ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Развитие навыков чтения в онтогенезе
1.2. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся
1.3. Организационно - педагогические основы получения образования слабовидящих детей начальной школы
1.4. Специфика чтения у слабовидящих детей
1.5. Методы и приемы коррекции навыков чтения у слабовидящих обучающихся
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3. Методические рекомендации, направленные на преодоление
недостатков чтения у слабовидящих обучающихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Развитие навыков чтения в онтогенезе
1.2. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся
1.3. Организационно - педагогические основы получения образования слабовидящих детей начальной школы
1.4. Специфика чтения у слабовидящих детей
1.5. Методы и приемы коррекции навыков чтения у слабовидящих обучающихся
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3. Методические рекомендации, направленные на преодоление
недостатков чтения у слабовидящих обучающихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Чтение как деятельность играет важную роль как в обучении, так и в жизни человека в целом. Оно обеспечивает общеобразовательную подготовку, стимулирует его психическое развитие, влияет на формирование личности. А зрение выступает как главный анализатор, способствующий развитию навыка чтения. Именно поэтому возрастает интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений навыков чтения у слабовидящих детей.
В основе формирования навыка чтения, ученые относят устную речь, а именно ее фонетико-фонематическую сторону и лексико-грамматический строй, пространственные представления, зрительный гнозис, зрительно-моторную координацию, сукцессивные операции, слухоречевую и зрительную память, а также профиль латеральной организации (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, В.И. Голод, С.Ф. Иваненко, О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, А.В. Семенович, Э.Г. Симерницкая, Л.Ф. Спирова и др.). Исследователями особо подчеркивается, что становлению навыка чтения препятствует совокупность нарушений указанных психических функций, поскольку в этом случае сразу несколько компонентов функционального базиса чтения оказываются дезорганизованными.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выявления особенностей сформированности навыков чтения у слабовидящих учащихся 3 класса при овладении чтением (А.П. Воронова, Л.Ф. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, Т.Б. Филичева и др.). Для решения данной проблемы необходимо разрабатывать специальные комплексные программы обследования младших школьников, направленные на выявление группы риска возникновения дислексии (А.Н. Корнев, N.A. Badian, L. Bradley, P.E. Bryant, P. Gardner, B. Hornsby, T.R. Miles, P. Ott, M.J. Snowling и др.).
Таким образом, на сегодняшний день потребностям практики школьных образовательных учреждений отвечает создание научно обоснованных комплексных диагностических методик, направленных на выявление особенностей навыков чтения слабовидящих детей, а также профилактику и коррекцию нарушения чтения. Однако до сих пор такие методики практически отсутствуют. В связи с этим возникает противоречие между требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ к качеству образования и разработанностью адаптированных методик для выявления сформированности навыков чтения у слабовидящих обучающихся 3 класса: в организации коррекционно-педагогических условий, направленных на преодоление или коррекцию недостатков навыка чтения, учитывающих специфику зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Таким образом, определяется цель исследования: разработка методических рекомендаций, учитывающих выявление особенности сформированности навыков чтения у слабовидящих обучающихся.
Задачи исследования:
1. изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. составление методики исследования чтения слабовидящих обучающихся 3 класса, включающую исследование зрительного восприятия;
3. проведение исследовательской работы;
4. анализ полученных данных, выделение выявленных особенностей;
5. составление методических рекомендаций по преодолению и профилактике навыков чтения слабовидящих обучающихся.
Объект исследования: навыки чтения у обучающихся младших классов.
Предмет исследования: особенности сформированное™ чтения у слабовидящих обучающихся 3 класса.
Гипотеза.
1. Под навыками чтения нами понимается автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее восприятие буквенных знаков, озвучивание и осмысление прочитанного.
2. Чтение слабовидящих обучающихся будет характеризоваться наличием неречевой симптоматики, которая связана с нарушением зрительного восприятия и проявляется в смешении графически сходных букв, побуквенном чтении, искажениях при чтении.
3. Учитывая особенности чтения слабовидящих обучающихся, нами будут составлены дифференцированные методические рекомендации, направленные на преодоление недостатков чтения слабовидящих обучающихся.
База исследования: исследование проводилось в Красноярской общеобразовательной школе №1, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для слабовидящих детей.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования определялись следующие методы:
• теоретические - анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - анализ психолого-педагогической и медицинской документации с целью отбора для участия в эксперименте слабовидящих обучающихся;
• экспериментальные - констатирующий эксперимент
• качественный и количественный анализ данных эксперимента.
Методологическая база исследования. Мы основывались на представленных ниже положениях.
• Идеи культурно-исторической теории развития психики человека (Выготский Л.С.) и теория деятельности (Леонтьев А.Н.).
• Концепция дифференцированного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья (Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкин О.И., Гончарова Е.Л.).
• Комплексный подход к организации коррекционной работы с детьми в условиях зрительной депривации (Волкова Л.С., Никулина Г.В., Плаксина Л.И., Солнцева Л.И., Фомичева Л.В.).
Теоретическая значимость. Расширены представления коррекционной педагогики о механизмах формирования чтения у слабовидящих обучающихся: доказана значимость зрительного восприятия при формировании навыка чтения.
Практическая значимость. Определены педагогические условия, направленные на профилактику и преодоление недостатков чтения у слабовидящих обучающихся. Адаптирован диагностический инструментарий для оценки сформированности чтения слабовидящих обучающихся. Практические материалы могут быть использованы при разработке рабочих программ, а также в повседневной работе учителя-логопеда со слабовидящими обучающимися.
Организация исследования. Исследование проходило по нескольким этапам:
1 этап (ноябрь 2015 г. - ноябрь 2016 г.) - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сбор материала и составление диагностического комплекса для проведения констатирующего эксперимента;
2 этап (апрель - май 2017 г.) - проведение констатирующего эксперимента;
3 этап (май - ноябрь 2017 г.) - анализ результатов констатирующего эксперимента и разработка методических рекомендаций.
Апробация результатов. Результаты исследования были представлены на следующих научно-практических мероприятиях:
• международного уровня: VI Международный научно-образовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (г. Красноярск, 2017 г).
Достоверностью результатов исследования обеспечены методологической разработанностью исходных позиций исследования, опирающихся на современные достижения коррекционной педагогики; выбором и реализацией методов, соответствующих цели, задачам и логике исследования; сочетанием количественного и качественного анализа результатов экспериментальных данных; личным участием автора на всех этапах исследования.
Структура и объем магистерской диссертации: рукопись ВКР магистранта состоит из введения, 2-х глав исследования, заключения, списка литературы, включающего 77 наименований. Объем работы составляет 97 страниц текста, содержит 5 рисунков, 7 таблиц и 8 приложений.
В основе формирования навыка чтения, ученые относят устную речь, а именно ее фонетико-фонематическую сторону и лексико-грамматический строй, пространственные представления, зрительный гнозис, зрительно-моторную координацию, сукцессивные операции, слухоречевую и зрительную память, а также профиль латеральной организации (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, В.И. Голод, С.Ф. Иваненко, О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, А.В. Семенович, Э.Г. Симерницкая, Л.Ф. Спирова и др.). Исследователями особо подчеркивается, что становлению навыка чтения препятствует совокупность нарушений указанных психических функций, поскольку в этом случае сразу несколько компонентов функционального базиса чтения оказываются дезорганизованными.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выявления особенностей сформированности навыков чтения у слабовидящих учащихся 3 класса при овладении чтением (А.П. Воронова, Л.Ф. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, Т.Б. Филичева и др.). Для решения данной проблемы необходимо разрабатывать специальные комплексные программы обследования младших школьников, направленные на выявление группы риска возникновения дислексии (А.Н. Корнев, N.A. Badian, L. Bradley, P.E. Bryant, P. Gardner, B. Hornsby, T.R. Miles, P. Ott, M.J. Snowling и др.).
Таким образом, на сегодняшний день потребностям практики школьных образовательных учреждений отвечает создание научно обоснованных комплексных диагностических методик, направленных на выявление особенностей навыков чтения слабовидящих детей, а также профилактику и коррекцию нарушения чтения. Однако до сих пор такие методики практически отсутствуют. В связи с этим возникает противоречие между требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ к качеству образования и разработанностью адаптированных методик для выявления сформированности навыков чтения у слабовидящих обучающихся 3 класса: в организации коррекционно-педагогических условий, направленных на преодоление или коррекцию недостатков навыка чтения, учитывающих специфику зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Таким образом, определяется цель исследования: разработка методических рекомендаций, учитывающих выявление особенности сформированности навыков чтения у слабовидящих обучающихся.
Задачи исследования:
1. изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. составление методики исследования чтения слабовидящих обучающихся 3 класса, включающую исследование зрительного восприятия;
3. проведение исследовательской работы;
4. анализ полученных данных, выделение выявленных особенностей;
5. составление методических рекомендаций по преодолению и профилактике навыков чтения слабовидящих обучающихся.
Объект исследования: навыки чтения у обучающихся младших классов.
Предмет исследования: особенности сформированное™ чтения у слабовидящих обучающихся 3 класса.
Гипотеза.
1. Под навыками чтения нами понимается автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее восприятие буквенных знаков, озвучивание и осмысление прочитанного.
2. Чтение слабовидящих обучающихся будет характеризоваться наличием неречевой симптоматики, которая связана с нарушением зрительного восприятия и проявляется в смешении графически сходных букв, побуквенном чтении, искажениях при чтении.
3. Учитывая особенности чтения слабовидящих обучающихся, нами будут составлены дифференцированные методические рекомендации, направленные на преодоление недостатков чтения слабовидящих обучающихся.
База исследования: исследование проводилось в Красноярской общеобразовательной школе №1, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для слабовидящих детей.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования определялись следующие методы:
• теоретические - анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - анализ психолого-педагогической и медицинской документации с целью отбора для участия в эксперименте слабовидящих обучающихся;
• экспериментальные - констатирующий эксперимент
• качественный и количественный анализ данных эксперимента.
Методологическая база исследования. Мы основывались на представленных ниже положениях.
• Идеи культурно-исторической теории развития психики человека (Выготский Л.С.) и теория деятельности (Леонтьев А.Н.).
• Концепция дифференцированного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья (Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкин О.И., Гончарова Е.Л.).
• Комплексный подход к организации коррекционной работы с детьми в условиях зрительной депривации (Волкова Л.С., Никулина Г.В., Плаксина Л.И., Солнцева Л.И., Фомичева Л.В.).
Теоретическая значимость. Расширены представления коррекционной педагогики о механизмах формирования чтения у слабовидящих обучающихся: доказана значимость зрительного восприятия при формировании навыка чтения.
Практическая значимость. Определены педагогические условия, направленные на профилактику и преодоление недостатков чтения у слабовидящих обучающихся. Адаптирован диагностический инструментарий для оценки сформированности чтения слабовидящих обучающихся. Практические материалы могут быть использованы при разработке рабочих программ, а также в повседневной работе учителя-логопеда со слабовидящими обучающимися.
Организация исследования. Исследование проходило по нескольким этапам:
1 этап (ноябрь 2015 г. - ноябрь 2016 г.) - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сбор материала и составление диагностического комплекса для проведения констатирующего эксперимента;
2 этап (апрель - май 2017 г.) - проведение констатирующего эксперимента;
3 этап (май - ноябрь 2017 г.) - анализ результатов констатирующего эксперимента и разработка методических рекомендаций.
Апробация результатов. Результаты исследования были представлены на следующих научно-практических мероприятиях:
• международного уровня: VI Международный научно-образовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (г. Красноярск, 2017 г).
Достоверностью результатов исследования обеспечены методологической разработанностью исходных позиций исследования, опирающихся на современные достижения коррекционной педагогики; выбором и реализацией методов, соответствующих цели, задачам и логике исследования; сочетанием количественного и качественного анализа результатов экспериментальных данных; личным участием автора на всех этапах исследования.
Структура и объем магистерской диссертации: рукопись ВКР магистранта состоит из введения, 2-х глав исследования, заключения, списка литературы, включающего 77 наименований. Объем работы составляет 97 страниц текста, содержит 5 рисунков, 7 таблиц и 8 приложений.
Проблема несформированности навыков чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, потому что чтение становиться средством дальнейшего получения знаний и усвоения школьной программы для учащихся. Нарушение данного вида речи среди слабовидящих учащихся младших классов является весьма частой проблемой.
Нарушения навыков чтения у слабовидящих отрицательным образом влияют на успеваемость школьников, задерживают сроки овладения школьной программой, вызывают негативизм по отношению к учебному процессу в целом, в особенности к урокам родного языка.
Анализ данных проведенного эксперимента исследования дает нам возможность сделать следующее обобщающее заключение.
Недостатки зрительного восприятия отразились и на чтении слабовидящих школьников. Дети допускали ошибки при узнавании печатных букв в усложненных условиях зрительного восприятия и при дифференциации прямого и зеркального изображений печатных букв.
Ошибки при чтении были так же связаны с узнаванием букв (замены букв, слогов, пропуски букв).
Таким образом, гипотеза о том, чтение слабовидящих обучающихся будет характеризоваться наличием неречевой симптоматики, которая связана с нарушением зрительного восприятия и проявляется в смешении графически сходных букв, побуквенном чтении, искажениях при чтении, доказана в ходе нашего экспериментального исследования.
Нарушения навыков чтения у слабовидящих отрицательным образом влияют на успеваемость школьников, задерживают сроки овладения школьной программой, вызывают негативизм по отношению к учебному процессу в целом, в особенности к урокам родного языка.
Анализ данных проведенного эксперимента исследования дает нам возможность сделать следующее обобщающее заключение.
Недостатки зрительного восприятия отразились и на чтении слабовидящих школьников. Дети допускали ошибки при узнавании печатных букв в усложненных условиях зрительного восприятия и при дифференциации прямого и зеркального изображений печатных букв.
Ошибки при чтении были так же связаны с узнаванием букв (замены букв, слогов, пропуски букв).
Таким образом, гипотеза о том, чтение слабовидящих обучающихся будет характеризоваться наличием неречевой симптоматики, которая связана с нарушением зрительного восприятия и проявляется в смешении графически сходных букв, побуквенном чтении, искажениях при чтении, доказана в ходе нашего экспериментального исследования.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ТЕКСТА У СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССОВ С ОНР III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ОПТИЧЕСКОЙ
ДИСГРАФИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ
ПЕРВОГО КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2015 - Преодоление оптических нарушений у слабовидящих третьеклассников в процессе реализации проекта «Игровая корзинка»
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 - 2 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - СФОРМИРОВАННОГО ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ
КОНСТРУКЦИЙ У СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III-IV УРОВНЯ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
НАРУШЕНИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Дидактическое обеспечение коррекционной работы по развитию навыка
письма у первоклассников с бисенсорными нарушениями
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - СФОРМИРОВАННОСТЬ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ У
СЛАБОВИДЯЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



