Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №156640

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы
социокультурной адаптации детей -мигрантов 8
1.1. Подходы к изучению социально-культурной адаптации мигрантов 8
1.2. Анализ изучения зарубежного опыта социально-культурной адаптации
мигрантов 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации социально-
культурной адаптации детей-мигрантов в русскоязычной общеобразовательной школе № 16 г. Красноярска.. 26
2.1. Роль школы в социокультурной адаптации детей-мигрантов 26
2.2. Влияние включенности детей-мигрантов в учебную деятельность и
жизнь школы на успешную социально-культурную адаптацию детей-
мигрантов к русскоязычному социуму 34
2.3. Разработка и апробация авторской программы социально-культурной адаптации детей мигрантов к русскоязычной общеобразовательной школе г. Красноярска 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 58
Приложение 66

Тема миграции и социальных проблем, с которыми сталкиваются не только выходцы из мигрантской среды, но и принимающее общество, становятся популярными. Вместе с тем, явно недостаточно работ, которые выявляют социально-культурную адаптацию детей-мигрантов в общеобразовательной школе.
В сравнении с развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, где данная проблема изучается на протяжении нескольких столетий, в России с ней столкнулись только на рубеже ХХ-ХХ1 веков, поэтому её изучение и поиск решений на данный момент крайне актуально.
К примеру, в США процесс социально-культурной адаптации мигрантской молодёжи подчиняется общенациональным закономерностям. Американское общество к концу ХХ века стало полиэтичным: закон обеспечивает равные права и защиту от дискриминации всем этническим группам. В США сформировалась мультикультурная среда, интегрируясь в которую, ребёнок-мигрант сохраняет связь с родной культурой, что приводит к взаимному обогащению культур и появлению новых типов культурных ценностей, расширяет репертуар поведения человека, делает психику подростка более устойчивой. В США теоретическая разработка и практическое решение проблем социокультурной адаптации мигрантской молодежи имеют давние традиции, в отличие от ситуации в России, где данная проблема является относительно новой [65].
Таким образом, необходимость исследования практики социально-культурной адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе в
России определили тему исследования: «Социально-культурной адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе».
Актуальность нашей работы в рамках российского общеобразовательной системы определяется также противоречием между необходимостью соблюдения гуманистической концепции образования, направленной на создание благоприятной атмосферы обучающимся, их всестороннего развития и реальной педагогической практикой, не обеспеченной необходимыми для реализации этой концепции организационно-педагогическими условиями (методические пособия, специальные адаптированные программы, специально обученные кадры, материальная база и т.п.).
В связи с увеличением процесса миграции в России данное противоречие становится реальной проблемой для общеобразовательной системы. В последнее время к ее решению активно подключаются педагоги, социологи и психологи. С психолого-педагогической точки зрения социально-культурная адаптация и интеграция школьников-мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей обучающихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания.
Снижение негативного характера межэтнических отношений, уменьшение последствий ксенофобии и мигрантофобии крайне важны, если эти процессы касаются детей, ставших переселенцами. Данная ситуация привела к появлению социальных проблем детей-мигрантов, испытывающих материальные, психологические и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре.
Миграционные процессы не только значительно расширяют этническую и культурную мозаику, но и выявляют, и обостряют этнокультурные противоречия между различными социальными группами. Дети-мигранты характеризуются как проблемная группа населения с затруднённым доступом к получению социальных благ/услуг, в т.ч. образования [65].
В ситуации миграции подросток находится на рубеже различных культур и перед ним возникают две узловые личностно- значимые проблемы: сохранение своей этнической идентичности и адаптация в новой среде [64].
Несомненно, образовательная среда школы является тем объектом, в рамках которого проявляются все проблемы мигранта-школьника, ибо современная полиэтническая школа представляет собой новый тип обычной российской школы, в которой нерусскоязычные дети обучаются не в отдельных классах, а вместе с русскоязычными школьниками. Она является той площадкой, на которой нередко происходят всевозможные так называемые конфликты культур между учащимися коренного населения и мигрантами [9]. При этом именно образование обладает наибольшими возможностями для осуществления социокультурной адаптации обучающихся школьного возраста среди всех социальных институтов, поэтому изучение возможностей, особенностей и проблем социокультурной адаптации школьников-мигрантов в общеобразовательной среде, а также способов преодоления этих проблем является очень важной задачей.
Тот факт, что детям-мигрантам необходимо адаптироваться, «вливаться» в социокультурную среду современного российского общества, формирует проблему данной научной работы.
Особую актуальность приобретают исследования данной проблемы в школах, где число детей из семей мигрантов составляет половину и/или более от численности всех обучающихся. К примеру, в ряде красноярских школ (особенно расположенных на правом берегу), наблюдается тенденция к постоянному притоку обучающихся из семей мигрантов, результатом которого явилось разнообразие национального состава школ, в которых, сформировалась иная среда с полиэтническим составом обучающихся.
Степень разработанности проблемы:
Исследователями началось активное изучение данной темы с рубежей Х1Х-ХХ веков. Основоположниками понятия «социальная интеграция» в своих интерпретациях были М. Вебер и Р.Мертон [53]. Адаптационное поведение мигрантов изучали представители социологической Чикагской школы (В.Уайт, Ф.Знанецкий и др.). В связи с тем, что интенсивность миграционных процессов в начале ХХ1 века значительно увеличилась, изменились и сами исследовательские подходы их изучения. Миграционные перемещения стали рассматриваться с позиций необходимых экономических ресурсов. Теоретико-методологическим основам исследования миграции посвящены труды В.И. Мукомеля [54]. Факторы социокультурной адаптации приведены в работах Л.В. Корель [37]. Весомый вклад в изучение проблем социокультурной адаптации внесли учёные: Д.А. Александров [2], Т.И. Алиева [3], Е.А. Бауэр [7], А.Д. Гладуш [15], А.Н. Гуляева [16], В.П. Засыпкин [23], Г.Е. Зборовский [23], Н.И. Ковалева [27], А.Я. Макаров [36;37], Н.Л. Микиденко [39], О.Ю. Мязина [20], Е.А. Омельченко [44;45], В.И. Петрищев [6;47;48], И.А. Проскурня [52], Г.У. Солодова [55], Т.В. Щеклачева [59] и т.д.
При этом в предметном поле социологических и педагогических наук исследование проблем и потребностей школьников-мигрантов, агентов социокультурной адаптации, ведется недостаточно.
Объектом исследования выступает образовательная среда в школе.
Предмет исследования: социально-культурная адаптация детей-мигрантов в общеобразовательной школе.
Цель исследования: изучить проблемы социокультурной адаптации школьников-мигрантов в общеобразовательной среде, разработать и апробировать авторскую программу социокультурной адаптации в российской общеобразовательной школе.
В ходе нашей работы должны быть выполнены следующие задачи:
• раскрыть современные научные подходы к изучению социокультурной адаптации мигрантов в отечественных и зарубежных исследованиях, конкретизировать понятие социокультурной адаптации детей- мигрантов;
• раскрыть роль школы в социально-культурной адаптации детей-мигрантов, проанализировать их включенность в учебную деятельность и жизнь школы и выявить её влияние на успешную социально-культурную адаптацию к русскоязычному социуму;
• разработать и применить на практике авторскую программу социально-культурной адаптации детей-мигрантов в российской общеобразовательной школе.
Методы исследования в нашей работе - это анализ научной литературы по теме, анкетирование и интервьюирование, включенное наблюдение.
Эмпирический объект исследования: дети-мигранты 5-7 классов, проживающие на территории России 1-2 года, учителя, администрация школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы:
• в учебной деятельности общеобразовательных учреждений в г. Красноярске и Красноярском крае;
• при разработке целевых программ и проектов по социально-культурной адаптации школьников из семей мигрантов в г.
Красноярске и Красноярском крае;
• при разработке и внедрении учебных курсов «Межкультурная коммуникация», «Диалог культур» и др.
Периодические и монографические публикации, материалы научных исследований, нормативно-справочные материалы, а также материалы прикладного социологического исследования выступают в данной работе в качестве основной информационной базой исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В конце XX - начале XXI века миграционные потоки в нашей стране приобрели масштабный характер. Возросшая интенсивность миграционных перемещений порождает многочисленные проблемы адаптации переселенцев к условиям иноэтнической и инокультурной среды. Социокультурная адаптация школьников-мигрантов, а также налаживание их конструктивного и толерантного взаимодействия с принимающим обществом становится актуальной задачей не только для экономической и политической сферы, но и для образования.
В российские учебные заведения всё чаще приходят дети, плохо владеющие русским языком, не знающие особенностей российской культуры, имеющие слабое представление об истории и традициях страны въезда. К другим дезадаптирующим факторам, выявленным в ходе исследования, относятся отставание детей мигрантов по образовательной программе, трудности психологического характера, их нормативная незащищенность, сложные социально-бытовые условия, проблемы во взаимодействии со сверстниками-представителями коренного населения.
Среди школьников-мигрантов фиксируется низкий уровень социального самочувствия, многие из них испытывают опасения и неуверенность по поводу своего будущего, остро переживают потерю связи со своей родиной и со своим народом.
Результаты проведенного исследования показывают, что сегодня с проблемой притока неадаптированных детей мигрантов сталкивается практически каждая школа. Фактически система образования не готова в достаточной степени к приходу таких детей. Это касается педагогов, имеющих мало опыта и навыков работы с детьми мигрантов, администрации школ, редко идущих навстречу интересам приезжих, а также их сверстников- представителей автохтонной группы, относящимся к мигрантам с непониманием или даже враждебностью, а также материальной составляющей образовательной среды.
Исследования работ по социологии образования, социальной психологии и педагогике, а также экспертное мнение опрошенных нами педагогов показывают, что образовательная среда обладает высоким потенциалом вхождения в культуру и является важнейшим институтом социокультурной адаптации школьников-мигрантов. Функциональный потенциал института школьного образования проявляется на трех основных уровнях: во-первых, на когнитивном обеспечивается усвоение ценностей мировой культуры и культурно-исторической и социальной самобытности отдельных стран и этносов; во-вторых, на ценностно-мотивационном уровне формируется предрасположенность детей мигрантов к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитию толерантности по отношению к другим этническим и социальным группами; в-третьих, на поведенческом уровне стимулируются коммуникации с представителями этнокультур при сохранении собственной идентичности.
Сформулированное определение адаптации в образовательной среде как полисубъектного и конструктивного сотрудничества детей из семей мигрантов, педагогов, администрации школ и их сверстников из этнодоминирующей группы, направленное на принятие ими новых социальных норм при сохранении собственной социальной и культурной идентичности. Адаптивное воздействие образовательной среды возможно не только как солидарное действие со смежными социальными институтами — семьей, этническими общностями, досуговыми центрами, но основной конструирующей силой остается властная составляющая в социальном пространстве.
Статистика проведённой работы: 80% обучающихся-мигрантов, активно вовлечённых в учебную и внеучебную деятельности, смогли улучшить свои показатели по успеваемости, владении русским языком, и, что самое главное, это крайне положительно отразилось на их психологическом состоянии, что говорит о высоком адаптивном потенциале самих детей- мигрантов, которые действительно проявляют интерес к изучению русского языка и культуры, по собственной инициативе активно взаимодействуют с представителями этнического большинства, вырабатывают стратегию на получение высшего образования и работы в нашей стране.
Реализация этого адаптационного потенциала зависит от ряда внутренних и внешних факторов. К внутренним относится степень актуализации потребности детей мигрантов в позитивных социальных связях, их самоактуализации и самореализации. К внешним факторам — степень принятия мигрантов со стороны автохтонной группы и ее способность оказывать им необходимую поддержку и помощь. Образовательная среда может с одной стороны повысить внутреннюю мотивационную готовность ребенка-мигранта к принятию норм, ценностей и паттернов культуры принимающего общества, усвоению языка и традиций, а с другой создать благоприятные внешние условия социокультурной адаптации. Для этого необходима гуманизация содержания образования, его личностная ориентация; требуется содружество и сотворчество всех участников образовательного процесса, профессионализм и компетентность педагогов, а также многообразие видов индивидуальной и групповой деятельности с учетом интересов и склонностей детей и, несомненно, активное и как можно быстрое включение обучающихся-мигрантов в жизнь школы как на учебном уровне, так и по внеучебной деятельности..
Опыт зарубежных стран, переживших миграционные волны и столкнувшихся с вопросами по социокультурной адаптации детей- мигрантов, является теоретическим и практическим ресурсом методологических и методических навыков выстраивания адаптационных проектов в образовательном пространстве. Но российские реалии и негативные издержки зарубежных практик заставляют проводить определенную селекцию в его трансляции в отечественное образование.
В нескольких европейских странах власти решили свести к минимуму или же вовсе отказаться от практики адаптации детей в поликультурных школах (аналог наших национальных школ), так как они не обеспечивают необходимого уровня интеграции в обществе, а их ученики и выпускники часто чувствуют себя изолированными и беспомощными вне школьных стен.
Позитивной опыт, который можно с успехом применить у нас в стране, -это снижение возрастной планки и начало адаптации детей мигрантов уже в первые годы жизни на базе детских садов, социальных служб и специальных адаптационных центров. Необходимо вести работу не только с самими детьми, но и с их родителями, для того, чтобы мотивировать их дать детям образование, обеспечить уверенный жизненный старт. Принимающая сторона должна быть заинтересована в достижительной стратегии поведения всего мигрантского детско-родительского сообщества
Хорошие результаты может дать интеграция элементов культуры этнических меньшинств в образовательную программу и внеучебную деятельность, а также привлечение к работе по адаптации детей мигрантов самих представителей этнических меньшинств, уже сумевших успешно интегрироваться в принимающем сообществе. Требуется освоение опыта привлечения волонтеров из благотворительных ассоциаций, национально-культурных центров, земляческих и диаспоральных сетей, мигрантских общин, спортивных и культурных учреждений, по организации работы с талантливыми детьми из мигрантской среды. Сети взаимодействия не только должны конструировать культурные поля в социальном пространстве, но связывать их с историческим и реальным временем, организуя присутствие детей мигрантов в повседневной жизни школы, внеучебных центров, а не от праздника к празднику один или два раза в год.
Важным интеграционным ресурсом является выделение в самостоятельное направление подготовку и переподготовку квалифицированных педагогов для работы с детьми мигрантов. Подготовка кадров, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в организации работы с такими детьми, должна закладываться в учебные программы педагогических вузов, и в организации педагогической практики в обучении студентов.
Наше эмпирическое исследование показало, что наиболее эффективным для адаптации детей мигрантов в образовательной среде может стать сочетание мер по их когнитивной (организация на базе общеобразовательных школ центров по изучению русского языка и культуры, подготовка по основным предметам), эмоциональной (работа с психологами, социальными педагогами, обучение в малых группах) и социокультурной (организация досуга, внеучебной деятельности, творческой работы) поддержке с мероприятиями, направленными на формирование этнокультурной толерантности и культуры мира.
В сложившихся сегодня социокультурных условиях образование также должно взять на себя совершенно новую функцию — компенсаторную, то есть дать детям мигрантов те знания, навыки и умения, которые они по тем или иным причинам недополучили или не могли получить в семье и в учебных заведениях стран иммиграции.
Дальнейшее проведение исследований в области социокультурной адаптации детей мигрантов является важнейшим залогом успешной практической реализации мер по их интеграции в российском обществе. Мы убеждены, что подобные исследования могут стать реальной силой, способной помочь в реализации намеченных мер и предложении новых.
Речь идет не только о проведении социологических исследований и мониторингов, но также об исследованиях эффективности тех или иных педагогических и социально-психологических адаптационных методик, изучении социального самочувствия этих детей и успешности их обучения. Ощущается дефицит качественного статистического учета в области миграции, без которого невозможно ни прогнозирование изменений, ни социальное проектирование в данной области.



1. Адаптация детей и подростков из семей мигрантов в системе образования. [Электронный ресурс] Этноинфо / Информационное агентство. URL: http: //www.ethnoinfo .ru/adaptacij a-detej-i-podrostkov-iz- semej -migrantov-v-sisteme-obrazovanij a/1951 -adaptacij a-detej -i-podrostkov- iz-semej-migrantov-v-sisteme-obrazovanija (дата обращения: 19.01.2018).
2. Александров Д. А. Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой / Д. А. Александров, В. В. Баранова, В. А. Иванюшина // Вопросы образования. - 2012. - № 1. - С. 176 - 199.
3. Алиева Т.И., Бучилова И.А. Проблемы социокультурной адаптации детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях двуязычия в семьях мигрантов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. - № 6. - С. 154
4. Апанович М. Ю. Вопросы интеграции мигрантов в Европе // Вестник МГИМО Университета, № 6, 2011, С. 248-254.
5. Архипова, Е. В. О проблемах преподавания русского языка в школах с полиэтническим составом учащихся: региональный аспект / Е. В. Архипова, Е. Я. Фетисова // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - № 4. - С. 91 - 97.
6. Барканова О.В., Петрищев В.И. Особенности социально¬
психологической адаптации подростков из семей мигрантов. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti- sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-podrostkov-iz-semey-migrantov (дата
обращения: 05.05.18).
7. Бауэр Е. А. Психология предубеждений в контексте межкультурного обучения / Е. А. Бауэр, М. К. Кабардов // Культурно-историческая психология. - 2011. - № 3. - С. 90-97.
8. Блинова М.С. Современные социологические теории миграции населения. - М.: КДУ, 2009. - с. 160.
9. Бондырева С. К., Безюлева Г.В, Шеламова Г. М., Клименко Н. И., Назарова Е.А. Социальная адаптация и профессиональная реабилитация мигрантов в учреждениях до-вузовского профессионального образования — запрос времени. М., 2005 - 153с.;
10. Букатов В. Этническая самоидентификация в образовательном пространстве. Три подхода к проблеме / В. Букатов. - М.: Чистые пруды, 2009. - 32 с.
11. Бурковская Т. В. Социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов. Брянск, 2003. - 27 с.
12. Вечерний Бишкек // Исследование: сколько мигрантов из СНГ живут в России. [Электронный ресурс] URL: http://www.vb.kg/301424(дата обращения: 25.12.2018)
13. Воробьева О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации / Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ — 2003. — № 9 (202). — С. 35.
14. Галоян Я.Э. Педагогическая поддержка детей-мигрантов в
поликультурном образовательном пространстве. Ростов-н/Д., 2004. -
193c.
15. Гладуш А.Д, Трофимова Г.Н., Филипов В.М Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России // Учебное пособие. Москва. 2008г. С.146.
16. Гуляева А.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов. //
Электронный журнал “Психологическая наука и образование” 2010, №5. [Электронный ресурс] URL:
http://psyedu.ru/files/articles/2295/pdf_version.pdf (дата обращения:
30.12.2017).
17. Данг Тхи Ким Лисн. Социально-педагогическое сопровождение детей мигрантов в образовательных учреждениях. Санкт-Петербург. 2010. - С.181.
18. Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская
энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.
19. Дендебер И.А. Проблемы адаптации к развивающей образовательной среде школы. Методы решения // Школа управления образовательным учереждением. №6. 2012.
20. Дюжакова М.В., Мязина О.Ю. Некоторые социально - педагогические аспекты работы с детьми - мигрантами // Известия Воронежского Госпедуниверситета. Психология и педагогика: сб. науч. тр. / отв. Ред. Ю.В.Юров. Воронеж, 2012. С. 258.
21. Дюжакова М. Педагогическая поддержка детей-мигрантов в
поликультурной школе / М. Дюжакова // Методическая работа в школе. -
2013. - № 2. - С. 55 - 59.
22. Железнякова Е.А. Дети мигрантов в современной Российской школе: пути языковой адаптации. // Известия Пензинского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского. 2012. №28. С. 774¬778.
23. Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Актуальные проблемы обучения детей мигрантов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. № 2. 2012г.
24. Захарченко Е.Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской
школы. [Электронный ресурс]
URL: http: //www.portalus .ru/modules/shkola/rus_readme.php?subation=showf ull&id=1192707095&archive=1196815384&start_from=&ucat=&.. (дата
обращения: 19.01.2018)
25. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Обучение детей мигрантов как проблема
их социальной адаптации. // Социологические исследования. №2. 2013г. с.80-91 [Электронный ресурс] URL:
http://demoscope.ru/weekly/2014/0597/analit06.php(дата обращения: 29.12.2017).
26. Жукова О. Г. Определение признаков понятия «социокультурная
адаптация» в аспекте адаптации младших школьников к обучению в основной школе. [Электронный ресурс] URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZvZopredelenie-priznakov-ponyatiya- sotsiokulturnaya-adaptatsiya-v-aspekte-adaptatsii-mladshih-shkolnikov-k- obucheniyu-v-osnovnoy-shkole(Дата обращения: 12.05.18).
27. Ковалева Н.И. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения. - М. 2010. С.299.
28. Кокорина Л.В. Социокультурная адаптация детей-мигрантов в общеобразовательной школе // социальному педагогу. С.98
29. Корель Л.В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 2005 г.
30. Кривошапкина Л.А Проблема адаптации учащихся младшего школьного возраста // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/63019OZ(дата обращения: 01.12.2017
31. Круглова Ю. Д., Киселев М. И. Технологии социокультурной интеграции детей из семей мигрантов // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1389-1392. — URL https://moluch.ru/archive/115/30854/(дата обращения: 30.03.2018).
32. Куликова О.П. Обучение Русскому языку детей мигрантов в рамках центра культурно-языковой адаптации (из опыта работы) // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №19. С. 119-123.
33. Леденева В. Ю. Социальные аспекты адаптации трудовых мигрантов [Электронный ресурс] URL: http://www.dozor.kadozor.ru(дата обращения: 27.02.2018)
34. Лоба М.А. Особенности психологической адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.ru(дата обращения: 10.01.18)
35. Лукина Л.А., Пегина Т.П. К проблеме культурной адаптации детей
мигрантов. [Электронный ресурс] URL:
http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/027/78027/58952?p_page=8 (дата
обращения: 19.01.2018).
36. Макаров А.Я. Социокультурная адаптация детей мигрантов в
образовательной среде //Наша социология - 2008: сб. статей по материалам VII научной социологической конференции студентов и аспирантов. - М.: изд-во РГГУ, 2008. - С. 147-154.
37. Макаров А.Я. Социокультурная адаптация детей мигрантов в сфере образования: европейский опыт и Россия // Вестник Российского государственного гуманитарного университета: Серия Социология. - М.: изд-во РГГУ, 2010. - №2. - С. 243-257.
38. Миграция населения в России: статистика за 2015 год / Topmigrant.ru
[Электронный ресурс] URL: http://topmigrant.ru/migraciya/obshhaya-
informaciya/statistika-migrantov-za-2015.html (дата обращения:
02.03.2018).
39. Микиденко Н.Л., Монастырская Т.И., Сторожева С.П. Социокультурные аспекты адаптации и интеграции детей трудовых мигрантов в принимающем сообществе // Общество, политика, финансы: - Материалы российской научно-технической конференции, Новосибирск. СибГУТИ, г. Новосибирск.-2016, с. 112-116.
40. Молодцова Т.Д. Дети из семей мигрантов и их адаптация в школьном социуме. // Международный журнал экспериментального образования. №7. 2013г. С.92 - 94.
41. Мохова Л.А., Сагоякова Н.Ф., Спирина Т.А. Социально-педагогические условия адаптации детей мигрантов в общеобразовательной школе. // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.
2014. № 9. С. 96-99.
42. Мукомель В.И. Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие. Центр миграционных исследований - М., 2007, 370 с.
43. Национальный состав и владение языками, гражданство // Всероссийская перепись населения 2010. Том 4. [Электронный ресурс] URL:
http: //www.gks .ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi 1612. htm (дата обращения: 10.03.2018)
44. Омельченко Е. А. Адаптация детей мигрантов в образовательном учреждении: социокультурный и психологический аспекты / Е. А. Омельченко // Научно-информационный альманах «Этнодиалоги». -
2014. - № 1. - C. 118-130.
45. Омельченко Е. А. Социально-культурная адаптация детей из семей международных мигрантов в школе: методика исследования и пути решения проблемы / Е. А. Омельченко // Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности: методология, методика и практики исследования (Томск, 14-15 октября 2014 г.): Программа и тезисы. - Томск: Изд-во Томского Университета, 2014. - C. 264-265.
46. Пантелеев А.П. Психолого-педагогические технологии адаптации детей и подростков из семей мигрантов в системе образования. Москва. 2007г.- С.217.
47. Петрищев В.И. К проблеме социально-культурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов в Красноярском крае / Петрищев В.И. // В сборнике: Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации Сборник научно-методических материалов Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Должиковой, В.Н. Денисенко.
2015. С. 68-75.
48. Петрищев В.И Проблема социокультурной адаптации мигрантской
школьной молодёжи из России и Китая в Новой Зеландии [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n7problema-sotsiokulturnoy- adaptatsii-migrantskoy-shkolnoy-molodyozhi-iz-rossii-i-kitaya-v-novoy- zelandii (дата обращения: 15.05.18).
49. Плисецкий Е.Л Современные миграционные процессы в России // трактовка понятии “миграция” [Электронный ресурс] URL: http://geo.1september.ru/article.php?id=200303705(дата обращения: 01.03.2018).
50. Погребинская Е.М. Адаптация детей - мигрантов в условиях
образовательной организации // Пермский педагогический журнал. №7. 2015г. [Электронный ресурс] URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-detey-migrantov-v-usloviyah- obrazovatelnoy-organizatsii(дата обращения: 10.03.2018).
51. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.: Педагогический по- иск, 2007. С. 36-85.
52. Проскурня И.А. Социокультурная адаптация детей - мигрантов: способы решения проблемы. // Средняя общеобразовательная школа №54, г. Воронеж. 2015г.
53. Роберт Мертон. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006. - 880 С.
54. Синякова, М. Г. Психолого-педагогические условия социокультурной адаптации мигрантов в образовательном пространстве мегаполиса / М. Г. Синякова // Мир образования - образование в мире. - 2010. - № 2. - С. 16 - 24.
55. Солодова Г.С., Гомзова В.В. Международная миграция - принимающее общество и иноэтнические мигранты. [Электронный ресурс] URL: http://www.nsu.rU/rs/mw/link/Media:/27735/10.pdf(дата обращения: 08.12.2017).
56. Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантской молодежи к
поликультурному образовательному пространству. Проблемы, поиски, решения: материалы Третьей региональной научно-практической
конференции в рамках Международного научно-практического форума «Человек, семья, общество». Красноярск, 17-18 ноября 2014 г. /отв. ред.
B. И. Петрищев; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 140 с.
57. Тимакова А. Ю., Кокорина Л. В. Актуальные проблемы социокультурной адаптации детей-мигрантов к условиям общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. -
C. 1571-1575.
58. Тьерри Л. Социокультурная адаптация: сущность и функции.
[Электронный ресурс] URL:
https:ZZcyberleninka.ru/article/vZsotsiokulturnaya-adaptatsiya-suschnost-i- funktsii-1(Дата обращения: 12.05.18).
59. Щеклачева Т.В. Перспективы целенаправленной адаптации и интеграции детей этнических мигрантов // Вестн. НГУ, Сер. Философия. Новосибирск, 2013. Т. 11, вып. 4. С. 68 - 73.
60. Юдина Т.Н. Социология миграции. - М.: Академический Проект, 2006.¬272 с.
61. Berry, J. Immigration, acculturation and adaptation / J.W. Berry // Applied Psychology. An international review. - 1997. - Vol. 46 (1). - P. 5-46.
62. Berry, J., Portinga, Y.H., Segall, M.N., Dasen, P.S. Cross-Cultural psychology: Research and applications / J. Berry, Y.H. Portinga, M.N. Segall, P.S. Dasen. - Cambridge University Press, 1992. - P. 44-57.
63. Bochner, S. The social psychology of cross-cultural relations / S. Bochner // Cultures in Contact: Studies in Cross-Cultural Interaction. - Ed. S. Bochner, Oxford univer. press, 1982 - P. 152-172.
64. Hartmann, H. Ego psychology and the Problem of adaptation / H. Hartmann // International Universities Press. - NY.,1958. - P..10.
65. Oberg, S., Boubnova, H. Ethnicity, nationality and migration in Eastern Europe / S. Oberg, H. Boubnova // Mass Migration in Europe . The Legacy and the Future. - Ed. R.King Chichester, 1995. - P. 241.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ