Глава 1. Научно-теоретические основы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 7
1.1 Закономерности становления грамматического строя в онтогенезе 7
1.2 Причинная обусловленность нарушения грамматического строя речи у
старших дошкольников с ОНР II уровня 17
1.3 Обзор диагностических и коррекционных методик по развитию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР II
уровня 26
Вывод по 1 главе 34
Глава 2. Описание проекта «Формирование грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР II уровня средствами умного зеркала» 36
2.1 Паспорт проекта 36
2.2 Предпроектный этап 37
2.3 Диагностический этап 40
2.4 Разработческий этап 53
2.5 Этап апробации 62
2.6 Результативно-Оценочный этап проекта 64
Вывод по 2 главе 66
Заключение 67
Библиография 70
Приложения 77
Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается все больше и больше детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР). На 2021-2022 учебный год в первый класс таких детей приходит до 60 % (по данным пресс-конференции в ТАСС). Им вовремя не была оказана коррекционная помощь. В связи с этим постоянно разрабатывается
множество новых эффективных игровых методик, но их недостаточно.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» статьи 64 п.2 образовательные программы должны быть
направлены на разностороннее (в том числе речевое) развитие дошкольника с учетом возрастных особенностей, в том числе на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Согласно ФГОС ДО педагог должен проводить занятия, направленные на речевое развитие детей, которое включает «владение речью как средством общения и культуры;... развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи..; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.».
В соответствии с Федеральным законом от 20.07.2015 г. № 41 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» коррекционноразвивающие занятия должны проходить «.с учетом особенностей развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ». «Группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) обеспечиваются необходимыми условиями для организации коррекционной работы.»
Основное значение языка и речи в развитии мышления и общения заключается в том, что своевременное формирование грамматической структуры языка у ребенка играет важную роль в его полноценном развитии речи и общего развития. От сформированности грамматической структуры зависит не только умение говорить правильно и составлять грамотные высказывания. Формирование грамматической структуры речи является ключевым условием для развития психических функций, так как язык и речь являются основными средствами развития мышления, установления социальных связей и прочего.
Вопросами по формированию грамматического строя речи занимались такие авторы как: А.Н. Гвоздев, Ф.А. Сохин, Н.И. Жинкин и другие. Сравнительный анализ развития грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлены в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой. В работах Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и других отмечается, что детям с общим недоразвитием речи тяжелее овладеть грамматическим строем речи.
Большинство родителей начинают заниматься проблемами ребенка только к старшему дошкольному возрасту, поэтому необходимо разработать такую методику, которая будет эффективна в короткий промежуток времени.
Проблема проектного исследования заключается в разработке эффективных интерактивных игр для умного зеркала ArtikMe для старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня средствами интерактивных игр на основе выявленных особенностей.
Цель проектного исследования: формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР II уровня средствами интерактивных игр.
В соответствии с целью и проблемой были поставлены следующие задачи:
1. Определить научно-теоретические основы изучаемой темы;
2. Выявить особенности сформированности грамматического строя у старших дошкольников с ОНР II уровня и провести анализ полученных данных;
...
Главной целью нашего проекта является развитие грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР II уровня средствами интерактивной деятельности.
В соответствии с целью и проблемой были поставлены следующие задачи:
1. Определить научно-теоретические основы изучаемой темы;
2. Выявить особенности сформированности грамматического строя у старших дошкольников с ОНР II уровня и провести анализ полученных данных;
3. Разработать содержание методического сборника с интерактивными играми по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР II уровня;
4. Реализовать сборник по коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР II уровня и оценить его эффективность.
Продукт проекта: комплекс интерактивных игр по формированию грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР II уровня средствами умного зеркала.
Большой вклад в исследовании проблемы грамматического строя речи при общем недоразвитии речи второго уровня внесли такие ученые как: А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и многие другие.
В своей работе мы опирались на понятия, предложенные Г.А. Волковой: «общее недоразвитие речи - это различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне». [7;27] А в работах Р.И. Лалаевой говорится, что «грамматический строй речи- это объединение слов между собой в словосочетаниях и предложениях».[22;24]
На сегодняшний день формирование грамматического строя у детей с ОНР II уровня речевого развития изучена достаточно. Предложены основные направления, формы, этапы и приемы логопедической работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР II уровня, но в тоже время остается актуальным поиск и разработка эффективных методов по развитию грамматического строя речи у старших дошкольников для того, чтобы дети были готовы к школьному обучению.
На предпроектном этапе выявлена проблема, что образовательная организация имеет современное техническое оборудование, а именно умное зеркало, но не используют его на своих занятиях, так как оно не подходит для реализации образовательной программы. Исходя из этого, было принято решение создать серию интерактивных игр и собрать их в методический сборник, который соответствует возрастным особенностям детей и будет сочетаться с тематическим планированием программы.
На диагностическом этапе, проанализировав логопедические, педагогические представления, выписки психолого-медико-педагогической комиссии, а также по результатам проведенной нами диагностики, мы пришли к выводу о том, грамматический строй речи у старших дошкольников с ОНР II уровня находится на низком уровне. Из этого следует, что есть необходимость работы по формированию грамматического строя речи у данных воспитанников.
На разработческом этапе были подобраны темы, в соответствии с рабочей программой организации, исходя из тем разработаны игры на умном зеркале и составлен методический сборник, которые направлены на формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР II уровня.
На этапе апробации было проведено 16 подгрупповых занятий в период с октября по ноябрь. В результате были сделаны выводы о том, что у детей был повышен интерес и работоспособность. Дети с удовольствием шли на занятия, в которых участвовало умное зеркало.
На результативно-оценочном этапе методический сборник и интерактивные игры прошли экспертную оценку через отзывы учителей- логопедов и руководителя структурного подразделения дошкольной организации. Это позволило выявить достоинства и рекомендации в их дальнейшей доработке и пополнения методического сборника новыми играми.
Таким образом, цель, поставленная нами, полностью достигнута в процессе решения всех поставленных задач.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Артеменко О.Н., Семернина Н.И. Формирование диалогической речи у детей с ОНР/О.Н. Артеменко Н.И. Семернина//Международный журнал экспериментального образования.2011.№8.С.42-43.
3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей.-2-е изд., ипр. и доп.- М.: МозаикаСинтез, 2008.-322 с.
4. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед.вузов.-М.: АСТ:Астрель,2007.-224 с.
5. Багичева Н.В. Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий: период дошкольного детства//Филологический класс.2004.№11 С.32-43.
6. Бородич А.М. Методика Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2004.
7. Волкова Л.С. и Селиверстов В.И. Хрестоматия по логопедии.-М., Владос, 1997.-Т.11.-600 с.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1990.
9. Гальперин П.Я. Опыт формирования умственных действий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.-2017.-№4- с. 3-20
10. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательская работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1995. № 1. С. 43-55.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев.-М.: изд-во АПН РСФСР, 1961. -Т.1.-472 с.
12. Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. - В кн.: Вопросы изучения детской речи. М., 1961, с. 467.
13. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 96 с
14. Грибова О.Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи /
O. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. М., 1992
15. Гуженкова Н.В., Павлова И.А. К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. Конф. - М. : Буки-Веди. -2017. - С. 111113.
16. Давудова Р.О. Использование информационных технологий в логопедии/
P. О. Давудова, Р.М. Кучаев// Молодежь и наука: реальность и перспективы развития. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 73-77.
... всего 69 источников