ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы
социокультурной адаптации детей -мигрантов 8
1.1. Подходы к изучению социально-культурной адаптации мигрантов 8
1.2. Анализ изучения зарубежного опыта социально-культурной адаптации
мигрантов 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации социально-
культурной адаптации детей-мигрантов в русскоязычной общеобразовательной школе № 16 г. Красноярска.. 26
2.1. Роль школы в социокультурной адаптации детей-мигрантов 26
2.2. Влияние включенности детей-мигрантов в учебную деятельность и
жизнь школы на успешную социально-культурную адаптацию детей-
мигрантов к русскоязычному социуму 34
2.3. Разработка и апробация авторской программы социально-культурной адаптации детей мигрантов к русскоязычной общеобразовательной школе г. Красноярска 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 58
Приложение 66
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы
социокультурной адаптации детей -мигрантов 8
1.1. Подходы к изучению социально-культурной адаптации мигрантов 8
1.2. Анализ изучения зарубежного опыта социально-культурной адаптации
мигрантов 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации социально-
культурной адаптации детей-мигрантов в русскоязычной общеобразовательной школе № 16 г. Красноярска.. 26
2.1. Роль школы в социокультурной адаптации детей-мигрантов 26
2.2. Влияние включенности детей-мигрантов в учебную деятельность и
жизнь школы на успешную социально-культурную адаптацию детей-
мигрантов к русскоязычному социуму 34
2.3. Разработка и апробация авторской программы социально-культурной адаптации детей мигрантов к русскоязычной общеобразовательной школе г. Красноярска 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 58
Приложение 66
Тема миграции и социальных проблем, с которыми сталкиваются не только выходцы из мигрантской среды, но и принимающее общество, становятся популярными. Вместе с тем, явно недостаточно работ, которые выявляют социально-культурную адаптацию детей-мигрантов в общеобразовательной школе.
В сравнении с развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, где данная проблема изучается на протяжении нескольких столетий, в России с ней столкнулись только на рубеже ХХ-ХХ1 веков, поэтому её изучение и поиск решений на данный момент крайне актуально.
К примеру, в США процесс социально-культурной адаптации мигрантской молодёжи подчиняется общенациональным закономерностям. Американское общество к концу ХХ века стало полиэтичным: закон обеспечивает равные права и защиту от дискриминации всем этническим группам. В США сформировалась мультикультурная среда, интегрируясь в которую, ребёнок-мигрант сохраняет связь с родной культурой, что приводит к взаимному обогащению культур и появлению новых типов культурных ценностей, расширяет репертуар поведения человека, делает психику подростка более устойчивой. В США теоретическая разработка и практическое решение проблем социокультурной адаптации мигрантской молодежи имеют давние традиции, в отличие от ситуации в России, где данная проблема является относительно новой [65].
Таким образом, необходимость исследования практики социально-культурной адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе в
России определили тему исследования: «Социально-культурной адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе».
Актуальность нашей работы в рамках российского общеобразовательной системы определяется также противоречием между необходимостью соблюдения гуманистической концепции образования, направленной на создание благоприятной атмосферы обучающимся, их всестороннего развития и реальной педагогической практикой, не обеспеченной необходимыми для реализации этой концепции организационно-педагогическими условиями (методические пособия, специальные адаптированные программы, специально обученные кадры, материальная база и т.п.).
В связи с увеличением процесса миграции в России данное противоречие становится реальной проблемой для общеобразовательной системы. В последнее время к ее решению активно подключаются педагоги, социологи и психологи. С психолого-педагогической точки зрения социально-культурная адаптация и интеграция школьников-мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей обучающихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания.
Снижение негативного характера межэтнических отношений, уменьшение последствий ксенофобии и мигрантофобии крайне важны, если эти процессы касаются детей, ставших переселенцами. Данная ситуация привела к появлению социальных проблем детей-мигрантов, испытывающих материальные, психологические и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре.
Миграционные процессы не только значительно расширяют этническую и культурную мозаику, но и выявляют, и обостряют этнокультурные противоречия между различными социальными группами. Дети-мигранты характеризуются как проблемная группа населения с затруднённым доступом к получению социальных благ/услуг, в т.ч. образования [65].
В ситуации миграции подросток находится на рубеже различных культур и перед ним возникают две узловые личностно- значимые проблемы: сохранение своей этнической идентичности и адаптация в новой среде [64].
Несомненно, образовательная среда школы является тем объектом, в рамках которого проявляются все проблемы мигранта-школьника, ибо современная полиэтническая школа представляет собой новый тип обычной российской школы, в которой нерусскоязычные дети обучаются не в отдельных классах, а вместе с русскоязычными школьниками. Она является той площадкой, на которой нередко происходят всевозможные так называемые конфликты культур между учащимися коренного населения и мигрантами [9]. При этом именно образование обладает наибольшими возможностями для осуществления социокультурной адаптации обучающихся школьного возраста среди всех социальных институтов, поэтому изучение возможностей, особенностей и проблем социокультурной адаптации школьников-мигрантов в общеобразовательной среде, а также способов преодоления этих проблем является очень важной задачей.
Тот факт, что детям-мигрантам необходимо адаптироваться, «вливаться» в социокультурную среду современного российского общества, формирует проблему данной научной работы.
Особую актуальность приобретают исследования данной проблемы в школах, где число детей из семей мигрантов составляет половину и/или более от численности всех обучающихся. К примеру, в ряде красноярских школ (особенно расположенных на правом берегу), наблюдается тенденция к постоянному притоку обучающихся из семей мигрантов, результатом которого явилось разнообразие национального состава школ, в которых, сформировалась иная среда с полиэтническим составом обучающихся.
Степень разработанности проблемы:
Исследователями началось активное изучение данной темы с рубежей Х1Х-ХХ веков. Основоположниками понятия «социальная интеграция» в своих интерпретациях были М. Вебер и Р.Мертон [53]. Адаптационное поведение мигрантов изучали представители социологической Чикагской школы (В.Уайт, Ф.Знанецкий и др.). В связи с тем, что интенсивность миграционных процессов в начале ХХ1 века значительно увеличилась, изменились и сами исследовательские подходы их изучения. Миграционные перемещения стали рассматриваться с позиций необходимых экономических ресурсов. Теоретико-методологическим основам исследования миграции посвящены труды В.И. Мукомеля [54]. Факторы социокультурной адаптации приведены в работах Л.В. Корель [37]. Весомый вклад в изучение проблем социокультурной адаптации внесли учёные: Д.А. Александров [2], Т.И. Алиева [3], Е.А. Бауэр [7], А.Д. Гладуш [15], А.Н. Гуляева [16], В.П. Засыпкин [23], Г.Е. Зборовский [23], Н.И. Ковалева [27], А.Я. Макаров [36;37], Н.Л. Микиденко [39], О.Ю. Мязина [20], Е.А. Омельченко [44;45], В.И. Петрищев [6;47;48], И.А. Проскурня [52], Г.У. Солодова [55], Т.В. Щеклачева [59] и т.д.
При этом в предметном поле социологических и педагогических наук исследование проблем и потребностей школьников-мигрантов, агентов социокультурной адаптации, ведется недостаточно.
Объектом исследования выступает образовательная среда в школе.
Предмет исследования: социально-культурная адаптация детей-мигрантов в общеобразовательной школе.
Цель исследования: изучить проблемы социокультурной адаптации школьников-мигрантов в общеобразовательной среде, разработать и апробировать авторскую программу социокультурной адаптации в российской общеобразовательной школе.
В ходе нашей работы должны быть выполнены следующие задачи:
• раскрыть современные научные подходы к изучению социокультурной адаптации мигрантов в отечественных и зарубежных исследованиях, конкретизировать понятие социокультурной адаптации детей- мигрантов;
• раскрыть роль школы в социально-культурной адаптации детей-мигрантов, проанализировать их включенность в учебную деятельность и жизнь школы и выявить её влияние на успешную социально-культурную адаптацию к русскоязычному социуму;
• разработать и применить на практике авторскую программу социально-культурной адаптации детей-мигрантов в российской общеобразовательной школе.
Методы исследования в нашей работе - это анализ научной литературы по теме, анкетирование и интервьюирование, включенное наблюдение.
Эмпирический объект исследования: дети-мигранты 5-7 классов, проживающие на территории России 1-2 года, учителя, администрация школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы:
• в учебной деятельности общеобразовательных учреждений в г. Красноярске и Красноярском крае;
• при разработке целевых программ и проектов по социально-культурной адаптации школьников из семей мигрантов в г.
Красноярске и Красноярском крае;
• при разработке и внедрении учебных курсов «Межкультурная коммуникация», «Диалог культур» и др.
Периодические и монографические публикации, материалы научных исследований, нормативно-справочные материалы, а также материалы прикладного социологического исследования выступают в данной работе в качестве основной информационной базой исследования.
В сравнении с развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, где данная проблема изучается на протяжении нескольких столетий, в России с ней столкнулись только на рубеже ХХ-ХХ1 веков, поэтому её изучение и поиск решений на данный момент крайне актуально.
К примеру, в США процесс социально-культурной адаптации мигрантской молодёжи подчиняется общенациональным закономерностям. Американское общество к концу ХХ века стало полиэтичным: закон обеспечивает равные права и защиту от дискриминации всем этническим группам. В США сформировалась мультикультурная среда, интегрируясь в которую, ребёнок-мигрант сохраняет связь с родной культурой, что приводит к взаимному обогащению культур и появлению новых типов культурных ценностей, расширяет репертуар поведения человека, делает психику подростка более устойчивой. В США теоретическая разработка и практическое решение проблем социокультурной адаптации мигрантской молодежи имеют давние традиции, в отличие от ситуации в России, где данная проблема является относительно новой [65].
Таким образом, необходимость исследования практики социально-культурной адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе в
России определили тему исследования: «Социально-культурной адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе».
Актуальность нашей работы в рамках российского общеобразовательной системы определяется также противоречием между необходимостью соблюдения гуманистической концепции образования, направленной на создание благоприятной атмосферы обучающимся, их всестороннего развития и реальной педагогической практикой, не обеспеченной необходимыми для реализации этой концепции организационно-педагогическими условиями (методические пособия, специальные адаптированные программы, специально обученные кадры, материальная база и т.п.).
В связи с увеличением процесса миграции в России данное противоречие становится реальной проблемой для общеобразовательной системы. В последнее время к ее решению активно подключаются педагоги, социологи и психологи. С психолого-педагогической точки зрения социально-культурная адаптация и интеграция школьников-мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей обучающихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания.
Снижение негативного характера межэтнических отношений, уменьшение последствий ксенофобии и мигрантофобии крайне важны, если эти процессы касаются детей, ставших переселенцами. Данная ситуация привела к появлению социальных проблем детей-мигрантов, испытывающих материальные, психологические и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре.
Миграционные процессы не только значительно расширяют этническую и культурную мозаику, но и выявляют, и обостряют этнокультурные противоречия между различными социальными группами. Дети-мигранты характеризуются как проблемная группа населения с затруднённым доступом к получению социальных благ/услуг, в т.ч. образования [65].
В ситуации миграции подросток находится на рубеже различных культур и перед ним возникают две узловые личностно- значимые проблемы: сохранение своей этнической идентичности и адаптация в новой среде [64].
Несомненно, образовательная среда школы является тем объектом, в рамках которого проявляются все проблемы мигранта-школьника, ибо современная полиэтническая школа представляет собой новый тип обычной российской школы, в которой нерусскоязычные дети обучаются не в отдельных классах, а вместе с русскоязычными школьниками. Она является той площадкой, на которой нередко происходят всевозможные так называемые конфликты культур между учащимися коренного населения и мигрантами [9]. При этом именно образование обладает наибольшими возможностями для осуществления социокультурной адаптации обучающихся школьного возраста среди всех социальных институтов, поэтому изучение возможностей, особенностей и проблем социокультурной адаптации школьников-мигрантов в общеобразовательной среде, а также способов преодоления этих проблем является очень важной задачей.
Тот факт, что детям-мигрантам необходимо адаптироваться, «вливаться» в социокультурную среду современного российского общества, формирует проблему данной научной работы.
Особую актуальность приобретают исследования данной проблемы в школах, где число детей из семей мигрантов составляет половину и/или более от численности всех обучающихся. К примеру, в ряде красноярских школ (особенно расположенных на правом берегу), наблюдается тенденция к постоянному притоку обучающихся из семей мигрантов, результатом которого явилось разнообразие национального состава школ, в которых, сформировалась иная среда с полиэтническим составом обучающихся.
Степень разработанности проблемы:
Исследователями началось активное изучение данной темы с рубежей Х1Х-ХХ веков. Основоположниками понятия «социальная интеграция» в своих интерпретациях были М. Вебер и Р.Мертон [53]. Адаптационное поведение мигрантов изучали представители социологической Чикагской школы (В.Уайт, Ф.Знанецкий и др.). В связи с тем, что интенсивность миграционных процессов в начале ХХ1 века значительно увеличилась, изменились и сами исследовательские подходы их изучения. Миграционные перемещения стали рассматриваться с позиций необходимых экономических ресурсов. Теоретико-методологическим основам исследования миграции посвящены труды В.И. Мукомеля [54]. Факторы социокультурной адаптации приведены в работах Л.В. Корель [37]. Весомый вклад в изучение проблем социокультурной адаптации внесли учёные: Д.А. Александров [2], Т.И. Алиева [3], Е.А. Бауэр [7], А.Д. Гладуш [15], А.Н. Гуляева [16], В.П. Засыпкин [23], Г.Е. Зборовский [23], Н.И. Ковалева [27], А.Я. Макаров [36;37], Н.Л. Микиденко [39], О.Ю. Мязина [20], Е.А. Омельченко [44;45], В.И. Петрищев [6;47;48], И.А. Проскурня [52], Г.У. Солодова [55], Т.В. Щеклачева [59] и т.д.
При этом в предметном поле социологических и педагогических наук исследование проблем и потребностей школьников-мигрантов, агентов социокультурной адаптации, ведется недостаточно.
Объектом исследования выступает образовательная среда в школе.
Предмет исследования: социально-культурная адаптация детей-мигрантов в общеобразовательной школе.
Цель исследования: изучить проблемы социокультурной адаптации школьников-мигрантов в общеобразовательной среде, разработать и апробировать авторскую программу социокультурной адаптации в российской общеобразовательной школе.
В ходе нашей работы должны быть выполнены следующие задачи:
• раскрыть современные научные подходы к изучению социокультурной адаптации мигрантов в отечественных и зарубежных исследованиях, конкретизировать понятие социокультурной адаптации детей- мигрантов;
• раскрыть роль школы в социально-культурной адаптации детей-мигрантов, проанализировать их включенность в учебную деятельность и жизнь школы и выявить её влияние на успешную социально-культурную адаптацию к русскоязычному социуму;
• разработать и применить на практике авторскую программу социально-культурной адаптации детей-мигрантов в российской общеобразовательной школе.
Методы исследования в нашей работе - это анализ научной литературы по теме, анкетирование и интервьюирование, включенное наблюдение.
Эмпирический объект исследования: дети-мигранты 5-7 классов, проживающие на территории России 1-2 года, учителя, администрация школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы:
• в учебной деятельности общеобразовательных учреждений в г. Красноярске и Красноярском крае;
• при разработке целевых программ и проектов по социально-культурной адаптации школьников из семей мигрантов в г.
Красноярске и Красноярском крае;
• при разработке и внедрении учебных курсов «Межкультурная коммуникация», «Диалог культур» и др.
Периодические и монографические публикации, материалы научных исследований, нормативно-справочные материалы, а также материалы прикладного социологического исследования выступают в данной работе в качестве основной информационной базой исследования.
В конце XX - начале XXI века миграционные потоки в нашей стране приобрели масштабный характер. Возросшая интенсивность миграционных перемещений порождает многочисленные проблемы адаптации переселенцев к условиям иноэтнической и инокультурной среды. Социокультурная адаптация школьников-мигрантов, а также налаживание их конструктивного и толерантного взаимодействия с принимающим обществом становится актуальной задачей не только для экономической и политической сферы, но и для образования.
В российские учебные заведения всё чаще приходят дети, плохо владеющие русским языком, не знающие особенностей российской культуры, имеющие слабое представление об истории и традициях страны въезда. К другим дезадаптирующим факторам, выявленным в ходе исследования, относятся отставание детей мигрантов по образовательной программе, трудности психологического характера, их нормативная незащищенность, сложные социально-бытовые условия, проблемы во взаимодействии со сверстниками-представителями коренного населения.
Среди школьников-мигрантов фиксируется низкий уровень социального самочувствия, многие из них испытывают опасения и неуверенность по поводу своего будущего, остро переживают потерю связи со своей родиной и со своим народом.
Результаты проведенного исследования показывают, что сегодня с проблемой притока неадаптированных детей мигрантов сталкивается практически каждая школа. Фактически система образования не готова в достаточной степени к приходу таких детей. Это касается педагогов, имеющих мало опыта и навыков работы с детьми мигрантов, администрации школ, редко идущих навстречу интересам приезжих, а также их сверстников- представителей автохтонной группы, относящимся к мигрантам с непониманием или даже враждебностью, а также материальной составляющей образовательной среды.
Исследования работ по социологии образования, социальной психологии и педагогике, а также экспертное мнение опрошенных нами педагогов показывают, что образовательная среда обладает высоким потенциалом вхождения в культуру и является важнейшим институтом социокультурной адаптации школьников-мигрантов. Функциональный потенциал института школьного образования проявляется на трех основных уровнях: во-первых, на когнитивном обеспечивается усвоение ценностей мировой культуры и культурно-исторической и социальной самобытности отдельных стран и этносов; во-вторых, на ценностно-мотивационном уровне формируется предрасположенность детей мигрантов к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитию толерантности по отношению к другим этническим и социальным группами; в-третьих, на поведенческом уровне стимулируются коммуникации с представителями этнокультур при сохранении собственной идентичности.
Сформулированное определение адаптации в образовательной среде как полисубъектного и конструктивного сотрудничества детей из семей мигрантов, педагогов, администрации школ и их сверстников из этнодоминирующей группы, направленное на принятие ими новых социальных норм при сохранении собственной социальной и культурной идентичности. Адаптивное воздействие образовательной среды возможно не только как солидарное действие со смежными социальными институтами — семьей, этническими общностями, досуговыми центрами, но основной конструирующей силой остается властная составляющая в социальном пространстве.
Статистика проведённой работы: 80% обучающихся-мигрантов, активно вовлечённых в учебную и внеучебную деятельности, смогли улучшить свои показатели по успеваемости, владении русским языком, и, что самое главное, это крайне положительно отразилось на их психологическом состоянии, что говорит о высоком адаптивном потенциале самих детей- мигрантов, которые действительно проявляют интерес к изучению русского языка и культуры, по собственной инициативе активно взаимодействуют с представителями этнического большинства, вырабатывают стратегию на получение высшего образования и работы в нашей стране.
Реализация этого адаптационного потенциала зависит от ряда внутренних и внешних факторов. К внутренним относится степень актуализации потребности детей мигрантов в позитивных социальных связях, их самоактуализации и самореализации. К внешним факторам — степень принятия мигрантов со стороны автохтонной группы и ее способность оказывать им необходимую поддержку и помощь. Образовательная среда может с одной стороны повысить внутреннюю мотивационную готовность ребенка-мигранта к принятию норм, ценностей и паттернов культуры принимающего общества, усвоению языка и традиций, а с другой создать благоприятные внешние условия социокультурной адаптации. Для этого необходима гуманизация содержания образования, его личностная ориентация; требуется содружество и сотворчество всех участников образовательного процесса, профессионализм и компетентность педагогов, а также многообразие видов индивидуальной и групповой деятельности с учетом интересов и склонностей детей и, несомненно, активное и как можно быстрое включение обучающихся-мигрантов в жизнь школы как на учебном уровне, так и по внеучебной деятельности..
Опыт зарубежных стран, переживших миграционные волны и столкнувшихся с вопросами по социокультурной адаптации детей- мигрантов, является теоретическим и практическим ресурсом методологических и методических навыков выстраивания адаптационных проектов в образовательном пространстве. Но российские реалии и негативные издержки зарубежных практик заставляют проводить определенную селекцию в его трансляции в отечественное образование.
В нескольких европейских странах власти решили свести к минимуму или же вовсе отказаться от практики адаптации детей в поликультурных школах (аналог наших национальных школ), так как они не обеспечивают необходимого уровня интеграции в обществе, а их ученики и выпускники часто чувствуют себя изолированными и беспомощными вне школьных стен.
Позитивной опыт, который можно с успехом применить у нас в стране, -это снижение возрастной планки и начало адаптации детей мигрантов уже в первые годы жизни на базе детских садов, социальных служб и специальных адаптационных центров. Необходимо вести работу не только с самими детьми, но и с их родителями, для того, чтобы мотивировать их дать детям образование, обеспечить уверенный жизненный старт. Принимающая сторона должна быть заинтересована в достижительной стратегии поведения всего мигрантского детско-родительского сообщества
Хорошие результаты может дать интеграция элементов культуры этнических меньшинств в образовательную программу и внеучебную деятельность, а также привлечение к работе по адаптации детей мигрантов самих представителей этнических меньшинств, уже сумевших успешно интегрироваться в принимающем сообществе. Требуется освоение опыта привлечения волонтеров из благотворительных ассоциаций, национально-культурных центров, земляческих и диаспоральных сетей, мигрантских общин, спортивных и культурных учреждений, по организации работы с талантливыми детьми из мигрантской среды. Сети взаимодействия не только должны конструировать культурные поля в социальном пространстве, но связывать их с историческим и реальным временем, организуя присутствие детей мигрантов в повседневной жизни школы, внеучебных центров, а не от праздника к празднику один или два раза в год.
Важным интеграционным ресурсом является выделение в самостоятельное направление подготовку и переподготовку квалифицированных педагогов для работы с детьми мигрантов. Подготовка кадров, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в организации работы с такими детьми, должна закладываться в учебные программы педагогических вузов, и в организации педагогической практики в обучении студентов.
Наше эмпирическое исследование показало, что наиболее эффективным для адаптации детей мигрантов в образовательной среде может стать сочетание мер по их когнитивной (организация на базе общеобразовательных школ центров по изучению русского языка и культуры, подготовка по основным предметам), эмоциональной (работа с психологами, социальными педагогами, обучение в малых группах) и социокультурной (организация досуга, внеучебной деятельности, творческой работы) поддержке с мероприятиями, направленными на формирование этнокультурной толерантности и культуры мира.
В сложившихся сегодня социокультурных условиях образование также должно взять на себя совершенно новую функцию — компенсаторную, то есть дать детям мигрантов те знания, навыки и умения, которые они по тем или иным причинам недополучили или не могли получить в семье и в учебных заведениях стран иммиграции.
Дальнейшее проведение исследований в области социокультурной адаптации детей мигрантов является важнейшим залогом успешной практической реализации мер по их интеграции в российском обществе. Мы убеждены, что подобные исследования могут стать реальной силой, способной помочь в реализации намеченных мер и предложении новых.
Речь идет не только о проведении социологических исследований и мониторингов, но также об исследованиях эффективности тех или иных педагогических и социально-психологических адаптационных методик, изучении социального самочувствия этих детей и успешности их обучения. Ощущается дефицит качественного статистического учета в области миграции, без которого невозможно ни прогнозирование изменений, ни социальное проектирование в данной области.
В российские учебные заведения всё чаще приходят дети, плохо владеющие русским языком, не знающие особенностей российской культуры, имеющие слабое представление об истории и традициях страны въезда. К другим дезадаптирующим факторам, выявленным в ходе исследования, относятся отставание детей мигрантов по образовательной программе, трудности психологического характера, их нормативная незащищенность, сложные социально-бытовые условия, проблемы во взаимодействии со сверстниками-представителями коренного населения.
Среди школьников-мигрантов фиксируется низкий уровень социального самочувствия, многие из них испытывают опасения и неуверенность по поводу своего будущего, остро переживают потерю связи со своей родиной и со своим народом.
Результаты проведенного исследования показывают, что сегодня с проблемой притока неадаптированных детей мигрантов сталкивается практически каждая школа. Фактически система образования не готова в достаточной степени к приходу таких детей. Это касается педагогов, имеющих мало опыта и навыков работы с детьми мигрантов, администрации школ, редко идущих навстречу интересам приезжих, а также их сверстников- представителей автохтонной группы, относящимся к мигрантам с непониманием или даже враждебностью, а также материальной составляющей образовательной среды.
Исследования работ по социологии образования, социальной психологии и педагогике, а также экспертное мнение опрошенных нами педагогов показывают, что образовательная среда обладает высоким потенциалом вхождения в культуру и является важнейшим институтом социокультурной адаптации школьников-мигрантов. Функциональный потенциал института школьного образования проявляется на трех основных уровнях: во-первых, на когнитивном обеспечивается усвоение ценностей мировой культуры и культурно-исторической и социальной самобытности отдельных стран и этносов; во-вторых, на ценностно-мотивационном уровне формируется предрасположенность детей мигрантов к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитию толерантности по отношению к другим этническим и социальным группами; в-третьих, на поведенческом уровне стимулируются коммуникации с представителями этнокультур при сохранении собственной идентичности.
Сформулированное определение адаптации в образовательной среде как полисубъектного и конструктивного сотрудничества детей из семей мигрантов, педагогов, администрации школ и их сверстников из этнодоминирующей группы, направленное на принятие ими новых социальных норм при сохранении собственной социальной и культурной идентичности. Адаптивное воздействие образовательной среды возможно не только как солидарное действие со смежными социальными институтами — семьей, этническими общностями, досуговыми центрами, но основной конструирующей силой остается властная составляющая в социальном пространстве.
Статистика проведённой работы: 80% обучающихся-мигрантов, активно вовлечённых в учебную и внеучебную деятельности, смогли улучшить свои показатели по успеваемости, владении русским языком, и, что самое главное, это крайне положительно отразилось на их психологическом состоянии, что говорит о высоком адаптивном потенциале самих детей- мигрантов, которые действительно проявляют интерес к изучению русского языка и культуры, по собственной инициативе активно взаимодействуют с представителями этнического большинства, вырабатывают стратегию на получение высшего образования и работы в нашей стране.
Реализация этого адаптационного потенциала зависит от ряда внутренних и внешних факторов. К внутренним относится степень актуализации потребности детей мигрантов в позитивных социальных связях, их самоактуализации и самореализации. К внешним факторам — степень принятия мигрантов со стороны автохтонной группы и ее способность оказывать им необходимую поддержку и помощь. Образовательная среда может с одной стороны повысить внутреннюю мотивационную готовность ребенка-мигранта к принятию норм, ценностей и паттернов культуры принимающего общества, усвоению языка и традиций, а с другой создать благоприятные внешние условия социокультурной адаптации. Для этого необходима гуманизация содержания образования, его личностная ориентация; требуется содружество и сотворчество всех участников образовательного процесса, профессионализм и компетентность педагогов, а также многообразие видов индивидуальной и групповой деятельности с учетом интересов и склонностей детей и, несомненно, активное и как можно быстрое включение обучающихся-мигрантов в жизнь школы как на учебном уровне, так и по внеучебной деятельности..
Опыт зарубежных стран, переживших миграционные волны и столкнувшихся с вопросами по социокультурной адаптации детей- мигрантов, является теоретическим и практическим ресурсом методологических и методических навыков выстраивания адаптационных проектов в образовательном пространстве. Но российские реалии и негативные издержки зарубежных практик заставляют проводить определенную селекцию в его трансляции в отечественное образование.
В нескольких европейских странах власти решили свести к минимуму или же вовсе отказаться от практики адаптации детей в поликультурных школах (аналог наших национальных школ), так как они не обеспечивают необходимого уровня интеграции в обществе, а их ученики и выпускники часто чувствуют себя изолированными и беспомощными вне школьных стен.
Позитивной опыт, который можно с успехом применить у нас в стране, -это снижение возрастной планки и начало адаптации детей мигрантов уже в первые годы жизни на базе детских садов, социальных служб и специальных адаптационных центров. Необходимо вести работу не только с самими детьми, но и с их родителями, для того, чтобы мотивировать их дать детям образование, обеспечить уверенный жизненный старт. Принимающая сторона должна быть заинтересована в достижительной стратегии поведения всего мигрантского детско-родительского сообщества
Хорошие результаты может дать интеграция элементов культуры этнических меньшинств в образовательную программу и внеучебную деятельность, а также привлечение к работе по адаптации детей мигрантов самих представителей этнических меньшинств, уже сумевших успешно интегрироваться в принимающем сообществе. Требуется освоение опыта привлечения волонтеров из благотворительных ассоциаций, национально-культурных центров, земляческих и диаспоральных сетей, мигрантских общин, спортивных и культурных учреждений, по организации работы с талантливыми детьми из мигрантской среды. Сети взаимодействия не только должны конструировать культурные поля в социальном пространстве, но связывать их с историческим и реальным временем, организуя присутствие детей мигрантов в повседневной жизни школы, внеучебных центров, а не от праздника к празднику один или два раза в год.
Важным интеграционным ресурсом является выделение в самостоятельное направление подготовку и переподготовку квалифицированных педагогов для работы с детьми мигрантов. Подготовка кадров, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в организации работы с такими детьми, должна закладываться в учебные программы педагогических вузов, и в организации педагогической практики в обучении студентов.
Наше эмпирическое исследование показало, что наиболее эффективным для адаптации детей мигрантов в образовательной среде может стать сочетание мер по их когнитивной (организация на базе общеобразовательных школ центров по изучению русского языка и культуры, подготовка по основным предметам), эмоциональной (работа с психологами, социальными педагогами, обучение в малых группах) и социокультурной (организация досуга, внеучебной деятельности, творческой работы) поддержке с мероприятиями, направленными на формирование этнокультурной толерантности и культуры мира.
В сложившихся сегодня социокультурных условиях образование также должно взять на себя совершенно новую функцию — компенсаторную, то есть дать детям мигрантов те знания, навыки и умения, которые они по тем или иным причинам недополучили или не могли получить в семье и в учебных заведениях стран иммиграции.
Дальнейшее проведение исследований в области социокультурной адаптации детей мигрантов является важнейшим залогом успешной практической реализации мер по их интеграции в российском обществе. Мы убеждены, что подобные исследования могут стать реальной силой, способной помочь в реализации намеченных мер и предложении новых.
Речь идет не только о проведении социологических исследований и мониторингов, но также об исследованиях эффективности тех или иных педагогических и социально-психологических адаптационных методик, изучении социального самочувствия этих детей и успешности их обучения. Ощущается дефицит качественного статистического учета в области миграции, без которого невозможно ни прогнозирование изменений, ни социальное проектирование в данной области.
Подобные работы
- Особенности психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Особенности психологической адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2024 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ (CASE STUDY «ШКОЛА №42» Г. КАЗАНЬ)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ И СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-
МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Организация социокультурной адаптации младших школьников- мигрантов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В МАОУ СОШ №1 г. САЛЕХАРДА)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5930 р. Год сдачи: 2024 - Механизмы социокультурной адаптации детей мигрантов
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ -
МИГРАНТОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



