Особенности сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников 7
1.1 Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников в
онтогенезе 7
1.2 Характеристика дошкольников с умственной отсталостью 11
1.3 Специфика формирования культурно-гигиенических навыков у старших
дошкольников с умеренной умственной отсталостью 20
1.4 Методы и приемы выявления сформированности культурно -гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью 24
Вывод по первой главе 26
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 28
2.1 Организация и методика проведение эксперимента 28
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы 32
2.3 Дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью 40
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложения 66
Глава 1. Теоретические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников 7
1.1 Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников в
онтогенезе 7
1.2 Характеристика дошкольников с умственной отсталостью 11
1.3 Специфика формирования культурно-гигиенических навыков у старших
дошкольников с умеренной умственной отсталостью 20
1.4 Методы и приемы выявления сформированности культурно -гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью 24
Вывод по первой главе 26
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 28
2.1 Организация и методика проведение эксперимента 28
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы 32
2.3 Дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью 40
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложения 66
Актуальность исследования. Возраст от 3 до 7 лет является сенситивным периодом развития человека, поскольку именно тогда начальные процессы формирования и становления личности тесно связаны с подготовкой к жизни в обществе. Каждый ребенок по-своему уникален, однако, существуют определенные закономерности развития на данном этапе, важность изучения которых обусловлена важностью психологического сопровождения детей в целях их эффективного развития. Одна из таких причин - умственная отсталость у дошкольника.
Данная работа обладает высокой степенью актуальности, поскольку исследование особенностей организации коррекционной работы по развитию таких жизненно важных навыков, как социально-бытовые, с детьми с умственной отсталостью необходимо для выработки эффективной методики педагогического сопровождения ребенка с целью выявления его способностей, возможностей развития, оперативного устранения возникающих проблем. Практика работы с детьми, организуемая педагогом или воспитателем, во многом обогащает и преобразует их потребности, в том числе и коммуникативные. Педагогу и воспитателю в ребенке необходимо уважать личность, равную себе, вне зависимости от особенностей его развития.
Дети с умеренной умственной отсталостью имеют право на образование в связи с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от ред. 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии права на образование в Российской Федерации», ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья») [26]. Образовательные программы должны быть разработаны с учетом индивидуальных возможностей детей [49].
Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что в нашей стране постоянно растет количество детей с особенностями развития. Таким детям требуется особое внимание со стороны родителей, педагогов и общества. Несмотря на то, что каждого ребенка можно считать особенным, есть «особенные» дети не с точки зрения уникальности их способностей, а с точки зрения отличающих их особых потребностей.
Так, возникает проблема исследования, заключающаяся в необходимости применения социальных технологий, которые направлены на решение возникающих потребностей в социализации, адаптации, коррекции, обучении.
В специальной педагогике проблема усвоения социально-бытовых навыков рассматривается, прежде всего, как один из этапов социально - трудовой адаптации ребенка (В.И. Бондарь, В.З. Денискина, Е.Е. Дмитриева, Н.И. Авсюкевич, Т.А. Акимова, Б.Г. Андреева, А.Н. Ибо, И.Н. Репина, Ю.А. Яцуценко и др.).
Объект исследования - сформированность культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
Предмет исследования - содержание методических рекомендаций по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников.
Цель работы - разработка методических рекомендаций с учетом выявленных особенностей, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сформированность культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью будет иметь особенности, представленные неумением детей соблюдать элементарные правила личной гигиены, неспособность организовывать свое питание, неумением самостоятельно одеваться и раздеваться, что позволит определить содержание методических рекомендаций с учетом нарушений развития.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы, посвящённой проблеме исследования.
2. Изучение особенностей сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
3. Подбор методики и проведение исследования развития культурно-гигиенических навыков у детей с умеренной умственной отсталостью старшего дошкольного возраста.
4. Составление методических рекомендаций коррекционной работы, направленной на формирование культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
Теоретическая основа исследования:
• исследование проблемы по изучению сформированности культурно-гигиенических навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью (работы Т.А. Акимовой, А.Т. Гульмухаметовой, М.В. Переверзевой, Н.В. Шульженко и др.);
• исследование проблем воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью (работы Л.Н. Мустафиной, Т.Г. Никуленко, М.С. Певзнер, В.И Любовского и др.).
Методы исследования:
1. Теоретический метод - анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Экспериментальный метод - наблюдение, составление таблиц, анализ результатов;
3. Эмпирический метод - диагностика уровня сформированности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследовательской части будут направлены на исследование методов формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью, составлены методические рекомендации.
Практическая значимость. Педагоги-дефектологи смогут применять на практике составленные методические рекомендации для совершенствования своей работы.
Опытно-экспериментальная база исследования:
Практическое исследование проводилось в период с декабря 2020 года по март 2021 года на базе МАДОУ (Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение) «Детский сад комбинированного вида» и «Детский сад».
Структура выпускной квалификационной работы: Работа представлена введением, 1 главой, 2 главой, методическими рекомендациями, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Данная работа обладает высокой степенью актуальности, поскольку исследование особенностей организации коррекционной работы по развитию таких жизненно важных навыков, как социально-бытовые, с детьми с умственной отсталостью необходимо для выработки эффективной методики педагогического сопровождения ребенка с целью выявления его способностей, возможностей развития, оперативного устранения возникающих проблем. Практика работы с детьми, организуемая педагогом или воспитателем, во многом обогащает и преобразует их потребности, в том числе и коммуникативные. Педагогу и воспитателю в ребенке необходимо уважать личность, равную себе, вне зависимости от особенностей его развития.
Дети с умеренной умственной отсталостью имеют право на образование в связи с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от ред. 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии права на образование в Российской Федерации», ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья») [26]. Образовательные программы должны быть разработаны с учетом индивидуальных возможностей детей [49].
Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что в нашей стране постоянно растет количество детей с особенностями развития. Таким детям требуется особое внимание со стороны родителей, педагогов и общества. Несмотря на то, что каждого ребенка можно считать особенным, есть «особенные» дети не с точки зрения уникальности их способностей, а с точки зрения отличающих их особых потребностей.
Так, возникает проблема исследования, заключающаяся в необходимости применения социальных технологий, которые направлены на решение возникающих потребностей в социализации, адаптации, коррекции, обучении.
В специальной педагогике проблема усвоения социально-бытовых навыков рассматривается, прежде всего, как один из этапов социально - трудовой адаптации ребенка (В.И. Бондарь, В.З. Денискина, Е.Е. Дмитриева, Н.И. Авсюкевич, Т.А. Акимова, Б.Г. Андреева, А.Н. Ибо, И.Н. Репина, Ю.А. Яцуценко и др.).
Объект исследования - сформированность культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
Предмет исследования - содержание методических рекомендаций по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников.
Цель работы - разработка методических рекомендаций с учетом выявленных особенностей, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сформированность культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью будет иметь особенности, представленные неумением детей соблюдать элементарные правила личной гигиены, неспособность организовывать свое питание, неумением самостоятельно одеваться и раздеваться, что позволит определить содержание методических рекомендаций с учетом нарушений развития.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы, посвящённой проблеме исследования.
2. Изучение особенностей сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
3. Подбор методики и проведение исследования развития культурно-гигиенических навыков у детей с умеренной умственной отсталостью старшего дошкольного возраста.
4. Составление методических рекомендаций коррекционной работы, направленной на формирование культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
Теоретическая основа исследования:
• исследование проблемы по изучению сформированности культурно-гигиенических навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью (работы Т.А. Акимовой, А.Т. Гульмухаметовой, М.В. Переверзевой, Н.В. Шульженко и др.);
• исследование проблем воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью (работы Л.Н. Мустафиной, Т.Г. Никуленко, М.С. Певзнер, В.И Любовского и др.).
Методы исследования:
1. Теоретический метод - анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Экспериментальный метод - наблюдение, составление таблиц, анализ результатов;
3. Эмпирический метод - диагностика уровня сформированности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследовательской части будут направлены на исследование методов формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью, составлены методические рекомендации.
Практическая значимость. Педагоги-дефектологи смогут применять на практике составленные методические рекомендации для совершенствования своей работы.
Опытно-экспериментальная база исследования:
Практическое исследование проводилось в период с декабря 2020 года по март 2021 года на базе МАДОУ (Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение) «Детский сад комбинированного вида» и «Детский сад».
Структура выпускной квалификационной работы: Работа представлена введением, 1 главой, 2 главой, методическими рекомендациями, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Целью работы было разработка методических рекомендаций, с учетом выявленных особенностей, направленных на формирование культурно - гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренно умственной отсталостью. Для достижения цели были решены задачи исследования.
Определено понятие и особенности культурно-гигиенических навыков. Выявлено, что успешное самообслуживание оказывает влияние на самооценку ребенка, а также является важным шагом на пути к его социализации. В ситуации, когда культурно-гигиенические навыки у ребенка недостаточно сформированы, можно ожидать негативного влияния на его социальную адаптацию и дальнейшую трудовую деятельность в целом.
Дана характеристика умственной отсталости, умеренной умственной отсталости. Умственную отсталость можно назвать атипией развития, во время которой страдает не только интеллект, но также и эмоции, и воля, физическое развитие и поведение. Ориентировочный IQ при умеренной умственной отсталости составляет от 35 до 49 (умственное развитие такого человека в зрелом возрасте соответствует развитию ребенка 6-9 лет). Часто с детства обнаруживается заметное отставание в развитии, однако большинство лиц с умеренной умственной отсталостью может обучаться и достичь той или иной степени независимости в самообслуживании, обрести адекватные коммуникационные, учебные навыки.
Описаны особенности формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью. Выявлено, что применение различных технологий в социальной, коррекционной работе с особенными детьми, способствует их самовыражению, самоутверждению, а также позволяет им освоить необходимые социальные навыки и умения. В процессе специальных коррекционных занятий по социально-бытовому обучению особенные дети получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в социальной среде.
Формирование культурно-гигиенических навыков в целом, а также формирование навыков самообслуживания, в частности, относится к начальному этапу деятельности в рамках трудового воспитания особенных детей. Достигая успех совместно со взрослым в процессе овладения культурно-гигиеническими навыками, ребенок с особенностями развития может стать более умелым и независимым от взрослых, а также более уверенными в собственных возможностях и силах.
Таким образом, среди рассмотренных причин необходимости формирования культурно-гигиенических навыков у особенных детей, отметим, что:
• современные требования общества к применению навыков культурно-гигиенического характера особыми детьми не соотносятся с низким уровнем их сформированности у данных лиц;
• существует необходимость формирования культурно-гигиенических навыков у особенных детей, однако в различных социальных учреждениях отмечается неразработанность педагогических технологий, направленных на формирование данных навыков в ходе коррекционно-развивающего обучения данной категории детей;
• возрастают потребности во все более ранней социализации особенных детей, но при этом отсутствуют научно обоснованные модели, которые бы включали в себя деятельностный аспект.
В результате констатирующего эксперимента, который решал вторую задачу, направленного на изучение трех сфер культурно-гигиенических навыков, было выделено три группы детей по уровню сформированности навыков:
I. группа, имеющая низкий уровень сформированности культурно - гигиенических навыков (70% детей);
II. группа, имеющая средний уровень сформированности культурно - гигиенических навыков (30 % детей).
III. группа, имеющая высокий уровень сформированности культурно - гигиенических навыков (0% детей).
Также было выявлено, что большие затруднения у детей вызывает навык снимания/надевания одежды, который связан с особенностями развития мелкой моторики и познавательного развития данной группы детей.
После анализирования результатов констатирующего эксперимента, удалось решить третью задачу по разработке методических рекомендаций для формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью, удалось решить, опираясь на работы таких авторов как: М.В. Переверзева, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева.
Были разработаны методические рекомендации с учетом всех особенностей детей, которые были разделены по уровню сформированности навыков. Была разработана консультативная работа для родителей, основанная на совместной деятельности педагога и родителя, представленная в виде информационного листа.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что все поставленные нами задачи были решены в полной мере.
Актуальность работы обусловлена тем, что детям с особенностями развития при адаптации к культурным нормам поведения в обществе, необходимо сформировать элементарные культурно-гигиенические навыки для благоприятной интеграции в обществе.
К сожалению, по статистическим данным, количество детей с интеллектуальными нарушениями растет, что требует незамедлительной диагностики, коррекционной работы и адаптации детей в обществе.
Определено понятие и особенности культурно-гигиенических навыков. Выявлено, что успешное самообслуживание оказывает влияние на самооценку ребенка, а также является важным шагом на пути к его социализации. В ситуации, когда культурно-гигиенические навыки у ребенка недостаточно сформированы, можно ожидать негативного влияния на его социальную адаптацию и дальнейшую трудовую деятельность в целом.
Дана характеристика умственной отсталости, умеренной умственной отсталости. Умственную отсталость можно назвать атипией развития, во время которой страдает не только интеллект, но также и эмоции, и воля, физическое развитие и поведение. Ориентировочный IQ при умеренной умственной отсталости составляет от 35 до 49 (умственное развитие такого человека в зрелом возрасте соответствует развитию ребенка 6-9 лет). Часто с детства обнаруживается заметное отставание в развитии, однако большинство лиц с умеренной умственной отсталостью может обучаться и достичь той или иной степени независимости в самообслуживании, обрести адекватные коммуникационные, учебные навыки.
Описаны особенности формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью. Выявлено, что применение различных технологий в социальной, коррекционной работе с особенными детьми, способствует их самовыражению, самоутверждению, а также позволяет им освоить необходимые социальные навыки и умения. В процессе специальных коррекционных занятий по социально-бытовому обучению особенные дети получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в социальной среде.
Формирование культурно-гигиенических навыков в целом, а также формирование навыков самообслуживания, в частности, относится к начальному этапу деятельности в рамках трудового воспитания особенных детей. Достигая успех совместно со взрослым в процессе овладения культурно-гигиеническими навыками, ребенок с особенностями развития может стать более умелым и независимым от взрослых, а также более уверенными в собственных возможностях и силах.
Таким образом, среди рассмотренных причин необходимости формирования культурно-гигиенических навыков у особенных детей, отметим, что:
• современные требования общества к применению навыков культурно-гигиенического характера особыми детьми не соотносятся с низким уровнем их сформированности у данных лиц;
• существует необходимость формирования культурно-гигиенических навыков у особенных детей, однако в различных социальных учреждениях отмечается неразработанность педагогических технологий, направленных на формирование данных навыков в ходе коррекционно-развивающего обучения данной категории детей;
• возрастают потребности во все более ранней социализации особенных детей, но при этом отсутствуют научно обоснованные модели, которые бы включали в себя деятельностный аспект.
В результате констатирующего эксперимента, который решал вторую задачу, направленного на изучение трех сфер культурно-гигиенических навыков, было выделено три группы детей по уровню сформированности навыков:
I. группа, имеющая низкий уровень сформированности культурно - гигиенических навыков (70% детей);
II. группа, имеющая средний уровень сформированности культурно - гигиенических навыков (30 % детей).
III. группа, имеющая высокий уровень сформированности культурно - гигиенических навыков (0% детей).
Также было выявлено, что большие затруднения у детей вызывает навык снимания/надевания одежды, который связан с особенностями развития мелкой моторики и познавательного развития данной группы детей.
После анализирования результатов констатирующего эксперимента, удалось решить третью задачу по разработке методических рекомендаций для формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью, удалось решить, опираясь на работы таких авторов как: М.В. Переверзева, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева.
Были разработаны методические рекомендации с учетом всех особенностей детей, которые были разделены по уровню сформированности навыков. Была разработана консультативная работа для родителей, основанная на совместной деятельности педагога и родителя, представленная в виде информационного листа.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что все поставленные нами задачи были решены в полной мере.
Актуальность работы обусловлена тем, что детям с особенностями развития при адаптации к культурным нормам поведения в обществе, необходимо сформировать элементарные культурно-гигиенические навыки для благоприятной интеграции в обществе.
К сожалению, по статистическим данным, количество детей с интеллектуальными нарушениями растет, что требует незамедлительной диагностики, коррекционной работы и адаптации детей в обществе.
Подобные работы
- Психолого-педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021



