Введение 3
Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования 6
1.1. Процесс развития навыков общения на иностранном языке у
второклассников с тяжелыми нарушениями речи 6
1.2. Особенности развития навыков общения на иностранном языке у
второклассников с тяжелыми нарушениями речи 11
1.3. Обзор методик по формированию навыков общения на иностранном
языке 16
1.4. Анализ учебно-методических комплектов к урокам иностранного языка с
целью выявления подхода к изучению английского языка 23
Глава II. Экспериментальное исследование навыков общения на иностранном языке у второклассников с тяжелыми нарушениями речи 31
2.1. Организация, методы и методика исследования 31
2.2. Анализ особенностей навыков общения на иностранном языке у
второклассников с тяжелыми нарушениями речи 35
2.3 Методические рекомендации по формированию навыков общения на иностранном языке у детей с тяжелыми нарушениями речи 35
Заключение 49
Библиография
Приложения 58
Актуальность исследования. В данный момент в силу множества пагубных биологических причин наблюдается быстрый рост речевых патологий. С каждым годом число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи, увеличивается. Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», дети с тяжелыми нарушениями реи обучаются в общеобразовательных классах. У данной нозологии детей наблюдаются видимые речевые дефекты, отставание, в значительной степени влияющие на развитие в целом. По причине патологии речи дети испытывают значительные трудности при овладении любым языком - как родным, так и иностранным.
Одна из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования - приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей.
Изучением особенностей навыков развития общения на иностранном языке занимались такие ученые как: И.В. Барынкина, И.В. Барышникова, Л.М. Маловичко и другие.
Ведущей проблемой учителей является поиск новых форм и методов обучения детей.
Цель исследования: составить методические рекомендации по формированию навыка общения на иностранном языке у второклассников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: навыки общения на иностранном языке.
Предмет исследования: особенности сформированности навыков общения на иностранном языке у второклассников с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся в общеобразовательных классах.
В соответствии с объектом, предметом, поставленной целью были определены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования;
- выявить особенности навыков общения на иностранном языке у второклассников с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся в общеобразовательных классах в ходе констатирующего эксперимента;
- определить содержание работы учителя иностранного языка и педагога дефектолога по развитию навыков общения на иностранном языке у второклассников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у второклассников с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся в общеобразовательных классах может быть обнаружен низкий уровень навыков общения на иностранном языке.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение научной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: проведение констатирующего эксперимента.
Теоретическая значимость: в работе проведено обобщение теоретических сведений о особенностях навыков общения на иностранном языке у второклассников с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая значимость: представленные методические рекомендации могут быть использованы учителями иностранных языков, учителями-логопедами, учителями-дефектологами.
Организация и база исследования: организация исследования проводилось на базе одной из школ города Железногорска, Красноярского края.
Работа включала в себя три этапа:
1. Аналитический: осуществлялся подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, определялись теоретические и методологические основы исследования, разрабатывались исходная гипотеза, цели, задачи, программа эксперимента.
2. Опытно-экспериментальный: изучались особенности сформированности навыков общения у второклассников с тяжелыми нарушениями речи.
3. Заключительный этап: включает в себя систематизацию и обобщение полученных результатов констатирующего эксперимент, уточнение теоретические выводов; разработка методических рекомендаций.
Апробация: исследование представлена во Всероссийской конференции «Организация эффективного сотрудничества педагогов и родителей».
Структура работы: введение, две главы, заключение, методические рекомендации, список используемой литературы, приложения.
Данное исследование позволило обратиться к актуальной проблеме исследования обучения детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках иностранного языка.
Цель исследования составить методические рекомендации по формированию навыка общения на иностранном языке второклассников с тяжелыми нарушениями речи достигнута
В процессе исследования были решены следующие задачи:
- изучена психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме исследования;
- выявлены особенности навыков общения на иностранном языке у второклассников с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся в общеобразовательных классах в ходе констатирующего эксперимента;
- определено содержание работы учителей иностранного языка и педагога дефектолога по развитию навыков общения на иностранном языке у второклассников с тяжелыми нарушениями речи.
Результаты данного исследования подтвердили предположение о том, что у второклассников с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся в общеобразовательных классах может быть обнаружен низкий уровень навыков общения на иностранном языке. В процессе исследования были разработаны и подобраны методические рекомендации ля учителей английского языка.
В работе использовались теоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение научной литературы по проблеме исследования и эмпирические методы: проведение констатирующий эксперимент.
Мы рассмотрели методику для констатирующего эксперимента. Был проведен констатирующий эксперимент, на основе которого мы с учетом особенностей формирования навыка общения на иностранном языке у детей с тяжелыми нарушениями речи, разработали методические рекомендации для
коррекционной работы по формированию навыков общения.
Методические рекомендации в двух формах работы: индивидуальная и групповая. Методические рекомендации были адаптированы с русского на английский язык, с учетом особенностей формирования навыка общения у детей с тяжелыми нарушениями речи. Рекомендации были разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Все сопровождалось наглядным материалом.
Данными рекомендациями может воспользоваться учитель иностранного языка на своих урока и педагог дефектолог на своих занятиях осуществляя коррекцию навыка общения.
Планировалось провести апробацию данных коррекционных упражнений, но в связи с осложненной эпидемиологической ситуацией в России эксперимент не был завершен.
Данная работа имеет практическую значимость: может быть использована учителями иностранных языков, учителями-логопедами, учителями-дефектологами.
Учитывая особенности навыков общения младших школьников, можно поддерживать их интерес к изучению языка и эффективно использовать методические рекомендации для коррекционной и вспомогательной работы в формировании навыка общения у второклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках иностранного языка.
1. Агеева, И. Д. Английский язык для детей. Сборник занимательных заданий / И. Д. Агеева. - СПб.: Союз, 2001. - 192 с.
2. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2000. - 42 с.
3. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 110 с.
4. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе / А. К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 2002 - 156 с.
5. Барменкова, Т. Д. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / Т. Д. Барменкова. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 218 с.
6. Барынкина, И. В. Педагогические условия развития способностей школьников к изучению иностранных языков на начальном этапе обучения (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Барынкина. - Брянск, 1999. - 28 с.
7. Барышникова, И. В. Обучение иностранному языку детей с тяжелыми нарушениями речи / И. В. Барышникова // Иностранные языки в школе.
- 2009. - № 6. - С. 82-87.
8. Барышникова, И. В. Формирование основ иноязычной коммуникативной компетенции у детей с ограниченными речевыми возможностями : автореф. дис. . канд. пед. наук / И. В. Барышникова.
- СПб, 2010. - 26 с.
9. Бенилова, С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей / Л.Р. Давидович. - М.: МОДЭК, 2014. - 536 с.
10. Бондарева, А. В. Реализация инклюзивного образования на уроках английского языка в общеобразовательной школе / А. В. Бондарева // Молодой ученый. - 2017. - № 5 (139). - С. 471-474.
11. Брызгалова, С. О. Инклюзивный подход и интегрированное
образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова. - М.: Просвещение, 2010. - С. 14-20.
12. Быкова, Н. И. УМК «Английский в фокусе» (8ро111дй1):Английский язык для начальной школы (2-4 классы) / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелов, В. У. Эванс. - М.: Просвещение, 2016. - 77 с.
13. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов высших учебных заведений / Л. С. Волкова. М.: Владос, 2006. - 680 с.
14. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. - М.: Наука, 1983. - Т. 3. - 328 с.
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
16. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Гаркуша. - М.: Просвещение, 1992. - 59 с.
17. Гладкая, В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей дефектологов / В. В. Гладкая. - Минск: Зорны верасень, 2008. - 112 с.
18. Гончарова, В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое
сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования: монография / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. - 248 с.
19. Егоров, О. Коммуникативная функция учебного занятия / О. Егоров // Учитель - 2001 - №1 - С. 52-54.
20. Жинкин, Н. И. Психологические основы развития речи / Н. И. Жинкин
// Вестник практической психологии образования: научно¬
методический журнал. - 2012. - № 4 (33). - С. 39-41.
21. Жукова, Н. С. Логопедия / Н. С. Жуова, Е. М. Мастюкова,
Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 1998. - 320 с.
22. Жукова, Н. С. Уроки логопеда / Н. С. Жукова. - М.: Эксмо, 2008. - 114 с.
23.Зикеев, А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Зикеев. - М.: Академия, 2002. - 176 с.
24.Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе : учеб. пособие для студ. / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 219 с.
25. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном
учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А. А. Наумов,
B. Р. Соколова, А. Н. Седегова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 147 с.
26. Каган, М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган: - М.:
Политиздат, 1974. - 328 с.
27. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.
28. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше.- М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
29. Кобзарева, Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения / Л. Г. Кобзарева. - Воронеж: Учитель, 2001. - 80 с.
30. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения /
Я. А. Коменский. - М.: Юрайт, 2019. - 440 с.
31. Коптюх, А. Г. Обучение иностранным языкам детей с дефектами звукопроизношения / А. Г. Коптюх, Р. О. Матренин // Новые образовательные технологии в вузе: материалы международной научно-методической конференции. - Екатеринбург : УрФУ, 2017. -
C. 263-267.
32. Кукушина, В. С. Логопедия в школе: практический опыт /
В. С. Кукушкина. - М.: МарТ, 2005. - 357 с.
ЗЗ.Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников /
Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 1999. - 160 с.
34. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М.: Просвещение, 2014. - 450 с.
35. Леонтьев, А. А Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком / А. А. Леонтьев // ИЯ в школе. - 1985. - №5. - С. 24-29.
36. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл,
1999. - 365 с.
37. Лисина, М. И. Возникновение и развитие непосредственно эмоционального общения с взрослыми у детей первого полугодия жизни / М. И. Лисина // Развитие общения у дошкольников / под ред.
A. В. Запорожца и М. И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1974. - 284 с.
38. Логинова, Л. И. Как помочь ребёнку заговорить по-английски / Л. И. Голинова. - М.: Владос, 2002. - 204 с.
39. Логопедия в школе: практический опыт / под редакцией
B. С. Кукушина. - М.: МарТ, 2005. - 367 с.
40. Лопатина, Л. В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сборник методических рекомендаций / Л. В. Лопатина. - СПб: Сага, 2006. - 271 с.
41. Лосева, С. В. Английский в рифмах / С. В. Лосева. - М.: Буклет, 1993. - 86 с.
42. Лукьянчикова, Н. В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения / Н. В. Лукьянова // Начальная школа - 2001 - №11 -С. 49-51.
43. Маловичко, Л. М. Основные направления коррекционно¬
ориентированной работы по обучению английскому языку дошкольников с нарушениями речи / Л. М. Маловичко, М. А. Заболотняя // Молодой ученый. - 2013. - № 12. - С. 497-499.
44. Немов, Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. - М.: Просвещение, 2001. - Кн. 2. - 496 с.
45.Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие/ под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. - Мн.: БГПУ, 2006. - 116 с.
46.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т. В. Волосовец.
- М.: Академия, 2000. - 200 с.
47. Парамонова, Л. Г. Упражнения для развития речи / Л. Г. Парамонова. - СПб.: Дельта, 1996. - 207 с.
48. Пасторова, А. Ю. Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт-Петербурге / А. Ю. Пасторова. - СПб.: Издательский дом Санкт-Оетербургского университета, 2012. - 96 с.
49. Пащенко, Л. П. Развитие речи младших школьников как средство педагогической коррекции в процессе обучения языкам: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. П. Пащенко. - Тюмень, 2001. - 28 с.
50. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2000. - 445 с.
51. Попова, Е. Н. Английский язык 2-4 классы: материалы для
коррекционно-развивающих занятий с учащимися / Е. Н. Попова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 89 с.
52. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. - М.: Просвещение, 1973.
- 272 с.
53. Примерная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Просвещение 2017 - 197 с.
54. Рау, Ф. Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем. Хрестоматия по логопедии. В 2-х томах / Ф. Ф. Рау - М.: Владос, 1997.
- Т.1. - 284 с.
55. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях / Г. В. Рогова,
И. Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 2000. - 232 с.
56. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I-IV классы) / Л.Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 1980. - 192 с.
57. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия / Т. А. Ткаченко. - М.: Мир книги, 2007. - 246 с.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М: Просвещение. 2016 - 197 с.
59. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. В. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 221 с.
60. Филичева, Т. Б. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Т. Б. Филичева, Т. Б. Туманова. М.: Просвещение, 1993. - 59 с.
61. Флерова, Ж. М. Логопедия / Ж. М. Флерова. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2000. - 317 с.
62. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи у младших школьников / Т. А. Фотекова. М.: АРКТИ, 2000. - 84 с.
63. Фуреева Е.П. Нарушения речи у школьников / Е. П. Фуреева, Е. В. Шипилова, О. В. Филиппова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 203 с.
64. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми /
Г. В. Чиркина. - М.: Аркти, 2003. - 239 с.
65. Шолпо, И. Л. Как научить дошкольника говорить по-английски / И. Л. Шолпо. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 150 с.
66. Ястребова, А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся
общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. М.: Аркти, 2000. - 196 с.
67. Bedworth, D. Dictionary Of Health Education / D. Bedworth, E. Bedworth, 2009. - p. 552.
68. Booth, T. A Perspective on Inclusion from England. Cambridge Journal of Education. 26, 1996. - pp. 87-99.
69. World Conference on Education for All. Meeting Basic Learning Needs. - World Declaration on Education for All and Framework for Action to Meet Basic Learning Needs. New York, NY, Inter-Agency Commission for the World Conference on Education for All, 1990. - 30 p.