Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты организации экскурсии в урочной 7
деятельности
1.1. Обоснование учебной экскурсии в рамках ФГОС второго 7 поколения
1.2. Педагогические особенности учебной экскурсии как формы 11 передачи знаний
1.3. Учебная экскурсия в контексте обучения в образовательной 13 организации
Глава 2.Особенности организации и проведения учебной экскурсии в 19
курсе социально-экономической географии
2.1. Практические аспекты использования в учебном процессе 19 экскурсии
2.2. Рекомендации для проведения учебной экскурсии в курсе 25
социально-экономической географии
Глава 3.Организация экскурсии на транспортное предприятие на г. 29
Красноярска по курсу социально-экономической географии
3.1. Методика проведения экскурсии для обучающихся 32
3.2. Технологическая карта экскурсии в пассажирское вагонное 36 депо г. Красноярска
3.3. Контрольно-сопроводительный текст к экскурсии в 45 пассажирское вагонное депо г. Красноярска
Заключение 62
Список используемых источников 65
Приложение А - Карта транспортной инфраструктуры России 2010-2030 гг.
Приложение Б - Карта-схема Красноярской железной дороги
Приложение В - Инструкция по охране труда при проведении учебной экскурсии на предприятие
Приложение Г - Памятка «Азбука безопасности»
Приложение Д - План маршрута экскурсии в пассажирское вагонное депо г.
Красноярска.
Приложение Е - Маршрут от учебной организации до вагонного депо
Приложение Ж - Протяженность маршрута по территории депо
Приложение З - Изображение маршрута на карте
Приложение И - Раздаточный материал
Приложение К - Фотоальбом «Что мы видели на Экскурсии»
Современная ситуация развития российского общества уделяет пристальное внимание на использование педагогических и образовательных технологий для развития молодого поколения. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) образование понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития человека.
Актуальность совершенствования школьного образования, сформированные ориентиры и требования на обновление содержательной части предъявляют серьезные требования к организации процесса познавательного развития школьников, в том числе в различных формах проведения урока. Внедрение в образовательную среду Федерального государственного образовательного стандарта, актуализирует технологии деятельностного обучения. Использование активных и нестандартных форм проведения уроков способствуют повышению познавательной активности обучающихся и развитию интереса к учебной деятельности, а также более качественному усвоению программного материала.
География как учебный предмет обладает уникальными возможностями в применении групповых форм обучения. Этому способствует интересное содержание предмета, возможность изучать его в разном темпе и с применением современных средств обучения (в том числе ИКТ). Это заставляет перейти к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству, что актуализирует выбранную тему.
Теоретические основы использования различных форм обучения широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Ф.А. Хабиб, Г.Ф. Суворова, А.И. Попова, В.К. Дьяченко и др.)
При этом особый акцент обращен к выяснению закономерностей всестороннего развития личности ученика через различные формы обучения.
Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития личности невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.
Научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов- практиков (А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, Е.В. Сербина и др.) показывает, что для надежного обучения детей, важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Таким образом, актуальность выбранной темы определена значимостью проведения различных форм обучения в образовательном учреждении.
Объект исследования: процесс проведения экскурсии.
Предмет: методические рекомендации экскурсии на транспортное предприятие.
Цель: разработать методические рекомендации экскурсии на транспортное предприятие на примере пассажирского вагонного депо г. Красноярска...
Важнейшая задача отечественного образования - вернуть интерес к обучению и изучению школьных предметов, сформировать грамотного и духовно развитого человека, который сможет применить свои познания и в жизни. Современная ситуация развития российского общества уделяет пристальное внимание на использование педагогических и образовательных технологий для развития молодого поколения.
Связь теории с практикой в школьном обучении, не только по географии - является необходимой составной частью. В школьном курсе географии эта связь осуществляется, главным образом, в процессе выполнения практических работ, в том числе и во время экскурсий. Предмет «География» предусматривает обязательные учебные экскурсии по изучению отдельных физико- и экономико-географических объектов, которые являются неотъемлемой частью учебного географического краеведения. География как учебный предмет обладает уникальными возможностями в применении групповых форм обучения.
«Проведение экскурсии преследует две цели: первая - экскурсия иллюстирует то, что уже пройдено по программе; вторая - экскурсия предвосхищает то, что ещё будет проходится» Н.Н.Баранский
В своей выпускной квалификационной работе я придерживаюсь первой цели, т.е. при разработке экскурсии ссылаюсь на соответствующие части пройденного материала.
Проведение учебной экскурсии с организацией наблюдений и исследований процессов, явлений в промышленности и обществе повышает эффективность преподавания географии в школе. Непосредственное восприятие на экскурсиях объектов и явлений дает возможность на практике устанавливать связи не только между компонентами, но и между природой и хозяйственной деятельностью людей, что имеет первоочередное значение для освоения географического материала.
Экскурсия способствует лучшему усвоению и закреплению учебного материала, а также формированию целостного представления об окружающей действительности и является тем инструментом, который имеет высокий эффект и позитивно воспринимается учащимися, за счет своей привлекательности, естественности форм и средств познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.
Основная цель внедрения экскурсионных мероприятий в общеобразовательный процесс - «Живая» визуализация учебных программ, что само по себе, один из главных мировых трендов в школьном образовании.
Данные экскурсии имеют ярко выраженный метапредметный характер и являются мощным инструментом патриотического воспитания молодого поколения. На сегодняшний день реализация подобных мероприятий необходима и возможна в каждом субъекте РФ.
В таких формах организации образовательной деятельности подход к образовательному процессу обучения, учитывает возраст, интересы обучающихся, полагается на исследовательскую и творческую деятельность, развитие интереса к изучающему предмету.
В организации экскурсионной деятельности также прослеживается тенденция к использованию новых интерактивных форм с целью создания новых экскурсионных продуктов, которые привлекательны особенно для современных школьников.
В экскурсии мотивация обучающихся, дает возможность самостоятельно ориентироваться на местности и прочувствовать пространство, которое они исследуют, а для этого важно создать ситуацию коммуникации учащегося с пространством, чтобы он познавал самого себя.
Опыт познания действительности, отражённый в сознании обучающихся, является тем необходимым мостиком, который даёт возможность, применяя краеведческий принцип обучения, повести обучающихся от частного к общему, от абстрактного к конкретному, от доступных непосредственному наблюдению природно-производственных фактов и явлений к глубоким выводам и обобщению основ географической науки.
Для организации учебной экскурсии необходимо, прежде всего, провести педагогическую оценку выбранной для экскурсии предприятия: учитывая то, что мы проживаем в городе, где сформирован крупный транспортный узел, то целесообразно проведение экскурсии на транспортное предприятие. Проведение тематических экскурсий на местные предприятия в настоящее время носит не только образовательный, но и профориентационный характер, для который главная цель заключается в формировании представлений не только предприятии, но и экологической ситуации в данной местности. Учебная экскурсия на предприятие знакомит учащихся со схемами производственных связей предприятия, а также какое влияние оказывает предприятие на природную среду путем ознакомления с технологическим процессом. На примере предприятия, где проводится учебная экскурсия, учащиеся знакомятся с факторами развития и положения данного производства, что позволяет лучше закрепить теоретические знания, получаемые на уроках.
Разработаны методические рекомендации по организации и проведению экскурсии на транспортное предприятие. Представлена подготовка учителя и учащихся к экскурсии, дальнейшее поэтапное прохождение экскурсии, выделена и разработана самостоятельная работа учащимися на экскурсии.
Представлено собственное практическое применение материалов для организации школьной экскурсии в ходе изучения социальной и экономической географии. Разработана авторская экскурсия на транспортное предприятие, в соответствии с рабочей программой для 8-9 класса на тему «Транспорт», которая может быть полезна для учителей, преподающих социально-экономическую географию в средней школе.
1. Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ (последняя редакция) URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-10012003-n-17-fz-o (режим доступа свободный, дата обращения 18.06.2018 )
2. Федеральный государственный стандарт второго поколения. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009. №373. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobmauki-rf-ot-06102009-n-373/ (режим доступа свободный, дата обращения 18.06.2018 )
3. Постановление Правительства РФ № 1177 от 17.12.2013 г. «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» URL: http://base.garant.ru/70545618/ (режим доступа свободный, дата обращения 18.06.2018 )
4. Алексеев А.Н. Учебник География России 9 Класс Серия «Полярная звезда» Просвещение, 2018
5. Балин А. В. Использование инновационных методов в образовании / А.В. Балин // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 724-725.
6. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. - М., 2000.
7. Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: Метод. пособие /И.И. Баринова, В.Я. Ром. - 6-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2002.
8. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. - М. : Сов. энцикл., 1970-1981. - 30 т.
9. Вдовина С. А., Вдовина Е.А. Качество образования как
педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 940-942.
10. Гакаев Р. А., Гайсумова Л. Д. Типы уроков географии и особенности их структуры. Школьная педагогика. 2015. № 2 (2). С. 19—22.
11. Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3 (3). С. 4-7.
12. Герд В.А. Экскурсионное дело / В.А. Герд. — М.: Прогресс, 2009. — 340 с.
13. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2015. - 896 с.
14. Добрина Н.А. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н.А. Добрина. - М.: Флинта: МПСИ, 2012. - 286 с.
15. Долженко Г. П. Экскурсионное дело: учеб. пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», 2008. - 272 с...61