Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ

Работа №156636

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы79
Год сдачи2022
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования зрительно-моторной координации у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения 8
1.1. Онтогенез формирования зрительно-моторной координации 8
1.2. Специфика формирования зрительно-моторной координации у
дошкольников с функциональными расстройствами зрения 12
1.3. Обзор методов и приемов формирования зрительно -моторной координации у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения 18
Выводы по главе I 23
Глава II. Изучение особенностей зрительно-моторной координации старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения .. 26
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента ... 26
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3 Методические рекомендации по развитию зрительно-моторной координации старших дошкольников с функциональными расстройствами
зрения 44
Выводы по главе II 47
Заключение 49
Список используемых источников 51
Приложение А 56
Приложение Б 60
Приложение В 61
Приложение Г 76

Актуальность исследования. Коренные изменения, происшедшие в российском образовании, принятые нормативные документы (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013; Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, 2012) ставят задачу обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Успешность решения этой задачи применительно к детям старшего дошкольного возраста определяется в первую очередь достижением ребенком целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного учреждения, где один из ориентиров говорит о том, что у ребенка должна быть развита крупная и мелкая моторик, он может контролировать свои движения и управлять ими.
В контексте современных представлений о достижении дошкольником с функциональными расстройствами зрения целевых ориентиров многие тифлологи (Л.И. Плаксина, Е.В. Замашнюк, Л.В. Фомичева, А.В. Потемкина) говорят, что особую актуальность приобретает сенсорно-перцептивная готовность, а именно уровень развития зрительно-моторной координации. Они отмечают, с одной стороны, что эта функция особенно страдает при нарушении зрения, с другой стороны достаточный уровень ее развития является важной предпосылкой овладения письменной речью ребенком с нарушением зрения на уровне начального общего образования [24, 25, 26, 28, 29].
В настоящее время дошкольники с функциональными расстройствами зрения - это наиболее многочисленная группа детей с нарушением зрения. Нарушение целостности и функциональности зрительной системы происходит под влиянием различных факторов (врожденных травм, приобретенных после болезни). Известно, что функциональные нарушения зрения оказывают существенное влияние на развитие и подготовку к школьному обучению. Снижение или слабость зрительных функций в дошкольный период может сказаться на деятельности ребенка, как бытовой, так и учебной, и привести к тому, что зрение не сможет качественно выполнять свои функции (ориентировочную, познавательную, контролирующую). Актуальность данной работы обуславливается тем, что современной тифлологической литературе имеются многочисленные экспериментальные данные, которые свидетельствуют о наличии у детей с амблиопией и косоглазием значительных трудностей, возникающих на первой ступени школьного обучения (Л. П. Григорьева [10], Г. В. Никулина [24, 25,26] и др.).
Как показал анализ литературных источников, в настоящее время существует дефицит научно-методических разработок, направленных на развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения, что в очередной раз подчеркивает актуальность данной проблемы.
В результате изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
- трудностями развития зрительно-моторной координации и ее значимостью для успешности на уровне школьного обучения и социальной адаптации ребенка;
- указаниями на недостаточную сформированность зрительно-моторной координации у дошкольников с функциональными расстройствами зрения и недостаточную изученность особенностей сформированности зрительно-моторной координации у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
- недостаточностью научно-методических разработок, направленных на развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения и востребованностью ими тифлопедагогов дошкольных организаций.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что с одной стороны развитие зрительно-моторной координации старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения является актуальной психолого-педагогической проблемой, поскольку уровень сформированности зрительно-моторной координации значимо влияет на будущую школьную успешность, с другой стороны развитие зрительно - моторной координации старших дошкольников с ФРЗ изучено недостаточно.
Это и определило проблематику исследования в выявлении особенностей сформированности зрительно-моторной координации у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения и разработки на их основе методических рекомендаций, индивидуальных кейсов.
Объект исследования: зрительно-моторная координация старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности зрительно-моторной координации старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
Цель исследования: выявление особенностей сформированности зрительно-моторной координации у дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
Гипотеза исследования: Сформированность зрительно-моторной координации у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения имеет особенности, обусловленные зрительной недостаточностью. Выявленные особенности позволят выделить общие направления работы по развитию зрительно-моторной координации, а также разработать индивидуально ориентированные кейсы коррекционной работы.
Исходя из цели, выделяются задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести экспериментальное исследование по выявлению
особенностей сформированности зрительно-моторной координации у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
3. Описать выявленные особенности сформированности зрительно-моторной координации у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
4. Разработать методические рекомендации, индивидуальные кейсы коррекционно-развивающей работы, направленные на развитие зрительно-моторной координации старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: культурно-историческая теория психического развития Л.С. Выготского [7], деятельностный принцип коррекции и развития А.Н. Леонтьева [20], С.Л. Рубинштейна [36]; исследования развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации у дошкольников 6-7 лет Н.Н. Теребовой [15], М.М. Безруких [2].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Т еоретические:
- анализ научной психолого-педагогической литературы, официальных документов (ФГОС ДО, АООП ДО детей с амблиопией и косоглазием);
- обобщение.
Эмпирические:
- констатирующий эксперимент;
- методы математического анализа.
Практическая значимость исследования: выявление особенностей зрительно-моторной координации у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения, на основе которых могут быть составлены индивидуальные кейсы, чтобы обеспечить
индивидуализированный подход к каждому ребенку.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37 «Теремок» г. Железногорск.
Структура курсовой работы состоит из введения, заключения, двух глав, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог, обобщая всё сказанное ранее, можно сделать вывод, что зрительно-моторная координация (далее - ЗМК) это согласованная работа двигательного и зрительного анализаторов, и она тесно связана со зрительным восприятием и мелкой моторикой. Она развивается всю нашу жизнь, при этом очень важна и присутствует во всех видах жизнедеятельности человека.
Нарушение зрения - важнейшая причина недостаточной развитости ЗМК. Самая большая группа детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) - дети с нарушениями зрения. Для того чтобы ребенок был подготовлен к школьному обучению и успешно овладел навыками письма, нужно уделять внимание развитию слаженной зрительно-двигательной системы.
Целью данной работы было изучение особенностей сформированности ЗМК у дошкольников с функциональными расстройствами зрения (далее - ФРЗ). Для достижения цели нами был проведен анализ теоретических источников, в результате которого мы выяснили, что ЗМК у старших дошкольников с ФРЗ страдает, и этот аспект нуждается в дополнительном изучении.
В результате анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что особенности ЗМК старших дошкольников с ФРЗ нуждаются в дополнительном исследовании.
Был составлен диагностический комплекс, и проведен констатирующий эксперимент, в результате которого были выявлены и описаны особенности сформированности ЗМК, которые заключаются в:
- недостаточной скоординированности движений в системах глаз - рука, ухо-рука;
- уменьшении точности движений;
- недостаточно развитой мелкой моторики;
- нарушении пространственных представлений;
- трудностях овладения графомоторными навыками.
На основе выявленных особенностей были намечены необходимые направления коррекционной работы, связанные с нарушенным зрением и индивидуальными особенностями ребенка, и разработаны методические рекомендации:
- развитие координации движений (развитие движений пальцев и кисти рук);
- развитие мышечно-связочного аппарата кистей рук (развитие силы мышц);
- развитие системы координации глаз -рука, ухо-рука;
- развитие пространственного восприятия, уточнение пространственных представлений;
- развитие точного копирования сложного образца, моделирование из деталей.
Таким образом, можно сказать, что гипотеза исследования нашла подтверждение, цель достигнута, задачи выполнены, а содержание научно-исследовательской работы в полной мере отражает этапы и содержание решения каждой поставленной задачи.



1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений: учеб пособием гос. ун-т им. А. А. Жданова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. 454 с.
2. Басырова Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде // Психология, социология и педагогика: сб. науч. тр. / Москва, 2016. С. 30-32.
3. Безруких, М.М. Как подготовить ребенка к школе / под. общ. ред. С.П. Ефимова; М.Г. Князева. Тула: Арктоус, 1996. 71 с.
4. Бернадская, М.Э. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: методическое пособие / под. общ. ред. О.В. Парамей, Л.И. Фильчикова. М.: Полиграф-сервис, 2003. 192 с.
5. Бернштейн, Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии
активности: науч. изд. М.: 1966. 349 с.
6. Волокитина Т.В., Зотова А.А. Коррекция нарушений зрительного
восприятия у слабовидящих детей: Учебно-методическое пособие М: 2013. 175 с.
7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: науч. изд. М.: Изд. АПН СССР, 1960. 500 с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология ощущений и восприятия: хрестоматия / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, ИЗД 3-е, перераб, и доп. Москва.: Астрель, 2009. 687 с.
9. Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.: Школа-Пресс, 2001. 96 с.
10. Григорьева Л.П. Влияние факторов депривации на перцептивно-когнитивное развитие детей // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2014. № 16. С. 30-45.
11. Денискина В.З. Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: учебно-методическое пособие / под ред. Л.И. Солнцевой. М: 1990. С. 25-45.
12. Дружинина Л.А., Осипова Л.Б., Плаксина Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учеб. - методич. пособие Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та. 2017. 254 с.
13. Егоров Е.А., Романова Т.Б., Рыбакова Е.Г. Зрительно-моторная интеграция: формирование, развитие, роль в офтальмологической практике М.: RussianJournalofClinicalOphthalmology 2021 № 3 4 с.
14. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / под ред. В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. М.: ВЛАДОС, 2000. 240 с.
15. Звягина Н.В., Морозова Л.В., Теребова Н.Н. Психофизиологические закономерности формирования системы зрительного восприятия у детей 6-8 лет: монография / Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск: Поморский университет, 2011. 152 с.
16. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. 384с.
17. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. 143 с.
18. Кудымова И.Г. Рука - это вышедший наружу мозг человека // Сборник трудов конференции «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»: науч. изд. Пермь: 2017. С. 50-55.
19. Лазарева Л.В. Методы коррекции зрительно-двигательной и моторной координации у детей с нарушением зрения и речи // Успехи современного естествознания: науч. изд. М.: 2009. С. 47-50.
20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: науч. изд. М.: Смысл, 2005. 86 с.
21. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. Пособие: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ, 2011. 271 с.
22. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: науч. изд. М.: Педагогика, 1970. 495 с.
23. Моргайлик Л.И. Методика обучения русскому языку младших слабовидящих школьников: Учеб. пособие Л.: ЛГПИ, 1986. 136 с.
24. Никулина Г.В., Замашнюк Е.В., Никитина А.В., Никулина И.Н. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования: методические рекомендации / под.ред. Г.В. Никулиной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. 600 с.
25. Никулина Г.В., Потемкина А.В., Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения: Рабочая тетрадь М.: 2004. 36 с.
26. Никулина, Г. В. Развитие зрительного восприятия: учебное пособие / под. общ. ред. Г.В Никулина, Л. В Фомичева, Е. В. Замашнюк: учеб. пособие СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 188 с.
27. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения ВНД (поведения) животных. М.: Наука; 1973 661 с.
28. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения: науч. изд. Калуга: Адель, 1998. 118 с.
29. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие М.: РАОИКП, 1999. 284 с.
30. Российская Федерация. Законы. Примерная адаптированная основная
образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием: Одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию // Мин. Обр. науки РФ М.: 2017 7 дек.
31. Проглядова Г.А. Современная дошкольная тифлопедагогика: теория и практика: учебное пособие. Красноярск: гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2019. 180 с.
32. Рекомендации по оформлению пособий (иллюстративных и печатных)
для детей с нарушением зрения. электронный [Электронный ресурс]. URL: https://togirro.ru/assets/files/2018/OVZ/trebovaniya_k_naglyadnosti.pdf (дата
обращения: 10.03.2022).
33. Ремезова, Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения: Метод. пособие Тольятти: 2001. 160 с.
34. Российская Федерация. Законы. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации// Мин. Обр. науки РФ 2013 17 окт.
35. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 2012 29 дек.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: науч. изд. СПб.: Питер Ком, 2012. 616 с.
37. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук: метод. пособие М.: Олма-Пресс, 2001. 236 с.
38. Смирнова Т.А. Особенности развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения // Развитие практики образования лиц с нарушением зрения. Проблемы и перспективы: сб. науч. тр. СПб.; 2010. С. 62-68.
39. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства: науч. изд. М.: Полиграф сервис, 2000. 126 с.
40. Теплова И.С. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации // Вопросы дошкольной педагогики: сб. науч. тр. М.: 2015, С. 49-59.
41. Тупоногов Б.К. Учет офтальмологических рекомендаций при организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими зрительный дефект // Дефектология 2000. № 5. С. 58-63.
42. Феоктистова, В.А. Обучение и коррекция дошкольников с нарушением зрения / под. общ. ред. Т.П. Головина, Л.В. Рудакова, А.М. Витковская. Изд 2-е, перераб. и доп. СПб.: Образование, 1995 - 147 с.
43. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. М.: МГПИИЯ, 1971. С. 36-44. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cognifit.com/ru(дата обращения: 22.02.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ