Формирование грамматического строя речи у первоклассников с общим
недоразвитием речи III уровня посредством создания и использования
интерактивных компьютерных игр
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методические основы по проблематике формирования грамматического строя речи у первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.1. Значимость формирования грамматического строя речи у
первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.2. Особенности сформированности грамматического строя речи у
первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня 13
1.3. Методики обследования коррекционной работы по формированию
грамматического строя речи у первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня 19
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Констатирующий эксперимент по выявлению особенностей грамматического строя речи у первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня 27
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента по выявлению особенностей грамматического строя речи у первоклассников
с общим недоразвитием речи III уровня 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей грамматического строя речи у обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи III уровня 33
Выводы по главе 2 39
Глава 3. Формирующий эксперимент по развитию грамматического строя речи у первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня посредством использования интерактивных компьютерных
игр 40
3.1. Организация и проведение формирующего эксперимента по
формированию грамматического строя речи с использованием интерактивных компьютерных игр 40
3.2. Результаты формирующего эксперимента по выявлению результативности использования интерактивных игр по формированию грамматического строя речи у первоклассников с общим недоразвитием
речи III уровня 55
Выводы по главе 3 60
Заключение 62
Список используемых источников 64
Приложения 69
Актуальность. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указывается на необходимость формирования у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий, включающих в себя умение выстраивать коммуникативное взаимодействие: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, предоставлять информацию в устной и письменной формах. Одной из важнейших составляющих коммуникативных универсальных учебных действий является сформированность компонентов устной речи, умение строить грамматически правильные высказывания. Ведь только морфологически и синтаксически правильно оформленная речь может служить полноценным средством общения, быть понятна собеседнику.
Общее недоразвитие речи сказывается на овладении детьми коммуникативными универсальными учебными действиями, оказывает влияние на особенности общения и поведения детей с общим недоразвитием речи, затрудняет их социализацию. Отечественные авторы (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.А.Никашина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и другие) отмечают, что характерной особенностью речи детей с общим недоразвитием речи является лексикограмматическое недоразвитие. Дети с общим недоразвитием речи III уровня, имея развернутую фразовую речь, испытывают значительные трудности при составлении и грамматическом оформлении предложений.
На сегодняшний день в логопедической науке достаточно подробно изучена проблема овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи. Но в то же время по-прежнему остается актуальным поиск эффективных методов и приемов работы по развитию грамматического строя речи детей данной категории.
Анализ логопедической практики (Р.О. Давудова, Е.В. Жулина, М.И.Лынская, Е.Ю. Медведева, В.А. Мироненко, С.В. Силакова и другие) показал, что применение интерактивных компьютерных игр на занятиях по развитию речи позволяет повысить мотивацию и активность обучающихся, что делает логопедическую работу более эффективной, соответствующей современным техническим возможностям. Компьютерные интерактивные игры принципиально отличаются от наскучивших детям настольно-печатных дидактических игр, их использование повышает эмоциональный отклик детей, способствует включению обучающихся с речевыми нарушениями в образовательный процесс. Таким образом, подтверждается целесообразность разработки комплекса интерактивных компьютерных игр для развития грамматического строя речи у первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
Проблема исследования: заключается в поиске современных
эффективных средств изучения грамматического строя речи у первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня, а также разработка комплекса интерактивных компьютерных игр на основе выявленных особенностей.
Объект исследования: грамматический строй речи.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию грамматического строя речи у первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня посредством использования интерактивных компьютерных игр.
Цель исследования: разработать и апробировать комплекс интерактивных компьютерных игр по формированию грамматического строя речи у первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза: логопедическая работа будет эффективна, если применять комплект интерактивных компьютерных игр для формирования грамматического строя речи у первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня.
...
Нами была проанализирована литература по проблеме формирования грамматического строя речи у первоклассников с ОНР III уровня. Отечественные исследователи (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и другие) отмечают, что характерной особенностью речи детей с ОНР III уровня является лексико-грамматическое недоразвитие, замедленный темп усвоения грамматических форм, правил взаимодействия языковых единиц. Грамматический строй речи детей с ОНР III уровня имеет свои специфические особенности, которые выражаются в ошибках словоизменения, словообразования, построения синтаксических структур. Поэтому формирование грамматического строя речи у первоклассников с ОНР III уровня является одной из ключевых задач логопедической работы с ними.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого явилось изучение особенностей грамматического строя речи у первоклассников с ОНР III уровня. При обследовании использовались общепринятые в логопедии методы (О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Т.А. Фотекова, Г.В. Чиркина), протокол логопедического обследования первоклассников, предложенный А.В. Мамаевой.
По результатам констатирующего эксперимента нами были выявлены особенности грамматического строя речи у первоклассников с ОНР III уровня:
— ошибки словоизменения: не правильное употребление окончаний множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, замены окончаний внутри падежа (использование наиболее частотных окончаний), замены окончаний между падежами, не правильное употребление предложно-падежных конструкций (замены предлогов, употребление окончаний другого падежа), не всегда правильное согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными;
• ошибки словообразования: ошибки при образовании названий детенышей животных, относительных и притяжательных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, трудности при образовании приставочных форм глаголов;
• трудности понимания синтаксических конструкций (предложнопадежные конструкции, конструкции с обратным порядком главных членов предложения).
Дети, принявшие участие в эксперименте, продемонстрировали средний и низкий уровень развития грамматического строя речи (по 50 % соответственно).
Нами разработаны и апробированы методические рекомендации по развитию грамматического строя речи у первоклассников с ОНР III уровня. В основу рекомендаций легла идея о том, что применение интерактивных компьютерных игр на логопедических занятиях позволит повысить мотивацию, познавательную и речевую активность обучающихся с ОНР III уровня.
По результатам формирующего эксперимента нами было выявлено, что использование интерактивных игр на занятиях по развитию грамматического строя речи у первоклассников с ОНР III уровня оказалось эффективным. Первоклассники с ОНР III уровня стали допускать меньше ошибок при образовании множественного числа существительных, согласовании прилагательного с существительным, употреблении падежных окончаний, образовании уменьшительно-ласкательных форм слов, слов, обозначающих профессию, с помощью суффиксов, образовании глаголов с помощью приставок. Снизилось количество замен окончаний между падежами.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы.
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 272 с.
2. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. 1993. №9. с. 58.
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. М.: Астрель, 2006. 222, с.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981, 256 с.
5. Быстрова Г.Л. Логопедические игры и задания/ Г.Л. Быстрова, Э.П. Сизова, Т.Л. Шуйская. Спб.: Кара, 2001.
6. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи
дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Институт
общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. 256 с.
7. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. 144 с.
8. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1995. № 1. С. 43-55.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Просвещение, 1961. 471 с.
10. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся / А.И. Горбунова // Современная педагогика. 2010. № 3.-186 с.
11. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 96 с.
12. Грибова, О. Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. М., 1992.
13. Давудова Р.О. Использование информационных технологий в логопедии/ Р.О. Давудова, Р.М. Кучаев // Молодежь и наука: реальность и перспективы развития. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 73-77.
14. Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития у
дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: Просвещение, 1973. 222 с.
15. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: Просвещение, 1999. 320 с.
16. Зееман М. Расстройство речи в раннем возрасте. Пер. с чешск. М., 1962. 85 с.
... всего 51 истчоников