Введение 3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе 6
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. ..10
1.3. Образовательные конструкторы Lego 17
ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВНЕУРОЧНЫХ
ЗАНЯТИЙ ПО LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЮ. 22
2.1. Рабочая тетрадь для внеурочных занятий по Lego-конструированию ..22
2.2. Применение таксономии Блума к проектированию дидактических
заданий для организации самостоятельной работы обучающихся 30
Заключение 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Все вокруг меняется, индустрия игрушек так же не стоит на месте. Игрушки, с каждым поколением детей, становятся более яркими, разнообразными и качественными. Современные дети любят не статические игрушки, а динамические, т.е. те, которые легко трансформируются, вращаются, издают звуки и др. С увлечением всего мира направлением STEM (Science, Technology, Engineering, Math), игрушки, позволяющие конструировать, стали ещё популярнее. Главным представителем динамических игрушек являются конструкторы, поощряющие детей узнавать о научных и математических принципах движений. Lego-конструирование, мода или потребность времени? Lego-конструирование - популярная во всем мире педагогическая система, повсеместно использующая SD-модели реального мира и предметно-игровую среду для обучения и развития ребёнка.
Советский психолог и доктор педагогических наук А.Р. Лурия исследовал влияние конструктора на развитие детей и сделал вывод, что упражнения в конструировании способствуют развитию познавательной деятельности и умения анализировать объект. Эта идея была развита Л.А. Венгером, который указал, что конструирование позволяет детям создавать наглядные модели предметного мира. Кроме того, конструирование имеет воспитательное значение, развивая самостоятельность, настойчивость и творческое воображение. Ученые также отметили, что конструктор LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики, а также помогает ребенку быть внимательным, терпеливым и настойчивым, развивая самодисциплину и самоорганизацию.
Кроме того, эта игра способствует развитию творческого мышления, а сам конструктор LEGO позволяет создавать модели на свой вкус, будь то домик для медведя, гараж для машинки или необыкновенный мост. Детали из наборов легко сочетаются друг с другом, что дает безграничную свободу для фантазии. В отличие от рисования и лепки из пластилина, игра с конструктором влияет на развитие ребенка гораздо сильнее. Она помогает формировать уверенность в себе и развивает лидерские качества, улучшает образное восприятие и экспериментально-исследовательскую деятельность. Но самое главное, что дети любят играть с LEGO потому, что это увлекательно и позволяет чувствовать себя настоящими профессионалами в строительстве, механике или инженерии.
В 1956 году Бенджамином Блумом была разработана таксономия образовательных целей Сфера познания. Она описывает шесть уровней мыслительных операций, которые позволяют ученикам овладеть материалом разной сложности и уровня абстракции. Каждый уровень когнитивной пирамиды основан на предыдущем, а высшим пунктом обучения является способность к независимой оценке...
Внеурочная деятельность в области робототехники имеет большое значение для реализации современных образовательных и развивающих задач. Эта деятельность помогает развивать такие качества и навыки, которые необходимы в современном обществе. Стоит отметить, что внеурочная деятельность для школы обязательна, но для учащихся она имеет рекомендательный и добровольный характер.
Модель дополнительного образования даёт детям широкие возможности выбора, основанные на объединениях по интересам, свободном самоопределении и самореализации. Один из направлений, быстро развивающихся в техническом творчестве, является межпредметный курс по робототехнике, которые способствуют эффективному развитию логических универсальных учебных действий. Занятия по робототехнике создают позитивную атмосферу, чтобы ученики могли свободно заниматься творчеством, а каждый ученик получает индивидуальный подход, выявляясь потребности в дифференцированных заданиях. На каждом занятии по робототехнике проводится анализ причинно-следственных связей, синтез, сравнение и классификация при построении модели или на начальных этапах урока.
В деятельностном подходе обучения, организация самостоятельной деятельности учеников является эффективным способом формирования общеучебных умений и способностей, таких как постановка целей, принятие решений, рефлексия и др. Это способствует развитию умения учиться и саморазвития. Дети получают знания через свои действия, что позволяет им учиться на практике и доводить свои решения до конца...
1. Агаркова Н.В.. Нескучная математика. 1-4 классы: занимательные материалы / авт. -сост.- Волгоград: Учитель, 2008. - 31 с.
2. . Дик, Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменках. Мир игры в 3-4 классах [Текст] / Н. Ф. Дик. - Ростов: Феникс, 2008. 315 с.
3. Железовская Г.И., Пилюгина С.А. Интеллектуальное развитие личности. - Саратов: «Слово», 2000. - 15 с.
4. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В Занков. - М.: Педагогика, 2012. - 18 с.
5. Зубарева Л.В. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников. - Волгоград.: Учитель, 2009. - 59 с.
6. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова и Т.А. Куликова - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
7. Косма Т.В. Мышление младшего школьника. - Киев,1971. - 89 - 90 с.
8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. - М.: УРАО, 1997. - 9 с.
9. Маклаков А.Г. Общая психология. - Спб.: Питер, 2001. - 44 - 45 с.
10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - Кн. 1: Психодиагностика.— 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 54 - 55 с.
11. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - М.:ВЛАДОС, 2012. - 3 с.
12. Ревина, Е.Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения // Межвузовский сборник научно-технических статей. - Вольск, 2007. - 24 - 25 с.
13. Столяр А.А. Педагогика математики. - Минск: Высшая школа,1986. - 27с.
14. Фабер, А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили [Текст] / А. Фабер [пер. с англ. А. Завельской]. - М.: Эксмо, 2010. — 336 с.
15. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей.3-е изд., доп. и испр. — СПб.: Наука, 2013. - 21 - 22 с...30