалева и другие).
Несмотря на то, что проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка и страх является одной из опасных эмоций, данная проблема изучена мало, недостаточно ведется работа в образовательном процессе по коррекции и профилактике страхов у детей, что в свою очередь приводит к проблеме проявления страхов у дошкольников. Поэтому важным становится вопрос изучения динамики изменения страхов у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить особенности ситуативных страхов детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Сделать анализ понятия страха.
2. Рассмотреть специфику проявления страхов в дошкольном возрасте.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование ситуативных страхов детей дошкольного возраста.
4. Разработать психолого-педагогическую программу по коррекции ситуативных страхов детей дошкольного возраста.
Объект исследования: ситуативные страхи.
Предмет исследования: особенности ситуативных страхов детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в проявлении ситуативных страхов детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, а именно по видам.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: тестирование.
Методика «Страхи в домиках» (А.И. Захарова модификация М.А. Панфиловой).
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
База и выборка исследования: МБДОУ комбинированного вида Красноярского края. Для проведения исследования были сформированы три возрастные группы. Данные группы сформировала по принципу возрастных особенностей детей: 30 детей из них: 10 детей младшего дошкольного возраста, 10 детей среднего дошкольного возраста, 10 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: разработанная психолого-педагогическая программа по коррекции ситуативных страхов детей дошкольного возраста может применяться психологом-педагогом дошкольной образовательной организации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников, состоящего из 37 источников.
Проведенное исследование позволило сделать нам следующие выводы:
Анализ трактовок понятия «страх» в современной научной литературе позволяет констатировать, что это - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.
Проведенный теоретический анализ в области изучения функций страха, позволяет нам говорить о его двойственном воздействии на человека: с одной стороны, страх активизирует нас, выступая в качестве активно - оборонительной реакции, с другой - парализует, проявляясь в пассивно-оборонительных реакциях, таких как оцепенение, ступор и т.д. Страх всегда есть сигнал предупреждения об опасности, содержащий импульс к преодолению этой опасности. Однако, страх также может держать человека в постоянном напряжении, порождая неуверенность в себе и не позволяя реализоваться в полную силу.
Существует множество классификаций страхов, но традиционно выделяют страхи: природные, социальные, ситуативные, личностные (по характеру); реальные и воображаемые (по степени реальности); острые и хронические (по степени интенсивности).
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности.
Основная часть страхов у детей дошкольного возраста обусловлена их возрастными особенностями. Часть страхов с возрастом возникают, усиливаются или напротив, «уходят». В случае же, если страхи сохраняются у ребенка на протяжении длительного времени и не проходят с возрастом, а лишь усиливаются, свидетельствует о патологии.
Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.
Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д.
В большинстве своем страхи у детей - это неосознанное проявление здорового инстинкта самосохранения, своего рода «перестраховка». Но иногда страхи у ребенка настолько сильные, что доставляют немало проблем. Причин детских страхов столько же много, сколько и видов их проявления. Поэтому помочь ребенку избавиться от страхов как можно безболезненней - важная задача родителей и педагогов.
С целью определения особенностей ситуативных страхов и их коррекции у детей дошкольного возраста, было проведено эмпирическое исследование.
Для проведения исследования были сформированы три возрастные группы. Данные группы сформировала по принципу возрастных особенностей детей: 10 детей младшего дошкольного возраста, 10 детей среднего дошкольного возраста и 10 детей старшего дошкольного возраста. Выбор данного контингента определяется предметом и гипотезой исследования.
В качестве диагностической методики исследования использовалась проективная методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова (модификация М.А. Панфиловой).
В ходе исследования ситуативных страхов детей старшего дошкольного возраста были получены следующие результаты:
- у младших дошкольников, доминирующими являются медицинские страхи (боль, уколы, врачи, болезни) - 52%, страхи сказочных персонажей выявлен у 58% детей, пространственные страхи (высоты, глубины, замкнутых пространств) у 55%. Больше всего дети указали страх перед, уколов, болью, уколами, сказочными персонажами, глубины, высоты, темноты, замкнутого пространства;
- дети среднего дошкольного возраста, можно отметить такие как: боязнь животных (49%), социально-опосредованные страхи (48%), пространственные страхи (49%), медицинские страхи (44%). Среди выделенных групп, можно отметить, что чаще всего дети указывали на следующие виды ситуативных страхов: врачей, болезней, уколов, глубины, наказаний, боязнь бродячих животных, страх собственной смерти, темноты. Данные страхи встречались почти у всех дошкольников;
- среди старших дошкольников доминирующим являются пространственные ситуативные страхи, медицинские страхи (65%), медицинские страхи (52%), социально-опосредованные страхи (49%). Присутствует страх высоты, глубины, боли, болезни, родительского наказания, сохраняются страхи темноты, уколов, боязни животных, смерти, одиночества;
Следовательно, сравнивая детей дошкольного возраста необходимо отметить, что численность детей с высоким уровнем ситуативных страхов у старших дошкольников дошкольного меньше, чем у младших дошкольников и одинакова с детьми среднего дошкольного возраста. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что каждому возрастному периоду характерен определенный страх.
Проведенный анализ показал, что у младших дошкольников, страх более показателен и имеет высокий уровень, поэтому необходима коррекция страхов для младших дошкольников.
Для снижения уровня ситуативных страхов у младших дошкольников, была составлена психолого-педагогическая программа.
Целью программы являлась коррекция ситуативных страхов у детей дошкольного возраста.
Цикл занятий рассчитан на 8 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В группе 5 человек. Длительность каждого занятия - 15 минут (младший дошкольный возраст); 30 минут (средний дошкольный возраст); 40 минут (старший дошкольный возраст).
Для программы было разработано календарно-тематическое планирование, а также рекомендации для педагогов и родителей.
Данная программа позволит снизить у детей уровень ситуативных страхов до средних показателей, дети освоят навык взаимодействия со сверстниками и взрослыми, который переносят из игровой деятельности в реальную жизнь. Дети станут более самостоятельными, активными, решительными и менее боязливыми.
1. Авдеева Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей // Психологическая наука и образование. 2008. №4. С. 35-46.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 288 с.
3. Большой толковый психологический словарь. / Перевод с англ. Ребер Артур. М.: АСТ, Вече, 2011. 560 с.
4. Борисова Л.А. Специфика детских страхов // актуальные аспекты современной науки. Сборник материалов XVI-й международной научно-практической конференции. 2017. С. 5-17.
5. Венгер А.Л. «Симптоматические» рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков // Журнал практической психологии и психоанализа, 2004. №3. С. 6-8.
6. Введение в психологию / Под. ред. А.В. Петровского. М.: Академия, 1998. 576 с.
7. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность:
Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 624 с.
8. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2007. 160 с.
9. Дубровина И.В. Данилова Е.Е. Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических заведений. Под. ред. Дубровиной И.В. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 412 с.
10. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: // Под. ред. Дубровиной И.В. М.: «Академия», 1998. 321с.
11. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000. 448 с.
12. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986. 124 с.
13. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Союз, 2000. 216 с.
14. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2009. 464 с.
15. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. М.: Издательский центр «Академия», 2020. 288 с.
16. Ионова Н.В., Горбунова В.А. Особенности проявления страхов у дошкольников 6-7 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. Т. 20. С. 1391-1395.
17. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. 2019. №9. С. 22-24.
18. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. М.: Дело, 2013. 546 с.
19. Макарова Л.Н., Пахомов И.А. Сущность и структура социального опыта дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. №186. С. 94-103.
20. Овчарова Р.В. Практическая психология. М.: Т.Ц. «Сфера», 1996. 337 с.
21. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Солнцева. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 480 с.
22. Прусакова О.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2016. №4. С. 24-35.
23. Психологический словарь. / Под. ред. Ю.Л. Неймера. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 604 с.
24. Рогов Е.И. Настольная книга психолога. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. 384 с.
25. Сабирова Р.Ш., Сатенова Г.У. Изучение особенностей страхов и тревоги у детей дошкольного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №6. С. 582-586.
26. Смолярчук И.В. Сафонова Е.Д. Ивкина А.С. Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста // ЖУРНАЛ Гаудеамус, 2021. №20. С. 94-100.
27. Тугулева Г.В. Детская практическая психология / Г.В. Тугулева. Магнитогорск: ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2017. 128 с.
28. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997. 332 с.
29. Феофанов М.П. Детские страхи. М.: Педагогика, 2017. 212 с.
30. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии. М.: Педагогика Пресс, 20 18. 227 с.
31. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. 296 с.
32. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД., 1997. 250 с.
33. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 2005. 544 с
34. Щербатых Ю.В. Психология страха. М.: Эксмо, 2017. 445с.
35. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю. Лукоянова. М.: Знание, 1981. 192 с.
36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
37. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. М.: Элайда, 2000. 704 с.