Реферат 2
Введение 7
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 12
1.1. Письмо обучающихся в онтогенезе 12
1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников с легкой
умственной отсталостью 26
1.3. Причинная обусловленность нарушений письма у младших школьников с
легкой умственной отсталостью 34
1.4. Обзор диагностических и коррекционных методик по письму у обучающихся с легкой умственной отсталостью 48
Выводы по I главе 56
Глава II. Изучение особенностей сформированности базовых компонентов
письма младших школьников с легкой умственной отсталостью 58
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 58
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 64
Выводы по II главе 76
Глава III. Формирование базовых компонентов письма у обучающихся 2
классов с легкой умственной отсталостью в процессе логопедической работы 78
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 78
3.2. Логопедическая работа по формированию базовых компонентов письма у
обучающихся 2 класса с легкой умственной отсталостью 87
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 96
Выводы по III главе 103
Заключение 104
Библиография 108
Приложения 120
Актуальность темы. Современные статистические данные свидетельствуют о постоянном росте количества детей с легкой умственной отсталостью в Российской Федерации. Приблизительно 1,5 миллиона детей относятся к категории лиц с особыми образовательными потребностями, и 2% из них страдают умственной отсталостью, в то время как 30% имеют речевые нарушения . Дети с умственной отсталостью, вызванной органическим повреждением коры головного мозга, часто имеют системное недоразвитие речи, что ограничивает их возможности в освоении речи. Когнитивные функции у таких детей нарушены, что также приводит к трудностям в освоении устной и письменной речи, так как их речеслуховой и речедвигательный анализаторы недостаточно развиты.
Согласно статистике, около 6-7% обучающихся общеобразовательных учреждений страдают нарушениями письма и письменной речи. В коррекционных учреждениях для обучающихся с речевыми нарушениями эта цифра составляет 18-20%, а среди обучающихся с умственной отсталостью процент тех, кто испытывает трудности при овладении письмом, составляет 35-40% .
Из исследований, проведенных О.А. Величенковой, Т.В. Ахутиной и В.П. Глуховым среди обучающихся младших классов с легкой умственной отсталостью, следует, что 67% детей имеют нарушениями письма и письменной речи .
Проблема нарушений письма у обучающихся с легкой умственной отсталостью является актуальной из-за полиморфных нарушений в их письменной речи. У таких детей проявляется большое количество ошибок в письме, что затрудняет их обучение в школе.
Исследования, направленные на изучение симптомов, механизмов и типов нарушений письма, привели к разработке общих методологических подходов, направлений, содержания и методов коррекции различных типов нарушений письма. Эти исследования проводились Р.И. Лалаевой, Л.В. Венедиктовой, А.Н. Корневым, И.Н. Садовниковой, Т.А. Фотековой и другими авторами.
Умственно отсталые обучающиеся, страдающие речевыми нарушениями, часто испытывают стойкие проблемы, которые оказывают отрицательное влияние на развитие их психических функций и эффективность обучения в целом.
Логопедический эффект должен быть направлен на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект и должен составлять не менее трех логопедических занятий в неделю для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и не менее одного-двух логопедических занятий в неделю для других категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также адаптированная основная общеобразовательная программа Вариант 1 устанавливают требования к коррекционному курсу «Логопедические занятия», одной из основных задач которого является исправление недостатков письма (п. 44.1 Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)») .
В логопедической науке проблемами формирования базовых компонентов письма у школьников с умственной отсталостью занимались такие ученые как Р.Е. Левина, И.К. Колповская, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, А.Р. Лурия, и др.
...
Дети с умственной отсталостью часто испытывают трудности в овладении письмом. На протяжении многих лет ученые занимались изучением этиологии и патогенеза данного нарушения. Такие ученые, как С.С. Мнухин, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова и многие другие изучали и разрабатывали методы и приемы диагностики и коррекции нарушений письма [5; 8; 56; 60; 62].
С каждым годом процент детей с умственной отсталостью повышается, что обусловливает актуальность изучения и коррекции дисграфии. Помимо сложностей в овладении письмом, дети с интеллектуальной недостаточностью также испытывают трудности в адаптации, они не справляются с программой общеобразовательных школ, отстают от нормотипичных сверстников, как в психическом, так и в умственном развитии.
При работе с детьми с умственной отсталостью педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его психологические и физиологические потребности. В пропедевтический и последующие периоды вся работа педагога строится с учетом этих особенностей. Коррекция моторной дисграфии помогает детям наиболее быстро адаптироваться к школьной программе.
С первых дней нахождения ребенка в школе необходимо грамотно составлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка и варианты коррекции моторной дисграфии.
Несмотря на достаточно широкую распространенность моторной дисграфии среди умственно отсталых школьников, методов и приемов коррекции дефекта в настоящее время недостаточно.
Различение звуков и перекодировка их в буквы, написание их на бумаге называют графомоторным навыком. Это сложный процесс, который постепенно становится автоматизированным.
Младшему школьнику с умственной отсталостью очень тяжело сформировать и автоматизировать данный навык, так как он представляет собой многоуровневый двигательный процесс. Данный процесс усложняется психическими, физическими и интеллектуальными нарушениями в развитии. Различные систематические упражнения помогают развить и закрепить графомоторный навык.
Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики затрудняет написание букв по заданному алгоритму. Нарушение межанализаторных связей, медленные психоэмоциональные процессы, низкий уровень познавательной деятельности и слабость самоконтроля приводят к снижению контроля над собственным письмом. Это выражается в неправильном начертании букв и ориентировке в листе, зеркальном начертании, перестановке и пропуске букв, их неверном соединении.
Обучение грамоте детей с умственной отсталостью будет проходить более продуктивно, если учитывать законы лингвистики и психологопедагогические методики.
Успешная коррекционная работа достигается при комбинированной фронтальной и индивидуальной работе с детьми.
Методика обучения грамоте построена на определенных лингвистических законах. Так, в русском языке всего 33 буквы и 42 звука. Буквы обозначают звуки или сочетание звуков. На основе фонетических и графических законов лингвистики строится все обучение грамоте. Методические разработки по обучению грамоте основываются на принципах педагогики, психологии и лингвистики.
...
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
2. Азбукина, Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии: учебник / Е.Ю. Азбукина, Е.Н. Михайлова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 396 с.
3. Айзман, Р.И. Медико-биологические основы дефектологии / Р.И. Айзман.
- М.: Юрайт, 2020. - 225 с.
4. Аксенова, Л.И. Ранняя помощь детям с ОВЗ как одно из приоритетных направлений развития современной системы образования / Л.И. Аксенова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - №6. - С. 1924.
5. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили; под ред. Л.С. Цветковой. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 272 с.
6. Алеева, А.И. Психолого-логопедическое сопровождение детей с ОВЗ. Современные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей: Традиции и инновации / А.И. Алеева, Л.В. Дробинина // Сборник материалов II Международной междисциплинарной научной конференции. Под общей редакцией О.Н. Усановой. - 2020. - С. 321-324.
7. Артамонова, И.А. Профилактика нарушений письма и чтения у воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи / И.А. Артомонова // Актуальные задачи педагогики. Материалы IX Международной научной конференции. - 2018. - С. 58-60.
8. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. - М.: Юрайт, 2019. - 157 с.
9. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихическая диагностика / Т.В. Ахутина. - М.: Кнорус, 2003. - 260 с.
10. Бакиева, О.А. Метапредметный подход в новых образовательных стратегиях / О.А. Бакиева, С.И. Мокроусов // Человек. Культура. Образование.
• 2020. - № 4 (38). - С. 167-180.
11. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн.
• М.: Книга по Требованию, 2012. - 496 с.
12. Бузоева, С.О. Метапредметный подход и его роль в обучении русскому языку в современной школе / С.О. Бузоева, А.Н. Тотиева // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. - 2020. - № 8. - С. 28-32.
13. Величенкова, О.А. Комплексный подход к анализу и коррекции специфических нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / О.А. Величенкова. - М.: 2002. - 24 с.
14. Вещемова, Е.О. Особенности логопедического сопровождения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью / Е.О. Вещемова // Научный Лидер. - 2022. - № 43 (88). - С. 17-20.
15. Волоскова, Н.Н. Трудности формирования базовых компонентов письма у обучающихся начальных классов / Н.Н. Волоскова. - М.: Академия, 2000. - 250 с.
... всего 107 источников