Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика формирования и развития физических понятий на примере раздела «Механика»

Работа №156622

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физика

Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Методический анализ формирования основных физических
понятий в средней школе 10
1.1. Современные тенденции школьного физического
образования 10
1.2. Роль и место физических понятий в процессе обучения физики 22
1.3. Метапредметные требования в обучении физики 45
Глава 2. Методика формирования основных физических понятий на примере раздела «Механика» 50
2.1. Основные этапы формирования физических понятий 50
2.2. Методика формирования физических понятий 54
2.3. Формирования физических понятий раздела “Механика” в средней
школе 63
2.4. Экспериментальная проверка эффективности методики преподавания
физических понятий 85
Заключение 91
Приложение 93
Библиографический список 96

Современные требования в области образования и воспитания к подрастающему поколению предполагают приоритетное развитие у обучаемых таких личностных качеств, как: самостоятельность, инициатива, готовность к саморазвитию, осознанному выбору направлений и способов социально и индивидуально значимой деятельности, стремление к самореализации в сочетании с высоким уровнем их образованности, воспитанности и целостного мировоззрения об окружающем нас мире. Сложившаяся в нашей стране система школьного образования включает значительный объем естественнонаучных знаний, формирование которых, в основном, происходит при изучении предметов естественнонаучного цикла физики, химии, биологии, географии, астрономии. Физика среди них занимает одно из ведущих мест, являясь фундаментом научного миропонимания.
Основной структурной единицей физического знания являются понятия, поэтому проблеме их формирования уделялось большое внимание в исследованиях ведущих психологов, педагогов и методистов (А И Бугаев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Ю.И. Дик, С. Е. Каменецкий, А.Н. Леонтьев, А.Н. Менчинская, Э. А. Мамбетакунов, А.А. Пинский, И.Г. Пустилыппс, М.Н. Скаткин, Т Н Шамало, А В Усова и др.). В работах В. В. Давыдова, В. Г. Разумовского, М. Н. Скаткина, А. В. Усовой и других отмечается, что от способа формирования физических понятий зависит интеллектуальное развитие ученика. Анализ их работ показал, что усвоившим понятие считается человек, умеющий применять полученное знание на практике. С другой стороны, процесс усвоения понятий предполагает участие школьников в различных видах деятельности, направленных на усвоение конкретного естественнонаучного понятия.
Физика играет особую роль в решении задачи формирования научных понятий, так как их содержание раскрывается именно в физике. Как учебный предмет она создает у учащихся целостные представления об окружающем мире, показывает гуманистическую сущность научных знаний, формирует творческие способности учащихся, развивает логическое мышление. Физика обладает широкими потенциальными возможностями интеграции ее почти со всеми школьными предметами, но особенно тесными являются взаимосвязи физики с математикой, химией, биологией, информатикой, астрономией, географией...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения диссертационной работы поставленная нами цель: выделение основных физических понятий и разработка методики их успешного формирования у учащихся, была достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена. Проведенное нами исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. В исследовании рассмотрено состояние проблемы формирования основных физических понятий при обучении физике в основной школе. Проведен анализ нормативных документов и учебников по естественнонаучным дисциплинам для основной школы. Обоснована необходимость формирования физических понятий не только при обучении физике, но другим естественнонаучным дисциплинам;
2. Разработана модель методики формирования физических понятий при обучении физике в основной школе. В основу модели методики положены цели и задачи современного процесса обучения физике, совокупность принципов преемственности, межпредметных связей и интеграции в процессе формирования понятий;
3. Разработана методика формирования основных физических понятий в процессе обучения физике в основной школе, которая осуществляется с учетом преемственности в обучении естественнонаучных дисциплин и на основе реализации принципа межпредметных связей и интеграции . Сформулированы цели формирования понятий массы, энергии, силы, определено содержание деятельности учителя и учащихся (методы, формы и средства обучения) при формировании данных понятий, разработаны способы диагностики успешности их формирования при обучении физике в основной школе;
4. Эксперимент подтвердил предположение о том, что формирование физических понятий при обучении физике в основной школе будет более успешным, если в полном объеме реализовать принципы преемственности, межпредметных связей естественнонаучных дисциплин и интеграции при обучении физике.
Школьный курс физики - системообразующий для
естественнонаучных учебных предметов. Содержание школьного курса физики любого уровня должно быть ориентировано на формирование научного мировоззрения и ознакомление учащихся с методами научного познания окружающего мира, а также с физическими основами современного производства, техники и бытового окружения человека. Именно на уроках физики дети должны узнать о физических процессах, происходящих и в глобальных масштабах (на Земле и околоземном пространстве), и в быту. Основой для формирования в сознании учащихся современной научной картины мира являются знания о физических явлениях и физических законах. Эти знания учащиеся должны получать через физические опыты и лабораторные работы, помогающие наблюдать то или иное физическое явление. Формирование физических понятий включает рассмотрение разнообразных видов работы учащихся по физике, способствующих формированию комплексного применения знаний и умений по другим естественнонаучным дисциплинам.



1. Абышева, Н. А. Физика и искусство: программа элективного курса предпрофильной подготовки (13 ч). 9 класс/Н. А. Абышева. //Физика: газ. издательского дома "Первое сентября".-2006.-N 2.- С. 3-6;
2. Брынева, В. В. Элементы механики и явления природы/В. В. Брынева. //Физика в школе.-2007.-N 3. - С. 50-53;
3. Денисова, И. Э. Физика в твоей будущей профессии. Предпрофильный элективный курс, 17 ч. 9-й класс/И. Э. Денисова. //Физика: газ. издательского дома "Первое сентября".-2007.-N 2. - С. 19-22.;
4. Единый государственный экзамен 2007. Физика: учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ; авторы-составители В.А. Орлов, М.Ю. Демидова, Г.Г. Никифоров, Н.К. Ханнанов. - М.: Интеллект- Центр.;
5. Исаченкова, Л. А. Физика: учеб. пособие для 6 кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Л. А. Исаченкова, И. Э. Слесарь. — Минск: Нар. асвета, 2010.;
6. Исаченкова, Л. А. Физика: учебное пособие для 9 класса общеобразоват. учреждений с рус. Яз. обучения / Л. А. Исаченкова, Г. В. Пальчик, А. А. Сокольский / под ред. А. А. Сокольского. — Минск: Нар. асвета, 2010.;
7. Жилко, В. В. Физика: учеб. пособие для 11 кл. общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения / В. В.Жилко, Л. Г. Маркович. — Минск: Нар. асвета, 2009.;
8. http://ru.wikipedia.oiAwiki/Масса iюкоя;
9. М. Джеммер. Понятие массы в классической и современной физике. Издательство "Прогресс" - Москва 1961.;
10. Окунь Л. Б. Понятие массы (Масса, энергия, относительность) Успехи физических наук, № 158 1989;
11. Примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Физика" на 2010/2011 учебный год;
12. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа (7-9 класс) / В.А. Орлов, А.О. Татур. - М.: Интеллект - Центр, 2006.;
13. Сборник нормативных документов. Физика /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. 111 с. Тоже изданием 2007 г. ;
14. Тесленко В.И, Т.А. Залезная: Профессиональное становление будущего учителя по предметам естественнонаучного цикла, Красноярск 2013;
15. Тесленко В.И, Т.А. Залезная: Профессиональное становление будущего учителя физики в обновленном педагогическом образовании, Красноярск 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ