Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №156637

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ з
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО
ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Особенности формирования графомоторных навыков в онтогенезе.. 7
1.2. Специфика формирования графомоторных навыков у детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития 11
1.3. Обзор методов и приемов, направленных на формирование
графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития.... 16
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ... 21
2.1. Организация и методика проведения констатирующего
эксперимента 21
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
2.3. Методические рекомендации 30
Вывод по главе 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 45

Актуальность исследования. На сегодняшний день сохранение и укрепление психофизического здоровья граждан является приоритетной стратегической задачей нашего государства. Реализацию этой задачи регламентируют такие нормативно-правовые документы, как «Закон об Образовании РФ», «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования РФ. В Указах Президента России отражена задача сохранения и укрепления здоровья: «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
По данным Министерства образования Российской Федерации более 60% детей, поступающих в первый класс, относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР), и каждый год их численность возрастает.
Причины возникновения задержки психического развития хорошо изучены. Наиболее распространенной из них является слабое соматическое и нервно-психическое здоровье.
Исследования Е.С. Слепович и Н.Ю. Боряковой и многих других авторов свидетельствуют о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению, в основном это связано с низким уровнем развития графомоторных навыков.
Графомоторный навык - один из базовых качеств, входящих в структуру психологической готовности ребенка к школе, позволяющий ему овладеть письменными навыками. На сегодняшний день многие педагоги сталкиваются с проблемой обучения письму детей с ЗПР. Выясняется, что у них нарушен нормальный тонус рук, пальцы сильно напряжены, им трудно держать карандаш, их движения скованные. Все это указывает на недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков.
Становится очевидным, что развивать данные навыки просто необходимо, так как процесс письма благоприятно влияет на физиологические процессы головного мозга. Таким образом, у ребенка не только формируется навык письма, но еще и развивается познавательная и эмоционально-волевая сфера.
Проблема формирования графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития актуальна в коррекционной педагогике. Многие авторы разрабатывали разные способы формирования графомоторных навыков у дошкольников. Например, М.М. Кольцова, С.Е. Гаврина и Н.Л. Кутявина считали, что для развития тонких движений пальцев, активизации моторики и координации рук эффективным является использование пальчиковых игр под чтение народных стихов и потешек. А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев считали, что основной методический прием развития графомоторного навыка - это специально организованные упражнения. Е.И. Светлова считала, что дети научатся владеть своими пальчиками благодаря теневому театру.
Тем не менее, вопрос формирования графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития остается открытым, потому что большая часть разработок и исследований по этой теме посвящена детям с нормативным развитием.
Цель исследования - составить методические рекомендации по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей.
Объект исследования - графомоторные навыки дошкольников.
Предмет исследования - проявления графомоторных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: под графомоторными навыками мы понимаем определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет человеку рисовать, копировать разнообразные узоры, соединять точки и правильно удерживать пишущий предмет.
Мы предполагаем, что у обучающихся детей 6-7 лет с задержкой психического развития графомоторные навыки будут иметь такие особенности, как: трудности формирования зрительного образа цифры, буквы, графического элемента; трудности воспроизведения рядов с одинаковыми и с заменяющими друг друга элементами разной величины; сложности в создании правильной траектории движения при выполнении графического элемента; неустойчивый почерк; тремор, проявляющийся в дополнительных штрихах и дрожащих линиях.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования нами решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблематике исследования.
2. Выявить особенности сформированности графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Составить методические рекомендации, направленные на развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
— исследования М.М. Безруких, Р.Д. Тригер, О.Б. Иншаковой и др. в области формирования графомоторных навыков у дошкольников с задержкой психического развития;
— исследования С.Е. Гавриной, Т.С. Комаровой и Н.Л. Кутявиной в области коррекционной работы и развития графических навыков у дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности.
В работе мы использовали следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); психолого-педагогический эксперимент (констатирующий этап); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось нами на базе МБДОУ «Детский сад № 46 компенсирующего вида «Лучик» для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата г. Красноярска. Экспериментальную группу составили 8 детей с ЗПР в возрасте шести лет (4 мальчика и 4 девочки).
Практическая значимость исследования: разработанная рабочая тетрадь по развитию графомоторных навыков для детей 6-7 лет с ЗПР может использоваться в образовательных целях педагогами и родителями детей.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы в количестве 60 источников и приложений. Работа содержит 6 рисунков и 7 приложений. Объем работы - 82 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, цель нашего исследования была достигнута - мы разработали методические рекомендации по формированию графомоторных навыков у детей 6-7 лет с ЗПР.
Все поставленные нами задачи были реализованы: мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблематике исследования, рассмотрев процесс формирования графомоторных навыков в онтогенезе и определив основные психофизические особенности детей данной нозологии; в процессе диагностики мы выявили особенности сформированности графомоторных навыков у детей и предположили причины их возникновения; составили методические рекомендации и разработали рабочую тетрадь, направленную на развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Под графомоторным навыком мы понимаем такие положения и движения пишущей руки, которые позволяют правильно удерживать ручку или карандаш, хорошо рисовать, раскрашивать, копировать несложные узоры и соединять изображения по точкам.
В ходе анализа методической литературы, мы выявили, что у детей с задержкой психического развития можно наблюдать нарушение зрительного восприятия, произвольного внимания, зрительно-моторной координации и оптико-пространственной ориентировки.
Анализ литературных источников показывает, что проблема развития графомоторных навыков у детей 6-7 лет с задержкой психического развития является актуальной в настоящее время. Психологические исследования Н.Ю. Боряковой показывают, что при двигательных нарушениях детей с задержкой психического развития им необходима коррекционно-развивающая работа, прежде всего по развитию общей и мелкой моторики. Л.Н. Блинова в своих исследованиях говорит, что недоразвитие моторной сферы детей с ЗПР создает для дошкольника определенные трудности в учебной деятельности, а именно, неблагоприятно влияет на овладение навыками рисования, письма и ручного труда. Исследования М.М. Безруких, О.Б. Иншаковой, Р.Д. Тригер, О.С. Филипповой в области педагогики и психологии подтвердили, что процесс развития графомоторных навыков является длительным и непростым, и реализуется в процессе разнообразных графических и тренировочных упражнений. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева отмечали продуктивное влияние изобразительной деятельности на развитие графомоторных навыков, так как во время рисования развиваются перцептивно-моторные умения и навыки, зрительно-двигательная координация, образная сфера.
Проведенный нами констатирующий эксперимент, с использованием диагностических методик Л.А. Венгера, Н.И. Гуткиной, А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк, Н.И. Озерецкого, был направлен на определение уровня сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников с ЗПР. При выполнении заданий велось наблюдение за положением пальцев рук детей, силой нажима, ориентировкой на листе бумаги и опорой на образец.
При количественном анализе мы выяснили, что 25% детей имеют низкий уровень и 37,5% детей имеют средний уровень развития графомоторных навыков. Качественный анализ полученных данных показал, что у большинства детей имеется недоразвитие оптико-пространственного восприятия и зрительно¬моторной координации, нарушена переключаемость с одного движения на другое, наблюдаются слабая пальцевая моторика, неустойчивый почерк, отсутствие плавности линий и медленный темп выполнения заданий. Все это позволяет сделать вывод о необходимости коррекционно-развивающей работы.
Для любого ребенка овладение графомоторной деятельностью - это достаточно сложный и трудоемкий процесс, а для ребенка с задержкой психического развития особенно. Поэтому, на основании выявленных особенностей, нами были разработаны методические рекомендации по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников с ЗПР. В этих рекомендациях мы определили основные направления работы:
— развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук;
— развитие произвольного рисования;
— развитие графической символики.
В соответствии с данными направлениями работы мы также составили сборник упражнений с красочными картинками, который представлен в виде рабочей тетради в приложении.
Таким образом, выявление особенностей графомоторных навыков у старших дошкольников с ЗПР позволит правильно организовать обучение и в дальнейшем нивелировать дефект. Если своевременно не начать коррекционную работу, то в будущем у ребенка возникнут трудности в виде небрежного неразборчивого почерка, нарушения плавности письма, быстрой утомляемости руки и многое другое. Поэтому именно в дошкольном возрасте так важно развивать механизмы для овладения письмом, создавать условия для накопления двигательного и практического опыта ребенка и развития у него навыков ручной умелости.



1. Бачина О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей / О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. М.: АРКТИ, 2017. 88 с.
2. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму / М.М. Безруких. М.: Просвещение, 2002.
3. Безруких М.М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. М.: Аурис, 2014. 88 с.
4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. 136 с.
5. Бойко Т.В. Развитие мелкой моторики у дошкольников с ЗПР как средство
подготовки руки к письму / Т.В. Бойко // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. Ч.: Изд-во ООО «Центр научного
сотрудничества «Интерактив плюс» 2015. №1. С. 156-160.
6. Буцыкина Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников / Т.П. Буцыкина, Г.М. Вартапетова // Логопед. 2005. №3. С. 84-94.
7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
8. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. Издательство: АСТ Харвест, 2008. 24 с.
9. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. Издательство: Белый Ветер, 2015. 24 с.
10. Гостунская Я.И. Формирование зрительно - моторной координации при подготовке к обучению письму детей с общим недоразвитием речи / Я.И. Гостунская // Логопедия сегодня. 2008. №4 (22). С. 73 - 75.
11. Губанихина Е.В. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности / Е.В. Губанихина, К.Д. Шикина // Молодой ученый. 2014. № 21.1. С. 167-170.
12. Гурьянов Е.В. Развитие навыка письма у школьников. М., 1989.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. М.: Академический Проект, 2000. 184 с.
14. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной // Научно-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1984. 256 с.
15. Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: Научно-методическое пособие / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. СПб.: КАРО, 2016. 336 с.
16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973.
17. Забабурина Ю.В. Формирование графических навыков у детей 5-7 лет с задержкой психического развития / Ю.В. Забабурина // Сборник материалов научно-практических конференций : Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства / Новосибирский гос. педагогический университет. Н., 2015. С. 137-140.
18. Зарин А. Волшебные рисунки: Графо-моторные упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, направленные на совершенствование техники рисования и письма. СПб.: КАРО, 2004. 80 с.
19. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: В 2-х ч. Ч.1 Пособие для логопеда. М.: Владос, 2019. 184 с.
20. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: В 2-х ч. Ч.2 Пособие для логопеда. М.: Владос, 2019. 111 с.
21. Карслиева И.В. Динамика готовности дошкольников с задержкой психического развития к обучению грамоте / И.В. Карслиева // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. СПб.: Изд-во С.В. Клюев 2016. №8. С. 130-132.
22. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игро-тренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. СПб., 2006. 224 с.
23. Лебединская К.С. Задержка психического развития и ее причины // Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. М., 1985.
24. Логинова Е.А. Нарушение письма: Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития : учебное пособие / Е. А. Логинова ; под ред. Л. С. Волковой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 208 с.
25. Логинова Е.А. Особенности формирования графомоторных навыков у младших школьников с задержкой психического развития / Е.А. Логинова // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. СПб.: Изд-во Ленинградский государ. университет им. А.С. Пушкина, 2015. С. 194-200.
26. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. М., 2003г.
27. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистическое исследование / А.Р. Лурия. М.: Академия, 2002. 346 с.
28. Марковская И.Ф. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития / И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова // Дефектология : научно-методический журнал / ред. В.И. Лубовский. 1988. №4. С. 62-65.
29. Новикова Е.В. Как подготовить руку ребёнка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей / Е.В. Новикова. М.: «Гном и Д», 2003. 40 с.
30. Новикова Г.Ф. Особенности проявления задержки психического развития различной этиологии / Г. Ф. Новикова // Специальная психология. 2008. № 1 (15). С. 16-21.
31. Оглоблина И.Ю. Массаж для коррекции функциональных возможностей кистей рук / И.Ю. Оглоблина // Логопед. 2013. № 6. С. 18 - 27.
32. Основы специальной психологии / Под.ред. Кузнецовой Л.В., Переслени Л.И., Солнцевой Л.И. М., 2003. 480 с.
33. Петров А.В. Игротека "Ловкие ручки" обучает и воспитывает: Методическое пособие / А.В. Петров. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. 44 с.
34. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. 2005. № 3. С. 28-35.
35. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных
физических упражнений на эффективность формирования графических
навыков: Методическое пособие / Под ред. Филипповой С.О. СПб.: «Детство - Пресс», 2001. 94 с.
36. Примерная адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования детей с ЗПР // Министерство просвещения Российской Федерации. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-
osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya/(дата обращения: 25.03.2020).
37. Сапожникова О. Подготовка к обучению чтению - один из факторов преодоления ЗПР: старший дошкольный возраст / О. Сапожникова, М. Будкина // Дошкольное воспитание. 2005. № 8. С. 78-80.
38. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И.Е. Светлова. М.: Эксмо-Пресс, 2006. 71 с.
39. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.
40. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников / А.Л. Сиротюк. М.: ТЦ Сфера, 2001. 48 с.
41. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей / В.А. Солнцева, Т.В. Белова. М.: АСТ: Астрель, 2007. 96 с.
42. Ткаченко Н.А. Тумановская М.П. Готовим руку к письму / Н.А. Ткаченко, М.П. Тумановская. М.: Издательство АСТ, 2015. 18 с.
43. Ткаченко Н.А. Тумановская М.П. Рисуем по клеточкам и точкам / Н.А. Ткаченко, М.П. Тумановская. М.: Издательство АСТ, 2015. 18 с.
44. Толмачева И.С. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / И.С. Толмачева // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. Б.: Изд-во Алтайский государ. пед. университет. 2016. С. 175-177.
45. Томах Я.В. Готовим руку к письму / Я.В. Томах. М.: Эксмо, 2016. 34 с.
46. Томах Я.В. Умные прописи / Я.В. Томах. М.: Эксмо, 2016. 34 с.
47. Тригер Р.Д, Владимирова Е.В. Обучение грамоте. Подготовка к обучению письму и чтению: Звуки речи, слова, предложения. Учебник для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Часть 1 / Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. 104 с.
48. Трошин О.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. М.: ТЦ Сфера, 2005. 256 с.
49. Узорова О.В, Нефёдова Е.А. Готовим руку к письму / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. М.: Издательство АСТ, 2016. 34 с.
50. Узорова О.В, Нефёдова Е.А. Прописи. Готовим руку к письму / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. М.: Издательство АСТ, 2016. 50 с.
51. Узорова О.В, Нефёдова Е.А. Тренажёр по чистописанию. Формирование навыков письма. Дошкольное обучение. / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. М.: Издательство АСТ, 2019. 50 с.
52. Узорова О.В. Прописи в картинках для развития мелкой моторики / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. М.: Издательство АСТ, 2015. 50 с.
53. Узорова О.В. Развиваем мелкую моторику / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. М.: Издательство АСТ, 2015. 82 с.
54. Ульенкова У. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У. Ульенкова. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
55. Ушинская Т.В. Обучающие рисунки для подготовки руки к письму: [для детей 6+] / Т. В. Ушинская. СПб.: Литера, 2017. 31 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL:https://fgos.ru/(дата обращения: 13.03.2020).
57. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие / С.О. Филиппова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. 94 с.
58. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: Альфа, 1994. 103 с.
59. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью: методич. рекомендации / сост. Л.М. Лапшина, В.А. Левченко. Ч.: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та. 2014. 50 с.
60. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учебное пособие / И.А. Шаповал. М.: ТЦ Сфера, 2005. 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ