Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности сформированности осязательного восприятия у слабовидящих младших дошкольников

Работа №156635

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы76
Год сдачи2023
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития осязательного восприятия у слабовидящих младших дошкольников 7
1.1. Онтогенез развития осязательного восприятия 7
1.2. Специфика развития осязательного восприятия у слабовидящих детей..13
1.3. Обзор методов и приемов развития осязательного восприятия у
слабовидящих младших дошкольников 18
Выводы по главе 1 23
Глава II. Изучение особенностей сформированности осязательного восприятия у слабовидящих младших дошкольников 24
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента...24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
2.3. Методические рекомендации по развитию осязательного восприятия у
слабовидящих младших дошкольников 48
Выводы по главе II 51
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложения 59

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная деятельность дошкольной организации должна обеспечивать разностороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, а также с учетом особых образовательных потребностей [26].
Многие тифлологи пишут о том, что особые образовательные потребности детей с нарушением зрения включают образовательные и реабилитационные средства и условия, в которых нуждаются дети именно названной категории и которые им необходимы для осуществления права на образование и права на интеграцию в образовательном пространстве как специального, так и массового учреждения [7; 8].
К особым образовательным потребностям слабовидящих дошкольников относятся актуализация и развитие осязания как средство компенсации трудностей познания и ориентировки в пространстве [26].
Одной из ключевых потребностей слабовидящего дошкольника является получение и обогащение предметных представлений с помощью сохранных органов чувств [4; 20]. В данном случае, осязательное восприятие играет важную роль в познавательном развитии и выступает как средство компенсации нарушенного зрительного восприятия. Так как с помощь осязания возможно ощутить величину предмета, его форму, а также качество материала.
У детей, имеющих нарушение зрения, присутствуют искажения представлений об окружающих предметах и явлениях, поэтому уже на первой ступени в системе непрерывного образования, то есть в детском саду, важно, начать занятия по формированию осязательного восприятия [20; 26].
Как правило, дети, имеющие слабовидение, застенчивы, неактивны, ограничены в общении, причиной этому является недостаточность и неточность в представлении предметов и явлений в окружающей действительности. Поэтому, следует упомянуть о важности именно ранней коррекционной работы по развитию осязательного восприятия. Развивая осязательное восприятие у детей, имеющих слабовидение, возрастает уровень представления предметов в окружающем пространстве, развивается навык ориентировки в пространстве, навык коммуникации, что содействует улучшению социальной адаптации.
В результате изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
- указаниями на трудности развития осязательного восприятия с одной стороны и значимость его для познавательной деятельности младших слабовидящих дошкольников с другой стороны;
- указаниями на недостаточную сформированность осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников и недостаточную изученность особенностей сформированности осязательного восприятия у данной группы обучающихся с нарушениями зрения.
Актуальность данной работы обуславливается, с одной стороны, тем, что детей с тяжелыми нарушениями зрения, относящихся к группе слабовидящих детей становится больше, с другой стороны, в настоящее время существует дефицит исследований, направленных на выявление особенностей развития осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников. При этом многие авторы пишут о необходимости ранней коррекции для успешной социализации слабовидящего дошкольника [8; 14].
Это и определило проблематику исследования в выявлении особенностей сформированности осязательного восприятия слабовидящих дошкольников 3-4 лет и разработки на их основе методических рекомендаций коррекционно-развивающей работы.
Объект исследования: осязательное восприятие младших дошкольников.
Предмет исследования: особенности осязательного восприятия слабовидящих младших дошкольников.
Цель исследовательской работы: выявление особенностей сформированности осязательного восприятия у слабовидящих младших дошкольников.
Гипотеза исследования: сформированность осязательного восприятия у слабовидящих младших дошкольников имеет недостаточный уровень для выполнения компенсаторной функции. Выявленные особенности позволят выделить общие направления работы по развитию осязательного восприятия, а также разработать дифференцированные методические рекомендации коррекционно-развивающей работы.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести экспериментальное исследование с целью определения особенностей сформированности осязательного восприятия у слабовидящих младших дошкольников.
3. Описать выявленные особенности сформированности осязательного восприятия у слабовидящих младших дошкольников.
4. Разработать дифференцированные методические рекомендации по развитию осязательного восприятия у слабовидящих младших дошкольников.
Методологической и теоретической основой исследования являлись положения специальной и общей педагогики и психологии:
- об основных закономерностях развития аномального и нормального ребенка (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинтшейн);
- различные сведения о формировании этапов развития осязательного восприятия у нормотипичных и детей с нарушением зрения (Л.И. Солнцева);
- о значимости полисенсорного восприятия для детей с нарушением зрения сохранных анализаторов (А.Г. Литвак);
- об особенностях познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушениях зрения (Ю.А. Кулагин, М.И. Земцова);
- о взаимосвязи осязания и мелкой моторики у слабовидящих дошкольников в разных видах деятельности (Л.Б. Осипова);
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Наблюдение;
3. Эксперимент (констатирующий);
4. Качественный и количественный анализ.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение для детей с нарушением зрения города Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Осязательное восприятие - это важный компенсаторный фактор познавательного развития ребенка. В первой главе представлен теоретический анализ, где видно, что тема развития осязательного восприятия является актуальной на сегодняшний день. В этой же главе представлен процесс развития осязания в онтогенезе, который позволил детально рассмотреть данный процесс развития, в ходе наблюдений и многовекового опыта известных ученых и авторов, специализирующихся по данной теме.
В процессе изучения, замечено, что развитие осязательного восприятия - это долговременный процесс. Возрастные границы данного процесса настолько индивидуальны, что обозначить границы развития тех или иных действий процесса осязательного восприятия возможно лишь условно. При изучении психолого-педагогической литературы, была рассмотрена специфика развития осязательного восприятия у слабовидящих детей. Изучением осязательного восприятия слабовидящих детей занималось множество авторов: Л.Б. Осипова, В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, А.К. Литвак, Л.И. Плаксина. Они выделяют такие особенности как: осязательная чувствительность находится на низком уровне; сложности в узнавании некоторых типов поверхностей; дети испытывают сложности в узнавании визуально близких поверхностей; также такие дети не имеют четких представлений о предметах, которые находятся в центре их окружении.
Обзорами методов и приемов развития осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников занимались такие авторы как: В.З. Денискина, Л.И. Плаксина. В данное время проблема развития осязательного восприятия у детей раннего возраста изучена недостаточно. В большинстве случаев описание методов и приемов развития осязательного восприятия распространено и изучено у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, необходимость развития осязательного восприятия у детей раннего возраста является проблемой для современных тифлопедагогов по поиску и внедрения эффективных методик для изучения и развития осязания у данной категории лиц.
Во второй главе представлена и описана методика констатирующего эксперимента. Методика состояла из четырех блоков задач и комплекса из восьми заданий. Также был разработан диагностический материал, протокол обследования и бальная система оценки всех заданий.
Анализ полученных данных, в ходе эксперимента, показал, что осязательное восприятие у детей младшего дошкольного возраста, имеющих слабовидение, находится на среднем уровне. Один ребенок показал низкий уровень. Таким образом, средний уровень мы считаем недостаточным для качественного выполнения осязанием его компенсаторной функции. Следовательно, требуется целенаправленная коррекционная работа по развитию осязательного восприятия.
В ходе исследования, на основе констатирующего эксперимента были составлены методические рекомендации по развитию осязательного восприятия, отдельно для детей среднего и низкого уровня.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты. Выявленные результаты не противоречат гипотезе о том, что у слабовидящих дошкольников 3-4 лет сформированность осязательного восприятия обусловливается зрительной недостаточностью.



1. Ананьев Б.Г. Развитие тактильной чувствительности / Б. Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 1985.
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
3. Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. - М.: Просвещение, 1989.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999, 224 с.
5. Грищенко Т.А. Сенсорное развитие детей в специальных (коррекционных образовательных учреждениях: [учеб. пособие] / Т.А. Грищенко. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 96 с.
6. Грищенко Т.А., Уфимцева Л.П. Педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками: монография / [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 255 с.
7. Денискина В.З. Особые образовательные потребности детей с
нарушением зрения [Текст] / В.З. Денискина // Дефектология. - 2012. - № 6. - С. 17-24.
8. Дружинина Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение
дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования [Текст]: учебно-методич. пособие / Л.А. Дружинина,
Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. - 254 с.
9. Дудьев В.П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями
здоровья: учебное пособие - Барнаул: АлтГПУ, 2020. - 360 с. -
[Электронный ресурс]. URL:https: //library.altspu.ru/dc/pdf/dudev 1 .pdf(дата обращения 10.02.2023 г.).
10. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
11. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем дошкольном возрасте [Текст] / А.В. Запорожец // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: АПН РСФСР, 1963. - С. 30-56.
12. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 382 с.
13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.
14. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] / А.Г. Литвак. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2008. - 271 с.
15. Метиева Л.А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
16. Моурлот Л.И., Ремезова Л.И. - Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Самара: СГПУ, 2007 - 122 с.
17. Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. - Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. - 19 с.
18. Никулина Г.В., Замашнюк Е.В., Никитина А.В., Никулина И.Н., Потемкина А.В. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования: Методические рекомендации / под ред. Г. В. Никулиной. -
СПб.: Изд-во РГГТУ им. А. И. Герцена, 2018. - 188 с.
19. Осипова Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики: коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) [Текст] / Л.Б. Осипова. - Челябинск: Цицеро, 2011. - 60 с.
20. Осипова Л.Б. Развитие предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе творческого конструирования в условиях инклюзивного образования [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Б. Осипова, Л.А. Дружинина, О.И. Власова, Ю.Ю. Стахеева.- Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - 158 с.
21. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Э. Г. Пилюгина. - Москва: Просвещение, 1983. - 96 с.
22. Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 173 с.
23. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. - М.: Город, 1998. - 209 с.
24. Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения Источник - журнал: Дефектология. - 2002. - №6. - С.71-77 Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
25. Подколзина Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения, М.: Обруч, 2014. - 72 с.
26. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей // URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/8805fb781bd84c7ac764ee6184a2dfae.pdf(дата обращения: 29.11.2022 г.)
27. Ремезова Л.А. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.А. Ремезова, Л.И. Моурлот. - Самара: СГПУ, 2007. - 122 с.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
29. Селезнева Е.В. Осознание ребенком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира [Текст] / Е.В. Селезнева // Дефектология. - 2006. - №1. - С. 67-73.
30. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева. - М.: Полиграф-Сервис, 2000. - 250 с.
31. Солнцева Л.И., Подколзина Е.Н./ Воспитание и обучение слепого дошкольника/ - М.: ИПТК "Логос" ВОС, 2015. - 265 с.
32. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст] / Л.И. Солнцева. - М.: Полиграф-сервис, 1997. - 121 с.
33. Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и
нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с
нарушениями зрения: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 137 с.
34. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
35. Ходжаян А.Б. Онтогенез. Учебное пособие для студентов I курса СтГМУ / А.Б. Ходжаян, М.Г. Гевандова, Н.Н. Федоренко Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2017. - 60 с.
36. Эллнеби И. Без твоего прикосновения я умру. Значение тактильной стимуляции для развития детей/ И. Эллнеби. - Мн.: Белорусский Экзархат
- Белорусской православной церкви, 1999. - 108 с.
37. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
38. Якобсон С.Г. Соотношение зрения и осязания в восприятии формы детьми дошкольного возраста [Текст] / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С. 81-87.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ