Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня посредством сюжетно-ролевой игры 7
1.1 Лингвистические аспекты становления диалогической речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня посредством сюжетно-ролевой игры 7
1.2 Формирование диалогической речи в онтогенезе 11
1.3. Особенности развития диалогической речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 18
1.4. Основные направления коррекционной работы по формированию
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 25
Глава II Разработка, реализация и оценка результатов проекта 37
2.1. Предпроектное исследование и диагностика уровня развития
диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня 37
Анализ проблемы в организации 37
2.2 Паспорт и жизненный цикл проекта 50
2.3 Описание продукта проекта 54
2.4 Апробация о оценка продукта проекта 55
2.5 Контрольный срез 56
Заключение 58
Библиография 61
Приложения 65
Речь - форма вербальной коммуникации общества людей с помощью языковых конструкций, имеющая вековую историю, построена на конкретных правилах, необходима детям для формирования развития общения, эмоционально-волевой и когнитивных сфер. Речевая функция является проявлением главных психических и мыслительных процессов, понимания и памяти у детей.
Фазы становления речи у малышей, как средства коммуникации в дошкольном периоде детства:
1. Фаза подготовки;
2. Начало вербального процесса;
3. Становление и совершенствование коммуникативного общения.
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) дошкольного образования включает в требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, в образовательную область речевое развитие, «владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества» .
Развитие диалогической речи является одним из условий полноценной, правильной речи, результативной адаптации выпускников дошкольных образовательных учреждений к образовательным школам. В дошкольном возрасте дети овладевают, в основном, диалогической речью.
Как отмечал Ф.А. Сохин, развитие речи и речевого взаимодействия являются одной из главенствующих задач этапа дошкольного образования.
Выделяют несколько групп диалогических умений у дошкольников:
1. Собственно речевые умения:
1. Умение вступать в беседу;
2. Умение поддержать и завершить беседу;
3. Умение говорить выразительно, в нормальном темпе, использовать интонацию в диалоге.
2. Умения речевого этикета (знакомство, приветствие, просьба, приглашение, привлечение внимания, извинение и др.)
3. Умение общаться в группе из 3-5 человек, в коллективе;
4. Умение планировать совместные действия, достижение результатов, принимать участие в обсуждении определённой темы;
5. Уместно использовать жесты и мимику.
Актуальность. Успешное обучение и развитие ребенка, его включенность в социальное окружение напрямую зависит от степени развития его речи. Недостаточная сформированность и развитость связной речи (диалогической в том числе) становится одной из причин неуспеваемости по разным школьным предметам.
Увеличение влияния внешних социальных факторов, увеличение количества родовых патологий и хронических заболеваний, дают основание испытывать тревогу за развитие детей. Дети с нарушениями речевого развития составляют значительную группу из числа таких детей. Нарушения могут проявляться как в незначительной степени, так и в более серьезной, но, ни одно из нарушений не должно быть оставлено без внимания. К причинам общего недоразвития речи (далее - ОНР) относят неблагоприятные факторы, воздействующие как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовые травмы, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка. Количество детей, которые имеют общее недоразвитие речи увеличивается и это влечет за собой увеличение количества детей, испытывающих трудности в развитии общем.
Задача логопедической помощи детям дошкольного возраста эффективнее решать в условиях взаимодействия всех специалистов дошкольной образовательной организации как это предусмотрено в федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
...
При исследовании уровня диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня была проведена логопедическая работа на базе комбинированного детского сада. В экспериментальную группу вошли 10 воспитанников компенсирующей группы старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
В ходе диагностики были использованы методики, направленные на выявление уровня диалогических умений детей. Были проанализированы умения детей отвечать на поставленные вопросы; составлять и задавать вопросы собеседнику; вести диалог. При оценке учитывались правильность, самостоятельность, содержательность, логическая последовательность изложения, полнота изложения смыла.
Анализ результатов показал, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня отвечают на поставленные вопросы. Ответы дают не в полном объеме, предложения используют нераспространенные, простые. Уточняющих вопросов дети не задают. При постановке вопросов дети также испытывают трудности. Словарный запас у детей недостаточно сформирован. В их диалогической речи преимущественно преобладают существительные и глаголы.
Не все дети, задействованные в исследовании, умеют вступать в диалог, поддерживать беседу, проявлять инициативу общения.
В ходе анализа полученных результатов были выявлены проблемные зоны в области сформированности связной диалогической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и разработано программно-методическое обеспечение «А давай поговорим», включающее в себя пояснительную записку, тематическое планирование, пособие для педагогов. Реализация проектной идеи включала следующие логопедические направления: формирование связной диалогической речи в форме умения отвечать на поставленные вопросы, составлять и задавать вопросы собеседнику; в форме умения вести диалог.
В процессе реализации вышеуказанных направлений в логопедической работе по формированию связной диалогической речи старших дошкольников с ОНР III уровня использовались разнообразные средства наглядности в виде карточек, картинок, игрового оборудования (мяч, сюжетные игрушки), что вызывало активный интерес со стороны детей. Дошкольники с интересом включались в игровую занимательную ситуацию, пользовались игровым оборудованием, использовали муляжи фруктов, овощей, пользовались карточками с изображением разных предметов и т.д.
В процессе проведенного проектного исследования решен ряд задач:
1. На основе анализа научно-методической и логопедической литературы по проблеме исследования раскрыто понятие - связная диалогическая речь, определены речевые особенности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, изучены диагностические и коррекционные методики формирования связной диалогической речи у рассматриваемой группы старших дошкольников. Раскрыта сущность, структура и уровень сформированности связной диалогической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
2. Разработано ПМО, направленное на формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста и осуществлена его апробация.
3. Выделены показатели эффективности проведенной логопедической работы.
Таким образом, процесс формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в рамках программнометодического обеспечения «А давай поговорим» будет результативным при условии реализации комплекса логопедических игровых упражнений реализующихся поэтапно с использованием средств наглядности и с учетом уровня сформированности связной диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Итоговым результатом реализации продукта проекта «А давай поговорим» составлен комплекс логопедических упражнений по указанным направлениям логопедической деятельности. Даны методические рекомендации по использованию комплекса логопедических упражнений педагогам и родителям детей старших дошкольников с ОНР III уровня.
Оценка результатов реализации проектного исследования показала положительную динамику рассматриваемых показателей сформированности диалогической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, что свидетельствует об эффективности программно-методического комплекса «А давай поговорим». Проект способствовал формированию связной диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. М.: Просвещение, 2005. 400 с.
2. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. М.: Просвещение, 2003. 246 с.
3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. СПб.: Детство-пресс,
2007. 144 с.
4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
5. Воспитание детей старшей группе детского сада / сост. Г.М. Лямина. М.: Просвещение, 2006. 185 с.
6. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика,
2006. 420 с.
7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1995. 77 с.
8. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. М.: ВЛАДОС, 2005. -123 с.
9. Глухов В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В.П. Глухов. М.: Союз, 2007. 156 с.
10. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация / под ред. О.Я. Гойхман. М.: Инфа, 2006. 272 с.
11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.:
Педагогика, 1986. — 239 с.
12. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендацииС. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина, Светлана Теплюк, Галина Лямина, Мария Зацепина.
13. Доронова Т.Н. Играем в театр / Т.Н. Доронова. М.: Педагогика, 2005. 94 с.
14. Елкина Н.В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни: Автореф. дисс.... канд. пед. наук / Н.В. Елкина. М.,
2007. 16 с.
15. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. Москва 2015. ББК 74.3 Е91.
16. Жинкин Н. И. Психолингвистика: избранные труды Н. И. Жинкин 2009. изд.Лабиринт
... всего 49 источников