ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 - 2 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ . 8
1.1 Развитие пространственного восприятия у детей без задержки
психического развития 8
1.2 Особенности пространственного восприятия у детей с задержкой
психического развития 20
1.3 Подходы к развитию пространственного восприятия у младших
школьников с задержкой психического развития 31
1.4 Особые образовательные потребности учащихся с задержкой
психического развития 36
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ИЗУЧЕНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 53
2.1 Организация и методика проведения эксперимента по изучению
сформированное™ пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития 53
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению
сформированности пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития 70
2.3 Методические рекомендации по развитию пространственного
восприятия 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 129
Приложение А Анамнестические данные на детей 129
Приложение Б Протокол обследования 130
Приложение В Иллюстративный материал к методике
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ . 8
1.1 Развитие пространственного восприятия у детей без задержки
психического развития 8
1.2 Особенности пространственного восприятия у детей с задержкой
психического развития 20
1.3 Подходы к развитию пространственного восприятия у младших
школьников с задержкой психического развития 31
1.4 Особые образовательные потребности учащихся с задержкой
психического развития 36
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ИЗУЧЕНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 53
2.1 Организация и методика проведения эксперимента по изучению
сформированное™ пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития 53
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению
сформированности пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития 70
2.3 Методические рекомендации по развитию пространственного
восприятия 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 129
Приложение А Анамнестические данные на детей 129
Приложение Б Протокол обследования 130
Приложение В Иллюстративный материал к методике
Развитие пространственного восприятия у младших школьников является одним из фундаментальных умений, на котором строится обучение в начальной школе. В то же время развитие пространственного восприятия у младших школьников происходит одновременно с развитием их речи и мышления, с помощью которых ученики абстрагируют и обобщают пространственные признаки и отношения между воспринимаемыми предметами.
Несформированность пространственного восприятия влияет на успешность при овладении обучающимися программным материалом по таким предметам как русский язык, литература, математика, технология, физическая культура, изобразительная деятельность.
В связи с этим в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вариант 7.1 формирование пространственного восприятия в предметных результатах освоения программы, выделяется как одна из главных задач образования школьников, поскольку развитое пространственное восприятие служит предпосылкой к правильному написанию букв и цифр, описанию и объяснению расположения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; овладению основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, выполнению алгоритмов, а также овладению практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; использованию приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно- конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Согласно требованиям к результатам освоения программы коррекционной работы программа должно отражать сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах: в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, в способности к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации.
Исследования ученых Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой и М.С. Певзнер Г.Е., Марковской, И.Ф., В.В. Ковалева, К.С. Лебединской, Ананьева Б.Г. и Рыбалко Е.Ф. и многих других, показали, что, если у ребенка не сформировано пространственное восприятие или недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития. При конструировании такому ребенку будет трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушится графическая деятельность. Кроме того, у такого обучающегося могут возникнуть трудности при овладении чтением и счетом.
В связи с этим особого внимания заслуживают дети с задержкой психического развития.
Мы предполагаем, что у школьников с задержкой психического развития имеются особенности пространственного восприятия, которые препятствуют формированию полноценных пространственно-временных представлений.
О существенном недоразвитии пространственной функции у детей с задержкой психического развития свидетельствуют данные клинко-нейропсихологических исследований (Ю. Дауленскене, О.Г. Демьянов, А.О. Дробинская, И. Ф. Марковская, В.И Насонова, М.Н. Фишман и др.). Данной темой занимались также такие исследователи как Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова, они отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (и др.). Уже в дошкольном возрасте дети с задержкой психического развития не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.
Выявленные особенности будут нами учитываться при составлении методических рекомендаций для учителей начальной школы, работающих с детьми с задержкой психического развития в условиях инклюзии.
Объект исследования: пространственное восприятие.
Предмет исследования: особенности сформированности пространственного восприятия у обучающихся с задержкой психического развития.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что у обучающихся с задержкой психического развития пространственные восприятия будут недостаточно сформированными. Данная несформированность будет выражаться в таких особенностях, как неправильное написание букв и цифр, не понимание пространственного положения предметов, не достаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и графомоторных навыков.
Цель исследования:
Выявить особенности развития пространственного восприятия у школьников с задержкой психического развития, разработать методические рекомендации для учителей, работающих с детьми с задержкой психического здоровья.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование, выявляющее особенности пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
3. Разработать методические рекомендации для учителей начальной школы, работающих в классах инклюзии с детьми с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
Эмпирического уровня: наблюдение, опрос, беседа, тестирование, сравнение.
Экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция.
Теоретического уровня: изучение и обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция.
Нейропсихологические пробы.
Методологическую основу исследования составили положения:
- о системной организации высших психических функций (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.);
- положения о единстве психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубенштейн и др.);
- положения о роли деятельности и теория ведущей деятельности в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.);
- научные представления о пространстве и генезисе пространственных представлений у детей (Б.Г.Ананьев, Венгер, А.М. Леушина, Ж.Пиаже, Е.Ф. Рыбалко);
- положения о роли специального коррекционного обучения детей с проблемами в развитии (Л.С Выготский, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев и др.);
- исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов М.М. Семаго, Н.Я. Семаго.
- Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития. Н. В. Бабкина.
Теоретическая значимость заключается в том, что составлена методика выявления сформированное™ пространственного восприятия обучающихся 1 - 2 классов с задержкой психического развития.
Практическая ценность результатов исследования педагоги, работающие с детьми с задержкой психического развития могут использовать представленные в данном исследовании методические рекомендации на уроках, а также во время дополнительных индивидуальных занятий.
База исследования:
МКОУ Имисской СОШ № 13 Курагинского района Красноярского края.
Апробация результатов исследования:
• Герасименко, Е.В. Особенности развития пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития, обучающихся в начальной школе. / Е. В. Герасименко// Вестник науки, - Уфа, 2018. - С. 279-284
• Герасименко Е.В., Развитие пространственного восприятия у детей с
задержкой психического развития. / [Электронный ресурс] / Е.В. Герасименко // Современные тенденции и исследования в системе образования детей с ОВЗ: материалы научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. - 2018. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018.- С. 16-18
• Участие в работе XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» с темой доклада: Развитие пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.
Несформированность пространственного восприятия влияет на успешность при овладении обучающимися программным материалом по таким предметам как русский язык, литература, математика, технология, физическая культура, изобразительная деятельность.
В связи с этим в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вариант 7.1 формирование пространственного восприятия в предметных результатах освоения программы, выделяется как одна из главных задач образования школьников, поскольку развитое пространственное восприятие служит предпосылкой к правильному написанию букв и цифр, описанию и объяснению расположения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; овладению основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, выполнению алгоритмов, а также овладению практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; использованию приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно- конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Согласно требованиям к результатам освоения программы коррекционной работы программа должно отражать сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах: в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, в способности к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации.
Исследования ученых Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой и М.С. Певзнер Г.Е., Марковской, И.Ф., В.В. Ковалева, К.С. Лебединской, Ананьева Б.Г. и Рыбалко Е.Ф. и многих других, показали, что, если у ребенка не сформировано пространственное восприятие или недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития. При конструировании такому ребенку будет трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушится графическая деятельность. Кроме того, у такого обучающегося могут возникнуть трудности при овладении чтением и счетом.
В связи с этим особого внимания заслуживают дети с задержкой психического развития.
Мы предполагаем, что у школьников с задержкой психического развития имеются особенности пространственного восприятия, которые препятствуют формированию полноценных пространственно-временных представлений.
О существенном недоразвитии пространственной функции у детей с задержкой психического развития свидетельствуют данные клинко-нейропсихологических исследований (Ю. Дауленскене, О.Г. Демьянов, А.О. Дробинская, И. Ф. Марковская, В.И Насонова, М.Н. Фишман и др.). Данной темой занимались также такие исследователи как Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова, они отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (и др.). Уже в дошкольном возрасте дети с задержкой психического развития не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.
Выявленные особенности будут нами учитываться при составлении методических рекомендаций для учителей начальной школы, работающих с детьми с задержкой психического развития в условиях инклюзии.
Объект исследования: пространственное восприятие.
Предмет исследования: особенности сформированности пространственного восприятия у обучающихся с задержкой психического развития.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что у обучающихся с задержкой психического развития пространственные восприятия будут недостаточно сформированными. Данная несформированность будет выражаться в таких особенностях, как неправильное написание букв и цифр, не понимание пространственного положения предметов, не достаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и графомоторных навыков.
Цель исследования:
Выявить особенности развития пространственного восприятия у школьников с задержкой психического развития, разработать методические рекомендации для учителей, работающих с детьми с задержкой психического здоровья.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование, выявляющее особенности пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
3. Разработать методические рекомендации для учителей начальной школы, работающих в классах инклюзии с детьми с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
Эмпирического уровня: наблюдение, опрос, беседа, тестирование, сравнение.
Экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция.
Теоретического уровня: изучение и обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция.
Нейропсихологические пробы.
Методологическую основу исследования составили положения:
- о системной организации высших психических функций (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.);
- положения о единстве психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубенштейн и др.);
- положения о роли деятельности и теория ведущей деятельности в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.);
- научные представления о пространстве и генезисе пространственных представлений у детей (Б.Г.Ананьев, Венгер, А.М. Леушина, Ж.Пиаже, Е.Ф. Рыбалко);
- положения о роли специального коррекционного обучения детей с проблемами в развитии (Л.С Выготский, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев и др.);
- исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов М.М. Семаго, Н.Я. Семаго.
- Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития. Н. В. Бабкина.
Теоретическая значимость заключается в том, что составлена методика выявления сформированное™ пространственного восприятия обучающихся 1 - 2 классов с задержкой психического развития.
Практическая ценность результатов исследования педагоги, работающие с детьми с задержкой психического развития могут использовать представленные в данном исследовании методические рекомендации на уроках, а также во время дополнительных индивидуальных занятий.
База исследования:
МКОУ Имисской СОШ № 13 Курагинского района Красноярского края.
Апробация результатов исследования:
• Герасименко, Е.В. Особенности развития пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития, обучающихся в начальной школе. / Е. В. Герасименко// Вестник науки, - Уфа, 2018. - С. 279-284
• Герасименко Е.В., Развитие пространственного восприятия у детей с
задержкой психического развития. / [Электронный ресурс] / Е.В. Герасименко // Современные тенденции и исследования в системе образования детей с ОВЗ: материалы научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. - 2018. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018.- С. 16-18
• Участие в работе XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» с темой доклада: Развитие пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.
Проведенное нами исследование посвящено проблеме изучения сформированности пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития в 1 - 2 классах.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что существующие методики имеют разрозненный характер и применяются педагогами хаотично. Нет специально разработанных методических рекомендаций для педагогов начальной школы по целенаправленному развитию пространственного восприятия у младших школьников.
Анализ отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований показал, что развитие пространственного восприятия учащихся в начальной школе происходит одновременно с развитием их речи и мышления, с помощью которых учащиеся абстрагируют и обобщают пространственные признаки и отношения между воспринимаемыми предметами. Для успешного обучения в школе, учащийся должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Если пространственные представления у ребенка сформированы недостаточно и неточно, это напрямую будет влиять на уровень его интеллекта. При конструировании такому ребенку будет трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму. Также в исследованиях подчеркивается, что восприятие и понимание пространственных отношений формирует понятия числа и числовой последовательности у детей. Исследователи указывают на сложную психологическую структуру числа, на его связь с пространственным восприятием, речью, на то, что полноценное понятие числа требует высших форм анализа и синтеза, что понятие числа рождается у ребенка через сравнение величин предметов. При нарушенном восприятии пространства или не развитом восприятии вовремя у ребенка будут наблюдаться сложности в обучении.
Были определены направления исследования:
■ сформированность зрительно-пространственного;
■ сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти;
■ сформированность зрительно-пространственного восприятия и графо-моторных навыков;
■ уровень развития буквенного гнозиса;
■ нарушения восприятия форм, наложенных друг на друга, зрительного восприятия;
■ особенности понимания сложных логико-грамматических конструкций;
■ выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по указанию взрослого;
■ определение сформированности пространственного восприятия и уровня саморегуляции.
Итоговый анализ результатов экспериментального обследования позволяет сделать следующие выводы: что задания первой серии, направленной на выявление у детей сформированности зрительно-пространственного восприятия, практически не вызвали затруднений у детей с задержкой психического развития. Самые низкие показатели были в серии 4, направленной на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по указанию взрослого, а также направленного на определение сформированности пространственного восприятия и уровня саморегуляции.
В заданиях данной серии ошибались все участники эксперимента. На основании анализа результатов констатирующего эксперимента нами были составлены дифференцированные методические рекомендации по формированию пространственного восприятия. В соответствии с выявленным уровнем сформированности пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития предложены примеры упражнений.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что существующие методики имеют разрозненный характер и применяются педагогами хаотично. Нет специально разработанных методических рекомендаций для педагогов начальной школы по целенаправленному развитию пространственного восприятия у младших школьников.
Анализ отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований показал, что развитие пространственного восприятия учащихся в начальной школе происходит одновременно с развитием их речи и мышления, с помощью которых учащиеся абстрагируют и обобщают пространственные признаки и отношения между воспринимаемыми предметами. Для успешного обучения в школе, учащийся должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Если пространственные представления у ребенка сформированы недостаточно и неточно, это напрямую будет влиять на уровень его интеллекта. При конструировании такому ребенку будет трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму. Также в исследованиях подчеркивается, что восприятие и понимание пространственных отношений формирует понятия числа и числовой последовательности у детей. Исследователи указывают на сложную психологическую структуру числа, на его связь с пространственным восприятием, речью, на то, что полноценное понятие числа требует высших форм анализа и синтеза, что понятие числа рождается у ребенка через сравнение величин предметов. При нарушенном восприятии пространства или не развитом восприятии вовремя у ребенка будут наблюдаться сложности в обучении.
Были определены направления исследования:
■ сформированность зрительно-пространственного;
■ сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти;
■ сформированность зрительно-пространственного восприятия и графо-моторных навыков;
■ уровень развития буквенного гнозиса;
■ нарушения восприятия форм, наложенных друг на друга, зрительного восприятия;
■ особенности понимания сложных логико-грамматических конструкций;
■ выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по указанию взрослого;
■ определение сформированности пространственного восприятия и уровня саморегуляции.
Итоговый анализ результатов экспериментального обследования позволяет сделать следующие выводы: что задания первой серии, направленной на выявление у детей сформированности зрительно-пространственного восприятия, практически не вызвали затруднений у детей с задержкой психического развития. Самые низкие показатели были в серии 4, направленной на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по указанию взрослого, а также направленного на определение сформированности пространственного восприятия и уровня саморегуляции.
В заданиях данной серии ошибались все участники эксперимента. На основании анализа результатов констатирующего эксперимента нами были составлены дифференцированные методические рекомендации по формированию пространственного восприятия. В соответствии с выявленным уровнем сформированности пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития предложены примеры упражнений.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИСГРАФИИ НА ОСНОВЕ
НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3
КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - Особенности сформированности графического навыка письма у младших школьников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА
ТЕКСТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛЕКСИКИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021



