Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В.К. АРСЕНЬЕВА

Работа №156672

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы93
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Географическая культура, как часть общей культуры человека
1.1 Понятие и сущность географической культуры 6
1.2 «Язык» географии - основной элемент географической культуры 10
Глава 2. Жизнь и деятельность В.К. Арсеньева
2.1 Становление В.К. Арсеньева - учёного и краеведа 19
2.2 Экспедиции В.К. Арсеньева по изучению Уссурийского края и горной
области Сихотэ-Алинь 23
2.3 Научные заслуги В.К. Арсеньева 47
Глава 3. Изучение наследия В.К. Арсеньева, как элемент воспитания географической культуры школьников
3.1 Роль В.К. Арсеньева в формировании понятия «Географическая
культура» 57
3.2 Изучение Дальнего Востока России с применением текстов
произведений В.К. Арсеньева 60
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложение 91

В Концепции развития географического образования в Российской
Федерации, принятой в декабре 2018 года, отмечается, что «качественное географическое образование призвано обеспечивать формирование расширенного кругозора и повышение общей эрудиции, развитие пространственного мышления и владение основами научных методов познания окружающего мира» [26].Этот постулат напрямую связан с формированием географической культуры в процессе школьного образования. Необходимость этого диктуется всё более проявляющемся, с одной стороны, географическом нигилизме у большинства выпускников школ и вузов и, с другой стороны «географическим ренессансом» на международном уровне и в российском обществе. Многозначительность понятия «географическая культура» даёт возможность рассмотреть составляющие её элементы в качестве тех образовательных ниш, которые следует заполнить.
Обращение вновь к воспитательной стороне обучения через предметы делает необходимым обращаться к таким фактам, событиям, личностям, которые представляют яркий пример для формирования нравственной личности, гражданина своей страны. В этой связи, в содержании школьной географии должны быть усилены материалы, которыеимеют большое значение в формировании географической культуры, как части воспитания личности через образование.
Одним из элементов географической культуры является знание географической персоналии или, иными словами, имён и деятельности людей, совершавших географические открытия, исследователей и учёных пространств Земли. Особо большое значение это имеет при изучении географии своей страны - России.
Личность Владимира Клавдиевича Арсеньева являет собой яркий пример самоотверженного отношения к долгу, служению Отечеству. Его имя неразрывно связано с Дальним Востоком, исследованию которого он посвятил свою жизнь. В 2022 году этому замечательному учёному, путешественнику исполняется 150 лет и дань величия его жизненного подвига делает актуальной данную тему выпускной квалификационной работы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (2011 г. и 2021 г.) и программах по географии не так много времени уделяется на изучение вопросов вклада учёных-географов, исследователей территории России и, это часто остаётся за порогом внимания учителя и учащихся. Вместе с тем, знание личного вклада исследователей, понимание их подвига, является одной из опор, на которой строится формирование личности будущего гражданина своей страны, его эмоционально-ценностного отношения к жизни, миру, деятельности.
Цель настоящей выпускной работы: разработать методические рекомендации уроков по географии России с включением материалов о жизни и деятельности В.К. Арсеньева и его литературных произведений о Дальнем Востоке.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические и методические источники информации по теме исследования.
2. Составить хронологию экспедиций В.К. Арсеньева и проанализировать их результаты как вклад в развитие знаний о географии Дальнего Востока;
3. Проанализировать образовательную программу по географии на предмет изучения личности В.К. Арсеньева.
Методы исследования, применяемы при написании этой работы, следующие: историко-литературный обзор, структурно-аналитический и педагогическое проектирование.
На основании литературного обзора сформировалась структура выпускной работы, которая включает в себя три главы, введение, заключение и Приложения. Географические названия, встречающиеся в тексте, приводятся в том виде, в каком они употреблялись В.К. Арсеньевым и его современниками.
Выпускная работа имеет учебное и методическое значение. Она может способствовать углублению географических знаний школьников, воспитанию у них географической культуры, патриотизма, может служить способом формирования учебных компетенций, поведения в отношении к природе и людям на конкретных примерах трудов Владимира Клавдиевича Арсеньева.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование географической культуры личности - это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием жизненного опыта, воспитания, научных знаний, самосовершенствования. Исходя из принципа преемственности, этот процесс предполагает усвоение географических знаний, способов деятельности, ценностей старшего поколения, реконструкции собственного опыта.
Среди составляющих географическую культуру грамотного человека является знание опыта предшествующих поколений,
Знакомство подрастающего поколения с жизнью и деятельностью учёных-исследователей, совершивших открытия во имя того, чтобы нанести на карту России новые изученные земли. Среди этих людей имя Владимира Клавдиевича Арсеньева - учёного, путешественника, писателя, личность которого служит образцом преданности делу, служения Отечеству.
Школьный курс географии России содержит сведения об отечественных путешественниках-исследователях, но, к сожалению, рамки учебника не могут вместить материал, характеризующий личность в масштабах исследований. На примере описания жизни и путешествий В.К. Арсеньева в работе даются материалы, раскрывающие историю освоения Дальневосточного региона России в первой половине ХХ века, в которой большое место занимают исследования экспедиций под руководством Арсеньева. На основе различных источников описания жизни и деятельности путешественника и его повестей и очерков о природе и населении Дальнего Востока и, в особенной мере горной области Сихотэ- Алиня и примыкающих территорий был систематизирован материал таким образом, чтобы можно было его использовать в учебном процессе. Систематизирован материал и дано краткое описание девяти экспедиций Арсеньева в различные регионы Дальнего Востока.
В ходе исследовательской работы нами были получены следующие результаты:
• Исследованы идеи формирования географической культуры в процессе обучения. Рассмотрены отечественные и зарубежные взгляды педагогов, различные планы по осуществлению формирования географической культуры в процессе обучения;
• Изучены сущность, цели и методы формирования элементов географической культуры у учащихся; проанализирован понятийно-терминологический аппарат школьных программ в сравнении в перечнем понятий, выделенных В.П. Максаковским.
• В содержание выпускной квалификационной работы включены фрагменты литературных источников об Арсеньеве и его собственных произведений, таких как «По Уссурийскому краю», «ДерсуУзала», «В горах Сихотэ-Алиня». Этот материал был положен в основу разработки для учителей географии урока- путешествия при изучении природной территории Дальнего Востока в 9 классе. Разработка этого урока может послужить основой сценарием внеклассного мероприятия, посвящённого 150-летнему Юбилею В.К. Арсеньева, а также интегрированных уроков географии и литературы, географии и биологии (по согласованию с учителем соответствующих предметов).
Изучение работ В.К. Арсеньева при изучении географии в школе имеет большое не только образовательное, но и воспитательное значение, так как его труды - это накопление огромного географического опыта, который дался неимоверным трудом, не должен бесследно исчезнуть, а, напротив, использоваться в образовании и передаваться от поколения к поколению.
Кроме разработки урока в виде «путешествия по картам», для практического использования учителями географии будет полезна сводная таблица «Научные результаты путешествий В.К. Арсеньева», а также иллюстрации, приведённые в тексте и Приложениях, которые могут быть использованы в качестве дидактического материала.
Данная работа может послужить толчком для разработки методических материалов, посвященных другим путешественникам-исследователям России.


1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно­терминологический словарь/ Э.Б. Алаев. - М.: Мысль, 1983.
2. Азаровский М.К. В.К. Арсеньев: критико-библиографический очерк. - М.: Детгиз, 1956.
3. Агапов М.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И. Географический словарь. - М.: Учпедгиз, 1961.
4. Аристов Ф.Ф. Владимир Клавдиевич Арсеньев (Уссурийский) //Землеведение. Т. XXXII, выпШ-IV, 1930. - С. 208-243.
5. Арсеньев В.К. Сочинения. - Владивосток: Примиздат, 1948. - Т. 5.
6. Арсеньев В.К. Сочинения. - Владивосток: Примиздат, 1949. - Т. 6.
7. Арсеньев В.К. В горах Сихотэ-Алиня: Экспедиция Русского географического общества. - М.: Географгиз, 1955.
8. Аресеньев В.К. Дневники (сост. Сем Ю.А. и Сем Л.И.) //Дальний Восток, 1972. - № 8. - С. 151-163.
9. Арсеньев В.К. ДерсуУзала. Сквозь тайгу. - М.6 Правда, 1989.
10. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. - М.: Просвещение, 1990.
11. Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2000.
12. Берляндт А.М., Душина И.В., Неклюкова Н.П., Раковская Э.М. Физическая география: Справочные материалы. - М.: Просвещение, 1995.
13. Бурнатская С.Ш., Виноградова В.Г. Владимир Клавдиевич Арсеньев (Документы к биографии) //Дальний Восток, 1961. - № 1. - с. 161-163.
14. Воронцов А.Б.. Санина С.П. Деятельностный подход к
географическому образованию школьников. - М.:
Некоммерческоепартнёрствао «Авторский Клуб», 2015.
15. География России. В 2кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учеб. для 8 - 9 кл. общеобразоват. учреждений /В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред В.П. Дронова. - М.: Дрофа, 2009.
... всего 43 истчоников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ