Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Работа №156607

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Развитие навыков чтения в онтогенезе
1.2. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся
1.3. Организационно - педагогические основы получения образования слабовидящих детей начальной школы
1.4. Специфика чтения у слабовидящих детей
1.5. Методы и приемы коррекции навыков чтения у слабовидящих обучающихся
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3. Методические рекомендации, направленные на преодоление
недостатков чтения у слабовидящих обучающихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Чтение как деятельность играет важную роль как в обучении, так и в жизни человека в целом. Оно обеспечивает общеобразовательную подготовку, стимулирует его психическое развитие, влияет на формирование личности. А зрение выступает как главный анализатор, способствующий развитию навыка чтения. Именно поэтому возрастает интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений навыков чтения у слабовидящих детей.
В основе формирования навыка чтения, ученые относят устную речь, а именно ее фонетико-фонематическую сторону и лексико-грамматический строй, пространственные представления, зрительный гнозис, зрительно-моторную координацию, сукцессивные операции, слухоречевую и зрительную память, а также профиль латеральной организации (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, В.И. Голод, С.Ф. Иваненко, О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, А.В. Семенович, Э.Г. Симерницкая, Л.Ф. Спирова и др.). Исследователями особо подчеркивается, что становлению навыка чтения препятствует совокупность нарушений указанных психических функций, поскольку в этом случае сразу несколько компонентов функционального базиса чтения оказываются дезорганизованными.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выявления особенностей сформированности навыков чтения у слабовидящих учащихся 3 класса при овладении чтением (А.П. Воронова, Л.Ф. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, Т.Б. Филичева и др.). Для решения данной проблемы необходимо разрабатывать специальные комплексные программы обследования младших школьников, направленные на выявление группы риска возникновения дислексии (А.Н. Корнев, N.A. Badian, L. Bradley, P.E. Bryant, P. Gardner, B. Hornsby, T.R. Miles, P. Ott, M.J. Snowling и др.).
Таким образом, на сегодняшний день потребностям практики школьных образовательных учреждений отвечает создание научно обоснованных комплексных диагностических методик, направленных на выявление особенностей навыков чтения слабовидящих детей, а также профилактику и коррекцию нарушения чтения. Однако до сих пор такие методики практически отсутствуют. В связи с этим возникает противоречие между требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ к качеству образования и разработанностью адаптированных методик для выявления сформированности навыков чтения у слабовидящих обучающихся 3 класса: в организации коррекционно-педагогических условий, направленных на преодоление или коррекцию недостатков навыка чтения, учитывающих специфику зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Таким образом, определяется цель исследования: разработка методических рекомендаций, учитывающих выявление особенности сформированности навыков чтения у слабовидящих обучающихся.
Задачи исследования:
1. изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. составление методики исследования чтения слабовидящих обучающихся 3 класса, включающую исследование зрительного восприятия;
3. проведение исследовательской работы;
4. анализ полученных данных, выделение выявленных особенностей;
5. составление методических рекомендаций по преодолению и профилактике навыков чтения слабовидящих обучающихся.
Объект исследования: навыки чтения у обучающихся младших классов.
Предмет исследования: особенности сформированное™ чтения у слабовидящих обучающихся 3 класса.
Гипотеза.
1. Под навыками чтения нами понимается автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее восприятие буквенных знаков, озвучивание и осмысление прочитанного.
2. Чтение слабовидящих обучающихся будет характеризоваться наличием неречевой симптоматики, которая связана с нарушением зрительного восприятия и проявляется в смешении графически сходных букв, побуквенном чтении, искажениях при чтении.
3. Учитывая особенности чтения слабовидящих обучающихся, нами будут составлены дифференцированные методические рекомендации, направленные на преодоление недостатков чтения слабовидящих обучающихся.
База исследования: исследование проводилось в Красноярской общеобразовательной школе №1, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для слабовидящих детей.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования определялись следующие методы:
• теоретические - анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - анализ психолого-педагогической и медицинской документации с целью отбора для участия в эксперименте слабовидящих обучающихся;
• экспериментальные - констатирующий эксперимент
• качественный и количественный анализ данных эксперимента.
Методологическая база исследования. Мы основывались на представленных ниже положениях.
• Идеи культурно-исторической теории развития психики человека (Выготский Л.С.) и теория деятельности (Леонтьев А.Н.).
• Концепция дифференцированного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья (Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкин О.И., Гончарова Е.Л.).
• Комплексный подход к организации коррекционной работы с детьми в условиях зрительной депривации (Волкова Л.С., Никулина Г.В., Плаксина Л.И., Солнцева Л.И., Фомичева Л.В.).
Теоретическая значимость. Расширены представления коррекционной педагогики о механизмах формирования чтения у слабовидящих обучающихся: доказана значимость зрительного восприятия при формировании навыка чтения.
Практическая значимость. Определены педагогические условия, направленные на профилактику и преодоление недостатков чтения у слабовидящих обучающихся. Адаптирован диагностический инструментарий для оценки сформированности чтения слабовидящих обучающихся. Практические материалы могут быть использованы при разработке рабочих программ, а также в повседневной работе учителя-логопеда со слабовидящими обучающимися.
Организация исследования. Исследование проходило по нескольким этапам:
1 этап (ноябрь 2015 г. - ноябрь 2016 г.) - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сбор материала и составление диагностического комплекса для проведения констатирующего эксперимента;
2 этап (апрель - май 2017 г.) - проведение констатирующего эксперимента;
3 этап (май - ноябрь 2017 г.) - анализ результатов констатирующего эксперимента и разработка методических рекомендаций.
Апробация результатов. Результаты исследования были представлены на следующих научно-практических мероприятиях:
• международного уровня: VI Международный научно-образовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (г. Красноярск, 2017 г).
Достоверностью результатов исследования обеспечены методологической разработанностью исходных позиций исследования, опирающихся на современные достижения коррекционной педагогики; выбором и реализацией методов, соответствующих цели, задачам и логике исследования; сочетанием количественного и качественного анализа результатов экспериментальных данных; личным участием автора на всех этапах исследования.
Структура и объем магистерской диссертации: рукопись ВКР магистранта состоит из введения, 2-х глав исследования, заключения, списка литературы, включающего 77 наименований. Объем работы составляет 97 страниц текста, содержит 5 рисунков, 7 таблиц и 8 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема несформированности навыков чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, потому что чтение становиться средством дальнейшего получения знаний и усвоения школьной программы для учащихся. Нарушение данного вида речи среди слабовидящих учащихся младших классов является весьма частой проблемой.
Нарушения навыков чтения у слабовидящих отрицательным образом влияют на успеваемость школьников, задерживают сроки овладения школьной программой, вызывают негативизм по отношению к учебному процессу в целом, в особенности к урокам родного языка.
Анализ данных проведенного эксперимента исследования дает нам возможность сделать следующее обобщающее заключение.
Недостатки зрительного восприятия отразились и на чтении слабовидящих школьников. Дети допускали ошибки при узнавании печатных букв в усложненных условиях зрительного восприятия и при дифференциации прямого и зеркального изображений печатных букв.
Ошибки при чтении были так же связаны с узнаванием букв (замены букв, слогов, пропуски букв).
Таким образом, гипотеза о том, чтение слабовидящих обучающихся будет характеризоваться наличием неречевой симптоматики, которая связана с нарушением зрительного восприятия и проявляется в смешении графически сходных букв, побуквенном чтении, искажениях при чтении, доказана в ходе нашего экспериментального исследования.



1. Агаева, И.Б. Теория и практика развития инклюзивного образования в Красноярском крае: коллективная монография / И.Б. Агаева, О.Л. Беляева, И.В. Дуда - Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. - 290 с.
2. Азова, О.И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников. / О.И. Азова. - Москва: Сфера, 2011. - 64 с.
3. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. / А.К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 320 с.
4. Аманатова, М. М. Справочник школьного логопеда / М.М. Аманатова, Н. Г. Андреева, О. М. Тосуниди. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 318 с.
5. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев. - Известия АПН РСФСР, вып.70. - 1950. - 106 с.
6. Ахутина, Т.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции. / Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарева. // Школа здоровья. - 1997. - № 3. - С. 38-42.
7. Ахутина, Т.В. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития./ Т.В. Ахутина, З.А. Меликян. // Школьный психолог. - 2002. - 12 с.
8. Ахутина, Т.В. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет. / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. // Школьный психолог. - 2001. - № 15. - С. 8-9.
9. Ахутина, Т. В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций / Т.В. Ахутина, Н.М.Пылаева - М.: Академия, 2003. - 64 с.
10. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения:
нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М.Пылаева - СПб.: Питер, 2008. - 320 с.
11. Белякова, Н. А. Методический материал для организации процесса обучения и проверки развития письменной речи незрячих школьников / Н.А. Белякова, С.Н. Жуковский, Л.В. Илюшина, Т.М. Морева, Н.В. Прокофьева, В.В. Соколов // Коррекционная направленность специального образования детей с глубокими нарушениями зрения. Сб. методических работ / Сост. Б.К. Тупоногов, К.Г. Кравцов. - М.: АПК НПРО, 2006. - С. 18 - 27.
12. Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека. / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. - 2-е изд. - Москва: Медицина, 1988. - 240 с.
13. Величенкова, О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников. / О.А. Величенкова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учебное пособие / под ред. О.Б.Иншаковой. - М.: МОДЭК, 2001. - С.45-51.
14. Величковский, Б.М. Психология восприятия / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. - 340 с.
15. Венсловене, Н. И. Охрана и развитие нарушенного зрения: метод. пособие / Н.И. Венсловене, Е.А. Кондратьева. - Красноярск, 2003. - 213 с.
16. Волкова, Л. С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения: автореф. дис. д-ра. пед. наук: 13.00.03/ Волкова Лариса Степановна. - М., 1983. - 32 с.
17. Вопросы обучения и развития детей с нарушениями зрения: сб. науч. статей / под ред. М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой. - М., 1974. - 176 с.
18. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии: учебник для вузов / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
19. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму. / Е.А. Глаголева. // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. - 2003. - С. 27. - №4.
20. Гончарова, Е. Л. Методики оценки сформированности базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями в развитии / Е.Л. Гончарова // Дефектология. - 2001. - №3. - С. 81-95.
21. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: метод, пособие / О. Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 96 с.
22. Денискина, В. З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Дефектология. - 2012. - № 6. - С. 17¬24.
23. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: методическое пособие. / Л.А. Дружинина. - Москва: Экзамен, 2006.
24. Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе. / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. - Москва: Сфера, 2005.
25. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ под ред. Т.О. Епифанцевой; 2-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 486с.
26. Земцова, М. И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения / М.И. Земцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 3. - С. 26-32.
27. Иваненко, С. Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников / С. Ф. Иваненко// Дефектология. - 1984. - № 1. - С. 52 - 55.
28. Иншакова, О.Б. Нарушение письма и чтения у учащихся правшей и неправшей. // Диссертация канд. пед. наук. / О.Б. Иншакова. - Москва, 1995.
29. Карпова, С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии: материалы к курсу лекций / С.Н. Карпова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 118 с.
30. Киселева, Н. Ю. Формирование операций контроля при
коррекции дисграфии / Н. Ю. Киселева // Логопед. - 2008. - №7 - С. 94 - 105.
31. Кобзарева, Л.Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. / Л.Г. Кобзарева, Т.И. Кузьмина. - Воронеж: Творческий центр Учитель, 2000. - 64 с.
32. Коваленко, Б.И. Вопросы тифлопедагогики / под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко. - Москва: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1955.
33. Комарова, Т.П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения. / Т.П. Комарова. - Москва: Астрель, 2008.
34. Концепция Специального Федерального государственного
образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. - М.: Просвещение, 2013. - 42 с. - (Стандарты второго
поколения).
35. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. / А.Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
36. Корнев, А.Н. Игры, занятия, инсценировки для обучения чтению детей 4-5 лет. / А.Н Корнев, А.С Авраменко. - СПб.: КАРО, 2009. - 208 с.
37. Коррекция нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей: учебно-методическое пособие / Т.В. Волокитина, А.А. Зотова, Е.В. Попова, Е.Ю. Синицкая. - Архангельск: изд. комиссия Института педагогики и психологии САФУ имени М.В. Ломоносова, 2013.
38. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева.- Москва: Ось-89, 2001. - 240 с.
39. Костромина, С.Н. Учиться на пятерки по чтению. Как? / С.Н. Костромина. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2008. - 224 с.
40. Крылова, Н.А. Изучение процесса чтения слабовидящих учащихся начальных классов. / Н.А. Крылова. //Дефектология. - 1973. - № 2.
41. Кукушкина, О.И. Набор упражнений для оценки сформированности читательской деятельности ребенка младшего школьного возраста из компьютерной коррекционно-диагностической среды «Мир за твоим окном» /О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова //Дефектология. - 1997. - №6. - С. 34-42.
42. Лалаева, Р.И. Дисграфия / Р.И. Лалаева //Логопедия: методическое наследие. Т. IV / под ред. Л.С.Волковой. - М.: Владос, 2003. - 304 с.
43. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. - М., 2004. - 72 с.
44. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у
школьников: учебное пособие /Р.И. Лалаева. - М: Просвещение, 1983. - 136 с.
45. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших
школьников. Диагностика и коррекция: учебно-методическое пособие. /Р.И Лалаева, Л.В Венедиктова. - СПб.: Союз, 2004. - 224 с.
46. Лалаева Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников. /Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова. - СПб.: ГУПМ, 1999. - 36 с.
47. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р.Е. Левина // Хрестоматия по логопедии: учебное пособие. Т. II / под. ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. - М.,1997. — С. 287-325
48. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
49. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.
50. Лукина, Н.А. Смотрим, видим, запоминаем: развитие зрительного восприятия, внимания и памяти. / Н.А. Лукина, М. Борисенко. - М.: Паритет, 2004. - 128 с.
51. Лурия, А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. - М.: МПСИ, 2008. - 64 с.
52. Мисаренко, Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: учебное пособие. В 2 ч. / Г.Г. Мисаренко. - Москва: Дом педагогики, 2000.
53. Моргайлик, Л.И. Методика обучения русскому языку младших слабовидящих школьников: Учеб. пособие / Л. И. Моргайлик. - Ленинград: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1986. - 86 с.
54. Новикова, Е.В. Логопедическая азбука. В 2 ч. / Е.В. Новикова. - М.: ГНОМ и Д, 2004.
55. Обследование речи младших школьников: метод. рекомендации / [А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Е.В. Насонова и др.]; под ред. А.В. Мамаевой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 118 с.
56. Огаркина А.В. Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников. // Диссертация канд. пед. наук. / А.В. Огаркина. - Москва, 2002. - 229 с.
57. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников. / М.И. Оморокова. - Москва: АРКТИ, 1999. - 160 с.
58. Онтогенез речевой деятельности. Норма и патология / под ред. Л.И.Беляковой. - Москва: Прометей, 2005. - 500 с.
59. Орос, Е.В. Особенности формирования слоговой структуры слова у слабовидящих детей с общим недоразвитием речи / Е.В. Орос, Г.А. Проглядова // Педагогика и медицина в служении человеку материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции. гл. ред. С.Ю. Никулина. - 2016. - С. 377-381.
60. Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т.А. Павлова. - Москва: Школьная Пресса, 2004. - 64 с.
61. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. / Л.И. Плаксина. - Москва: РАОИКП. 1999. - 54 с.
62. Проглядова Г.А. Предупреждение и преодоление трудностей в освоении рельефно-точечного шрифта Брайля слепыми учащимися младших классов. // Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - Москва: институт коррекционной педагогики российской академии образования. 2016. - 139 с.
63. Русецкая, М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин. / М.Н. Русецкая. - СПб.: Каро,2007. - 192с.
64. Русецкая М.Н. Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения. / М.Н. Русецкая. // Дефектология. - 2007. - №1. - с. 82-91.
65. Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия: технология
преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей / И.Н. Садовникова. - Москва: ПАРАДИГМА, 2011. - 279 с.
66. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. / И.Н. Садовникова. - М.: АРКТИ, 2005. - 400 с.
67. Симерницкая, Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости. / Под ред. Е. Д. Хомской. - Москва: Изд-во МГУ, 1995.
68. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму / И.А. Смирнова. - Спб: Детство-Пресс, 2010. - 64 с.
69. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства. / Л.И. Солнцева. - Москва: Полиграф сервис, 2000. - 129 с.
70. Солнцева, Л. И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики / Л. И. Солнцева. - М.: Логос, 2006.
71. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. 1 - 4 классы. / Л.Ф. Спирова. - Москва: Педагогика, 1980. - 192с.
72. Струнина, Н.В. Диагностика письма и чтения у младших школьников. / Н.В. Струнина, Т.А. Яцук. - Челябинск: Авангард-Пресс, 2010. - 60 с.
73. Титова, К.Е. Предупреждение оптической дисграфии у слабовидящих первоклассников / К.Е. Титова, Г.А. Проглядова // Уральский научный вестник.- 2016.Т. 7. №1. С.3-16.
74. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Логопедия. Методическое наследие. Т.4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия / Авт.-сост. Р.И.Лалаева; Под ред. Л.С.Волковой. - Москва: Владос, 2003. — 304 с.
75. Толстова, В.Г. Обогащение словарного запаса младших школьников. / В.Г. Толстова // Молодой ученый. - 2014. - С. 565-567.- №7.
76. Уфимцева, Л.П. Педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками. / Л.П. Уфимцева, Т.А. Грищенко / Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2016. - 256 с.
77. Чиряева, А.А. Методическая разработка в помощь учителям начальных классов и родителям. / А.А. Черяева. - Нюрба, 2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ