ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Общие представления о ловкости 7
1.2 Особенности развития ловкости в младшем школьном возрасте 8
1.3 Баскетбол как средство развития ловкости 12
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1 Методы исследования 17
2.2 Организация исследования 18
2.3 Этапы исследования 19
3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 20
3.1 Экспериментальная методика развития ловкости обучающихся младшего
школьного возраста посредством баскетбола 20
3.2 Анализ результатов исследования 29
ВЫВОДЫ 39
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Актуальность исследования. Развитие двигательных качеств и способностей является важнейшей задачей физического воспитания детей младшего школьного возраста, имеет принципиальное значение в период обучения в начальной школе. Для обучающихся младшего школьного возраста очень важно на начальных этапах обучения в школе научиться согласованности движений, быстро осваивать новый, незнакомый, диапазон двигательных действий, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющийся обстановки. Все эти компоненты успешно объединяются в таком понятии как ловкость.
Ловкость - двигательное качество, которое является сложным по структуре, уровень его развития определяют многими факторы. Наибольшее значение имеет высокоразвитое мышечное чувство и пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления пластичности корковых процессов, зависит образование координационных связей и быстрый переход от одних установок и реакций к другим. Кроме этого уровень развития физических качеств зависит не только от физических, но и психических факторов, в частности, от степени развития интеллектуальных и волевых качеств. Развитие физических качеств необходимо осуществлять гармонично, согласно сенситивным периодам развития физических качеств. Психологические и анатомо-физиологические явления, проявляемые в физическом качестве, делают его сложнее, чем больше их присутствует в нем.
Основным положением в методике развития ловкости обучающихся на занятиях физической культурой является систематическое и последовательное обучение новым разнообразным двигательным действиям (навыкам, умениям) и создание на этой основе более сложных форм координации движений. [9]
Уроки физкультуры в школе становятся для большинства детей практически единственным средством поддержки минимального уровня 3 физической активности, необходимого для нормального функционирования организма и физического развития [11].
В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни. На текущем этапе наблюдается низкий уровень двигательных способностей в начальных классах. Одним из эффективных путей решения сложившейся проблемы является включение в программу по физической культуре в школе спортивных игр таких как баскетбол и др. Об эффективности уроков физической культуры игровой направленности свидетельствуют результаты ряда исследований.
Целенаправленное формирование двигательных качеств позволяет значительно повысить уровень физической подготовленности детей, успешно решать вопросы подготовки их к спортивной деятельности и взрослой жизни. Весьма перспективным с этой точки зрения являются занятия младших школьников баскетболом. При помощи игры в баскетбол учащиеся развивают такие способности ловкости как ведение мяча, четкая передача мяча товарищу по команде, обход конкурента, попадание в кольцо. Впрочем, для того, чтобы эти способности были максимально точны и эффективны во время игры, учащийся должен владеть хотя бы базовой степенью физической подготовки...
1. Анализ теоретических аспектов изучаемой проблемы позволил установить, что ловкость и двигательные способности: сила, быстрота, гибкость и координация, выносливость представляют собой комплекс морфо - психофизиологических свойств, отвечающих требованиям определенного вида двигательной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения. Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития координационных способностей и ловкости. Но периоды и темпы развития координационных способностей и ловкости у мальчиков и девочек не совпадают. Поэтому при развитии координационных способностей и ловкости следует учитывать не только возрастные, но и гендерные особенности.
2. Была разработана экспериментальная методика, включающие в себя элементы баскетбола, с учетом возрастных и гендерных особенностей.
3. В результате педагогического эксперимента и математической статистики были получены результаты: в начале эксперимента в сравнительной группе в тесте координационных способностей в экспериментальной: 7,93 - у мальчиков, 8,82 - у девочек, достоверных различий не было, затем в конце эксперимента: 7,31 - у мальчиков, 8,29 - у девочек.
В начале эксперимента в контрольной группе в тесте скоростно-силовых способностей в экспериментальной: 21,17 - у мальчиков, 14,87 - у девочек; достоверных различий не было, затем в конце эксперимента: 26,87 - у мальчиков, 19,26 - у девочек.
В начале эксперимента в тесте быстроты в экспериментальной группе: 5,45 - у мальчиков, 5,82 - у девочек; достоверных различий не было, затем в конце эксперимента: 4,98 - у мальчиков, 5,58 - у девочек.
Имелись достоверные отличия, что подтверждает эффективность экспериментальной методики с применением элементов баскетбола для развития координационных способностей и ловкости у девочек и мальчиков, что и подтверждает нашу гипотезу.