ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В 15 СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
1.1. Ретроспективный анализ инклюзивного обучения в системе 15
зарубежного и отечественного образования
1.2. Особенности организации инклюзивного обучения в 38
образовательных организациях г. Красноярска
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 48 ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
2.1. Особенности организации инклюзивного обучения в МАОУ 48
«Гимназия № 9»
2.2. Методика обучения учащихся с ОВЗ в условиях 62
инклюзивного образования
ВЫВОДЫ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 93
Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, законом «Об образовании в РФ», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка.
Право на образование принадлежит всем детям, включая детей- инвалидов независимо от причин инвалидности. Обеспечение равных прав и равных возможностей для ребенка с отклонениями в развитии, прежде всего, возможность быть рядом с обычными сверстниками, возможность получить образование.
Существование обычных школ с установкой на инклюзию - самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в школьных сообществах, построения общества, приемлемого для всех и обеспечения возможности всеобщего образования.
Что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное (включенное) образование, инклюзия.
Инклюзия - это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создания образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психофизического развития, был заменен термином «инклюзивное образование», описывающий данный процесс в отношении всех детей.
Инклюзивное образование — подход, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности.
ЮНЕСКО понимает инклюзию как «позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение».
Полноценное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья реально только в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия,учитывающие специфику коммуникативной и когнитивной деятельности детей с различными видами заболеваний. Образование в современном мире рассматривается как важнейший фактор формирования нового качества развития экономики и жизни общества.
Следует отметить, что в научной литературе недостаточно обобщений по содержанию инклюзивного обучения в основной школе, анализа эффективности его научно-методического обеспечения. Анализ литературы показал противоречия между актуальной потребностью в преемственности инклюзивного образования и недостаточной изученностью подходов и принципов инклюзивного обучения дисциплинам естественнонаучного цикла как стадии непрерывного образования. Обнаружено противоречие между новыми тенденциями развития инклюзивного обучения и недостаточной разработанностью содержания инклюзивного обучения естественнонаучного цикла.
В ходе проведенного исследования решены задачи и подтвердилась гипотеза, на основе чего были сформулированы следующие выводы:
• Инклюзивное образование в научной литературе и практике обучения используется для раскрытия основных составляющих компонентов учебно¬образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями в условиях массовой школы и трактуется как включенное образование, в основу которого положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, обеспечивающая равное отношение ко всем людям, но в то же время создающая особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья
• Анализ современного состояния инклюзивного образования в МАОУ «Гимназия № 9» г. Красноярска показал, что исследуемая проблема является актуальной, обсуждаемой и востребованной. Однако недостаток опыта работы учителей, педагогов и административно-управленческого персонала, отсутствие предметных методик как интегративного, так и включенного обучения типично развивающихся учащихся и детей с ограниченными возможностями здоровья создает некоторые трудности в решении данного вопроса.
• В ходе экспериментальной части исследования разработана методика обучения биологии учащихся с особыми образовательными потребностями, включающая организацию обучения по адаптированным образовательным программам, коррекцию программного материала, использование пошагового алгоритма изучения и освоения учебного содержания, а также применение групповых видов деятельности, индивидуального контроля и шкалы оценивания, разнообразие раздаточного материала, что позволяет совместно работать детям с особыми образовательными потребностями и типично развивающихся учащихся.
1. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы "Наша новая школа" // Психолого - педагогическое обеспечение нашей образовательной инициативы " Наша новая школа": Материалы УГВсероссийской научно- практической конференции. М.,2010.
2. Алехина С.В., Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование. Выпуск 1. М., 2010.
3. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.
4. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и
патопсихологии [Те кст] / В.М. Астапов. - М.: Международная пед. академия, 1994. -216 с.
5. Афанасьева Ю.А. Воспитание нравственных качеств у умственно отсталых младших школьников на уроках развития ре чи [Текст] / Афанасьева Ю.А., Павлова Н.В // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2011. - № 2-3. - С. 134-137.
6. Биология в школе , научно-методический журнал, М., «Школа-Пресс», №2, 1999 год, стр.24.
7. Большой энциклопедиче ский словарь, научн. изд-во "Большая Российская энциклопедия", М.,2002. С.611.
8. Васильева Е.В. Еще раз об опорных конспектах // Биология в школе. М.,«Школа-Пресс», № 3,1989, стр. 41-46.
9. Влияние комплексной реабилитации на оптимизацию развития детей с ограниченными возможностями здоровья: уче бно - ме тодическое пособие под общ. ред. Т, Н, Ищенко, Р, Р, Гатиатуллина. - Красноярск: ЛитераПринт,2014. - С.60.
10. Воронкова В.В., Программы сп; циальных (корре кционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1, ГИЦ «Владос», Москва, 2011г., 224с.
11. Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Образование для всех - императив качества. Париж, ЮНЕСКО, 2004. С. 146.
12. Выготский Л.С. Избранные педагогические исследования. М., Изд-во АПН ССР, 1956. - 320с.
13. Выготский Л.С., Основы дефектологии - 2003.656 стр.
14. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., Педагогика, 1985. - 167 с.
15. Грозная Н. С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности // Синдром Дауна XXI ве к. 2011.№ 1. С. 34-41...77