Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №156673

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы154
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ 8
1.1 Развитие словарного запаса в онтогенезе 8
1.2 Особенности формирования глагольного словаря у детей с общим
недоразвитием речи (III уровня) 12
1.3 Обзор методик логопедической работы по развитию глагольного
словаря у детей с общим недоразвитием речи 21
Глава 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ..26
2.1 Организация и методика эксперимента 26
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
Глава 3. МЕТОДИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 52
3.1 Методика проведения формирующего эксперимента 52
3.2 Контрольный эксперимент и его анализ 61
3.3 Организация педагогических условий для формирования
глагольного словаря 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 93

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач современной логопедии является разработка эффективных методов преодоления общего недоразвития речи (далее - ОНР). Данная речевая патология представляет собой сложный симптомокомплекс, включающий в себя нарушения как фонетико-фонематического, так и лексико­грамматического строя речи (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Т.Д. Барменкова, В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, И.С. Кривовяз и др.).
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время увеличивается количество детей , у которых затрудненны порождения высказывания, понимания текста, последовательное изложение содержания монолога, выражение своих мыслей через текстовое сообщение, что является следствием задержки лексической системы языка, так как появляются новые формы опосредованного общения ( компьютер, телефон и т.д). Раскрытие представлений ребенка об окружающем мире появляется при взаимодействии с реальными объектами и явлениями в процессе неречевой и речевой деятельности. И, конечно же, посредством общения со взрослыми, которая является важнейшим условием психического развития ребенка.
Если появляется нарушение в восприятии лексической стороны речи, то происходит затруднение общения, задержка в развитии устной и письменной речи, нарушается логическая и смысловая память, затормаживается развитие игровой деятельности, что не благоприятно отражается на дальнейшей судьбе ребенка.
Отличительными особенностями в формировании лексики у детей с общим недоразвитием является: скудность словарного запаса, неточность в употреблении слов, трудности в актуализации словаря.
Проблема развития глагольной лексики у детей с ОНР на данный момент времени стоит не на последнем месте и всё так же является актуальной. Для максимально положительного результата в развитии глагольной лексики, необходимо проводить специально разработанные дидактические упражнения с методическим сопровождением во всех видах детской деятельности.
Г.А. Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей с тяжелой патологией должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отношение объекта к действительности: «Предикат — это основа фразы и основа внутренней речи». Для того, чтобы сформировать навыки правильного употребления глаголов в речи, необходимо проводить с детьми коррекционную работу. Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый глагольный словарь. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию.
Проблема заключается в том, что недостаточная сформированность предикативного словаря, глагольной лексики у детей в последствии приводит к трудностям усвоения ребенком школьной программы.
Проблемой изучения общего недоразвития речи (ОНР) занимались Р. Е. Левина, Г. И. Жаренкова, Л. Ф. Спирова, Г. А. Каше, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова и др.
Вместе с тем на сегодняшний день отсутствует единая методика работы по формированию глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: глагольный словарь.
Предмет исследования: содержание работы по формированию
глагольного словаря у детей с ОНР III уровня.
Цель исследования: составить и апробировать содержание
логопедической работы, направленной на развитие глагольного словаря.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как показывает анализ литературных источников, посвященных теме нашего исследования, специально организованная логопедическая работа по развитию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР, способствует развитию у ребенка умения понимать, дифференцировать и употреблять глаголы различного вида в соответствии с контекстом. Способствует формированию умений свободно выбирать языковые средства при построении высказывания, свободно пользоваться лексемами и связывать их по смыслу.
В нашей работе была выдвинута гипотеза, что целенаправленное и систематическое использование представленных нами приёмов, методов и упражнений будут способствовать повышению эффективности логопедической работы по развитию глагольного словаря.
Нами была изучена педагогическая и логопедическая литература. Были рассмотрены следующие аспекты проблемы развития лексики старших дошкольников с ОНР: развитие глагольного словаря в онтогенезе, особенности развития глагольного словаря дошкольников с ОНР, логопедическая работа по формированию глагольного словаря дошкольников.
На этапе констатирующего эксперимента, целью которого было выявление уровня сформированности глагольного словаря старших дошкольников с ОНР, были взяты за основу методики: Е. Ф. Архиповой, В. С. Володиной, О. Б. Иншаковой, Р И. Лалаевой, А. В. Мамаевой, Н. В. Серебряковой. Использовался речевой и наглядный материал Н.Н. Белавиной, Т.П. Бессоновой, В.С. Володиной, О.Е.Грибовой, Н.Е. Ильяковой. На основе , выше указанных методик обследования и наглядного стимульного материала, нами была составлена и апробирована авторская методика
обследования глагольного словаря у детей страшего дошкольного уровня с общим недоразвитием речи. По результатам сформированности уровня развития глагольного словаря, были выявлены следующие недостатки: несоответствие активного и пассивного словаря возрастным нормам, расхождение объема пассивного и активного словаря, неточное употребление или незнание некоторых глаголов; грубые аграмматизмы. Развитие глагольного словаря у детей с ОНР - одна из основных задач коррекционно - логопедического обучения и воспитания.
На основании результатов констатирующего эксперимента был сделан вывод о необходимости разработки упражнений, игр, коррекционных заданий направленных на развитие и формирование глагольного словаря
Логопедическая работа с детьми 5-6 лет с ОНР, предусматривала организацию и проведение логопедических занятий, направленных на расширение объема глагольного словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности; уточнение значений слов; активизацию словаря, перевод пассивного словаря в активный с использованием средств речевого, наглядного материала, а также самостоятельного выполнения действия по образцу.
В коррекционно-логопедической работе использование
дидактических и творческих игры, речевые упражнения, беседы позволили:
• Расширить и активизировать словарный запас глаголов;
• Вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям и повысить их результативность;
• Формировать у дошкольников знания об окружающих предметах и явлениях;
• Расширить кругозор детей, знаниями о выполняемых действий людьми различных профессий а так же животными
Анализ литературного обзора по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы: у детей с общим недоразвитием речи III уровня имеются свои особенности, с помощью которых их можно отличить от детей с нормальной речью. У таких детей наблюдается недостаточная сформированность глагольного словаря и его бедность; допускают большое количество аграмматизмов; не всегда способны образовать множественное число глаголов от слов в единственном и множественном числе и наоборот; затрудняются изменять глагол прошедшего времени по лицам; часто не понимают значения префиксальных глаголов и неправильно их используют; дети сложно подбирают близкие по значению слова-действия; не всегда правильно согласовывают глагол с существительным.
Психолого-педагогический подход к таким детям должен предполагать учет соотношений нарушений в системе речевой деятельности и их взаимосвязи с другими сторонами психики ребенка. Исследование проблем формирования глагольного словаря на сегодняшний день остается актуальной темой, так как требует дополнительного изучения. Об усвоении глагола можно сказать, что эта часть речи формируется и усваивается ребенком не сразу, а постепенно. При обследовании глагольного словаря установлено, что пассивный и активный словарь детей беден. Дети знают и используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще всего встречаются в своей жизни. Поэтому речь детей бедна и не насыщена разнообразными глаголами.
...


1. Абраменкова, В.В. Игры и игрушки наших детей: Забавы или пагуба? // Современный ребенок в игровой цивилизации /В.В. Абраменкова - М., 2001- С.28
2. Агаева, И.Б. Курсовая и выпускная квалификационная работы как формы организации самостоятельной работы студента: учебное пособие// И.Б.Агаева,Г .А. Проглядова.- Краснояр.гос.пед. кН-т им. В.П. Астафьева.- Красн6оярск, 2015.-188с.
3. Азаров, Ю.П. Игра и труд / Ю.П. Азаров - М., 1973.- 384с.
4. Белявина,Н.Н. Логопедические карточки для обследования и развития лексико - грамматического строя и связной речи детей.- Изд.»ТЦ Сфера»,2013г.
5. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания/ Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская .- СПб.: КАРО, 2004. 96с.
6. Володина, В.С. Альбом по развитию речи.- М.: РОСМЭН,2015.-96с
7. Воробьева, В.К. Обучение детей первоначальным навыкам связного высказывания / В.К. Воробьева //Дефектология. - 1989.- №9.- с.45.
8. Воробьева, Т.А. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук . - СПб.: КАРО, 2003. - 96с.
9. Выгодская, И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях / МИ.Г. Выготская, Е.Л. Пеллингер, Л.Н. Успенская . М.: Просвещение, 1993. - 223с.
10. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии.- 1966.- №6.- с.54
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев. - Детство - Пресс - М., 2007.- 472с.
12. Готовность к школе./ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Наука, 1995.­119с.
13. Грибова, О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по
обследованию речи детей. Словарный запас /О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова. -М.:АРКТИ,1999
14. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие / О.Е. Грибова - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
15. Давидович, Л.Р. Новое пособие по использованию игр в
логопедической работе /Л.Р. Давидович // Дефектология. - 1988. - №4. - с.85
16. Денисова Г.В. Социальное взаимодействие детей с общим недоразвитием речи/Г.В. Денисова // Логопед в детском саду. - 2011. - № 4.
... всего 68 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ