Введение 3
1. Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования 8
1.1 Развитие пространственной ориентировки в онтогенезе 8
1.2 Специфика пространственных представлений слабовидящих младших школьников 13
1.3. Обзор диагностических и коррекционных методик по формированию ориентировки в пространстве у слабовидящих младших школьников 18
Вывод по главе l 22
2. Исследование сформированности пространственной ориентировки у слабовидящих младших школьников 23
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению уровня сформированности пространственной ориентировки у слабовидящих младших школьников 28
2.3 Дифференцированные методические рекомендации по формированию
пространственной ориентировки у слабовидящих младших школьников 38
Вывод по II главе 52
Заключение 53
Список использованных источников 57
Приложения 64
Приложение А 60
Приложение Б 62
Приложение В
На сегодняшний день количество детей с нарушением зрения растёт. Об этом свидетельствуют данные представленные в федеральной службе государственной статистики.
Пространственная ориентировка - это способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них [7].
На наш взгляд, формирование пространственной ориентировки является одним из главных аспектов раннего развития. Так же можно с уверенность сказать о том, что познание окружающего мира, его предметов и размеров зависит от сформированности пространственной ориентировки.
Первые представления у ребенка возникают уже в раннем детстве, затем ребенок самостоятельно применяет их в какой-либо деятельности. Когда приходит время, ребенку идти в школу, он уже должен различать свою правую и левую руку. Как правило, он понимает и знает такие понятия, как вверх-вниз, впереди, позади, дальше, ближе и так далее. Так же может словами объяснить местоположение предмета, пройти и показать его место нахождения [10].
В ходе многочисленных исследований, было выявлено, что слабовидящие дети не могут овладеть навыками пространственной ориентировки. Как правило, таким детям необходимо систематическое и целенаправленное обучение с активным использованием всех сохранных анализаторов.
Для слабовидящих младших школьников характерна малая двигательная активность, что вызывает, как правило трудности в ориентировке в пространстве, Так же в дальнейшем вызывает трудности в развитии пространственной ориентировки, самостоятельность и активность во всех сферах деятельности [42].
Образование обучающихся может быть организовано с другими обучающимися и в отельных классах [55].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования слабовидящих обучающихся регламентирует в процессе обучения формирование у детей с нарушением зрения и нарушением пространственной ориентировки, формирование умения ориентироваться в пространстве и социально-бытовой среде [52].
Данную тему регламентируют такие правовые акты, как Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования слабовидящих обучающихся (далее ФГОС-НО) [52, 55].
Исследованием особенностей пространственной ориентировки слабовидящих младших классов занимались такие отечественные ученые как, М.В. Вовчик-Блакитная, Л.А Выткалова, О.В. Елецкая, М.И Земцова, И.Н. Моргачева, Н.И. Голубев, И.С. Якиманская, О.И. Галкина, А.Г. Литвак, Н.Я. Семаго, Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина и другие. В их работах отмечается, что структура дефекта сложна, многообразна по своим проявлениям, и самостоятельно, спонтанно пространственная ориентировка не формируется [11, 14,15, 16,45,46,58].
Таким образом, формирование пространственной ориентировки является одним из сложных этапов для слабовидящих младших школьников, в связи с этим проблема выявления особенностей пространственной ориентировки у слабовидящих младших школьников продолжает оставаться актуальной.
Проблема исследования. Несмотря на то, что проблема сформированности пространственной ориентировки у обучающихся слабовидящих младших школьников изучена отечественными и зарубежными исследователями, остается множество открытых вопросов. Существующие на данный момент методы и приемы обучения и коррекционно-развивающей работы недостаточно дифференцированы в зависимости от психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся слабовидящих младших классов. На наш взгляд необходимо искать новые пути преодоления нарушения пространственной ориентировки.
Цель исследования. Определить уровни сформированности пространственной ориентировки у обучающихся слабовидящих младших классов и на основе выявленных особенностей составить содержание дифференцированных методических рекомендаций по их формированию.
Объект исследования. Пространственная ориентировка слабовидящих первоклассников.
Предмет исследования. Содержание дифференцированных методических рекомендаций по формированию пространственной ориентировки слабовидящих первоклассников.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у слабовидящих обучающихся младших классов будут выделены следующие особенности пространственной ориентировки: трудности в определении своей правой и левой руки, в определении направления относительно собственного тела и относительно другого человека, слабо развиты пространственные отношения между предметами. Не могут называть слова обозначающие пространственные направления, сложности в соотнесении схемы с реальной ситуацией, трудности в назывании использовании предлогов.
В соответствии с поставленной целью и представленной гипотезой предстояло выполнить следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить особенности сформированное™ пространственной ориентировки у обучающихся слабовидящих младших классов;
3. Выявить уровни сформированности пространственной ориентировки у слабовидящих младших классов;
4. Составить дифференцированные методические рекомендации по формированию и развитию пространственной ориентировки у слабовидящих младших классов.
Методической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии:
- Базовые положения специальной психологии и коррекционной педагогике, основанные на культурно-исторической теории (А.Г. Литвак).
- Теоретические подходы к классификации дифференциации детей с нарушением зрения (В.З. Денискина, Л.И. Плаксина, В.П. Ермакова).
- Исследования в области формирования пространственной ориентировки у слабовидящих младших школьников (О.И. Крушельницкая, В.А. Кручинин, Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, О.В. Елецкая, И.Н. Моргачева, Т.А. Павлов, Семаго Н.Я.)
- Теоретические исследования по проблеме развития пространственной ориентировки (Л.И. Плаксина, Р.И. Бардина, Е.К. Вархатова, М.Г. Аббасова).
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования. В ходе исследования нами применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ документации. Ко вторым относится, наблюдение за детьми, беседа, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке дифференцированных методических рекомендаций по коррекции и развитию пространственной ориентировки у обучающихся слабовидящих младших классов.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания психоневрологический интернат для детей «Подсолнух». В эксперименте приняли участие 10 слабовидящих обучающихся младших классов.
Исследование осуществлялось в три этапа:
I этап (с сентября по октябрь) - изучение специальное методической литературы, формирование цели и задач исследования, определение объекта и предмета исследования, определение экспериментальных планов, разработка методов и методик исследования, подбор испытуемых;
II этап (с ноября по март) - проведение констатирующего эксперимента, обработка и анализ результатов исследования;
III этап (с апреля по май) - составление дифференцированных методических рекомендаций по развитию пространственной ориентировки, оформление полученных результатов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, дифференцированных методических рекомендация, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст выпускной квалификационной работы составляет 52 страниц, включает приложения, список литературы содержит 60 источников, включая интернет ресурс.
Изучив и проанализировав литературу на данную тему, можно сказать о том, что на сегодняшний день количество детей с нарушением зрения растёт. Об этом свидетельствуют данные представленные в федеральной службе государственной статистики.
Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека.
На наш взгляд, формирование пространственной ориентировки является одним из главных аспектов раннего развития. Так же для познания окружающего мира, его предметов и размеров зависит от сформированности пространственной ориентировки.
В рамках решения первой задачи, мы проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу сформированности пространственной ориентировки у обучающихся слабовидящих младших классов.
Исследованием особенностей пространственной ориентировки слабовидящих младших классов занимались такие ученые как, Л.А. Выткалова, О.В. Елецкая, М.И. Земцова, И.С. Якиманская, О.И. Галкина, А.Г. Литвак, И.Н. Моргачева, Н.Я. Семаго, Б.Г. Ананьев. В их работах отмечается, что структура дефекта сложна, многообразна по своим проявлениям и самостоятельно, спонтанно пространственная ориентировка не формируется.
В работах авторов отмечается, что структура дефекта сложна и многообразна по своим проявлениям и самостоятельно, спонтанно в процессе развития пространственная ориентировка не формируется. Так же отмечается необходимость проведения специальной коррекционной работы по формированию пространственной ориентировки.
В рамках решения второй задачи, нами была изучена специфика пространственных представлений обучающихся слабовидящих младших классов.
Специфика пространственной ориентировки обучающихся слабовидящих младших классов заключается: в трудности понимания и использования в своей речи словесных обозначений пространства и пространственных отношений, сложности в определении ориентиров и удаленности предмета, сложности при соотнесении слова с действием, дети принимают задачу, но их выбор оказывается случайным, при ориентировке дети используют только 1-2 ориентира, сложности в определении местоположения предмета относительно себя, сложности в определении правой и левой стороны относительно себя.
Для решения третьей задачи нами был проведен констатирующий эксперимент на базе Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», с целью выявления уровней сформированности пространственной ориентировки у обучающихся слабовидящих младших классов.
Диагностические методики были использованы таких авторов, как Плаксина Л.И., Бардиной Р.И. и адаптированы нами с учетом индивидуальных, возрастных и психофизических особенностей экспериментальной группы детей.
Количественный анализ результатов показала, что в экспериментальной группе 30 % детей характеризовались высоким уровнем сформированности пространственной ориентировки. Средний уровень сформированности пространственной ориентировки был выявлен у 40 % детей и у 30 % детей был выявлен низкий уровень сформированности пространственной ориентировки.
У детей наблюдались трудности ориентировки в макропространстве в комнате и с точкой отсчета от себя, употребление примерных обозначений, трудности в соотнесении действия с словом. При ориентировке дети используют только 1-2 ориентира, сложности в определении местоположения предмета относительно себя, сложности в определении правой и левой стороны относительно себя.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выделить нам две типологические группы респондентов. В 1 группу были включены дети, оказавшись на среднем уровне сформированности пространственной ориентировки, а во 2 группу - дети оказавшись на низком уровне сформированности пространственной ориентировки.
В рамках решения четвертой задачи нами были определины направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми обучающимися слабовидящими младших классов.
Испытуемые на среднем уровне характеризовались: У данной группы детей отмечались, сложности в ориентировке в схеме собственного тела, трудности ориентировки в макропространстве в комнате и с точкой отсчета от себя, употребление примерных обозначений, трудности в соотнесении действия с словом. Испытуемые на низком уровне характеризовались: трудности в схеме собственного тела, в пространстве с точкой отсчета от себя, слабо развиты пространственные отношения между предметами, ориентирами, удаленности предмета. Дети не соотносят схему с реальной ситуацией, пространственные представления являются непонятными.
Авторский вклад заключался в подборе содержания коррекционно-педагогический работы, адаптация заданий и методического материала с учетом индивидуальных, возрастных и психофизических особенностей детей обучающихся слабовидящих младших классов.
Таким образом, цель исследования достигнута и гипотеза о том, что у слабовидящих обучающихся младших классов будут выделены следующие особенности пространственных представлений: трудности в овладении пространственными представлениями, практической микро и макроориентировке, словесном обозначении пространственных отношений, трудности в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении, ограничение возможности дискантного (на расстоянии) восприятия, малой двигательной активности, трудности в нахождении какого-либо предмета, ориентировки на листе бумаги при рисовании, сложности определения предмета в перспективе.
1. Абенова А.К. Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения / А.К. Абенова, Б.Е. Тайлак// Молодой ученый. - 2014. - №6. - 669 с.
2. Аббасова М.Г. Методика «Определение пространственных отношений
между предметами» [Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskii-
sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/10/19/metodiki-napravlennye-na-izuchenie
3. Алексеев О.Л. Теоретические остновы тифлопедагогики. [Текст] / О.Л. Алексеев. М.: Нижегородский государственный университет, 1994. - 284 с.
4. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст]/ Б.Г. Ананьев,Е.Ф. Рыбало. - М.: 1964. - 346 с.
5. Ананьев Б.Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа полушарий головного мозга.//Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. Ломова Б.Ф. М.: «Известия АПН РСФСР», 1961г.-145 с.
6. Бардина Р.И. Методика «Схематизация»
7. Боднар, М.Г. О структуре пространственных представлений младших школьников [Текст] / М.Г. Боднар // Новые исследования в психологии. - 1004. - №3. - С. 170
8. Бутырина, Н. А. Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре / Н. А. Бутырина, Т. А. Карчемкина. // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). - Москва : Буки-Веди, 2018. - С. 42-44. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14286/ (дата обращения: 19.03.2021).
9. Вархотова Е.К. Экспересс диагностика готовности к школе для педагогов и школьных психологов [Текст] / Е.К. Вархотова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазонова. М.: 2005г. 66 с.
10. Вовчик-Блакитная М.В. Развитие пространственного различения [Текст] / М.В. Вовчик-Блакитная; под ред. Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 236 с.
11. Вовчик-Блакитная, М. В. Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного и школьного возраста / М. В. Вовчик-Блакитная. - М. : Просвещение, 1973. - 125 с.
12. Выткалова, Л.А., Развитие пространственных представлений у младших школьников [Текст] : практические задания и упражнения / Л. А. Выткалова // Учитель.- Волгоград, 1009 г
13. Галкина О.И. Развитие представлений о пространстве у детей на уроках рисования 1-х классов. // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. Сб. ст. под. ред. Ананьева Р.Г. М.: «Известия АПН РСФСР», 1956г., вып. 86. 1978., 104с.
14. Галкина О.И. Развитие пространственных отношений в начальной школе. [Текст] / О.И. Галкин. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 91 с.
15. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе / О.И. галкина. - М.: Изд - во Акад. Наук РСФСР, 1961. - 89с.
16. Галкина, О. И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе / О. И. Галкина. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 89 с.
17. Голубева Н.И. Опыт изучения ребенка в пространстве на первом году жизни. // Формирование пространства пространства и пространственных представлений у детей. Сб. ст. под ред. Ананьева Б.Г. М.: «Известия АПН РСФСР», 1956г., 223 с.
детей с нарушением зрения: учеб. Пособие / Л.И Плаксина. - М.: РАОИКП, 1999. - 54 с.
18. Дифференциальная диагностика уровня психического развития дете 2 - 7 летнего возраста. Под редакцией Л.С. Рычковой, Г.Н. Лавровой, - Издательство ЮУрГУ, 2000г.
19. Елецкая О.В. Развитие и уточнение пространственно - временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачева. - М.: Школьная пресса , 2003.
20. Елецкая, О. В. Развитие и уточнение пространственно - временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачева. - М. : Школьная Пресса, 2003. - 178 с.
21. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения [Текст] / В.П. Ермакова, Г.А. Якунин- М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
22. Ермакова В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин - М.: 2009. 56 с.
23. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения / М.И. Земцова. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
24. Земцова, М.И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения / М.И. Земцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - №3. - С. 26-32.
25. Кондаков А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителей [Текст] / А.М. Кондаков // Педагогика 2010. - № 5.
26. Кондаков, А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителей [Текст]/ А.М. Кондаков // Педагогика. - 2010. - No5.
27. Кривошей Е.В. Развитие пространственных представлений младших
школьников. - Режим доступа:
http://miapp.ru/sno/poleznoe/school psychologist/1710-.html. - Дата доступа:
31.09.2021
28. Кручинин В.А Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения: учеб. пособие. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1991
29. Крушельницкая О.И. Вправо - влево, вверх - вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6 - 8 лет / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова - М:. ТЦ Сфера, 2004. - 80 с.
30. Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. учеб. пособ. Для деф. фак. пед. иг-тов / А.Г. Литвак. - М:. 1972
31. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. Пособие /А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун - т им. А.И. Герцента. - СПб. : Изда - во РГПУ, 1998. - 271с.
32. Литвак А.Г. Тифлопсихология. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2111 «Дефектология». - М.: Просвящение, 1985. 118 с.
33. Лысова А.А. Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушением зрения: учебно-методич. Пособие / А.А. Лысова. - Челябинск: Рекпол, 2011. - 34 с.
34. Малаева Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. - М.: Советский спорт, 2002.
35. Методы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста А.В. Сенцова, С.В. Курдюкова [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/metody-razvitiya-pr..
36. Методы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста сенцова А.В., Курдюкова С.В.
37. Моргачева И.Н. ребенок в пространстве [Текст]: методическое пособие / И.Н. Моргачева - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 212 с.
38. Мусейбова Т.А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста: Дисс. Канд. Пед. наук. Л. - 1964.-414 с.
39. Мусейбова Т.А. Формирование некоторых пространственных ориентаций [Текст] // Т.А. Мусейбова // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 4. - с. 35-38
40. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования и дошкольников и младших школьников. - М.: Школьная пресса, 2004
41. Плаксина Л.И. Психолого педагогическая характеристика для детей с нарушением зрения: Учебное пособие. - М.: РАОИКП
42. Развитие пространственных представлений у слабовидящих младших школьниковhttps://urok-1 sept-ru.turbopages.org/turbo/urok. 1 sept..
43. Семаго Н.Я. Пространственные представления ребенка [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго // Школьный психолог. - 2000. - № 34. - 15-20 с.
44. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы [Текст]: Дефектология, No1., 2000 г. .
45. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста Практическое пособие / Н. Я. Семаго. - М., Айрс-пресс, 2007. - 112 с.
46. Семаго, Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы / Н. Я. Семаго // Дефектология, №1. - М. : Школа-пресс, 2000.
47. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. -- М.: Академия, 2002. - 232 с.
48. Сорокун П.А. Формирование пространственных представлений у младших школьников. Автореферат дисс. на соиск. уч. канд. пед. наук. Л., 1953 г., 16 с.
49. Сунцова А.В., Кудрюкова С.В. Учимся ориентироваться в пространстве. - СПБ.: Питер 2008.
50. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. - М.: Эксмо, 2009.
51. Титова О.В. Особенности формирования пространственных представлений у младших школьников [Текст]/ О.В. Титова. - М.:, 2002.
52. Федеральная служба государственной статистики
https://rosstat.gov.ru/folder/13721
53. Федеральная служба государственной статистики https://rosstat. gov.ru/statistic.
54. Федеральный государственный стандарт
55. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №79-ФЗ (ст. 79)
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/708566b2fd52d51c70e2f0c8e02abb2d81 a6c22e/
56. Шемякин Ф.Н. Мышление и речь [Текст] /Ф.Н. Шемякин. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 226 с.
57. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников/ И. С. Якиманская. - М. : Педагогика, 1980
58. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст] / И.С Якиманский. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
59. Яковлева Н.М. Развитие пространственных представлений в процессе усвоения мер длины у учащихся 1-2 классов. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Л. 1955 г. 17 с.
60. Ярмоленко А.В. Роль речи в отражении пространства. //Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. Ломова Б.Ф. М.: «Известия АПН РСФСР», 1961 г. - 200с.