Формирование графомоторных навыков у обучающихся четвёртого класса с лёгкой умственной отсталостью средствами каллиграфических упражнений
|
Введение 3
Глава I Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Психофизиологические основы письма 8
1.2. Психолого-педагогические особенности обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью 14
1.3. Обзор методик по изучению и коррекции навыка письма у
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью 21
Выводы по I главе 25
Глава II . Изучение уровня сформированности навыка письма 26
2.1. Методика и организация констатирующего эксперимента 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
Глава III. Формирование графомоторных навыков у обучающихся четвёртого класса с лёгкой умственной отсталостью средствами каллиграфических упражнений 37
3.1. Логопедическая работа по преодолению дисграфии у
обучающихся четвёртого класса с лёгкой умственной отсталостью 37
3.2. Контрольный эксаеримент и его анализ 50
Заключение 57
Список используемых источников 59
Приложение 64
Глава I Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Психофизиологические основы письма 8
1.2. Психолого-педагогические особенности обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью 14
1.3. Обзор методик по изучению и коррекции навыка письма у
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью 21
Выводы по I главе 25
Глава II . Изучение уровня сформированности навыка письма 26
2.1. Методика и организация констатирующего эксперимента 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
Глава III. Формирование графомоторных навыков у обучающихся четвёртого класса с лёгкой умственной отсталостью средствами каллиграфических упражнений 37
3.1. Логопедическая работа по преодолению дисграфии у
обучающихся четвёртого класса с лёгкой умственной отсталостью 37
3.2. Контрольный эксаеримент и его анализ 50
Заключение 57
Список используемых источников 59
Приложение 64
Актуальность исследования. С каждым годом в образовательных организациях наблюдается рост числа обучающихся с нарушениями характерными для дисграфии. Данная проблема коснулась не только обучающихся младшего школьного возраста, но и обучающихся 10 -11 классов, студентов колледжей и техникумов.
В нашей стране организации здравоохранения в своих формах не прописыват диагноз «дисграфия», так как он отсутствует в Международной классификации болезней, находящейся в руководстве этих организаций.
В классификации имеется диагноз специфического расстройства спеллингования F.81.1., однако его описание лишь отчасти соответствует истинному значению термина «дисграфия».
Статистические данные, опубликованные кафедрой нейропсихологии Московского государственного университета в 2019 году утверждают, что обучающихся с нормой развития, имеющих расстройство навыков письма в общеобразовательных организациях состовляет более 30%, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья эти данные намного выше - более 60%.
Обучение письму является сложным видом деятельности для любого ребёна, а для умственно отсталого тем более. Для формирования навыка письма большую роль играют сформированные зрительно-моторные, сенсомоторные, слухо-моторные умения [5; 17; 19; 54].
Базовые графические умения и навыки, развитые функциональные способности пальцев рук являются обязательным для положительного формирования навыка письма у обучающихся младшего школьного возраста.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом разработанным для обучающихся с умственной отсталостью, основными задачами лежащими в основе содержания предметной области «Язык и речевая практика» являются:
1. Формирование навыков письма в процессе овладения грамотой.
2. Использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач.
Формирование графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью происывается и в адаптированной основной образовательной программе. Указанные навыки могут быть достигнуты при овладении на должном уровне каллиграфическими упражнениями.
Нередко обучающиеся не могут овладеть алгоритмом написания букв в период изучения букваря или закрепляется алгоритм неверного написания буквенных знаков. Данные нарушения можно исправить и после изучения букваря, однако необходимо приложить очень много усилий.
Нарушения в первую очередь в аналитико-сентитческой деятельности коры головного мозга, пространственного восприятия, а также нарушения в дифференцировке тонкой моторики кистей обучающихся с умственной отсталостью делают урок птсьма сложным процессом.
Проблема исследования обусловлена тем, что навык письма по механизму формирования весьма сложен, и сформированность оптикомоторных процессов играет первостепенную роль. Проблема состоит в недостаточной разработке методических рекомендаций по развитию умений управлять тонкой моторикой и контролировать её при момощи зрения.
Цель исследования - теоретически изучить и определить уровень сформированности навыков письма обучающихся четвёртого класса с лёгкой умственной отсталостью, составить комплекс каллиграфических упражнений, направленный на формирование навыка письма обучающихся четвёртого класса с лёгкой умственной отсталостью.
Объект исследования - письмо обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.
...
В нашей стране организации здравоохранения в своих формах не прописыват диагноз «дисграфия», так как он отсутствует в Международной классификации болезней, находящейся в руководстве этих организаций.
В классификации имеется диагноз специфического расстройства спеллингования F.81.1., однако его описание лишь отчасти соответствует истинному значению термина «дисграфия».
Статистические данные, опубликованные кафедрой нейропсихологии Московского государственного университета в 2019 году утверждают, что обучающихся с нормой развития, имеющих расстройство навыков письма в общеобразовательных организациях состовляет более 30%, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья эти данные намного выше - более 60%.
Обучение письму является сложным видом деятельности для любого ребёна, а для умственно отсталого тем более. Для формирования навыка письма большую роль играют сформированные зрительно-моторные, сенсомоторные, слухо-моторные умения [5; 17; 19; 54].
Базовые графические умения и навыки, развитые функциональные способности пальцев рук являются обязательным для положительного формирования навыка письма у обучающихся младшего школьного возраста.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом разработанным для обучающихся с умственной отсталостью, основными задачами лежащими в основе содержания предметной области «Язык и речевая практика» являются:
1. Формирование навыков письма в процессе овладения грамотой.
2. Использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач.
Формирование графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью происывается и в адаптированной основной образовательной программе. Указанные навыки могут быть достигнуты при овладении на должном уровне каллиграфическими упражнениями.
Нередко обучающиеся не могут овладеть алгоритмом написания букв в период изучения букваря или закрепляется алгоритм неверного написания буквенных знаков. Данные нарушения можно исправить и после изучения букваря, однако необходимо приложить очень много усилий.
Нарушения в первую очередь в аналитико-сентитческой деятельности коры головного мозга, пространственного восприятия, а также нарушения в дифференцировке тонкой моторики кистей обучающихся с умственной отсталостью делают урок птсьма сложным процессом.
Проблема исследования обусловлена тем, что навык письма по механизму формирования весьма сложен, и сформированность оптикомоторных процессов играет первостепенную роль. Проблема состоит в недостаточной разработке методических рекомендаций по развитию умений управлять тонкой моторикой и контролировать её при момощи зрения.
Цель исследования - теоретически изучить и определить уровень сформированности навыков письма обучающихся четвёртого класса с лёгкой умственной отсталостью, составить комплекс каллиграфических упражнений, направленный на формирование навыка письма обучающихся четвёртого класса с лёгкой умственной отсталостью.
Объект исследования - письмо обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.
...
Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. В формировании этого навыка решающее значение имеют показатели интеллектуального, речевого, моторного развития ребенка, а также сформированность зрительномоторных, сенсомоторных и слухо-моторных умений.
В ходе теоретического анализа специальной литературы нами было выявлено, что механизмы формирования навыка письма сложны, его структура многокомпонентна, на успешность формирования навыка могут влиять различные факторы, в том числе умение ребенка управлять мышцами кисти руки. Качественное управление мышцами достигается при наличии следующих условий: умении ощущать движение мышц, достаточной эластичности мышц, осознанном выполнении движений, достаточном уровне переключаемости движений и зрительно-моторном контроле.
Нами также установлено, что причинами плохого почерка при нормальной работе зрительного анализатора являются недостаточно сформированная переключаемость движений, связанная со слабостью процессов дифференцированного торможения, а именно с несвоевременной подачей афферентных (обратных) сигналов с периферии в центр; снижение кинестетических ощущений от мышечных движений пальцев кисти рук; недостаточно сформированный навык непрестанного сосредоточения мысли при выполнении движений; недостаточная эластичность мышц, ослабленный мышечный тонус (вялость мышц), ограничивающие подвижность движений; недостаточная сила мышц, что снижает выносливость при нагрузке во время выполнения графомоторного акта.
В ходе изучения особенностей графомоторных навыков обучающихся 4 класса с лёгкой умственной отсталостью были определены две группы учащихся с графомоторными трудностями, обусловленными поражением двигательных систем, (преимущественно премоторных отделов коры головного мозга) или неспецифическими нарушениями сукцессивных функций.
Поскольку трудности обучения письму вызваны разными причинами: то и дети с умственной отсталостью и нарушением моторики представляют собой разнородную группу. И хотя происхождение трудностей, их причины, а также проявление и характер различны, несомненно одно: чтобы подготовить руку к процессу письма, необходима коррекционная логопедическая работа, с помощью которой создается функциональная база для работы соответствующих анализаторов.
Мы предположили, что уровень сформированности навыка письма обучающихся четвёртого класса с лёгкой умственной отсталостью будет повышен, при условии использования комплекса каллиграфических упражнений по формированию письменной речи. Нами был раззработан комплекс каллиграфических упражнений и проведён обучающий эксперимент в течении двух месяцев.
В результате проделанной работы мы уведели незачительную динамику в пределах 20% повышения уровня сформированности письма эксперементальной группы обучающихся. Навык писма в контрольной группе остался без изменения. Следовательно можно констатировать, мы подтвердили выдвинутую нами в начале работы гипотезу. Нами было экспериментально подтверждено, что что уровень сформированности навыка письма обучающихся четвёртого класса с лёгкой умственной отсталостью будет повышен, при условии использования комплекса каллиграфических упражнений по формированию письменной речи.
В ходе теоретического анализа специальной литературы нами было выявлено, что механизмы формирования навыка письма сложны, его структура многокомпонентна, на успешность формирования навыка могут влиять различные факторы, в том числе умение ребенка управлять мышцами кисти руки. Качественное управление мышцами достигается при наличии следующих условий: умении ощущать движение мышц, достаточной эластичности мышц, осознанном выполнении движений, достаточном уровне переключаемости движений и зрительно-моторном контроле.
Нами также установлено, что причинами плохого почерка при нормальной работе зрительного анализатора являются недостаточно сформированная переключаемость движений, связанная со слабостью процессов дифференцированного торможения, а именно с несвоевременной подачей афферентных (обратных) сигналов с периферии в центр; снижение кинестетических ощущений от мышечных движений пальцев кисти рук; недостаточно сформированный навык непрестанного сосредоточения мысли при выполнении движений; недостаточная эластичность мышц, ослабленный мышечный тонус (вялость мышц), ограничивающие подвижность движений; недостаточная сила мышц, что снижает выносливость при нагрузке во время выполнения графомоторного акта.
В ходе изучения особенностей графомоторных навыков обучающихся 4 класса с лёгкой умственной отсталостью были определены две группы учащихся с графомоторными трудностями, обусловленными поражением двигательных систем, (преимущественно премоторных отделов коры головного мозга) или неспецифическими нарушениями сукцессивных функций.
Поскольку трудности обучения письму вызваны разными причинами: то и дети с умственной отсталостью и нарушением моторики представляют собой разнородную группу. И хотя происхождение трудностей, их причины, а также проявление и характер различны, несомненно одно: чтобы подготовить руку к процессу письма, необходима коррекционная логопедическая работа, с помощью которой создается функциональная база для работы соответствующих анализаторов.
Мы предположили, что уровень сформированности навыка письма обучающихся четвёртого класса с лёгкой умственной отсталостью будет повышен, при условии использования комплекса каллиграфических упражнений по формированию письменной речи. Нами был раззработан комплекс каллиграфических упражнений и проведён обучающий эксперимент в течении двух месяцев.
В результате проделанной работы мы уведели незачительную динамику в пределах 20% повышения уровня сформированности письма эксперементальной группы обучающихся. Навык писма в контрольной группе остался без изменения. Следовательно можно констатировать, мы подтвердили выдвинутую нами в начале работы гипотезу. Нами было экспериментально подтверждено, что что уровень сформированности навыка письма обучающихся четвёртого класса с лёгкой умственной отсталостью будет повышен, при условии использования комплекса каллиграфических упражнений по формированию письменной речи.





