Введение 3
Глава 1 Анализ нормативных документов школьного физического 6 образования
1.1 Организация углубленного обучения физики учащихся основной и 6 старшей школы
1.2 Основные компоненты технического знания по физике 23
Глава 2 Проектирование технического знания по физике 31
2.1 Моделирование технического знания по физике через систему 31 заданий в учебном процессе
2.2 Методические рекомендации по разработке системы заданий для 39 проектирования технического знания по физике
2.3 Экспериментальная проверка эффективности предложенных 44 методических рекомендаций
Заключение 48
Библиографический список 49
Приложение 1
В современном мире, меняются требования к качеству образования. Сегодня необходимо воспитание личности, способной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Не случайно главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика. Перед учителями стоит задача не только передать учащимся некоторую сумму знаний, но и подготовить их к жизни. Значительный потенциал в решении поставленной задачи имеет образовательная область «Физика» и создание системы технического образования в современных школах.
Актуальность технической подготовки школьников была определена еще на раннем этапе развития индустриального общества. Данный вопрос не остается без внимания и на сегодняшний день в российском образовании. Это, в свою очередь, обусловлено следующим: высокий уровень и возрастающие темпы развития технической оснащенности общества; возможность воспитания у молодежи интереса к технической деятельности; недостаток специалистов технической направленности. Следовательно, глобальная задача общеобразовательных школ, на современном этапе развития образования, формирование творческого технического знания.
Техническое знание предполагает наличие не только теоретической подготовки, но и умение самостоятельно поставить цель, выстроить план последовательных действий, внести конструктивные изменения в создаваемое техническое устройство, предложить иное решение задачи, систематизировать свои действия и так далее. Исходя из этого, можно сказать, что в основе технического знания лежит системно - деятельностный подход, а он, в свою очередь, реализуется через универсальные учебные действия, которые отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования. Под универсальными учебными действиями (УУД) принято понимать умение учиться и совокупность способов действия учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В данной работе мы предлагаем методические рекомендации проектирования технического знания через углубленное обучение физике в основной и старшей школе...
В ходе исследования были полностью решены поставленные задачи и полученные следующие результаты и выводы.
В процессе решения практических задач с техническим содержанием осуществляется развитие мышления учащихся, поскольку решение любой такой задачи предполагает рассмотрение целостного реального явления с различных сторон, при этом школьники выделяют его наиболее значимые стороны, абстрагируются от несущественных признаков, актуализируют физические знания, необходимые для решения задачи. Кроме того, экспериментальные задачи по созданию технических устройств неизменно вызывают интерес у школьников. Их решение не только расширяет технический кругозор и знакомит с технической терминологией, но и способствует сознательному усвоению программного материала, формирует знания физики.
Проведенная нами экспериментальная проверка подтверждает нашу гипотезу о том, что проектирование технического знания по физике через систему, в данном случае, экспериментальных заданий позволит повысить уровень технической подготовки школьников, что является немаловажным фактором развития в современном, высокотехнологичном мире.
1. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 256 с.
2. Дельцов, В.П. Физика. Дойти до самой сути/ В.П. Дельцов, В.В. Дельцов. - URSS, 2017. - 272 с.
3. Дума, Е.А. Уровни сформированности инженерного мышления /
Е.А. Дума, К.В. Кибаева, Д.А. Мустафина, Г.А. Рахманкулова, И.В. Ребро // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10 . - С. 143-145.
4. Кондаков, А.М. Концепция развития инженерного образования в Хабаровском крае/ А.М.Кондаков, А.Г.Кузнецова. - ИМОС.: Москва, 2016.- с.131.
5. Мякишев, Г.Я. Физика. 10 кл.: уч. для общеобразоват. учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - М.: Просвещение, 2010.
6. Перышкин, А.В. Физика. 8 кл.: уч. для общеобразоват. учреждений /А.В.Перышкин. - М.: Дрофа, 2013.
7. Полицинский, Е.В. Задачи по физике. Руководство к выполнению контрольных работ: учено - методическое пособие/Е.В. Полицинский. - Томск: Из - тво Томского политехнического университета, 2014. - 240 с.
8. Ромасева, Ю.А. Проектирование технического знания по физике на примере раздела «Электрический ток в газах». В кн. Наука, образование и инновации: сборник статей Международной научно - практической конференции в 4 ч. Ч.1/ - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2016. - 324 с.
9. Тесленко, В.И. Профессиональное становление будущего учителя физики в обновленном педагогическом образовании: монография/ В.И.
Тесленко, Н.А. Эверт, Т.А. Залезная; Краснояр. Гос. пед. ун -т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2008. - с. 262, 290 - 294
10. Формирование инженерного мышления в процессе обучения [Текст]: материалы междунар. науч. - практ. конф., 7-8 апреля 2015 г., Екатеринбург, Россия : / Урал. гос.пед.ун-т; отв. ред. Т.Н. Шамало. - Екатеринбург: [б.и.], 2015. - 284 с.
Интернет ресурсы
11. Василенко, Ю. Что такое знание? Определение по обществознанию,
категории знаний [Электронный ресурс], - URL.:
http://fb.ru/article/226500/chto-takoe-znanie-opredelenie-po- obschestvoznaniyu-kategorii-znaniy - статья в интернете
12. Всероссийский педагогический портал. Преподавание физики
[Электронный ресурс], - URL.:
1Шр://ууу.1етодкаби11ет.рф/тс1е.р11р/р1|ЬНсаПоп5/1ыка.111т1?51а11 20
13. Демихов, К. Е. Инженерное образование: состояние, проблемы,
перспективы / К.Е. Демихов// Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право: электронный научно - технический журнал - 2009. № 2. URL.: http://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernoe- obrazovanie-sostoyanie-problemy-perspektivy (Дата обращения:
3.04.2017)
14. Metod - kopilka. ru. Из опыта работы учителя физики [Электронный
ресурс], - URL.: https://www.metod-
kopilka.ru/iz_opyta_raboty_uchitelya_fiziki-28252.htm
15. Министерство образования и науки РФ. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс], - URL.: кйр://минобрнауки.рф/документы/336 (Дата обращения: 30.03.17)...20