ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «грамотное чтение» 6
1.2. Психолого-педагогические основы формирования грамотного чтения
младших школьников 11
1.3. Методики изучения грамотного чтения младшего школьника 16
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАМОТНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Выявление актуального состояния грамотного чтения у младших
школьников 23
2.2. Комплекс заданий, способствующих формированию грамотного чтения у
младших школьников 33
2.3. Итоговая диагностика уровня сформированности грамотного чтения у
младших школьников 34
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, отражающий социальный, государственный заказ, устанавливает приоритет развития читательской компетентности и общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и «про себя», элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; умение осознанно воспринимать, оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку героев. Указанные выше мета- предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны быть сформированы у младших школьников.
В связи с этим, особое значение имеет формирование у младших школьников основ грамотного чтения. Учитель должен не только сформировать положительную мотивацию к чтению, научить читать, но и воспитать активного, самостоятельного читателя, который будет соответствовать портрету выпускника, прописанному во ФГОС НОО.
Проблемой обучения чтению младших школьников занималась: О.В. Кубасова, И.И. Тихомирова, О.В. Джежелей О.В.[6],О.А.Обнорская О.А.[13], Г. Н. Кудина [12], Н.Н. Светловская, Т. С. Пичеоол, О.И. Никифорова, Н.Д. Молдавская, Т.В. Рыжикова, др. Понятие читательской грамотности изучается в трудах М.А. Пинской, Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалевой. Исследователи рассматривают читательскую грамотность с позиции компетентностного подхода (И.В. Зимняя, А.А. Вербицкий, А.В. Хуторской), через принципы когнитивного и деятельностного подходов (Н.М. Ложкина).
Поскольку грамотное чтение в современном образовании является приоритетной проблемой мирового масштаба, носит метапредметный характер и является универсальным учебным действием в системе планируемых результатов начального общего образования, то это и определило выбор темы исследования: «Формирование грамотного чтения посредством использования приемов смыслового чтения».
Цель данной работы: выявить эффективность применения приемов смыслового чтения в процессе формирования грамотного чтения у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования грамотного чтения.
Предмет исследования: приемы смыслового чтения как средство формирования грамотного чтения младшего школьника.
Гипотеза исследования: уровень грамотного чтения младших школьников будет иметь положительную динамику, если в ходе изучения предмета «Литературное чтение» использовать приемы смыслового чтения, активизирующих сферы: эмоций, воображения, осмысления.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить актуальный уровень грамотного чтения у младших школьников.
3. Разработать комплекс упражнений, способствующих формированию грамотного чтения у младших школьников посредством использования приемов смыслового чтения.
4. Провести сравнительную диагностику уровня сформированности грамотного чтения у младших школьников.
Методы исследования: теоретические (анализ психологопедагогической, учебно-методической литературы по теме исследования); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественные и количественные методы обработки данных.
База исследования: МКОУ Большеарбайская СОШ, учащихся 4 класса в количестве 4 человек.
Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, в последнее время проблема чтения находится в зоне особо пристального внимания со стороны государства, поскольку развитие грамотного чтения является решающей задачей реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Младший школьник, у которого сформированы навыки грамотного чтения, способен использовать навыки смыслового чтения и письма с целью получения информации из текста, понимать, интерпретировать, преобразовывать и переносить в жизненную ситуацию для последующего ее решения, поскольку чтение - это процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной в знаках и символах, в котором участвует процесс мышления.
Г оворя о процессе чтения, необходимо отметить, что чтение, как и любой другой процесс познания, имеет две стороны - логическую и чувственную. Стороны эти качественно различны, но функционируют в неразрывном единстве. Механизмы чтения связаны с обеими сторонами.
В ходе констатирующего эксперимента были выявлены уровни читательской грамотности у учащихся 4-го класса и описаны основные проблемы, возникающие при работе с текстом.
Результаты проведенных нами теоретического анализа и экспериментального исследования легли в основу программы развития грамотного чтения учащихся. Факторы формирования читательской грамотности позволили нам разработать методику организации работы с тестовыми заданиями в ходе изучения предмета «Литературное чтение».
В процессе формирующего эксперимента сделаны следующие выводы: - необходимо работать над смысловой стороной чтения, не ограничиваясь рамками реализации раздела Примерной образовательной программы «Чте-
ние. Работа с текстом (метапредметные результаты)»;
• развивать у обучающихся умение осознанно воспринимать, оценивать содержание и специфику различных текстов (разные стили и жанры: научнопопулярные, художественные, учебные тексты), участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку героев;
• работать над определением главной мысли текста посредством интенсивных приемов и техник (мнемотаблицы);
• анализировать различные сферы читательского восприятия: сферу читательских эмоций; сферу воображения; сферу осмысления.
• использовать разнообразный инструментарий работы над смысловым чтением и для полноценного формирования планируемых результатов;
• планировать дифференцированную помощь обучающимся.
Сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента выявил положительные изменения в сформированности компонентов грамотного чтения у учащихся 4 класса. Из этого следует вывод об эффективности разработанной нами системы учебных задач. Вышесказанное позволяет утверждать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.
1. Абрамовская, Л.Н. Системность читательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве [Текст] / Л.Н. Абрамовская // Человеческий капитал. - 2013. №11. С. 108-112.
2. Бунеева Е.В. Буду настоящим читателем: пос. из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии) М.: Баласс 2012. С. 167.
3. Вафина Ю.Ф. Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения. БУ ВО «Сургутский государственный- университет»)
Ше:///С:/и8ег8/и8ег/Везк1ор/Настя/Курсовая/е11Ьгагу 43055620 65490243.pdf
4. Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения // Начальная школа, 2004. № 3.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М. 2004. С. 512. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. [Текст]: Т.3 Проблемы развития психики / Л. С. Выготский / Под ред. А. М. Матюшкина.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт. 1999. С. 352
8. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. - 2-е изд., доп. - М. 1991. С. 256.
9. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельность [Текст] / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 2002. - № 3-4. С. 14-19.
10. Доблаев, Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания [Текст] / Л. П. Долбаев. - М.: Педагогика, 1982. С. 176.
11. Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учимся любить книгу: Пособие для занятий внекласс.чтением в подгот.классах общеобразоват.школ и ст. (подгот.) группах дошкол.учреждений. - М. 1982. С. 112.
12. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т. Г. Егоров.
• М.: КАРО, 2006. С. 238.
13.Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения [Текст] / Л. В. Занков. - М.: Просвещение, 2007. С. 152.
14.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей образовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская.
• [2-е изд. дораб.]. - М. 2011. С. 223.
15.Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя. М:
Просвещение, 2012.С. 32.
16. Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения. Оренбург. Изд. ООИУУ, 2013. С.198.
17. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — 3-е изд., доп. — М. 2017.С. 79.
... всего 53 источников