Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью

Работа №156618

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы77
Год сдачи2023
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников 7
1.1 Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников в
онтогенезе 7
1.2 Характеристика дошкольников с умственной отсталостью 11
1.3 Специфика формирования культурно-гигиенических навыков у старших
дошкольников с умеренной умственной отсталостью 20
1.4 Методы и приемы выявления сформированности культурно -гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью 24
Вывод по первой главе 26
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 28
2.1 Организация и методика проведение эксперимента 28
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы 32
2.3 Дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью 40
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложения 66

Актуальность исследования. Возраст от 3 до 7 лет является сенситивным периодом развития человека, поскольку именно тогда начальные процессы формирования и становления личности тесно связаны с подготовкой к жизни в обществе. Каждый ребенок по-своему уникален, однако, существуют определенные закономерности развития на данном этапе, важность изучения которых обусловлена важностью психологического сопровождения детей в целях их эффективного развития. Одна из таких причин - умственная отсталость у дошкольника.
Данная работа обладает высокой степенью актуальности, поскольку исследование особенностей организации коррекционной работы по развитию таких жизненно важных навыков, как социально-бытовые, с детьми с умственной отсталостью необходимо для выработки эффективной методики педагогического сопровождения ребенка с целью выявления его способностей, возможностей развития, оперативного устранения возникающих проблем. Практика работы с детьми, организуемая педагогом или воспитателем, во многом обогащает и преобразует их потребности, в том числе и коммуникативные. Педагогу и воспитателю в ребенке необходимо уважать личность, равную себе, вне зависимости от особенностей его развития.
Дети с умеренной умственной отсталостью имеют право на образование в связи с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от ред. 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии права на образование в Российской Федерации», ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья») [26]. Образовательные программы должны быть разработаны с учетом индивидуальных возможностей детей [49].
Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что в нашей стране постоянно растет количество детей с особенностями развития. Таким детям требуется особое внимание со стороны родителей, педагогов и общества. Несмотря на то, что каждого ребенка можно считать особенным, есть «особенные» дети не с точки зрения уникальности их способностей, а с точки зрения отличающих их особых потребностей.
Так, возникает проблема исследования, заключающаяся в необходимости применения социальных технологий, которые направлены на решение возникающих потребностей в социализации, адаптации, коррекции, обучении.
В специальной педагогике проблема усвоения социально-бытовых навыков рассматривается, прежде всего, как один из этапов социально - трудовой адаптации ребенка (В.И. Бондарь, В.З. Денискина, Е.Е. Дмитриева, Н.И. Авсюкевич, Т.А. Акимова, Б.Г. Андреева, А.Н. Ибо, И.Н. Репина, Ю.А. Яцуценко и др.).
Объект исследования - сформированность культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
Предмет исследования - содержание методических рекомендаций по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников.
Цель работы - разработка методических рекомендаций с учетом выявленных особенностей, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сформированность культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью будет иметь особенности, представленные неумением детей соблюдать элементарные правила личной гигиены, неспособность организовывать свое питание, неумением самостоятельно одеваться и раздеваться, что позволит определить содержание методических рекомендаций с учетом нарушений развития.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы, посвящённой проблеме исследования.
2. Изучение особенностей сформированности культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
3. Подбор методики и проведение исследования развития культурно-гигиенических навыков у детей с умеренной умственной отсталостью старшего дошкольного возраста.
4. Составление методических рекомендаций коррекционной работы, направленной на формирование культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
Теоретическая основа исследования:
• исследование проблемы по изучению сформированности культурно-гигиенических навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью (работы Т.А. Акимовой, А.Т. Гульмухаметовой, М.В. Переверзевой, Н.В. Шульженко и др.);
• исследование проблем воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью (работы Л.Н. Мустафиной, Т.Г. Никуленко, М.С. Певзнер, В.И Любовского и др.).
Методы исследования:
1. Теоретический метод - анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Экспериментальный метод - наблюдение, составление таблиц, анализ результатов;
3. Эмпирический метод - диагностика уровня сформированности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследовательской части будут направлены на исследование методов формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью, составлены методические рекомендации.
Практическая значимость. Педагоги-дефектологи смогут применять на практике составленные методические рекомендации для совершенствования своей работы.
Опытно-экспериментальная база исследования:
Практическое исследование проводилось в период с декабря 2020 года по март 2021 года на базе МАДОУ (Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение) «Детский сад комбинированного вида» и «Детский сад».
Структура выпускной квалификационной работы: Работа представлена введением, 1 главой, 2 главой, методическими рекомендациями, заключением, списком использованных источников и приложениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью работы было разработка методических рекомендаций, с учетом выявленных особенностей, направленных на формирование культурно - гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренно умственной отсталостью. Для достижения цели были решены задачи исследования.
Определено понятие и особенности культурно-гигиенических навыков. Выявлено, что успешное самообслуживание оказывает влияние на самооценку ребенка, а также является важным шагом на пути к его социализации. В ситуации, когда культурно-гигиенические навыки у ребенка недостаточно сформированы, можно ожидать негативного влияния на его социальную адаптацию и дальнейшую трудовую деятельность в целом.
Дана характеристика умственной отсталости, умеренной умственной отсталости. Умственную отсталость можно назвать атипией развития, во время которой страдает не только интеллект, но также и эмоции, и воля, физическое развитие и поведение. Ориентировочный IQ при умеренной умственной отсталости составляет от 35 до 49 (умственное развитие такого человека в зрелом возрасте соответствует развитию ребенка 6-9 лет). Часто с детства обнаруживается заметное отставание в развитии, однако большинство лиц с умеренной умственной отсталостью может обучаться и достичь той или иной степени независимости в самообслуживании, обрести адекватные коммуникационные, учебные навыки.
Описаны особенности формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью. Выявлено, что применение различных технологий в социальной, коррекционной работе с особенными детьми, способствует их самовыражению, самоутверждению, а также позволяет им освоить необходимые социальные навыки и умения. В процессе специальных коррекционных занятий по социально-бытовому обучению особенные дети получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в социальной среде.
Формирование культурно-гигиенических навыков в целом, а также формирование навыков самообслуживания, в частности, относится к начальному этапу деятельности в рамках трудового воспитания особенных детей. Достигая успех совместно со взрослым в процессе овладения культурно-гигиеническими навыками, ребенок с особенностями развития может стать более умелым и независимым от взрослых, а также более уверенными в собственных возможностях и силах.
Таким образом, среди рассмотренных причин необходимости формирования культурно-гигиенических навыков у особенных детей, отметим, что:
• современные требования общества к применению навыков культурно-гигиенического характера особыми детьми не соотносятся с низким уровнем их сформированности у данных лиц;
• существует необходимость формирования культурно-гигиенических навыков у особенных детей, однако в различных социальных учреждениях отмечается неразработанность педагогических технологий, направленных на формирование данных навыков в ходе коррекционно-развивающего обучения данной категории детей;
• возрастают потребности во все более ранней социализации особенных детей, но при этом отсутствуют научно обоснованные модели, которые бы включали в себя деятельностный аспект.
В результате констатирующего эксперимента, который решал вторую задачу, направленного на изучение трех сфер культурно-гигиенических навыков, было выделено три группы детей по уровню сформированности навыков:
I. группа, имеющая низкий уровень сформированности культурно - гигиенических навыков (70% детей);
II. группа, имеющая средний уровень сформированности культурно - гигиенических навыков (30 % детей).
III. группа, имеющая высокий уровень сформированности культурно - гигиенических навыков (0% детей).
Также было выявлено, что большие затруднения у детей вызывает навык снимания/надевания одежды, который связан с особенностями развития мелкой моторики и познавательного развития данной группы детей.
После анализирования результатов констатирующего эксперимента, удалось решить третью задачу по разработке методических рекомендаций для формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью, удалось решить, опираясь на работы таких авторов как: М.В. Переверзева, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева.
Были разработаны методические рекомендации с учетом всех особенностей детей, которые были разделены по уровню сформированности навыков. Была разработана консультативная работа для родителей, основанная на совместной деятельности педагога и родителя, представленная в виде информационного листа.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что все поставленные нами задачи были решены в полной мере.
Актуальность работы обусловлена тем, что детям с особенностями развития при адаптации к культурным нормам поведения в обществе, необходимо сформировать элементарные культурно-гигиенические навыки для благоприятной интеграции в обществе.
К сожалению, по статистическим данным, количество детей с интеллектуальными нарушениями растет, что требует незамедлительной диагностики, коррекционной работы и адаптации детей в обществе.



1. Авсюкевич Н.И., Башкатова И.А. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности // Молодой ученый. - 2015. - No24. 901 - 903с.
2. Агаева И.Б, Проглядова Г.А. Курсовая и выпускная квалификационная работы как формы организации самостоятельной работы студента: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун -т им. В.П. Астафьева. 2-е изд., испр. - Красноярск, 2017. 192 с.
3. Агаева, И. Б. Педагогика детей с интеллектуальными нарушениями: хрестоматия / И.Б. Агаева. - Краснояр. гос пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012. 392с.
4. Азбукина Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии. - Томск: Издательство ТГПУ, 2007. 314 с.
5. Акимова Т.А. Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. - С. 209-210.
6. Алямовская В.Г. Ребенок за столом. Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. - М.: АкадемПроект, 2007. 98 с.
7. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей / Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. - М.: Просвещение, 1964. - 116 с.
8. Андреева Н.В., Ибо А.Н., Репина И.Н., Яцуценко Ю.А. Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. No10. 4-6 с.
9. Баенская Е.Р., Басилова Т.А., Венгер А.Л. и др. Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для вузов / Е.А. Стребелевой. М.:
2001. - 312 с.
10. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. - М., 2007. - 210 с.
11. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника / И.М. Бгажнокова. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.
12. Бочкарева О.И. Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета. Младшая и средняя группы. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. 96 с.
13. Ветлугина В.П. Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта// Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2015. 119-124 с.
14. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. 314 с
15. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
16. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2008. - 508 с.
17. Галасюк, И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Издательство Юрайт, 2019. 179 с.
18. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо. - М.: Инфра-М, 2007. - 446 с.
19. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для академического бакалавриата / В. П. Глухов. —2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. 264 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
20. Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика: Учеб. пособие для вузов.
- Королев: Парадигма; М.: Академ. проект, 2005. - 319 с.
21. Граборов, А.Н. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031700
"Олигофренопедагогика", 032000 "Спец. дошк. педагогика и психология" - М.: Классикс Стиль, 2005. 248 с.
22. Гульмухаметова А.Т. К вопросу о важности формирования социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (10). — С. 89-90.
23. Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: автореф. дис. на получение науч. степени д-ра психол. наук: спец. 10.00.10. Н. Новгород, 2015. - 53 с.
24. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно -развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Метод. рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение,
2005. - 272 с
25.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. / С.Д. Забрамная. - М.: Просвещение, 1995
26. Закон Российской Федерации "Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации"" от 29.12.12 № 273-ФЗ // Официальный
интернет-портал правовой информации. - 2012 г. - № 0001201212300007.
- с изм. и допол. в ред. от 28.02.2023.
27. Иванищева У.Д., Пучеглазова К.Е. Условия формирования социально-бытовых навыков у слепых подростков: специальность 44.03.03 «Логопедия и тифлопедагогика»: ВКР бакалавра / Иванищева Ульяна Дмитриевна, Пучеглазова Ксения Евгеньевна; КГПУ им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2022. — 83 с.
28. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А. Илюхина. - Начальная школа. - 1999. - № 8-125 с
29. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - М. СПб.: Речь, 2003. - 391 с.
30. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: кн.для учителя. - М.; Просвещение, 1990. - 191 с.
31. Колосова, Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев. — 2-е изд. — Москва: Юрайт, 2019. — 151 с.
32. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - М.: Айрис-пресс, 2007. 112 с.
33. Коротченкова Л.Н. Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации / Л. Н. Коротченкова // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 365-368. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55763/(дата обращения: 20.02.2023).
34. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: учебное пособие / Н.В. Новоторцева. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: КАРО,
2006. - 144 с.
35. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. Б.П. Пузанова. - М.: 2014.- 268 с.
36. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
37. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 1985. - 165 с.
38. Липакова В.И. Исторический аспект проблемы воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // XXVI Международная конференция «Ребенок в современном мире. Формирование исторического сознания». (г. Санкт - Петербург, 17 - 19 апреля 2019 г.). СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 15 - 17.
39. Лубовский В.И. Специальная психология. М.: Знание, 2003. - 356 с.
40. Ляпидевский, С. С. Клиника олигофрении. Учебное пособие / С.С. Ляпидевский, Б.И. Шостак. - М.: Просвещение, 2016. - 136 с.
41. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Академия, 2003. - 208 с.
42. Международная классификация болезней 10-го пересмотра
[Электронный ресурс] - URL: https://mkb-10.com(дата обращения 15.02.23г.)
43. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева. - М.: Академия, 2010. - 224 с.
44. Молодежь и наука XXI века: XVII Международный научно -
практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых.
Современные технологии коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: сборник материалов научно- практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Красноярск, 27 апреля 2016 г. / отв. ред. О.А. Козырева; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 132 с.
45. Мустафина Л.Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 164-166.
46. Никуленко Т.Г. Специфика обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста // Коррекционная педагогика: учебное пособие. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - Ростов-на-Дону, 2009. 214 с.
47. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 2013. - 222 с.
48. Переверзева М. В., Использование метода систематизированного наблюдения для оценки самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (Кандидатская диссертация). - М.: МГПУ, 2019. - 75 с.
49. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Министерство просвещения Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол No 6/17.
50. Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушением интеллекта: моногр. / В. В. Коркунов, С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак, А. А. Гнатюк ; под ред. В. В. Коркунова ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012. - 209 с.
51. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». — 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986.—192 с.
52. Самарина Э.В., Воронова Е.А., Воронова Е.В. Опыт психолого- педагогического сопровождения детей- инвалидов в процессе трудовой коррекции // Медицинские и социальные аспекты формирования психического здоровья. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию РОКПНД. Рязань,
2002. - С. 104-106.
53. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: Сфера, 2001. - 48 с.
54. Соловьева И.Л. Педагогические технологии воспитательной работы (учебно-методическое пособие). - М.: МГПУ, 2013. - 124 с.
55. Степанкова О. А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями / О. А. Степанкова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко. - М.: «Академия». 2003.
56. Ткачева В.В., Устинова Е.В., Болотова Н.П. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. - методич. пособие / В.В. Ткачева, Е.В. Устинова, Н.П. Болотова: под ред. В.В. Ткачевой. - М.: ИНФРА-М, 2019. 191 с.
57. Худенко Е.Д., Кальянов И.В. и др. Современные коррекционные технологии в работе воспитателей, социальных педагогов, психологов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детских домах - интернатах и реабилитационных центрах. - М.: 2007.
58. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005.
59. Шипицына Л.М. Специальная психология. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016.
60. Шульженко Н.В. Педагогическая технология формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Автореф. дисс... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012.
61. Яковенко Т.П. О воспитании культурно-гигиенических навыков // Дошкольное воспитание. - 2009. - No 8. 24-30 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ