Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 - 2 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №156619

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы143
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ . 8
1.1 Развитие пространственного восприятия у детей без задержки
психического развития 8
1.2 Особенности пространственного восприятия у детей с задержкой
психического развития 20
1.3 Подходы к развитию пространственного восприятия у младших
школьников с задержкой психического развития 31
1.4 Особые образовательные потребности учащихся с задержкой
психического развития 36
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ИЗУЧЕНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 53
2.1 Организация и методика проведения эксперимента по изучению
сформированное™ пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития 53
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению
сформированности пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития 70
2.3 Методические рекомендации по развитию пространственного
восприятия 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 129
Приложение А Анамнестические данные на детей 129
Приложение Б Протокол обследования 130
Приложение В Иллюстративный материал к методике


Развитие пространственного восприятия у младших школьников является одним из фундаментальных умений, на котором строится обучение в начальной школе. В то же время развитие пространственного восприятия у младших школьников происходит одновременно с развитием их речи и мышления, с помощью которых ученики абстрагируют и обобщают пространственные признаки и отношения между воспринимаемыми предметами.
Несформированность пространственного восприятия влияет на успешность при овладении обучающимися программным материалом по таким предметам как русский язык, литература, математика, технология, физическая культура, изобразительная деятельность.
В связи с этим в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вариант 7.1 формирование пространственного восприятия в предметных результатах освоения программы, выделяется как одна из главных задач образования школьников, поскольку развитое пространственное восприятие служит предпосылкой к правильному написанию букв и цифр, описанию и объяснению расположения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; овладению основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, выполнению алгоритмов, а также овладению практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; использованию приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно- конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Согласно требованиям к результатам освоения программы коррекционной работы программа должно отражать сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах: в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, в способности к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации.
Исследования ученых Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой и М.С. Певзнер Г.Е., Марковской, И.Ф., В.В. Ковалева, К.С. Лебединской, Ананьева Б.Г. и Рыбалко Е.Ф. и многих других, показали, что, если у ребенка не сформировано пространственное восприятие или недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития. При конструировании такому ребенку будет трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушится графическая деятельность. Кроме того, у такого обучающегося могут возникнуть трудности при овладении чтением и счетом.
В связи с этим особого внимания заслуживают дети с задержкой психического развития.
Мы предполагаем, что у школьников с задержкой психического развития имеются особенности пространственного восприятия, которые препятствуют формированию полноценных пространственно-временных представлений.
О существенном недоразвитии пространственной функции у детей с задержкой психического развития свидетельствуют данные клинко-нейропсихологических исследований (Ю. Дауленскене, О.Г. Демьянов, А.О. Дробинская, И. Ф. Марковская, В.И Насонова, М.Н. Фишман и др.). Данной темой занимались также такие исследователи как Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова, они отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (и др.). Уже в дошкольном возрасте дети с задержкой психического развития не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.
Выявленные особенности будут нами учитываться при составлении методических рекомендаций для учителей начальной школы, работающих с детьми с задержкой психического развития в условиях инклюзии.
Объект исследования: пространственное восприятие.
Предмет исследования: особенности сформированности пространственного восприятия у обучающихся с задержкой психического развития.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что у обучающихся с задержкой психического развития пространственные восприятия будут недостаточно сформированными. Данная несформированность будет выражаться в таких особенностях, как неправильное написание букв и цифр, не понимание пространственного положения предметов, не достаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и графомоторных навыков.
Цель исследования:
Выявить особенности развития пространственного восприятия у школьников с задержкой психического развития, разработать методические рекомендации для учителей, работающих с детьми с задержкой психического здоровья.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование, выявляющее особенности пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
3. Разработать методические рекомендации для учителей начальной школы, работающих в классах инклюзии с детьми с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
Эмпирического уровня: наблюдение, опрос, беседа, тестирование, сравнение.
Экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция.
Теоретического уровня: изучение и обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция.
Нейропсихологические пробы.
Методологическую основу исследования составили положения:
- о системной организации высших психических функций (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.);
- положения о единстве психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубенштейн и др.);
- положения о роли деятельности и теория ведущей деятельности в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.);
- научные представления о пространстве и генезисе пространственных представлений у детей (Б.Г.Ананьев, Венгер, А.М. Леушина, Ж.Пиаже, Е.Ф. Рыбалко);
- положения о роли специального коррекционного обучения детей с проблемами в развитии (Л.С Выготский, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев и др.);
- исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов М.М. Семаго, Н.Я. Семаго.
- Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития. Н. В. Бабкина.
Теоретическая значимость заключается в том, что составлена методика выявления сформированное™ пространственного восприятия обучающихся 1 - 2 классов с задержкой психического развития.
Практическая ценность результатов исследования педагоги, работающие с детьми с задержкой психического развития могут использовать представленные в данном исследовании методические рекомендации на уроках, а также во время дополнительных индивидуальных занятий.
База исследования:
МКОУ Имисской СОШ № 13 Курагинского района Красноярского края.
Апробация результатов исследования:
• Герасименко, Е.В. Особенности развития пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития, обучающихся в начальной школе. / Е. В. Герасименко// Вестник науки, - Уфа, 2018. - С. 279-284
• Герасименко Е.В., Развитие пространственного восприятия у детей с
задержкой психического развития. / [Электронный ресурс] / Е.В. Герасименко // Современные тенденции и исследования в системе образования детей с ОВЗ: материалы научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. - 2018. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018.- С. 16-18
• Участие в работе XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» с темой доклада: Развитие пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование посвящено проблеме изучения сформированности пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития в 1 - 2 классах.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что существующие методики имеют разрозненный характер и применяются педагогами хаотично. Нет специально разработанных методических рекомендаций для педагогов начальной школы по целенаправленному развитию пространственного восприятия у младших школьников.
Анализ отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований показал, что развитие пространственного восприятия учащихся в начальной школе происходит одновременно с развитием их речи и мышления, с помощью которых учащиеся абстрагируют и обобщают пространственные признаки и отношения между воспринимаемыми предметами. Для успешного обучения в школе, учащийся должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Если пространственные представления у ребенка сформированы недостаточно и неточно, это напрямую будет влиять на уровень его интеллекта. При конструировании такому ребенку будет трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму. Также в исследованиях подчеркивается, что восприятие и понимание пространственных отношений формирует понятия числа и числовой последовательности у детей. Исследователи указывают на сложную психологическую структуру числа, на его связь с пространственным восприятием, речью, на то, что полноценное понятие числа требует высших форм анализа и синтеза, что понятие числа рождается у ребенка через сравнение величин предметов. При нарушенном восприятии пространства или не развитом восприятии вовремя у ребенка будут наблюдаться сложности в обучении.
Были определены направления исследования:
■ сформированность зрительно-пространственного;
■ сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти;
■ сформированность зрительно-пространственного восприятия и графо-моторных навыков;
■ уровень развития буквенного гнозиса;
■ нарушения восприятия форм, наложенных друг на друга, зрительного восприятия;
■ особенности понимания сложных логико-грамматических конструкций;
■ выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по указанию взрослого;
■ определение сформированности пространственного восприятия и уровня саморегуляции.
Итоговый анализ результатов экспериментального обследования позволяет сделать следующие выводы: что задания первой серии, направленной на выявление у детей сформированности зрительно-пространственного восприятия, практически не вызвали затруднений у детей с задержкой психического развития. Самые низкие показатели были в серии 4, направленной на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по указанию взрослого, а также направленного на определение сформированности пространственного восприятия и уровня саморегуляции.
В заданиях данной серии ошибались все участники эксперимента. На основании анализа результатов констатирующего эксперимента нами были составлены дифференцированные методические рекомендации по формированию пространственного восприятия. В соответствии с выявленным уровнем сформированности пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития предложены примеры упражнений.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, поставленные задачи выполнены, цель достигнута.


1. Александрова, А. О. Консультация по теме: Развитие восприятия у
учащихся с ЗПР [Электронный ресурс] / А. О. Александрова. - Режим доступа: https: //infourok.ru/konsultaciya-razvitie-vo spriy atiya-u-
uchaschihsya-s-zpr-817213.html
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л. С. Цветкова. - М. - Воронеж, «МОДЭК», 2006. - 296 с.
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с. - (Серия «Мастера психологии»)
4. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Козлитина О.Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. Ч.1
5. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с
задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 80 с. - (В помощь специалисту);
(Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала; Вып. 31).
6. Бабкина, Н. В. Особые образовательные потребности детей с задержкой
психического развития в период начального школьного обучения [Электронный ресурс] / Н. В. Бабкина, // Педагогика и психология образования. 2017. №3. - Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-obrazovatelnye-potrebnosti-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-period-nachalnogo-shkolnogo-obucheniya(дата обращения: 10.08.2018).
7. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития: автореф. дис. ... док. псих. наук: 19.00.10./ Бабкина Наталья Викторовна. - Москва. 2017. - 50 с.
8. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. / Л.Н. Блинова - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
9. Выготский, Л. С. Собр. соч. / Л. С. Выготский - М., 1982. -Т.2. - С. 211.
10. Гальперин, П. Я. К вопросу о формировании начальных математических понятий / П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиев // Доклады АПН РСФСР, 1960, № 1,3.
11. Герасименко, Е.В. Особенности развития пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития, обучающихся в начальной школе. / Е. В. Герасименко// Вестник науки, - Уфа, 2018. - С. 279-284
12. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. - М.: МГОПУ, 1996.
13. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными
потребностями [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова,
О.И. Кукушкина.- Режим доступа:
http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostj ami
14. Гусев В.А., Орлов В.В., Панчищина В.А., Методика обучения
геометрии: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/
В.А.Гусев, В.В.Орлов, В.А. Панчищина и др.; Под ред. В.А. Гусева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 - 368с.
15. Домишкевич,С.А. Функционально-уровневый подход в
психодиагностике, коррекционно-развивающей работе и
психологическом консультировании. Монография. Часть 1. Функционально-уровневый подход в психолого - педагогической диагностике / С.А. Домишкевич. - Иркутск, 2002. - 40 с.
16. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: метод пособие / З. М. Дунаева. - М.: Советский спортю. - 2006. - 144 с.
17. Долгобородова Д. А., Варенцов В. А. Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Д. А. Долгобородова, В. А. Варенцов // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 52¬54.— URL Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11717/(дата обращения: 03.08.2018).
18. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2011. № 3. С. 11-16.
19. Ендовицкая Т. В. и др. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. - М.: Просвещение, 1964. - 350 с.
20. Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избр. психолог. труды: В 2 т. - М., 1986. Т. 1. - С. 91-99
21. Зинченко В. П., Рузская А. Г., Лаврентьева Т. В., Ломов Б. Ф., Тараканов В. В. Сравнительный анализ осязания и зрения. Сообщения I—XI. «Доклады АПН РСФСР», 1959, № 5, «1961, Хо 4, 6, 1962, № 1, 3.
22. Капустина, Г. М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста / Г. М. Капустина // Дефектология, 1998. - №2. - С. 22-25.
23. Коногорская, С. А. Программа поэтапного развития пространственного мышления младших школьников ребенка / С. А. Коногорская // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2014. - № 2 [28]. С. 161-166
24. Коногорская, С. А. Прогностические возможности пространственных и вербальных тестов в диагностике возникновения трудностей обучения у младших школьников / С. А. Коногорская // Вестник Томского гос. Пед. ун-та.
25. Корсакова Н.К. Нейропсихологический фактор: наследие А.Р. Лурия и задачи развития нейропсихологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 8-15.
26. Кузьмина-Сыромятникова, Н. Ф. Пропедевтика обучения арифметике во вспомогательной школе / Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова. - М.: Изд.
АПН РСФСР, 1962. - 96 с.
27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Союз, 2001. - 222 с.
28. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2001. - 96 с. ISBN 5-86894-523-9
29. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
30. Люблинская А. А. Детская психология. - М .: Высшая школа, 1974. - С. 114-153.
31. Люблинская А.А. Роль речи в развитии восприятия детей. М: Педагогика 1974 г., 170 с.
32. Маклаков А. Г. Общая психология. [Электронный ресурс] СПб: Питер,
2001. - Режим доступа:
http: //bookap .info/genpsy/maklakov obshchaya psihologiya
33. Менчинская, И. А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников / И. А. Менчинская // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. - М. : Просвещение, 1971. - 272 с.
34. Моргачёва И. Пространственные представления. Издательство. Детство- Пресс., 2009.
35. Муссейибова, Т. А. О содержании и системе работы по развитию пространственных дифференцировок у дошкольников / Т. А. Муссейибова // Дошкольное воспитание, 1973. - № 9. - С. 34-43.
36. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей - СПб.: Речь, 2001 - 507 с. ISBN 5-9268-0009-9
37. Парамонова Л.А. Пространственные представления и восприятия . 4 -е изд.; М., 2007.
38. Перевозчикова Л. Н. Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития.
Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 269-272. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1712/(дата обращения: 03.08.2018).
39. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике / М. Н. Перова. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. - 160с.
40. Перова, М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе / М. Н. Перова. - М. : Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 408
41. П.п. 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
42. Петкевич Т.М., Матяшова Н.А. Коррекционный компонент как фактор специального образования: учебно-методическое пособие - автор- составитель Петкевич Т.М., Матяшова Н.А., - Ошмяны: Изд-во «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», 2010 - 74 с.
43. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 104с.
44. Пиаже, Ж. Генезис числа у детей / Ж. Пиаже. - М., 1975. - 65 с.
45. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. (Одобрена решением федерального учебно¬методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registty/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-zaderzhkoj-psixicheskogo-razvitiya/
46. Приходько О.Г. Методическое пособие. С - СПб.: Издательство «КАРО», 2006 г.
47. Проглядова, Г.А. Особенности формирования слоговой структуры слова у слабовидящих детей с общим недоразвитием речи / Г.А. Проглядова, Е.В. Орос // Педагогика и медицина в служении человеку материалы III- й Всероссийской научно-практической конференции. гл. ред. С.Ю. Никулина. -2016. - С. 377-381.
48. Проглядова, Г.А. Предупреждение оптической дисграфии у слабовидящих первоклассников / Г.А. Проглядова, К.Е. Титова // Уральский научный вестник.- 2016.Т. 7. №1. С.3-16.
49. Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
50. Рубинштейн, С. Л. = Основы общей психологии - Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.2013. Вып. 5 (133). - С. 149-154
51. Семаго М.М. - Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Под ред. Семаго М.М. М.: АРКТИ, 2003.
52. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 2014.
53. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Школьный психолог №34(128), 2000-09-14 ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕБЕНКА.
54. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее - ФГОС НОО).
56. Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей (Изд. 4-е, исправленное и дополненное) / Л. С. Цветкова. - М. : Педагогическое общество России, 2002
57. Эк, В. В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы / В. В. Эк. - М. : Просвещение, 1990.
58. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М., 1999.
59. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Психология развития / Под ред. А. К. Болотовой, О.Н. Молчановой. - М.: ЧеРо, 2005. С. 34-48
60. Энциклопедический онлайн-словарь [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://xn—7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1aiZkonvergenciya-glaz.html
61. Tarnopol L. Learning Disoders in children. — Boston, 1971. 378 p
62. Yakimanskaya I. S. Determination of activity: Dependence of image structure on its function in activity. XX Ilnd International congress of psychology, 1980, v. 1, p. 141

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ