ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Методическая система изучения многочленов в школе и педагогическом вузе с использованием компьютерной анимации 8
1.1. Что такое методическая система обучения 8
1.2. Роль компьютерной анимации в обучении математике.... 18
1.3. Содержательно-методическая линия темы многочлены в
школьном курсе математики 24
1.4. Содержательно-методическая линия теория многочленов
в курсе алгебры в педагогическом вузе 48
1.5. Методы, организационные формы и средства обучения школьников и студентов педагогического вуза алгебре многочленов с использованием компьютерной анимации. 55
ГЛАВА 2. Анимационно-геометрический метод на базе
компьютерной среды GeoGebra при изучении
многочленов в школе и вузе 59
2.1. Анимационные возможности GeoGebra 59
2.2. Анимационно-геометрический метод на базе GeoGebra в обучении школьников алгебре многочленов 63
2.3. Анимационно-геометрический метод на базе GeoGebra в
обучении студентов педагогического вуза 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 94
Перед образованием всегда стояла задача подготовки учащихся к жизни в качестве успешного члена общества. При этом образованию необходимо учитывать потребности общества. Данный уровень общественного развития характеризуется большим темпом роста технологий и компьютеризацией практически всех сфер жизнедеятельности. Это требует от современного выпускника школы, вуза умения быстро адаптироваться к изменениям, а значит, с одной стороны, уметь правильно оценивать сложившуюся ситуацию и свои возможности, планировать дальнейшие действия по самообучению, повышению своей квалификации и, с другой стороны, овладеть основами современных компьютерных технологий. Об этом же сказано в образовательных стандартах и концепции развития математического образования.
Представленные в данной работе исследования были направлены на внедрение в учебный процесс современных компьютерных технологий. Кроме требований, предъявляемых к качеству подготовки выпускника, необходимо учитывать и тот факт, что современный учебный процесс уже не мыслим без компьютерных технологий. В то время, когда практически каждый учащийся имеет доступ к персональному компьютеру и интернету, школьному учителю и преподавателю вуза невозможно ограничится лишь одним школьным учебником и меловой доской при проведении занятий. Применение компьютеров в учебном процессе даст возможность повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, откроет учащимся доступ к гораздо большему объему информации, будет способствовать развитию самостоятельности в получении необходимых знаний, умений и навыков и поможет сформировать адекватную оценку своего уровня усвоения материала.
Однако также необходимо помнить, что в стремлении использовать современные технологии нельзя их превращать в цель образовательного процесса и забывать про основные цели. Компьютерные технологии должны быть лишь средством достижения основного образовательного результата. Разумное их применение должно регулироваться используемыми методами и приемами обучения.
В связи со сказанным выше была выдвинута гипотеза: применение анимационных возможностей компьютерной среды GeoGebra в обучении школьников и студентов педагогического вуза теории многочленов повысит их мотивацию к изучению данного раздела математики, будет способствовать лучшему освоению основных алгоритмов и пониманию их места в теории многочленов и в математике в целом, а также способствовать сформированности таких компетенций, как:
- способность к самоорганизации и самообразованию;
- готовность решать исследовательские задачи;
- способность использовать современные методы и технологии обучения.
Цель исследования: разработать методическую систему обучения школьников и студентов педагогического вуза теме «Многочлены» с применением анимационных возможностей компьютерной среды GeoGebra...
Проведенное исследование позволило убедиться в несомненной пользе применения компьютерной анимации не только при обучении теории многочленов. Анимационно-геометрический метод позволяет связать вместе целый ряд математических дисциплин и разделов, что способствует лучшему усвоению материала из разных областей знаний, видению их значимости, возможности применения и развитию математической грамотности.
Грамотное применение компьютерных технологий способствует развитию у обучающихся не только предметных умений и навыков, но способностей, необходимых для дальнейшего самообразования.
В ходе работы было изучен имеющийся опыт по внедрению компьютерных технологий в учебный процесс, программное содержание школьного и вузовского курсов на предмет включения материала по теории многочленов, описаны варианты использования анимационных возможностей компьютерной среды GeoGebra на различных этапах обучения школьников и студентов педагогического вуза теории многочленов и применяемые при этом методы и технологии.
Таким образом, все поставленные задачи были решены, цель исследования достигнута.
В ходе исследования выдвинутая гипотеза нашла подтверждение в анализе результатов имеющегося опыта педагогов и в ходе собственного эксперимента в рамках профильного исследования и проведения занятий со школьниками физико-математических классов школы №22 г. Красноярска и Лицея №1 г. Сосновоборска на базе КГПУ им. В.П. Астафьева. По результатам исследования были опубликованы 7 работ в материалах конференций [34-38], [43, 44].
1. Федеральный государственный стандарт основного общего
образования (5-9кл) [электронный ресурс]. http://xn--
80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0% BD%D 1 %82%D 1 %8B/93 8
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего
образования. Уровень высшего образования - бакалавриат. Направление подготовки - 44.03.05 Педагогическое образование,
9.02.2016 г.
3. Концепции развития математического образования в Российской Федерации от 24.12.2013 г.
4. Министерство просвещения СССР. Программы педагогических институтов. Алгебра и теория чисел. Для специалистов №2104 «Математика» и «Математика и физика». - М.: Просвещение, 1977. Авторы программы профессор Л.Я. Куликов, профессор В.Г. Лемлейн
5. Министерство высшего и среднего специального образования СССР, Министерство просвещения РСФСР. Программы педагогических институтов. Высшая алгебра. - М.: Просвещение, 1965. Автор - профессор Л.Я. Куликов.
6. Министерство образования Российской Федерации. Примерная программа дисциплины Алгебра. Рекомендована Министерством образования Российской Федерации для специальности 032100 Математика. Утверждено Руководителем Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования: Л.С. Гребнев, 20.12.2001 г. Составители: к.ф.-м.н., профессор МПГУ Г.А. Карасев; д.ф.-м.н., профессор МИГУ А.А. Фомин., к.ф.-м.н., доцент МИГУ Е.Е. Шершова
7. рабочим планом дисциплины по программе бакалавриата Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки «Математика и информатика») 2016 г»
8. Алгебра: учебник для VI-VIII классов восьмилетней школы/ А.Н. Барсуков. 9-е изд. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1964
9. Алгебра: пробный учебник для 7 кл. сред.шк. / Ш.А. Алимов, В.А. Ильин, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.И. Шабунин. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980
10. Алгебра 7: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1995
11. Алгебра 7: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. 16-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2009
12. Алгебра 6-8: Материалы для ознакомления / Д.К. Фаддев М.: Просвещение, 1983
13. Алгебра 7: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. - М.: Просвещение, 1991
14. Алгебра 7: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1997
15. Алгебра 7: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Фектистов. - 12-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2012...66