МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В КЛАССАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ФГОС
18
1.1. Ретроспективный анализ профильного обучения в мировой и
отечественной практике 1 g
1.2. Особенности организации профильного обучения учащихся
предметам естественнонаучного цикла 25
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
38
2.1. Состояние исследуемой проблемы в практике работы школы на современном этапе её развития
2.2. Организация, содержание, методы, формы и средства изучения цитологических понятий на профильном уровне
ВЫВОДЫ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ФГОС
18
1.1. Ретроспективный анализ профильного обучения в мировой и
отечественной практике 1 g
1.2. Особенности организации профильного обучения учащихся
предметам естественнонаучного цикла 25
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
38
2.1. Состояние исследуемой проблемы в практике работы школы на современном этапе её развития
2.2. Организация, содержание, методы, формы и средства изучения цитологических понятий на профильном уровне
ВЫВОДЫ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
Образование в современном мире рассматривается как важнейший фактор формирования нового качества развития экономики и жизни общества. Многие отечественные и зарубежные ученые, рассматривая вопрос о месте человека в современном экономическом пространстве, отмечают, что наиболее характерным признаком труда современного работника является его интеллектуализация, поскольку основным содержанием труда становится его умственный компонент, основанный не на эмпирически накопленных навыках, а на соответствующем объеме творческих и специальных знаний и навыков, дающих возможность творческого осмысления складывающейся ситуации. "Когда знание в своей систематической форме вовлекается в практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знание, а не труд выступает источником стоимости" [35]. Основным путем получения таких знаний является организация обучения на профильном уровне.
В течение нескольких лет высшие учебные заведения открывали новые факультеты, а школы - профильные классы, ориентируясь не на потребности рынка, а на желания учащихся, выпускников и их родителей. Удручает постоянство, с которым выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: юрист, экономист, менеджер и т.д. Профессии производственной сферы - основы экономики - почти не представлены. Один из основных факторов, влияющих на выбор профессии выпускников - «престижность», является и самым коварным, так как на протяжении десятилетий востребованность некоторых профессий менялась с точностью до наоборот. В треугольнике «рынок - профессиональные намерения молодежи - профессиональное образование» отношения развивались не эффективно, плодя никому не нужных специалистов и обеспечивая абитуриентами огромное количество вузов, в то время как экономика страдает от нехватки квалифицированных специалистов производственной сферы. Известно, что в рыночной экономике нет необходимости искусственно повышать престиж одних видов деятельности за счет других - жизнь сама расставит всех по своим местам. Те учебные заведения, которые смогут оперативно и гибко реагировать на потребности рынка, сохранятся и будут динамично развиваться.
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации на сегодняшний момент прогнозируется потребность в специалистах естественнонаучного направления. Можно утверждать, что в условиях современной системы образования проблема подготовки учащихся к дальнейшему обучению по естественнонаучным направлениям приобретает особую актуальность...
В течение нескольких лет высшие учебные заведения открывали новые факультеты, а школы - профильные классы, ориентируясь не на потребности рынка, а на желания учащихся, выпускников и их родителей. Удручает постоянство, с которым выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: юрист, экономист, менеджер и т.д. Профессии производственной сферы - основы экономики - почти не представлены. Один из основных факторов, влияющих на выбор профессии выпускников - «престижность», является и самым коварным, так как на протяжении десятилетий востребованность некоторых профессий менялась с точностью до наоборот. В треугольнике «рынок - профессиональные намерения молодежи - профессиональное образование» отношения развивались не эффективно, плодя никому не нужных специалистов и обеспечивая абитуриентами огромное количество вузов, в то время как экономика страдает от нехватки квалифицированных специалистов производственной сферы. Известно, что в рыночной экономике нет необходимости искусственно повышать престиж одних видов деятельности за счет других - жизнь сама расставит всех по своим местам. Те учебные заведения, которые смогут оперативно и гибко реагировать на потребности рынка, сохранятся и будут динамично развиваться.
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации на сегодняшний момент прогнозируется потребность в специалистах естественнонаучного направления. Можно утверждать, что в условиях современной системы образования проблема подготовки учащихся к дальнейшему обучению по естественнонаучным направлениям приобретает особую актуальность...
В процессе выполнения диссертационного исследования были сформулированы следующие выводы:
• Профильное обучение - это система специальной подготовки
старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения в старшей школе более индивидуальным, целенаправленным,
соответствующим реальным запросам, осознанному выбору учащихся своей профессиональной деятельности. Общее образование на старшей ступени почти во всех развитых странах является профильным, в России всегда существовала профильная дифференциация.
• Новые стандарты являются основой формирования нового содержания профильного обучения. Существуют противоречия между актуальной потребностью в преемственности школьного профильного обучения и профессионального (среднего, высшего) образования и недостаточной изученностью подходов и принципов профильного обучения дисциплинам естественнонаучного цикла как стадии непрерывного образования. Идеальных учебников, учебных программ, методических пособий для естественнонаучного профиля не существует. С введением новых стандартов обучения возникла потребность переиздания уже существующих учебных программ, пособий, переоценка их значимости для нового осмысления образования.
• Изучение цитологических понятий в классах профильного естественнонаучного направления должно осуществляться с учетом отбора и корректировки содержания материала в соответствии с авторской учебной программой; широко использовать разнообразные учебники и учебные пособия; основными видами уроков будут уроки с использованием интерактивной доски, уроки-презентации и уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме; необходимо сочетать уроки, экскурсии, в том числе виртуальные, практические и лабораторные работы; проводить уроки, организовывать научно¬исследовательскую работу учащихся на базе специальных учреждений- партнеров образовательного процесса, внедрять в процесс обучения модульную, проблемную, проектную технологии обучения; применять методы организации взаимообучения учащихся.
• Профильное обучение - это система специальной подготовки
старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения в старшей школе более индивидуальным, целенаправленным,
соответствующим реальным запросам, осознанному выбору учащихся своей профессиональной деятельности. Общее образование на старшей ступени почти во всех развитых странах является профильным, в России всегда существовала профильная дифференциация.
• Новые стандарты являются основой формирования нового содержания профильного обучения. Существуют противоречия между актуальной потребностью в преемственности школьного профильного обучения и профессионального (среднего, высшего) образования и недостаточной изученностью подходов и принципов профильного обучения дисциплинам естественнонаучного цикла как стадии непрерывного образования. Идеальных учебников, учебных программ, методических пособий для естественнонаучного профиля не существует. С введением новых стандартов обучения возникла потребность переиздания уже существующих учебных программ, пособий, переоценка их значимости для нового осмысления образования.
• Изучение цитологических понятий в классах профильного естественнонаучного направления должно осуществляться с учетом отбора и корректировки содержания материала в соответствии с авторской учебной программой; широко использовать разнообразные учебники и учебные пособия; основными видами уроков будут уроки с использованием интерактивной доски, уроки-презентации и уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме; необходимо сочетать уроки, экскурсии, в том числе виртуальные, практические и лабораторные работы; проводить уроки, организовывать научно¬исследовательскую работу учащихся на базе специальных учреждений- партнеров образовательного процесса, внедрять в процесс обучения модульную, проблемную, проектную технологии обучения; применять методы организации взаимообучения учащихся.
Подобные работы
- УГЛУБЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Формирование мировоззрения учащихся при изучении геометрии в старших классах естественнонаучного профиля обучения
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Организация профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ОБУЧЕНИИ
МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФИЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КАЗАНИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КЛАССА ГИДРОЭНЕРГЕТИКОВ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Профильный элективный курс "Биология и здоровье" как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ в 9 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



